Практическое занятие 2. Стилизация и трансформация объектов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практическое занятие 2. Стилизация и трансформация объектов



Цель работы: стилизовать объекты натурных зарисовок, трансформировать объекты в соответствии с замыслом.

В результате выполнения работы студент должен уметь:

- выполнять натурные зарисовки объектов,

- стилизовать и трансформировать объекты при помощи точек, линий, штрихов разных характеристик с введением фактуры и цвета.

Необходимые знания:

- определение методов композиции,

- определение и приемы стилизации,

- определение и приемы трансформации,

Теоретическое обоснование

Характеристики точки: нажим, количество, расположение в формате.

Характеристики линии: нажим, количество и длина, расположение в формате.

Характеристики штриха: нажим, количество и длина, расположение в формате, направление.

Стилизация - это один из преобразующих методов формообразования; метод визуальной организации об­разного выражения, при котором выявляются наиболее характерные черты предмета и отбрасываются ненужные детали (колючий ежик, умная сова). Стилизуют по собственному существующему принципу (колючий ежик) и по привнесенному свойству (умная сова).

Трансформация - это изменение формы предмета, то есть трансформирование ее в необходимую сторону: округление, вытя­гивание, увеличение или уменьшение в размере отдельных частей, подчеркивание угловатости и т. д.

Обычно в работе над формой стилизацию и трансформацию применяют одновременно. Один метод дополняет другой и разви­вает основную пластическую тему (идею).

Стилизацией также называется намеренная имитация художественного стиля, характерного для какого-либо автора, жанра, течения, для искусства и культуры определенной социальной среды, народности, эпохи. Нередко связана с переосмыслением художественного содержания, составляющего основу имитируемого стиля. Также стилизация - это обобщение изображаемых фигур и предметов с помощью условных приемов, которое применяется в изобразительных искусствах и, преимущественно, в декоративном искусстве, дизайне; стилизация особенно характерна для орнамента, где она превращает объект изображения в мотив узора.

Стилизация по преимуществу подчеркивает существенные для данной идеи реально существующие характеристики объекта, опуская второстепенные черты. Трансформация вводит несуществующие характеристики в соответствии с выбранной идеей.

Приемы стилизации и трансформации: обобщение формы, выделение элемента, декоративное заполнение, изменение оси, повтор.

Фактура – характер поверхности предмета, определяющийся свойствами материала, из которого он состоит, и способом его обработки.

Текстура – характер поверхности материала, определяющийся его строением, структурными свойствами материала, способом изготовления.

Графическая имитация фактуры/текстуры – имитация фактуры/текстуры при помощи графических средств (точки, линии, штриха, пр.).

Живописная имитация – имитация при помощи красок.

Пластическая имитация – механические манипуляции с поверхностью бумаги.

Способы пластической имитации фактуры: перфорация, сжатие, скобление, введение органических/неорганических элементов, тиснение.

Родственные цвета – все промежуточные цвета любого сектора цветового круга, включая один из главных цветов (и его теневой ряд), эти секторы образующих.

Родственно-контрастные цвета – цвета смежных секторов.

Родственно-контрастные гармонии – сочетания родственно-контрастных цветов. Простые родственно-контрастные гармонии образуются из цветов, расположенных на концах вертикальных и горизонтальных хорд (по В. Шугаеву).

Сложные гармонии образуются тремя способами (по В. Шугаеву):

1) «Прямоугольный треугольник» (катеты = хорды, гипотенуза = диаметр круга),

2) «Равнобедренный треугольник» (вершина = главный цвет, основание = хорда),

3) «Равносторонний треугольник» (вершины образованы каждым восьмым цветом цветового круга, одна из вершин – главный цвет).

Однотоновая гармония – гармоническое сочетание цветов теневого ряда (=цветов радиуса, т.е. растяжки по светлоте и насыщенности).

Основные цвета – цвета, которые невозможно получить из других цветов путем смешения (красный, желтый, синий).

Дополнительные цвета – диаметрально противоположные цвета цветового круга, при смешении дополняющие друг друга до ахроматического.

Задание на практическую работу

1. Выполнить изображение объекта с натуры. Выполнить серию линейных, линейно-точечных, линейно-штриховых стилизаций и трансформаций объекта (рис.2,3). Передать при помощи различных характеристик точки, линии, штриха эмоциональное состояние, стилистическое направление изображения. Обосновать выбор характеристик в соответствии с выбранной идеей.

2. Выполнить стилизацию (20 шт.) и трансформацию (20 шт.) буквы алфавита (рис.4).

3. Выполнить серию имитаций фактур на листах 10х10 см:

- 6 графических имитаций фактур: 3 реалистичных на применение светотени, 3 условных на применение точки, линии, пятна (рис.5);

- 6 пластических имитаций фактур с использованием различных приемов (сжатие, перфорация, тиснение, скобление, введение органических/неорганических элементов, комбинирование приемов) (рис.6);

- 6 живописных (живописно-пластических) имитаций фактур (рис.7);

4. Выполнить серию цветофактурных стилизаций объекта (10 шт.).

Критерии оценивания:

- аккуратность,

- реалистичность и аналитичность натурной зарисовки,

- соответствие используемых приемов заявленному образу,

- широкий диапазон образов (без повторов и сходств).

 


Пример выполнения задания

Рис. 2. Стилизация

 

Рис. 3. Выделение элемента, трансформация оси, повтор как приемы стилизации

Рис. 4. Стилизация и трансформация буквы

Рис. 5. Графическая имитация фактуры

Рис. 6. Пластическая имитация фактуры

 

Рис. 7. Живописная имитация фактуры

Практическое занятие 3. Пятновое формообразование

Цель работы: образовывать характерные формы при помощи пятна в технике ручной графики/аппликации.

В результате выполнения работы студент должен уметь:

- создавать характерные образы при помощи пятна,

- создавать творческие композиции при помощи пятна.

Необходимые знания:

- определение выразительных средств,

- определение и свойства пятна.

Теоретическое обоснование

Художественный образ – это выражение творцом своего «Я», своего ощущения, личностного видения предмета, явления, окружающего мира. Это внутреннее состояние, душевный настрой художника, остро чувствующего, пропускающего через себя и передающего зрителям свое понимание действительности. Это форма отражения объективной реальности с позиции определенного эстетического идеала в искусстве. Художественный образ представляет собой неразрывное, взаимопроникающее единство объективного и субъективного, логического и чувственного, рационального и эмоционального, абстрактного и конкретного, общего и индивидуального, части и целого, содержания и формы. Именно с художественным образом связана способность искусства доставлять человеку (зрителю, читателю, слушателю) эстетическое наслаждение, пробуждающее в нем чувство прекрасного. Художественный образ произведения может быть выражен символом, принадлежащим к определенной эпохе, что потребует для его прочтения дополнительных знаний. Но существуют произведения, образы которых понятны всему человечеству независимо от времени их создания, т.к. для их создания использован определенный набор художественных средств (форма, цвет, фактура и пр.). Художественная практика свидетельствует о том, что целостность формы строится не только на закономерностях, но порой и на нарушениях этой закономерности. Именно закономерность и неожиданность (определенное нарушение закономерности) чаще всего и создают целостное впечатление. Не­обходимость неизбежно дополняется случайностью, ибо это категории взаимно обусловленные.

Силуэт - ограниченное контуром отображение чего-либо; вид и приём прикладной графической техники, по сути представляющий собой пятновую стилизацию формы.

Задание на практическую работу

1) Выполнить упражнение на поиск узнаваемого (устойчивого и неустойчивого) силуэта в простой сетке (рис.8а).

2) Выполнить силуэтную композицию (рис.8б), используя контрастные по тону, но сдержанные по цвету соотношения изображения и фона. Техника исполнения - по выбору студента (аппликация, ручная графика, компьютерная графика). Композиция может быть как сюжетной, так и декоративной, как цельнопятновой, так и ажурной. Форма должна быть узнаваемой.

Критерии оценивания:

- аккуратность,

- соответствие используемых приемов заявленному образу,

- узнаваемость объектов.

Пример выполнения задания

Рис. 8 (а, б). Силуэт в сетке и силуэтная композиция

Практическое занятие 4. Комбинаторное формообразование без наложения.

Цель занятия: образовывать комбинаторные формы на основе профильного изображения животного без наложения модулей.

В результате выполнения работы студент должен уметь:

- выбирать модуль в соответствии с образом,

- создавать узнаваемые стилизованные профильные силуэтные формы при помощи модуля методом комбинаторики.

- Необходимые знания:

- определение силуэта,

- определение методов композиции,

- определение и свойства модуля и комбинаторики.


Теоретическое обоснование

Силуэт - ограниченное контуром отображение чего-либо; вид и приём прикладной графической техники, представляющий собой пятновую, преимущественно профильную, стилизацию объекта.

Комбинаторика – систематизирующий метод формообразования. Термин «комбинаторика» происходит от латинского слова «combina», что в переводе на русский означает – «сочетать», «соединять». Комбинаторика занимается различного рода соединениями, которые можно образовать из элементов некоторого конечного множества.

Перестановки без повторений — комбинаторные соединения, которые могут отличаться друг от друга лишь порядком входящих в них элементов.
Перестановки с повторениями — комбинаторные соединения, в которых среди образующих элементов имеются одинаковые. В таких соединениях участвуют несколько типов объектов, причём имеется некоторое количество объектов каждого типа. Поэтому в выборках встречаются одинаковые.

Размещения без повторений — комбинаторные соединения, составленные из n элементов по m. При этом два соединения считаются различными, если они либо отличаются друг от друга хотя бы одним элементом, либо состоят из одних и тех же элементов, но расположенных в разном порядке.
Размещения с повторениями — комбинаторные соединения, составленные из n элементов по m. При этом каждый из n элементов может содержаться сколько угодно раз или вообще отсутствовать.

Сочетания без повторений — комбинаторные соединения из n элементов по m, составленные из этих элементов и отличающиеся друг от друга только составом.

Сочетания с повторениями — комбинаторные соединения из n элементов по m, составленные из этих элементов без учета порядка с возможностью многократного повторения предметов.

Орнамент (лат. ornemantum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т. д.), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом, прикладных), у первобытных народов также самого человеческого тела (раскраска, татуировка). Связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, орнамент, как правило, выявляет или акцентирует архитектонику предмета, на который он нанесён. Орнамент либо оперирует отвлечёнными формами, либо стилизует реальные мотивы (см. ниже модульный орнамент М.Эшера – рис.9).

Рис. 9. Модульный орнамент М.Эшера

Задание на практическую работу

1) Выбрать модуль (простая геометрическая форма – прямоугольный равнобедренный треугольник, четверть круга, полукруг и пр.)

2) Изготовить по 10 модулей трех размеров (со стороной 1 см, со стороной 2 см, со стороной 3 см).

3) Выполнить серию силуэтных профильных изображений животных с использованием приема расположения модулей встык и отобрать оптимальные варианты (рис.10).

4) Выбрать оптимальную технологию изготовления (бумага с клеем, самоклеящаяся пленка, трафарет и пр.), выполнить в материале и оформить на формате А3 (А2).

Критерии оценивания:

- аккуратность,

- узнаваемость образов,

- максимальная выразительность при минимуме используемых модулей.

 


Пример выполнения задания

 

Рис. 10. Животные из модулей

Практическое занятие 5. Комбинаторное формообразование с наложением.

Цель работы: образовывать комбинаторные формы на основе профильного изображения животного с наложением модулей друг на друга.

В результате выполнения работы студент должен уметь:

- разрабатывать авторский модуль методом наложения,

- создавать профильные изображения объектов животного/растительного мира методом комбинаторики с наложением модулей друг на друга.

Необходимые знания:

- определения модуля, модульности, оверлэппинга и комбинаторики,

- приемы комбинаторики.

Задание на практическую работу

1) Разработать форму модуля на сетке. Авторский модуль выполняется путем частичного наложения 2-3 простых геометрических форм друг на друга.

Далее выполнить на выбор:

a) объединение форм,

b) обрезка одной формы по контуру другой,

c) или выбор только той части формы, где присутствует совмещение слоев.

2) Выполнить на сетке модуль 3 размеров по принципу подобия.

3) Изготовить подобные модули из цветной бумаги.

4) Выполнить силуэт животного из модулей, используя прием частичного наложения (рис.11).

Критерии оценивания:

- аккуратность,

- оригинальность и функциональность модуля,

- узнаваемость объекта.

Пример выполнения задания

Рис. 11. Модульное животное с наложением

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 477; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.79.88 (0.052 с.)