Мелодия - главное средство музыкальной выразительности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мелодия - главное средство музыкальной выразительности



— Вы уже знаете много песен с разными мелодиями - про­стыми и сложными. Назовите примеры известных вам ме­лодий. (Школьники приводят примеры мелодий разных характеров. Педагог исполняет начало песни «Ты река ль моя, реченька».)

— Назовите песню с такой мелодией.

В этой песне много распевов слогов. Всего один слог, одна гласная может тянуться на 5—6 звуков. Мелодия в ней хоть и зани­мает по диапазону всего 6 ступеней и поется в среднем регистре, т. е. ее можно спеть детским хором, но зато многократные распевы слогов требуют особого взятия дыхания, умения экономного его расходования.

— Послушайте мелодию и вспомните название песни. (Педагог исполняет мелодию «Песни о России» В. Локтева.)

- Какой мелодией начинается «Песня о России»? (Простой, так же как в народной песне, диапазон в запеве6звуков.)

- Усложняется ли мелодия в припеве? (Да, регистр из среднего переходит в высокий, появляются скачки в мелодии.)

- В запеве песни много повторений одного звука - как надо петь такие места? (С усилением звучания.)

Верно, изменения динамики при пении на одном звуке при­падут песне выразительность.

- Какой характер в «Песне о России»?

- Есть ли сходство между двумя произведениями - народной песней «Ты река ль моя, реченька» и авторской «Песней о России»? В чем заключается это сходство?

Песня о России»: повторение, продолжение разучивания

- Сколько частей в «Песне о России»?

- Кто помнит слова 1-го куплета «Песни о России»? (Педагог напоминает классу текст 1-го куплета.)

- Слова в этой песне так мелодичны, что их хочется сразу спеть. Примите певческую позицию, исполните 1-й куплет песни. (Класс исполняет 1-й куплет.)

- Наверное, вы помните слова припева, исполните припев. Спойте негромко, вдумываясь в слова.

(Исполнение припева.)

- Кто напомнит слова 2-го куплета? (Повторение слов 2-го куплета.)

- Спойте 2-й куплет «Песни о России». (Класс исполняет 2-й куплет.)

- Соедините вместе два куплета и два припева. Какой ди­рижерский жест вам понадобится, чтобы вообразить себя в роли руководителя классного хора? (Жест песенный -плавная вертикаль.)

- Спойте выученный отрывок и продирижируйте. (Исполнение двух куплетов и припевов.)

- Послушайте слова 3-го куплета. (Разучивание 3-го куплета песни и его исполнение.)

- В этой песне будет инструментальное вступление — про звучит мелодия припева. Послушайте вступление и постарайтесь точно исполнить первый звук песни — задержитесь на нем.

(Отработка начала пения после вступления 2—3 раза.)

- Как надо дирижировать инструментальными отрывками в песнях — вступлением и проигрышами? (Одной рукой.)

В этой песне будет еще инструментальный проигрыш после 2-го куплета — я вновь исполню вступление к песне. В этом месте вам надо сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, чтобы отдохнуть перед пением заключительного, 3-го куплета.

— Осталось соединить вместе все куплеты и припевы. Кто хочет выступить в роли дирижеров — руководителей классного хора? (Назначают 6 человек дирижеров - по 3 человека на запевы и по 3 на припевы.)

Дирижеры 1-м и 3-м куплетами, помните, вам надо будет не только руководить хором, но и продирижировать музыкаль­ными проигрышами одной рукой. (Исполнение песни с дирижерами.)

На следующем уроке мы поработаем над выразительностью исполнения этого произведения, и вы узнаете, как можно спеть «Песню о России» еще более интересно.

Жанры народных песен

На прошлом уроке вы вспоминали названия жанров русских народных песен и записывали их в тетради.

— Найдите эту запись, прочитайте, какие существуют жанры русских народных песен.

(Школьники читают названия жанров.)

— Как узнать по характеру музыки, к какому жанру принад­лежит русская народная песня? (У каждого жанра свои средства музыкальной выразительноститемп, динамика, регистр, характер.)

И конечно, у каждого жанра свое содержание. По этим пара­метрам - содержанию и средствам музыкальной выразительно­сти - опишите характер каждого жанра русской народной песни.

— Расскажите о жанре колыбельной песни: о чем в ней по­ется, когда ее поют, какие у нее темп, динамика, регистр, характер? (По данной схеме далее проводят разбор остальных жанров русских народных песен - хороводных, плясовых, лирических, игровых, военных, шуточных, трудовых.)

— А теперь вам будет интересно сравнить песни разных жан­ров, чтобы узнать, чем они различаются. Сравните колы­бельную песню и плясовую, солдатскую песню и трудовую, лирическую песню и хороводную.

V. Вокальная импровизация

На прошлом уроке вы вспоминали особенности каждого жанра народной песни и сочиняли вокальные импровизации.

VI. Блицопрос

(Школьники дают в тетрадях письменные ответы на вопросы)

Концерт какого композитора вы сегодня слушали?

 Какой русский композитор сочинил самый знаменитый в мире концерт для фортепиано с оркестром?

VII. Рефлексия

- Расскажите, как вы заботитесь о здоровье.

- Соблюдаете ли вы правила охраны ваших связок?

- Какое произведение композитора СВ. Рахманинова напоминает напев русской народной песни?

- Какие жанры русской народной песни вы знаете?

- Какой жанр вам нравится больше остальных и почему?

- Каким жанрам близка «Песня о России»?

- Приведите примеры вокальной музыки.

- Приведите примеры инструментальной музыки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.131.168 (0.008 с.)