Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Беседа с классом с элементами пересказа и словесного рисования.
— Расскажите, какое впечатление оставило у вас «Житие Александра Невского» после прочтения. Можете ли вы объяснить, почему оно произвело такое впечатление? Попытайтесь дать оценку своим чувствам и впечатлениям. — Как начинается «Житие...»? Почему автор произведения говорит о себе: «Я, ничтожный, многогрешный и неразумный, решаюсь писать житие...»? (Во-первых, это уже ставшее Традиционным вступление автора к тексту жития; во-вторых, автор противопоставляет себя — обыкновенного человека и грешного раба Божия — святому князю Александру, поэтому и объясняет, что и слышал о нем от отцов своих, и «был самовидец деяний его, потому и рад поведать о честной и славной жизни его». Таким образом текст жития приближается к читателю: описываемое воспринимается как однозначно достоверное, реальное, виденное самим автором.) — С кем сравнивает автор «Жития...» юного Александра Ярославича? (На момент битвы со шведами ему было всего 20 лет! Сравнивается князь Александр с великим полководцем Александром Македонским, в юности прославившимся своими подвигами.) — Для чего даются такие сравнения? (Во-первых, сравнение с библейскими персонажами дано, чтобы показать необычность князя, его Богоизбрáнность, с юности явленное отличие и от простых людей, и от других князей. Во-вторых, представлен традиционный для литературы Средневековья зачин — связь с литературными традициями Византии и Эллады, потом Рима.) — Как рассказывается о приходе Ливонского ордена в Прибалтику и на Русские земли? Какова здесь доля фантастики? Есть ли здесь художественные допущения и обобщения? Какова связь с фольклором? — Как вы думаете, почему и магистр Ливонского ордена, и шведский король не имеют в «Житии...» собственных имен? Случайно ли это? Чем обусловлено? (Высокая доля обобщения, как в фольклоре, — просто царь или просто король, пришедшие «воевать Русскую землю».) — Как, по-вашему, почему юный князь перед решающей битвой пошел в храм Святой Софии? (Во-первых, у всех православных христиан в обычае испрашивать благословение на деяния; во-вторых, Александру и по молодости лет, и по малочисленности его войска, его оснащению и подготовке, в противовес рыцарям-воинам, не на кого было надеяться, кроме как на Волю Божию и Его помощь.)
— О чем просит Александр Господа в своей молитве? На чем делает акцент — на желании победы и славы или на желании победы над оккупантами? — Какие слова князя Александра Невского стали крылатыми? («Не в силе Бог, но в правде».) — Для чего в повествование введен образ крещеного язычника Пелгусия? Случайно ли он помогает русскому князю? (Конечно же, не случайно. Во-первых, Пелгусий — православный, поэтому он призван постоять за веру, так как Господь Своих сынов и дочерей рано или поздно призывает постоять за веру: проверяется истинность и искренность веры самого христианина. Во-вторых, Пелгусий — бывший прибалтийский язычник (скорее всего, из угро-финского племени ижора); все прибалтийские народы и племена испокон веков жили рядом со славянами и русичами, языческий мир их объединял, поэтому, несмотря на периодические войны и набеги, все эти народы друг друга хорошо понимали, часто вступали в дружеские, воинские и семейные союзы. Немецкие рыцари-крестоносцы были для них народом чуждым, идеология — враждебной, а помыслы просматривались явно — завоевание чужих земель, уничтожение или порабощение местного населения. В данной ситуации русские выступали соратниками и защитниками балтийских и угро-финских народов Прибалтики.) — Как вы полагаете, почему в видении Пелгусия фигурируют святые князья-мученики Борис и Глеб? Обоснуйте свой ответ. (Святые мученики Борис и Глеб покровительствуют православным воинам, поэтому Богу и им молится князь Александр — они и приходят ему на помощь.) — Почему князь Александр попросил Пелгусия никому не рассказывать о видении? Князь чего-то боялся или не хотел обнадеживать своих воинов? — Почему затем так кратко, лаконично сказано о самой битве и победе русских? Что здесь является главным для рассказчика? (Вера в Господа и Его Волю, молитва Александра — Воля Божия — послание Божественных Защитников — Победа.) — Расскажите о шести помощниках князя Александра — «мужах храбрых». Что подчеркивается в их характерах и поведении? Для чего именно? — Что мы можем сказать о национальном составе дружины князя Александра? Для чего даны имена «шести мужей храбрых»?
(Гаврила Алексич — по имени-отчеству явно русский и православный: «Божьею милостью он вышел из реки невредим и снова бросился на врагов». Збыслав Якунович — либо серб, либо поляк на православных (восточные области Польши с Х века — православные вотчины). Новгород всегда славился своей толерантностью: это был многонациональный торговый город, в котором терпимо относились к людям любой национальности или народности, спрашивали не «Кто ты по национальности?», а «Какой ты веры?». Новгородцы всегда были хорошими воинами и защитниками Русских земель. Яков-полочанин, здесь две трактовки: либо крещеный Яков (имя из Святцев) был из Полоцкого княжества, либо он был потомком половцев — тюркских племен, пришедших на Русь из Прикаспийских степей. Миша-новгородец, опять подчеркивается принадлежность героя к городу-государству, многонациональному объединению. Возникает вопрос: почему Миша, а не Михаил? Возможно, он еще достаточно юн, а может быть, крещен недавно, поэтому откликается на уменьшительное имя, скорее всего, созвучное с его именем языческим (угро-финским, балтийским, тюркским и т. п.). Савва — русское православное имя. Подчеркивается, что он «из младшей дружины», т. е. молод и, скорее всего, не потомственный воин-дружинник. Ратмир — тюркское имя, но он, как и отрок Георгий, защищавший своего князя Бориса, защищал православного князя Александра, будучи его слугой. Вспомните: отрок Георгий пытался собою заслонить любимого князя Бориса, когда на того напали подосланные Святополком Окаянным убийцы. Обезглавленный труп Георгия нашли затем около шатра его братья — монахи Ефрем и Моисей. Георгий по происхождению был либо греком, либо болгарином, что не мешало ему любить своего русского князя и верно служить ему. Отрока Георгия похоронили в одной могиле на поле боя с князем Борисом. Это потом мощи святых равноапостольных князей Бориса и Глеба были перенесены в Киев.) — О чем говорит такой многонациональный состав дружины князя Александра? Во имя чего сражалось его войско? Говорится ли здесь что-нибудь о наемниках? Почему? — Что подчеркивает автор «Жития...» в поведении побежденных шведов? Что его явно поразило? («И победил Александр короля, а остальные побежали и покидали убитых на корабли и потопили их в море».) — Чувствуется ли осуждение в этом внешне беспристрастном повествовании? Аргументируйте свой ответ. — Расскажите, как автор повествования говорит о причинах, приведших к другому жестокому сражению между русскими и немецкими рыцарями. — Как вы думаете, почему Псков пал в тот же год, когда князь Александр победил шведов на реке Неве? (Феодальная раздробленность: одна республика не пришла на помощь другой, соответственно и Новгород вовремя не пришел на помощь гордому Пскову, желающему сражаться самостоятельно.) — Почему через два с половиной года князь Александр, уже прозванный в народе Невским, выступил на помощь Пскову? (Все понимали необходимость защиты Русской земли и Православной веры. Именно поэтому отец Александра — князь Ярослав — прислал ему в помощь дружину во главе с младшим братом Андреем, пришли и другие дружины — все готовились к сражению, в котором решалось, быть Русской земле или не быть, быть Православной вере на западе Руси или там восстановится католицизм — вера «безбожных немцев».)
— О чем молится перед битвой князь Александр Невский? (Александр молится не о своей победе и славе, а о том, чтобы Господь его распрю с крестоносцами рассудил по правде.) — Опишите Ледовое побоище, увиденное глазами «самовидца» и записанное с его слов автором «Жития Александра Невского». — Как вы думаете, почему в данном фрагменте, так напоминающем воинскую повесть, ничего не говорится о ледоходе, возникшем во время сечи? Что было главным в описании для автора? — Как реагировали народ и духовенство на победу князя Александра Невского на Чудском озере? Кого воспевали вначале, а кого — после? Почему? (Сначала хвала Господу, затем — исполнителям Воли Его.) — Как вы думаете, чем поразил князь Александр хана Батыя в первый свой приезд в Золотую Орду? Обоснуйте свой ответ. — Почему князь Александр не отомстил Батыю за разорение Суздальской земли — вотчины его меньшого брата Андрея? (Главное — сохранить хрупкий мир, так как все русские князья еще не были готовы ни к объединению, ни к борьбе с татарами.) — Как поступил князь Александр Невский с Суздальским княжеством? («После Невруева разорения князь великий Александр церкви поставил, города восстановил, людей разбежавшихся собрал в домы свои. И наполнил Бог землю его богатством и славою». Оказывается, Божию благодать и славу можно снискать не бранью, а мирным трудом во имя Господа и Земли Русской.) — Можно ли назвать государственную политику великого князя Александра Невского мудрой? В чем заключается эта мудрость? — Ради чего отправился князь Александр в Золотую Орду во второй раз? Так уж необходим был его приезд? (Князь Александр, безусловно, понимал, что скорее всего в той ситуации, что сложилась, он живым из Орды не вернется, но поехал отстаивать закрепленное за русскими право неучастия в воинских походах Орды. Это подвиг самопожертвования. Именно так этот поступок восприняли и русские, и татары.) — Какими словами описывает автор «Жития...» скорбь народа по своему любимому князю? — Какие слова сказал митрополит Кирилл? С кем сравнивает митрополит погибшего князя, почему? («Разумейте, зашло солнце земли Суздальской».) — Почему автор повествования говорит: «Отца человек может оставить, а доброго господина не может. Если бы мог, в гроб лег бы с ним»? Разве на Руси не уважали родителей? Обоснуйте свой ответ.
(Вырастая, отрок часто покидал семью, уходя либо в город обучаться ремеслу, либо в плаванье с купцами, либо в дружину к князю, а взрослые сыновья и в городе, и в деревне отделялись от родителей и жили своей семьей, часто на новом месте. Именно поэтому и говорится, что «отца человек может оставить». Поступая на службу к князю, воин давал клятву на кресте и на мече, которую можно было отменить только «с кровью», или же князь сам отпускал воина. Тогда же постепенно и возникла формула клятвы: «Во имя Господа и господина моего», позднее — «Во имя Бога, Царя и Отечества».) — Подумайте над тем, что заинтересовало вас в «Житии...» князя Александра Невского. Попытайтесь связно рассказать об этом. — Каким вы представляете себе самого князя? Опишите его. — Можем ли мы утверждать, что смерть князя Александра была подвигом во имя торжества Земли Русской? Докажите это. — Прочитайте вопросы и задания на с. 27 учебника.
Работа с эпиграфом к уроку. — Как вы поняли эпиграф к сегодняшнему уроку? Объясните подробно. — Как эпиграф соотносится с уроком, посвященным «Житию Александра Невского»? Может быть, никак не соотносится, раз это фрагмент из «Текстов пирамид», или «Книги пирамид» (египетские надписи внутри пирамид, объединенные в один текст)? — Согласны ли вы с этим высказыванием? Приведите примеры. — Выполните задания по учебнику под заголовком «Поразмышляем над прочитанным». — Как вы думаете, узнали бы мы о подвигах и деяниях великого князя Александра Невского, если бы не сохранилось несколько списков его жития? (Конечно, есть еще и фольклор, в котором часто фигурируют тексты древнерусской литературы, пересказываемые устно. Кроме того, о победах князя Александра над шведами на реке Неве и над немецкими рыцарями-крестоносцами на Чудском озере повествуют практически все летописи, так же как о его поездках в Орду и о его гибели.) — Придумайте свой эпиграф к данному уроку или вспомните слова, цитаты, которые могли бы стать эпиграфом.
7. Домашнее задание. для всего класса: — изучить теоретико-литературный и исторический материал на с. 26; — читать статью учебника «Русская история в картинках» на с. 28—30; — ответить на вопросы на с. 30.
Индивидуальные задания: — составить устный рассказ на тему «О чем писали в литературных произведениях Древней Руси»; — подготовить сообщения: • «Жанр жития в древнерусской литературе: истоки и традиции, самобытность и своеобразие» (1—2 хорошо подготовленных ученика); • «Жанровое своеобразие древнерусской повести» (по выбору учащихся); — проиллюстрировать «Повесть о житии... Александра Невского» (по желанию).
ЖАНР ПОВЕСТИ В ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. «ПОВЕСТЬ О ШЕМЯКИНОМ СУДЕ»
(2 часа)
УРОКИ 16—17
Книга лучше расписного надгробья И прочной стены. Написанное в книге Возводит дома и пирамиды в сердце тех, Кто повторяет имена писцов,
Чтобы на устах была истина. Египетские «Тексты пирамид»
Цели уроков: — знакомство с жанром древнерусской повести; — углубление представления школьников о жанровом своеобразии литературы русского Средневековья; — развитие читательских умений учащихся; — воспитание уважительного отношения к прошлому русского народа.
Форма уроков: синтетические уроки с элементами интеграции знаний по истории, культурологии и литературе, включающие в себя работу с учебником и/или сообщения учащихся, чтение фрагмента произведения, беседу о прочитанном и услышанном, работу с эпиграфом к уроку.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКОВ
1. Проверка домашнего задания.
Работа с учебником. Чтение статьи В. И. Охотникова в учебнике (с. 31—32). Беседа о прочитанном: — Перескажите содержание статьи. — На какие композиционные части ее можно разделить? Выделите эти части и озаглавьте.
ПЛАН СТАТЬИ УЧЕБНИКА 1. Возникновение и развитие демократической литературы. 2. «Повесть о Шемякином суде». 3. Содержание и идейный смысл «Повести о Шемякином суде». 4. «Печальные мысли о судьбе человека».
— Вспомните, где мы с вами встречались с выражением «Шемякин суд». (В разделе «Устное народное творчество», где мы зачитывали цитату из книги Сергея Наровчатова о предании-сказке о Шемякином суде, донесшем «память о необузданном звенигородском князе Дмитрии Юрьевиче, по прозвищу Шемяка, причинившем много беспокойства Московскому государству в первой половине ХV века. Но, кроме беспокойства собственно государству, своевольный князь изрядно помытарил и потиранил простой люд. Вел он себя с ними, по словам летописи,,,яко разбойник“ “Шемякин суд” как определение всякого злонеправедного суда вошел в поговорку...»[100].) Итак, оказывается, у «Повести о Шемякином суде» есть фольклорный и летописный источники. Как вы думаете, почему и устное народное творчество, и демократическая литература донесли до нас этот сюжет? Обоснуйте свой ответ.
Сообщения учащихся. Сообщение 1. Древнерусская повесть. Сообщение готовится самостоятельно учащимся по любому выбранному им источнику.
В читающем и хорошо подготовленном классе дополнительно два сообщения: Сообщение 2. Жанр жития в древнерусской литературе: истоки и традиции, самобытность и своеобразие.
Сообщение 3. Жанровое своеобразие древнерусской повести.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.171.121 (0.06 с.) |