Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стремление к лучшим практикам корпоративного управления. Или бюрократизация законодательства, превращение рекомендательных положений в обязательные.
Обратимся к проекту федерального закона N 204628-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" (в части совершенствования корпоративного управления). Он уже принят во втором чтении и представлял собой наиболее перспективный законопроект с точки зрения сроков его принятия, однако сейчас он "застопорился" в недрах Правового управления Президента РФ. Как было указано, этот законопроект подготовлен в целях реализации п. п. 2, 9 и 16 Плана мероприятий ("дорожной карты") "Совершенствование корпоративного управления", утвержденного распоряжением Правительства РФ от 25 июня 2016 г. N 1315-р. Законопроект, в частности, предусматривает законодательно закрепить право совета директоров общества формировать комитеты для предварительного рассмотрения вопросов, относящихся к его компетенции, а также утверждать внутренние документы общества, которыми определяются компетенция и порядок деятельности таких комитетов. При этом для публичного общества устанавливается требование о формировании комитета по аудиту для предварительного рассмотрения вопросов, связанных с контролем за финансово-хозяйственной деятельностью общества, в том числе с оценкой независимости и отсутствием конфликта интересов у аудитора публичного общества, а также оценкой качества проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общества. Наряду с этим к компетенции совета директоров предлагается отнести вопросы определения принципов и подходов к организации в обществе системы управления рисками и внутреннего контроля, а также внутреннего аудита. Замечу, что в настоящий момент регулирование организации и деятельности комитетов осуществляется нормами "мягкого" права - ненормативными актами рекомендательного характера, например, положениями Кодекса корпоративного управления, правилами листинга на организованных финансовых рынках, а также внутренними документами хозяйственных обществ, впрочем, как и организация системы управления рисками, за исключением хозяйственных обществ, созданных в отдельных сферах предпринимательской деятельности, например, в банковской, страховой сферах, на рынке ценных бумаг, применительно к которым система управления рисками, внутреннего контроля и аудита регулируется на уровне нормативно-правовых актов.
С одной стороны, трансформируя рекомендательные нормы в обязательные, законодатель вроде бы достигает единообразия регулирования, защищает интересы инвесторов, с другой - вмешивается в сферу саморегулирования. Как отмечено в замечаниях к комментируемому законопроекту, отсутствие в нем четкого определения правового статуса комитета совета директоров и его состава способно усложнить управление обществом и привести к размыванию компетенций органов юридического лица. В частности, возможно дублирование функций комитета по аудиту и структурных подразделений, осуществляющих внутренний аудит. В свою очередь, неопределенность относительно состава комитета совета директоров (состоит ли он исключительно из членов совета директоров общества, работников или иных лиц) может привести к тому, что на общество будут оказывать влияние неподконтрольные общему собранию акционеров лица. В этой связи рекомендуется рассмотреть вопрос об уточнении в законопроекте правового статуса комитета, предусмотрев, что такой комитет - исключительно консультативно-совещательный орган и не является органом управления общества <5>. -------------------------------- <5> Заключение Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям по проекту федерального закона N 204628-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" (в части совершенствования корпоративного управления)" от 26 сентября 2017 г. (N 56 п. 1.2 протокола) // СПС "КонсультантПлюс".
Представляется, что в актах "мягкого права" в порядке рекомендаций лучших практик корпоративного управления вопросы, связанные с организацией деятельности комитетов совета директоров, в настоящий момент вполне адекватно урегулированы. Рынок уже давно и успешно решил соответствующие задачи: наличие ряда комитетов совета директоров и требования к их персональному составу являются сегодня абсолютным императивом для размещения бумаг на организованном фондовом рынке.
Зададимся вопросом: а надо ли вообще на уровне законодательства регулировать деятельность не только органов, призванных формировать или изъявлять вовне волю юридического лица, а также неких вспомогательных структур типа комитетов, комиссий и пр.? Мне представляется, что нет, поскольку для третьих лиц порядок организации и деятельности этих структур безразличен, а для внутренних взаимоотношений в корпорации есть другие средства правовой регламентации - регламенты, положения. Комментируемый законопроект предлагает установить для публичного общества обязательность системы управления рисками и внутреннего контроля, а также внутреннего аудита как механизма оценки надежности и эффективности такой системы. Система управления рисками и внутреннего контроля, а также внутреннего аудита действительно имеет существенное значение для организации эффективного корпоративного управления и контроля за менеджментом компании, однако, с нашей точки зрения, не стоит вводить ее обязательность на уровне законодательного требования, поскольку подобное регулирование затронет компании разного масштаба, разного уровня корпоративного управления и для некоторых из них породит только отрицательный эффект: эти положения закона останутся только на уровне декларации и могут породить эффект отторжения и на будущее время. С нашей точки зрения, не является однозначно позитивной тенденцией трансформация рекомендательных норм в нормы права, особенно в российских реалиях, когда многие публичные общества являются таковыми не в силу того, что они привлекают средства инвесторов на фондовом рынке, а из-за "греха приватизации", в ходе которой они однократно разместили акции среди неопределенного круга лиц. Таким образом, мы наблюдаем расширение законодательного поля, попытку унифицировать правовое регулирование в отношении различных по своим масштабам, целям способов привлечения инвестиций субъектам. Почему это происходит?
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 25; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.138.144 (0.006 с.) |