Печатается по решению редакционно-издательского совета бгпу рекомендовано секцией гуманитарных наук 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Печатается по решению редакционно-издательского совета бгпу рекомендовано секцией гуманитарных наук



СИ. Симановский

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

Учебно-методическое     пособие

М инс к 200 9


УДК 340.11(075.8) ББК 67.400.7я73

С58

Печатается по решению редакционно-издательского совета БГПУ рекомендовано секцией гуманитарных наук

(протокол № 10 от 27.05.09)

Рецензенты:

доктор политических наук, пофессор, заведующий кафедрой политологии БГУ Сб. Решетников;

Кандидат философских наук, доцент кафедры политологии и права БГПУ

В.А. Зенченко

Симановский, СИ.

С58     Права человека: учеб.-метод, пособие / СВ. Симановский. - Минск: БГПУ, 2009.-12 3 с.

ISBN 978-985-501-740-1.

В пособии актуализируются и систематизируются знания в сложном и важном фе­ номене мировой культуры и цивилизации - «права человека». Раскрываются основные теоретические понятия данного явления.

Адресуется студентам БГПУ, преподавателям, учителям колледжей, всем интере­ сующимся вопросами права.

УДК 340.11(075.8) ББК 67.400.7Я73


ISBN 978-985-501-740-1


© Симановский СИ., 2009

© БГПУ, 2009


ВВЕДЕНИЕ

Процесс демократизации общества и создание правового госу­ дарства органически связаны с развитием прав и свобод человека. В Конституции Республики Беларусь сделаны важные шаги в этом направлении. В ней закреплены все основные международные стан­ дарты по правам человека. Их реализация на практике является важ­ ной задачей как государственных органов, общественных организа­ ций, так и каждого гражданина страны.

Однако социальные, экономические и политические реалии на­ шего времени, к сожалению, ограничивают возможности полноцен­ ной реализации некоторых прав и свобод граждан. В этой связи предстоит сделать многое для того, чтобы обеспечить осуществле­ ние прав и свобод человека, которые декларируются в белорусском законодательстве.

Важную роль в этом процессе призвано сыграть овладение зна­ ниями о правах и свободах человека. Наибольшим потенциалом для решения этой задачи обладают учебные заведения системы образо­ вания, где изучается курс «Права человека».

Цель курса - формирование гуманистического миропонимания, чувства человеческого достоинства, гражданской ответственности, глубокого понимания людьми своих прав и обязанностей. Образова­ ние в области прав человека будет способствовать значительному повышению уровня духовно-нравственного состояния общества. Гуманизация образования и тенденции его развития объективно тре­ буют изучения прав человека на всех уровнях, поэтому знания о пра­ вах человека должны составить основную часть учебного и воспита­ тельного процесса в системе современного образования.

Автор стремился учесть последние достижения научной мысли в этой сфере как отечественных, так и зарубежных ученых.


Глава 1

Права человека в системе социально-гуманитарных знаний

В Р еспублик е Б еларус ь

Теоретическим обоснованием предмета «Права человека» яви­ лись труды многих отечественных и зарубежных ученых.

К числу исследователей научно-теоретических и практических проблем защиты прав человека принадлежат такие ученые, как А.Я. Азаров, Б.П. Белозеров, С.Н. Братусь, Н.В. Витрук, Л.Д. Воево­ дин, Ю.И. Гревцов, СИ. Глушкова, А. В. Зиновьев, В.Н. Кудрявцев, Э.В. Кузнецов, Е.А. Лукашева, А.П. Мовчан, B.C. Нерсесянц, В.П. Сальников, В.Д. Сорокин, Л. Б. Тиунова, А.А. Тихонов, Б.Н. То- порнин, Н.А. Чечина, а также белорусские ученые - Н.Н. Белякович, В.А. Божанов, Г.А. Василевич, А.Д. Гусев, Л. Ф. Евменов, И.И. Кот- ляр, Ю.И. Малевич, Л.В. Павлова, СИ. Симановский, А. В. Ш авцова и др.

В начале 90-х гг. начинается формирование системы образова­ ния в области прав человека в государствах СНГ. Появляются пер­ вые учебные программы и пособия.

В Республике Беларусь преподавание спецкурса «Права челове­ ка» было начато с середины 90-х гг. в БГУ и Брестском государ­ ственном университете им. А. С Пушкина.

В 1996 г. выходит первое в Республике Беларусь учебное посо­ бие «Права человека», написанное профессором Брестского универ-


ситета И.И. Котляром. В 1998 г. авторский коллектив (А.Д. Гусев и др.) Республиканского института высшей школы БГУ представил примерную программу курса «Права человека» для студентов выс­ ших учебных заведений (проект)». В 2001 г. выходят в свет учебные пособия профессора Н.Н. Белякович «Права и свободы человека», профессора В.А. Божанова «Конституция Республики Беларусь и права человека», С.С. Бубена «Права человека: пособие для учите­ лей», доцента БГУ СИ. Симановского «Права человека», в 2002 г. - учебное пособие авторского коллектива «Права человека» под редак­ цией докторов наук, профессоров А.Д.Гусева и Я.С.Яскевич, в 2006 г. - учебное пособие доктора юридических наук, профессора Г.А. Васи- левича и доцента БГУ А.В. Шавцовой «Права человека» и др.

23 ию ня 1998 г. в Республике Беларусь, в год 50-летия принятия Генеральной Ассамблеей ОО Н Всеобщей декларации прав человека по проблеме прав человека проводятся парламентские слушания, на которых принимается ряд рекомендаций органам государственной власти, в том числе Министерству образования Республики Бела­ русь. Министерству образования было рекомендовано:

• ввести обязательный курс «Права человека» в государственных высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях, средних школах;

• разработать цикл лекций, имеющих целью развитие политического сознания молодых людей;

• подготовить совместно с заинтересованными министерствами и ве­ домствами и издать пособия, комментарии и разъяснения, а также наладить выпуск плакатов, диафильмов, буклетов с адаптирован­ ными текстами юридических документов, рассчитанных на детское восприятие [Права человека: Парламентские слушания 23 июня 1998 года. Минск, 1998. С. 169].

Во исполнение этих рекомендаций постановлением коллегии Министерства образования от 30 июня 1998 года № 12.2 «О состоя­ нии и перспективах развития гуманизации и гуманитаризации обра­ зования в вузах республики» курс «Права человека» был включен в перечень дисциплин, изучение которых является обязательным для студентов всех учебных заведений Республики Беларуси.

Создание системы образования в области прав человека является в высшей степени актуальной проблемой для всех стран мира, в том числе и для Республики Беларусь.


По данным социологического опроса, проведенного среди жите­ лей г. М инска на вопрос: «С какими документами ОО Н о правах че­ ловека Вы знакомы?» - 70 % респондентов ответили, что ни с каки­ ми, Всеобщую  декларацию прав человека  читали  лишь                                                  11 %, Международный билль о правах человека - 3 %. Это позволяет сде­ лать вывод о том, что наше общество все еще не достаточно грамот­ но в этой сфере и поэтому включение прав человека в систему обра­ зования является насущной задачей современного белорусского общества. Однако это не только актуальная, но и сложная проблема.

Для того чтобы пользоваться правами и свободами, необходимо их знать. Наибольшим потенциалом в решении поставленной задачи обладают учебные заведения системы образования. Это подтвержда­ ют и данные социологического опроса, в ходе которого 70 % опро­ шенных считают, что права человека необходимо изучать в учебных заведениях.

В Республике Беларусь сделан ряд важных шагов на пути созда­ ния национальной системы образования в области прав человека. Она начала создаваться с 1995 г., когда в соответствии с Националь­ ным планом действий по защите прав ребенка на 1995-2000 гг. в учебных заведениях республики был введен 10-часовой специальный курс «Права ребенка». Это было сделано в соответствии с рекоменда­ циями Ю Н ЕСКО, где говорится о том, что правовое воспитание сле­ дует начинать еще в дошкольном, а лучше - в младшем школьном возрасте, т. е. в начальной школе. При этом главной задачей образо­ вания детей данного возраста в области прав человека является не ме­ ханическое заучивание статей всеобщей декларации прав человека, конвенции ОО Н «О правах ребенка» и закона Республики Беларусь

«О правах ребенка», а формирование правильного отношения к ним. Опыт педагогической работы в начальной школе позволяет сделать вывод, что младшие школьники могут осознанно воспринимать и усваивать знания в области прав человека и прав ребенка.

Важным этапом на пути создания системы образования в облас­ ти прав человека явился Указ Президента Республики Беларусь от 15.01.1998 г. № 36 «Об утверждении состава Национального коми­ тета Республики Беларусь и плана мероприятий по празднованию в Республике Беларусь 50-летия принятия Всеобщей декларации прав человека». В соответствии с этим документом предусматривалось введение в учебных заведениях республики  специального  курса

«Права человека», что придало образованию в области прав челове-


ка более системный и профессиональный характер. Были разработа­ ны программы по данному курсу.

Вместе с тем преподавание прав человека в учебных заведениях выявило и множество проблем. Это, прежде всего, необходимость соответствующей подготовки и переподготовки преподавателей по данным дисциплинам; отсутствие в достаточном количестве учеб­ ной литературы и методических пособий; проблема сложности язы­ ка, которым написаны многие материалы и пособия, т. е. проблема их адаптации к школьникам и студентам; низкий уровень правового образования родителей и др.

Следующим значительным этапом в процессе становления сис­ темы образования прав человека явилось постановление Совета Ми­ нистров Республики Беларусь № 366 от 15 марта 1999 г., утвердив­ шее «Национальный план развития образования в области прав человека на 1999 -2004 гг.». Он предусматривает решение следую­ щих важных задач:

• создание широких информационных возможностей для ознакомле­ ния в области прав человека;

• создание разветвленной и многоуровневой системы образования в области прав человека;

• подготовку высококвалифицированных   кадров по    этой специальности;

• создание учебно-методической базы (кафедр и лабораторий в вузах) для обеспечения полноценного процесса по правам человека и пра­ вам ребенка;

• участие государственных и общественных организаций в развитии образования по правам человека;

• развитие международного сотрудничества в этой сфере с ООН, ОБСЕ и др.

Таким образом, в Республике Беларусь созданы необходимые условия для успешного развития системы образования в области прав человека. Однако предстоит предпринять немало усилий для того, чтобы она эффективно заработала.

Процесс гуманизации образования и тенденции его развития объективно требуют изучения прав человека на всех уровнях. При этом следует осознать, что это не дополнительные знания, без кото­ рых специалист может обойтись, а стержень всего современного об­ разования, основа образования XX I века.


Глава 2

Ф илософи я пра в человек а

В течение всей истории цивилизации феномен прав человека яв­ лялся и продолжает оставаться камнем преткновения различных фи­ лософских школ и политических течений. Выдвижение проблемы прав человека на передний план современного мировоззрения - сви­ детельство коренных преобразований, происходящих сегодня в по­ литической, экономической, социальной, духовной и других сферах общественной жизни. Все отчетливее проявляется идея неразрыв­ ной связи цивилизованности и прогресса с реальным участием чело­ века в решении проблем как внутри отдельного государства, так и в глобальном масштабе. Права человека призваны обеспечить именно такое участие, превратив человека из пассивного наблюдателя в ак­ тивного участника всех событий, происходящих в мире.

Изучение проблемы прав человека невозможно без осмысления сущности их как неотъемлемого свойства личности и феномена мировой культуры и цивилизации. Оно дает возможность раскрыть сущность природы человека как источника его прав и свобод, их роль в развитии личности и мирового сообщества в целом, закономерности расш ирения спектра основных прав и свобод человека.

Понятие «права человека» появилось в результате длительного развития общественной мысли. Впервые оно возникло в Древней Греции и обозначалось как «права гражданина». Однако граждане тогда составляли меньшинство населения, так как иностранцы и рабы в эту категорию не входили. Концепция «прав человека», сформированная в древних полисах, прошла трудный и долгий путь. Оформившись как политическая платформа в ходе буржуазных ре­ волюций, она получила новый импульс в наше время, когда перед человечеством во всей остроте встали вопросы выживания.

Право человека - это признанная и гарантированная возмож­ ность совершать определенные действия по воле, усмотрению и в личных интересах человека, предъявлять законные требования к действиям других лиц, добиваться защиты своих интересов.


Выдвижение данной проблемы на передний план современного мировоззрения обусловлено рядом объективных обстоятельств, которые:

• способствуют углублению проблем выживания человечества. Вы­ живание предполагает совместное разрешение таких глобальных вопросов, как разоружение, предотвращение ядерной войны, лик­ видация голода, различных болезней, улучшение окружающей сре­ ды и других. Это возможно лишь при условии существования дове­ рия между народами и государствами, а одна из предпосылок доверия - уважение прав человека;

• неразрывно связаны с демократической моделью политического устройства общества. Все ее составляющие элементы, в конечном счете, сводятся к правам человека. Выборность, многопартийность, наличие оппозиции и т. д. возможны лишь постольку, поскольку га­ рантированы главные права человека как самого основного элемен­ та политического механизма. Именно наличием прав человека из­ меряется гуманность любого общества, степень его развития;

• обуславливаются возросшими требованиями к человеку, особенно к человеку, живущему в трансформационном обществе, т. е. находя­ щемуся в стадии радикальных социально-экономических и полити­ ческих изменений. Известно, что эффективное развитие общества возможно только при действиях, направленных на раскрепощение личности, утверждении уважения к правам и свободам человека, приоритете интересов отдельных, конкретных людей над партий­ ными, государственными и идеологическими. Этот простой и вмес­ те с тем глобальный по смыслу тезис поистине выстрадан челове­ чеством и            лежит       в        основе   признания прав человека      в демократическом обществе.

Важно отметить, что философия прав человека имеет внеклассо­ вый, вненациональный, внерасовый, внеполовой и т. д. характер и является достоянием всей человеческой цивилизации. Это - обще­ человеческие ценности.

П ризнак и пра в человек а

Основные признаки прав человека характеризует то, что они:

• возникают и развиваются на основе природы человека с учетом по­ стоянно изменяющихся условий жизни общества;

• складываются объективно и не зависят от государственного признания;

• принадлежат индивиду от рождения;

• имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер, признаются ес­ тественными (как воздух, земля, вода и т. д.);

• являются непосредственно действующими;

• признаются высшей социальной ценностью;

• выступают необходимой частью права, определенной формой вы­ ражения его главного содержания;

• представляют собой принципы и нормы взаимоотношений между личностью и государством, обеспечивающие индивиду возмож­ ность действовать по своему усмотрению и получать определенные блага;

• признание, соблюдение и защита прав человека является обязан­ ностью государства.

Данный подход к проблеме прав человека разделяется многими учеными. Профессор Л. С. Явич считает, что «права человека - это социальный феномен, отражающий важные черты, свойства, качест­ ва человеческой личности, обусловленные данной ступенью истори­ ческого развития общества» [Явич Л. С. Сущность права. Л., 1985. С. 12. 64 ].

Права человека - сложное, многоплановое явление мировой культуры и цивилизации. Они имеют негативное и позитивное зна­ чение. В первом случае - это права «от» принуждения, вмешатель­ ства в личную жизнь, порабощения, дискриминации, социальной не-


справедливости и т. д. Во втором случае это права «для» самовыражения, самоопределения, реализации своих творческих способностей, всестороннего развития, участия в общественной жизни, достойного существования и т. д. В конечном счете все чело­ веческие права направлены на обеспечение свободы личности.

В правах человека сконцентрированы все важнейшие социаль­ ные нормы и принципы - не только правовые, но и моральные, поли­ тические, религиозные, философские, которые в различные эпохи придавали им своеобразную окраску в соответствии с экономичес­ ким строем и культурой того или иного общества. Прогресс общест­ ва невозможен, если с каждой новой ступенью развития человек не получает все больше свободы.

Взаимосвязь и целостность мирового сообщества, единство че­ ловечества выражается в появлении, расширении и углублении со­ держания общечеловеческих стандартов прав и свобод личности, имеющих силу норм как международной морали, так и международ­ ного права. Любое государство, желая быть полноправным членом мирового сообщества государств, должно сообразовывать свое за­ конодательство и свою практику с требованиями этих международ­ ных стандартов.

Так Венская Декларация и Программа действий, принятая на Всемирной конференции по правам человека в 1993 году, зафикси­ ровала: «Все права человека универсальны, неделимы, взаимозави­ симы и взаимосвязаны. Международное сообщество должно отно­ ситься к правам человека глобально, на справедливой и равной основе, с одинаковым подходом и вниманием. Хотя значение нацио­ нальной и региональной специфики и различных исторических, культурных и религиозных особенностей необходимо иметь в виду, государства, независимо от их политических, экономических и культурных систем, несут обязанность поощрять и защищать все права человека и основные свободы».

Таким образом, права и свободы человека вышли за пределы чисто внутренней компетенции государства и стали предметом меж­ дународной заботы. Это значит, что права человека уже не могут определяться исключительно характером и уровнем развития дан­ ного конкретного общества, значительное влияние на их состояние оказывает единая человеческая цивилизация.


П ринцип ы пра в человек а

Философия прав человека строится на основе важнейших обще­ человеческих принципов гуманизма, свободы и равенства.

Слово гуманизм переводится с латинского как «человечный». Сущность его проявляется в признании человека как личности, а также его прав на свободу, счастье, неприкосновенность, проявле­ ние своих способностей. Основной формой проявления гуманизма в современных условиях является обеспечение прав человека. Наибо­ лее ярко принцип гуманизма нашел отражение в деятельности ОО Н и многочисленных документах по правам человека.

Другим важным принципом является принцип свободы. В чет­ вертой статье Французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. свобода определяется как «возможность делать все, что не приносит вреда другому». Свобода не существует без человека, а че­ ловек как личность не может существовать без свободы. Она опосре­ дуется через права человека, в одном случае путем ограждения чело­ века от какого бы то ни было произвольного вмешательства в его личную сферу как со стороны общества, так и представляющей его власти. Право на неприкосновенность личности, жилища, защиту чести и достоинства являются той основой, которая обеспечивает человеку свободу. В другом случае социально-экономические права обеспечивают ему свободу от унижающего человеческое достои­ нство существования, безработицы и т. д.

В понимании свободы важным условием является то, что свобо­ да каждого конкретного человека возможна лишь при условии, что все лю ди будут свободны, т. е. индивидуальная свобода может су­ ществовать лишь наряду со свободой для всех остальных. Она начи­ нается тогда, когда в государстве, в котором человек живет, вступа­ ют в действие принятые законы, т. е. власть преодолевается правом.

Свобода невозможна без ответственности и дисциплины. Неуме­ ние управлять собой, ограничивать свои интересы и подчинять их целому ведет к разрушению общества. Вряд ли найдется человек, который не любил бы свободу, но справедливый требует ее для всех, несправедливый - только для себя.

Исторический опыт подтверждает ту истину, что свобода труд­ нее приживается там, где нет традиций и низкая политическая культура.


Третьим важным принципом философской основы прав челове­ ка является равенство. Он нашел свое яркое воплощение во фран­ цузской Декларации прав человека и гражданина, принятой 26 ав­ густа 1789 г. Ее первая статья гласит: «Люди рождаются и остаются свободными и равными в своих правах». Все современные консти­ туции, в том числе и Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, ст. 22: «Все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и за­ конных интересов»), рассматривают принцип равенства как осново­ полагающий в философии прав человека и гражданина. Главной проблемой, однако, остается реализация этого принципа на практи­ ке и его гарантированность. В обществе должен быть создан опти­ мальный баланс между свободой одних субъектов и социальной за­ щищенностью других.

Таким образом, гуманизм, свобода, равенство, являясь главными общечеловеческими принципами, составляют тот базис, на котором строится современная философия прав человека. Они служат утверждению достоинства личности и создают для каждого челове­ ка необходимые условия его существования.

Права связаны не только с биологической сущностью человека, его моральными качествами, достоинством, гуманностью и т. п., но и с его социальностью, общественной природой, поэтому важно ви­ деть не только общее в системе прав человека, но и специфику, раз­ личия между правами конкретного человека, с одной стороны, и об­ щественными явлениями, с другой. Для этого следует рассмотреть понятия: права человека и права гражданина. Впервые их различие было зафиксировано в «народном соглашении» от 28 ноября 1647 г. (Великобритания). В нем, к примеру, отмечено, что выборы нового парламента - это право гражданина, а религия, которую человек вы­ бирает только в соответствии со своей совестью, - права человека.

Права гражданина - это установленные и гарантируемые госу­ дарством правомочия, возможности действий человека в указанной законом сфере. Государство обязуется обеспечивать и защищать правомерные действия человека в конкретной сфере, определенной законом. Здесь не предлагается возможности выбора, варианта дей­ ствия внутри данного права. Данным правом можно либо воспользо­ ваться, либо нет, т. к. право не обязанность. Например, «граждане РБ имеют  право  участвовать в решении государственных дел...» (ст. 37), однако его мало используют.


Права человека - это сфера деятельности человека, в которую государство не должно вмешиваться. Оно лишь обозначает с по­ мощью правовых норм поле, на котором человек действует по свое­ му усмотрению. Государство должно также обеспечивать защиту прав человека как от него самого, так и от их нарушений со стороны других лиц. Таким образом, основная функция государства должна заключаться в защите правомерного поведения человека, с одной стороны, и одновременного ограничения выхода за пределы дозво­ ленных свобод, с другой.

Например, государство не интересуется религиозными убежде­ ниями любого человека, не влияет на его приверженность како­ му-либо вероисповеданию, не устанавливает какую-либо религию в качестве обязательной. Но оно вправе принимать законы, ограничи­ вающие свободу совести с целью обеспечения признания и уваже­ ния прав и свобод других граждан, удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостоя­ ния. Например, ограничение деятельности религиозных сект «Белое братство» на Украине, «Аум Синрике» в Японии и др.

Важной характеристикой понятия «прав человека» является его различие с точки зрения объективного и субъективного содержания. В объективном смысле права человека - это система международ­ ных и национальных правовых норм, устанавливающих правовой статус личности, закрепляющих ее положение, правила взаимоотно­ шений между людьми, отношения личности и государства. В субъ­ ективном смысле права человека - это принадлежащая конкретному лицу возможность действия, поступка, поведения, предусмотренно­ го правовой нормой и защищаемого государством. В некоторых языках для обозначения объективного и субъективного права ис­ пользуются разные слова. Так объективное право в английском язы­ ке значит «Law», субъективное - «Right», во французском, соотве­ тственно, «Loi» и «Droit».

Права человека отражают различные сферы его деятельности: экономику, политику, культуру и др. Они нашли свое выражение в Уставе ОО Н и Международном билле о правах: Всеобщей Деклара­ ции прав человека, Международном пакте об экономических, соци­ альных и культурных правах, Международном пакте о гражданских и политических правах и были классифицированы на гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права.


Глава 3

Граждански е прав а

Своеобразие этих прав заключается в том, что они очерчивают границы личной свободы человека посредством системы запретов лю бых действий государственных органов, общественных органи­ заций, других лиц, которые явились бы посягательством, незакон­ ным вторжением в его жизнь, ущемляли бы его честь и достоинство, препятствовали осуществлению законных интересов. Основные гражданские права граждан формулируются в конституциях госу­ дарств и конкретизируются в текущем законодательстве. Конститу­ ционное закрепление гражданских прав - это законодательное при­ знание социальной значимости личной свободы, возможности выбора различных форм организации личной жизни, характера внутрисемейных отношений и общения с другими людьми, развития духовного мира и т. д. Гражданские права ограждают от незаконно­ го вмешательства в ту сферу жизни человека, которая регулируется непосредственно не только и не столько правом, сколько иными со­ циальными регуляторами - нормами морали, обычаями, традиция­ ми, правилами приличия и другими.

В структуре гражданских прав основными являются:

Право на жизнь. Это неотъемлемое право каждого. В статье 3 Всеобщей декларации прав человека констатируется: «Каждый че­ ловек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосно­ венность». В Пакте о гражданских и политических правах (ст. 6) ска­ зано: «Право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно


лишен жизни». Согласно положениям Второго факультативного Протокола к Пакту о гражданских и политических правах (1989 г.), государства должны принять все необходимые меры, чтобы отме­ нить смертную казнь. Ж изнь человека должна рассматриваться как самый ценный капитал в обществе. Такой подход в принципе ставит вопрос об отмене смертной казни. Ее сохранение означает посягат­ ельство на самое фундаментальное право человека. Характерно, что и церковь выступает против смертной казни, основываясь на том, что узаконенное неуважение к святости человеческой жизни спо­ собствует ожесточению общества и что возможны судебные ошиб­ ки. Сдерживающее влияние смертной казни сомнительно, в то же время защита общества может быть достигнута мерами ограничения свободы и перевоспитания и общество только выиграет, если сумеет вернуть человека к нормальной жизни.

В России впервые смертная казнь была отменена в 1743 г. В Со­ ветском Союзе отменялась трижды: в 1918, 1920и в 1947 гг. Но всег­ да восстанавливалась. Нынче смертная казнь отменена в 54 странах. В целом же общественное мнение пока еще не воспринимает идею отмены смертной казни, считает ее самым надежным видом наказа­ ния преступника.

Право на безопасность. Это одно из важнейших неотъемлемых прав человека и актуальнейших с точки зрения его обеспечения. Ежегодно в мире сотни тысяч людей погибают в результате различ­ ного рода преступных акций, что это обострило проблему, постави­ ло под вопрос соблюдение права на безопасную жизнь практически для всех.

Право на личную неприкосновенность. Пакт о гражданских и политических правах запрещает бесчеловечное унижающее челове­ ческое достоинство обращение или наказание. В статье 7-й Пакта сказано: «Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бес­ человечным и унижающ им его достоинство обращению или наказа­ нию. В частности, ни одно лицо не должно без его свободного согла­ сия подвергаться медицинским или научным опытам».

Пытки, которые широко применялись в Европе во времена ин­ квизиции, затем в X V III в. почти исчезли, а в X X в. вновь вернулись в Европу под флагом двух мощных политических течений - и до сих пор не уш ли из жизни современного общества. Генеральная Ассамблея ОО Н еще в 1975 г. приняла Декларацию о защите всех


лиц от пыток и других, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, а в 1984 г. - Конвенцию против пы­ ток. Выполнение ее рекомендаций могло бы способствовать сущест­ венному улучшению ситуации в мире.

Неприкосновенность личности предполагает не только защиту человека от незаконных арестов, но и ограждение его от лю бых неза­ конных посягательств. Также необходима охрана законом неприкос­ новенности жилища, личной жизни, тайны переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений, указание на возможность судебной защиты жизни и здоровья человека, обжалования незакон­ ных действий должностных лиц, государственных и общественных органов. Актуальным становится вопрос о допуске граждан к сведе­ ниям и информации относительно их личной и общественной жиз­ ни, которые накапливаются в различных государственных органах.

Право на создание семьи и охрану семьи. В Международном Пакте о гражданских и политических правах (ст. 23) записано:

«Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства». В соответ­ ствии с Пактом, «участвующие в настоящем пакте государства должны принимать меры для обеспечения равенства прав и обязан­ ностей супругов в отношении вступления в брак, во время состояния в браке или при его расторжении. В случае расторжения брака долж­ на предусматриваться необходимая защита всех детей». Законы го­ сударства обязаны регулировать взаимоотношения между родите­ лями и детьми. С одной стороны, дети обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь. С другой, обязанность родителей воспитывать детей, не злоупотреблять своими правами.

Важно строго соблюдать принцип воссоединения семей, кото­ рый является производным от принципа единства семьи, закреплен­ ного в Пакте о гражданских и политических правах. Он полу­ чил подтверждение также в Хельсинкском Заключительном акте. В странах с авторитарными и тоталитарными режимами соблюде­ ние этого принципа всегда было тесно увязано с политической ситу­ ацией. К примеру, в 1979 г. из СССР было разрешено выехать в Израиль более 50 тыс. евреев. С 1980 г. в связи с ухудшением взаи­ моотношений между СССР и СШ А, другими ведущими странами западного мира, количество получивших разрешение на выезд сократилось. И вновь увеличилось в конце 80-х годов в связи с пере-


стройкой в СССР и новой фазой улучшения международного климата.

Право на свободу убеждений и совести. Демократическое со­ знание включает уважение к людям с другим мнением и желание са­ мому разобраться во всем, без слепой веры в авторитеты. Инакомыс­ лящие нужны обществу. В равной мере в обществе должна быть обеспечена свобода убеждений. В уголовном кодексе и других зако­ нах любой страны должно быть четко сформулировано; что уголов­ ное преследование за убеждения и связанные с убеждениями насильственные действия недопустимы.

Свобода совести - это право самостоятельно, без какого-либо принуждения решать вопрос; о том, руководствоваться ли ему в оценках своих поступков и мыслей религиозными учениями или от­ казаться от них. Подлинная свобода совести должна обязательно со­ держать два основных положения: свободу религиозных убеждений и не принимать во внимание религиозные догматы. В Пакте о граж­ данских и политических правах отмечается:

1. Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и ре­ лигии. Это право включает свободу иметь или принимать религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов и в учении.

2.. Никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору.

3.. Свобода исповедовать  религию или убеждения подлежит лишь ограничениям, установленным законом и необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц.  Участвующие в на­ стоящем Пакте государства обязуются уважать свободу родителей и в соответствующих случаях законных опекунов обеспечивать рели­ гиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями.

Такое уточнение права на свободу совести было признано необ­ ходимым, поскольку в ряде государств действуют законы, которые принимают только государственную религию и проводят дискрими­ нацию других верующих. Вместе с тем не должно быть практики го­ сударственного атеизма. Преследования как верующих и Церкви,


которые на протяжении десятилетий наблюдались в СССР и других социалистических странах, так и практики насильственного принуж­ дения к религии, должны отсутствовать. Оно всегда разрушительно и отталкивает. Русский философ В. Соловьев писал: «Закрепощение людей к православию лишает Русскую Церковь нравственной силы, подрывает ее внутреннюю жизнестойкость. Оружие церкви есть слово, но можно ли бороться с противником, у которого крепко свя­ заны руки?». Это было сказано более ста лет тому назад философом, который являлся религиозным и был заинтересован в распростране­ нии христианства в массах. Но он прекрасно понимал то, что навя­ зывается силой и вне конкурентной борьбы, не только лишается нравственной силы, но и рискует не найти поддержки со стороны тех, кому адресуется. Также ни в коем случае нельзя допускать дис­ криминации и нетерпимости по отношению к другим на основе ре­ лигии или убеждений. А пока, согласно одной из оценок, в наши дни 2,2 млрд человек пользуются лишь ограниченной свободой совести, религии, убеждений. Имеются сотни тысяч мучеников за веру, в том числе из-за религи



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.239.77 (0.054 с.)