Мдк. 01. 01. Раздел 1. Дизайн-проектирование 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мдк. 01. 01. Раздел 1. Дизайн-проектирование



Омской области

«Сибирский профессиональный колледж»

                                                                                           Д-141, Д-240

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 по выполнению практических работ

МДК.01.01. РАЗДЕЛ 1. ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЕ

(1,2 семестрЫ)

 

54.02.01 Дизайн (по отраслям)

                                       

 

    ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

 

 

Омск, 2020

Одобрено цикловой методической комиссией дизайна и рекламы   протокол №___ от «___» _______ 202__ г.   Методические рекомендации составлены в соответствии с программой ПМ.01. Разработка художественно-конструкторских (дизайнерских) проектов промышленной продукции, предметно-пространственных комплексов    
Председатель ЦМК   ___________ Е.Н. Вдовина  (подпись)   Зам. директора по УМР   __________________ В.В. Граустин        (подпись)

 

 

Методист ____________ Минаева Т.А.

 

 

                                                                     

 

Составитель: Вдовина Е.Н., БПОУ ОО «Си­бир­ский про­фес­сио­наль­ный кол­ледж»

 

Методические рекомендации по выполнению практических работ являются частью учебно-методического комплекса (УМК). Методические рекомендации адресованы студентам очной формы обучения.

 

Рекомендованы учебно-методическим советом БПОУ ОО «Си­бир­ский профес­сио­наль­ный кол­ледж» для применения в учебном процессе, протокол №____ от «___» ______________ 202_ г.

 

                                                                                            

 

                                                                                        

© Сибирский профессиональный колледж


Содержание

 

  Стр.
Введение 4
Инструкция по технике безопасности 5
1 семестр 6
Тема 1.3. Систематизирующие методы формообразования 6
Практическое занятие 1. Передача эмоционального состояния средствами композиции 6
Практическое занятие 2. Стилизация и трансформация 7
Практическое занятие 3. Пятновое формообразование 13
Практическое занятие 4. Комбинаторное формообразование без наложения 14
Практическое занятие 5. Комбинаторное формообразование с наложением 17
Тема 1.4. Комбинирование средств и методов композиции 19
Практическое занятие 6. Ритмичная трансформация формы с введением тона и цвета 19
Практическое занятие 7. Перевод реалистичного объекта в формальный 22
Практическое занятие 8. Передача образности средствами композиции 24
Практическое занятие 9. Комплексная передача образности «Мой идеальный мир»   25
2 семестр 29
Тема 2.1. Понятия и приемы макетирования 29
Практическое занятие 10. Перевод плоскости в барельеф, горельеф и объем   29
Практическое занятие 11. Получение объема методом развертки 38
Практическое занятие 12. Получение объема методом секущих плоскостей   40
Практическое занятие 13. Модульное конструирование объемов из плоских, Г-образных модулей. Комбинаторное трехмерное формообразование (статичное и динамичное)     42
Тема 2.2. Моделирование объема и пространства методами композиции Практическая работа 14. Модульное конструирование объема Практическая работа 15. Модульное конструирование пространства Практическая работа 16. Произвольное конструирование пространства Практическая работа 17. Разработка авторского проекта   45 45 51 51 66
Список рекомендуемых источников 67

 

                                                                                             

 


Введение

 

Методические рекомендации по выполнению практических работ по МДК.01.01. Раздел 1. Дизайн-проектирование (1,2 семестры) предназначены для студентов специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям).

Цель методическихрекомендаций: оказание помощи студентам в выполнении практических работ по МДК.01.01. Раздел 1. Дизайн-проектирование.

 Настоящие методические рекомендации содержат описание специфики выполнения практических работ, которые позволят студентам:

- сформировать умения:

У1. проводить проектный анализ;
У.2 разрабатывать концепцию проекта;
У.3 выбирать графические средства в соответствии с тематикой и задачами проекта;
У 4. выполнять эскизы в соответствии с тематикой проекта;
У6. создавать целостную композицию на плоскости, в объеме и пространстве, применяя известные способы построения и формообразования;
У.7   использовать преобразующие методы стилизации и трансформации для создания новых форм;
У.8 создавать цветовое единство в композиции по законам колористики

- закрепить знания:

З1. теоретические основы композиционного построения в графическом и в объемно-пространственном дизайне;
З2. законы формообразования;
З.3 систематизирующие методы формообразования (модульность и комбинаторику);
З.4 преобразующие методы формообразования (стилизацию и трансформацию);
З.5 законы создания цветовой гармонии
З.6 технологию изготовления изделия
З.7 принципы и методы эргономики.

Задания направлены на формирование общих и профессиональных компетенций:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ПК 1.4. Разрабатывать колористическое решение дизайн-проекта.

ПК 1.5. Выполнять эскизы с использованием различных графических средств и приемов.

Описание каждой практической работы содержит: тему, цель работы, порядок выполнения работы, примеры выполнения. Для получения дополнительной, более подробной информации по изучаемым вопросам приведен список рекомендуемых источников. 

 

Во время работы:

- расстояние от объекта до глаз должно быть не менее 50 см;

- нож для резки бумаги и пластика должен быть специальным макетным;

- инструмент должен быть исправным;

- резка должна осуществляться на специальном планшете. Движения при резке равномерно-поступательные, нажим несильный. Прорезая пластик, необходимо несколько раз провести резаком по линии отреза с легким нажимом;

- инструменты необходимо передавать закрытыми, ручками вперед;

- к работе приступать - с чистыми руками.

По окончании работы:

Навести порядок на рабочем месте.

Убрать мебель.

Сдать рабочее место преподавателю, сообщить обо всех неполадках.

 


Семестр

Теоретическое обоснование

Композиция – (от лат. compositio – составление, связывание) – построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция – важнейший, организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу.

Выразительные средства композиции: точка, пятно, линия, штрих, тон, цвет, фактура, текстура. Все они являются в то же время элементами композиции, которые могут приобретать в орнаменте или другом виде композиции более сложные формы, превращаться в орнаментальные (композиционные) мотивы.

Характеристики линий:

- конфигурация точек линии (форма линии),

- нажим (толщина),

- расположение в формате (центральное, периферийное, пр.),

- количество линий,

- направление (вертикаль, диагональ, горизонталь)

Задание на практическую работу

1. Выполнить серию из 9 линейных композиций на передачу различных эмоциональных состояний (3 положительных,  3 отрицательных, 3 нейтральных), используя характеристики линий (рис.1). Положительные активные состояния выполняются с сильным нажимом большим количеством разнонаправленных прямых или скругленных линий, выходящих за пределы рамы. Положительные пассивные состояния могут выполняться меньшим количеством линий меньшего нажима. Отрицательные активные состояния выполняются с сильным нажимом большим количеством разнонаправленных ломаных линий, выходящих за пределы рамы. Нейтральные состояния выполняются меньшим количеством линий слабого нажима, горизонтального/вертикального направления, не доходящих до рамы.

2. Подписать каждое состояние (название). 

Критерии оценивания:

- аккуратность,

- соответствие используемых характеристик заявленному состоянию,

- широкий диапазон состояний (без повторов и сходств).

Пример выполнения задания

Рис. 1. Характеристики линий

Теоретическое обоснование

Характеристики точки: нажим, количество, расположение в формате.

Характеристики линии: нажим, количество и длина, расположение в формате.

Характеристики штриха: нажим, количество и длина, расположение в формате, направление.

Стилизация - это один из преобразующих методов формообразования; метод визуальной организации об­разного выражения, при котором выявляются наиболее характерные черты предмета и отбрасываются ненужные детали (колючий ежик, умная сова). Стилизуют по собственному существующему принципу (колючий ежик) и по привнесенному свойству (умная сова).

Трансформация - это изменение формы предмета, то есть трансформирование ее в необходимую сторону: округление, вытя­гивание, увеличение или уменьшение в размере отдельных частей, подчеркивание угловатости и т. д.

Обычно в работе над формой стилизацию и трансформацию применяют одновременно. Один метод дополняет другой и разви­вает основную пластическую тему (идею).

Стилизацией также называется намеренная имитация художественного стиля, характерного для какого-либо автора, жанра, течения, для искусства и культуры определенной социальной среды, народности, эпохи. Нередко связана с переосмыслением художественного содержания, составляющего основу имитируемого стиля. Также стилизация - это обобщение изображаемых фигур и предметов с помощью условных приемов, которое применяется в изобразительных искусствах и, преимущественно, в декоративном искусстве, дизайне; стилизация особенно характерна для орнамента, где она превращает объект изображения в мотив узора.

Стилизация по преимуществу подчеркивает существенные для данной идеи реально существующие характеристики объекта, опуская второстепенные черты. Трансформация вводит несуществующие характеристики в соответствии с выбранной идеей.

Приемы стилизации и трансформации: обобщение формы, выделение элемента, декоративное заполнение, изменение оси, повтор.

Фактура – характер поверхности предмета, определяющийся свойствами материала, из которого он состоит, и способом его обработки.

Текстура – характер поверхности материала, определяющийся его строением, структурными свойствами материала, способом изготовления.

Графическая имитация фактуры/текстуры – имитация фактуры/текстуры при помощи графических средств (точки, линии, штриха, пр.).

Живописная имитация – имитация при помощи красок.

Пластическая имитация – механические манипуляции с поверхностью бумаги.

Способы пластической имитации фактуры: перфорация, сжатие, скобление, введение органических/неорганических элементов, тиснение.

Родственные цвета – все промежуточные цвета любого сектора цветового круга, включая один из главных цветов (и его теневой ряд), эти секторы образующих.

Родственно-контрастные цвета – цвета смежных секторов.

Родственно-контрастные гармонии – сочетания родственно-контрастных цветов. Простые родственно-контрастные гармонии образуются из цветов, расположенных на концах вертикальных и горизонтальных хорд (по В. Шугаеву).

Сложные гармонии образуются тремя способами (по В. Шугаеву):

1) «Прямоугольный треугольник» (катеты = хорды, гипотенуза = диаметр круга),

2) «Равнобедренный треугольник» (вершина = главный цвет, основание = хорда),

3) «Равносторонний треугольник» (вершины образованы каждым восьмым цветом цветового круга, одна из вершин – главный цвет).

Однотоновая гармония – гармоническое сочетание цветов теневого ряда (=цветов радиуса, т.е. растяжки по светлоте и насыщенности).

Основные цвета – цвета, которые невозможно получить из других цветов путем смешения (красный, желтый, синий).

Дополнительные цвета – диаметрально противоположные цвета цветового круга, при смешении дополняющие друг друга до ахроматического.

Задание на практическую работу

1. Выполнить изображение объекта с натуры. Выполнить серию линейных, линейно-точечных, линейно-штриховых стилизаций и трансформаций объекта (рис.2,3). Передать при помощи различных характеристик точки, линии, штриха эмоциональное состояние, стилистическое направление изображения. Обосновать выбор характеристик в соответствии с выбранной идеей.

2. Выполнить стилизацию (20 шт.) и трансформацию (20 шт.) буквы алфавита (рис.4).

3. Выполнить серию имитаций фактур на листах 10х10 см:

- 6 графических имитаций фактур: 3 реалистичных на применение светотени, 3 условных на применение точки, линии, пятна (рис.5);

- 6 пластических имитаций фактур с использованием различных приемов (сжатие, перфорация, тиснение, скобление, введение органических/неорганических элементов, комбинирование приемов) (рис.6);

- 6 живописных (живописно-пластических) имитаций фактур (рис.7);

4. Выполнить серию цветофактурных стилизаций объекта (10 шт.).

Критерии оценивания:

- аккуратность,

- реалистичность и аналитичность натурной зарисовки,

- соответствие используемых приемов заявленному образу,

- широкий диапазон образов (без повторов и сходств).

 


Пример выполнения задания

Рис. 2. Стилизация

 

Рис. 3. Выделение элемента, трансформация оси, повтор как приемы стилизации

Рис. 4. Стилизация и трансформация буквы

Рис. 5. Графическая имитация фактуры

Рис. 6. Пластическая имитация фактуры

 

Рис. 7. Живописная имитация фактуры

Практическое занятие 3. Пятновое формообразование

Цель работы: образовывать характерные формы при помощи пятна в технике ручной графики/аппликации.

В результате выполнения работы студент должен уметь:

- создавать характерные образы при помощи пятна,

- создавать творческие композиции при помощи пятна.

Необходимые знания:

- определение выразительных средств,

- определение и свойства пятна.

Теоретическое обоснование

Художественный образ – это выражение творцом своего «Я», своего ощущения, личностного видения предмета, явления, окружающего мира. Это внутреннее состояние, душевный настрой художника, остро чувствующего, пропускающего через себя и передающего зрителям свое понимание действительности. Это форма отражения объективной реальности с позиции определенного эстетического идеала в искусстве. Художественный образ представляет собой неразрывное, взаимопроникающее единство объективного и субъективного, логического и чувственного, рационального и эмоционального, абстрактного и конкретного, общего и индивидуального, части и целого, содержания и формы. Именно с художественным образом связана способность искусства доставлять человеку (зрителю, читателю, слушателю) эстетическое наслаждение, пробуждающее в нем чувство прекрасного. Художественный образ произведения может быть выражен символом, принадлежащим к определенной эпохе, что потребует для его прочтения дополнительных знаний. Но существуют произведения, образы которых понятны всему человечеству независимо от времени их создания, т.к. для их создания использован определенный набор художественных средств (форма, цвет, фактура и пр.). Художественная практика свидетельствует о том, что целостность формы строится не только на закономерностях, но порой и на нарушениях этой закономерности. Именно закономерность и неожиданность (определенное нарушение закономерности) чаще всего и создают целостное впечатление. Не­обходимость неизбежно дополняется случайностью, ибо это категории взаимно обусловленные.

Силуэт - ограниченное контуром отображение чего-либо; вид и приём прикладной графической техники, по сути представляющий собой пятновую стилизацию формы.

Задание на практическую работу

1) Выполнить упражнение на поиск узнаваемого (устойчивого и неустойчивого) силуэта в простой сетке (рис.8а).

2) Выполнить силуэтную композицию (рис.8б), используя контрастные по тону, но сдержанные по цвету соотношения изображения и фона. Техника исполнения - по выбору студента (аппликация, ручная графика, компьютерная графика). Композиция может быть как сюжетной, так и декоративной, как цельнопятновой, так и ажурной. Форма должна быть узнаваемой.

Критерии оценивания:

- аккуратность,

- соответствие используемых приемов заявленному образу,

- узнаваемость объектов.

Пример выполнения задания

Рис. 8 (а, б). Силуэт в сетке и силуэтная композиция

Практическое занятие 4. Комбинаторное формообразование без наложения.

Цель занятия: образовывать комбинаторные формы на основе профильного изображения животного без наложения модулей.

В результате выполнения работы студент должен уметь:

- выбирать модуль в соответствии с образом,

- создавать узнаваемые стилизованные профильные силуэтные формы при помощи модуля методом комбинаторики.

- Необходимые знания:

- определение силуэта,

- определение методов композиции,

- определение и свойства модуля и комбинаторики.


Теоретическое обоснование

Силуэт - ограниченное контуром отображение чего-либо; вид и приём прикладной графической техники, представляющий собой пятновую, преимущественно профильную, стилизацию объекта.

Комбинаторика – систематизирующий метод формообразования. Термин «комбинаторика» происходит от латинского слова «combina», что в переводе на русский означает – «сочетать», «соединять». Комбинаторика занимается различного рода соединениями, которые можно образовать из элементов некоторого конечного множества.

Перестановки без повторений — комбинаторные соединения, которые могут отличаться друг от друга лишь порядком входящих в них элементов.
Перестановки с повторениями — комбинаторные соединения, в которых среди образующих элементов имеются одинаковые. В таких соединениях участвуют несколько типов объектов, причём имеется некоторое количество объектов каждого типа. Поэтому в выборках встречаются одинаковые.

Размещения без повторений — комбинаторные соединения, составленные из n элементов по m. При этом два соединения считаются различными, если они либо отличаются друг от друга хотя бы одним элементом, либо состоят из одних и тех же элементов, но расположенных в разном порядке.
Размещения с повторениями — комбинаторные соединения, составленные из n элементов по m. При этом каждый из n элементов может содержаться сколько угодно раз или вообще отсутствовать.

Сочетания без повторений — комбинаторные соединения из n элементов по m, составленные из этих элементов и отличающиеся друг от друга только составом.

Сочетания с повторениями — комбинаторные соединения из n элементов по m, составленные из этих элементов без учета порядка с возможностью многократного повторения предметов.

Орнамент (лат. ornemantum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т. д.), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом, прикладных), у первобытных народов также самого человеческого тела (раскраска, татуировка). Связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, орнамент, как правило, выявляет или акцентирует архитектонику предмета, на который он нанесён. Орнамент либо оперирует отвлечёнными формами, либо стилизует реальные мотивы (см. ниже модульный орнамент М.Эшера – рис.9).

Рис. 9. Модульный орнамент М.Эшера

Задание на практическую работу

1) Выбрать модуль (простая геометрическая форма – прямоугольный равнобедренный треугольник, четверть круга, полукруг и пр.)

2) Изготовить по 10 модулей трех размеров (со стороной 1 см, со стороной 2 см, со стороной 3 см).

3) Выполнить серию силуэтных профильных изображений животных с использованием приема расположения модулей встык и отобрать оптимальные варианты (рис.10).

4) Выбрать оптимальную технологию изготовления (бумага с клеем, самоклеящаяся пленка, трафарет и пр.), выполнить в материале и оформить на формате А3 (А2).

Критерии оценивания:

- аккуратность,

- узнаваемость образов,

- максимальная выразительность при минимуме используемых модулей.

 


Пример выполнения задания

 

Рис. 10. Животные из модулей

Практическое занятие 5. Комбинаторное формообразование с наложением.

Цель работы: образовывать комбинаторные формы на основе профильного изображения животного с наложением модулей друг на друга.

В результате выполнения работы студент должен уметь:

- разрабатывать авторский модуль методом наложения,

- создавать профильные изображения объектов животного/растительного мира методом комбинаторики с наложением модулей друг на друга.

Необходимые знания:

- определения модуля, модульности, оверлэппинга и комбинаторики,

- приемы комбинаторики.

Задание на практическую работу

1) Разработать форму модуля на сетке. Авторский модуль выполняется путем частичного наложения 2-3 простых геометрических форм друг на друга.

Далее выполнить на выбор:

a) объединение форм,

b) обрезка одной формы по контуру другой,

c) или выбор только той части формы, где присутствует совмещение слоев.

2) Выполнить на сетке модуль 3 размеров по принципу подобия.

3) Изготовить подобные модули из цветной бумаги.

4) Выполнить силуэт животного из модулей, используя прием частичного наложения (рис.11).

Критерии оценивания:

- аккуратность,

- оригинальность и функциональность модуля,

- узнаваемость объекта.

Пример выполнения задания

Рис. 11. Модульное животное с наложением

 


Теоретическое обоснование

Ма́уриц Корне́лис Э́шер (нидерл. Maurits Cornelis Escher); 17 июня 1898, Леуварден, Нидерланды — 27 марта 1972, Хилверсюм, Нидерланды) — нидерландский художник-график. Известен, прежде всего, своими концептуальными литографиями, гравюрами на дереве и металле, в которых он мастерски исследовал пластические аспекты понятий бесконечности и симметрии, а также особенности психологического восприятия сложных трёхмерных объектов, самый яркий представитель имп-арта. Для сюжетов «классических» произведений Эшера («Рисующие руки», «Метаморфозы», «День и ночь», «Рептилии», «Встреча», «Дом с лестницей» и т. д.) характерно остроумное осмысление логических и пластических парадоксов. В сочетании с виртуозной техникой это производит сильнейшее впечатление. Многие графические и концептуальные находки Эшера вошли в число символов XX века и впоследствии неоднократно воспроизводились или «цитировались» другими художниками.

В процессе работы художник брал идеи из математических статей, в которых рассказывалось о мозаичном разбиении плоскости, проецировании трёхмерных фигур на плоскость, неевклидовой геометрии, «невозможных фигурах», логике трёхмерного пространства. Одним из самых выдающихся аспектов творчества Эшера является изображение «метаморфоз», фигурирующих в разных формах во множестве работ. Художник подробно исследует постепенность перехода от одной геометрической фигуры к другой, посредством незначительных изменений в очертаниях (рис.12 а,б). Кроме того, Эшер неоднократно рисовал метаморфозы, происходящие с живыми существами (птицы превращаются у него в рыб и прочее) и даже «одушевлял» в ходе метаморфоз неодушевлённые предметы, превращая их в живые существа.

Мауриц Эшер одним из первых стал изображать в своих мозаичных картинах фракталы. Во время XII Всемирного Математического Конгресса в Амстердаме в 1954 году была открыта выставка работ Эшера. Математическое описание фракталов было предложено только в 1970-е годы (термин «фрактал» был введён в 1975 году).

На множестве картин Эшера происходит демонстрация упорядоченного сечения плоскости или заполнение её тождественными формами, которые без зазоров, плотно, прилегают друг к другу (навеяно «мавританским» средневековым стилем).

Математически доказано, что регулярное замощение плоскости возможно только тремя правильными многоугольниками: треугольником, квадратом и шестиугольником. Эшер интересовался как регулярными мозаиками, так и нерегулярными. Кроме того, что художник использовал нерегулярные мозаики (образующие неповторяющиеся узоры), он много работал с метаморфозами, изменяя многоугольники под зооморфные формы, заполняющие поверхность. Интерес к мозаикам проявился в 1936 во время путешествия в Испании под влиянием геометрических орнаментов Альгамбры.

Художник не только интересовался нерегулярным заполнением плоскости, называя это игрой, он совмещал эксперименты с заполнением плоскости с экспериментами с переходами плоскости в объём и наоборот («Рептилии»).

Рис. 12 (а,б). Трансформации М.Эшера

Задание на практическую работу

1) Выполнить упражнение на линейную пульсацию формы (7 этапов) на формате А4. Для выполнения задания необходимо определить контрольные (изменяющиеся) точки формы, провести через них направляющие и отслеживать равномерность изменения формы и размера элемента в каждой такой точке на каждом этапе (рис.13-15).

2) Выполнить пульсацию в цвете на формате А3. Цветовое решение представляет собой переход из родственной гармонии в родственно-контрастную.

Критерии оценивания:

- аккуратность,

- равноступенность изменений формы на каждом этапе,

- наличие осей и узлов трансформации.


Пример выполнения задания

Рис. 13. Пример упражнения на поэтапную трансформацию

Рис. 14. Пример упражнения на поэтапную трансформацию

Рис. 15. Примеры упражнений на поэтапную трансформацию

Практическое занятие 7. Перевод реалистичного объекта в формальный.

Цель работы: выполнить поэтапный переход от сюжетной композиции к формальной (с сохранением структурного единства), используя прием снятия изобразительности как частный случай трансформации.

В результате выполнения работы студент должен уметь:

- выполнять поэтапное снятие изобразительности,

- создавать линейную клаузуру на объект.

Необходимые знания:

- определение и приемы снятия изобразительности,

- определение клаузуры.

Теоретическое обоснование

Сюжетная композиция – тип композиции, в которой явственно прочитывается сюжет, образ.

Монтажная композиция – тип композиции, для которой характерно объединение разновременных и разнопространственных событий и явлений в рамках одного формата.

Формальная композиция – тип беспредметной, бессюжетной абстрактной композиция.

Клаузура – графическое выражение идеи.

Клаузура — вид проектной деятельности, предназначенный для кратковременной концентрации творческой энергии, выявлении своего отношения к теме, определения в общих чертах архитектурного и композиционного замысла. Цель этой фазы — получить первичное образное представление об объекте.

Клаузурный набросок должен содержать лишь то, что необходимо для раскрытия идеи: изображение должно быть обобщенным и выразительным.

Клаузурой считается такой вид учебных упражнений, которому в равной мере свойственны как признаки проектного эскиза, так и особенности упражнений развивающих творческие способности учащихся. В обучении клаузура служит, прежде всего, для развития воображения, образного мышления, фантазии, композиционных способностей, навыков яркого отражения творческих замыслов в графике и макете. Начиная с 16 в. клаузурой называются короткие, продолжительностью от 2 до 6 часов творческие задания, широко распространенные в архитектурных, дизайнерских, художественных школах. В первых Академиях архитектуры и искусства объединялись несколько факультетов, на которых обучались архитекторы, художники, фортификаторы, инженеры, скульпторы.

Несмотря на то, что по каждой из названных профессий читались специальные лекции и проводились практические занятия, обучение рисунку, черчению, живописи, скульптуре осуществлялось по общей программе. Специализация в обучении студентов-архитекторов заключалась в том, что по мере приобретения навыков рисунка и черчения каждый учащийся получал персональные задания и, кроме того, участвовал в работе над проектными заказами своего профессора. В таких проектных мастерских царил дух товарищества и взаимопомощи, студенты старших и младших курсов совместно работали над чертежами, эскизами, шаблонами архитектурных деталей, копиями чертежей мастеров архитектуры. В общей массе студентов профессору было трудно определить долю участия в общей работе над графическими композициями, ибо сильные помогали слабым, трудолюбивые восполняли своим рвением нерадивость лентяев. В конце семестра возникала настоятельная необходимость проверки истинных границ знаний и умения каждого студента. В этих условиях и родилась эффективная форма проверки художественных навыков учащихся в процессе исполнения самостоятельных заданий по графике, композиции, черчению и т.д. Каждого студента запирали в отдельной аудитории на замок (замок по-итальянски «klouso») и предоставляли возможность в одиночку решить поставленную задачу. В американских архитектурных школах аналогичные упражнения носят название «шарабан». Состояние учащегося, исполняющего самостоятельное творческое задание, сравнивается с положением одинокого возницы, управляющего небольшим одноконным экипажем. От умения управлять лошадью и рассчитывать оптимальный темп движения зависит конечный успех путешествия.

После 4-6 часов самостоятельной работы студент представлял итог своих творческих исканий в виде «клаузуры» — графической или проектной композиции. Позднее клаузуры проводились в больших аудиториях, где проверялись способности большой группы студентов. Работа исполнялась под неусыпным наблюдением специальных служителей академии, которые следили за тем, чтобы студенты работали самостоятельно без помощи товарищей.

Клаузуры стали общепризнанной формой проверки творческих способностей учащихся в академических школах Франции, Германии, Англии, Швеции. Широко применялись «клаузурные» упражнения и в Петербургской академии трех знатнейших художеств.

Задание на практическую работу

1) Выполнить упражнение на снятие изобразительности с использованием кальки (по Чернышову О.) поэтапно: исключение цвета, исключение второстепенных деталей, предельное состояние декомпозиции оригинала, формально-композиционное выражение конфликтной ситуации (рис.16).

2) Выполнить клаузуру на произведение искусства в соответствии с индивидуальными ощущениями. Обосновать специфику изображения.

Критерии оценивания:

- аккуратность,

- равномерность этапов снятия изобразительности,

- акцент на выразительность.


Пример выполнения задания

Рис. 16. Прием снятия изобразительности

Теоретическое обоснование

Простые статичные формы - квадрат, прямоугольник.

Мягкие статичные формы – овал, круг.

Динамичные формы – треугольник, ромб, трапеция, звезда, пр.

Устойчивая композиция – тяжелый низ, легкий верх, вертикальные/горизонтальные оси.

Неустойчивая композиция – тяжелый верх, легкий них, диагональные оси.

Способы выделения композиционного центра: контраст размера, контраст формы, контраст цвета, расположение геометрическом центре формата, расположение в узлах золотого сечения, расположение на оси равновесия, сгущение к центру, разрежение к центру, центростремительность второстепенных объектов, центробежность второстепенных объектов, доминанта, акцент.


Задание на практическую работу

1) Выполнить клаузуру на реально существующего человека (знакомого, родственника, известную личность) через элементы портрета, натюрморта и т.д. с использованием пятен. Цветовая гамма, форма пятен, композиционное размещение должны соответствовать выбранному образу. Тип композиции – монтажный (см.выше). В композиции можно использовать текстовые составляющие соответствующего смысла и шрифта (рис.17 а,б).

2) Выполнить письменное обоснование клаузуры с точки зрения специфики образа.

Критерии оценивания:

- аккуратность,

- соответствие используемых приемов заявленному образу,

- соответствие законам композиции.

Пример выполнения задания

Рис. 17 (а,б). Клаузуры

Теоретическое обоснование

Легенда для проекта – вымышленн



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 495; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.4.206 (0.204 с.)