Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
П редмет , цел и и задач и курс а « П рав а человека »
Права человека занимают центральное место в системе социаль но-гуманитарного знания. Они отражают многогранную природу человека, сочетающую в себе биологическое, социальное и духов ное начала, а также изменяющиеся условия его существования. Это делает необходимым выделить права человека в особую, самостоя тельную область философского и научного знания. Предметом данной науки являются права человека как неотъем лемое свойство личности, феномен мировой культуры и цивилиза ции, важнейшее условие развития индивида и применения его твор ческих сил и способностей. Права человека как учебная дисциплина раскрывает их общечеловеческую ценность, концентрирует внима ние учащихся на человеке, его неотъемлемых свойствах и их роли в развитии личности, общества и человечества. Права человека имеют большое значение для гуманизации всей системы образования. Статья 2 Конституции Республики Беларусь 1994 года (с изменения ми и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) провозглашает, что человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей цен ностью и целью общества и государства. Главными целями преподавания прав человека является: • овладение студентами определенной системой знаний по правам и свободам человека; • воспитание культуры прав человека, его ответственности и уваже ния прав других людей; • приобретение студентами практических навыков по защите своих естественных и неотъемлемых прав. Знание прав - это важнейшее условие подготовки человека к активной самостоятельной жизни, к эффективному осуществлению его прав во всех сферах обществен ной жизни; • формирование гуманистического миропонимания, чувства челове ческого достоинства, гражданской ответственности, глубокого по нимания людьми своих прав и обязанностей. Гуманизация образования и тенденции его развития объективно требуют изучения прав человека на всех уровнях, поэтому их знание должно стать важной составной частью учебного и воспитательного процесса в системе современного образования. Главной задачей образования в области прав человека является значительное повышение уровня духовно-нравственного состояния современного общества. Права человека - это те права, которыми должны обладать все люди, поскольку пользуясь ими человек может жить полноценной жизнью, всесторонне раскрыться как личность. Они представляют тот гуманистический идеал, к достижению кото рого должен стремиться каждый человек, все народы.
1.2. С тановлени е учебно й дисциплин ы «П рав а человека» Проблема обучения правам человека в X X - начале XX I в. при обрела чрезвычайно важную роль и является в высшей степени актуальной. Создание в 1945 г. Организации Объединенных Наций ознаме новало собой новый этап в историческом развитии мирового сооб щества. Приняв Устав этой организации, страны-участницы решили объединить свои усилия для того, чтобы избавиться от разрушитель ных войн, содействовать укреплению мира и безопасности народов, уважать равенство больших и малых наций, защищать права и сво боды человека. В Уставе закреплены цели и идеалы, общие для всех народов мира. «Новое объединение народов, - подчеркивается в до кументе, - призвано утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности». С этого времени по существу начинается процесс формирования новой области социально-гуманитарных знаний и специальной учебной дисциплины, отражающей права и свободы человека как сложное социокультурное, философско-нравственное, политичес кое и правовое явление. Генеральная Ассамблея ООН, принимая 10 декабря 1948 г. Всеобщую декларацию прав человека, призвала все государства к, способствованию распространения знаний о пра вах человека путем просвещения и образования, их уважения и осу ществления на практике. При этом подчеркивалось, что знание прав - это важнейшее условие формирования той личности, которую Дек- ларация рассматривает в качестве идеала свободного и цивилизо ванного человека. В 1952 г. Совет ОО Н по экономике и социальным вопросам в своей резолюции № 314 призывает Ю Н ЕСК О начать широкую кам панию по распространению знаний о правах человека среди миро вой общественности через средства массовой информации, литера туру, искусство, через всю систему образования.
В 196 8 г. Международная конференция по правам человека, про ходившая в Тегеране, поручает Ю Н ЕСК О выработать программы, направленные на развитие у граждан чувства собственного достоин ства, осознания ими своих прав и свобод. Конференция также под твердила, что принципы, заложенные Всеобщей декларации, долж ны изучаться на всех уровнях образования, особенно в высших учебных заведениях, где обучаются будущие высококвалифициро ванные специалисты. В 1971 г. Комиссия ОО Н по правам человека настоятельно реко мендовала внедрять и развивать отдельные учебные дисциплины, касающиеся прав человека, а в 1973 г. - призвала Ю Н ЕСК О разви вать образование в сфере прав человека для всех людей на всех уров нях. Учитывая эти требования, Генеральная конференция Ю Н ЕСК О в 1974 г. приняла Рекомендацию, касающуюся образования, связан ного с правами человека и основными свободами. Согласно этой Ре комендации, права человека трактуются таким образом, как они «выражены в Уставе ОО Н и Всеобщей Декларации прав человека». В 1978 г. Ю Н ЕСК О впервые проводит в Вене конгресс, посвя щенный вопросам образования в области прав человека. В итоговом документе говорится, что образование и преподавание в сфере прав человека должно основываться на принципах, заложенных в Уставе ООН, Всеобщей Декларации прав человека и других международ ных актах и договорах по правам человека. В нем также подчеркива лось, что образование и преподавание в сфере прав человека должно быть нацелено на воспитание отношений толерантности, уважения и солидарности, обеспечение знаний в этой области и осознание личностью путей, с помощью которых эти права могут стать частью общественной и политической жизни. Следующим важным этапом в развитии образования в сфере прав человека стал М еждународный конгресс по преподаванию прав человека, состоявшийся в 1978 г. на Мальте. На нем было под- черкнуто, что система преподавания и образования и сфере прав че ловека должна быть создана всеми странами-членами ООН. При этом она обязательно должна быть доступной для всех граждан и осуществляться на всех уровнях образования с широким участием различных общественных организаций и средств массовой информации. В октябре 1991 г. на международном семинаре «Межкультурное изучение прав человека», проходившем в Австрии, были изложены основные аспекты преподавания прав человека: • обучение правам должно иметь два уровня: содержательный и практический; • оно должно начинаться на дошкольном и начальном школьном уровнях; • обучение должно проходить в благоприятной обстановке. На этот процесс должны влиять такие факторы, как этические стандарты, организация и дисциплинарная политика в школе; • обучение правам человека имеет свою специфику в смысле методи ки преподавания, в этом процессе самое активное участие могут принимать не только учителя и учащиеся, но и родители; • обучение правам человека должно пронизывать всю образователь ную систему, т. е. каждый предмет по-своему может и должен вклю чать элементы человеческих прав. В марте 1993 г. в Монреале Ю Н ЕСК О и Центр ОО Н по правам человека проводят Международный конгресс по образованию в об ласти прав человека и демократии. Основным документом Конгрес са стал М ировой план действий в сфере образования правам челове ка и демократии. Он предполагает общую стратегию для согласованных действий в области пропаганды прав человека. Цель Мирового плана включает в себя формирование культуры прав че ловека и развитие демократических обществ, которые дадут воз можность отдельному человеку или группам людей разрешать свои проблемы и противоречия путем ненасильственных методов. Для его реализации предлагается организовать обучение правам, свобо дам и обязанностям человека во всей системе образования.
В 1993 г. в Вене состоялась Всемирная конференция по правам человека, на которой была принята декларация и Программа дей ствий. В этих документах были обозначены основные принципы и стандарты, выявлены наиболее важные проблемы и намечена про грамма дальнейших действий в сфере образования прав человека. Одним из главных результатов конференции является признание особой важности развития системы образования прав человека, что в свою очередь приведет к установлению стабильных и гармонич ных отношений между различными обществами, укреплению мира и взаимопонимания между людьми во всем мире. В Венской декла рации содержится призыв ко всем государствам включать вопросы по правам человека, гуманитарному праву и демократии в учебные планы всех учебных заведений. Генеральная Ассамблея ОО Н (резолюция № 49/184) объявила период с 1995 по 2004 г. десятилетием образования в области прав человека и разработала план действий, который включает решение следующих основных задач: • оценку потребностей для осуществления программ и выработку эффективной стратегии образования в области прав человека на уровне школ; • создание новых и усиление существующих программ, а также со здание благоприятных условий для образования в области прав че ловека на международном, государственном, региональном и местном уровнях; • совместную разработку материалов по образованию в области прав человека; распространение среди населения всех стран Всеобщей декларации прав человека и знаний о ней. Во Всеобщей декларации прав человека, в других международ ных документах по правам человека содержится призыв ОО Н к странам-участницам развивать образование в области прав человека с тем, чтобы оно было направлено на полное развитие человеческой личности, соблюдение прав человека и свобод, осознание человеком чувства собственного достоинства. Оно должно содействовать взаи мопониманию, установлению дружественных отношений между всеми народами, расовыми или религиозными группами, укрепле нию стабильности и мира. В системе образования акцент должен де латься на «обучение для всех», «обучение в течение всей жизни», а также на «обучение без границ».
В последние годы в целях развития системы образования и про ведения научных исследований в области прав человека при содей ствии Ю Н ЕСК О создаются университетские кафедры по правам человека, демократии и мира, К настоящему времени в разных реги онах мира уже создано несколько десятков кафедр - в Европе, Африке, Азии, (Арабских государствах) и Латинской Америке. В дальнейшем планируется создание кафедр по правам человека, де мократии и мира и в других странах. Оценивая достижения мирового сообщества в создании системы образования в области прав человека, директор департамента по правам человека, мира и демократии Ю Н ЕСК О Я. Симанидис отме тил, что за период, прошедший со дня принятия Всеобщей деклара ции, в данном направлении достигнут безусловный прогресс. Вместе с тем сегодня требуются дополнительные усилия со стороны всех государств мира для преодоления существующих недостатков и решения новых, более сложных задач в правовом воспитании и об разовании обучающихся.
1.3. Ф ормировани е национально й систем ы образовани я в област и пра в человек а В Р еспублик е Б еларус ь Теоретическим обоснованием предмета «Права человека» яви лись труды многих отечественных и зарубежных ученых. К числу исследователей научно-теоретических и практических проблем защиты прав человека принадлежат такие ученые, как А.Я. Азаров, Б.П. Белозеров, С.Н. Братусь, Н.В. Витрук, Л.Д. Воево дин, Ю.И. Гревцов, СИ. Глушкова, А. В. Зиновьев, В.Н. Кудрявцев, Э.В. Кузнецов, Е.А. Лукашева, А.П. Мовчан, B.C. Нерсесянц, В.П. Сальников, В.Д. Сорокин, Л. Б. Тиунова, А.А. Тихонов, Б.Н. То- порнин, Н.А. Чечина, а также белорусские ученые - Н.Н. Белякович, В.А. Божанов, Г.А. Василевич, А.Д. Гусев, Л. Ф. Евменов, И.И. Кот- ляр, Ю.И. Малевич, Л.В. Павлова, СИ. Симановский, А. В. Ш авцова и др. В начале 90-х гг. начинается формирование системы образова ния в области прав человека в государствах СНГ. Появляются пер вые учебные программы и пособия. В Республике Беларусь преподавание спецкурса «Права челове ка» было начато с середины 90-х гг. в БГУ и Брестском государ ственном университете им. А. С Пушкина. В 1996 г. выходит первое в Республике Беларусь учебное посо бие «Права человека», написанное профессором Брестского универ- ситета И.И. Котляром. В 1998 г. авторский коллектив (А.Д. Гусев и др.) Республиканского института высшей школы БГУ представил примерную программу курса «Права человека» для студентов выс ших учебных заведений (проект)». В 2001 г. выходят в свет учебные пособия профессора Н.Н. Белякович «Права и свободы человека», профессора В.А. Божанова «Конституция Республики Беларусь и права человека», С.С. Бубена «Права человека: пособие для учите лей», доцента БГУ СИ. Симановского «Права человека», в 2002 г. - учебное пособие авторского коллектива «Права человека» под редак цией докторов наук, профессоров А.Д.Гусева и Я.С.Яскевич, в 2006 г. - учебное пособие доктора юридических наук, профессора Г.А. Васи- левича и доцента БГУ А.В. Шавцовой «Права человека» и др.
23 ию ня 1998 г. в Республике Беларусь, в год 50-летия принятия Генеральной Ассамблеей ОО Н Всеобщей декларации прав человека по проблеме прав человека проводятся парламентские слушания, на которых принимается ряд рекомендаций органам государственной власти, в том числе Министерству образования Республики Бела русь. Министерству образования было рекомендовано: • ввести обязательный курс «Права человека» в государственных высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях, средних школах; • разработать цикл лекций, имеющих целью развитие политического сознания молодых людей; • подготовить совместно с заинтересованными министерствами и ве домствами и издать пособия, комментарии и разъяснения, а также наладить выпуск плакатов, диафильмов, буклетов с адаптирован ными текстами юридических документов, рассчитанных на детское восприятие [Права человека: Парламентские слушания 23 июня 1998 года. Минск, 1998. С. 169]. Во исполнение этих рекомендаций постановлением коллегии Министерства образования от 30 июня 1998 года № 12.2 «О состоя нии и перспективах развития гуманизации и гуманитаризации обра зования в вузах республики» курс «Права человека» был включен в перечень дисциплин, изучение которых является обязательным для студентов всех учебных заведений Республики Беларуси. Создание системы образования в области прав человека является в высшей степени актуальной проблемой для всех стран мира, в том числе и для Республики Беларусь. По данным социологического опроса, проведенного среди жите лей г. М инска на вопрос: «С какими документами ОО Н о правах че ловека Вы знакомы?» - 70 % респондентов ответили, что ни с каки ми, Всеобщую декларацию прав человека читали лишь 11 %, Международный билль о правах человека - 3 %. Это позволяет сде лать вывод о том, что наше общество все еще не достаточно грамот но в этой сфере и поэтому включение прав человека в систему обра зования является насущной задачей современного белорусского общества. Однако это не только актуальная, но и сложная проблема. Для того чтобы пользоваться правами и свободами, необходимо их знать. Наибольшим потенциалом в решении поставленной задачи обладают учебные заведения системы образования. Это подтвержда ют и данные социологического опроса, в ходе которого 70 % опро шенных считают, что права человека необходимо изучать в учебных заведениях. В Республике Беларусь сделан ряд важных шагов на пути созда ния национальной системы образования в области прав человека. Она начала создаваться с 1995 г., когда в соответствии с Националь ным планом действий по защите прав ребенка на 1995-2000 гг. в учебных заведениях республики был введен 10-часовой специальный курс «Права ребенка». Это было сделано в соответствии с рекоменда циями Ю Н ЕСКО, где говорится о том, что правовое воспитание сле дует начинать еще в дошкольном, а лучше - в младшем школьном возрасте, т. е. в начальной школе. При этом главной задачей образо вания детей данного возраста в области прав человека является не ме ханическое заучивание статей всеобщей декларации прав человека, конвенции ОО Н «О правах ребенка» и закона Республики Беларусь «О правах ребенка», а формирование правильного отношения к ним. Опыт педагогической работы в начальной школе позволяет сделать вывод, что младшие школьники могут осознанно воспринимать и усваивать знания в области прав человека и прав ребенка. Важным этапом на пути создания системы образования в облас ти прав человека явился Указ Президента Республики Беларусь от 15.01.1998 г. № 36 «Об утверждении состава Национального коми тета Республики Беларусь и плана мероприятий по празднованию в Республике Беларусь 50-летия принятия Всеобщей декларации прав человека». В соответствии с этим документом предусматривалось введение в учебных заведениях республики специального курса «Права человека», что придало образованию в области прав челове- ка более системный и профессиональный характер. Были разработа ны программы по данному курсу. Вместе с тем преподавание прав человека в учебных заведениях выявило и множество проблем. Это, прежде всего, необходимость соответствующей подготовки и переподготовки преподавателей по данным дисциплинам; отсутствие в достаточном количестве учеб ной литературы и методических пособий; проблема сложности язы ка, которым написаны многие материалы и пособия, т. е. проблема их адаптации к школьникам и студентам; низкий уровень правового образования родителей и др. Следующим значительным этапом в процессе становления сис темы образования прав человека явилось постановление Совета Ми нистров Республики Беларусь № 366 от 15 марта 1999 г., утвердив шее «Национальный план развития образования в области прав человека на 1999 -2004 гг.». Он предусматривает решение следую щих важных задач: • создание широких информационных возможностей для ознакомле ния в области прав человека; • создание разветвленной и многоуровневой системы образования в области прав человека; • подготовку высококвалифицированных кадров по этой специальности; • создание учебно-методической базы (кафедр и лабораторий в вузах) для обеспечения полноценного процесса по правам человека и пра вам ребенка; • участие государственных и общественных организаций в развитии образования по правам человека; • развитие международного сотрудничества в этой сфере с ООН, ОБСЕ и др. Таким образом, в Республике Беларусь созданы необходимые условия для успешного развития системы образования в области прав человека. Однако предстоит предпринять немало усилий для того, чтобы она эффективно заработала. Процесс гуманизации образования и тенденции его развития объективно требуют изучения прав человека на всех уровнях. При этом следует осознать, что это не дополнительные знания, без кото рых специалист может обойтись, а стержень всего современного об разования, основа образования XX I века. Глава 2
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 42; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.27.232 (0.027 с.) |