IV . Актуализация знаний: повторение 3-го Концерта СВ. Рахманинова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IV . Актуализация знаний: повторение 3-го Концерта СВ. Рахманинова



(Школьники повторяют лейтмотив 3-го Концерта для фор­тепиано с оркестром СВ. Рахманинова, прослушивают начало произведения и производят его разбор.)

— Почему рояль называют королем всех музыкальных инстру­ментов?

V. Вокальная импровизация

— Послушайте слова, которыми закончилась песня в рассказе М. Горького, и попробуйте создать для них свой мотив.

Жаворонок над полями поет,

Васильки-цветы в полях зацвели,

Поглядеть бы на родные-то поля!

Погулять бы с милым другом по лесам!

Обратите внимание: чтобы получился более точным ритми­ческий рисунок, в первой строчке в слове «жаворонок» изменит­ся место ударения. Надо будет петь «жаворонок». Помните, что такая манера переноса ударения вам уже встречалась в народных песнях.

— Каким может быть характер этого куплета?

— Можно ли в этом куплете передать два характера, например песенный и танцевальный?

(Школьники показывают свои напевы для данного текста.)

VI. Блицопрос (Школьники дают в тетрадях письменные ответы на вопросы.)

— Как менялся характер песни в рассказе «Как сложили песню»?

— Как менялся характер музыки в песне «Точка, точка, за­пятая»?

VII. Рефлексия

— Какой жанр народной песни вы сегодня вспоминали?

— Чем необычен жанр плача? — Какую музыку вы сегодня слушали?

— Какой композитор сочинил 3-й Концерт для фортепиано с оркестром и «Вокализ»?

— В чем сходство лейтмотивов этих двух произведений?

— Кто исполнял 3-й Концерт и кто — «Вокализ»? — Какую музыку композитора Г. Гладкова вы знаете? — Чем вам нравится музыка этого композитора?

— Какую песню Г. Гладкова вы начали разучивать?

— О чем говорится в этой песне? — Как меняется характер музыки в этой песне?

— Какой куплет вы сегодня добавили к «Песне о России»?

VIII. Контрольный момент: «Угадай-ка» (Педагог исполняет начальные такты музыкальных произве­дений. Школьники должны записать в тетрадях:

• «Вокализ» СВ. Рахманинова;

• песня «Точка, точка, запятая» Г. Гладкова;

• 3-й Концерт для фортепиано с оркестром СВ. Рахманинова.)

Тема: Праздник праздников, торжество из торжеств.

Цели: провести отработку приемов двухголосного пения; проанализировать жанры народных песен; вспомнить понятия «контраст» и «ансамбль»; провести пробное исполнение a cappella; продолжить разучивание новой песни; повторить художественное исполнение музыки.

Планируемые результаты: учащиеся научатся двухголосному исполнительству песен продолжительного звучания; приобретут новые теоретические и практические знания в области народной музыки.

Музыкальное сопровождение: школьники входят в кабинет му­зыки под звучание «Вокализа» СВ. Рахманинова, выходят из него после урока под собственное исполнение песни «Точка, точка, запятая» композитора Г. Гладкова.

Оформление доски: репродукции картин из школьной жиз­ни; портреты композиторов СВ. Рахманинова, М.И. (Глинки, С.С. Прокофьева; рисунки с изображением музыкальных инстру­ментов симфонического оркестра.

Ход урока

I. Музыкальная разминка, повторение правил певческой позиции

(Повторение распеваний «Мы поем» (на развитие двухголосия, в форме переклички) и «По ступенькам» (на развитие широ­кого дыхания).)

Разучивают скороговорку: «Ела киска суп из миски. Сыта киска, пуста миска». Класс повторяет текст сначала спокойно, потом быстрее.)

II. Актуализация знаний

1. Жанры народных песен

— Какие жанры народных песен вы помните? Расскажите об особенностях каждого жанра.

— Когда исполнялись трудовая и календарно-обрядовые песни?

— Как можно отличить песню колыбельную от плясовой?

— Как можно отличить песню солдатскую от трудовой?

— Как можно отличить песню лирическую от хороводной?

— В чем особенность песни-плача?

— Послушайте напев русской народной песни «Милый мой хоровод».

(Педагог демонстрирует мелодию и слова песни, школьники ее запоминают, повторяют и исполняют.)

Милый мой хоровод,

Милый мой хоровод,

Стой, не расходись,

Стой, не расходись.

— Какие признаки русской народной песни вы услышали в этом произведении? (Плавность голосоведения, повторы слов, распевы слогов.)

А еще часто русские народные песни исполнялись без сопро­вождения музыкальных инструментов. Поэтому и вам тоже при­дется научиться петь эту песню без сопровождения фортепиано. Чтобы спеть как можно точнее, надо стараться исполнять звуки аккуратно, прислушиваться к тому, как поет ваш сосед, добиваясь пения как можно более слитного и чистого. Помните, есть такое слово в музыке — ансамбль, что означает «вместе». Вот вам сейчас надо поработать над хорошим, слаженным ансамблем. (Пение песни акапелла.)

— К какому жанру относится эта песня? (К хороводному.)

— Представим, будто мы поем ее, находясь в движении, тан­цуя в плавном хороводе. Поднимитесь со своих мест, руки опустите вдоль корпуса. Расправьте плечи, приподнимите головы. (Школьники готовятся к исполнению песни.)

— Теперь начнем петь песню. Приподнимитесь чуть-чуть на носочки, переступайте на месте и плавно поднимайте руки вверх в ритм песне, а потом опускайте их. (Класс разучивает и демонстрирует пение вместе с движением.)

— Спойте этот куплет еще раз, постарайтесь, чтобы пение и жесты как можно лучше совпадали. (Повторное исполнение песни с жестами.)

— Прошу вас сесть на свои места. Прослушайте мелодию и текст второй народной песни, она называется «А мы про­со сеяли». Эта песня очень старинная, поэтому в ней встре­тятся незнакомые слова в припеве — «дид Ладо». Повторите эти слова. (Школьники 2-3 раза повторяют слова, запоминая их.)

— Теперь послушайте 1-й куплет.

1. — А мы просо сеяли, сеяли!

Ой, дид Ладо, сеяли, сеяли!

— А мы просо вытопчем, вытопчем!

Ой, дид Ладо, вытопчем, вытопчем!

— Слова здесь довольно простые, повторите их вместе со мной.

(Класс вместе с учителем повторяет слова песни.)

— Вы услышали, что в этой песне ведется разговор двух групп?

— Какие группы здесь разговаривают между собой? (Девушки и парни.)

Послушайте, какие будут мелодии у каждой из групп. (Педагог демонстрирует напевы песни и разучивает их с классом.)

— О чем поют девушки?

— Каков характер их музыки?

— О чем поют парни?

— Каков характер их музыки?

— Отличается мелодия девушек от мелодии парней?

— Кто помнит, как называется сочетание противоположных характеров в музыке? (Контраст.)

— Спойте эту песню по ролям. Начинают пение девочки, они исполняют свой куплет. А в ответ им споют мальчики свой куплет. (Пение песни по ролям приемом «перекличка».)

— С какими русскими народными песнями вы сейчас позна­комились?

— Вы пели эти песни в классе, а как вы думаете, где обычно их исполняли?

В старину улица была своеобразным клубом под открытым небом. Весной, летом, в хорошую погоду зимой и осенью она яв­лялась лучшим местом для забав, прогулок и развлечений.

Для молодых людей, девочек и мальчиков 10-12 лет в рус­ской деревне издавна главной забавой были музыкальные игры и развлечения. Девушки стайкой, парни ватагой ходили по всей улице и пели песни, беззлобно подшучивая друг над другом. Иногда, встретившись где-нибудь - на околице, на полянке, на площади, на мосту, — они все вместе пели, танцевали, водили хороводы и разыгрывали песенные инсценировки. Вот с таки­ми старинными играми и песнями русских людей вы сегодня познакомились.

2. «Вокализ», 3-й Концерт для фортепиано с оркестром СВ. Рах­манинова

— Вспомните название знакомого вам произведения по его началу.

(Педагог исполняет начальные такты «Вокализа» С.В. Рах­манинова.)

— Как называется это произведение?

— Какой композитор сочинил «Вокализ»?

— Кто был учителем Рахманинова?

— Что отличает вокализы от других вокальных сочинений - оперы, песни?

— Исполните начало лейтмотива «Вокализа». (Школьники пропевают начало «Вокализа» СВ. Рахманинова и слушают отрывок из этого произведения.)

— Какое произведение начинается таким лейтмотивом? (Педагог исполняет начальные такты 3-го Концерта С.В. Рах­манинова.)

— Расскажите о музыкальном жанре под названием «концерт». (Школьники пропевают лейтмотив произведения, проводят его анализ и слушают начало 3-го Концерта СВ. Рахманинова.)

— В чем сходство этих двух произведений одного компози­тора?

— В чем сходство этих двух авторских сочинений и русской народной песни?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.169 (0.009 с.)