Тема 2.1. Понятия и приемы макетирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2.1. Понятия и приемы макетирования



Практическое занятие 10. Перевод плоскости в барельеф, горельеф и объем.

Цель работы: перевести плоскость в барельеф посредством членения и сгиба; перевести плоскость в горельеф посредством членения, надреза, разреза и сгиба; перевести плоскость в объем посредством надрезов и скруток без врезки и склеивания.

В результате выполнения работы студент должен уметь:

- выполнять геометрическое членение плоскости;

- выполнять произвольное членение плоскости;

- выполнять перевод плоскости в барельеф, горельеф, объем.

Необходимые знания:

- определение и свойства комбинаторики,

- определение и виды рельефа,

- приемы макетирования,

- особенности метрических и ритмических рядов,

- особенности крупного и мелкого членения.

Теоретическое обоснование

Рельеф – способ организации фронтальной композиции, при котором часть изображения выступает из плоскости, но обзор все равно остается фронтальным.

Макет — это одно из средств выражения мысли, способ передачи информации. Макет обладает наглядностью, поэтому процесс макетирования облегчает объемно-пространствен­ное представление учащегося.

Он помогает выявить общие композиционные закономерности, уточняет пропорции, соотношения членений их сомасштабность, по­могает найти противоречия в объемно-пространственном решении композиции и определить пути их устранения. Поэтому процесс ма­кетирования способствует развитию творческого мышления и техни­ческой интуиции учащегося, развивает его объёмно-пространствен­ное представление, способствует интеллектуальному развитию лич­ности.

Картон и бумага удобны и легки в ручной обработке. Кроме того, они обладают достаточной жесткостью и пластичностью, что практически дает возможность воплотить в той или иной форме все творческие идеи автора. Однако ру­лонный «Ватман» при скручивании не представляет собой ровной гладкой поверхности, пригодной к использованию. То же относится и к свернутой в рулон форматированной бумаге. Чтобы поверхность бумаги стала ровной ее необходимо натянуть на подрамник или дос­ку. Подрамник — это деревянная обрешетка, выполненная из реек, на которую набивается фанера. Для того чтобы натянуть бумагу на подрамник, лист с длинами сторон на 2—3 см выступающими за длины сторон подрамника, мочат в холодной воде с двух сторон в течение 1—2 минут. Затем, слегка встряхнув, кладут на лежа­щий в горизонтальном положении подрамник или доску и разглажи­вают, разгоняя воду к углам. Затем осторожно наклеивают, промазав подрамник или доску по торцам клеем, внимательно следя за тем, чтобы клей не попал на плоскость доски. Для наклейки бумаги можно использовать клей ПВА или клейстер. Не натягивая лист, без лишних усилий, аккуратно (изнутри к краям) расправить углы и, свернув припуски «конвертом», обжать лист по краям и зак­репить кнопками каждую сторону. Сушить доску надо в горизон­тальном положении. При высыхании бумага сама натянется, и поверхность будет ровной. Толь­ко после того, как бумага высохнет, на ней можно начать работать: чертить развер­тки и выполнять другие необходимые операции.

Чтобы сделать любую криволинейную поверхность, нужно пропу­стить бумагу через вал или какой-нибудь цилиндрический предмет, например, карандаш или ручку (рис.23).

Рис.23. Скрутка тонкого листа

Другой часто применяемый способ — способ закругления листа бумаги, используемый, если нуж­но сделать цилиндр, конус или другое тело вращения. Для этого дос­таточно развертку данных тел разделить вертикальными линиями на равные полосы шириной по 3—5 мм и макетным ножом надрезать лист со стороны сгиба на одну треть толщины листа, внимательно следя, чтобы не прорезать его до конца (рис.24).

Рис.24. Скрутка плотного листа

Надрезы во всех видах разверток выполняются макетным ножом по металлической линейке. Если лист тонок, то можно пользоваться неострым, узким предметом, например, внешней стороной конца ножниц. Таким обра­зом можно производить надсечки ребер в развертках деталей макета, вычерченных на натянутом подрамнике, где существует опасность разрыва листа бумаги от сильного надреза. Этот способ придает ма­кету дополнительную жесткость и позволяет достичь значительной прочности.

Если вам необходимо создать структуру или жесткий простран­ственный каркас в макете, а также в случаях полых геометрических форм можно использовать П-образные или Г-образные в сечении элемен­ты, т.к. они обладают геометрически предельной жесткостью.

Для того, чтобы ребра, грани сгибов бумаги или картона были чет­кими без заломов и искривлений, по линиям будущего сгиба необхо­димо сделать надрезы с той стороны, где будет образовано внешнее ребро, аналогично тому, как было описано выше (рис.25).

Рис.25. Сгиб по лицевому надрезу

После того, как проведены все указанные операции, то есть бума­га и картон приготовлены к работе, детали и развертки качественно вычерчены и вырезаны, сделаны нужные надсечки и надрезы, остает­ся приступить к сборке и склеиванию.

Самый лучший способ склейки — это склейка встык (на ребро), но для этого нужен достаточный опыт работы с макетами. Су­ществует более простой вариант склейки — приклеивание одной фор­мы к другой при помощи отворотов краев бумаги. Отвороты также надрезаются в сторону загиба. Этот метод приклеивания наиболее эф­фективен и необходим при изготовлении достаточно крупных цилин­дрических объемов, где требуется иметь закрытыми все поверхности. В этом случае надо очень тщательно по окружности сделать надсечки отворачиваемых треугольничков, чтобы предельно сохранить кривизну круга и избежать образования щелей между кругом и прямоу­гольной частью развертки цилиндра (рис.26).

Рис.26. Детали цилиндра

Частный случай ритма - метр, то есть геометрически правильный ритм. Метр организует чередование равных по величине элементов через равные промежутки и представляет простейший способ пропорционирования (деления на равные части). Метр создает впечатление упорядоченности и уравновешенности.

Релье́ф — вид изобразительного искусства, один из основных видов скульптуры, в котором всё изображаемое создаётся с помощью объёмов, выступающих над плоскостью фона. Выполняется с применением сокращений в перспективе, обыкновенно рассматривается фронтально. Рельеф таким образом противоположен круглой скульптуре. Фигурное или орнаментальное изображение выполняется на плоскости из камня, глины, металла, дерева с помощью лепки, резьбы и чеканки.


 

Виды рельефа:

- Барелье́ф (фр. bas-relief — низкий рельеф) — вид скульптуры, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона, как правило, не более чем на половину объёма.

- Горелье́ф (фр. haut-relief — высокий рельеф) — вид скульптуры, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину объема. Некоторые элементы могут быть совсем отделены от плоскости. Наиболее известный пример горельефа — Пергамский алтарь. Горельефы часто используют для украшения архитектурных сооружений и декоративных изделий. Они позволяют отобразить многофигурные сцены, пейзажи.

- Контррельеф (от лат. contra — против и «рельеф») — вид углублённого рельефа, представляющий собой «негатив» барельефа. Применяется в печатях и в формах (матрицах) для создания барельефных изображений и инталий.

- Койланаглиф (или en ccreux (анкрё)) — вид углублённого рельефа, т.е. вырезанный на плоскости контур. В основном, применялся в архитектуре Древнего Египта, а также в древневосточной и античной глиптике.

Ритм - закономерное чередование и повторение соизмеримых и чувственно ощутимых элементов, буквально означает «такт, мерность» (от греческого «рафмос»). Важнейшие признаки ритма — это повторяемость явлений, элементов или форм, закономерность их чередования. Если ритм — это обязательно изменение, можно сказать, движение, то повторение без изменения — метр.

Метричность — это равномерность в движении типа меха­нического. Если развитие ритма в композиции имеет пределы, то метрическая композиция может повторяться бесконечно. Для метрических композиций характерна статика. В отличие от метра ритм придает композиции динамизм и по­рождает движение с более сложной характеристикой два типа ритма: активно-динамический и пассивно-динамический. К первому относятся звуковые (музыкальные), танцевальные, световые и другие ритмы, то есть ритмы, которые появляются и исчезают в определенных временных рамках. Ко второму (пассивному) типу относятся ритмы в архитектуре, живописи, скульптуре, графике, где пластические формы находятся постоянно, и ощущение ритма возникает из соотношения реально существующих элементов. Воздействие на зрителя активно-динамического ритма во многом зависит от продолжительности его восприятия. В пассивно-динамическом ритме главным становится характер каждого элемента, его пространственное положение, выразительность композиционных фраз.

Ритм бывает простым, когда меняется какая-то одна закономерность (форма, цвет, фактура или расстояние между элементами), и сложным, когда изменения происходят сразу по нескольким параметрам. Например, меняется конфигурация формы и происходит насыщение по цвету, или изменяется расстояние междy элементами и одновременно уменьшается форма, которая также изменяет свою фактурную характеристику. Вполне возможно использова­ние в композициях сочетания ме­тра и ритма.

Поверхности и типы пластической разработки плоскостных композиций крайне разнообразны. Среди них можно выделить типы чле­нений в виде выступающих и западающих борозд, различных очерта­ний, рельефов, профилей, орнаментов и плоскостей (рис.27).

 

а)        

Рис.27. Варианты рельефов

 

Еще одним способом является такое формообразо­вание, при котором используются все способы трансформации бумаж­ного листа за счет последовательного сгибания составляющих элемен­тов и преобразования их в объем без использования клея. Во всех слу­чаях трансформации плоскости общий вынос полученной фигуры равен сумме промежуточных выносов.

Трансформируемые плоскости как прием композиционного моде­лирования могут использоваться в декоративно-прикладном искусстве, архитектуре и дизайне, например, при оформлении выставок и витрин, как пластический прием проработки стен, книжной графике и т.д.

При классификации всех видов трансформируемых плоскостей можно выделить три типа моделей.

К первому типу относятся различные виды спиралей — прямолиней­ные и криволинейные. Наиболее простыми в изготов­лении являются прямоугольные спирали, а из криво­линейных спиралей — ионическая спираль «волюта», обла­дающая более интересными композиционными возможностями. В архи­тектуре такая спираль известна давно, т.к. является деталью капителей колонн ионического ордера. Поскольку в основе спирали лежит пружина, то спираль можно вытянуть и, меняя способы ее закрепления, получить различные варианты композиционного решения. Начало и конец готовой спирали врезается в подмакетник, при определенном композиционном реше­нии отдельные завитки также могут быть врезаны друг в друга. Этот вариант трансформируемых плоскостей наиболее часто и эффектив­но используется в сочетании с другими объемно-пространственными формами, образуя более сложное композиционное решение (рис.28).

Рис.28. Ионическая спираль

К другому виду трансформируемых плоскостей относится вариант с выдвинутыми элементами поверхности. Выдвижка образуется при складывании листа под прямым углом. В стандартных вариантах таких композиций все вертикальные линии прорезаются, а горизонтальные надрезаются с лицевой или изнаночной стороны (рис.29).

Рис.29. Выдвижка

 

Интересным является вариант использования для создания композиции одной плоскости, которая, изгибаясь, заворачиваясь, и сама в себя врезаясь, может сложиться в интересный объем. Для создания более сложной объемной формы возможно сочетание нескольких перекрученных поверхностей, одна из которых может стать главной. Образующие композицию плоскости могут формироваться вокруг небольшого внутреннего пространства (рис.30).

 

Рис.30. Сочетание перекрученных поверхностей

 

Можно взять плоскость в виде правильного или неправильного многоугольника, круга или эллипса, в которой в ритмической закономерности, через равные интервалы, прочертить все уменьшающиеся к центру подобные фигу­ры. Затем плоскость разрезать по этим линиям, и полученные рамки «раз­вернуть» в трехмерном пространстве.

Объединение линейных и плоскостных элементов — еще один ва­риант решения объемной формы (см. напр., башню Татлина «Памятник третьего Интернационала»).

Пространственное построение такой конструкции может представлять собой и врезанные друг в друга или линейные элементы плоскости различной кон­фигурации. Часто линейные элементы в композициях этого вида мо­гут быть использованы как конструктивный каркас. В этом случае бы­вает выгодно использование цвета. Разработка макета с помощью цвета может не только подчеркнуть замысел автора, но и повлиять на всю структуру композиционного решения в целом, например, беря разную интенсивность, глубину и плотность в пределах одного цвета или ис­пользуя контрастные и различные по насыщенности цвета.

Объём — количественная характеристика пространства, занимаемого телом или веществом. Объём тела определяется его формой и линейными размерами.

Можно разделить объемные тела на четыре группы:

1)  тела, образованные плоскостями, имеющими перпендикулярные
ребра (кубы, прямые призмы);

2)  тела, образованные наклонными плоскостями (пирамиды, на­клонные призмы и др.);

3)  тела вращения и формы, образованные криволинейными поверхностями (сфера, конус, цилиндр и др.);

4)  сложные стереометрические фигуры, имеющие прямолинейные
и криволинейные поверхности.

Задание на практическую работу

1) Разработать эскиз пластического решения поверхности по типу метрического рельефа.

2) Выполнить предварительные упражнения на метрическое членение (Н.Стасюк, Б.Гагарин, Н.Калмыкова, И.Максимова). 

3) Выполнить низкий рельеф с метрическим членением поверхности прямолинейного и криволинейного рисунка в соответствии с эскизом (Н.Стасюк) (рис.31-32).

4) Выполнить простые упражнения на ритм в технике углового формообразования (рис.33).

5) Выполнить фронтальную архитектурную композицию по образцу (Н.Стасюк, Н.Калмыкова, И.Максимова) (рис.34).

6) Выполнить эскиз фасада здания. Выполнить на основе эскиза фронтальную композицию (прорези вертикальные, сгибы горизонтальные) (рис.35).

7) Выполнить творческое задание в малых группах на создание серии архитектурных сооружений, (с последующим оформлением экспозиции) с учетом регионального компонента (Н.Стасюк).

8) Выполнить упражнение на перевод плоскости целого листа в объемную форму посредством надрезов и скруток без врезки и склеивания, в т.ч. на стержневой основе (И. Альберс, Н.Калмыкова, И.Максимова и пр.).

9) Выполнить упражнение на перевод плоскости целого листа в объемную форму посредством разрезов и сгибов.

10) Выполнить объемную форму по авторскому эскизу на контраст, нюанс, тождество; на ритм/метр, статику/динамику (рис.36).

Критерии оценивания:

- аккуратность,

- логика членения (чередование «гора»/»долина»),

- эстетика, пропорциональность элементов.

Пример выполнения задания

Рис.31. Прямолинейный и криволинейный рельефы

Рис.32. Шаблон прямолинейного рельефа

Рис.33. Упражнения на ритм

 

Рис.34. Простой архитектурный элемент

Рис.35. Архитектурная композиция

Рис.36. Авторская конструкция



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 530; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.193.207 (0.049 с.)