Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
V . Актуализация знаний - повторение понятий о народной песне
— На прошлом занятии вы услышали окончание рассказа писателя М. Горького «Как сложили песню». Послушайте его еще раз. (Педагог читает окончание рассказа. Разбор по вопросам, приведенным в предыдущем уроке.) — Послушайте слова, которые сочинили женщины. Отражается ли в этих словах изменение их настроения? (Педагог зачитывает текст куплетов песни.) 1. Эх, да белым днем, при ясном солнышке, Светлой ноченькой, при месяце Беспокойно мне, девице молодой. Все тоскою сердце мается. 2. Ой, да ни зимою вьюги лютые, Ни весной ручьи веселые Не доносят со родной стороны Сердцу весточку утешную. 3. Жаворонок над полями поет, Васильки-цветы в полях зацвели, Поглядеть бы на родные-то поля! Погулять бы с милым другом по лесам! — Какие чувства передаются в песне? — Какие средства выразительности выбрали женщины для ее мелодии? — Как вы думаете, какими голосами пели Устинья и горничная? — Какая главная особенность лирических песен? (Они грустные.) Такие песни пели, когда возникала необходимость излить душу, выплакать горе. — Как это выражалось в музыке? (Грустный напев, распев слогов.) - Каким был музыкальный лад в таких песнях - мажор или минор? (Минор.) VI. Вокальная импровизация - Сегодня в качестве текста для импровизации мы выберем русскую пословицу. Запомните ее. На чужой сторонушке рад своей воронушке. - Объясните смысл этой пословицы. (Ответы детей.) Бывает так, что человек уехал в чужие края, очень тоскует по своей родине. Настолько сильно, что рад любой весточке из дому. Даже если он слышит простое карканье вороны, то ему кажется, что она прилетела с родины, и от этого человеку становится немного радостнее, тоска его проходит. - Произнесите эту фразу про себя. Скажите протяжно, медленно. - Какой может быть импровизация напева для такой пословицы? - Можно в импровизации передать смену двух настроений? - Каким будет характер мелодии в начале фразы? - Какими выразительными средствами музыки вы передадите тоску, печаль человека, живущего на чужбине? - Как можно изменить настроение в окончании импровизации? - Спойте свои импровизации в уме, про себя. - Кто хочет показать свой пример импровизации? - Получились ли ваши импровизации похожими на песню, которую сложили женщины в рассказе?
VII. Блицопрос (Школьники дают в тетрадях письменные ответы на вопросы.) - Какие группы исполняли песню «А мы просо сеяли»? - Как менялся характер припева и куплета в песне «Точка, точка,запятая»? VIII. Рефлексия - Назовите жанры русских народных песен. - Какие русские народные песни вы сегодня разучивали? - К какому жанру относится песня «Милый мой хоровод»? - Каков характер песни «Милый мой хоровод»? - Кто ее исполнял? - Какие движения подходят к этой песне? - К какому жанру относится песня «А мы просо сеяли»? - Каков характер этой песни? - Кто ее исполнял? - В чем заключается различие песен «Милый мой хоровод» и «А мы просо сеяли»? — Как менялось настроение женщин, которые складывали песню в рассказе М. Горького «Как сложили песню»? — Как менялся характер музыки в песне Г. Гладкова «Точка, точка, запятая»? — Почему в этой песне менялся характер? — Как менялся характер в ее запеве? — Какие жесты вы использовали для дирижирования этой песней? IX. Контрольный момент: «Угадай-ка» (Педагог исполняет начальные такты музыкальных произведений. Школьники должны записать в тетрадях: • песня «Точка, точка, запятая» композитора Г. Гладкова; • русская народная песня «А мы просо сеяли»; • русская народная песня «Милый мой хоровод».) Тема: Ангел вопияше. Цели: провести работу по совершенствованию песенного унисона и двухголосия; завершить разучивание песни; отработать технику дирижирования разными приемами; познакомить с игровой жестикуляцией народной песни, с концертным исполнением вокализа; повторить понятие «героическая музыка». Планируемые результаты: учащиеся научатся разным приемам дирижерского жеста; познакомятся с народными танцевальными движениями, правилами театральной этики; закрепят знания о разнообразии вокальной музыки. Музыкальное сопровождение: школьники входят в кабинет музыки под звучание «Вокализа» СВ. Рахманинова, выходят из него после урока под собственное исполнение песни «Точка, точка, запятая» композитора Г. Гладкова. Оформление доски: репродукции картин с разными пейзажами; портреты композиторов СВ. Рахманинова, П.И. Чайковского, Г.И. Гладкова; кадры из фильмов и мультфильмов, в которых звучит музыка Г. Гладкова; иллюстрация к рассказу И.С Тургенева «Певцы»; фотография Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского.
В ходе урока желательно использовать видеозапись отрывка из художественного фильма «Сказание о земле Сибирской», где звучит «Вокализ» СВ. Рахманинова (режиссер И.А. Пырьев, 1947). Ход урока I. Музыкальная разминка (Повторение двухголосного распевания «Мы поем» приемом «перекличка».) — Споем это распевание в виде канона. (Педагог делит класс на две группы, объясняет каждой группе свою вокальную партию. Пение упражнения каноном, потом группы меняются ролями. Повторяют упражнение на развитие широкого дыхания «По ступенькам». Пение каноном народной песни «Со вьюном я хожу». Повторение скороговорки в разном темпе.) II. Актуализация знаний Народные песни — Какие народные песни вы разучивали на прошлом уроке? — Угадайте песню по ее мелодии. (Педагог исполняет начало песни «Милый мой хоровод».) — Что вы знаете о песне «Милый мой хоровод»? Расскажите о ее жанре и характере. — Повторим слова и напев песни. (Повторение песни «Милый мой хоровод».) — Как обычно пели русские народные песни? (Без сопровождения.) — Спойте песню еще раз, постарайтесь исполнить ее в ансамбле, очень чисто и согласованно. (Поют без сопровождения.) — Прибавим к исполнению этой песни еще и танцевальные движения. Какие движения вы разучили на прошлом уроке? (Исполняют песню с движениями, после чего садятся на свои места.) — Мелодия какой песни звучит теперь? (Педагог исполняет мелодию песни «А мы просо сеяли».) — Расскажите о жанре и характере песни «А мы просо сеяли». Какие группы ее исполняют? — Исполните эту песню по ролям — девочки и мальчики. Каждая группа поет свою партию. (Повторение и исполнение песни.) Чтобы исполнение песни было более похоже на подлинно народное, добавим к пению танцевальные движения. Конечно, движения у каждой группы будут свои. Пусть движения девочек останутся такими, как в песне «Милый мой хоровод» - танцевальными,неторопливыми. Прошу девочек подняться со своих мест и спеть начало песни «А мы просо сеяли» с хороводными движениями. (Исполнение партии девочек с нужными танцевальными движениями.) А у мальчиков мелодия более решительная, им и движения нужны более четкие, ритмичные. Мальчики, прошу вас подняться. Сожмите пальцы в кулаки и поставьте руки на пояс. При пении партии надо поочередно выставлять то одно, то другое плечо вперед. От этого ваша партия получится более важной, горделивой. (Отработка танцевальных движений мальчиков.) - Попробуем соединить танцевальные движения обеих групп и пение. (Отработка сочетания пения и танца.) Прошу всех сесть на свои места, продолжим разучивание этой песни. Вся песня довольно длинная, мы ее немного сократим. Но в каждом куплете после каждой строчки остаются слова повторения «ой, дид Ладо». Послушайте слова 2-го куплета. (Педагог читает текст 2-го куплета, школьники запоминают и повторяют.) Девочки. Мы дадим вам сто рублей, сто рублей. Ой, дид Ладо, сто рублей, сто рублей.
Мальчики. Нам не надо тысячу, тысячу. Ой, дид Ладо, тысячу, тысячу. - Какие строчки будут повторяться по два раза? (Последние строчки в каждой партии, которые начинаются словами «ой, дид Ладо».) (Класс делится на две группы - девочки и мальчики, каждая группа поет свою партию. Исполняют 2-й куплет песни по ролям.) - Расскажите о характере каждой партии. (Ответы детей.) - Спойте 2-й куплет еще раз, каждой группе надо передать особенности характера своей музыки. Девочкам - плавность, напевность, мальчикам — решительность, но вместе с тем - шутку, игривость. Ведь эта песня игровая. (Поют 2-й куплет по партиям в нужных исполнительских характерах.) - Осталось добавить в куплет танцевальные движения. Исполните 2-й куплет с движениями, которые вы уже знаете. - Соединим исполнение 1-го и 2-го куплетов — спойте их и станцуйте. - Прошу садиться. Сделайте глубокий вдох и длительный выдох. Еще раз! Вы должны успокоиться перед следующим этапом работы. - Какие русские народные песни вы исполнили? Укажите жанры. - Какие еще жанры народных песен вы знаете? - Сравните два любых жанра русских народных песен и расскажите об их различиях.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 35; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.252.8 (0.013 с.) |