Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
М е ж дународно е сотрудничеств о в с ф ер е за щ ит ы пра в человек а
Поскольку права человека по своей сущности носят всеобщий, общечеловеческий характер, для их обеспечения защиты необходи мо международное сотрудничество между всеми странами и народа ми мира. Оно осуществляется в трех основных направлениях: • выработка единых норм и стандартов в области прав человека, достижение их признания на международном и национальном уровнях; • заключение межправительственных соглашений и принятие госу дарствами-участниками обязательств придерживаться в своей внут ренней и внешней политике этих стандартов; • создание специального механизма для контроля за соблюдением принятых государствами-членами ОО Н на себя обязательств. Благодаря такому сотрудничеству создаются социально-эконо мические, политические и культурные предпосылки для всеобщего признания и международной защиты прав и основных свобод чело века, а, следовательно, и для решения главных задач мирового сооб щества. В Уставе Организации Объединенных Наций, подписанном 26 июня 1945 г., они сформулированы следующим образом: «Изба вить грядущие поколения от бедствий войны, дважды в нашей жиз ни принесшей человечеству невыразимое горе, и вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность челове ческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций, и создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытека ющим из договоров и других источников международного права, и содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе». Отношение мировой общественности к основным целям ОО Н с самого начала было однозначно положительным. Но в то же время обозначились существенные различия между отдельными странами и регионами в понимании приоритетности тех или иных целей. За падные страны выдвигали на первый план вопрос о правах человека, а социалистические и развивающиеся - вопросы мира и социального прогресса, полагая, что если эти цели будут достигнуты, то одновре менно будет решена и задача защиты прав человека. Дальнейшее развитие человечества показало, что вопрос о пра вах человека не может быть вторичным, производным от проблемы мира и социально-экономического развития, ибо последние в опре деленной степени могут быть достигнуты и за счет ограничения прав и свобод человека. Исторический опыт показывает, что только полное обеспечение прав человека гарантирует социальную ста бильность, прочный мир и социальный прогресс, которые, в свою очередь, выступают в качестве важнейших предпосылок реализации прав личности как общечеловеческой ценности. Кроме того, следует учитывать, что мир и социальный прогресс сами являются фунда ментальными, неотъемлемыми правами человека, обеспечивающи ми защиту других прав и свобод личности.
В современных условиях идея приоритетности прав человека на шла воплощение в Венской декларации и программе действий Все мирной конференции по правам человека 1993 г. В ней записано, что «поощрение и защиту всех прав человека и основных свобод необ ходимо рассматривать в качестве первоочередной задачи Организа ции Объединенных Наций в соответствии с ее целями и принципа ми, включая цели международного сотрудничества». Защита прав человека предполагает защиту самой идеи неотъемле мых прав человека, ее укоренение в общественном сознании. Поэтому первостепенной, исходной областью международного сотрудни чества является деятельность мирового сообщества, направленная на обоснование и раскрытие общечеловеческой сущности прав челове ка и всеобщее признание их универсального характера. От того, в какой степени права человека становятся жизненным ориентиром и духовно-нравственной ценностью, непосредственно зависит массовость и эффективность участия всех слоев населения и народов в практической деятельности по защите прав и основных свобод личности. Это оказалось одной из самых трудных и сложных проблем. Процесс укоренения в общественном сознании идеи не отъемлемых прав человека, понимания их огромного значения для развития личности и человечества идет медленно и противоречиво. Это обстоятельство во многом обусловлено сложившимися куль турными, историческими, религиозными, национальными традици ями, препятствующими осознанию общечеловеческого характера прав человека, а также отсутствием знаний о деятельности мирового сообщества в области прав человека.
По убеждению бывшего Верховного комиссара ОО Н по правам человека М эри Робинсон, если бы лю ди знали свои неотъемлемые права, они могли бы действенно отстаивать их. Важным источником этих знаний являются международные декларации, пакты, конвен ции. Однако, по ее признанию, в настоящее время лишь 7 % населе ния планеты что-то знает о Всеобщей декларации прав человека. Еще меньшее количество людей понимает ее историческое значение или имеет представление о других международных документах по правам человека. М ежду тем сами по себе международные соглаше ния без активного и сознательного участия в их реализации широких слоев населения в значительной степени утрачивают свою силу и эффективность. Об этом, в частности, говорится в Уставе Организа ции Объединенных Наций по вопросам образования, науки и куль туры (Ю НЕСКО), принятом в ноябре 1945 г. В нем отмечается, что «мир, основанный лишь на экономических и политических соглаше ниях правительств, не сможет обеспечить единодушной, прочной и искренней поддержки народов, а, следовательно, мир должен быть создан на основе интеллектуальной и нравственной солидарности человечества». Эта идея развивается также в замечаниях Ю Н ЕСК О в связи с подготовкой итогового документа Всемирной конференции по пра вам человека 1993 г. В них говорится, что «права человека представ ляют собой моральный императив и важный фактор развития, кото рый в свою очередь является важнейшим фактором в деле достижения надежного соблюдения этих прав». Различные общества имеют разные социально-экономические возможности для обеспечения прав человека. В то же время мировое сообщество в процессе своего развития выработало определенные принципы, которыми руководствуются все государства-члены ООН. Одним из них является принцип уважения прав человека и не терпимости к их нарушению. В Уставе ОО Н (ст. 1) записано, что важнейшая цель и задача международного сотрудничества заключа- ется «в поощрении и развитии уважения к правам человека и основ ным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религий». В Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудни честву в Европе (1975 г.) прямо говорится о принципе уважения прав человека и недопустимости их нарушения как о фундаменталь ном принципе международного права. Исторический опыт свидетельствует о том, что утверждение в общественном сознании уважительного отношения к правам чело века служит одной из главных предпосылок объединения народов в борьбе за создание условий для обеспечения и защиты прав человека во всех странах и регионах мира. Исключительно важная роль в ре шении этой задачи принадлежит системе образования и, в частно сти, образованию в области прав человека. Оно включает в себя как специальные курсы по теории, истории и практике защиты прав че ловека, так и раскрытие сущности и важности данной проблемы в рамках изучения отдельных учебных дисциплин. Это образование способствует формированию у людей гуманистического миропони мания и чувства человеческого достоинства, развивает стремление защищать неотъемлемые права личности как общечеловеческую ценность. Чтобы придать этому процессу всеобщий характер, Гене ральная Ассамблея в конце 1994 г. объявила 1995 -2004 гг. Десятиле тием образования в области прав человека Организации Объединен ных Наций.
Уже во Всеобщей декларации прав человека говорилось, что все общее понимание характера этих прав и свобод имеет огромное зна чение для содействия всеобщему уважению и соблюдению прав че ловека и основных свобод. В этом документе подчеркивается, что Генеральная Ассамблея ОО Н «провозглашает настоящую Всеоб щую декларацию прав человека в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и государства с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея виду на стоящую Декларацию, стремились путем просвещения и образова ния содействовать уважению этих прав и свобод...». В статье 26 Дек ларации записано, что «образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уваже ния к правам человека и основным свободам». Это положение Декларации получило дальнейшее развитие в статье 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966), а затем - в Венской декларации и Прог рамме действий Всемирной конференции по правам человека (1993). В последнем документе специально выделен особый раздел «Обучение вопросам Прав человека». В нем говорится, что Всемир ная конференция по правам человека считает, что обучение, подго товка кадров и информирование общественности по вопросам прав человека являются существенно важными для поощрения и установ ления стабильных и гармоничных отношений между общинами и для укрепления взаимопонимания, терпимости и мира. Поэтому го сударствам следует стремиться к искоренению необразованности граждан в области прав человека и ориентировать обучение на цели полного развития человеческой личности и укрепление уважения к правам человека и основным свободам. Обучение в области прав че ловека должно включать вопросы обеспечения мира, демократии, развития социальной справедливости с целью достижения общего понимания и осведомленности для укрепления универсальной при верженности правам человека. Такой глубокий, взвешенный подход к пониманию прав человека как феномена мировой культуры и цивилизации означает, что миро вое сообщество признает методологическое значение современной концепции прав человека для всей системы гуманитарного и соци ально-политического знания, а также важность проблемы прав чело века для гуманизации и демократизации общественной жизни в но вых исторических условиях. В связи с этим можно сказать, что если неграмотный человек стоит вне политики, то человек, необразован ный в вопросах права и свобод личности, не способен цивилизованно защищать свои права и права других людей, не может быть активным и сознательным субъектом демократических преобразований в стране.
Основные международные документы по правам человека. Второе основное направление международного сотрудничества в области прав человека охватывает деятельность мирового сооб щества по разработке и принятию соглашений по обеспечению и за щите прав человека в соответствии с общепризнанными нормами и стандартами. Это имеет большое практическое значение для выжи вания и всестороннего развития как отдельных людей, так и всего человечества. В широком смысле слова эти документы составляют междуна родное гуманитарное право, которое представляет собой совокуп ность норм и принципов, регламентирующих права, свободы и ответственность человека как в условиях мира, так и вооруженных конфликтов. Они закрепляют обязанности государств по реализа ции и защите универсальных прав личности. В данном смысле в международное гуманитарное право включаются как международ ные соглашения, которые были заключены в Гааге и Ж еневе в конце X IX - первой половине X X в. и касались защиты прав людей - жертв военных действий, так и международные документы по правам че ловека, принятые в рамках системы ОО Н с середины X X в. В непосредственном, узком смысле слова международное гума нитарное право является важнейшим инструментом защиты прав человека в экстремальных условиях военных конфликтов. Оно име ет своей главной целью ограничить причиняемые вооруженными конфликтами людские страдания и бедствия путем установления и запрещения недопустимых методов и средств ведения военных дей ствий, чтобы обеспечить элементарные человеческие права. Оно со стоит из двух разделов. Один называется «Гаагское право». Первые конвенции по этому праву были приняты в Гааге в 1899 и 1907 гг. В них закреплены права и обязанности воюющих сторон при прове дении военных действий и ограничивается выбор средств нанесения противнику ущерба, запрещаются наиболее жестокие методы и средства ведения войны. Другой раздел международного гуманитарного права носит на звание «Ж еневское право», или собственно гуманитарное право. Оно призвано защищать интересы военнослужащих, вышедших из строя, и лиц, не принимающих участия в боевых действиях. Первая Ж еневская конвенция была принята еще в 1864 г. В ее разработке участвовали делегаты из 16 европейских государств. Она была посвящена главным образом участи больных и раненых, в отношении которых должны применяться принципы универсаль ности и терпимости в вопросах расы, национальности и религии.
В настоящее время почти все страны мира ратифицировали че тыре Ж еневские конвенции 1949 г. Они обеспечивают следующие виды защиты прав человека: • Конвенция I: защита раненых или больных в действующих армиях, а также санитарного персонала и священнослужителей в войсках; • Конвенция II: защита раненых, больных, санитарного персонала и священнослужителей в вооруженных силах на море и лиц, потер певших кораблекрушение; • Конвенция III: защита военнопленных; • Конвенция IV: защита гражданского населения, находящегося в зоне вооруженного конфликта или на оккупированной территории. В 1977 г. в дополнение к Конвенции 1949 г. было принято еще два Протокола. Протокол I касается защиты жертв международных конфликтов, а Протокол II - жертв внутренних вооруженных конф ликтов, в том числе конфликтов между вооруженными силами пра вительства и антиправительственными организованными группами, контролирующими часть территории страны. Благодаря тесному взаимодействию между Организацией Объе диненных Наций и М еждународным Комитетом Красного Креста, созданным еще в 1863 году, вопросы международного гуманитарно го права постоянно находятся в центре внимания мировой общест венности. Первый из серии докладов Генерального секретаря ОО Н по вопросам соблюдения прав человека в период вооруженных конфликтов был представлен Генеральной Ассамблее в 1969 г. В по следующих резолюциях Генеральной Ассамблеи ОО Н было призна но, что основные права и свободы человека, закрепленные в между народном праве и изложенные в международных документах, продолжают существовать и в ситуациях военных конфликтов. ОО Н осудила бомбардировки гражданского населения и примене ние химического и бактериологического оружия, призвала к гуман ному обращению с военнопленными. Она подтвердила, что гражданские лица не должны быть жертвами репрессий, принуди тельного перемещения или иных посягательств на неприкосновен ность и человеческое достоинство личности. С самого начала создания ОО Н ее основное внимание было со средоточено на опасности возникновения ракетно-ядерной войны, поскольку она причинит человечеству и цивилизации огромные раз рушения и страдания и противоречит законам человечности. На Ге неральной Ассамблее неоднократно обсуждался также вопрос о раз работке новых видов оружия массового уничтожения, сравнимых с мощностью ядерного оружия, и о моратории на их разработку. ОО Н установила правила международного сотрудничества по предупреждению и наказанию преступлений против мира и челове чества. Все эти договоренности и обязательства государств-членов ОО Н содействовали приданию международному гуманитарному праву еще большей силы. Они укрепили веру людей в незыблемость неотъемлемых прав человека, достоинство человеческой личности, которого нельзя ее лишать ни при каких обстоятельствах. Первым в истории международного гуманитарного права доку ментом, в котором был провозглашен и реализован принцип универ сальности прав человека, явилась Всеобщая декларация прав че ловека, принятая Генеральной Ассамблеей ОО Н 10 декабря 1948 г. в виде ее резолюции 217 А (III). Она носит рекомендательный харак тер, так как не является международным договором в собственном смысле этого слова. Тем не менее ее историческое значение и влия ние на всю правозащитную деятельность ОО Н не ослабевает. Декла рация сделала реш ающ ий шаг в трактовке прав человека как вели чайшей общечеловеческой ценности. Тем самым был совершен радикальный переворот в общественном сознании и мировой поли тике. Впервые были признаны и торжественно провозглашены основные права и свободы человека без всяких социально-полити ческих ограничений и дискриминации. Был утвержден принцип вза имосвязи и неделимости прав человека как неотъемлемого свойства личности. Всеобщая декларация прав человека - основополагающий меж дународный документ в области прав человека, принятый третьей сессией Генеральной Ассамблеи ОО Н 10 декабря 1948 года в Пари же. В его основу был положен проект (всего их было восемнадцать) французского ученого Ренэ Кассэна. В этой связи следует заметить, что путь Всеобщей декларации, как и других международных документов по правам человека, к умам и сердцам советских людей был долгим и трудным. Полити ческое руководство бывшего Советского Союза не разделяло мно гих положений этого важнейшего документа по правам человека. При обсуждении Декларации в ОО Н глава советской делегации А.Я. Вышинский выступил против признания естественного харак тера прав человека, против права на частную собственность, против предоставления права отдельным лицам направлять жалобы на на рушения их прав в международный орган по правам человека. Разошлись мнения стран Запада и СССР и по вопросу путей им- плементации прав человека. Запад считал, например, что социаль ный прогресс, права и свободы человека можно обеспечить лишь на основе создания, укрепления и развития рыночной экономики. Со ветский Союз исходил из того, что общественный прогресс, права человека и демократия могут быть достигнуты в результате уничто жения капитализма и победы коммунизма. При голосовании за Всеобщую декларацию прав человека на Ге неральной Ассамблее из 56 членов 48 проголосовали «за», 8 членов воздержались (представители Советского Союза, в том числе БССР и Украины, так как по их мнению этот документ нарушает суверени тет государств, не содержит предложений, внесенных ими, а также не гарантирует осуществления основных прав и свобод). В СССР ее текст впервые был опубликован в 1989 году. Всеобщая декларация прав человека состоит из преамбулы и 30 статей. В преамбуле отмечается, что признание достоинства, при сущего всем членам человеческой семьи, равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира. При этом права человека должны охраняться властью закона, чтобы человек не был вынужден прибегать в качестве последнего средства к восстанию против тирании и угнетения. В статье 1 Декларации предусматривается, что все люди рожда ются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они на делены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. Статья 2 Декларации устанавливает, что каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенными настоя щей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то: в отно шении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Статьи 3-21 посвящены гражданским и политическим правам, которыми должен обладать каждый человек в демократическом об ществе. Среди них: право ни жизнь, свободу и безопасность; право на свободу от рабства и подневольного состояния; право на свободу от пыток и жестокого, бесчеловечного или унижающего человечес кое достоинство обращения и наказания; право на признание правосубъектности. Все люди признаются равными перед законом и имеют право на равную защиту закона, в том числе «на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях наруше ния основных прав человека, предоставленных ему конституцией или законом». Ряд прав касается защиты от необоснованного уголовного пре следования. В частности, каждый человек для установления обосно ванности предъявленного ему обвинения имеет право на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом (ст. 10); каждый обвиняемый в совершении преступления имеет право счи таться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет уста новлена законным порядком путем гласного судебного разбират ельства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты (ст. 11). К числу общепризнанных гражданских прав Декларация также относит право на личную жизнь, неприкосновенность жилища, тай ну корреспонденции и на защиту чести и репутации; право свободно передвигаться и выбирать место своего жительства в пределах госу дарства, право покидать страну и возвращаться обратно; право ис кать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем; право на гражданство (никто на может быть произ вольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражда нство). Неотъемлемым правом каждого человека является право вла деть имуществом как единолично, так и совместно с другими. При этом никто не должен быть произвольно лишен своего имущества. Декларация закрепляет комплекс необходимых с точки зрения мирового сообщества политических прав и свобод, а именно: право на свободу мысли, совести и религии; право на свободу убеждений и свободное выражение их; право на свободу мирных собраний и ассоциаций; право принимать участие в управлении страной непо средственно или посредством свободно избранных представителей; право равного доступа к государственной службе в своей стране (ст. 18 -21). В экономической, социальной и культурной областях Деклара ция провозглашает следующие права: право на труд, на справедли вое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее дос тойное человека существование для него самого и его семьи; право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ст. 23); право на отдых и досуг (ст. 24); право на такой жизненный уровень, включая жилище, пищу, одежду, медицинский уход и необ ходимое социальное обслуживание, который необходим для под держания здоровья и благосостояния; право на обеспечение в случае безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления ста- рости или иного случая утраты средств к существованию по незави сящим от человека обстоятельствам; право на особое попечение и помощь материнства и младенчества (ст. 25); право на образование (ст. 26); право на свободное участие в культурной жизни общества; право на защиту моральных и материальных интересов, являющих ся результатом научных, литературных или художественных трудов (ст. 27). Закрепляя права и свободы человека, Декларация в то же время устанавливает, что каждый человека имеет обязанности перед об ществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности (ст. 29). В силу этого при осуществлении своих прав и свобод гражданин может подвергаться некоторым разумным огра ничениям. Но данные ограничения должны быть установлены зако ном и исключительно «с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых тре бований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе». Несмотря на свое всемирное значение Всеобщая декларация прав человека отражает в то же время и определенную ограничен ность, обусловленную объективными историческими причинами. Они заключались прежде всего в том, что в 1948 г. большинство на селения планеты еще жило в странах, являвшихся колониями или полуколониальными территориями. Кроме того, существовала рез кая грань между Советским Союзом и странами Запада в подходе к проблеме прав человека. В результате этого во Всеобщей деклара ции не были провозглашены такие важные права человека, как право на петиции, то есть на обращение с жалобами на нарушения прав че ловека в международные и национальные институты, права мень шинств, право на сопротивление угнетению и дискриминации. Остался без рассмотрения и вопрос о применении положений Декла рации на территориях, не имевших автономии и государственного суверенитета. В последующие годы мировое сообщество, опираясь на гуманис тические принципы и идеи Всеобщей декларации, разработало и приняло десятки новых деклараций, конвенций, пактов, которые охватили все основные стороны жизнедеятельности человека, отра зили его потребности и интересы в новых исторических условиях. В частности, в декабре 1985 г. была принята Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают. Это беженцы, мигранты, иностранцы, лица без гражданства и т. д. Их в мире насчитывается десятки миллионов. В связи с глубокими социально-политическими, экономически ми и культурными изменениями, произошедшими в мире за послед ние десятилетия, появилась потребность и возможность достичь в рамках мирового сообщества соглашений, имеющих юридическую силу и обязательных для выполнения государствами, взявшими на себя обязательства в области защиты и обеспечения прав человека. Важнейшими из них являются М еждународны й пакт об экономи ческих, социальных и культурных правах и М еждународны й пакт о гражданских и политических правах, а также два Факуль тативных протокола к последнему Пакту. М еждународные пакты были приняты в 1966 г., они вступили в силу в 1976 г. Первый Факультативный протокол к Пакту о гражданских и по литических правах закрепил право отдельных лиц и групп населе ния при выполнении ими определенных условий подавать жалобы в международные органы в связи с нарушением прав человека госу дарствами, ратифицировавшими данный Протокол. Он вступил в силу в декабре 1991 г. Второй Факультативный протокол вошел в силу в июле 1991 г. Он обязывает государства, ратифицировавшие его, принимать все необходимые меры, чтобы отменить в данной стране смертную казнь. В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах нашли признание право на труд и свободный выбор занятий; на справедливую заработную плату; на создание профессиональных союзов и вступление в них; на социальное обес печение; на здоровье и образование и т. д. Государства, которые ратифицировали Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, обязуются при нимать в пределах имеющихся ресурсов все меры к тому, чтобы об еспечить постепенное осуществление этих прав. Тем самым полная реализация экономических, социальных и культурных прав может быть осуществлена лишь с течением времени, когда будут созданы для этого надлежащие условия. Для контроля за осуществлением прав, предусмотренных Пак том, в рамках ОО Н образован Комитет по экономическим, социаль ным и культурным правам. Международный пакт о гражданских и политических правах содержит комплекс прав и свобод, которые принадлежат человеку как члену гражданского общества и связаны с его участием в поли тической жизни страны. Каждое государство обязуется принимать необходимые меры по соблюдению соответствующих гражданских и политических прав. В том случае, если эти права будут нарушены, гражданину обеспечиваются «эффективные средства правовой за щиты, даже если это нарушение было совершено лицами, действо вавшими в официальном качестве». Пакт гарантирует человеку право на жизнь. В странах, которые не отменили смертной казни, смертные приговоры могут выносить ся только за наиболее тяжкие преступления и в соответствии с зако ном. Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчело вечным и унижающ им достоинство видам обращения и наказания. Закрепляется право каждого человека на свободу и личную не прикосновенность. Одной из гарантий этого права является требова ние о том, что любое лицо, арестованное или задержанное по уго ловному обвинению, должно быть в срочном порядке доставлено к судье или другому должностному лицу, которому принадлежит по закону право осуществлять судебную власть. Признается право на свободу мысли, религии и свободу выраже ния своего мнения, в том числе право искать, получать и распростра нять всякого рода информацию и идеи. Свобода слова может быть ограничена, но лишь в случаях, которые установлены законом и яв ляются необходимыми: «а) для уважения прав и репутации других лиц; б) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения». В Пакте закрепляются и такие права, как право на участие в веде нии государственных дел; избирать и быть избранным; иметь доступ (на условиях равенства) к государственной службе. С целью осуществления положений Международного пакта о гражданских и политических правах создан Комитет ОО Н по пра вам человека. Он состоит из 18 экспертов, выступающих в личном качестве. Комитет, собираясь трижды в год на трехнедельные сес сии, рассматривает доклады государств - участников Пакта, а также жалобы граждан, в которых сообщается о нарушении прав и свобод, предусмотренных Пактом. Следует отметить, что к Международному пакту о гражданских и политических правах прилагается Факультативный протокол, в со ответствии с которым государства, подписавшие его, дают согласие на рассмотрение Комитетом по правам человека жалоб граждан на нарушение их прав. В сентябре 1992 года Республика Беларусь под писала Факультативный протокол к данному Пакту. Это значит, что граждане Беларуси вправе обращаться за международной защитой своих прав и свобод. В 1989 г. был принят Второй факультативный протокол к Между народному пакту о гражданских и политических правах, направлен ный на отмену смертной казни. Вступил в силу 11 июля 1991 года. Как известно, отказ от смертной казни является одним из усло вий принятия той или иной страны в Совет Европы. Российская Фе дерация и Украина подписали Протокол № 6 к Конвенции о правах человека и основных свободах, касающийся отмены смертной казни, и приостановили приведение в исполнение смертных приговоров. Одним из важнейших международных документов, принятых в последнее десятилетие, является Венская декларация и Програм ма действий Всемирной конференции по правам человека 1993 г. Этот документ положил начало новым усилиям мирового сообщес тва по осуществлению уже заключенных соглашений, а также по дальнейшей разработке новых международных документов по за щите прав человека. Важной особенностью Венской декларации и Программы дей ствий является то, что в ней четко наметилась тенденция к рассмот рению прав человека с учетом его принадлежности к определенной социальной общности. Тем самым преодолевается некоторая абстрактность трактовки прав человека и утверждается их понима ние как проявление жизнедеятельности людей, имеющих не только общие свойства и потребности, но и специфические особенности, характерные для различных носителей прав человека. Бывший Генеральный секретарь ОО Н Бутрос Бутрос Гали, вы ступая 14 ию ня 1993 г. на открытии Всемирной конференции по пра вам человека, подчеркнул, что императив всеобщности должен определять всю работу конференции. «Всеобщность, - говорил он, - является неотъемлемым элементом прав человека. Устав в этом воп росе весьма категоричен: статья 55 гласит, что Организация Объеди ненных Наций содействует всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии. Название Декларации 1948 г. - всеобщая, а не меж дународная - подтверждает эту точку зрения». Это означает, что на современном этапе развития мирового сооб щества речь должна идти не только об универсальности прав челове ка, то есть их охвате всех сфер его жизни, но и о правах различных социальных общностей, членами которых являются люди. Поэтому не случайно Всемирная конференция уделила особое внимание пра вам народов, лиц без гражданства, женщин, детей, инвалидов, ко ренных народов, национальных, этнических и других меньшинств, беженцев, заключенных, рабочих-мигрантов и т. д. Представители этих групп населения должны иметь реальную возможность пользо ваться в равной мере как гражданскими и политическими, так и эко номическими, социальными и культурными правами человека. В Венской декларации и программе действий записано, что «Все права человека универсальны, неделимы, взаимозависимы и взаи мосвязаны. М ировое сообщество должно относиться к правам чело века глобально, на справедливой и равной основе, с одинаковым подходом и вниманием. Хотя значение национальной и региональ ной специфики и различных исторических, культурных и религиоз ных особенностей необходимо иметь в виду, государства, независи мо от их политических, экономических и культурных систем, несут обязанность поощрять и защищать все права человека и основные свободы». Всемирная конференция по правам человека выразила тревогу в связи с тем, что грубые и систематические нарушения прав человека и ситуации, которые создают серьезные препятствия на пути полно го осуществления всех прав человека, продолжают иметь место в различных частях земного шара. В связи с этим бывший Генераль ный секретарь Совета Европы Катрин Лалюмьер, выступая на Меж региональной встрече, посвященной подготовке Венской конферен ции, сказала, что в то время, как Всеобщая декларация прав человека, а вслед за ней и все основные международные договоры по правам человека провозглашают право каждой личности на жизнь как одно из фундаментальных прав, каждый день от голода и недое дания умирают тысячи людей, в том числе десятки тысяч детей. А сколько еще других людей погибает в результате войн и насилия? «Даже в наших европейских обществах, - признала она, - многим людям по-прежнему отказано в полном и эффективном пользовании правами человека - это бедные, иностранцы и другие категории. Этот фундаментальный принцип универсальности прав человека не только не в полной мере проводится в жизнь и применяется, он так же открыто оспаривается и даже отвергается некоторыми движения ми, выступающими за культурный релятивизм в области прав человека».
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.240.21 (0.058 с.) |