Дидактика выполняет следующие функции: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дидактика выполняет следующие функции:



1) обучающая – передача системы ЗУНов на каждом возрастном этапе развития личности;

2) развивающая – формирование и развитие психических качеств личности, их изменение;

3) воспитательная – связь между знаниями и отношениями к окружающему миру, к себе и другим людям.

Движущими силами обучения являются противоречия – столкнувшиеся в конфликте противоположные мнения:

а) противоречия между интересом учащихся и учебным предметом;

б) противоречие между преподаванием и учением;

в) противоречие между уровнем прежних знаний и новыми знаниями;

противоречия между требуемым и достигнутым уровнем отношений учащихся к учению, т.е. мотивом учения и практически усвоенных знаний.

Особенности дидактики высшей школы (Розов, Практическая педагогика высшей школы, стр.19):

· Здесь принцип профессиональной направленности обучения явл-ся стержнеобразующим.

· Принцип дифференциации обучения также специфичен: проф интересы и цели студентов очерчиваются теперь гораздо более четко.

· Специфический процесс педагогического взаимодействия: более мотивированный студент и гораздо более квалифицированный в научной области, соответствующей преподаваемому предмету, преподаватель. Сказывается отсутствие «систематических» форм подготовки преподавателя вуза; год от года обостряется проблема доведения уровня знаний выпускников средних учебных заведений до минимально необходимого для обучения в конкретном вузе.

· Объем вузовского учебного материала, а, соответственно, усилия, необходимые для его качественного преподавания и усвоения, таковы, что требуются принципиально иные методы и формы работы

Более конкретные формулировки принципов и критериев, отражающие специфику вузовского обучения:

  1. Принцип научности содержания предполагает формирование более «объемного» и адекватного (по сравнению со средним образованием) представления студентов об окружающем мире, что может быть достигнуто посредством более глубокого и потому более полного отражения в содержании основ современного научного знания, интеграции естественнонаучного и гуманитарного знания, а также синтеза науки и культуры.
  2. Целью вузовского обучения является не столько «наполнение» студента определенным объемом информации, сколько формирование у него познавательных стратегий самообучения как основы и неотъемлемой части будущей профессиональной и социальной деятельности.
  3. Преподаватель стремится способствовать осознанию студентами того факта, что их учеба есть ряд последовательных этапов профессионального самоопределения. Важным средством достижения этой цели является увеличение доли самостоятельной работы студентов по мере движения от младшей к старшей ступени обучения.
  4. Подготовка специалистов с дипломом о высшем профессиональном образовании предполагает сочетание профессиональной мобильности и узконаправленной подготовки в той или иной конкретной области знания или практической деятельности.

10. Что представляет собой метод обучения? Какие виды методов обучения используются в университете?

Метод – путь, способ достижения цели. Метод обучения – путь, способ взаимодействия

педагога и ученика, результатом которого является появление:

-знаний, умений, навыков;

- способов мышления и деятельности;

-компетенций.

ВИДЫ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

По источнику знаний:

-словесные;

-наглядные,

-практические.

По характеру учебно-познавательной деятельности учащегося:

-объяснительно-иллюстративный;

-репродуктивный;

-метод проблемного изложения;

-частично поисковый (эвристический);

-исследовательский.

При эвристическом методе обучения учитель организует поиск новых знаний с помощью:

1) подведения учащихся к постановке задачи;

2) расчленения задачи на шаги;

3) привлечения учащихся к участию в эвристической беседе;

4) направления учащихся на овладение приемами поисковых действий.

При исследовательском методе учитель вместе с учащимися формирует задачу, в ходе которой ученики овладевают методами научного познания. При этом используются приемы:

1) постановка совместно с учащимися исследовательских задач;

2) организация исследовательской деятельности учащихся;

3) направление учащихся на нахождение способов и приемов решения задач.

При объяснительно-иллюстрированном методе учитель передает учащимся информацию в «готовом» виде, используя различные средства обучения:

1) объяснение;

2) сообщение;

3) рассказ.

При проблемном методе учитель создает и разрешает совместно с учащимися сложные ситуации. В данном случае необходимо использовать следующую методику:

1) вычленить из учебного материала вопросы, которые могут стать предметом проблемной ситуации;

2) подготовить противоречие;

3) поставить себя на место учеников для оценки создавшейся ситуации;

4) определить пути решения проблемной ситуации.

При репродуктивном методе учитель добивается от учащихся запоминания и последующего воспроизведения учебного материала, используя следующие методы:

1) опрос по ранее изученному материалу;

2) различные виды упражнений и показ алгоритмов их решения;

3) многократное воспроизведение пройденного материала учащимися;

4) выполнение упражнений учащимися.

 11. Что такое форма обучения? В чем отличие формы и метода обучения?

Формы бывают:

· Индивидуальная (не предполагается непосредственное взаимодействие с другими учениками)

· Групповая (взаимодействие с группами, у каждой свое задание)

· Фронтальная (1 педагог взаимодействует со всеми, работающими над одной задачей)

Очная/заочная/очно-заочная и тд

Самообучение – рефлексивная позиция; групповая–мб работа в группе, а мб- фронтальная

Форма организации обучения - внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляется в установленном порядке и в определенном режиме.

Понятие формы связано со структурой, она организует, структурирует; оформить значит придать вид, определить тип, структуру, сконструировать. Форма – относительно постоянная на определенном промежутке времени структура обучения, то, в чем протекает процесс обучения. А метод – это указание на путь, способ, на изменения во времени. В одной и той же форме могут использоваться разные методы. Например, в форме лекции – и объяснительно-иллюстративный, и проблемный метод обучения. 

Также выделяют формы: лекция, семинар, урок; аудиторные и внеаудиторные; индивидуальные и групповые, кол-во видов зависит от кол-ва признаков.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.222.12 (0.007 с.)