Тема: Композитор – имя ему народ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Композитор – имя ему народ.



Цели: повторить пение двухголосных мелодий приемом «пере­кличка» и гармонически; отработать понятие контраста разными приемами; закрепить умение анализировать «пейзажную музыку»; повторить слушание сказочных отрывков из опер; начать разучи­вание нового вокального произведения.

Планируемые результаты: учащиеся продолжат осваивать на­вык певческого двухголосия; познакомятся с творчеством нового для них композитора; сопоставят разные произведения искусств с общими художественными образами.

Музыкальное сопровождение: школьники входят в кабинет му­зыки под звучание пьесы «Ноябрь. На тройке» П.И. Чайковского, выходят из него после урока под собственное исполнение песни «В путь» Ф. Шуберта.

Оформление доски: иллюстрации к сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»; портреты композиторов Н.А. Римского-Корсакова, Ф. Шуберта; картина с изображением водяной мельницы.

Ход урока

I. Музыкальная разминка

(Повторяется четкое произнесение скороговорки «Метелица» всем классом, по рядам и отдельными школьниками.

Повторение упражнения «Кукушка» в мелодическом и гармо­ническом двухголосии.

Разучивание гаммы до-мажор, начиная с нисходящего движе­ния с удвоением каждого звука на новый текст - «Снег летит».)

Снег летит

Снег летит легко и плавно,

Все на улице бело.

Все дорожки, все тропинки

Белым снегом замело.

(Школьники повторяют текст, после чего поют гамму с дан­ными словами.)

- Прошу вас петь, старательно округляя каждый звук, пра­вильно и растянуто произнося гласные.

(Гамма исполняется еще 2-3 раза от разных звуков.)

- Отрепетируем исполнение этого упражнения разными штрихами. Спойте сначала всю фразу плавным звуком, легато.

- Теперь спойте это же упражнение, но несколько иначе -каждый звук отрывисто, стаккато.

- Что такое контраст? (Два явления, противоположных друг другу.)

- Как в музыке может проявляться контраст? Какие произ­ведения мы можем назвать контрастными, чем они могут различаться? (Высотой, громкостью, манерой исполнения -штрихами.)

- Сейчас вы спели гамму контрастными приемами. В чем за­ключался такой контраст? (В использовании разных штри­хов — легато и стаккато.)

II. Работа с тетрадями - запись темы урока

- Сегодня вам предстоит познакомиться с новыми музыкаль­ными произведениями. Запишите в тетрадях тему урока: «Музыкальный портрет».

III. Повторение изученного

Раньше вы уже знакомились с музыкой композитора   Н.А. Римского-Корсакова к его опере, которая создана по сюжету сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» и называется немного короче - «Сказка о царе Салмане».

— Вы послушаете самый известный отрывок из оперы, кото­рый называется «Три чуда». О каких трех чудесах говорится в этой сказке? (О волшебной белочке, тридцати трех бога­тырях и Царевне Лебеди.)

Для образа каждого чуда композитор Н.А. Римский-Корсаков написал музыку, т. е. создал портреты этих сказочных персонажей. Запишите в тетрадях название произведения и фамилию компо­зитора: «Три чуда» из оперы Н.А. Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане».

Вы помните по сказке А.С. Пушкина, что основные события гам происходят в городе, которым правит царевич - князь Гвидон. Город расположен на острове посреди моря. В опере городу князя Гвидона дано «вкусное» название - Леденец. Поэтому пред­ставьте себе, что мы очутились перед дверями этого волшебного юрода Леденца. Сначала в музыке вы услышите призывные звуки фанфар, которые приглашают нас в сказку, а потом композитор туками симфонического оркестра нарисует пейзаж — морские волны и образ города Леденца.

- Послушайте сначала самый первый отрывок. Я прошу вас взглядом показать, в каком месте вы услышите морские волны.(Слушание пролога к антракту «Три чуда» — фанфары тема моря и тема города Леденца, школьники выполняют задание.)

И вот мы вошли в город Леденец, где полным-полно удиви­тельных чудес. Нас встречают волшебная белочка и богатыри, которые выходят из моря. Сейчас вы услышите музыку, которая рисует нам портрет первого чуда - волшебную белочку. Этот му­зыкальный отрывок так и называется — «Белка».

(Педагог показывает иллюстрацию к сказке.)

Давайте прочитаем отрывок из сказки Пушкина, где это чудо описывается. А может быть, кто-то из вас помнит эти стихи? Тогда продолжим их чтение вместе с вами. Помогайте, ребята, подска­зывайте мне слова.(Педагог зачитывает сокращенный отрывок из сказки.)

Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом...

Белка песенки поет

Да орешки все грызет.

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые.

Кучки равные кладет

И с присвисточкой поет

При честном при всем народе:

«Во саду ли, в огороде».

Послушайте, как музыка рисует эту волшебную белочку. Ее главную партию исполнит музыкальный инструмент, который называется флейтой.(Педагог показывает рисунок флейты.)

У флейты нежный, очень высокий голос. А еще вы услышите в мелодии напев русской народной песенки, о которой упоминает Пушкин, - «Во саду ли, в огороде».

- Давайте споем начало этой песенки вместе со мной. (Педагог исполняет мелодию песенки на инструменте и на­певает вместе с ребятами.)

Во саду ли, в огороде

Девица гуляла.

Она ростом невеличка,

Лицом круглоличка.

Слушая эту музыку, представьте себе, что это белочка поет таким высоким звонким голоском. Вы даже можете ей подпевать, когда услышите мелодию знакомой русской народной песни.

(Слушание отрывка с частичным пропеванием музыкальной темы школьниками.)

— Каким было второе чудо в этой сказке? Я подскажу. (Педагог читает отрывок из сказки А.С. Пушкина.)

...Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольется в шумном беге,

И очутятся на бреге

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря,

Все красавцы удалые,

Великаны молодые,

Все равны, как на подбор,

С ними дядька Черномор.

Сейчас с помощью музыки к нам придут в гости богатыри из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Послушайте, как рисует нам их облик композитор.(Педагог демонстрирует нужную иллюстрацию.)

Мы услышим, как призывный голос трубы возвестит о том, что к нам идут богатыри. Потом музыка изобразит их тяжелую богатырскую поступь. Сначала богатыри будут идти издалека, и музыка будет звучать чуть слышно. Но постепенно она начнет усиливаться — это богатыри будут подходить все ближе и ближе. А потом они вновь уйдут в морские волны, и музыка постепен­но станет тише. Покажите взглядом, в каком месте вы услышите кульминацию этого отрывка.(Слушание отрывка «Богатыри» с выполнением школьниками задания.)

Осталось послушать отрывок о превращении птицы в пре­красную царевну. Но его вы услышите на следующих уроках.

- Были ли два портрета—белочки и богатырей — контрастными?

- В чем заключался контраст? (В выборе регистра, в динамике, в использовании штрихов.)

- Чем похожа музыка отрывка «Море» на начало пьесы «Рас­свет на Москве-реке»? (Неторопливостью, величавостью.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.96 (0.008 с.)