Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Р егиональн ы е механи з м ы за щ ит ы пра в человек а
Существенным дополнением к универсальному механизму защиты прав человека, основанному на общих договорах и между народном сотрудничестве между государствами-членами ООН, являются региональные системы защиты прав человека, созданные на всех континентах планеты за исключением Азии. Попытки созда ния региональной «системы защиты прав и основных свобод чело века предприняты также в рамках Содружества Независимых Государств. Большинство существующих региональных механизмов основа но на соответствующих региональных конвенциях. Согласно Уста ву ООН, региональные организации должны были создаваться для мирного разрешения «местных споров», а также для применения принудительных мер под руководством Совета Безопасности для предотвращения массовых и грубых нарушений прав граждан в от дельных странах. Однако в настоящее время одной из важных задач этих организаций стала защита прав и основных свобод человека на региональном уровне. Старейшей региональной организацией, главной целью которой является защита прав человека, стал Совет Европы, созданный в 1949 г. Уже в ноябре 1950 г. его членами была принята «Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод». Ее подписа ло 15 стран. Конвенция вступила в силу 3 сентября 1953 г. В настоя щее время в Совете Европы насчитывается 41 страна. Все они явля ются участниками Конвенции. Она оказала большое влияние на формирование других региональных организаций. В преамбуле Конвенции подчеркивается, что целью Совета Европы является достижение большего единства между его членами и что одним из средств достижения этой цели является реализация прав человека и основных свобод. Приверженность этим основным свободам, которые являются основой справедливости и мира во всем мире, как отмечается в Конвенции, главным образом зависит, с одной стороны, от существования подлинно демократической сис темы, и, с другой стороны, от общего понимания и соблюдения прав человека в обществе. В Конвенции также говорится, что она принимает во внимание Всеобщую декларацию прав человека и что правительства, подпи савшие настоящую Конвенцию, делают первые шаги на пути кол лективного осуществления некоторых из прав и свобод, сформули рованных во Всеобщей декларации. Это замечание не случайно, ибо в Конвенции в основном речь шла о гражданских и политических правах. В последующие годы целый ряд социально-экономических и культурных прав человека был закреплен в дополнительных про токолах к Конвенции, а главное - в Европейской социальной хартии, принятой в 1961 г. и вступившей в силу в 1965 г. В Хартии сказано, что члены Совета Европы должны обеспечить как гражданские и по литические, так и социальные права человека без какой-либо дискриминации.
Подчеркивается, что все работающие имеют право на безопас ные и здоровые условия работы, на справедливую оплату своего труда, достаточную для поддержания приличного жизненного уров ня для себя и членов своей семьи, а также - на свободное объедине ние в национальные и международные организации для защиты сво их экономических и социальных интересов. В целом важность и новизна положений Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод заключается в том, что это первый международный документ по правам человека, который носил обязательный, нормативный характер. Главная ценность Кон венции определяется прежде всего тем, что в ней содержался меха низм, обеспечивавший реальное выполнение целого ряда прав и основных свобод человека, провозглашенных во Всеобщей деклара ции прав человека. Конвенция четко определила меры и средства защиты прав лю дей, находящихся на территории государств-членов Совета Европы. Важнейшими инструментами достижения этой цели были Европей ская комиссия по правам человека и Европейский суд по правам человека в Страсбурге, которые наделялись полномочиями по рас смотрению жалоб как государств, так и отдельных лиц, неправи тельственных организаций и групп лиц о нарушении их прав учас тниками Конвенции. Процедура рассмотрения жалоб четко определена в статьях 34-38 Конвенции. Комиссия может принимать дело к рассмотрению только после того, как в соответствии общепризнанными нормами международного права будут исчерпаны все внутренние средства защиты, и лишь в течение шести месяцев с даты принятия оконча тельного внутреннего решения. Комиссия не рассматривает любую петицию, которая является анонимной или явно необоснованной.
В 1994 г. в целях упрощения процедуры рассмотрения жалоб члены Совета Европы приняли протокол № 11 к Конвенции, кото рый вступил в силу в октябре 1997 г. Согласно этому протоколу, Европейская комиссия по правам человека была упразднена и сей час все жалобы непосредственно направляются и рассматриваются в Европейском Суде по правам человека. В связи с этим любая страна, вступающая отныне в Совет Европы, должна внести в свое законо дательство необходимые изменения, вытекающие из процедурного права, создаваемого решениями Суда по правам человека. Согласно Венской декларации первой конференции государств- членов Совета Европы на высшем уровне (1993 г.), государство, желающее вступить в Совет Европы, должно отвечать следующим условиям: • привести свое правовое обеспечение в соответствие с основными принципами демократии, а также защитой прав человека; • провести избрание народных представителей путем свободных, равных и всеобщих выборов. Это предполагает гарантию свободы взглядов, свободу средств массовой коммуникации, защиту прав меньшинств, соблюдение норм международного права; • присоединиться к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и признать всю совокупность ее контрольных механизмов. Важное значение для обеспечения прав человека и основных свобод имеет также деятельность Европейского Союза, созданного в ноябре 1993 г. на основе Европейского экономического сообщества, Европейского объединения угля и стали, Европейского сообщества по атомной энергии, существовавших с 50-х годов. Европейский Союз в настоящее время объединяет 15 индустриально развитых го сударств Европы: Австрию, Бельгию, Великобританию, Данию, Германию, Грецию, Ирландию, Испанию, Италию, Люксембург, Нидерланды, Португалию, Финляндию, Францию и Ш вецию. Глав- ными институтами ЕС являются Европейская комиссия, Совет Ми нистров, Европейский Парламент, Европейский Совет и Европей ский Суд (в Люксембурге). Со вступлением в силу 1 ноября 1993 г. Маастрихтского договора о Европейском Союзе образовалось самое многочисленное по населению и экономической мощ и Сообщество, возник крупнейший в мире единый рынок, формируется экономи ческий, валютный и политический союз. В соответствии с Договором учреждается единое европейское гражданство: все граждане государств-членов СЕ приобретают гражданство Европейского Союза. Каждый гражданин Сообщества ныне имеет право: • свободно передвигаться и пребывать на всей территории ЕС; • избирать и быть избранным в местные органы власти и в Европей ский Парламент; • пользоваться защитой дипломатических представительств или кон сульств любого из государств-членов Союз обращаться с петицией в Европейский парламент. Таким образом, в конце X X в. был сделан решительный шаг на пути к социально-экономической и политической интеграции госу дарств Европы с населением более 380 млн человек, ликвидированы практически все барьеры для свободного движения в рамках Сооб щества людей, товаров, услуг и капитала. В то же время в этом но вом международном экономическом, политическом и правовом про странстве сохраняются национальный суверенитет и уважение к культурным различиям и историческим особенностям стран Сооб щества. Каждое международное соглашение переводится на один надцать официальных языков, поощряется развитие культур малых народов и этнических меньшинств. Одновременно возрастает роль и ответственность Европейского Союза за решение глобальных проб лем современности и укрепление мира и безопасности в Европе и всем мире.
Проблемы защиты прав человека являются центральными в дея тельности Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. С 1975 по 1994 г. эта организация называлась Совещанием по безопасности и сотрудничеству в Европе. В настоящее время ОБСЕ является самой представительной европейской региональной организацией. В ее состав входят 55 государств-участников, распо ложенных на географическом пространстве от Ванкувера до Влади- востока. В ее работе участвуют все страны Европы, а также С Ш А и Канада. Хельсинкский Заключительный акт, подписанный 1 августа 1975 г., определил направления и конкретные формы сотрудни чества государств-членов СБСЕ в вопросах мира и безопасности и в различных областях, относящихся к правам человека, включая кон такты между людьми, информацию, культуру и образование. Вся многогранная деятельность этой организации основана на понима нии того, что в современных исторических условиях путь к миру и безопасности лежит через утверждение всеобщего уважения к пра вам и свободам личности, человеческому достоинству. Это обстоя тельство придало хельсинкскому миротворческому и правозащит ному процессу особое качество, которое получило название «человеческое измерение», ибо в конечном счете важнейшей зада чей ОБСЕ является обеспечение индивидуальных и коллективных прав людей. Это главная область международного сотрудничества и не случайно на всех встречах глав и представителей государств- участников, проходивших в Париже, Вене, Копенгагене, Москве, Будапеште, Лиссабоне, вопросы прав человека всегда занимали цен тральное место. Органом ОБСЕ, в котором на регулярной основе проводятся по литические консультации и принимаются решения, является Посто янный совет, расположенный в Вене. Кроме того, один раз в год проводится экономический форум. Периодически проводятся встречи Руководящего совета, в которых принимают участие высокопоставленные должностные лица госу дарств-участников, М инистры иностранных дел стран ОБСЕ регу лярно встречаются в рамках Совета министров, а каждые несколько лет проводятся Встречи на высшем уровне с участием глав госу дарств и правительств.
Вопросы прав человека занимают все более важное место и в деятельности Содружества Независимых Государств, которая стро ится на основе положений Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека. Она была принята 26 мая 1995 г. и вступила в силу. В ней говорится, что соблюдение международных стандартов в области прав человека всеми государствами-участниками СНГ, развитие и поощрение уважения к правам человека и основным сво бодам для всех содействуют углублению демократических преобра- зований, экономическому и социальному росту, углублению закон ности и правопорядка. Конвенция включает 39 статей, в которых отражены все фунда ментальные права и основные свободы, закрепленные во Всеобщей декларации прав человека, международных пактах об экономичес ких, социальных, культурных и гражданских и политических пра вах, а также в соглашениях, принятых в рамках ОБСЕ. В Конвенции подчеркивается взаимосвязь и неделимость прав человека, их пря мая связь с обязанностями людей друг перед другом и перед обществом. Во многих статьях говорится о конкретных обязанностях Дого варивающихся Сторон принимать действенные меры по защите со ответствующих прав и свобод человека. При этом речь идет не толь ко о гражданах данной страны, но и о всех людях, находящихся на ее территории. Лицам, принадлежащим к национальным меньшин ствам, гарантируется право индивидуально, совместно и беспрепят ственно выражать, сохранять и развивать свою этническую, языко вую, культурную и религиозную самобытность. Каждому, кто законно находится на территории какой-либо До говаривающейся Стороны, принадлежит право на свободное пере движение и свобода выбора местожительства. Каждый человек име ет право покидать страну, включая свою собственную. В статье 31 говорится: «Ничто в Настоящей Конвенции не может истолковы ваться как предоставляющее какой-либо Договаривающейся Сторо не, группе лиц или отдельным лицам права заниматься какой-либо деятельностью или совершать действия, направленные на уничто жение прав и свобод, изложенных в настоящей Конвенции». Кроме Европы, региональные системы защиты прав человека су ществуют также на американском и африканском континентах. Главным институтом межамериканской системы защиты прав чело века является Организация Американских государств, созданная весной 1948 г. Одним из первых международных документов, при нятых ОАГ, явилась Межамериканская декларация прав и обязан ностей человека. Она была принята в апреле 1948 г., то есть за восемь месяцев до Всеобщей декларации прав человека ООН.
В 1969 г. Совет ОАГ одобрил Межамериканскую конвенцию по правам человека. Она фактически призвана защищать лишь ряд гражданских и политических прав, закрепленных в Международном пакте о гражданских и политических правах (1966 г.). В ней отсут ствуют такие права, как право народов на самоопределение, права меньшинств, основные социально-экономические права. В соответ ствии с Конвенцией, механизм по контролю за выполнением обяза тельств, взятых на себя государствами-участниками, включает Межамериканскую комиссию и Межамериканский суд по правам человека. Деятельность этих органов оказалась малоэффективной из-за отсутствия политической и социальной стабильности во мно гих странах региона. Конвенция вступила в силу в 1978 г. Однако до сих пор еще не все государства, входящие в ОАГ, ее ратифицировали. На африканском континенте значительную роль в защите прав человека играет Организация Африканского Единства (ОАЕ). Ее цели состоят в укреплении единства и координации действий афри канских стран, борьбе против колониализма и неоколониализма, со действии социально-экономическому развитию стран Африки. В 1981 г. африканские государства создали специальную регио нальную организацию по правам человека, приняв Африканскую хартию прав человека и народов, которая учитывает реальное поло жение и возможности стран континента. В Хартии первостепенное внимание уделяется проблемам самоопределения, социально-эконо мического и культурного развития, осуществления суверенных прав народов над природными богатствами и ресурсами, а также правам на мир, безопасность, развитие, благоприятную природную среду. В соответствии с Хартией была создана Комиссия прав человека и прав народов. Ее решения не носят обязательного характера. Она лишь формулирует предложения по законодательному обеспече нию тех или иных прав человека. Основное внимание уделяется слу чаям массовых, грубых, систематических нарушений прав человека и народов, о чем Комиссия извещает Ассамблею глав африканских государств и правительств. По поручению Ассамблеи Комиссия проводит расследование подобных случаев и представляет ей свой доклад с выводами и рекомендациями. Таким образом, деятельность Африканской комиссии отличается от деятельности Межамерикан ской тем, что последняя занимается главным образом рассмотрени ем лишь случаев индивидуальных нарушений прав человека, а пер вая - массовыми нарушениями прав людей, что придает ее работе особое политическое значение. В 1981 г. была провозглашена Исламская всеобщая декларация прав человека. Создана Постоянная арабская комиссия по правам человека. Основное внимание в ее работе уделяется вопросам борь бы с нарушениями прав человека на оккупированных Израилем па лестинских территориях. Отсутствие в Азии региональной системы защиты прав человека можно объяснить слишком большими различиями в социально-эко номическом, политическом и культурном развитии стран региона. Однако все возрастающая в мире актуализация проблемы прав чело века и прав народов неизбежно должна привести к объединению усилий и укреплению воли руководителей государств и прави тельств региона, без чего невозможно создать необходимые условия для обеспечения универсальных прав и свобод человека. Важным шагом в этом направлении явилось принятие в 1988 г. Азиатско-Ти хоокеанской декларации человеческих прав индивидов и народов. Глава 5
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 33; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.62.45 (0.025 с.) |