Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Права человека носят всеобщий, универсальный характер.
Это обусловлено рядом причин: • все люди без какой-либо дискриминации имеют основные права и свободы. Международные стандарты и законодательство демокра тических государств гарантируют равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, мес та жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Зап рещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации; • все права и свободы универсальны с точки зрения их содержания. Право на жизнь, равенство всех перед законом, право свободного передвижения, право на гражданство, право на свободу убеждений и т. д. - это общие права и свободы всех людей вне зависимости от общественного строя, политического режима, формы государствен ного устройства и формы правления, международного статуса страны, к которой человек принадлежит; • всеобщность прав и свобод человека проявляется и в территориаль ном аспекте. Это означает, что везде, где бы ни находился человек, он обладает (должен обладать) основными естественными правами и свободами независимо от того, какой является эта территория; • вопросы, касающиеся прав человека, основных свобод, демократии и верховенства закона, носят международный характер, поскольку соблюдение этих прав и свобод составляет основу международного порядка, представляют непосредственный и законный интерес для всех государств мирового сообщества и не относятся к числу исключительно внутренних дел. Философия прав человека строится на общечеловеческих цен ностях. Одной из них является достоинство человека. Достоин ство, с одной стороны, есть нравственная самооценка человеком своей связи с обществом, своего значения, права на уважение со сто роны других. С другой - это признание обществом социальной цен ности, уникальности, неповторимости конкретного человека, значи мости каждой личности как частицы человеческого сообщества. Достоинство человека - это источник его прав и свобод. Только об ладание правами и свободами является той предпосылкой, которая дает человеку возможность самораскрыться, самореализоваться как личности, что ведет в свою очередь к обогащению, совершенствова нию всего человечества.
В теории прав человека действует презумпция достоинства чело века. Суть философии прав человека заключается в понимании, что все лю ди - члены одной человеческой семьи. Они наделены разумом и совестью, и должны поступать в отношении друг к другу в духе братства, уважения прав и свобод другого человека. В ст. 1 Всеоб щей Декларации прав человека говорится: «Все лю ди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах». Права и свободы не дарованы ему ни государством, ни властью, ни кем-либо еще, поэтому их называют естественными правами человека. Достоинство человека, его самоценность не совместимы с рабской холопской благодарностью за то, что ему, человеку, позво лили воспользоваться какими-то крохами (его же) прав. Они при надлежат ему уже в силу того, что он человек. Естественные права человека не нуждались до возникновения государства и права в ка ком-либо писаном, юридическом оформлении. Писаное право, кото рое вобрало в себя моральные обычные права и запреты, в том числе и права и свободы человека, нормы взаимоотношений называется позитивным правом. Сегодня оно содержится в международных документах и национальных законодательствах всех государств, в том числе и в основном белорусском законе. Конституция Респуб лики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями) провозгла шает: «Человек, его права, свободы и гарантии их реализации явля ются высшей ценностью и целью общества и государства» (ст. 2). Естественные права и свободы человека неотчуждаемы и при надлежат каждому от рождения. Пока жив человек, он неразрывно связан со своими правами и свободами, они не должны быть никем и никаким образом отняты у него. Эти права не должны зависеть ни от общественного строя страны, ни от каких-либо других обстоятель ств. Они естественны, неотъемлемо присущи любому индивиду, где бы он ни жил или ни находился. Право человека на жизнь, запреще ние пыток или других форм негуманного, унижающего человечес кое достоинство обращения, право на признание правосубъектности любого индивида, запрет дискриминации по признакам пола, расы, религии, языка и другие - эти и другие права и свободы должны быть присущи любому человеку в современном мире. Государство обязано обеспечить каждому индивиду реализацию этих прав. Ли шая их человека, оно действует противозаконно, даже если «узако нивает» в своем внутреннем законодательстве эти деяния, т. к. его действия по отношению к человеку соизмеряются не его националь ными законами, а международными нормами и стандартами..
Только тогда, когда право и права человека становятся над госу дарством и навязывают ему свои принципы и ценности, обусловлен ные развитием культуры и цивилизации, государство также стано вится цивилизованным. В настоящее время права человека являются общесоциальным понятием, отражающим наднациональные, общечеловеческие тре бования и стандарты в области свободы личности.
П ризнак и пра в человек а Основные признаки прав человека характеризует то, что они: • возникают и развиваются на основе природы человека с учетом по стоянно изменяющихся условий жизни общества; • складываются объективно и не зависят от государственного признания; • принадлежат индивиду от рождения; • имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер, признаются ес тественными (как воздух, земля, вода и т. д.); • являются непосредственно действующими; • признаются высшей социальной ценностью; • выступают необходимой частью права, определенной формой вы ражения его главного содержания; • представляют собой принципы и нормы взаимоотношений между личностью и государством, обеспечивающие индивиду возмож ность действовать по своему усмотрению и получать определенные блага; • признание, соблюдение и защита прав человека является обязан ностью государства. Данный подход к проблеме прав человека разделяется многими учеными. Профессор Л. С. Явич считает, что «права человека - это социальный феномен, отражающий важные черты, свойства, качест ва человеческой личности, обусловленные данной ступенью истори ческого развития общества» [Явич Л. С. Сущность права. Л., 1985. С. 12. 64 ]. Права человека - сложное, многоплановое явление мировой культуры и цивилизации. Они имеют негативное и позитивное зна чение. В первом случае - это права «от» принуждения, вмешатель ства в личную жизнь, порабощения, дискриминации, социальной не- справедливости и т. д. Во втором случае это права «для» самовыражения, самоопределения, реализации своих творческих способностей, всестороннего развития, участия в общественной жизни, достойного существования и т. д. В конечном счете все чело веческие права направлены на обеспечение свободы личности. В правах человека сконцентрированы все важнейшие социаль ные нормы и принципы - не только правовые, но и моральные, поли тические, религиозные, философские, которые в различные эпохи придавали им своеобразную окраску в соответствии с экономичес ким строем и культурой того или иного общества. Прогресс общест ва невозможен, если с каждой новой ступенью развития человек не получает все больше свободы.
Взаимосвязь и целостность мирового сообщества, единство че ловечества выражается в появлении, расширении и углублении со держания общечеловеческих стандартов прав и свобод личности, имеющих силу норм как международной морали, так и международ ного права. Любое государство, желая быть полноправным членом мирового сообщества государств, должно сообразовывать свое за конодательство и свою практику с требованиями этих международ ных стандартов. Так Венская Декларация и Программа действий, принятая на Всемирной конференции по правам человека в 1993 году, зафикси ровала: «Все права человека универсальны, неделимы, взаимозави симы и взаимосвязаны. Международное сообщество должно отно ситься к правам человека глобально, на справедливой и равной основе, с одинаковым подходом и вниманием. Хотя значение нацио нальной и региональной специфики и различных исторических, культурных и религиозных особенностей необходимо иметь в виду, государства, независимо от их политических, экономических и культурных систем, несут обязанность поощрять и защищать все права человека и основные свободы». Таким образом, права и свободы человека вышли за пределы чисто внутренней компетенции государства и стали предметом меж дународной заботы. Это значит, что права человека уже не могут определяться исключительно характером и уровнем развития дан ного конкретного общества, значительное влияние на их состояние оказывает единая человеческая цивилизация. П ринцип ы пра в человек а Философия прав человека строится на основе важнейших обще человеческих принципов гуманизма, свободы и равенства. Слово гуманизм переводится с латинского как «человечный». Сущность его проявляется в признании человека как личности, а также его прав на свободу, счастье, неприкосновенность, проявле ние своих способностей. Основной формой проявления гуманизма в современных условиях является обеспечение прав человека. Наибо лее ярко принцип гуманизма нашел отражение в деятельности ОО Н и многочисленных документах по правам человека. Другим важным принципом является принцип свободы. В чет вертой статье Французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. свобода определяется как «возможность делать все, что не приносит вреда другому». Свобода не существует без человека, а че ловек как личность не может существовать без свободы. Она опосре дуется через права человека, в одном случае путем ограждения чело века от какого бы то ни было произвольного вмешательства в его личную сферу как со стороны общества, так и представляющей его власти. Право на неприкосновенность личности, жилища, защиту чести и достоинства являются той основой, которая обеспечивает человеку свободу. В другом случае социально-экономические права обеспечивают ему свободу от унижающего человеческое достои нство существования, безработицы и т. д.
В понимании свободы важным условием является то, что свобо да каждого конкретного человека возможна лишь при условии, что все лю ди будут свободны, т. е. индивидуальная свобода может су ществовать лишь наряду со свободой для всех остальных. Она начи нается тогда, когда в государстве, в котором человек живет, вступа ют в действие принятые законы, т. е. власть преодолевается правом. Свобода невозможна без ответственности и дисциплины. Неуме ние управлять собой, ограничивать свои интересы и подчинять их целому ведет к разрушению общества. Вряд ли найдется человек, который не любил бы свободу, но справедливый требует ее для всех, несправедливый - только для себя. Исторический опыт подтверждает ту истину, что свобода труд нее приживается там, где нет традиций и низкая политическая культура. Третьим важным принципом философской основы прав челове ка является равенство. Он нашел свое яркое воплощение во фран цузской Декларации прав человека и гражданина, принятой 26 ав густа 1789 г. Ее первая статья гласит: «Люди рождаются и остаются свободными и равными в своих правах». Все современные консти туции, в том числе и Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, ст. 22: «Все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и за конных интересов»), рассматривают принцип равенства как осново полагающий в философии прав человека и гражданина. Главной проблемой, однако, остается реализация этого принципа на практи ке и его гарантированность. В обществе должен быть создан опти мальный баланс между свободой одних субъектов и социальной за щищенностью других. Таким образом, гуманизм, свобода, равенство, являясь главными общечеловеческими принципами, составляют тот базис, на котором строится современная философия прав человека. Они служат утверждению достоинства личности и создают для каждого челове ка необходимые условия его существования. Права связаны не только с биологической сущностью человека, его моральными качествами, достоинством, гуманностью и т. п., но и с его социальностью, общественной природой, поэтому важно ви деть не только общее в системе прав человека, но и специфику, раз личия между правами конкретного человека, с одной стороны, и об щественными явлениями, с другой. Для этого следует рассмотреть понятия: права человека и права гражданина. Впервые их различие было зафиксировано в «народном соглашении» от 28 ноября 1647 г. (Великобритания). В нем, к примеру, отмечено, что выборы нового парламента - это право гражданина, а религия, которую человек вы бирает только в соответствии со своей совестью, - права человека.
Права гражданина - это установленные и гарантируемые госу дарством правомочия, возможности действий человека в указанной законом сфере. Государство обязуется обеспечивать и защищать правомерные действия человека в конкретной сфере, определенной законом. Здесь не предлагается возможности выбора, варианта дей ствия внутри данного права. Данным правом можно либо воспользо ваться, либо нет, т. к. право не обязанность. Например, «граждане РБ имеют право участвовать в решении государственных дел...» (ст. 37), однако его мало используют. Права человека - это сфера деятельности человека, в которую государство не должно вмешиваться. Оно лишь обозначает с по мощью правовых норм поле, на котором человек действует по свое му усмотрению. Государство должно также обеспечивать защиту прав человека как от него самого, так и от их нарушений со стороны других лиц. Таким образом, основная функция государства должна заключаться в защите правомерного поведения человека, с одной стороны, и одновременного ограничения выхода за пределы дозво ленных свобод, с другой. Например, государство не интересуется религиозными убежде ниями любого человека, не влияет на его приверженность како му-либо вероисповеданию, не устанавливает какую-либо религию в качестве обязательной. Но оно вправе принимать законы, ограничи вающие свободу совести с целью обеспечения признания и уваже ния прав и свобод других граждан, удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостоя ния. Например, ограничение деятельности религиозных сект «Белое братство» на Украине, «Аум Синрике» в Японии и др. Важной характеристикой понятия «прав человека» является его различие с точки зрения объективного и субъективного содержания. В объективном смысле права человека - это система международ ных и национальных правовых норм, устанавливающих правовой статус личности, закрепляющих ее положение, правила взаимоотно шений между людьми, отношения личности и государства. В субъ ективном смысле права человека - это принадлежащая конкретному лицу возможность действия, поступка, поведения, предусмотренно го правовой нормой и защищаемого государством. В некоторых языках для обозначения объективного и субъективного права ис пользуются разные слова. Так объективное право в английском язы ке значит «Law», субъективное - «Right», во французском, соотве тственно, «Loi» и «Droit». Права человека отражают различные сферы его деятельности: экономику, политику, культуру и др. Они нашли свое выражение в Уставе ОО Н и Международном билле о правах: Всеобщей Деклара ции прав человека, Международном пакте об экономических, соци альных и культурных правах, Международном пакте о гражданских и политических правах и были классифицированы на гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 315; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.218.230 (0.016 с.) |