Изучение особенностей работы по познавательному развитию 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изучение особенностей работы по познавательному развитию



 

Уголок природы организован исходя из возрастных особенностей детей младшего дошкольного возраста и руководствуясь Программой воспитания в ДОУ и Санитарными правилами, и нормативами. В связи с тем, что Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 п. 6.11. не допускают размещение в групповых помещениях аквариумов, животных, птиц, то здесь помещаются только растения (комнатные, определенные программным содержанием, а так же: календарь природы и его методическое обеспечение (карточки с изображением времени года, суток, погодных особенностей и т. д.); муляж аквариума (сухой аквариум); игрушки-изображения представителей животного мира; муляжи овощей и фруктов; некоторые материалы и оборудование для экспериментирования (формочки, воронки, лопатки, сита, ёмкости разной формы и проч.); материал для труда (леечки, лопатки, палочки для рыхления, тряпочки, которые пригодятся для ухода за комнатными растениями, метёлочки и совочки – для поддержания чистоты в уголке природы и группе и т. д.); природный и бросовый материал (ракушки, камешки, шишки, жёлуди, каштаны, веточки и проч.); наборы картинок с изображением животных, птиц, насекомых и прочее, альбомы «Времена года»; книжки с иллюстрациями, отдельно иллюстрации, репродукции картин известных художников на тему природы, детские рисунки на которых изображены явления природы, животные и растения и т. д.; выделено место для поделок из природного материала, которые дети изготавливают в совместной деятельности с воспитателями и родителями, и рисунков на тему о природе, дидактические игры природного содержания «Кто что ест?», «Чей домик?», «Чей малыш?» и другие.

Уголок природы органично вписан в интерьер группы, является не только украшением групповой комнаты, но и позволяет детям проводить наблюдения за природой, вовлекая их в экспериментальную деятельность, знания, которые дети приобретаю в этой деятельности, формируют такие качества, как понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому, прививает навыки бережного отношения к природе, заботы о живых существах, вызывая живой интерес к природе, способствуя формированию у детей лучших черт характера, таких, как трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.

Календарь природы:

В календаре природы воспиитатель с детьми учимся отмечать время года, время суток, кроме того регулярно фиксирует погоду и состояние живой природы, когда ведутся наблюдения за ней, например, после прогулки сначала вместе с воспитателем, а затем самостоятельно дети отыскивают картинки с явлениями природы, которые наблюдали на улице (например, дождь или солнце, ветер и снег и т. д.) и отмечают их на календаре природы. А так же вместе дети одевают куклу, так же как сами были одеты на прогулке и "выпускают" ее погулять.

растения уголка природы При подборе растений уголка природы были учтены особенности восприятия детьми предметов (малыши выделяют яркие признаки и свойства, а также образовательные задачи. Так как малыши должны научиться узнавать и называть 2 - 3 растения и их основные части (стебель, лист, цветок, то в нашем уголке поселились комнатные растения с ярко-выраженным стеблем и листьями, такие как:

фикус,

щучий хвост.

А так же обильно и длительно цветущие растения:

герань обыкновенная,

вечноцветущая бегония,

бальзамин,

азалия,

китайский розан и др.

Предметные игры — это игры с использованием различных предметов природы (листья, семена, цветы, фрукты, овощи). В качестве примера таких игр я приведу «С какой ветки детки»,«Путаница», «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус» и т. д. На них дети учились определять оттенки цветов, листьев, овощей и фруктов, выделять отдельные части растений, группировать растения по принадлежности, по месту произрастания и другим признакам.

Настолъно-печатные игры — это игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки («Зоологическое лото», «Ботани­ческое лото», «Четыре времени года», «Малыши». «Растения», «Подбери листок» и т.д.).

Словесные игры - «Кто летает, бегает и прыгает?», «Что это за птица?», «Когда это бывает?», «В воде, в воздухе, на земле», «Нужно — не нужно»

Творческие игры природоведческого содержания.

Создание условий для регулярного ухода за объектами уголка природы и общения с ними, воспитания чувства ответственности, желания и умения сохранить окружающий мир природы.

Функциональный модуль «Зимний сад» – это искусственный пейзаж, воссозданный в рамках внутреннего пространства ДОО. Внутреннее пространство зимнего сада можно условно разделить на три функциональные зоны: декоративную, рекреационную и коммуникативную. Декоративная зона предназначена для выращивания растений и создания пейзажных композиций. Здесь же располагается мини-водоем и аквариум, а также декоративные элементы, призванные имитировать садово-парковый дизайн: камни, декоративные фонарики, малые архитектурные формы и т.п. В рекреационной зоне можно спокойно отдохнуть. Для создания полной иллюзии нахождения на природе можно разместить здесь именно садовую деревянную или пластиковую мебель. Коммуникативная зона – это свободные проходы, предназначенные для перемещения по зимнему саду. Зоны никак не огорожены друг от друга и составляют единый ансамбль.

Назначение «Зимнего сада»:

Расширение знаний детей о природе, возникновение интереса к ее познанию, стремление узнать новое, развитие любознательность, мышления, внимания, наблюдательности.

Формирование видения красоты природы, развитие творческого воображения;

Формирование нравственных качеств и эмоционально-позитивного отношения к природе;

Приобретение трудовых навыков по уходу за обитателями уголка природы и таких качеств, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, инициативность;

 Оздоровление микроклимата помещения, увлажнение воздуха, очищение и обогащение его кислородом.

Оснащенность зимнего сада

  1. Экзотические растения и растения по программе разных возрастных

Групп.

  1. Художественно - эстетическое оформление:

·  информационный уголок «Зимний сад»

· уголок природы

· уголок «Мы дежурим»

· панно 2 шт.

  1. Демонстрационный материал:

· набор открыток «Полевые цветы»

· набор картинок:

· Фрукты

· Овощи

· Ягоды

· Деревья

· Домашние животные

· Дикие животные

· Птицы

· Грибы

· Растения

  1. Макеты:

· Аквариум (сухой)

  1. Уголок экспериментирования.
  2. Оборудование для ухода за растениями:

· варежки для протирания растений

· фартуки, клеенки

· лейки

· набор инструментов для ухода за комнатными растениями

· ведра

· тряпочки, салфетки

 


Анализ разнообразных форм работы по формированию у детей элементарных математических представлений (занятия, дидактические игры, математические развлечения, индивидуальная работа)

Дата 13.04.2020 года

Форма организации детей НОД

Цель (математическое содержание и методическая цель работы) Проанализировать формы работы воспитателя по ФЭМП

Ход работы:наблюдение за занятиями

Реализация проблемно-поискового метода обучения математике

Системный анализ - научный метод познания, представляющий собой последовательность действий по установлению структурных связей между переменными или элементами исследуемой системы (метод «мозговой атаки» – поиск новых идей, их широкое обсуждение и конструктивная критика.

Д/игра «Четвертый - лишний»

Цель: закрепление знаний о временах года, их приметах, развитие логики.

Материал: 4 круглые карточки, символизирующие времена года, 16 квадратных карточек, изображающих приметы времен года.

Содержание: детям предлагается рассмотреть символические картинки времен года, определить их название и очередность. Затем педагог расставляет напротив карточки с изображением примет и явлений каждого времени года.

Детям предлагается найти лишнюю картинку в каждом ряду и объяснить свой выбор.

Игры с фигурами Дьенеша разнообразны и не ограничиваются вариантами. Следует заметить, что в наборе нет ни одной точно такой же фигуры. Логические блоки Дьенеша – это своего рода уникальный конструктор для развития аналитический способностей у детей с помощью разнообразных интересных развивающих игр. С помощью данных игр дети тренируют память, внимание и восприятие, учатся анализировать информацию.

Геометрические фигуры в наборе различаются по следующим свойствам:

- Форме. Объемные геометрические фигуры в форме круга, квадрата, треугольника и прямоугольника.

- Цвету. Данные фигуры раскрашены в три основных цвета – красный, желтый и синий.

- Размеру. Большие и маленькие.

- Толщине. Толстые и тонкие.

Следовательно, каждая геометрическая фигура в наборе характеризуется по четырем признакам: форме, цвету, размеру и толщине. Часто дети самостоятельно придумывают игровые задания. Например, «составление цепочки» по правилам: чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур или одинакового размера и т. д.

Д/игра «Цепочка или паровозик».

Варианты игр.

- чередуя детали по определенному признаку.

Например,

-по цвету: синяя, желтая, синяя, желтая…

- по размеру: маленькая, большая, маленькая, большая…

- по форме: квадрат, круг, квадрат, круг…

Метод сравнительного анализа

Сравнительный анализ – метод анализа объектов, при котором производится сравнение нового состояния объекта со старым. («Что изменилось», «Найди отличия»)

Д/игры «Подумай и ответь».

Цель: упражнение детей в определении старшинства людей относительно друг друга; развитие чувства уважения к пожилым людям. Развитие логического мышления.

Материал: картинки людей разного пола и возраста.

Содержание: воспитатель выставляет в ряд 6 картинок с изображением людей и просит детей расставить их от самого младшего до самого старшего правильно.

Игра «Круги Эйлера» или «Игры с обручами» предшествует формированию одного из важнейших общеобразовательных умений – умение классифицировать объект и развивает логическое мышление дошкольников. Дети учатся классифицировать предметы по 2 и 3 свойствам (цвет, величина, форма, размещать их в 4 и 8 областях, полученных от пересечения 2-х и 3-х кругов.

Метод моделирования и конструирования.

Моделирование и конструирование — это одно из средств познания действительности.

Д/игры «Собирай – ка»

Цель: закрепление названий и очередности дней недели, закрепление порядкового числа и цифры, обозначающих дни недели; развитие зрительного восприятия целого.

Материал: карточки (7 штук, разделенные на три части (число – цифра – название дня недели) по типу пазлов.

(СЛАЙД 9) «Палочки Кюизенера» — комплект разноцветных палочек разного размера, с помощью которых у детей развиваются представления о числе, основы счета, умение измерять предметы. дошкольники быстрее запоминают состав чисел, понимают сущность арифметических действий.

В игре «Палочки Кюизенера» дети знакомятся с комплектом палочек, закрепляют количественный и порядковый счет, образование чисел в пределах 10, учатся сравнивать (6 <7, 7 > 6). В подготовительной к школе группе дети учатся складывать и вычитать (5+3=8,

9-5=4, выполнять диктанты, составлять изображения и геометрические фигуры.

Метод вопросов.

Кроссворды, ребусы.

Задания: «Что бывает круглое в природе?» (солнце, луна, апельсин, яблоко, арбуз, помидор ….).

«Что бывает желтое в природе?»

(одуванчик, лимон, груша, осенние листья, кувшинки, цыпленок ….).

«Когда это бывает?» (зима, лето, весна, осень)

Решение логических задач.

Развитию логического мышления, сообразительности способствуют логические задачи, упражнения, головоломки. Например: Какая фигура лишняя? Почему? Чем отличается одна картинка от другой? Какой фигуры не хватает? И задачи, например: Незнайка, Буратино и Винни-Пух собрались на прогулку и взяли с собой в дорогу банан, помидор, апельсин. Что взяли каждый из них? Если Незнайка взял не круглое, а Винни-Пух – не красное?

Из всего многообразия головоломок дети отдают предпочтение головоломкам с палочками. Их называют задачами на смекалку геометрического характера, т. е. дети составляют фигуры из определенного количества палочек, изменяют её, убрав определённое количество палочек или их перекладывают.

В фигуре, состоящей из 5 квадратов, убрать 4 палочки, оставив один прямоугольник.

Метод экспериментирования и опытов.

Экспериментирование деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установленных закономерностях.

При этом «превращения», которые ребенок выполняет с предметами, носят творческий характер, вызывают интерес к исследованию, развивают умственные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность.

С целью развития у детей старшего дошкольного возраста умений выполнять элементарные логические операции детям предлагают задания, как с наглядностью, так и без нее, на разных занятиях, в процессе игровой деятельности. Ниже представим несколько из заданий.

1. Определение размера: выбери все предметы такого же размера, как этот мяч; найди стол такой длины, как лента; выбери все предметы, что тяжелее, чем кубик и тому подобное.

2. Соотношение части и целого: детям предлагается назвать часть от целого, которое будет меньше по размеру, например, стол ножка, двери замок, окно форточка, картина рамка, машина колесо, сумка ремень, сапоги шнурки, телевизор антенна и тому подобное.

3. Построение пар из картинок: выбери предметы для маленького и большого попугая, выбери кровать для куклы по размеру. На этом этапе можно использовать и карточки для индивидуальной работы с детьми. Для выполнения заданий дети чаще выполняют мысленное экспериментирование, поскольку в таких вариантах им не предлагали материалы для проведения практических действий.

Для установления различных свойств величины проводится экспериментирование:

1) На разном расстоянии от ребенка находятся два предмета, тот, что ближе, кажется больше по размеру. Дети пробуют сравнить предметы сначала на глаз, а потом с помощью измерения (условная мерка).

2) Сравнения части и целого. Детей подводят к пониманию того, что часть всегда меньше, чем целое. Дошкольникам предлагаются такие задания: что легче, торт или его кусочек? что тоньше, лента или ее кусочек? что больше, лист, или его часть? и тому подобное.

Цель формировать у детей умения выполнять измерения разных предметов, экспериментировать с жидкими и сыпучими веществами, усвоение детьми закона сохранения количества предмета не в зависимости от его расположения и формы (работа с предметами, разными веществами, карточками).

Эксперимент во всех случаях проводится одинаково. Детям показывают объекты, и спрашивают, одинаковы ли эти объекты (например, одинаковый ли уровень воды в обоих сосудах) Дети отвечают: «Одинаковый». Затем на глазах испытуемого изменяют форму одного из предметов: воду из одного сосуда переливают в сосуд другой формы.

После этого ребенка опять спрашивают: «одинаково ли воды в двух сосудах? Как это можно проверить?». После этого дети выполняют действие наоборот, опять переливают воду в тот же сосуд и делают вывод: с изменением формы количество жидкости не меняется.

Все задания условно можно распределить по разным параметрам величины.

1. Задание на определение размера, высоты, ширины, длины предметов.

2. Задание на определение массы.

3. Задание на определение объема сыпучих и жидких предметов.

4. Задание на ориентирование в пространстве.

5. Задание на ориентирование во времени.

 

Эффективность работы Математические игры интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе и задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объяснением значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявить умственное напряжение, сосредтачивать внимание на проблеме.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.184 (0.057 с.)