Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
П равово е государств о - основ а пра в человек а
Идея правового государства имеет давнюю историю. Она вклю чает те прогрессивные представления о цивилизованном государст ве, несовместимые с произволом и насилием, которые начали фор мироваться еще в античном мире. У истоков правового государства стоит образ богини право судия - Фемиды - с повязкой на глазах, с мечом и весами правосудия в руках, олицетворяющей единение силы, права и внушающей мысль о том, что охраняемый богиней правопорядок обязателен для всех. Древнегреческий философ Платон отмечал: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон владыка над правителями, а они - его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, ка кие могут даровать государствам боги». Идея верховенства закона в деятельности государства, его орга нов, должностных лиц и всех граждан позднее развивалась такими представителями западно-европейской мысли, как Ш.Л. Монтескье, Дж. Локк, И. Кант, Гегель, К. М аркс и др. Философское обоснование этой идеи было дано И. Кантом, рассматривавшем государство как «объединение множества людей, подчиненных правовым нормам». Концепция правового государства связана с утверждением суверен ности народа, гарантированностью его свободы, подчинением госу дарства обществу. Эта мысль была выражена К. М арксом таким об разом: «Свобода состоит в том, чтобы превратить государство из органа стоящего над обществом, в орган, этому обществу всецело подчиненный». Таким образом, государство, деятельность которого подчиняет ся установленному демократическим путем закону, называется правовым. Термин «правовое государство» сформировался и утвердился в немецкой юридической литературе в первой трети X IX в. в трудах К.Т. Велькера, Р. фон М оля и др. В дальнейшем теория правового государства получила развитие и в России, где в числе видных его сторонников были В.И. Чичерин, П.И. Новгородцев, Б.А. Кистяков- ский и др. В Беларуси эту теорию развивали в различные эпохи: Ф. Скорина, С. Будны, М. Литвин, Волан, Л. Сапега, М. Смотриц- кий, А. Олизаровский, И. Стройновский и др. В общем виде правовое государство можно определить как госу дарство, в котором господствует право. Это такое государство, кото рое ограничено в своих в своих действиях правом, защищающим свободу, безопасность и достоинство личности и подчиняющим власть воле суверенного народа.
Правовое государство - это путь к возрождению естественно-ис торических прав и свобод, приоритета гражданина в его отношении с государством, общечеловеческих начал в праве, самоценности че ловека. Понятие «правовое государство» - это фундаментальная об щечеловеческая ценность, такая же, как демократия, гуманизм, пра ва и свободы человека и др. Являясь общественным продуктом, оно не растворяется в обществе, а, как и любое другое государство, по мимо общих признаков, имеет и свои специфические черты: Верховенство закона во всех сферах жизни (государственной, общественной). Это означает, что государство устанавливает в зако- нах общеобязательные правила поведения, которые должны учиты вать объективные потребности общественного развития и быть воп лощением справедливости. Н ез ы блемост ь свободы личности, ее прав, чести и достоин ства. Признание прав и свобод человека, их уважение, соблюдение и защита является важнейшим признаком, первоосновой правового государства. В нем любое ущемление прав человека недопустимо. Более того, оно обязано последовательно и неукоснительно обеспе чить их реализацию и эффективную защиту. Контроль и надзор за соблюдением прав и свобод граждан как внутри страны, так и на международной арене. Для выполнения этих функций правовое государство должно иметь эффективную систему независимых судебных органов, прокурорского надзора, арбитража, государственного контроля и т. п. В заи мн а я ответственность государства и личност и - неотъ емлемый признак правового государства. Как граждане несут ответ ственность перед государством, так и государство, его органы, должностные лица ответственны перед гражданами. П ринци п разделени я власте й предполагает разделение госу дарственной власти на законодательную (парламент), исполнитель ную (правительство) и судебную (суд). Каждая из них действует самостоятельно (но строго в рамках закона) и не вмешивается в по лномочия другой, что позволяет осуществлять их взаимный конт роль и ограничение. Такая система «сдержек и противовесов» исключает концентрацию власти в одном органе (руках) и обеспечи вает эффективную реализацию прав и свобод граждан.
Правовое государство возникает там, где общество имеет давние демократические, правовые, политические традиции, высокий уро вень культуры и правовой в частности. Правовая культура характе ризуется состоянием правосудия, законности и правопорядка. При менительно к личности правовая культура - это знание и понимание права, осознанное исполнение его предписаний. Право является не только критерием дозволенного, но и мерилом свободы индивидов и социальных общностей. Правовое государство предполагает преодоление правового ни гилизма в общественном сознании, а также высокий уровень инди видуальной и общественной нравственности. Право регулирует не все общественные отношения, а только те из них, которые представ ляют собой наибольшую общественную значимость. Ниши, свобод- ные от правового регулирования, занимают другие социальные регуляторы, прежде всего нравственные нормы. Укрепляя нрав ственность, общество укрепляет право, и наоборот. Необходимым условием создания правового государства являет ся солидарность общества. Правовое государство может существо вать и успешно развиваться только там, где свобода и права человека сопряжены с уважением и доверием сограждан к государственным учреждениям и друг к другу. Солидарность, объединение вокруг общепризнанных ценностей - эти неправовые факторы, как и нравственность, оказывают огромное влияние на отношение к пра вам человека, праву, законности. Принципы правового государства невозможно осуществить в условиях нестабильности, социальных противоречий, конфронтации, нравственной деградации, полити ческой борьбы, выходящей за пределы права. Правовое государство требует мощной экономической основы, высоких стандартов жизни, сбалансированных усилий. М ожно быть нищим, но свободным какое-то время, однако чего стоят законы и государство, если не растет материальное благосостояние граждан, если общество едва обеспечивает простое воспроизводство жизни на уровне элементарных биологических потребностей. Построение правового государства предполагает также утверж дение принципа плюрализма мнений и суждений во всех сферах жизни общества; развитие системы самоуправления в центре и на местах; последовательное расширение демократии, прав и свобод человека. Становление правового государства - это поэтапный про цесс, который не имеет конечных границ. В исторических реалиях не было еще идеального правового государства, в котором воплоти лись бы достаточно полно его принципы и цели. Правовое государ ство одновременно является категорией сущего и должного, идеа лом, преобразующим действительность, главным условием воплощения прав и свобод человека в жизнь.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.222.47 (0.006 с.) |