Материал 5. Заповеди предпринимательства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Материал 5. Заповеди предпринимательства



Масахико НАКАНИСИ, председатель коммисии по делам малых и средних предприятий Токийской торгово-промышленной палаты.

Сколько прошло дискуссий! Сколько проштудировано статей! Сколько выслушано умных рассуждений! И все о предпринимательстве и предпринимателях. Невольно вздрагиваешь, когда вспоминаешь о всеобщем беспределе обдираловки на торжищах, справедливо прозванных “блошиными рынками”.

На фоне нашей предпринимательской вакханалии светом в конце тоннеля представляется доклад японского бизнесмена Масахико НАКАНИСИ, предложенный семинару на тему о деятельности малых и средних предприятий. Проходил он в рамках Японской торгово-промышленной выставки в Москве, на подготовку которой деловые люди Страны восходящего солнца затратили более 1 миллиарда иен. Разборчивость японцев общеизвестна, и выбор выступающего ими был сделан далеко не случайно. Начав с малого, М. Наканиси поднялся до президента взращенной им корпорации “Бэнкан корпорейшн”, стал председателем Комиссии по делам малых и средних предприятий при Токийской торгово-промышленной палате. Стало быть, за каждым его словом – весомые поступки.

Печатно размноженный доклад состоит как бы из двух частей: 1-й, освещающей изнутри силы главным образом нравственные, движущие развитием цивилизованного предпринимательства; 2-й – возвышающей труд как таковой на уровень философского понимания и такого же отношения к нему. Каждая из этих частей состоит из блоков, в которых одна за другой ставятся и рассматриваются важнейшие заповеди предпринимателя. Святость их, считает автор, – душа любого бизнеса.

Итак, слово самому автору. Его доклад начинается с присущей восточным людям вежливости: “Мне, Наканиси, выпала большая честь выступить перед публикой СНГ... Я как один из предпринимателей малых и средних предприятий Японии буду счастлив, если наш опыт и взгляды принесут вам какую-нибудь пользу”.

...В 1945 году Япония потерпела полное поражение во второй мировой войне... Везде было полно бездомных сирот и бродяг, почти все люди нуждались в самой необходимой пище, одежде, крове. И кто тогда мог подумать, что спустя четыре с лишним десятилетия страна выйдет на 15% мирового валового национального продукта. Решающую роль, по мнению автора, сыграла система свободной торговли, активизация конкуренции, сотрудничество капитала и труда и, наконец, трудолюбие японского народа, а также помощь США и Англии.

Моя задача на этом семинаре рассказать о значении наших предпринимательских дерзаний тогда и теперь. После войны, как вы, наверное, знаете, у нас многие одновременно создавали малые и даже мелкие предприятия, вроде как весной сразу распустились почки. Сердцевиной их жизнеспособности явился энтузиазм предпринимателей. Подобным путем, подчеркнул докладчик, пришли, например, к всемирной известности такие знаменитые японские фирмы, как “Хонда”, “Сони”, “Мацусита”, вышедшие из безымянных предприятий.

Здесь мы на некоторое время перейдем на прямое цитирование из доклада заповедей, наиболее четко сформулированных автором. А пожелания и советы, обращенные к нашим доморощенным бизнесменам, будем намеренно выделять.

Мы, японские предприниматели, давно считаем своих работников не простыми “поставщиками” рабочей силы, а братьями, или членами семьи, которые вместе переживают печали и радости, а при затруднениях даем советы и оказываем помощь, стараемся искренне служить на благо друг другу. Это сделало возможным установить единство в отношениях предпринимателей и работников. При хозяйственном кризисе компаний многие из нас, предпринимателей, первыми сокращают свою зарплату и прочие доходы. Если этого недостаточно для преодоления трудностей, предприниматели обращаются к работникам с просьбой оказать им содействие, и увольнения работников они стараются возможно дольше избежать. При духе единства работники охотно участвуют в преодолении кризиса, в спасении компании от банкротства.

МЫ ЖЕЛАЕМ, ЧТОБЫ ЛЮДИ ВАШЕЙ СТРАНЫ, СОБИРАЮЩИЕСЯ ОРГАНИЗОВАТЬ ЧАСТНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ, ОСОЗНАЛИ ВАЖНОСТЬ ЧУВСТВА ЕДИНСТВА КОЛЛЕКТИВА, ПРИЛОЖИЛИ УСИЛИЯ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ КАЖДЫЙ ВОСПРИНИМАЛ КОМПАНИЮ КАК СВОЮ.

О приоритетах в предпринимательстве. Заманчиво звучит, когда говорят, что самое главное для нас, предпринимателей, получить прибыль. Резонно. Но есть более важное. Это - доверие партнеров. Утрата компанией доверия приводит к потере клиентов, прекращению финансирования банками и, наконец, к моментальному наступлению хозяйственного кризиса компании. Доверие же служит ей опорным фундаментом. Ознакомим вас с тем, какие конкретные усилия мы прилагали и прилагаем для завоевания доверия.

Во-первых, следует предлагать потребителям то, чего они хотят, по возможно низким ценам. Каждый старается один и тот же товар приобрести по более сходной стоимости. Потому-то для производства продукции по все более низкой цене наши изготовители пускают в ход всю изобретательность, совершенствуют технологии и проводят жесткую конкуренцию. Такими усилиями и завоевывается общественное доверие.

Во-вторых, необходимы максимальные усилия для постоянного сохранения качества товара. Когда предприниматель стремится только лишь к имеющейся под рукой выгоде, он, как правило, искусственно сокращает надлежащую себестоимость продукции и заниженный по качеству товар пытается незаметно предложить потребителям как товар, по качеству эквивалентный тому товару, который во время заключения контракта был показан как образец. Это даст ему лишь сиюминутную выгоду. Товар плохого качества непременно оттолкнет потребителя. Японская заповедь гласит: понижать качество товара значит совершать предательство по отношению к покупателю, что само по себе аморально.

Далее я хотел бы высказаться о том, что же является решающим для все большего развития компаний. И теорией, и практикой давно доказано, что важнейшее дело предпринимателя - умение пробудить у работников трудовой энтузиазм. Какие же конкретные меры принимали и принимаем мы, предприниматели Японии, для пробуждения энтузиазма вовлеченных в трудовой процесс работников? Мы справедливо оцениваем заслуги тех работников, которые способствуют повышению качества продукции, снижению ее стоимости, соблюдению срока поставки и т. д. И мы вознаграждаем их за это, повышая зарплату, выдвигая по должностной лестнице, т. е. всем даем понять, что дополнительные блага зависят от собственных усилий каждого. Без такого подъема духа ни прогресса, ни развития быть не может. При этом предприниматель должен всегда помнить о необходимости беспристрастно оценивать результаты труда каждого. Если предприниматель пристрастен в своих суждениях, то работники, получившие неправильную оценку, лишатся трудового интереса, а другие перестанут верить предпринимателю, что и приведет практически к затуханию трудовой морали на всем предприятии.

ГЛАВНАЯ ПРИЧИНА УПАДКА ЭКОНОМИКИ ВАШЕЙ СТРАНЫ, ПО-МОЕМУ, ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО МНОГИЕ ЛЮДИ ЗАГЛУШИЛИ САМИ В СЕБЕ ТРУДОВОЙ ЭНТУЗИАЗМ.

В социалистических странах вообще отдавали приоритет прежде всего равенству, игнорировали бесспорный принцип “большего вознаграждения тех, кто совершил трудовые заслуги”, полагая, что такой подход может послужить причиной возникновення нездоровой конкуренции и неравенства. На деле же это означало в конечном счете равную зарплату за неравный труд.

В связи с этим докладчик подробно останавливается на позиции предпринимателя в руководстве кадрами. Прежде всего он обязан не выпускать из поля зрения нерадивых работников, безразлично относящихся к делам предприятия, своевременно делать им замечания и предупреждения; если это не поможет, уменьшать им зарплату или понижать в должности; если и это не возымеет действия уведомлять об их увольнении, даже тех, кто является родственниками предпринимателя. В то же время рекомендуется вознаграждать инициативных и прилежных.

Здесь уместно подумать и о том, ради кого существует предприятие – компания. Японские предприниматели видят в них прежде всего средство наибольшего удовлетворения людских потребностей, выпускать продукцию все более хорошего качества и предлагать ее по возможно низким ценам. Стараются выделять получаемую прибыль на погашение банковских кредитов, возвращать ее в возможно большем размере сотрудникам и пайщикам, которые инвестировали капитал на свой риск и, конечно, - соответствующую долю предпринимателю. Очевидно, что предприятие существует ради потребителя, занятых в производстве работников и пайщиков. Без сотрудничества этих трех категорий компания не может существовать. При игнорировании хотя бы одной из них предприниматель не в состоянии выжить.

ЕСЛИ КТО ИЗ ВАС СОБИРАЕТСЯ ВНОВЬ ОРГАНИЗОВАТЬ ПРЕДПРИЯТИЕ И БУДЕТ СОБЛЮДАТЬ ПРИ ЭТОМ ТРИЕДИНОЕ ПРАВИЛО, ТОТ НАВЕРНЯКА ДО-СТИГНЕТ НАМЕЧЕННОЙ ЦЕЛИ.

Материал подготовил Михаил БУЛКИН

“Деловой мир” №6 1992



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 31; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.66.13 (0.005 с.)