Психолого–педагогические и методические основы иноязычной межкультурной компетенции обучающихся средней школы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психолого–педагогические и методические основы иноязычной межкультурной компетенции обучающихся средней школы



Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования содержит требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Среди них обязательно выделяются следующие компоненты:

1) личностный - содержащий готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению, мотивацию к обучению и целенаправленную познавательную деятельность;

2) метапредметный, включающий усвоенные обучающимися междисциплинарные концепции и универсальные учебные действия, умение использовать их в учебной, познавательной и социальной практике;

3) предметный, включающий в себя навыки, приобретаемые обучающимися в процессе изучения предметной области, специфической для данной предметной области, виды деятельности по получению новых знаний в рамках предмета [13, с. 28].

Учебный процесс - это целенаправленное, последовательно меняющееся взаимодействие учителя и ученика, в ходе которого решаются задачи обучения, воспитания и общего развития. Всестороннее, гармоничное развитие личности предполагает единство ее образования, воспитания и общего развития.

Обучение межличностному общению на иностранном языке на уроках иностранного языка в школе сегодня снова уделяется большое внимание. Межличностное общение является одной из форм взаимодействия между людьми и проявляется во всех слоях социальных отношений. Сегодня существует множество работ по этикету личного общения на родном языке. Однако они сосредоточены в основном на обучении формулам этикета, таким как, формулы для приветствий, приглашений, извинений, и задания, как правило, предназначены для одноязычной среды.

Они часто не принимают во внимание возможность взаимодействия с представителями другой культуры, чьи представления о вежливом поведении могут отличаться от носителей русского языка. Таким образом, задачи, поставленные сегодня в этих пособиях, уже не в полной мере соответствуют образовательным целям, включая воспитание мультикультурной личности, способной участвовать в межкультурном взаимодействии. А развитие культуры межличностного общения - необходимая составляющая процесса изучения иностранных языков.

Культура иноязычного межличностного общения представляется нам многогранным, многокомпонентным понятием и подразумевает соблюдение языковых, речевых, коммуникативно-стилистических и этнических норм поведения с учетом социокультурных особенностей, а также  функциональных факторов коммуникативных ситуаций и уровень развития коммуникативной культуры ее участников на родном языке. Основы межличностных навыков закладываются на уроках в школе.

По окончании средней школы обучающиеся должны уметь вести межличностное общение на иностранном языке как в повседневной жизни (непосредственное окружение, еда, гостиница, развлечения, магазины, общественный транспорт и т. д.), так и в профессиональном общении (поиск деловой информации, первые деловые контакты, посещение учебного заведения, фирм, предприятий, переговоры).

А выпускники школ с углубленным изучением английского языка также должны уметь критически оценивать свою и чужую точку зрения, анализировать различные моменты взаимодействия, аргументировать свою позицию и резюмировать.

Таким образом, языковое образование в школе предполагает формирование и развитие ряда навыков иноязычного межличностного общения как вида устного взаимодействия, что находит отражение в отечественных и зарубежных нормативных документах.

Школьные комплекты для обучения английскому языку содержат вариативные задания по развитию культуры устной речи и основаны на аутентичных текстах (плакаты, реклама, статьи из англоязычных газет и журналов, Интернет-сайты).

Старшеклассники изучают правила эффективного общения (умение убеждать, доказывать свою точку зрения, находить аргументы, спорить, разрешать конфликты и избегать их), развивают терпимость в общении, культуру публичных выступлений, умение вести дискуссию. Рассмотрев педагогическую составляющую, плавно переходим к психологическим проблемам обучения обучающихся подросткового возраста.

Начало полового созревания приводит к серьезным изменениям в отношении ребенка к школе и учебе. Сила, которая дает движение умственному развитию ребенка, возникает в результате изменения его или ее реального места в жизни. С определенного этапа развития более раннее место подростка в окружающем мире человеческих взаимоотношений признается им несоответствующим его способностям и попыткам его изменить.

Существует явное противоречие между образом жизни молодого человека и его способностями. Соответственно будет реорганизована его деятельность. В этот период завершается переход к новому этапу развития его душевной жизни.

Весь практический жизненный опыт значительно расширяется - желание молодого человека занять новую позицию в отношениях со взрослыми, большую независимость, определенную свободу действий, а также восстановить свои отношения со сверстниками.

Рассмотрим психологические особенности подросткового возраста, когда обучение является основным видом деятельности подростка. И то, как подросток учится, его интеллектуальное развитие, его образование, чтобы стать гражданином, во многом зависит от этого. Подросток готов ко всем видам учебной деятельности, которая превратит его во взрослого в собственных глазах. Его привлекают независимые формы организации класса, сложные учебные материалы и способность выстраивать собственную познавательную деятельность вне школы. У ребенка развиваются высшие психические функции в эмоциональной сфере. Например:

 - развитие потребности быть и быть увиденным как взрослый, которая в этот период становится доминирующей (желание молодого человека быть взрослым). Приобщиться к взрослой жизни и деятельности);

 - развитие новых мотивов обучения в сочетании с идеальными профессиональными предпочтениями, когда обучение имеет личное значение для многих молодых людей;

 - развитие самооценки, стремления к собственной оценке, своему мнению (поведение и деятельность подростка во многом определяются характеристиками самооценки);

 - формирование самооценки в процессе общения с другими людьми (общаясь с другими, подросток постоянно сравнивает себя с другими и учится на основе этого сравнения);

 - развитие рефлексии - способность подростка осознавать, что он делает, и аргументировать свои действия;

 - формирование устойчивых эмоциональных переживаний, отношение к мнению коллектива, общности интересов, нравственных переживаний, высоких требований к дружбе, неудовлетворенности результатами своей деятельности и стремления все бросить;

 - формирование взаимоотношений в учебном коллективе;

 - формирование чувства товарищества (поощрение действительно товарищеских отношений;

 - формирование уверенности в себе, компетентности или чувства неполноценности, неверия в себя, когда родители и учителя критичны [26, с. 16].

Освоение любой деятельности, особенно изучения иностранного языка, связано с определенными трудностями, и их преодоление - естественный процесс для достижения целей, решения задач.

В то же время известно, что когда трудности накапливаются, они воспринимаются человеком как непреодолимые; они вызывают напряжение, негативные переживания, которые приводят к внутриличностным противоречиям, дестабилизируют деятельность, пока она не закончится.

По этой причине проблема влияния деятельности на людей, на их внутренний мир и наоборот, влияние личностных качеств на деятельность является одной из актуальных проблем современного образования. И именно развитие межкультурной компетентности школьников может решить эту проблему.

Межкультурная компетенция в иностранных языках требует:

 - реализации механизма языковой подготовки обучающихся;

 - выбора организационных подходов с акцентом на определение целей обучения;

 - выделения и разработки конкретной организационной структуры по содержанию обучения иностранным языкам;

 - подборки научно-методической терминологии, включая формы, методы и учебные материалы;

Важными подходами к развитию иноязычной межкультурной компетенции учащихся являются:

 - социокультурный;

- коммуникативно-деятельностный;

 - личностно-ориентированный;

 - сознательный (когнитивный);

 - компетентностный [34, с. 13].

П.В. Сысоев, исследуя мультикультурный подход к преподаванию иностранного языка и культуры, предлагает культурное разнообразие тематического содержания учебных материалов и языковых курсов для каждого типа культуры (этнической, социальной, профессиональной, религиозной, территориальной и т. д.). для расширения социокультурного пространства и культурного самоопределения обучающихся, а также для развития способности противостоять культурной агрессии, культурному вандализму и культурной дискриминации [34, с. 15].

Коммуникативно-деятельностный подход предлагает полный и сбалансированный охват всех сторон, аспектов и операций овладения иностранным языком в комплексе всех его функций, при этом в центре внимания обучения находится схема предметно-предметного общения. Термин «коммуникативность» не ограничивается установлением социальных контактов с помощью языка, но означает знакомство человека с духовными ценностями других культур.

Сознательный (когнитивный) подход подразумевает организацию осознанного овладения языковыми единицами в последовательности от приобретения знаний о значении таких единиц до формирования навыков и умений на основе полученных знаний.

В психологии этот подход обеспечивает овладение иностранным языком и культурой страны изучаемого языка путем осознанного приобретения практически необходимых знаний для использования языка и развития на их основе разговорных навыков.

 

 

Выводы по первой главе

Как показывает практика, учителя испытывают серьезные трудности при обучении иностранному языку из-за недостаточного знания культурных особенностей этого языка, а также из-за отсутствия научной и методологической разработки, без чего невозможно сформировать готовность обучающихся вступать в диалог между культурами и профессионально общаться на межкультурном уровне.

Полученные обучающимися специальные знания некорректно реализуются в практике иноязычного общения в типичных ситуациях конкретной учебной деятельности.

Одним из возможных способов развития иноязычной межкультурной компетенции обучающихся является использование преимущественно активных и интерактивных методов обучения, межкультурных и коммуникативных разговорных ситуаций, имеющих большое практическое значение для развития иноязычной межкультурной компетенции, в частности межличностного общения в процессе формирования навыков и умений будущего взаимодействия.

Система работы по теме «Иностранный язык» регламентируется определенными принципами, которые можно разделить на 3 основные группы: общедидактические, психологические и методологические.

Чтобы при изучении иностранного языка обучающиеся могли познакомиться с другой культурой, следует:

1) представить иноязычную культуру и выделить ее основные характеристики;

2) способствовать развитию навыков толерантного отношения к проявлениям чужой культуры;

3) развивать навыки борьбы со стереотипами и научить давать позитивную оценку различий и их разнообразия;

4) осуществлять поиск межкультурных различий и выявление идентичности.

Межкультурная компетенция в области иностранных языков требует: реализации механизма языковой подготовки обучающихся и выбора организационных подходов, направленных на определение задач обучения, выбора, разработки определенной организационной структуры содержания обучения иностранному языку и выбора научно-методического аппарата понятий, включая формы, методы и средства обучения.

Важные подходы для развития иноязычной межкультурной компетенции обучающихся:

 - социокультурный;

 - коммуникативно-деятельностный;

 - личностно-ориентированный;

 - сознательный (когнитивный);

 - компетентностный.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.27.202 (0.025 с.)