Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
П рав а национальн ы х мень ш инст в
Национальные взаимоотношения занимают важное место в об щественной жизни современных государств. Поскольку в мире практически нет мононациональных стран, то вполне понятна акту альность проблемы реализации и защиты прав национальных мень шинств. Национальные отношения представляют взаимоотношения людей, принадлежащих к различным нациям. Неправильная полити ка по отношению к меньшинствам может привести к серьезным конфликтам как внутри самого государства, так и между государ ствами, разрешить которые не удается многие годы. В 70-80-е гг. большинство западных стран столкнулись с обост рением национальных и расовых проблем. В таких многонациональ ных странах, как Бельгия, Канада, Франция, Великобритания, Испа ния на почве неравномерности экономического, политического и культурного развития национальных регионов усилилось стремле ние меньшинства к достижению и углублению самоопределения. Возникли новые группы противоречий, связанные с увеличением доли «цветных» в населении развитых стран. В ряде из них участи лись акты насилия на расовой почве (в ФРГ в 1998 г. около 800 слу чаев). Внимание общественности стали привлекать и вопросы поло жения коренного населения ряда государств, оказавшегося на обочине современного развития цивилизации (индейцы и народы Севера С Ш А и Канады). Национальные процессы, происходящие на территории бывших СССР и С Ф РЮ после их распада, со всей очевидностью показыва ют, какую разрушительную силу может таить в себе этнический фактор при определенных условиях. Постоянная межнациональная напряженность, вооруженные столкновения и полномасштабные эт нические войны (Чечня, Нагорный Карабах, Приднестровье, Закав казье и др.) стали кошмарной реальностью сегодняшнего дня. Чаще всего в основе межнациональных конфликтов лежит ком плекс нерешенных проблем, включающий неурегулированность территориальных вопросов, нарушение возможностей для самосто ятельного, суверенного развития, дискриминацию тех или иных на- циональных групп в сфере экономики и политики, создание препят ствий для развития национальной культуры и языка, религиозные проблемы. Мировое сообщество накопило определенный опыт устранения межнациональной напряженности, разрешения конфликтов на на циональной почве мирным демократическим путем. Международ ной основой решения данных проблем являются документы: Кон венция М О Т о дискриминации в области труда и занятий (1958 г.), Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (1960 г.), Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискримина ции (1965 г.), Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 г.), Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религий или убеждений (1981 г.). Важным международным актом среди них является Декла рация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этничес ким или языковым меньшинствам (от 18 декабря 1992 г.). Согласно этому документу, государства должны охранять на своих террито риях существование и самобытность национальных или этнических, культурных, религиозных и языковых меньшинств и создавать усло вия для развития этой самобытности (ст. 1). Лица, принадлежащие к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшин ствам, имеют право (должны иметь право):
• пользоваться достояниями своей культуры, исповедовать свою ре лигию и отправлять религиозные обряды, а также использовать свой язык в частной жизни и публично, свободно и без вмешатель ства или дискриминации в какой бы то ни было форме; • активно участвовать в культурной, религиозной, общественной, экономической и государственной жизни; • активно участвовать в принятии решений, касающихся данного меньшинства, создавать свои собственные ассоциации; • поддерживать свободные контакты с другими членами своей груп пы (ст. 2). Республика Беларусь, как и другие государства мира, является многонациональным. В ней проживают представители свыше 120 на циональностей, составляющие примерно пятую часть всего населе ния. Их правовой статус определяет Основной закон Республики Беларусь. Например, ст. 14 Конституции гласит: «Государство регу лирует отношения между социальными, национальными и другими общностями на основе принципов равенства перед законом, уваже ния их прав и интересов». Ст. 16 провозглашает равенство всех религий перед законом, а ст. 50 предусматривает право каждого гражданина сохранять свою национальную принадлежность, по льзоваться родным языком, выбирать язык воспитания и обучения. Важное значение в деле регулирования межнациональных отно
шений имеет закон «О национальных меньшинствах в Республике Беларусь», принятый в 1992 г., а также ряд двусторонних договоров со странами-соседями (Россией, Украиной, Польшей, Литвой, Лат вией). В настоящее время идет практическая реализация этих право вых актов. В республике созданы национально-культурные центры русского, польского, украинского, армянского, еврейского, татар ского, молдавского и др. населения, организован выпуск периоди ческих изданий на языках национальных меньшинств.
П рав а ж ен щ и н Права женщ ин закреплены в следующих международно-право вых актах: Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Конвенция о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной цен ности (1951 г.), Конвенция о политических правах женщин (1952 г.), Конвенция о гражданстве замужней женщ ины (1957 г.), Декларация о ликвидации дискриминации в отношении женщ ин (1967 г.), Дек ларация о защите женщ ин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов (1974 г.). Главным итогом этих документов явилось изменение социально го статуса женщ ины и уравнивание ее в гражданских, политических, социальных, экономических и культурных правах с мужчиной. Однако провозглашение и правовое закрепление этих прав еще не означает их реальное воплощение в жизни. В начале XX I ст. челове чество вынуждено признать следующие факты: женщ ины выполня ют две трети всей работы в мире, получая только 10 % мирового до хода и владея лишь 4 % собственности; средний заработок женщин на 30 - 40 % ниже, чем у мужчин; среди людей, живущих в условиях абсолютной бедности, женщ ины составляют 70 %; из 22 млн бежен цев в мире 80 % составляют женщ ины и дети. Эти и другие проблемы обусловили вынесение вопроса о состоя нии прав женщин на Всемирную конференцию по правам человека в Вене в 1993 г. В итоге ее работы участники пришли к всеобщему мнению, что права женщ ин и девочек являются неотъемлемой час тью всеобщих прав человека. Полное и равное участие женщ ин во всех сферах общественной жизни на национальном, региональном и международном уровнях, а также ликвидация всех форм дискрими нации по признаку пола являются первоочередными целями между народного сообщества. Насилие по признаку пола, все формы эксплуатации и домогательства, включая те из них, которые проис текают из культурных предрассудков и незаконной международной торговли женщинами, несовместимы с достоинством и ценностью человеческой личности и должны быть искоренены. Этого можно достичь путем принятия правовых норм и посредством националь ных действий, а также международного сотрудничества в таких областях, как экономическое и социальное развитие, просвещение, безопасное материнство и здравоохранение, социальная поддержка. Всемирная конференция по правам человека настоятельно при звала правительства всех стран и неправительственные организации (национальные и международные) активизировать свои усилия по защите и поощрению прав женщ ин и девочек.
За последнее десятилетие в Республике Беларусь, как и во всем мире, осуществлен ряд мер в области защиты и реализации прав женщин. Конституция Республики Беларусь обеспечивает женщи нам предоставление равных с мужчинами возможностей в получе нии образования и профессиональной подготовке, в труде и продви жении по службе, в общественно-политической, культурной и других сферах деятельности, а также создание условий для охраны их труда и здоровья (ст. 32). Несмотря на это, фактическое равноправие еще не обеспечено. Ж енщ ины в Беларуси составляют 53 % населе ния, однако их доля в законодательном органе власти - Националь ном собрании (1996 - 2000 гг.) составляла: в Палате Представите лей - 4,5 %, в Совете Республики - 31 % от общего количества депутатов (в Ш веции - 45 %, Финляндии - 39 % и женщина - президент). Обладая более высоким уровнем образования (с высшим — в 1,4, а со средним специальным - в 1,9 раза, чем у мужчин), женщ ины ра ботают в наименее оплачиваемых отраслях - образование, здравоох ранение, культура. Другой серьезной проблемой является женская безработица. Доля женщ ин среди безработных составляет 60 %. Таким образом, следует признать тот факт, что в настоящее вре мя в Республике Беларусь существует немало проблем, связанных с реальным обеспечением прав женщин. Их решение не будет проис ходить само по себе. Достижению фактического равноправия жен щин во всех сферах общественной жизни должны содействовать создаваемые ими различные общественные движения и организа ции, проведение широкой информационной работы в СМИ. Это по зволит построить демократическое правовое государство, в котором женщины и мужчины будут реально обладать равными правами.
П рав а бе ж енце в Пока в мире существуют войны, преследования, дискриминация и нетерпимость, существуют и беженцы. Это лю ди любой расы и любого вероисповедания. Их можно встретить в лю бом уголке пла неты. Вынужденные покидать родные места из-за опасения за свою жизнь и свободу, беженцы бросают все: дом, имущество, семью и родину - ради неясного будущего в чужой стране. Их бедственное положение - одна из величайших трагедий нашего времени, а их судьба связана с проблемой соблюдения прав человека. Никто не хочет и не стремится стать беженцем. Быть беженцем - это означает жить в изгнании и зависеть от других в обеспечении себя продовольствием, одеждой и жильем. Беженцы - это такие же люди, как и мы, которые не по своей вине стали участниками вели чайших потрясений X X века. Беженцами были Альберт Эйнштейн, Зигмунд Фрейд, премьер-министр Испании Фелипе Гонсалес, пре зидент Португалии М ариу Соареш, президент Филиппин Корасон Акино, М ихаил Барышников, М арлен Дитрих, Александр Солжени цын, Бертольд Брехт, Сунь Ят Сен, Рихард Вагнер, Виктор Гюго, Джузеппе Гарибальди, Владимир Набоков, М арк Ш агал и др.
В 50-х гг. большинство беженцев были европейцами, в которые стали жертвами Второй мировой войны. Сегодня большинство со ставляют беженцы из Азии и Африки. Причины массового исхода стали более разнообразными - это и стихийные бедствия, и экологи ческие катастрофы, и крайняя нищета. Проблема беженцев является примером взаимозависимости международного сообщества. Она наглядно показывает, как пробле мы одной страны могут непосредственным образом сказываться на других странах. Между проблемой беженцев и вопросом соблюде- ния прав человека существует прямая взаимосвязь, поскольку нару шение прав человека является одной из главных причин как массо вого исхода, так и перемещений внутри страны. Таким образом, беженцы - это лица, которые покинули свои страны из-за опасения стать жертвой преследования по при знаку расы, вероисповедания, гражданства, политических убеж дений, принадлежности к определенной социальной группе и не имеющие возможности или желания вернуться вследствие та ких опасений. Лишенные защиты своих стран, часто оторванные от своих семей и обычного образа жизни, беженцы очень уязвимы пе ред насилием, особенно женщины, дети и лю ди престарелого воз раста, составляющие 80 % от их общего числа - 22 млн человек. Убежденность в том, что международное сообщество государств должно обеспечивать защиту прав беженцев берет свое начало со времен деятельности Лиги Наций. Когда в 1919 г. была основана эта международная межправительственная организация - предшествен ница ООН, мир переживал последствия Первой мировой войны, ре волюции в России и крушения Оттоманской империи, что привело к массовым перемещениям людей в Европе и Малой Азии. Известный полярный исследователь Фритьоф Нансен верил в то, что Лига Наций предоставляет уникальную возможность для уста новления мира в разрушенной войной Европе. В период с 1920 по 1922 г. он предпринял четыре крупные гуманитарные акции, орга низовав репатриацию 500 тыс. военнопленных из 26 стран. Затем, в связи с голодом, охватившем Советскую Россию зимой 1921 г., он возглавил помощь 30 млн людей, которым грозила голодная смерть. Кроме военнопленных, Первая мировая война оставила 1,5 млн беженцев, разбросанных в разных странах. В 1921 г. Лига Наций на значила Нансена первым Верховным комиссаром по делам бежен цев, и эту роль он выполнял до 1930 г. Одной из серьезных проблем, с которой сталкивались беженцы, являлось отсутствие у них между народно признанных удостоверений личности, поэтому он ввел так называемый «паспорт Нансена», давший возможность тысячам лю дей вернуться домой или обосноваться в других странах.
В 1922 г. Нансену была присуждена Нобелевская премия мира за его деятельность по защите прав беженцев и перемещенных лиц. Он был одним из величайших гуманистов X X века. Другим важным этапом в деле защиты прав беженцев явилась международная деятельность ОО Н после Второй мировой войны. Генеральная Ассамблея ОО Н на своей первой сессии, состоявшейся в начале 1946 г., приняла резолюцию, заложившую основу деятель ности ОО Н по защите прав беженцев. Она также учредила новый орган - Международную организацию по делам беженцев (МОБ). Ее задачей была защита прав беженцев (около 21 млн), разбросанных по всей Европе в результате Второй мировой войны. В 1949 г. ОО Н учредила новую структуру по защите прав бежен цев - Управление Верховного комиссара ОО Н по делам беженцев (УВКБ ООН). Оно было создано как вспомогательный орган Гене ральной Ассамблеи 1 января 1951 г. первоначально на трехлетний период. Однако с тех пор мандат УВК Б периодически продлевается на последующие пятилетние периоды. Согласно ст. 1 Устава УВКБ, главная задача Верховного комис сара состоит в предоставлении международной защиты беженцам и изыскании окончательного решения проблемы беженцев путем оказания содействия правительствам для облегчения добровольной репатриации беженцев или их ассимиляции в новых странах. При этом его функции определены как «совершенно аполитичные» и «гуманитарные». УВКБ ОО Н стало одной из главных гуманитарных организаций по оказанию гуманитарной помощи при возникновении крупней ших чрезвычайных ситуаций во всем мире за всю послевоенную ис торию: в Боснии и Герцеговине, в районе Великих озер в Африке, а недавно в Косово. УВК Б также сыграло значительную роль в добро вольной репатриации жителей Тимора в Восточный Тимор в 1999 - 2000 гг. Она дважды - в 1954 и 1981 гг. была удостоена Нобелевской премии мира. Важным направлением деятельности ОО Н по защите прав беженцев является разработка и принятие международных право вых документов по этой проблеме. К наиболее важным из них отно сятся: Конвенция о статусе беженцев (1951 г.) и Протокол 1967 г., касающийся статуса беженцев; четвертая Ж еневская конвенция 1949 г. о защите гражданского населения во время войны; Конвен ция о статусе апатридов (1954 г.), Конвенция о сокращении безграж- данства (1961 г.), Декларация о территориальном убежище (1967 г.). 24 сентября 1993 г. в рамках СНГ было принято Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам. В 1995 г. в Рес публике Беларусь был принят закон «О беженцах», а в 1999 г. - из менения и дополнения к нему. На сегодняшний день более 400 человек (из Афганистана, Гру зии, Эфиопии, Азербайджана, Таджикистана - всего из 10 стран) по лучили статус беженца в Республике Беларусь. Всего же на террито рии Беларуси находится около 13000 потенциальных претендентов на статус беженца (в основном из стран СНГ). Таким образом, проблема беженцев продолжает оставаться вы зовом международному сообществу. В свою очередь оно должно определить наиболее эффективные пути предотвращения новых по токов беженцев и полностью решить ее, вступая в новое столетие и тысячелетие, т. к. наличие беженцев означает нарушение многих прав человека.
П рав а инвалидо в Инвалидом является любое лицо, которое не может самостоя тельно обеспечить полностью или частично потребности нормаль ной личной и социальной жизни в силу недостатка, будь то врожден ного или нет, в силу его физических или умственных способностей. По данным ОО Н сегодня в мире инвалиды составляют около 10 % от всего населения, т. е. около 600 млн, поэтому данной проблеме уде ляется большое внимание в деятельности международных организа ций и, прежде всего, ООН. Основными международными документами, определяющими статус инвалидов и закрепляющими их права, являются: Декларация о правах умственно отсталых лиц (1971 г.), Декларация о правах ин валидов (1975 г.), Защита психически больных лиц и улучшение психиатрической помощи (1991 г.). В них отмечается, что инвалиды имеют неотъемлемое право на уважение их человеческого достоинства и обладают теми же основ ными правами, что и их сограждане за исключением некоторой спе цифики пользования правами умственно отсталыми лицами, опре деленными статьей 7 Декларации о правах умственно отсталых лиц. Инвалиды имеют право получать: медицинское лечение для вос становления здоровья и положения в обществе, образование, про фессиональную подготовку, помощь, консультации, услуги по тру- доустройству и другие виды обслуживания, которые позволяют им максимально проявить свои возможности и способности и ускорят процесс их социальной интеграции. Они также имеют право полу чать и сохранять за собой рабочее место в соответствии со своими возможностями или заниматься полезной, продуктивной и возна граждаемой деятельностью, являться членами профсоюзов и т. д.
П рав а ребенк а Проблема защиты прав и законных интересов детей является важнейшей задачей всего человечества. Гуманность и цивилизован ность любого общества определяется его отношением к наиболее слабым и уязвимым его членам - детям, старикам, женщинам. Вначале XX I ст. положение детей во многих странах мира оста ется критическим. Сегодня рождается 146 детей в минуту. Одновре менно каждые две минуты где-то на планете умирает ребенок от го лода, 200 млн ложатся спать голодными, а 600 млн живут в нищете. Это вызвано рядом политических, экономических, социальных, культурных и других причин. Права ребенка - это составная часть общей системы прав челове ка, имеющая свою специфику. Их защита - это обязанность всего общества: международных организаций, государственных органов, политических структур, общественных организаций, каждого гражданина. В настоящее время защитой прав и законных интересов детей, выявлением и разрешением наиболее трудных проблем в жизни под растающего поколения на международном уровне занимается спе циализированный детский фонд ОО Н - Ю НИС Е Ф (United Nations Children's Fund - UNICEF). Он был создан Генеральной Ассамблеей ООН в 1946 г. и преследовал одну цель - оказание помощи бедству ющ им в послевоенной Европе детям. В 1953 г. Ю НИС Е Ф вошел в систему ОО Н как постоянный элемент с большими, чем прежде, функциями и полномочиями. Главной его целью стала деятельность, способствующая удовлетворению разнообразных потребностей де тей. Ю НИС Е Ф возглавляет Исполнительный совет, состоящий из 36 членов. Он определяет основные направления деятельности фон да, утверждает программы и бюджет. Штаб-квартира секретариата фонда находится в Нью-Йорке. Кроме того, его представительства имеются в Ж еневе, Сиднее, Токио. Исследовательский центр нахо- дится во Флоренции, а 280 бюро фонда разместились в 140 странах мира. Недавно офис Ю НИС Е Ф открылся в городе Минске. Важным результатом деятельности Ю НИС Е Ф по международ ной защите детей явилась подготовка и принятие ряда документов. Основными из них являются: Декларация прав ребенка (1959 г.), Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятель ствах и в период вооруженных конфликтов (1974 г.), Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благо получия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновление на национальном и международном уровнях (1986 г.), Конвенция о правах ребенка (1989 г.). Высоко оценивая значение всех этих документов, следует под черкнуть, что Конвенция о правах ребенка занимает особое место в сфере международного права в области прав человека как наиболее четкое и всеобъемлющее выражение чаяний мирового сообщества в отношении детей. Конвенция - это всеобъемлющий список обязательств, которые государства готовы признать в отношении ребенка. Она отличается от других документов по защите прав ребенка тем, что, во-первых, вводит понятие «прав участия» и признает значение информирова ния самих детей об их правах; во-вторых, она поднимает такие воп росы, которые раньше никогда не рассматривались в международ ных документах: право детей, пострадавших от жестокости и эксплуатации, на реабилитацию и обязанность правительств прини мать шаги для ликвидации традиционной практики, вредящей здо ровью детей; в-третьих, она включает принципы и нормы, которые ранее фигурировали лишь в юридически не обязывающих текстах, в частности вопросы, касающиеся усыновления и отправления право судия в отношении несовершеннолетних. Конвенция преследует три основные цели: 1) подтвердить в отношении детей права, которые уже предо ставлены людям вообще в рамках других договоров; 2) укрепить некоторые основные права человека с тем, чтобы учесть особые потребности и уязвимость детей; 3) установить нормы в тех областях, которые особенно актуаль ны для детей. Конвенция охватывает весь спектр прав человека - гражданские, политические, экономические, социальные и культур ные. При этом особое внимание уделяется таким вопросам, как: пра- во на образование, право на здоровье, правосудие для детей, защита от эксплуатации, защита детей от насилия и др. Фундамент документа в сфере защиты прав ребенка - четыре важных принципа, которые являются основой для всех прав. К ним относятся: принцип недискриминации (ст. 2); принцип приоритет ности прав детей (ст. 3); принцип уважения прав детей на выражение собственных взглядов (ст. 12) и принцип соблюдения прав детей на жизнь, выживание и развитие. К десятой годовщине принятия Конвенции (ноябрь 1999 г.) ее ратифицировали почти все страны мира (кроме Сомали и СШ А), в том числе и Республика Беларусь (1 октября 1990 г.). Значение Конвенции заключается в том, что она наметила ориен тиры для законодательства, политики и программ в отдельных стра нах, а также для международных, национальных, правительствен ных и неправительственных организаций и органов в их деятельности, касающейся детей. Ее воздействие на детей можно оценить лишь в той мере, в которой ее буква и дух учитываются пра вительствами разных стран. Другими словами, о ее прогрессе можно судить по национальным законам, по наличию и эффективности структур и механизмов, требуемых для их реализации. Другим важным направлением в деятельности Ю НИС Е Ф явля ется проведение исследований, сбор фактов, характеризующих от ношение к детям, условия их жизни. Полученная информация отра жается в регулярных докладах «Положение детей в мире». Они содержат сведения о социально-экономической, политической, де мографической ситуации, о состоянии окружающей среды, уровне бедности, обо всех факторах, влияющих на положение детей в раз ных государствах. Здесь же приводятся данные из отчетов о реализа ции основных социальных целей, поддержанных практически всеми странами мира. Например, стратегическими целями в 2000 г. были: контроль над основными детскими заболеваниями, сокращение слу чаев детского недоедания наполовину, снижение смертности детей в возрасте до пяти лет на одну треть, а материнской смертности - вдвое и др. Таким образом, Ю НИС Е Ф открыто информирует мировую об щественность о результатах своей работы, о том, что уже удалось или еще предстоит сделать для того, чтобы защитить будущее планеты. Аналогичные доклады о положении детей в стране готовятся во многих государствах мира, в т. ч. и в Республике Беларусь. Первый такой национальный доклад под названием «Дети и женщины Беларуси: сегодня и завтра» был подготовлен по совместной инициа тиве Ю НИС Е Ф и правительства Республики Беларусь в 1995 г. В нем достаточно полно были обозначены основные тенденции развития го сударственной политики в области защиты и реализации прав детей, дана объективная оценка положения детей в нашем государстве. В целом положение детей в Беларуси было определено как не совсем благополучное. Подтверждением этому является демографи ческая ситуация, характеризующаяся в настоящее время негативны ми тенденциями. Это, прежде всего, уменьшение общей численности детей (в 1995 г. - 50 тыс., в 1996 г. - 54,5 тыс., в 1997 г. - 60,2 тыс.) при снижении рождаемости и увеличении общей смертности населения. С 1993 г. в Республике Беларусь общая смертность превышает рождае мость, а естественный прирост населения определяется отрицательным числом (в 1995 г. - коэффициент был: -1,1 в расчете на 1000 человек). Эту отрицательную тенденцию не удается преодолеть, к сожале нию, и сегодня. Снижение рождаемости вызвано, главным образом, ухудшением социально-экономического положения семей. В усло виях невысокой заработной платы социальные пособия не покрыва ют расходы родителей на удовлетворение материальных и духов ных потребностей ребенка. Последние годы характеризуются также возрастающим кризи сом семьи - уменьшается количество браков, а количество разводов увеличивается (каждый третий брак распадается). В результате рас пада семьи в 1994 г. 53 тыс. детей остались без одного из родителей. В этом же году 13,3 тыс. детей родились вне брака, 147 детей роди лись у матерей моложе 16 лет, а 16-летние матери родили 676 детей. Серьезной проблемой в Беларуси продолжает оставаться соци альное сиротство. Около 18 тыс. детей лишены родительской опеки, и почти половина из них воспитывается в государственных интер натных учреждениях. В сложных условиях трансформационного периода Республика Беларусь, ратифицировав Конвенцию о правах ребенка в 1990 г., принимает в 1993 г. закон «О правах ребенка». Он направлен на реа лизацию всех прав ребенка, которые зафиксированы в международ ном документе, на обеспечение физического, морального и духовно го здоровья белорусских детей. Таким образом, в Республике Беларусь имеется хорошая правовая основа для защиты прав детей. Тем не менее, несмотря на огромную работу, проделанную как международным сообществом в целом, так и многими государства ми на национальном уровне, защита и реализация прав ребенка на рубеже столетий представляет сложную проблему. Сложившаяся ситуация обязывает государственные структуры и общественные организации наращивать усилия в сфере защиты прав детей, совер шенствовать механизмы их защиты, активизировать работу Нацио нальных комиссий по правам ребенка и омбудсменов по правам ре бенка (а в тех странах, где их не имеется необходимо ввести институт уполномоченного по правам ребенка). Защита прав детей является важнейшей задачей человечества. Дети сегодня - это граждане XX I в. и от них будет зависеть реализа ция прав человека в будущем. Глава 7
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 33; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.29.145 (0.056 с.) |