К омисси и п о права м человек а 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К омисси и п о права м человек а



В системе национальных учреждений одно из ведущих мест при­ надлежит комиссиям по правам человека. Такие организации созда­ ны во многих странах мира для обеспечения эффективного примене­ ния законов и положений, касающихся защиты прав человека. Большинство комиссий действует независимо от других государ­ ственных органов, хотя на них может быть возложена обязанность регулярно отчитываться за свою деятельность перед законодатель­ ными органами.

В состав комиссий, как правило, входят представители различ­ ных групп населения, которые имеют специфические интересы, глу­ бокие теоретические знания и практический опыт в области прав че­ ловека. В каждой стране могут существовать собственные требования или ограничения при отборе членов комиссии по правам человека, например квоты для числа представителей или кандидатов от различных социальных и профессиональных групп, политичес­ ких партий или районов.

Комиссии по правам человека занимаются главным образом за­ щитой граждан от всех форм дискриминации, а также защитой их гражданских и политических прав. На них возлагается обязанность


поощрять и защищать экономические, социальные и культурные права. Полномочия и функции конкретной комиссии четко опреде­ ляются законодательным актом или декретом, на основе которого она создается.

Этот законодательный акт или декрет служит также для опреде­ ления юрисдикции комиссии, в частности, путем определения тех видов поведения дискриминационного или насильственного харак­ тера, которые она правомочна расследовать или в отношении кото­ рых она может применять другие методы. Одни комиссии занима­ ются рассмотрением случаев предполагаемых нарушений любого из прав, признанных в конституции. Другие могут иметь возможность рассматривать случаи дискриминации, основанные на самых широ­ ких признаках, таких, как раса, цвет кожи, религия, пол, националь­ ное или этническое происхождение, инвалидность, социальное по­ ложение,              сексуальная ориентация, политические убеждения, возраст и семейное положение.

Важной в деятельности всех комиссий по правам человека явля­ ется функция получения и расследования жалоб отдельных лиц, а иногда и целых групп, на предполагаемые злоупотребления в облас­ ти прав человека, совершаемые в нарушение существующего нацио­ нального законодательства. Для надлежащего выполнения своих за­ дач комиссия обычно имеет возможность получать доказательства, касающиеся расследуемого вопроса. Это полномочие, даже при ред­ ком его использовании, имеет большое значение в том смысле, что ограждает от возможности воспрепятствовать расследованию в ре­ зультате отсутствия стремления к сотрудничеству со стороны лица или органа, являющегося объектом жалобы.

При значительных различиях в процедурах, применяемых раз­ личными комиссиями по правам человека в ходе расследования и урегулирования жалоб, многие из них используют процедуры при­ мирения или арбитража. В процессе примирения комиссия пытается устранить разногласия между двумя сторонами с целью достижения взаимоприемлемого результата. В случае невозможности урегули­ рования спора с помощью процедуры примирения комиссия может прибегнуть к процедуре арбитража, в ходе которого после слушания она выносит свое определение.

Комиссия по правам человека чаще всего не правомочна выно­ сить постановления, являющиеся обязательными с правовой точки


зрения для сторон в споре. Однако это не означает, что принимае­ мые ею решения, рекомендуемые методы урегулирования или соот­ ветствующие меры правовой защиты можно оставить без внимания. В некоторых случаях спорные вопросы неурегулированной жалобы рассматривает специальный суд, который выносит по ним свое оп­ ределение. В случае отсутствия специального суда комиссия может передавать неурегулированные жалобы в обычные суды для вынесе­ ния окончательного и обязательного решения.

Комиссии занимаются также систематическим обзором полити­ ки правительства в области прав человека с целью выявления упу­ щений в соблюдении прав человека. Комиссии по правам человека могут следить за соблюдением данным государством собственных и международных норм в области прав человека, в случае необходи­ мости предлагать внести в них соответствующие изменения. Пока­ зателем эффективной деятельности комиссии является ее способ­ ность возбуждать расследование по тому или иному вопросу от своего имени. Это особенно важно в ситуациях, когда отдельные лица или группы не располагают финансовыми ресурсами для защи­ ты своих прав и подачи жалоб.

Наконец, еще одна важная функция всех комиссий состоит в рас­ пространении среди населения знаний о правах человека, в воспита­ нии уважения к ним и готовности их активно самостоятельно защи­ щать. В некоторых случаях закон или декрет, на основании которого действует комиссия, содержит конкретные положения о деятель­ ности, направленной на повышение уровня осведомленности граж­ дан о правах человека. В других случаях устанавливается лишь цель, а комиссия сама разрабатывает план действий, обеспечивающий ее достижение. Популяризаторская и просветительская деятельность комиссии в области прав человека может охватывать информирова­ ние общественности и о собственных целях и функциях, организа­ цию дискуссий по различным правовым вопросам, организацию се­ минаров, оказание консультативных услуг, а также подготовку и распространение публикаций по правам человека.

 

И нститу т омбудсмен а

В настоящее время институт омбудсмена (швед, ombudsman - представитель чьих-либо интересов) существует в ряде стран мира, причем в некоторых из них для обозначения этого института ис-


пользуются другие названия, например, такие, как уполномоченный по правам человека и др. В качестве омбудсмена может выступать отдельное лицо или группа лиц. Он, как правило, назначается парла­ ментом, действует на основе своих конституционных полномочий или на основе специального закона. В некоторых странах назначе­ ние омбудсмена является прерогативой главы государства, которо­ му этот институт может также быть подотчетен.

Главная функция института омбудсмена заключается в том, что­ бы следить за справедливостью и законностью действий органов го­ сударственной власти. Говоря более конкретно, этот институт соз­ дается для защиты прав отдельных лиц, которые считают себя жертвами несправедливых действий со стороны государственной администрации. В соответствии с этим омбудсмен нередко выступа­ ет в качестве беспристрастного посредника между пострадавшим лицом и правительством.

В каждой стране институт омбудсмена имеет свои особенности, но при этом в осуществлении своих функций он соблюдает общие процедуры, принятые в мировой практике. Омбудсмен принимает жалобы от представителей общественности и расследует эти жало­ бы при условии, если они входят в сферу его компетенции.

В процессе расследования жалобы омбудсмену, как правило, предоставляется доступ к документам соответствующих государ­ ственных органов. Он может также заставить свидетелей, включая государственных чиновников, предоставить соответствующую ин­ формацию. Затем он делает заявление или дает рекомендации, осно­ ванные на этом расследовании. Результаты расследования обычно направляются лицу, подавшему жалобу, а также учреждению или органу, против которого направлена эта жалоба. В случае неприня­ тия конкретных мер по рекомендациям, омбудсмен может напра­ вить конкретный доклад в законодательный орган. Такой доклад со­ ставляется               в дополнение к ежегодному докладу омбудсмена парламенту, может содержать информацию о выявленных пробле­ мах в области прав человека и предложения о внесении «изменений в существующее законодательство.

Во многих странах разработано специальное положение, опреде­ ляющее условия подачи жалоб на имя омбудсмена. Согласно этому положению, истец в первую очередь должен исчерпать все альтер­ нативные возможности административной или судебной защиты


своих прав. М огут также устанавливаться определенные сроки для направления жалоб омбудсмену. И хотя полномочия омбудсмена обычно распространяются на все сферы государственного управле­ ния, некоторые из них неправомочны рассматривать жалобы, касаю­ щиеся президентов, министров, представителей законодательных или судебных органов.

Для каждой страны характерны также свои средства доступа к омбудсмену. Во многих странах отдельные лица могут подать жало­ бу непосредственно в канцелярию омбудсмена. В других странах жалобы передаются через посредника, например, через местного члена парламента. Ж алобы, подаваемые омбудсмену, обычно имеют конфиденциальный характер, а личность подателя не разглашается без его согласия.

Следует заметить, что деятельность омбудсмена не ограничива­ ется рассмотрением только поданных жалоб. Он может начинать расследование по конкретным вопросам и по собственной инициа­ тиве. Расследование, начатое омбудсменом по собственной инициа­ тиве, часто касается вопросов, которые, по его мнению, затрагивают интересы больших общественных групп.

Независимый юридический статус института омбудсмена дол­ жен находиться на достаточно высоком уровне, чтобы он мог эффек­ тивно выполнять свои функции, не подвергаясь вмешательству или противодействию со стороны любой ветви власти, государственно­ го или частного субъекта. Этого можно добиться, подчинив инсти­ тут омбудсмена непосредственно парламенту или главе государ­ ства. То есть институт омбудсмена должен иметь в обществе как юридическую, так и реальную независимость.

Во многих отношениях полномочия омбудсменов практически аналогичны полномочиям комиссий по правам человека. И те и дру­ гие могут принимать и расследовать жалобы отдельных лиц, защи­ щать их права. Никто из них не правомочен выносить обязательные решения по рассматриваемому делу. Вместе с тем существуют некоторые различия между функциями этих двух органов, чем и объясняется тот факт, что некоторые страны учреждают и обеспе­ чивают одновременное функционирование обоих правозащитных институтов.

Как уже отмечалось выше, главная функция большинства омбуд­ сменов заключается в том, чтобы обеспечить справедливость и за-


конность в сфере государственного управления. Комиссии, в отли­ чие от омбудсмена, в большей степени занимаются вопросами нарушений прав человека, особенно проблемой дискриминации граждан по тому или иному признаку. В связи с этим в Комиссии по правам человека нередко предпринимают расследование действий юридических и физических лиц, а также правительства. Основное направление деятельности омбудсмена - это рассмотрение жалоб отдельных граждан на государственные органы или должностных лиц, нарушающих их законные права. В последнее время омбудсме- ны все чаще рассматривают более широкий круг вопросов, связан­ ных с поощрением и защитой прав человека.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 31; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.118.99 (0.007 с.)