Современная структура прав человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современная структура прав человека



О сновн ы е поколени я и групп ы пра в

В истории формирования прав человека как феномена мировой культуры и цивилизации выделяют три поколения. Первое поколе­ ние включало только гражданские и политические  права.          Оно сформировалось в X V II- X V III вв. в период английской, американ­ ской и французской революций и прежде всего отражало социаль­ но-политические интересы нарождающегося класса буржуазии.

Второе поколение сформировалось к середине XX в. Оно ха­ рактеризуется широким включением в конституции и международ­ ные соглашения экономических, социальных и культурных прав и свобод человека. Эти права призваны в первую очередь гарантиро­ вать защиту интересов тех, кто работает по найму, то есть трудящих­ ся, которые в новых исторических условиях различными методами и средствами заставили власть имущих признать их человеческое дос­ тоинство и жизненные потребности. Но в этих правах заинтересова­ ны и другие слои населения.

Третье поколение носит   характер   групповых,            коллективных прав и свобод. Оно возникло во второй половине XX в. и было обу­ словлено научно-технической революцией, обострением глобальных проблем современности, подъемом освободительного движения, ко­ торое привело к демократизации и гуманизации общественных и международных структур и отношений. Эти права касаются интере­ сов людей, принадлежащих к различным социальным общностям - народам, этническим группам, меньшинствам, женщинам, детям и т. д.

Формирование этих поколений придало правам и свободам чело­ века всеобщий и универсальный характер, ибо они в настоящее вре­ мя касаются всех групп населения и всех сфер жизнедеятельности людей. Этот исторический процесс укрепил взаимосвязь неотъемле­ мых, фундаментальных прав и свобод человека. Их классификация носит относительный характер, но в рамках мирового сообщества принято выделять три основные группы прав и свобод: гражданские (личные), политические (публичные) и социально-экономические и культурные. Они образуют единое целое, ибо человек может быть свободен только тогда, когда он защищен от репрессий и нищеты.


Приступая к рассмотрению вопроса об основных группах прав че­ ловека, следует помнить, что, во-первых, они отражают объективные жизненные потребности и интересы человека, его неотъемлемые свойства, без обеспечения которых он не может всесторонне, гармо­ нически развиваться и применять свои созидательные способности.

Во-вторых, все международно-правовые аспекты являются не ис­ точником, а юридической формой, благодаря которой права человека закрепляются и становятся общепризнанной нормой поведения всех субъектов международного права. Источником прав человека являет­ ся его многогранная природа, которая эволюционирует в ходе исто­ рического развития человечества, что ведет к закономерному расши­ рению диапазона прав и свобод человека в современном обществе.

 

Граждански е прав а

Своеобразие этих прав заключается в том, что они очерчивают границы личной свободы человека посредством системы запретов лю бых действий государственных органов, общественных органи­ заций, других лиц, которые явились бы посягательством, незакон­ ным вторжением в его жизнь, ущемляли бы его честь и достоинство, препятствовали осуществлению законных интересов. Основные гражданские права граждан формулируются в конституциях госу­ дарств и конкретизируются в текущем законодательстве. Конститу­ ционное закрепление гражданских прав - это законодательное при­ знание социальной значимости личной свободы, возможности выбора различных форм организации личной жизни, характера внутрисемейных отношений и общения с другими людьми, развития духовного мира и т. д. Гражданские права ограждают от незаконно­ го вмешательства в ту сферу жизни человека, которая регулируется непосредственно не только и не столько правом, сколько иными со­ циальными регуляторами - нормами морали, обычаями, традиция­ ми, правилами приличия и другими.

В структуре гражданских прав основными являются:

Право на жизнь. Это неотъемлемое право каждого. В статье 3 Всеобщей декларации прав человека констатируется: «Каждый че­ ловек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосно­ венность». В Пакте о гражданских и политических правах (ст. 6) ска­ зано: «Право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно


лишен жизни». Согласно положениям Второго факультативного Протокола к Пакту о гражданских и политических правах (1989 г.), государства должны принять все необходимые меры, чтобы отме­ нить смертную казнь. Ж изнь человека должна рассматриваться как самый ценный капитал в обществе. Такой подход в принципе ставит вопрос об отмене смертной казни. Ее сохранение означает посягат­ ельство на самое фундаментальное право человека. Характерно, что и церковь выступает против смертной казни, основываясь на том, что узаконенное неуважение к святости человеческой жизни спо­ собствует ожесточению общества и что возможны судебные ошиб­ ки. Сдерживающее влияние смертной казни сомнительно, в то же время защита общества может быть достигнута мерами ограничения свободы и перевоспитания и общество только выиграет, если сумеет вернуть человека к нормальной жизни.

В России впервые смертная казнь была отменена в 1743 г. В Со­ ветском Союзе отменялась трижды: в 1918, 1920и в 1947 гг. Но всег­ да восстанавливалась. Нынче смертная казнь отменена в 54 странах. В целом же общественное мнение пока еще не воспринимает идею отмены смертной казни, считает ее самым надежным видом наказа­ ния преступника.

Право на безопасность. Это одно из важнейших неотъемлемых прав человека и актуальнейших с точки зрения его обеспечения. Ежегодно в мире сотни тысяч людей погибают в результате различ­ ного рода преступных акций, что это обострило проблему, постави­ ло под вопрос соблюдение права на безопасную жизнь практически для всех.

Право на личную неприкосновенность. Пакт о гражданских и политических правах запрещает бесчеловечное унижающее челове­ ческое достоинство обращение или наказание. В статье 7-й Пакта сказано: «Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бес­ человечным и унижающ им его достоинство обращению или наказа­ нию. В частности, ни одно лицо не должно без его свободного согла­ сия подвергаться медицинским или научным опытам».

Пытки, которые широко применялись в Европе во времена ин­ квизиции, затем в X V III в. почти исчезли, а в X X в. вновь вернулись в Европу под флагом двух мощных политических течений - и до сих пор не уш ли из жизни современного общества. Генеральная Ассамблея ОО Н еще в 1975 г. приняла Декларацию о защите всех


лиц от пыток и других, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, а в 1984 г. - Конвенцию против пы­ ток. Выполнение ее рекомендаций могло бы способствовать сущест­ венному улучшению ситуации в мире.

Неприкосновенность личности предполагает не только защиту человека от незаконных арестов, но и ограждение его от лю бых неза­ конных посягательств. Также необходима охрана законом неприкос­ новенности жилища, личной жизни, тайны переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений, указание на возможность судебной защиты жизни и здоровья человека, обжалования незакон­ ных действий должностных лиц, государственных и общественных органов. Актуальным становится вопрос о допуске граждан к сведе­ ниям и информации относительно их личной и общественной жиз­ ни, которые накапливаются в различных государственных органах.

Право на создание семьи и охрану семьи. В Международном Пакте о гражданских и политических правах (ст. 23) записано:

«Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства». В соответ­ ствии с Пактом, «участвующие в настоящем пакте государства должны принимать меры для обеспечения равенства прав и обязан­ ностей супругов в отношении вступления в брак, во время состояния в браке или при его расторжении. В случае расторжения брака долж­ на предусматриваться необходимая защита всех детей». Законы го­ сударства обязаны регулировать взаимоотношения между родите­ лями и детьми. С одной стороны, дети обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь. С другой, обязанность родителей воспитывать детей, не злоупотреблять своими правами.

Важно строго соблюдать принцип воссоединения семей, кото­ рый является производным от принципа единства семьи, закреплен­ ного в Пакте о гражданских и политических правах. Он полу­ чил подтверждение также в Хельсинкском Заключительном акте. В странах с авторитарными и тоталитарными режимами соблюде­ ние этого принципа всегда было тесно увязано с политической ситу­ ацией. К примеру, в 1979 г. из СССР было разрешено выехать в Израиль более 50 тыс. евреев. С 1980 г. в связи с ухудшением взаи­ моотношений между СССР и СШ А, другими ведущими странами западного мира, количество получивших разрешение на выезд сократилось. И вновь увеличилось в конце 80-х годов в связи с пере-


стройкой в СССР и новой фазой улучшения международного климата.

Право на свободу убеждений и совести. Демократическое со­ знание включает уважение к людям с другим мнением и желание са­ мому разобраться во всем, без слепой веры в авторитеты. Инакомыс­ лящие нужны обществу. В равной мере в обществе должна быть обеспечена свобода убеждений. В уголовном кодексе и других зако­ нах любой страны должно быть четко сформулировано; что уголов­ ное преследование за убеждения и связанные с убеждениями насильственные действия недопустимы.

Свобода совести - это право самостоятельно, без какого-либо принуждения решать вопрос; о том, руководствоваться ли ему в оценках своих поступков и мыслей религиозными учениями или от­ казаться от них. Подлинная свобода совести должна обязательно со­ держать два основных положения: свободу религиозных убеждений и не принимать во внимание религиозные догматы. В Пакте о граж­ данских и политических правах отмечается:

1. Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и ре­ лигии. Это право включает свободу иметь или принимать религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов и в учении.

2.. Никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору.

3.. Свобода исповедовать  религию или убеждения подлежит лишь ограничениям, установленным законом и необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц.  Участвующие в на­ стоящем Пакте государства обязуются уважать свободу родителей и в соответствующих случаях законных опекунов обеспечивать рели­ гиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями.

Такое уточнение права на свободу совести было признано необ­ ходимым, поскольку в ряде государств действуют законы, которые принимают только государственную религию и проводят дискрими­ нацию других верующих. Вместе с тем не должно быть практики го­ сударственного атеизма. Преследования как верующих и Церкви,


которые на протяжении десятилетий наблюдались в СССР и других социалистических странах, так и практики насильственного принуж­ дения к религии, должны отсутствовать. Оно всегда разрушительно и отталкивает. Русский философ В. Соловьев писал: «Закрепощение людей к православию лишает Русскую Церковь нравственной силы, подрывает ее внутреннюю жизнестойкость. Оружие церкви есть слово, но можно ли бороться с противником, у которого крепко свя­ заны руки?». Это было сказано более ста лет тому назад философом, который являлся религиозным и был заинтересован в распростране­ нии христианства в массах. Но он прекрасно понимал то, что навя­ зывается силой и вне конкурентной борьбы, не только лишается нравственной силы, но и рискует не найти поддержки со стороны тех, кому адресуется. Также ни в коем случае нельзя допускать дис­ криминации и нетерпимости по отношению к другим на основе ре­ лигии или убеждений. А пока, согласно одной из оценок, в наши дни 2,2 млрд человек пользуются лишь ограниченной свободой совести, религии, убеждений. Имеются сотни тысяч мучеников за веру, в том числе из-за религиозной нетерпимости.

Право на честь и достоинство. Уважение прав человека в обществе неотделимо от осознания права на честь и достоинство. Достоинство - реальная нравственная ценность. Это именно то, что больше всего возвышает человека, придает его деятельности и стремлениям высшее благородство. Достоинство личности - это не только внутренне психологическое осознание своей социальной значимости, но и общественное признание ее ценности. Поэтому достоинство должно воспитываться и охраняться обществом и госу­ дарством. Уважение чести и достоинства должно быть не фразой, не благим пожеланием, не очередным лозунгом, а реальным фактором отношений между государством и личностью, основанных на прин­ ципе свободы и взаимной ответственности, на нормах нрава и мора­ ли. Только взаимная ответственность государства и личности, вза­ имная ответственность сограждан создают тот политический и морально-психологический климат, при котором обеспечивается подлинное достоинство каждой личности. Государство должно взять на себя обязательство обеспечить их охрану системой законо­ дательных, политических и экономических мер. Вместе с тем уваже­ ние чести и достоинства личности возможно только лишь с осозна-


нием каждым гражданином не только собственного достоинства, но и достоинства других лиц.

К гражданским (личным) правам, кроме основных, относятся и процедурные права:

Право на гражданство. В статье 15 Всеобщей декларации прав человека записано: «Каждый человек имеет право на гражданство» и «никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство». Праву на гражданство, зафикси­ рованному в международных документах, противоречит практика стран с тоталитарным или авторитарным режимами власти, которые нередко лишают гражданства лиц, неугодных властям.

Право на презумпцию невиновности. Суть этого права заклю­ чается в том, что именно суд и только он может признать человека виновным. Следовательно, до вынесения судом приговора обвиняе­ мый считается невиновным. На протяжении десятилетий в Совет­ ском Союзе право на презумпцию невиновности отвергалась. Во всех странах она должна стать важнейшим принципом правосудия.

Право на   равенство   перед   законом    и гласное рассмотрение дела. Статья 14 Международного пакта о гражданских и политичес­ ких правах гласит: «Все лица равны перед судами и трибуналами. Каждый имеет право при рассмотрении любого уголовного обвине­ ния, предъявленного ему, или при определении его прав и обязан­ ностей в каком-либо гражданском процессе на справедливое и пуб­ личное                 разбирательство                   дела         компетентным,  независимым   и беспристрастным судом, созданным на основании закона». Печать и публика могут не допускаться на все судебное разбирательство или часть его по соображениям морали, общественного порядка или го­ сударственной безопасности в демократическом обществе или ког­ да того требуют интересы частной жизни сторон или - в той мере, в какой это, по мнению суда, строго необходимо, - при особых обсто­ ятельствах, когда публичность нарушала бы интересы правосудия; однако любое судебное постановление по уголовному и граждан­ скому делу должно быть публичным за исключением тех случаев, когда интересы несовершеннолетних требуют другого или когда дело касается опеки над детьми.

Право на восстановление в правах. Все незаконно репрессиро­ ванные имеют право на реабилитацию и восстановление своих прав. Совсем недавно это касалось многочисленных жертв репрессий дик-


таторского режима власти в Чили, расистского - в Ю АР, культурной революции в Китае и т. п. Свою актуальность проблема сохраняет в странах СНГ. Определенная работа по восстановлению прав, чести и достоинства миллионов жертв политических репрессий в бывшем Союзе проведена. Началась она во время критики культа личности Сталина, получила дополнительные импульсы в период гласности и перестройки, приобрела наибольшую результативность после собы­ тий 1991 года. Но далеко не завершена. До сих пор многие жертвы политических репрессий в Беларуси и ряда других республик не реабилитированы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.98.71 (0.021 с.)