Р егиональн ы е механи з м ы за щ ит ы пра в человек а 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Р егиональн ы е механи з м ы за щ ит ы пра в человек а



Существенным дополнением к универсальному механизму защиты прав человека, основанному на общих договорах и между­ народном сотрудничестве между государствами-членами ООН, являются региональные системы защиты прав человека, созданные на всех континентах планеты за исключением Азии. Попытки созда­ ния региональной «системы защиты прав и основных свобод чело­ века предприняты также в рамках Содружества Независимых Государств.

Большинство существующих региональных механизмов основа­ но на соответствующих региональных конвенциях. Согласно Уста­ ву ООН, региональные организации должны были создаваться для мирного разрешения «местных споров», а также для применения принудительных мер под руководством Совета Безопасности для предотвращения массовых и грубых нарушений прав граждан в от­ дельных странах. Однако в настоящее время одной из важных задач этих организаций стала защита прав и основных свобод человека на региональном уровне.

Старейшей региональной организацией, главной целью которой является защита прав человека, стал Совет Европы, созданный в 1949 г. Уже в ноябре 1950 г. его членами была принята «Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод». Ее подписа­ ло 15 стран. Конвенция вступила в силу 3 сентября 1953 г. В настоя­ щее время в Совете Европы насчитывается 41 страна. Все они явля­ ются участниками Конвенции. Она оказала большое влияние на формирование других региональных организаций.

В преамбуле Конвенции подчеркивается, что целью Совета Европы является достижение большего единства между его членами и что одним из средств достижения этой цели является реализация прав человека и основных свобод. Приверженность этим основным свободам, которые являются основой справедливости и мира во


всем мире, как отмечается в Конвенции, главным образом зависит, с одной стороны, от существования подлинно демократической сис­ темы, и, с другой стороны, от общего понимания и соблюдения прав человека в обществе.

В Конвенции также говорится, что она принимает во внимание Всеобщую декларацию прав человека и что правительства, подпи­ савшие настоящую Конвенцию, делают первые шаги на пути кол­ лективного осуществления некоторых из прав и свобод, сформули­ рованных во Всеобщей декларации. Это замечание не случайно, ибо в Конвенции в основном речь шла о гражданских и политических правах. В последующие годы целый ряд социально-экономических и культурных прав человека был закреплен в дополнительных про­ токолах к Конвенции, а главное - в Европейской социальной хартии, принятой в 1961 г. и вступившей в силу в 1965 г. В Хартии сказано, что члены Совета Европы должны обеспечить как гражданские и по­ литические, так и социальные права человека без какой-либо дискриминации.

Подчеркивается, что все работающие имеют право на безопас­ ные и здоровые условия работы, на справедливую оплату своего труда, достаточную для поддержания приличного жизненного уров­ ня для себя и членов своей семьи, а также - на свободное объедине­ ние в национальные и международные организации для защиты сво­ их экономических и социальных интересов.

В целом важность и новизна положений Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод заключается в том, что это первый международный документ по правам человека, который носил обязательный, нормативный характер. Главная ценность Кон­ венции определяется прежде всего тем, что в ней содержался меха­ низм, обеспечивавший реальное выполнение целого ряда прав и основных свобод человека, провозглашенных во Всеобщей деклара­ ции прав человека.

Конвенция четко определила меры и средства защиты прав лю­ дей, находящихся на территории государств-членов Совета Европы. Важнейшими инструментами достижения этой цели были Европей­ ская комиссия по правам человека и Европейский суд по правам человека в Страсбурге, которые наделялись полномочиями по рас­ смотрению жалоб как государств, так и отдельных лиц, неправи­ тельственных организаций и групп лиц о нарушении их прав учас­ тниками Конвенции.


Процедура рассмотрения жалоб четко определена в статьях 34-38 Конвенции. Комиссия может принимать дело к рассмотрению только после того, как в соответствии общепризнанными нормами международного права будут исчерпаны все внутренние средства защиты, и лишь в течение шести месяцев с даты принятия оконча­ тельного внутреннего решения. Комиссия не рассматривает любую петицию, которая является анонимной или явно необоснованной.

В 1994 г. в целях упрощения процедуры рассмотрения жалоб члены Совета Европы приняли протокол № 11 к Конвенции, кото­ рый вступил в силу в октябре 1997 г. Согласно этому протоколу, Европейская комиссия по правам человека была упразднена и сей­ час все жалобы непосредственно направляются и рассматриваются в Европейском Суде по правам человека. В связи с этим любая страна, вступающая отныне в Совет Европы, должна внести в свое законо­ дательство необходимые изменения, вытекающие из процедурного права, создаваемого решениями Суда по правам человека.

Согласно Венской декларации первой конференции государств- членов Совета Европы на высшем уровне (1993 г.), государство, желающее вступить в Совет Европы, должно отвечать следующим условиям:

• привести свое правовое обеспечение в соответствие с основными принципами демократии, а также защитой прав человека;

• провести избрание народных представителей путем свободных, равных и всеобщих выборов. Это предполагает гарантию свободы взглядов, свободу средств массовой коммуникации, защиту прав меньшинств, соблюдение норм международного права;

• присоединиться к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и признать всю совокупность ее контрольных механизмов.

Важное значение для обеспечения прав человека и основных свобод имеет также деятельность Европейского Союза, созданного в ноябре 1993 г. на основе Европейского экономического сообщества, Европейского объединения угля и стали, Европейского сообщества по атомной энергии, существовавших с 50-х годов. Европейский Союз в настоящее время объединяет 15 индустриально развитых го­ сударств Европы: Австрию, Бельгию, Великобританию, Данию, Германию, Грецию, Ирландию, Испанию, Италию, Люксембург, Нидерланды, Португалию, Финляндию, Францию и Ш вецию. Глав-


ными институтами ЕС являются Европейская комиссия, Совет Ми­ нистров, Европейский Парламент, Европейский Совет и Европей­ ский Суд (в Люксембурге). Со вступлением в силу 1 ноября 1993 г. Маастрихтского договора о Европейском Союзе образовалось самое многочисленное по населению и экономической мощ и Сообщество, возник крупнейший в мире единый рынок, формируется экономи­ ческий, валютный и политический союз.

В соответствии с Договором учреждается единое европейское гражданство: все граждане государств-членов СЕ приобретают гражданство Европейского Союза. Каждый гражданин Сообщества ныне имеет право:

• свободно передвигаться и пребывать на всей территории ЕС;

• избирать и быть избранным в местные органы власти и в Европей­ ский Парламент;

• пользоваться защитой дипломатических представительств или кон­ сульств любого из государств-членов Союз обращаться с петицией в Европейский парламент.

Таким образом, в конце X X в. был сделан решительный шаг на пути к социально-экономической и политической интеграции госу­ дарств Европы с населением более 380 млн человек, ликвидированы практически все барьеры для свободного движения в рамках Сооб­ щества людей, товаров, услуг и капитала. В то же время в этом но­ вом международном экономическом, политическом и правовом про­ странстве сохраняются национальный суверенитет и уважение к культурным различиям и историческим особенностям стран Сооб­ щества. Каждое международное соглашение переводится на один­ надцать официальных языков, поощряется развитие культур малых народов и этнических меньшинств. Одновременно возрастает роль и ответственность Европейского Союза за решение глобальных проб­ лем современности и укрепление мира и безопасности в Европе и всем мире.

Проблемы защиты прав человека являются центральными в дея­ тельности Организации      по       безопасности                       и                       сотрудничеству в Европе. С 1975 по 1994 г. эта организация называлась Совещанием по безопасности и сотрудничеству в Европе. В настоящее время ОБСЕ является самой представительной европейской региональной организацией. В ее состав входят 55 государств-участников, распо­ ложенных на географическом пространстве от Ванкувера до Влади-


востока. В ее работе участвуют все страны Европы, а также С Ш А и Канада.

Хельсинкский Заключительный акт, подписанный 1 августа 1975 г., определил направления и конкретные формы сотрудни­ чества государств-членов СБСЕ в вопросах мира и безопасности и в различных областях, относящихся к правам человека, включая кон­ такты между людьми, информацию, культуру и образование. Вся многогранная деятельность этой организации основана на понима­ нии того, что в современных исторических условиях путь к миру и безопасности лежит через утверждение всеобщего уважения к пра­ вам и свободам личности, человеческому достоинству. Это обстоя­ тельство придало хельсинкскому миротворческому и правозащит­ ному  процессу  особое  качество,      которое получило                                     название

«человеческое измерение», ибо в конечном счете важнейшей зада­ чей ОБСЕ является обеспечение индивидуальных и коллективных прав людей. Это главная область международного сотрудничества и не случайно на всех встречах глав и представителей государств- участников, проходивших в Париже, Вене, Копенгагене, Москве, Будапеште, Лиссабоне, вопросы прав человека всегда занимали цен­ тральное место.

Органом ОБСЕ, в котором на регулярной основе проводятся по­ литические консультации и принимаются решения, является Посто­ янный совет, расположенный в Вене.

Кроме того, один раз в год проводится экономический форум. Периодически проводятся встречи Руководящего совета, в которых принимают участие высокопоставленные должностные лица госу­ дарств-участников, М инистры иностранных дел стран ОБСЕ регу­ лярно встречаются в рамках Совета министров, а каждые несколько лет проводятся Встречи на высшем уровне с участием глав госу­ дарств и правительств.

Вопросы прав человека занимают все более важное место и в деятельности Содружества Независимых Государств, которая стро­ ится на основе положений Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека. Она была принята 26 мая 1995 г. и вступила в силу. В ней говорится, что соблюдение международных стандартов в области прав человека всеми государствами-участниками СНГ, развитие и поощрение уважения к правам человека и основным сво­ бодам для всех содействуют углублению демократических преобра-


зований, экономическому и социальному росту, углублению закон­ ности и правопорядка.

Конвенция включает 39 статей, в которых отражены все фунда­ ментальные права и основные свободы, закрепленные во Всеобщей декларации прав человека, международных пактах об экономичес­ ких, социальных, культурных и гражданских и политических пра­ вах, а также в соглашениях, принятых в рамках ОБСЕ. В Конвенции подчеркивается взаимосвязь и неделимость прав человека, их пря­ мая связь с обязанностями людей друг перед другом и перед обществом.

Во многих статьях говорится о конкретных обязанностях Дого­ варивающихся Сторон принимать действенные меры по защите со­ ответствующих прав и свобод человека. При этом речь идет не толь­ ко о гражданах данной страны, но и о всех людях, находящихся на ее территории. Лицам, принадлежащим к национальным меньшин­ ствам, гарантируется право индивидуально, совместно и беспрепят­ ственно выражать, сохранять и развивать свою этническую, языко­ вую, культурную и религиозную самобытность.

Каждому, кто законно находится на территории какой-либо До­ говаривающейся Стороны, принадлежит право на свободное пере­ движение и свобода выбора местожительства. Каждый человек име­ ет право покидать страну, включая свою собственную. В статье 31 говорится: «Ничто в Настоящей Конвенции не может истолковы­ ваться как предоставляющее какой-либо Договаривающейся Сторо­ не, группе лиц или отдельным лицам права заниматься какой-либо деятельностью или совершать действия, направленные на уничто­ жение прав и свобод, изложенных в настоящей Конвенции».

Кроме Европы, региональные системы защиты прав человека су­ ществуют также на американском и африканском континентах. Главным институтом межамериканской системы защиты прав чело­ века является Организация Американских государств, созданная весной 1948 г. Одним из первых международных документов, при­ нятых ОАГ, явилась Межамериканская декларация прав и обязан­ ностей человека. Она была принята в апреле 1948 г., то есть за восемь месяцев до Всеобщей декларации прав человека ООН.

В 1969 г. Совет ОАГ одобрил Межамериканскую конвенцию по правам человека. Она фактически призвана защищать лишь ряд гражданских и политических прав, закрепленных в Международном


пакте о гражданских и политических правах (1966 г.). В ней отсут­ ствуют такие права, как право народов на самоопределение, права меньшинств, основные социально-экономические права. В соответ­ ствии с Конвенцией, механизм по контролю за выполнением обяза­ тельств, взятых на себя государствами-участниками, включает Межамериканскую комиссию и Межамериканский суд по правам человека. Деятельность этих органов оказалась малоэффективной из-за отсутствия политической и социальной стабильности во мно­ гих странах региона. Конвенция вступила в силу в 1978 г. Однако до сих пор еще не все государства, входящие в ОАГ, ее ратифицировали.

На африканском континенте значительную роль в защите прав человека играет Организация Африканского Единства (ОАЕ). Ее цели состоят в укреплении единства и координации действий афри­ канских стран, борьбе против колониализма и неоколониализма, со­ действии социально-экономическому развитию стран Африки.

В 1981 г. африканские государства создали специальную регио­ нальную организацию по правам человека, приняв Африканскую хартию прав человека и народов, которая учитывает реальное поло­ жение и возможности стран континента. В Хартии первостепенное внимание уделяется проблемам самоопределения, социально-эконо­ мического и культурного развития, осуществления суверенных прав народов над природными богатствами и ресурсами, а также правам на мир, безопасность, развитие, благоприятную природную среду.

В соответствии с Хартией была создана Комиссия прав человека и прав народов. Ее решения не носят обязательного характера. Она лишь формулирует предложения по законодательному обеспече­ нию тех или иных прав человека. Основное внимание уделяется слу­ чаям массовых, грубых, систематических нарушений прав человека и народов, о чем Комиссия извещает Ассамблею глав африканских государств и правительств. По поручению Ассамблеи Комиссия проводит расследование подобных случаев и представляет ей свой доклад с выводами и рекомендациями. Таким образом, деятельность Африканской комиссии отличается от деятельности Межамерикан­ ской тем, что последняя занимается главным образом рассмотрени­ ем лишь случаев индивидуальных нарушений прав человека, а пер­ вая - массовыми нарушениями прав людей, что придает ее работе особое политическое значение.


В 1981 г. была провозглашена Исламская всеобщая декларация прав человека. Создана Постоянная арабская комиссия по правам человека. Основное внимание в ее работе уделяется вопросам борь­ бы с нарушениями прав человека на оккупированных Израилем па­ лестинских территориях.

Отсутствие в Азии региональной системы защиты прав человека можно объяснить слишком большими различиями в социально-эко­ номическом, политическом и культурном развитии стран региона. Однако все возрастающая в мире актуализация проблемы прав чело­ века и прав народов неизбежно должна привести к объединению усилий и укреплению воли руководителей государств и прави­ тельств региона, без чего невозможно создать необходимые условия для обеспечения универсальных прав и свобод человека. Важным шагом в этом направлении явилось принятие в 1988 г. Азиатско-Ти­ хоокеанской декларации человеческих прав индивидов и народов.


Глава 5



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 33; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.62.45 (0.025 с.)