П рав а национальн ы х мень ш инст в 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

П рав а национальн ы х мень ш инст в



Национальные взаимоотношения занимают важное место в об­ щественной жизни современных государств. Поскольку в мире практически нет мононациональных стран, то вполне понятна акту­ альность проблемы реализации и защиты прав национальных мень­ шинств. Национальные отношения представляют взаимоотношения людей, принадлежащих к различным нациям. Неправильная полити­ ка по отношению к меньшинствам может привести к серьезным конфликтам как внутри самого государства, так и между государ­ ствами, разрешить которые не удается многие годы.

В 70-80-е гг. большинство западных стран столкнулись с обост­ рением национальных и расовых проблем. В таких многонациональ­ ных странах, как Бельгия, Канада, Франция, Великобритания, Испа­ ния на почве неравномерности экономического, политического и культурного развития национальных регионов усилилось стремле­ ние меньшинства к достижению и углублению самоопределения. Возникли новые группы противоречий, связанные с увеличением доли «цветных» в населении развитых стран. В ряде из них участи­ лись акты насилия на расовой почве (в ФРГ в 1998 г. около 800 слу­ чаев). Внимание общественности стали привлекать и вопросы поло­ жения коренного населения ряда государств, оказавшегося на обочине современного развития цивилизации (индейцы и народы Севера С Ш А и Канады).

Национальные процессы, происходящие на территории бывших СССР и С Ф РЮ после их распада, со всей очевидностью показыва­ ют, какую разрушительную силу может таить в себе этнический фактор при определенных условиях. Постоянная межнациональная напряженность, вооруженные столкновения и полномасштабные эт­ нические войны (Чечня, Нагорный Карабах, Приднестровье, Закав­ казье и др.) стали кошмарной реальностью сегодняшнего дня.

Чаще всего в основе межнациональных конфликтов лежит ком­ плекс нерешенных проблем, включающий неурегулированность территориальных вопросов, нарушение возможностей для самосто­ ятельного, суверенного развития, дискриминацию тех или иных на-


циональных групп в сфере экономики и политики, создание препят­ ствий для развития национальной культуры и языка, религиозные проблемы.

Мировое сообщество накопило определенный опыт устранения межнациональной напряженности, разрешения конфликтов на на­ циональной почве мирным демократическим путем. Международ­ ной основой решения данных проблем являются документы: Кон­ венция М О Т о дискриминации в области труда и занятий (1958 г.), Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (1960 г.), Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискримина­ ции (1965 г.), Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 г.), Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религий или убеждений (1981 г.). Важным международным актом среди них является Декла­ рация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этничес­ ким или языковым меньшинствам (от 18 декабря 1992 г.). Согласно этому документу, государства должны охранять на своих террито­ риях существование и самобытность национальных или этнических, культурных, религиозных и языковых меньшинств и создавать усло­ вия для развития этой самобытности (ст. 1). Лица, принадлежащие к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшин­ ствам, имеют право (должны иметь право):

• пользоваться достояниями своей культуры, исповедовать свою ре­ лигию и отправлять религиозные обряды, а также использовать свой язык в частной жизни и публично, свободно и без вмешатель­ ства или дискриминации в какой бы то ни было форме;

• активно участвовать в культурной, религиозной, общественной, экономической и государственной жизни;

• активно участвовать в принятии решений, касающихся данного меньшинства, создавать свои собственные ассоциации;

• поддерживать свободные контакты с другими членами своей груп­ пы (ст. 2).

Республика Беларусь, как и другие государства мира, является многонациональным. В ней проживают представители свыше 120 на­ циональностей, составляющие примерно пятую часть всего населе­ ния. Их правовой статус определяет Основной закон Республики Беларусь. Например, ст. 14 Конституции гласит: «Государство регу­ лирует отношения между социальными, национальными и другими


общностями на основе принципов равенства перед законом, уваже­ ния их прав и интересов». Ст. 16 провозглашает равенство всех религий перед законом, а ст. 50 предусматривает право каждого гражданина сохранять свою национальную принадлежность, по­ льзоваться родным языком, выбирать язык воспитания и обучения. Важное значение в деле регулирования межнациональных отно­

шений имеет закон «О национальных меньшинствах в Республике Беларусь», принятый в 1992 г., а также ряд двусторонних договоров со странами-соседями (Россией, Украиной, Польшей, Литвой, Лат­ вией). В настоящее время идет практическая реализация этих право­ вых актов. В республике созданы национально-культурные центры русского, польского, украинского, армянского, еврейского, татар­ ского, молдавского и др. населения, организован выпуск периоди­ ческих изданий на языках национальных меньшинств.

 

П рав а ж ен щ и н

Права женщ ин закреплены в следующих международно-право­ вых актах: Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Конвенция о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной цен­ ности (1951 г.), Конвенция о политических правах женщин (1952 г.), Конвенция о гражданстве замужней женщ ины (1957 г.), Декларация о ликвидации дискриминации в отношении женщ ин (1967 г.), Дек­ ларация о защите женщ ин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов (1974 г.).

Главным итогом этих документов явилось изменение социально­ го статуса женщ ины и уравнивание ее в гражданских, политических, социальных, экономических и культурных правах с мужчиной. Однако провозглашение и правовое закрепление этих прав еще не означает их реальное воплощение в жизни. В начале XX I ст. челове­ чество вынуждено признать следующие факты: женщ ины выполня­ ют две трети всей работы в мире, получая только 10 % мирового до­ хода и владея лишь 4 % собственности; средний заработок женщин на 30 - 40 % ниже, чем у мужчин; среди людей, живущих в условиях абсолютной бедности, женщ ины составляют 70 %; из 22 млн бежен­ цев в мире 80 % составляют женщ ины и дети.

Эти и другие проблемы обусловили вынесение вопроса о состоя­ нии прав женщин на Всемирную конференцию по правам человека в Вене в 1993 г. В итоге ее работы участники пришли к всеобщему


мнению, что права женщ ин и девочек являются неотъемлемой час­ тью всеобщих прав человека. Полное и равное участие женщ ин во всех сферах общественной жизни на национальном, региональном и международном уровнях, а также ликвидация всех форм дискрими­ нации по признаку пола являются первоочередными целями между­ народного сообщества. Насилие по признаку пола, все формы эксплуатации и домогательства, включая те из них, которые проис­ текают из культурных предрассудков и незаконной международной торговли женщинами, несовместимы с достоинством и ценностью человеческой личности и должны быть искоренены. Этого можно достичь путем принятия правовых норм и посредством националь­ ных действий, а также международного сотрудничества в таких областях, как экономическое и социальное развитие, просвещение, безопасное материнство и здравоохранение, социальная поддержка.

Всемирная конференция по правам человека настоятельно при­ звала правительства всех стран и неправительственные организации (национальные и международные) активизировать свои усилия по защите и поощрению прав женщ ин и девочек.

За последнее десятилетие в Республике Беларусь, как и во всем мире, осуществлен ряд мер в области защиты и реализации прав женщин. Конституция Республики Беларусь обеспечивает женщи­ нам предоставление равных с мужчинами возможностей в получе­ нии образования и профессиональной подготовке, в труде и продви­ жении по службе, в общественно-политической, культурной и других сферах деятельности, а также создание условий для охраны их труда и здоровья (ст. 32). Несмотря на это, фактическое равноправие еще не обеспечено. Ж енщ ины в Беларуси составляют 53 % населе­ ния, однако их доля в законодательном органе власти - Националь­ ном собрании (1996 - 2000 гг.) составляла: в Палате Представите­ лей - 4,5 %, в Совете Республики - 31 % от общего количества депутатов (в Ш веции - 45 %, Финляндии - 39 % и женщина - президент).

Обладая более высоким уровнем образования (с высшим — в 1,4, а со средним специальным - в 1,9 раза, чем у мужчин), женщ ины ра­ ботают в наименее оплачиваемых отраслях - образование, здравоох­ ранение, культура.

Другой серьезной проблемой является женская безработица.

Доля женщ ин среди безработных составляет 60 %.


Таким образом, следует признать тот факт, что в настоящее вре­ мя в Республике Беларусь существует немало проблем, связанных с реальным обеспечением прав женщин. Их решение не будет проис­ ходить само по себе. Достижению фактического равноправия жен­ щин во всех сферах общественной жизни должны содействовать создаваемые ими различные общественные движения и организа­ ции, проведение широкой информационной работы в СМИ. Это по­ зволит построить демократическое правовое государство, в котором женщины и мужчины будут реально обладать равными правами.

 

П рав а бе ж енце в

Пока в мире существуют войны, преследования, дискриминация и нетерпимость, существуют и беженцы. Это лю ди любой расы и любого вероисповедания. Их можно встретить в лю бом уголке пла­ неты. Вынужденные покидать родные места из-за опасения за свою жизнь и свободу, беженцы бросают все: дом, имущество, семью и родину - ради неясного будущего в чужой стране. Их бедственное положение - одна из величайших трагедий нашего времени, а их судьба связана с проблемой соблюдения прав человека.

Никто не хочет и не стремится стать беженцем. Быть беженцем - это означает жить в изгнании и зависеть от других в обеспечении себя продовольствием, одеждой и жильем. Беженцы - это такие же люди, как и мы, которые не по своей вине стали участниками вели­ чайших потрясений X X века. Беженцами были Альберт Эйнштейн, Зигмунд Фрейд, премьер-министр Испании Фелипе Гонсалес, пре­ зидент Португалии М ариу Соареш, президент Филиппин Корасон Акино, М ихаил Барышников, М арлен Дитрих, Александр Солжени­ цын, Бертольд Брехт, Сунь Ят Сен, Рихард Вагнер, Виктор Гюго, Джузеппе Гарибальди, Владимир Набоков, М арк Ш агал и др.

В 50-х гг. большинство беженцев были европейцами, в которые стали жертвами Второй мировой войны. Сегодня большинство со­ ставляют беженцы из Азии и Африки. Причины массового исхода стали более разнообразными - это и стихийные бедствия, и экологи­ ческие катастрофы, и крайняя нищета.

Проблема беженцев является примером взаимозависимости международного сообщества. Она наглядно показывает, как пробле­ мы одной страны могут непосредственным образом сказываться на других странах. Между проблемой беженцев и вопросом соблюде-


ния прав человека существует прямая взаимосвязь, поскольку нару­ шение прав человека является одной из главных причин как массо­ вого исхода, так и перемещений внутри страны.

Таким образом, беженцы - это лица, которые покинули свои страны из-за опасения стать жертвой преследования по при­ знаку расы, вероисповедания, гражданства, политических убеж­ дений, принадлежности к определенной социальной группе и не имеющие возможности или желания вернуться вследствие та­ ких опасений. Лишенные защиты своих стран, часто оторванные от своих семей и обычного образа жизни, беженцы очень уязвимы пе­ ред насилием, особенно женщины, дети и лю ди престарелого воз­ раста, составляющие 80 % от их общего числа - 22 млн человек.

Убежденность в том, что международное сообщество государств должно обеспечивать защиту прав беженцев берет свое начало со времен деятельности Лиги Наций. Когда в 1919 г. была основана эта международная межправительственная организация - предшествен­ ница ООН, мир переживал последствия Первой мировой войны, ре­ волюции в России и крушения Оттоманской империи, что привело к массовым перемещениям людей в Европе и Малой Азии.

Известный полярный исследователь Фритьоф Нансен верил в то, что Лига Наций предоставляет уникальную возможность для уста­ новления мира в разрушенной войной Европе. В период с 1920 по 1922 г. он предпринял четыре крупные гуманитарные акции, орга­ низовав репатриацию 500 тыс. военнопленных из 26 стран. Затем, в связи с голодом, охватившем Советскую Россию зимой 1921 г., он возглавил помощь 30 млн людей, которым грозила голодная смерть.

Кроме военнопленных, Первая мировая война оставила 1,5 млн беженцев, разбросанных в разных странах. В 1921 г. Лига Наций на­ значила Нансена первым Верховным комиссаром по делам бежен­ цев, и эту роль он выполнял до 1930 г. Одной из серьезных проблем, с которой сталкивались беженцы, являлось отсутствие у них между­ народно признанных удостоверений личности, поэтому он ввел так называемый «паспорт Нансена», давший возможность тысячам лю­ дей вернуться домой или обосноваться в других странах.

В 1922 г. Нансену была присуждена Нобелевская премия мира за его деятельность по защите прав беженцев и перемещенных лиц. Он был одним из величайших гуманистов X X века.


Другим важным этапом в деле защиты прав беженцев явилась международная деятельность ОО Н после Второй мировой войны. Генеральная Ассамблея ОО Н на своей первой сессии, состоявшейся в начале 1946 г., приняла резолюцию, заложившую основу деятель­ ности ОО Н по защите прав беженцев. Она также учредила новый орган - Международную организацию по делам беженцев (МОБ). Ее задачей была защита прав беженцев (около 21 млн), разбросанных по всей Европе в результате Второй мировой войны.

В 1949 г. ОО Н учредила новую структуру по защите прав бежен­ цев - Управление Верховного комиссара ОО Н по делам беженцев (УВКБ ООН). Оно было создано как вспомогательный орган Гене­ ральной Ассамблеи 1 января 1951 г. первоначально на трехлетний период. Однако с тех пор мандат УВК Б периодически продлевается на последующие пятилетние периоды.

Согласно ст. 1 Устава УВКБ, главная задача Верховного комис­ сара состоит в предоставлении международной защиты беженцам и изыскании окончательного решения проблемы беженцев путем оказания содействия правительствам для облегчения добровольной репатриации беженцев или их ассимиляции в новых странах. При этом его функции определены как «совершенно аполитичные» и

«гуманитарные».

УВКБ ОО Н стало одной из главных гуманитарных организаций по оказанию гуманитарной помощи при возникновении крупней­ ших чрезвычайных ситуаций во всем мире за всю послевоенную ис­ торию: в Боснии и Герцеговине, в районе Великих озер в Африке, а недавно в Косово. УВК Б также сыграло значительную роль в добро­ вольной репатриации жителей Тимора в Восточный Тимор в 1999 - 2000 гг. Она дважды - в 1954 и 1981 гг. была удостоена Нобелевской премии мира.

Важным направлением деятельности ОО Н по защите прав беженцев является разработка и принятие международных право­ вых документов по этой проблеме. К наиболее важным из них отно­ сятся: Конвенция о статусе беженцев (1951 г.) и Протокол 1967 г., касающийся статуса беженцев; четвертая Ж еневская конвенция 1949 г. о защите гражданского населения во время войны; Конвен­ ция о статусе апатридов (1954 г.), Конвенция о сокращении безграж- данства (1961 г.), Декларация о территориальном убежище (1967 г.).


24 сентября 1993 г. в рамках СНГ было принято Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам. В 1995 г. в Рес­ публике Беларусь был принят закон «О беженцах», а в 1999 г. - из­ менения и дополнения к нему.

На сегодняшний день более 400 человек (из Афганистана, Гру­ зии, Эфиопии, Азербайджана, Таджикистана - всего из 10 стран) по­ лучили статус беженца в Республике Беларусь. Всего же на террито­ рии Беларуси находится около 13000 потенциальных претендентов на статус беженца (в основном из стран СНГ).

Таким образом, проблема беженцев продолжает оставаться вы­ зовом международному сообществу. В свою очередь оно должно определить наиболее эффективные пути предотвращения новых по­ токов беженцев и полностью решить ее, вступая в новое столетие и тысячелетие, т. к. наличие беженцев означает нарушение многих прав человека.

 

П рав а инвалидо в

Инвалидом является любое лицо, которое не может самостоя­ тельно обеспечить полностью или частично потребности нормаль­ ной личной и социальной жизни в силу недостатка, будь то врожден­ ного или нет, в силу его физических или умственных способностей. По данным ОО Н сегодня в мире инвалиды составляют около 10 % от всего населения, т. е. около 600 млн, поэтому данной проблеме уде­ ляется большое внимание в деятельности международных организа­ ций и, прежде всего, ООН.

Основными международными документами, определяющими статус инвалидов и закрепляющими их права, являются: Декларация о правах умственно отсталых лиц (1971 г.), Декларация о правах ин­ валидов (1975 г.), Защита психически больных лиц и улучшение психиатрической помощи (1991 г.).

В них отмечается, что инвалиды имеют неотъемлемое право на уважение их человеческого достоинства и обладают теми же основ­ ными правами, что и их сограждане за исключением некоторой спе­ цифики пользования правами умственно отсталыми лицами, опре­ деленными статьей 7 Декларации о правах умственно отсталых лиц.

Инвалиды имеют право получать: медицинское лечение для вос­ становления здоровья и положения в обществе, образование, про­ фессиональную подготовку, помощь, консультации, услуги по тру-


доустройству и другие виды обслуживания, которые позволяют им максимально проявить свои возможности и способности и ускорят процесс их социальной интеграции. Они также имеют право полу­ чать и сохранять за собой рабочее место в соответствии со своими возможностями или заниматься полезной, продуктивной и возна­ граждаемой деятельностью, являться членами профсоюзов и т. д.

 

П рав а ребенк а

Проблема защиты прав и законных интересов детей является важнейшей задачей всего человечества. Гуманность и цивилизован­ ность любого общества определяется его отношением к наиболее слабым и уязвимым его членам - детям, старикам, женщинам.

Вначале XX I ст. положение детей во многих странах мира оста­ ется критическим. Сегодня рождается 146 детей в минуту. Одновре­ менно каждые две минуты где-то на планете умирает ребенок от го­ лода, 200 млн ложатся спать голодными, а 600 млн живут в нищете. Это вызвано рядом политических, экономических, социальных, культурных и других причин.

Права ребенка - это составная часть общей системы прав челове­ ка, имеющая свою специфику. Их защита - это обязанность всего общества: международных организаций, государственных органов, политических структур, общественных организаций, каждого гражданина.

В настоящее время защитой прав и законных интересов детей, выявлением и разрешением наиболее трудных проблем в жизни под­ растающего поколения на международном уровне занимается спе­ циализированный детский фонд ОО Н - Ю НИС Е Ф (United Nations Children's Fund - UNICEF). Он был создан Генеральной Ассамблеей ООН в 1946 г. и преследовал одну цель - оказание помощи бедству­ ющ им в послевоенной Европе детям. В 1953 г. Ю НИС Е Ф вошел в систему ОО Н как постоянный элемент с большими, чем прежде, функциями и полномочиями. Главной его целью стала деятельность, способствующая удовлетворению разнообразных потребностей де­ тей. Ю НИС Е Ф возглавляет Исполнительный совет, состоящий из 36 членов. Он определяет основные направления деятельности фон­ да, утверждает программы и бюджет. Штаб-квартира секретариата фонда находится в Нью-Йорке. Кроме того, его представительства имеются в Ж еневе, Сиднее, Токио. Исследовательский центр нахо-


дится во Флоренции, а 280 бюро фонда разместились в 140 странах мира. Недавно офис Ю НИС Е Ф открылся в городе Минске.

Важным результатом деятельности Ю НИС Е Ф по международ­ ной защите детей явилась подготовка и принятие ряда документов. Основными из них являются: Декларация прав ребенка (1959 г.), Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятель­ ствах и в период вооруженных конфликтов (1974 г.), Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благо­ получия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновление на национальном и международном уровнях (1986 г.), Конвенция о правах ребенка (1989 г.).

Высоко оценивая значение всех этих документов, следует под­ черкнуть, что Конвенция о правах ребенка занимает особое место в сфере международного права в области прав человека как наиболее четкое и всеобъемлющее выражение чаяний мирового сообщества в отношении детей.

Конвенция - это всеобъемлющий список обязательств, которые государства готовы признать в отношении ребенка. Она отличается от других документов по защите прав ребенка тем, что, во-первых, вводит понятие «прав участия» и признает значение информирова­ ния самих детей об их правах; во-вторых, она поднимает такие воп­ росы, которые раньше никогда не рассматривались в международ­ ных документах: право детей, пострадавших от жестокости и эксплуатации, на реабилитацию и обязанность правительств прини­ мать шаги для ликвидации традиционной практики, вредящей здо­ ровью детей; в-третьих, она включает принципы и нормы, которые ранее фигурировали лишь в юридически не обязывающих текстах, в частности вопросы, касающиеся усыновления и отправления право­ судия в отношении несовершеннолетних.

Конвенция преследует три основные цели:

1) подтвердить в отношении детей права, которые уже предо­ ставлены людям вообще в рамках других договоров;

2) укрепить некоторые основные права человека с тем, чтобы учесть особые потребности и уязвимость детей;

3) установить нормы в тех областях, которые особенно актуаль­ ны для детей. Конвенция охватывает весь спектр прав человека - гражданские, политические, экономические, социальные и культур­ ные. При этом особое внимание уделяется таким вопросам, как: пра-


во на образование, право на здоровье, правосудие для детей, защита от эксплуатации, защита детей от насилия и др.

Фундамент документа в сфере защиты прав ребенка - четыре важных принципа, которые являются основой для всех прав. К ним относятся: принцип недискриминации (ст. 2); принцип приоритет­ ности прав детей (ст. 3); принцип уважения прав детей на выражение собственных взглядов (ст. 12) и принцип соблюдения прав детей на жизнь, выживание и развитие.

К десятой годовщине принятия Конвенции (ноябрь 1999 г.) ее ратифицировали почти все страны мира (кроме Сомали и СШ А), в том числе и Республика Беларусь (1 октября 1990 г.).

Значение Конвенции заключается в том, что она наметила ориен­ тиры для законодательства, политики и программ в отдельных стра­ нах, а также для международных, национальных, правительствен­ ных    и        неправительственных       организаций и органов в их деятельности, касающейся детей. Ее воздействие на детей можно оценить лишь в той мере, в которой ее буква и дух учитываются пра­ вительствами разных стран. Другими словами, о ее прогрессе можно судить по национальным законам, по наличию и эффективности структур и механизмов, требуемых для их реализации.

Другим важным направлением в деятельности Ю НИС Е Ф явля­ ется проведение исследований, сбор фактов, характеризующих от­ ношение к детям, условия их жизни. Полученная информация отра­ жается в регулярных докладах «Положение детей в мире». Они содержат сведения о социально-экономической, политической, де­ мографической ситуации, о состоянии окружающей среды, уровне бедности, обо всех факторах, влияющих на положение детей в раз­ ных государствах. Здесь же приводятся данные из отчетов о реализа­ ции основных социальных целей, поддержанных практически всеми странами мира. Например, стратегическими целями в 2000 г. были: контроль над основными детскими заболеваниями, сокращение слу­ чаев детского недоедания наполовину, снижение смертности детей в возрасте до пяти лет на одну треть, а материнской смертности - вдвое и др. Таким образом, Ю НИС Е Ф открыто информирует мировую об­ щественность о результатах своей работы, о том, что уже удалось или еще предстоит сделать для того, чтобы защитить будущее планеты.

Аналогичные доклады о положении детей в стране готовятся во многих государствах мира, в т. ч. и в Республике Беларусь. Первый


такой национальный доклад под названием «Дети и женщины Беларуси: сегодня и завтра» был подготовлен по совместной инициа­ тиве Ю НИС Е Ф и правительства Республики Беларусь в 1995 г. В нем достаточно полно были обозначены основные тенденции развития го­ сударственной политики в области защиты и реализации прав детей, дана объективная оценка положения детей в нашем государстве.

В целом положение детей в Беларуси было определено как не совсем благополучное. Подтверждением этому является демографи­ ческая ситуация, характеризующаяся в настоящее время негативны­ ми тенденциями. Это, прежде всего, уменьшение общей численности детей (в 1995 г. - 50 тыс., в 1996 г. - 54,5 тыс., в 1997 г. - 60,2 тыс.) при снижении рождаемости и увеличении общей смертности населения. С 1993 г. в Республике Беларусь общая смертность превышает рождае­ мость, а естественный прирост населения определяется отрицательным числом (в 1995 г. - коэффициент был: -1,1 в расчете на 1000 человек).

Эту отрицательную тенденцию не удается преодолеть, к сожале­ нию, и сегодня. Снижение рождаемости вызвано, главным образом, ухудшением социально-экономического положения семей. В усло­ виях невысокой заработной платы социальные пособия не покрыва­ ют расходы родителей на удовлетворение материальных и духов­ ных потребностей ребенка.

Последние годы характеризуются также возрастающим кризи­ сом семьи - уменьшается количество браков, а количество разводов увеличивается (каждый третий брак распадается). В результате рас­ пада семьи в 1994 г. 53 тыс. детей остались без одного из родителей. В этом же году 13,3 тыс. детей родились вне брака, 147 детей роди­ лись у матерей моложе 16 лет, а 16-летние матери родили 676 детей.

Серьезной проблемой в Беларуси продолжает оставаться соци­ альное сиротство. Около 18 тыс. детей лишены родительской опеки, и почти половина из них воспитывается в государственных интер­ натных учреждениях.

В сложных условиях трансформационного периода Республика Беларусь, ратифицировав Конвенцию о правах ребенка в 1990 г., принимает в 1993 г. закон «О правах ребенка». Он направлен на реа­ лизацию всех прав ребенка, которые зафиксированы в международ­ ном документе, на обеспечение физического, морального и духовно­ го здоровья белорусских детей. Таким образом, в Республике Беларусь имеется хорошая правовая основа для защиты прав детей.


Тем не менее, несмотря на огромную работу, проделанную как международным сообществом в целом, так и многими государства­ ми на национальном уровне, защита и реализация прав ребенка на рубеже столетий представляет сложную проблему. Сложившаяся ситуация обязывает государственные структуры и общественные организации наращивать усилия в сфере защиты прав детей, совер­ шенствовать механизмы их защиты, активизировать работу Нацио­ нальных комиссий по правам ребенка и омбудсменов по правам ре­ бенка (а в тех странах, где их не имеется необходимо ввести институт уполномоченного по правам ребенка).

Защита прав детей является важнейшей задачей человечества. Дети сегодня - это граждане XX I в. и от них будет зависеть реализа­ ция прав человека в будущем.


Глава 7



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 33; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.29.145 (0.056 с.)