Список работ Д. А. Мачинского 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Список работ Д. А. Мачинского



 

1963

О хронологии некоторых типов вещей зарубинецкой и одновременных ей культур // КСИА. Вып. 94. Памятники раннего железного века. 1963. С. 20–28.

Рец.: Археологический сборник [Государственного Эрмитажа]. Вып. 4. Славянские древности // СА. 1963, № 3. С. 284–290 (совместно с Г. Ф. Корзухиной, О. В. Овсянниковым, М. А. Тихановой).

 

1965

Археологические памятники у с. Круглик и проблемы зарубинецкой культуры // Тезi Подiльськоi iст. краэзнав. конф. Хмельницький. 1965. С. 71–72.

О соотношении пшеворской и зарубинецкой культур (к вопросу о славянах на рубеже н. э.) // Тезисы докладов советской делегации на I Международном конгрессе славянской археологии в Варшаве (сентябрь 1965 г.). М.: Наука, 1965. С. 10–13.

 

1966

К вопросу о датировке, происхождении и этнической принадлежности памятников типа Поянешты‑Лукашевка // Археология Старого и Нового Света / ред. Н. Я. Мерперт, П. М. Кожин. М.: Наука, 1966. С. 82–96.

К вопросу о происхождении зарубинецкой культуры // КСИА. Вып. 107. Археологические памятники раннего железного века. 1966. С. 3–8.

 

1969

О соотношении пшеворской и зарубинецкой культур: к вопросу о славянах на рубеже н. э. // I Miedzynarodowy kongres archeologii slowianskiej. T. II. Wroclaw, 1969. С. 277–282.

 

1971

Иван Иванович Ляпушкин (1902–1968) (Некролог) // КСИА. Вып. 125. Памятники славяно‑русской археологии. 1971. С. 3–6 (в соавторстве с М. И. Артамоновым и Г. Ф. Корзухиной).

О времени первого активного выступления сарматов в Поднепровье по свидетельствам античных письменных источников // АСГЭ. Вып. 13. Материалы и исследования по археологии СССР. 1971. С. 30–54.

 

1973

Кельты на землях к востоку от Карпат // АСГЭ. Вып. 15. Материалы по археологии европейской части СССР от эпохи раннего железа до средневековья. 1973. С. 52–64.

О культуре Среднего Поднепровья на рубеже скифского и сарматского периодов // КСИА. Вып. 133. Железный век Восточной Европы. 1973. С. 3–9.

О смысле изображений на некоторых произведениях греко‑скифской торевтики и о значении их для понимания истории Скифии IV–III вв. до н. э. // Античные города Северного Причерноморья и варварский мир. Краткие тезисы докл. к науч. конф. 19–21 ноября 1973 г. Л. 1973. С. 25–26.

Славяне на территории Белоруссии в I в. до н. э. – VII в. н. э. // Этногенез белорусов. Краткие тезисы докладов. Минск. 1973. С. 56–60.

Текст выступления на совещании // Корпус древнейших источников по истории народов СССР: Мат‑лы совещания археографов‑медиевистов РСФСР (11–12 апреля 1972 г.) / ред. В. Т. Пашуто, Я. Н. Щапов. М. Институт истории СССР АН СССР, 1973. С. 49–52.

 

1974

Кельты на землях к востоку от Карпат // Кельты и кельтские языки. М. 1974. С. 31–41.

Некоторые проблемы этногеографии восточно‑европейских степей во II в. до н. э. – I в. н. э. // АСГЭ. 1974. Вып. 16. С. 122–132.

Die alteste zuverlassige urkundliche Erwahnung der Slawen und der Versuch, sic mit den archaologischen Daten zu vergleichen // Ethnologia Slavica (Bratislava). 1974. T. 6. S. 51–70. Рез. рус.

 

1976

К вопросу о территории обитания славян I–VI вв. // АСГЭ. Вып. 17. Исследования по археологии и древней истории Восточной Европы. 1976. С. 82–100.

О местах обитания и направлениях движения славян I–VII вв. н. э. по письменным и археологическим источникам // Асtа Archaeologica Carpalica/ Redaktor Z. Woźniak. 1976. Т. 16. S. 59–94 (совместно с М. А. Тихановой).

Рец.: Поболь Л. Д. Славянские древности Белоруссии. АН БССР. ИА Т. 1–3. Минск. 1971–1974 // СА. 1976, № 4. С. 241–253 (совместно с К. В. Каспаровой и М. Б. Щукиным).

 

1978

О смысле изображений на Чертомлыцкой амфоре // Проблемы археологии. Вып. II. Сборник статей в память профессора М. И. Артамонова / Отв. ред. А. Д. Столяр. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1978а. С. 232–240.

Пектораль из Толстой Могилы и великие женские божества Скифии // Культура Востока. Древность и раннее Средневековье / Научн. ред. В. Г. Луконин. Л.: Аврора, 1978. С. 131–150.

 

1981

«Дунай» русского фольклора на фоне восточно‑славянской истории и мифологии // Русский Север: Проблемы этнографии и фольклора. Л.: Наука, 1981. С. 110–171.

Миграция славян в I тыс. н. э. (по письменным источникам с привлечением данных археологии) // Формирование раннефеодальных славянских народностей / Отв. ред. В. Д. Королюк. М.: Наука, 1981. С. 31–52.

 

1982

О времени и обстоятельствах первого появления славян на Северо‑Западе Восточной Европы по данным письменных источников // Северная Русь и ее соседи в эпоху раннего Средневековья / Отв. ред. А. Д. Столяр. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1982. С. 7–24.

Рец.: Булкин В. А., Дубов И. В., Лебедев Г. С. Археологические памятники Древней Руси IX–XI вв. Л. 1978 // СА. 1982, № 2. С. 277–291 (совместно с К. П. Шаскольским).

 

1984

О месте Северной Руси в процессе сложения Древнерусского государства и европейской культурной общности // Археологическое исследование Новгородской земли / Отв. ред. Г. С. Лебедев. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1984. С. 5–25.

Рец.: Дубов И. В. Северо‑Восточная Русь в эпоху раннего Средневековья. Л. 1982. // Советская этнография. 1984, № 6. С. 160–163.

 

1985

Переяславль Южный и Переяславль Залесский // Тезисы докладов советской делегации на V Международном конгрессе славянской археологии (Киев, сентябрь 1985 г.). М.: Наука, 1985б. С. 134–135.

Ростово‑Суздальская Русь в X в. и «три группы Руси» восточных авторов // Материалы к этнической истории европейского Северо‑Востока / Отв. ред. А. Д. Столяр. Сыктывкар: Сыктывкарский государственный университет, 1985. С. 3–23.

О роли балтов в формировании культуры Северной Руси VIII–IX вв. (по данным летописей и археологии) // Проблемы этнической истории балтов / Ред. Волкаитэ‑Куликаускиенэ Р. Рига: Мокслас, 1985. С. 57–58 (совместно с О. И. Давидан и А. Д. Мачинской).

Балтские истоки древнерусской сакральной пары Перун – Велес/Волос (по данным языкознания, истории, археологии) // Проблемы этнической истории балтов / Ред. Волкаитэ‑Куликаускиенэ Р. Рига: Мокслас, 1985. С. 186–188 (совместно с Ю. С. Лаучюте).

 

1986

Возникновение Древней Руси в контексте Средиземноморья. VIII в. до н. э. – XI в. н. э. Основные контуры концепции // Балканы в контексте Средиземноморья. Проблемы реконструкции языка и культуры: Тезисы и предварительные материалы к симпозиуму. М., 1986. С. 120–122.

Задачи углубленных занятий со студенческой молодежью на материалах первобытной и древнерусской экспозиций Государственного Эрмитажа (от Скифии до Древней Руси) // Роль художественных музеев в эстетическом воспитании молодежи. Л., 1986. С. 284–294.

Ранние скандинаво‑славянские контакты по материалам Ладоги VIII–X вв. // X Всесоюзная конференция по изучению истории, экономики, литературы и языка скандинавских стран и Финляндии. Тезисы докладов. М.: Институт истории СССР АН СССР, 1986. С. 164–166 (совместно с С. Л. Кузьминым и А. Д. Мачинской).

Этносоциальные и этнокультурные процессы в Северной Руси: период зарождения древнерусской народности // Русский Север. Проблемы этнокультурной истории, этнографии, фольклористики / Отв. ред. Т. А. Бернштам, К. В. Чистов. Л.: Наука, 1986. С. 3–29.

Русь конца VIII – начала X в. на балто‑волжских и балто‑донских путях // Финно‑угры и славяне / Отв. ред. Э. А. Савельева. Сыктывкар: Сыктывкарский университет, 1986. С. 13–26 (совместно с В. А. Булкиным).

 

1988

Колбяги «Русской Правды» и приладожская курганная культура // Тихвинский сборник. По материалам историко‑географической конференции «Прошлое и настоящее Тихвинского края» (ноябрь 1987 г.). Вып. 1. Археология Тихвинского края / Научн. ред. Г. С. Лебедев. Тихвин: Тихвинская типография Ленуприздата, 1988. С. 90–103.

Некоторые географические и исторические предпосылки возникновения севернорусского протогосударства // АСГЭ. Вып. 29. Материалы и исследования по археологии и искусству древних народов Евразии. 1988. С. 117–128.

О скандинавском компоненте в составе Волховской Руси // Новгород и Новгородская земля: История и археология. Тезисы научно‑практической конференции. Новгород. 1988. С. 46–49.

Северная Русь, Русский Север и Старая Ладога в VIII–XI вв. // Культура Русского Севера / Отв. ред. К. В. Чистов. Л.: Наука, 1988. С. 44–58 (совместно с А. Д. Мачинской).

Христианство на Руси / «Круглый стол» (вед. Г. Бельская, корресп. журн. «Знание – сила») (приняли участие: Г. Лебедев, М. Щукин, Л. Клейн, Д. Мачинский, В. Булкин) // Знание – сила. 1988, № 8. С. 36–43.

Чорна могила – поховання воiводи Претича // Тез. докл. II Чернiг. конф. Чернiгiв. Нiжин. 1988. Ч. 2. С. 15–17.

Связи Северной Руси и Беломорья в IX–XIII вв. // Внешняя политика Древней Руси. Юбилейные чтения, посвященные 70‑летию со дня рождения члена‑корреспондента АН СССР Владимира Терентьевича Пашуто. Тезисы докладов. М., 1988. С. 24–29 (совместно с Т. Н. Джаксон).

 

1989

Боспор Киммерийский и Танаис в истории Скифии и Средиземноморья VIII–V вв. до н. э. // Кочевники евразийских степей и античный мир (проблемы контактов). Материалы 2‑го археологического семинара «Античная цивилизация и варварский мир» / Отв. ред. Б. А. Раев. Новочеркасск: Музей истории донского казачества, 1989. С. 7–30.

Скифия и Боспор // Скифия и Боспор. Археологические материалы к конференции памяти М. И. Ростовцева. Новочеркасск, 1989. С. 5–10.

Изображения оленя из алтайских и кубанских курганов как воплощение основной мифологемы Скифии // Исследования, поиски, открытия. Краткие тезисы докладов научной конференции к 225‑летию Эрмитажа. Л., 1989. С. 120–130.

«Сага о Хальвдане, сыне Эйстейна» как источник по истории и географии Северной Руси и сопредельных областей в IX–XI вв. // Вопросы истории Европейского Севера (историография и источниковедение). Петрозаводск: ПГУ, 1989. С. 128–145 (совместно с Т. Н. Джаксон).

Территория «Славянской прародины» в системе географического и историко‑культурного членения Евразии в VIII в. до н. э. – XI в. н. э. (контуры концепции) // Славяне: этногенез и этническая история (междисциплинарные исследования) / Под ред. А. С. Герда, Г. С. Лебедева. Л.: Издательство ленинградского университета, 1989б. С. 120–130.

Юго‑Восточное Приладожье в «Саге о Хальвдане, сыне Энстейна» // Археология и история Пскова и Псковской земли. Тезисы докладов научно‑практической конференции / Отв. ред. В. В. Седов. Псков, 1989. С. 83–85 (совместно с Т. Н. Джаксон).

 

1990

О роли финно‑язычного населения бассейнов Волхова и Великой в сложении этносоциума «Русь»: VIII–XI вв. // Современное финно‑угроведение. Опыт и проблемы / Отв. ред. О. М. Фишман. Л.: ГМЭ, 1990. С. 110–120.

«Восстанови разрушенный храм…» (Вступление к лекции «Развитие русского самосознания и этнические взаимодействия на берегах Волхова и Невы за последние 1200 лет») // Первая публикация: Вестник совета ЭК. 1988, № 11 / По страницам самиздата. М.: «Молодая гвардия», 1990. С. 176–178.

 

1992

Древо России // Юность. 1992, № 3. С. 66–70.

 

1993

Скифия и Боспор. От Аристея до Волошина (Развернутые тезисы концепции) // Скифия и Боспор. Сборник статей по материалам конференции в честь академика М. И. Ростовцева. Новочеркасск, 1993. С. 6–27.

 

1994

Ладога: истоки славяно‑балтийского компонента // Международная конференция, посвященная столетию со дня рождения В. И. Равдоникаса. СПб.: Государственный Эрмитаж. С. 37–38 (совместно с В. А. Булкиным и А. Д. Мачинской).

South Siberian and Central Asian Sources of Vedaic and Zoroastrian Traditions // World Archaeological Congress – III. New Delhi. 1994 (совместно с Н. Боковенко).

The main Myth of Scythina according to the archaeological and written Sources // World Archoeological Congress – III. New Delhi. 1994.

 

1995

Русско‑шведский пра‑Петербург // Первый научный семинар 30 сентября 1995 года. Эрмитажный театр: тексты докладов / Ред. Б. В. Останин. СПб., 1995. С. 14–23.

Минусинские «трехглазые» изображения и их место в эзотерической традиции // Проблемы изучения окуневской культуры / Отв. ред. Д. Г. Савинов. СПб., 1995. С. 57–60.

Некоторые летописные известия в «Истории Российской» В. Н. Татищева и Ладога IX–XI вв. // Ладога и Северная Русь. Чтения, посвященные памяти Анны Мачинской (Старая Ладога, 21–22 декабря 1995 г.) / Научн. ред. Д. А. Мачинский. СПб.: Староладожский историко‑архитектурный и археологический музей‑заповедник, 1995. С. 4–9 (совместно с А. Д. Мачинской).

Первоначальные Aldeigja/Ладога и Garđar/Русь // Ладога и Северная Русь. Чтения, посвященные памяти Анны Мачинской (Старая Ладога, 21–22 декабря 1995 г.) / Научн. ред. Д. А. Мачинский. СПб.: Староладожский историко‑архитектурный и археологический музей‑заповедник, 1995. С. 61–65.

 

1996

Земля аримаспов в античной традиции и «простор ариев» в Авесте // Жречество и шаманизм в скифскую эпоху. СПб., 1996. С. 3–14.

«Ладожская династия» христианизировала Швецию? // Ладога и Северная Европа. Вторые чтения памяти Анны Мачинской (Старая Ладога, 22–23 декабря 1996 г.) / Научн. ред. Д. А. Мачинский. СПб.: Староладожский историко‑архитектурный и археологический музей‑заповедник, 1996. С. 62–67 (совместно с В. О. Казанским).

Саги о древних временах, ладожская эпическая традиция и локализация Алаборга // Ладога и Северная Европа. Вторые чтения памяти Анны Мачинской (Старая Ладога, 22–23 декабря 1996 г.) / Научн. ред. Д. А. Мачинский. СПб.: Староладожский историко‑архитектурный и археологический музей‑заповедник, 1996. С. 47–57 (совместно с М. В. Панкратовой).

Предисловие // Н. И. Петров. Поволховье и Ильменское Поозерье в IX–X вв. СПб., 1996. С. 3–6.

 

1997

Волховская Русь (VIII–IX вв.) // Современность и археология. Международные чтения, посвященные 25‑летию Староладожской археологической экспедиции. СПб., 1997. С. 71–75.

Уникальный сакральный центр III – сер. I тыс. до н. э. в Хакаско‑Минусинской котловине // Окуневский сборник. Культура. Искусство. Антропология / Ред. Д. Г. Савинов, М. Л. Подольский. СПб.: Петро‑РИФ, 1997. С. 265–287.

Центральный образ религиозной системы ведущего сакрального центра Скифии III–I тыс. до н. э. и его сопоставление с некоторыми аспектами антропософии Р. Штайнера // Художник и философия света в искусстве. Тезисы докладов. СПб., 1997. С. 91–95.

Русско‑шведский пра‑Петербург // Швеция и СПб. Сборник статей. Стокгольм, 1997.

Сакральные центры Скифии близ Кавказа и Алтая и их взаимосвязи в конце IV – середине I тыс. до н. э. // Стратум. Структуры и катастрофы. Сборник символической индоевропейской истории / Научн. ред. М. Е. Ткачук, И. В. Манзура, Л. А. Мосионжник. СПб.: Общественно‑гуманитарный фонд «Нестор», 1997, № 1. Кишинев. С. 73–94.

Ладога/Aldeigja: религиозно‑мифологическое сознание и историко‑археологическая реальность (VIII–XII вв.) // Ладога и религиозное сознание. Третьи чтения памяти Анны Мачинской (Старая Ладога, 20–22 декабря 1997 г.) / Научн. ред. Д. А. Мачинский. СПб.: Староладожский историко‑архитектурный и археологический музей‑заповедник, 1997. С. 156–167.

 

1998

Атрибуты женского культа в древних культурах Саяно‑Алтая (пути генезиса, археологический и семантический аспекты) // Древние культуры Центральной Азии. Материалы всероссийской научной конференции, посвященной 70‑летию со дня рождения Александра Даниловича Грача. СПб.: Культ‑информ‑пресс, 1998. С. 183–188 (в соавторстве с К. В. Чугуновым).

Страна аримаспов, просто ариев и «скифские» зеркала с бортиком // История и культура древних и средневековых обществ. Сборник научных статей, посвященных 100‑летию со дня рождения Михаила Илларионовича Артамонова. Проблемы археологии. Вып. 4. СПб.: Издательство Санкт‑Петербургского университета, 1998. С. 102–117.

Эпоха викингов в «Скандинавском Средиземноморье» и «русо‑варяжский период» на «восточных путях» («Austrvegir») // Ладога и эпоха викингов. Четвертые чтения памяти Анны Мачинской (Старая Ладога, 21–23 декабря 1998 г.) / Научн. ред. Д. А. Мачинский. СПб.: Староладожский историко‑архитектурный и археологический музей‑заповедник, 1998. С. 130–139.

 

2000

Гимн // За Глинку! Против возврата к советскому гимну. М., 2000. С 59–63.

Продолжая беседу // ΣΥΣΣΙΤΙΑ. Памяти Юрия Викторовича Андреева. СПб.: Государственный Эрмитаж; Алетейя, 2000. С. 9–10.

Об образном строе серебряных и золотых художественных изделий из Майкопского кургана // ΣΥΣΣΙΤΙΑ. Памяти Юрия Викторовича Андреева. СПб.: Государственный Эрмитаж; Алетейя, 2000. С. 45–70.

 

2001

The Land of Aea, the Island of Aeaea and the Entrance to the Hades in Early Argonautics and Odyssey in the Light of Evidences on Pontic Region Presedved by the Ancient Tradition (Земля Айэ, остров Айайэ и вход в Аид в ранних «Аргонавтиках» и «Одиссее» в сопоставлении с достоверными сведениями о Понте и Причерноморье античной письменной традиции) // Боспорский феномен: Колонизация региона. Формирование полисов. Образование государства. Ч. 1. СПб. 2001. С. 4–5 (совместно с В. Т. Мусбаховой).

«Ось мировой истории» Карла Ясперса и религиозная жизнь степной Скифии в IX–VII в. до н. э. // Боспорский феномен: колонизация региона, формирование полисов, образование государства. II. СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2001. С. 101–108.

Учение Заратуштры и скифский звериный стиль // Восток – Россия – Запад: мировые религии и искусство. СПб., 2001. С. 115–119.

 

2002

Северная Русь и саги о древних временах // Европа – Азия: проблемы этнокультурных контактов. К 300‑летию Санкт‑Петербурга / Отв. ред. Г. С. Лебедев. СПб.: МАЭ РАН; Центр «Петроскандика» НИИ КСИ СПбГУ, 2002. С. 23–46 (совместно с М. В. Панкратовой).

Почему и в каком смысле Ладогу следует считать первой столицей Руси // Ладога и Северная Евразия от Байкала до Ла‑Манша. Связующие пути и организующие центры. Шестые чтения памяти Анны Мачинской (Старая Ладога, 21–23 декабря 2001 г.) / Научн. ред. Д. А. Мачинский. СПб.: Староладожский историко‑архитектурный и археологический музей‑заповедник, 2002. С. 5–38.

Еще раз о древнейшем сакральном пути Евразии, о соотношении афанасьевской культуры и стел с «трехглазыми ликами» // Ладога и Северная Евразия от Байкала до Ла‑Манша. Связующие пути и организующие центры. Шестые чтения памяти Анны Мачинской (Старая Ладога, 21–23 декабря 2001 г.) / Научн. ред. Д. А. Мачинский. СПб.: Староладожский историко‑архитектурный и археологический музей‑заповедник, 2002. С. 38–57.

 

2003

Вновь открытые источники по истории Руси IX–XII вв. // Ладога – первая столица Руси. 1250 лет непрерывной жизни. Седьмые чтения памяти Анны Мачинской (Старая Ладога, 21–23 декабря 2002 г.) / Научн. ред. Д. А. Мачинский. СПб.: Издательство «Нестор‑История» СПб ИИ РАН, 2003. С. 156–252.

Вступление. 1250‑летие зарождения русской государственности и 300‑летие возникновения Российской империи // Ладога – первая столица Руси. 1250 лет непрерывной жизни. Седьмые чтения памяти Анны Мачинской (Старая Ладога, 21–23 декабря 2002 г.) / Научн. ред. Д. А. Мачинский. СПб.: Издательство «Нестор‑История» СПб ИИ РАН, 2003. С. 5–11.

Ладога – древнейшая столица Руси и ее «ворота в Европу» // Старая Ладога. Древняя столица Руси. Каталог выставки / Научн. ред. Б. С. Короткевич. СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2003б. С. 11–35.

Свет из тьмы // Terre incognita. 2003, № 3–4 (13–14). С. 43–46.

 

2004

Глеб Лебедев и Ладога // Ладога и Глеб Лебедев. Восьмые чтения памяти Анны Мачинской (Старая Ладога, 21–23 декабря 2003 г.) / Научн. ред. Д. А. Мачинский. СПб.: Издательство СПб ИИ РАН «Нестор‑История», 2004. С. 3–15.

Северные народы середины IV – первой половины VI в. в «Getica» Иордана // Ладога и Глеб Лебедев. Восьмые чтения памяти Анны Мачинской (Старая Ладога, 21–23 декабря 2003 г.) / Научн. ред. Д. А. Мачинский. СПб.: Издательство СПб ИИ РАН «Нестор‑История», 2004. С. 26–72 (совместно с Вяч. С. Кулешовым).

Крест и молот // Ладога и Глеб Лебедев. Восьмые чтения памяти Анны Мачинской (Старая Ладога, 21–23 декабря 2003 г.) / Научн. ред. Д. А. Мачинский. СПб.: Издательство СПб ИИ РАН «Нестор‑История», 2004. С. 184–206.

Колбяги // Ладога и Глеб Лебедев. Восьмые чтения памяти Анны Мачинской (Старая Ладога, 21–23 декабря 2003 г.) / Научн. ред. Д. А. Мачинский. СПб.: Издательство СПб ИИ РАН «Нестор‑История», 2004. С. 207–227 (совместно с Вяч. С. Кулешовым).

Чтения, памяти Анны Мачинской в Старой Ладоге. Свершения и перспективы // Ладога и Глеб Лебедев. Восьмые чтения памяти Анны Мачинской (Старая Ладога, 21–23 декабря 2003 г.) / Научн. ред. Д. А. Мачинский. СПб.: Издательство СПб ИИ РАН «Нестор‑История», 2004. С. 361–362.

О Ладоге и первоначальной Руси // Старая Ладога. Первая международная археологическая экспедиция‑школа / Отв. ред. А. Н. Кирпичников. СПб: ИПК «Вести», 2004. С. 46–69.

 

2008

Город феаков на острове Схерия («Одиссея») и город Акротири на острове Каллиста‑Фера‑Санторини (Спиридон Маринатос) // Боспор и Северное Причерноморье в античную эпоху. Материалы юбилейного международного круглого стола, посвященного 10‑летию конференции «Боспорский феномен». СПб., 2008. С. 9–22.

 

2009

Некоторые предпосылки, движущие силы и исторический контекст сложения Русского государства в середине VIII – середине XI в. // Сложение русской государственности в контексте раннесредневековой истории старого света. Материалы Международной конференции, состоявшейся 14–18 мая 2007 года в Государственном Эрмитаже. Труды государственного Эрмитажа, XLIX. СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2009. С. 460–538.

Остров Кирки и изображения на келермесском ритоне, преддверье Аида и древнейшая греческая расписная керамика в Северном Причерноморье (по «Одиссее» и археологическим материалам) // Боспорский феномен. Искусство на периферии античного мира. Материалы международной научной конференции / Отв. ред. В. Ю. Зуев. СПб.: Нестор‑История, 2009. С. 319–355 (совместно с В. Т. Мусбаховой).

Марк Борисович Щукин // Сообщения ГЭ. Вып. LXVII. СПб., 2009. С. 183–185 (совместно с С. В. Воронятовым).

 

2010

О времени, обстоятельствах и смысле появления сарматских тамг на германских копьях // Германия‑Сарматия II. Калининград; Курск, 2010. С. 57–75 (совместно с С. В. Воронятовым).

 

2011

Рыцарь познания // Европейская Сарматия. Сборник, посвящённый Марку Борисовичу Щукину. По материалам конференции, проведённой в рамках XIV чтений памяти Анны Мачинской (Старая Ладога, 26–27 декабря 2009 г.) / Научн. ред. Д. А. Мачинский. СПб.: Нестор‑История 2011. С. 3–15.

Предисл. к статье: М. Б. Щукин, Д. А. Мачинский, С. В. Воронятов «Готский путь», плодороднейшие земли Оium и вельбаркско‑черняховское поселение Лепесовка // Европейская Сарматия. Сборник, посвященный Марку Борисовичу Щукину. По материалам конференции, проведенной в рамках XIV чтений памяти Анны Мачинской (Старая Ладога, 26–27 декабря 2009 г.) / Научн. ред. Д. А. Мачинский. СПб.: Нестор‑История 2011. С. 245.

«Готский путь», плодороднейшие земли Оium и вельбаркско‑черняховское поселение Лепесовка // Европейская Сарматия. Сборник, посвященный Марку Борисовичу Щукину. По материалам конференции, проведенной в рамках XIV чтений памяти Анны Мачинской (Старая Ладога, 26–27 декабря 2009 г.) / Научн. ред. Д. А. Мачинский. СПб.: Нестор‑История 2011. С. 246–291 (совместно с М. Б. Щукиным и С. В. Воронятовым).

Послесловие // Европейская Сарматия. Сборник, посвященный Марку Борисовичу Щукину. По материалам конференции, проведенной в рамках XIV чтений памяти Анны Мачинской (Старая Ладога, 26–27 декабря 2009 г.) / Научн. ред. Д. А. Мачинский. СПб.: Нестор‑История 2011. С. 383–384.

Время основания поселения Борисфен на острове Березань и древнейшие этапы освоения эллинами северных берегов Понта // Боспорский Феномен. Население, языки, контакты. Материалы научной конференции. СПб., 2011. С. 408–421.

 

2012

О прародине славян в I–V вв. и об этносоциуме русь/rōs в IX в. (чрезвычайно развернутый комментарий к некоторым сообщениям «Баварского географа») // Истоки славянства и Руси. Сборник статей по материалам X чтений памяти Анны Мачинской (Старая Ладога, 24–25 декабря 2005 г.) / Научн. ред. Д. А. Мачинский. СПб.: Нестор‑История, 2012. С. 25–127, 134–165.

 

2014

Сага об Анне. СПб., 2014.

Составитель Л. М. Всевиов (с дополнениями)

 


[1] Русский Север: Проблемы этнографии и фольклора. Л., 1981. Здесь и далее под звездочкой примеч. ред.

 

[2] Мы отнюдь не забываем о четко выраженной во многих индоевропейских религиоз‑но‑мифологических системах связи коня с верхним миром и огненным началом. В данном случае мы выявляем те соотношения внутри древнерусской языческой системы, которые увязывают коня с элементами змей – вода – скот. Возможно, это специфика славян и древних русов, которые не сражались верхом, на коне (I–X вв.), а использовали его лишь как средство передвижения. Отсюда некоторая отчужденность образа коня в языческую эпоху от образа героя‑воина и его верховного покровителя – бога‑громовника.

 

[3] В целях единообразия принимается написание лексемы «Дунай» в фольклорных текстах с прописной буквы, хотя в большинстве случаев эта лексема отнюдь не является именем собственным.

 

[4] Северная Русь и ее соседи в эпоху раннего средневековья: Межвузовский сборник / Ответственный редактор А. Д. Столяр. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1982. С. 7–24.

 

[5] Русский Север. Проблемы этнокультурной истории, этнографии, фольклористики / Ответственные редакторы Т. А. Бернштам, К. В. Чистов. Л.: Наука / Ленинградское отделение, 1986. С. 3–29.

 

[6] Турунт и Хесин на карте Птолемея являются крайними реками на северо‑востоке, впадающими в Венедский залив (Ptol. Geog. III 5, 2), см. также Europa, 8. Karte в: Ptolemaios Handbuch der Geographie. Basel, 2006. 2. Teilband.

 

[7] ПВЛ 1950а: 11. Есть основания считать, что рассказ ПВЛ о расселении славян с Дуная, «где есть ныне Угорьска земля и Болгарска», был записан не позже начала XI в. (так как в 1018 г. «Болгарска земля» надолго вошла в состав «Греческой земли») и содержался уже в раннем новгородском летописании, поскольку в этом рассказе о словенах ильменских сказано больше, чем о других этногруппах славян, а в ПВЛ по CI, HIV, HV еще и прибавлено: «и посадиша собе старейшину Гостомысла».

 

[8] Единственный текст, помещающий словен в Приладожье в IX в., – это вариант ПВЛ по И, Р, А: Рюрик, Синеус и Трувор «приидоша к Словеном пьрвое и срубиша город Ладогу и седе старейший Ладозе Рюрик <…>. По двою же лет <…> прия Рюрик власть всю один и пришьд к Илмерю и съруби город (городок) и прозваша и Новъгород». Текст этот, как считал А. А. Шахматов, появился при последней редакции ПВЛ, последовавшей после поездки ее автора в 1114–1116 гг. в Ладогу, где он и услышал ладожский вариант «сказания о призвании князей». Этот вариант противоречит утверждению НI м и первых редакций ПВЛ об изначальном основании Новгорода словенами и о том, что Рюрик изначально «сел» в Новгороде. Естественно, в 1114–1116 гг. среди населения Ладоги уже преобладали потомки словен, что и позволило летописцу считать, что Рюрик «сел» в Ладоге среди словен. В любом случае текст говорит не о первоначальном заселении, а о ситуации после изгнания насильников‑варягов в 862 г., когда Ладога действительно могла быть захвачена словенами.

 

[9] Приношу благодарность А. С. Герду и А. А. Александрову, указавшим мне на эти топонимы.

 

[10] Анализ данных Татищева произведен в курсовой работе А. Д. Мачинской «О происхождении некоторых татищевских сведений», выполненной на кафедре археологии ЛГУ в 1983 г.

 

[11] Культура Русского Севера / Отв. ред. К. В. Чистов. Л.: Наука / Ленинградское отделение, 1988. С. 44–58 (совместно с А. Д. Мачинской).

 

[12] Тихвинский сборник. По материалам историко‑географической конференции [ «Прошлое и настоящее Тихвинского края» (ноябрь 1987 г.)]. Вып. 1. Археология Тихвинского края / Научный редактор выпуска Г. С. Лебедев. Тихвин: Тихвинская типография Ленуприздата, 1988. С. 90–103.

 

[13] На происхождение обеих грамот из одной усадьбы обратил наше внимание А. Е. Мусин.

 

[14] Приносим благодарность В. А. Назаренко и О. И. Богусловскому за ценные консультации по этой теме.

 

[15] Подробно рассматриваемый комплекс проанализирован в дипломных работах студентов исторического ф‑та ЛГУ О. И. Богуславского и Д. Л. Яблоника.

 

[16] Современное финноугроведение. Опыт и проблемы. Сборник научных трудов / Отв. ред. О. М. Фишман. Л.: ГМЭ, 1990. С. 110–120.

 

[17] Как оказалось, предложенная нами в 1986 г. этимология имеет предшественников в лице Г. Ф. Миллера (XVIII в.) и Болховитинова (1831: 3).

 

[18] Нужно ли подчеркивать, что понятия «нижний» и «верхний» здесь не несут како‑го‑либо оценочного характера, что все уровни одинаково важны в системе государства, что в других местах Европы эти же этногруппы занимали другие социальные уровни?!

 

[19] Швеция и Санкт‑Петербург. Первый научный семинар 30 сентября 1995 года. Эрмитажный театр: тексты докладов / Редактор Б. В. Останин. СПб., 1995. С. 14–23.

 

[20] Интересную гипотезу предложил в частной беседе Б. В. Останин, который возводит к названию «Великая Швеция» известное выражение «Великая (mikla) и святая (Svíþjо́ð) Русь», т. е. фактически этимологизирует его как «Великая Шведская Русь». Свою гипотезу он мотивирует упомянутой в данной статье «особой соотнесенностью Великой Швеции с областью божественного». После христианизации Руси эта соотнесенность, поддержанная фонетической близостью слов Svíþjо́ð и «святой», вполне могла закрепиться в самоназвании «Святая Русь».

 

[21] Политический и религиозный контекст Невской битвы недавно, в 1990–1991 гг., заново рассмотрен в работах шведской исследовательницы Г. Нордстранд и датского ученого Й. Линда (Nordstrandh 1990; Lind 1991).

 

[22] Вопросы истории Европейского Севера / Межвузовский сборник. Петрозаводск: ПГУ, 1989. С. 128–145 (совместно с Т. Н. Джаксон).

 

[23] В «Саге о Хрольве Пешеходе» дважды встречается топоним Áluborg (Gaungu‑Hrо́lfs saga 1830: 248, 322). Г. В. Глазырина не усматривает тождества между топонимами Álaborg и Áluborg (Древнерусские города: 175, примеч. 13). Традиционным является противоположное мнение, однако, если Ф. Р. Шрёдер (Hálfdanar saga Eysteinssonar: 93), а вслед за ним и Б. Клейбер (Kleiber 1957) полагают, что автор «Саги о Хальвдане» заимствовал этот топоним из известной ему «Саги о Хрольве Пешеходе», то мы склонны разделять мнение Г. Шрамма (Schramm 1982), рассматривающего в качестве первичной форму Álaborg.

 

[24] «На Онежском озере» (Ellis Davidson 1976: 41); «к северу или к востоку от Ладоги» (Holmberg 1976: 176); «возможно, городище Лоппоти на северо‑западном берегу Ладожского озера» (Лебедев 1985: 187). Один из авторов настоящей статьи должен отказаться от своего прежнего взгляда на Álaborg «Саги о Хальвдане» как на «литературный» дубликат датского Ольборга – Алаборга саг (см.: Глазырина, Джаксон 1986: 113).

 

[25] Заметим, что «воронья» топонимия издревле характерна для Волховской губы: чуть северо‑восточнее устьев Волхова и Сяси в губу впадает речка Воронега (Воронаи), к которой отступили шведы во время их нападения на Ладогу в 1164 г. (НПЛ 1950: Синод. сп.: 31; Комис. сп.: 218).

 

[26] Как явствует из логики военных действий, вероятно, именно Птинов под именем «островлець» упоминается в летописном рассказе о нападении еми на Приладожье в 1228 г. (НПЛ 1950: Синод. сп.: 65) и под именем «остров» в рассказе «Хроники Эрика» о нападении на Приладожье шведов в 1300 г. (Рыдзевская 1978: 114–115, 120).

 

[27] Авторы приносят благодарность В. А. Булкину, В. А. Назаренко и О. Богуславскому за дополнительные сведения о древнерусских археологических памятниках на Сяси.

 

[28] Река Суна, прежде чем образовать Кивач, протекает через Сундозеро. В силу обычной в Фенноскандии дублированности названия озера и протекающей реки можно полагать, что «сунд» и «суна» представляют разные огласовки одного корня. Поскольку оба эти названия никак не этимологизируются на саамской, карельской или русской языковой основе, их, по‑видимому, следует связать со скандинавским sund – «пролив».

 

[29] Авторы благодарят А. М. Спиридонова за возможность воспользоваться материалами, собранными и систематизированными в его диссертации.

 

[30] Дата появления ладьевидных браслетов в Приладожье определена в курсовых работах студентов ЛГУ О. Богуславского и Д. Яблоника.

 

[31] Европа – Азия: проблемы этнокультурных контактов: К 300‑летию Санкт‑Петербурга / Ответственный редактор Г. С. Лебедев. СПб.: МАЭ РАН; Центр «Петроскандика» НИИ КСИ СПбГУ, 2002. С. 23–46 (в соавторстве с М. В. Панкратовой).

 

[32] Перевод выполнен М. В. Панкратовой и Ю. Полуэктовым при участии И. Б. Губанова и В. О. Казанского под редакцией Ю. К. Кузьменко.

 

[33] Первый, краткий вариант этого исследования см.: Мачинский, Панкратова 1996; Панкратова 1996.

 

[34] «Воронья» топонимика издревле характерна для Волховской губы: чуть северо‑восточнее устьев Волхова и Сяси в губу впадает река Воронаи (Воронега), к которой отступили шведы после их неудачного нападения на Ладогу в 1164 г. (НПЛ 1950а: 31, 218).

 

[35] Во втором случае в рукописи стоит Basagauzsida, которое по аналогии с первым текстом восстановлено как Balagardssida (Джаксон 1994: 40, 42, 251, 257).

 

[36] Старая Ладога. Древняя столица Руси: Каталог выставки / Науч. ред. Б. С. Короткевич. СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2003. С. 11–35. Статья дополнена некоторыми пассажами и ссылками из опубликованной годом ранее работы «Почему и в каком смысле Ладогу следует считать первой столицей Руси» (Мачинский 2002а), с которой они практически представляют один и тот же текст, обращенный к разным аудиториям.

 

[37] Поэтому вывод Цукермана о том, что «попытки текстологически обосновать первичность „ладожской“ версии неубедительны», просто повисает в воздухе (Zuckerman 2000: 114).

 

[38] По другим спискам восстанавливается грамматически правильное чтение: «и прозва и Новьгород».

 

[39] Для определения поздней границы жизни в сооружениях яруса IV чрезвычайно важна хозяйственная постройка IIВ, сооруженная не ранее 838 г. Поскольку она не погибла в пожаре, а закончила свое существование естественным путем, следует полагать, что она дожила по крайней мере до конца 840‑х гг.

 

[40] Ладога и Глеб Лебедев: Восьмые чтения памяти Анны Мачинской (Старая Ладога, 21–23 декабря 2003 г.): Сборник статей / Науч. ред. Д. А. Мачинский. СПб.: Издательство СПб. ИИ РАН «Нестор‑История», 2004. С. 207–227 (совместно с В. С. Кулешовым). Вступительная часть статьи, освещающая историю открытия и отзывы на него в литературе, целиком принадлежит Д. А. Мачинскому.

 

[41] Краткая, но адекватная характеристика дана Г. С. Лебедевым населению этого района и в другой работе: «Южное Приладожье в летописную эпоху, видимо, занимали в западной [восточной, описка Г. С. Лебедева. – Д. М. ] части (междуречье Сяси – Паши – Ояти) засвидетельствованные отечественными и иноземными письменными источниками „колбяги“, таинственный плод финноскандинавского синтеза [Мачинский 1989]» (Лебедев 2001: 32). Год статьи в ссылке Г. С. Лебедева указан неточно, правильно – [Мачинский 1988].

 

[42] Такой работы в действительности нет – хотя есть статья, у которой лишь название претендует на рассмотрение этого вопроса (Назаренко 1979).

 

[43] За исключением сопок на Сяси, перекликающихся с сопками «руси» Поволховья, и одновременного им городища у с. Городище (750–930‑е гг.), убедительно отождествленного с Алаборгом/Алуборгом скандинавских саг и упоминающегося в них в паре с Альдейгьей/Ладогой. К слову, Алаборг, наряду с «погостом в Колбегах», – второй древний скандинавский топоним в бассейне Сяси, существовавший на территории и, частично, в хронологических границах приладожской курганной культуры (о соотношении «погоста в Колбегах» с этой культурой см. в соответствующем месте настоящей статьи).

 

[44] Базовая работа о колбягах 1988 г. опубликована в этом томе, см. выше.

 

[45] Munch 1875: 437–444; Miklosich 1887; Брим 1929; Рыдзевская 1930; Briem 1929; Vasmer 1929; Stender‑Petersen 1933; Ekblom 1933.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.213.128 (0.196 с.)