Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психолого–педагогические и методические основы иноязычной межкультурной компетенции обучающихся средней школы
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования содержит требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Среди них обязательно выделяются следующие компоненты: 1) личностный - содержащий готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению, мотивацию к обучению и целенаправленную познавательную деятельность; 2) метапредметный, включающий усвоенные обучающимися междисциплинарные концепции и универсальные учебные действия, умение использовать их в учебной, познавательной и социальной практике; 3) предметный, включающий в себя навыки, приобретаемые обучающимися в процессе изучения предметной области, специфической для данной предметной области, виды деятельности по получению новых знаний в рамках предмета [13, с. 28]. Учебный процесс - это целенаправленное, последовательно меняющееся взаимодействие учителя и ученика, в ходе которого решаются задачи обучения, воспитания и общего развития. Всестороннее, гармоничное развитие личности предполагает единство ее образования, воспитания и общего развития. Обучение межличностному общению на иностранном языке на уроках иностранного языка в школе сегодня снова уделяется большое внимание. Межличностное общение является одной из форм взаимодействия между людьми и проявляется во всех слоях социальных отношений. Сегодня существует множество работ по этикету личного общения на родном языке. Однако они сосредоточены в основном на обучении формулам этикета, таким как, формулы для приветствий, приглашений, извинений, и задания, как правило, предназначены для одноязычной среды. Они часто не принимают во внимание возможность взаимодействия с представителями другой культуры, чьи представления о вежливом поведении могут отличаться от носителей русского языка. Таким образом, задачи, поставленные сегодня в этих пособиях, уже не в полной мере соответствуют образовательным целям, включая воспитание мультикультурной личности, способной участвовать в межкультурном взаимодействии. А развитие культуры межличностного общения - необходимая составляющая процесса изучения иностранных языков.
Культура иноязычного межличностного общения представляется нам многогранным, многокомпонентным понятием и подразумевает соблюдение языковых, речевых, коммуникативно-стилистических и этнических норм поведения с учетом социокультурных особенностей, а также функциональных факторов коммуникативных ситуаций и уровень развития коммуникативной культуры ее участников на родном языке. Основы межличностных навыков закладываются на уроках в школе. По окончании средней школы обучающиеся должны уметь вести межличностное общение на иностранном языке как в повседневной жизни (непосредственное окружение, еда, гостиница, развлечения, магазины, общественный транспорт и т. д.), так и в профессиональном общении (поиск деловой информации, первые деловые контакты, посещение учебного заведения, фирм, предприятий, переговоры). А выпускники школ с углубленным изучением английского языка также должны уметь критически оценивать свою и чужую точку зрения, анализировать различные моменты взаимодействия, аргументировать свою позицию и резюмировать. Таким образом, языковое образование в школе предполагает формирование и развитие ряда навыков иноязычного межличностного общения как вида устного взаимодействия, что находит отражение в отечественных и зарубежных нормативных документах. Школьные комплекты для обучения английскому языку содержат вариативные задания по развитию культуры устной речи и основаны на аутентичных текстах (плакаты, реклама, статьи из англоязычных газет и журналов, Интернет-сайты). Старшеклассники изучают правила эффективного общения (умение убеждать, доказывать свою точку зрения, находить аргументы, спорить, разрешать конфликты и избегать их), развивают терпимость в общении, культуру публичных выступлений, умение вести дискуссию. Рассмотрев педагогическую составляющую, плавно переходим к психологическим проблемам обучения обучающихся подросткового возраста. Начало полового созревания приводит к серьезным изменениям в отношении ребенка к школе и учебе. Сила, которая дает движение умственному развитию ребенка, возникает в результате изменения его или ее реального места в жизни. С определенного этапа развития более раннее место подростка в окружающем мире человеческих взаимоотношений признается им несоответствующим его способностям и попыткам его изменить.
Существует явное противоречие между образом жизни молодого человека и его способностями. Соответственно будет реорганизована его деятельность. В этот период завершается переход к новому этапу развития его душевной жизни. Весь практический жизненный опыт значительно расширяется - желание молодого человека занять новую позицию в отношениях со взрослыми, большую независимость, определенную свободу действий, а также восстановить свои отношения со сверстниками. Рассмотрим психологические особенности подросткового возраста, когда обучение является основным видом деятельности подростка. И то, как подросток учится, его интеллектуальное развитие, его образование, чтобы стать гражданином, во многом зависит от этого. Подросток готов ко всем видам учебной деятельности, которая превратит его во взрослого в собственных глазах. Его привлекают независимые формы организации класса, сложные учебные материалы и способность выстраивать собственную познавательную деятельность вне школы. У ребенка развиваются высшие психические функции в эмоциональной сфере. Например: - развитие потребности быть и быть увиденным как взрослый, которая в этот период становится доминирующей (желание молодого человека быть взрослым). Приобщиться к взрослой жизни и деятельности); - развитие новых мотивов обучения в сочетании с идеальными профессиональными предпочтениями, когда обучение имеет личное значение для многих молодых людей; - развитие самооценки, стремления к собственной оценке, своему мнению (поведение и деятельность подростка во многом определяются характеристиками самооценки); - формирование самооценки в процессе общения с другими людьми (общаясь с другими, подросток постоянно сравнивает себя с другими и учится на основе этого сравнения); - развитие рефлексии - способность подростка осознавать, что он делает, и аргументировать свои действия; - формирование устойчивых эмоциональных переживаний, отношение к мнению коллектива, общности интересов, нравственных переживаний, высоких требований к дружбе, неудовлетворенности результатами своей деятельности и стремления все бросить; - формирование взаимоотношений в учебном коллективе; - формирование чувства товарищества (поощрение действительно товарищеских отношений; - формирование уверенности в себе, компетентности или чувства неполноценности, неверия в себя, когда родители и учителя критичны [26, с. 16]. Освоение любой деятельности, особенно изучения иностранного языка, связано с определенными трудностями, и их преодоление - естественный процесс для достижения целей, решения задач. В то же время известно, что когда трудности накапливаются, они воспринимаются человеком как непреодолимые; они вызывают напряжение, негативные переживания, которые приводят к внутриличностным противоречиям, дестабилизируют деятельность, пока она не закончится. По этой причине проблема влияния деятельности на людей, на их внутренний мир и наоборот, влияние личностных качеств на деятельность является одной из актуальных проблем современного образования. И именно развитие межкультурной компетентности школьников может решить эту проблему.
Межкультурная компетенция в иностранных языках требует: - реализации механизма языковой подготовки обучающихся; - выбора организационных подходов с акцентом на определение целей обучения; - выделения и разработки конкретной организационной структуры по содержанию обучения иностранным языкам; - подборки научно-методической терминологии, включая формы, методы и учебные материалы; Важными подходами к развитию иноязычной межкультурной компетенции учащихся являются: - социокультурный; - коммуникативно-деятельностный; - личностно-ориентированный; - сознательный (когнитивный); - компетентностный [34, с. 13]. П.В. Сысоев, исследуя мультикультурный подход к преподаванию иностранного языка и культуры, предлагает культурное разнообразие тематического содержания учебных материалов и языковых курсов для каждого типа культуры (этнической, социальной, профессиональной, религиозной, территориальной и т. д.). для расширения социокультурного пространства и культурного самоопределения обучающихся, а также для развития способности противостоять культурной агрессии, культурному вандализму и культурной дискриминации [34, с. 15]. Коммуникативно-деятельностный подход предлагает полный и сбалансированный охват всех сторон, аспектов и операций овладения иностранным языком в комплексе всех его функций, при этом в центре внимания обучения находится схема предметно-предметного общения. Термин «коммуникативность» не ограничивается установлением социальных контактов с помощью языка, но означает знакомство человека с духовными ценностями других культур. Сознательный (когнитивный) подход подразумевает организацию осознанного овладения языковыми единицами в последовательности от приобретения знаний о значении таких единиц до формирования навыков и умений на основе полученных знаний. В психологии этот подход обеспечивает овладение иностранным языком и культурой страны изучаемого языка путем осознанного приобретения практически необходимых знаний для использования языка и развития на их основе разговорных навыков.
Выводы по первой главе Как показывает практика, учителя испытывают серьезные трудности при обучении иностранному языку из-за недостаточного знания культурных особенностей этого языка, а также из-за отсутствия научной и методологической разработки, без чего невозможно сформировать готовность обучающихся вступать в диалог между культурами и профессионально общаться на межкультурном уровне.
Полученные обучающимися специальные знания некорректно реализуются в практике иноязычного общения в типичных ситуациях конкретной учебной деятельности. Одним из возможных способов развития иноязычной межкультурной компетенции обучающихся является использование преимущественно активных и интерактивных методов обучения, межкультурных и коммуникативных разговорных ситуаций, имеющих большое практическое значение для развития иноязычной межкультурной компетенции, в частности межличностного общения в процессе формирования навыков и умений будущего взаимодействия. Система работы по теме «Иностранный язык» регламентируется определенными принципами, которые можно разделить на 3 основные группы: общедидактические, психологические и методологические. Чтобы при изучении иностранного языка обучающиеся могли познакомиться с другой культурой, следует: 1) представить иноязычную культуру и выделить ее основные характеристики; 2) способствовать развитию навыков толерантного отношения к проявлениям чужой культуры; 3) развивать навыки борьбы со стереотипами и научить давать позитивную оценку различий и их разнообразия; 4) осуществлять поиск межкультурных различий и выявление идентичности. Межкультурная компетенция в области иностранных языков требует: реализации механизма языковой подготовки обучающихся и выбора организационных подходов, направленных на определение задач обучения, выбора, разработки определенной организационной структуры содержания обучения иностранному языку и выбора научно-методического аппарата понятий, включая формы, методы и средства обучения. Важные подходы для развития иноязычной межкультурной компетенции обучающихся: - социокультурный; - коммуникативно-деятельностный; - личностно-ориентированный; - сознательный (когнитивный); - компетентностный.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.27.202 (0.025 с.) |