Беседа с классом с элементами пересказа и словесного рисования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Беседа с классом с элементами пересказа и словесного рисования.



— Расскажите, какое впечатление оставило у вас «Житие Александра Невского» после прочтения. Можете ли вы объяснить, почему оно произвело такое впечатление? Попытайтесь дать оценку своим чувствам и впечатлениям.

— Как начинается «Житие...»? Почему автор произведения говорит о себе: «Я, ничтожный, многогрешный и неразумный, решаюсь писать житие...»?

(Во-первых, это уже ставшее Традиционным вступление автора к тексту жития; во-вторых, автор противопоставляет себя — обыкновенного человека и грешного раба Божия — святому князю Александру, поэтому и объясняет, что и слышал о нем от отцов своих, и «был самовидец деяний его, потому и рад поведать о честной и славной жизни его». Таким образом текст жития приближается к читателю: описываемое воспринимается как однозначно достоверное, реальное, виденное самим автором.)

— С кем сравнивает автор «Жития...» юного Александра Ярославича?

(На момент битвы со шведами ему было всего 20 лет! Сравнивается князь Александр с великим полководцем Александром Македонским, в юности прославившимся своими подвигами.)

— Для чего даются такие сравнения?

(Во-первых, сравнение с библейскими персонажами дано, чтобы показать необычность князя, его Богоизбрáнность, с юности явленное отличие и от простых людей, и от других князей. Во-вторых, представлен традиционный для литературы Средневековья зачин — связь с литературными традициями Византии и Эллады, потом Рима.)

— Как рассказывается о приходе Ливонского ордена в Прибалтику и на Русские земли? Какова здесь доля фантастики? Есть ли здесь художественные допущения и обобщения? Какова связь с фольклором?

— Как вы думаете, почему и магистр Ливонского ордена, и шведский король не имеют в «Житии...» собственных имен? Случайно ли это? Чем обусловлено?

(Высокая доля обобщения, как в фольклоре, — просто царь или просто король, пришедшие «воевать Русскую землю».)

— Как, по-вашему, почему юный князь перед решающей битвой пошел в храм Святой Софии?

(Во-первых, у всех православных христиан в обычае испрашивать благословение на деяния; во-вторых, Александру и по молодости лет, и по малочисленности его войска, его оснащению и подготовке, в противовес рыцарям-воинам, не на кого было надеяться, кроме как на Волю Божию и Его помощь.)

— О чем просит Александр Господа в своей молитве? На чем делает акцент — на желании победы и славы или на желании победы над оккупантами?

— Какие слова князя Александра Невского стали крылатыми?

(«Не в силе Бог, но в правде».)

— Для чего в повествование введен образ крещеного язычника Пелгусия? Случайно ли он помогает русскому князю?

(Конечно же, не случайно. Во-первых, Пелгусий — православный, поэтому он призван постоять за веру, так как Господь Своих сынов и дочерей рано или поздно призывает постоять за веру: проверяется истинность и искренность веры самого христианина. Во-вторых, Пелгусий — бывший прибалтийский язычник (скорее всего, из угро-финского племени ижора); все прибалтийские народы и племена испокон веков жили рядом со славянами и русичами, языческий мир их объединял, поэтому, несмотря на периодические войны и набеги, все эти народы друг друга хорошо понимали, часто вступали в дружеские, воинские и семейные союзы. Немецкие рыцари-крестоносцы были для них народом чуждым, идеология — враждебной, а помыслы просматривались явно — завоевание чужих земель, уничтожение или порабощение местного населения. В данной ситуации русские выступали соратниками и защитниками балтийских и угро-финских народов Прибалтики.)

— Как вы полагаете, почему в видении Пелгусия фигурируют святые князья-мученики Борис и Глеб? Обоснуйте свой ответ.

(Святые мученики Борис и Глеб покровительствуют православным воинам, поэтому Богу и им молится князь Александр — они и приходят ему на помощь.)

— Почему князь Александр попросил Пелгусия никому не рассказывать о видении? Князь чего-то боялся или не хотел обнадеживать своих воинов?

— Почему затем так кратко, лаконично сказано о самой битве и победе русских? Что здесь является главным для рассказчика?

(Вера в Господа и Его Волю, молитва Александра — Воля Божия — послание Божественных Защитников — Победа.)

— Расскажите о шести помощниках князя Александра — «мужах храбрых». Что подчеркивается в их характерах и поведении? Для чего именно?

— Что мы можем сказать о национальном составе дружины князя Александра? Для чего даны имена «шести мужей храбрых»?

(Гаврила Алексич — по имени-отчеству явно русский и православный: «Божьею милостью он вышел из реки невредим и снова бросился на врагов».

Збыслав Якунович — либо серб, либо поляк на православных (восточные области Польши с Х века — православные вотчины). Новгород всегда славился своей толерантностью: это был многонациональный торговый город, в котором терпимо относились к людям любой национальности или народности, спрашивали не «Кто ты по национальности?», а «Какой ты веры?». Новгородцы всегда были хорошими воинами и защитниками Русских земель.

Яков-полочанин, здесь две трактовки: либо крещеный Яков (имя из Святцев) был из Полоцкого княжества, либо он был потомком половцев — тюркских племен, пришедших на Русь из Прикаспийских степей.

Миша-новгородец, опять подчеркивается принадлежность героя к городу-государству, многонациональному объединению. Возникает вопрос: почему Миша, а не Михаил? Возможно, он еще достаточно юн, а может быть, крещен недавно, поэтому откликается на уменьшительное имя, скорее всего, созвучное с его именем языческим (угро-финским, балтийским, тюркским и т. п.).

Савва — русское православное имя. Подчеркивается, что он «из младшей дружины», т. е. молод и, скорее всего, не потомственный воин-дружинник.

Ратмир — тюркское имя, но он, как и отрок Георгий, защищавший своего князя Бориса, защищал православного князя Александра, будучи его слугой.

Вспомните: отрок Георгий пытался собою заслонить любимого князя Бориса, когда на того напали подосланные Святополком Окаянным убийцы. Обезглавленный труп Георгия нашли затем около шатра его братья — монахи Ефрем и Моисей. Георгий по происхождению был либо греком, либо болгарином, что не мешало ему любить своего русского князя и верно служить ему.

Отрока Георгия похоронили в одной могиле на поле боя с князем Борисом. Это потом мощи святых равноапостольных князей Бориса и Глеба были перенесены в Киев.)

— О чем говорит такой многонациональный состав дружины князя Александра? Во имя чего сражалось его войско? Говорится ли здесь что-нибудь о наемниках? Почему?

— Что подчеркивает автор «Жития...» в поведении побежденных шведов? Что его явно поразило?

(«И победил Александр короля, а остальные побежали и покидали убитых на корабли и потопили их в море».)

— Чувствуется ли осуждение в этом внешне беспристрастном повествовании? Аргументируйте свой ответ.

— Расскажите, как автор повествования говорит о причинах, приведших к другому жестокому сражению между русскими и немецкими рыцарями.

— Как вы думаете, почему Псков пал в тот же год, когда князь Александр победил шведов на реке Неве?

(Феодальная раздробленность: одна республика не пришла на помощь другой, соответственно и Новгород вовремя не пришел на помощь гордому Пскову, желающему сражаться самостоятельно.)

— Почему через два с половиной года князь Александр, уже прозванный в народе Невским, выступил на помощь Пскову?

(Все понимали необходимость защиты Русской земли и Православной веры. Именно поэтому отец Александра — князь Ярослав — прислал ему в помощь дружину во главе с младшим братом Андреем, пришли и другие дружины — все готовились к сражению, в котором решалось, быть Русской земле или не быть, быть Православной вере на западе Руси или там восстановится католицизм — вера «безбожных немцев».)

— О чем молится перед битвой князь Александр Невский?

(Александр молится не о своей победе и славе, а о том, чтобы Господь его распрю с крестоносцами рассудил по правде.)

— Опишите Ледовое побоище, увиденное глазами «самовидца» и записанное с его слов автором «Жития Александра Невского».

— Как вы думаете, почему в данном фрагменте, так напоминающем воинскую повесть, ничего не говорится о ледоходе, возникшем во время сечи? Что было главным в описании для автора?

— Как реагировали народ и духовенство на победу князя Александра Невского на Чудском озере? Кого воспевали вначале, а кого — после? Почему?

(Сначала хвала Господу, затем — исполнителям Воли Его.)

— Как вы думаете, чем поразил князь Александр хана Батыя в первый свой приезд в Золотую Орду? Обоснуйте свой ответ.

— Почему князь Александр не отомстил Батыю за разорение Суздальской земли — вотчины его меньшого брата Андрея?

(Главное — сохранить хрупкий мир, так как все русские князья еще не были готовы ни к объединению, ни к борьбе с татарами.)

— Как поступил князь Александр Невский с Суздальским княжеством?

(«После Невруева разорения князь великий Александр церкви поставил, города восстановил, людей разбежавшихся собрал в домы свои. И наполнил Бог землю его богатством и славою». Оказывается, Божию благодать и славу можно снискать не бранью, а мирным трудом во имя Господа и Земли Русской.)

— Можно ли назвать государственную политику великого князя Александра Невского мудрой? В чем заключается эта мудрость?

— Ради чего отправился князь Александр в Золотую Орду во второй раз? Так уж необходим был его приезд?

(Князь Александр, безусловно, понимал, что скорее всего в той ситуации, что сложилась, он живым из Орды не вернется, но поехал отстаивать закрепленное за русскими право неучастия в воинских походах Орды. Это подвиг самопожертвования. Именно так этот поступок восприняли и русские, и татары.)

— Какими словами описывает автор «Жития...» скорбь народа по своему любимому князю?

— Какие слова сказал митрополит Кирилл? С кем сравнивает митрополит погибшего князя, почему?

(«Разумейте, зашло солнце земли Суздальской».)

— Почему автор повествования говорит: «Отца человек может оставить, а доброго господина не может. Если бы мог, в гроб лег бы с ним»? Разве на Руси не уважали родителей? Обоснуйте свой ответ.

(Вырастая, отрок часто покидал семью, уходя либо в город обучаться ремеслу, либо в плаванье с купцами, либо в дружину к князю, а взрослые сыновья и в городе, и в деревне отделялись от родителей и жили своей семьей, часто на новом месте. Именно поэтому и говорится, что «отца человек может оставить».

Поступая на службу к князю, воин давал клятву на кресте и на мече, которую можно было отменить только «с кровью», или же князь сам отпускал воина. Тогда же постепенно и возникла формула клятвы: «Во имя Господа и господина моего», позднее — «Во имя Бога, Царя и Отечества».)

— Подумайте над тем, что заинтересовало вас в «Житии...» князя Александра Невского. Попытайтесь связно рассказать об этом.

— Каким вы представляете себе самого князя? Опишите его.

— Можем ли мы утверждать, что смерть князя Александра была подвигом во имя торжества Земли Русской? Докажите это.

— Прочитайте вопросы и задания на с. 27 учебника.

 

Работа с эпиграфом к уроку.

— Как вы поняли эпиграф к сегодняшнему уроку? Объясните подробно.

— Как эпиграф соотносится с уроком, посвященным «Житию Александра Невского»? Может быть, никак не соотносится, раз это фрагмент из «Текстов пирамид», или «Книги пирамид» (египетские надписи внутри пирамид, объединенные в один текст)?

— Согласны ли вы с этим высказыванием? Приведите примеры.

— Выполните задания по учебнику под заголовком «Поразмышляем над прочитанным».

— Как вы думаете, узнали бы мы о подвигах и деяниях великого князя Александра Невского, если бы не сохранилось несколько списков его жития?

(Конечно, есть еще и фольклор, в котором часто фигурируют тексты древнерусской литературы, пересказываемые устно. Кроме того, о победах князя Александра над шведами на реке Неве и над немецкими рыцарями-крестоносцами на Чудском озере повествуют практически все летописи, так же как о его поездках в Орду и о его гибели.)

— Придумайте свой эпиграф к данному уроку или вспомните слова, цитаты, которые могли бы стать эпиграфом.

 

7. Домашнее задание.

для всего класса:

— изучить теоретико-литературный и исторический материал на с. 26;

— читать статью учебника «Русская история в картинках» на с. 28—30;

— ответить на вопросы на с. 30.

 

Индивидуальные задания:

— составить устный рассказ на тему «О чем писали в литературных произведениях Древней Руси»;

— подготовить сообщения:

«Жанр жития в древнерусской литературе: истоки и традиции, самобытность и своеобразие» (1—2 хорошо подготовленных ученика);

«Жанровое своеобразие древнерусской повести» (по выбору учащихся);

— проиллюстрировать «Повесть о житии... Александра Невского» (по желанию).

 

ЖАНР ПОВЕСТИ

В ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.

«ПОВЕСТЬ О ШЕМЯКИНОМ СУДЕ»

 

(2 часа)

 

УРОКИ 16—17

 

Книга лучше расписного надгробья

И прочной стены.

Написанное в книге

Возводит дома и пирамиды в сердце тех,

Кто повторяет имена писцов,

Чтобы на устах была истина.

Египетские «Тексты пирамид»

 

Цели уроков:

— знакомство с жанром древнерусской повести;

— углубление представления школьников о жанровом своеобразии литературы русского Средневековья;

— развитие читательских умений учащихся;

— воспитание уважительного отношения к прошлому русского народа.

 

Форма уроков: синтетические уроки с элементами интеграции знаний по истории, культурологии и литературе, включающие в себя работу с учебником и/или сообщения учащихся, чтение фрагмента произведения, беседу о прочитанном и услышанном, работу с эпиграфом к уроку.

 

СОДЕРЖАНИЕ УРОКОВ

 

1. Проверка домашнего задания.

 

Работа с учебником.

Чтение статьи В. И. Охотникова в учебнике (с. 31—32). Беседа о прочитанном:

— Перескажите содержание статьи.

— На какие композиционные части ее можно разделить? Выделите эти части и озаглавьте.

 

ПЛАН СТАТЬИ УЧЕБНИКА

1. Возникновение и развитие демократической литературы.

2. «Повесть о Шемякином суде».

3. Содержание и идейный смысл «Повести о Шемякином суде».

4. «Печальные мысли о судьбе человека».

 

— Вспомните, где мы с вами встречались с выражением «Шемякин суд».

(В разделе «Устное народное творчество», где мы зачитывали цитату из книги Сергея Наровчатова о предании-сказке о Шемякином суде, донесшем «память о необузданном звенигородском князе Дмитрии Юрьевиче, по прозвищу Шемяка, причинившем много беспокойства Московскому государству в первой половине ХV века. Но, кроме беспокойства собственно государству, своевольный князь изрядно помытарил и потиранил простой люд. Вел он себя с ними, по словам летописи,,,яко разбойник“ “Шемякин суд” как определение всякого злонеправедного суда вошел в поговорку...»[100].)

Итак, оказывается, у «Повести о Шемякином суде» есть фольклорный и летописный источники. Как вы думаете, почему и устное народное творчество, и демократическая литература донесли до нас этот сюжет? Обоснуйте свой ответ.

 

Сообщения учащихся.

Сообщение 1. Древнерусская повесть.

Сообщение готовится самостоятельно учащимся по любому выбранному им источнику.

 

  Пóвесть древнерýсская — общее обозначение произведений древнерусской литературы, различных по своей художественной структуре; единственный общий для всех повестей признак — сюжетность, связное описание неких событий[101].  

 

В читающем и хорошо подготовленном классе дополнительно два сообщения:

Сообщение 2. Жанр жития в древнерусской литературе: истоки и традиции, самобытность и своеобразие.

 

Сообщение 3. Жанровое своеобразие древнерусской повести.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.171.121 (0.06 с.)