Беседа с классом с элементами пересказа и словесного рисования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Беседа с классом с элементами пересказа и словесного рисования



— Что это: предание или легенда? По каким признакам вы это определили? А может это повествование быть мифом?

— Как вы полагаете, о каких реальных исторических фактах повествует это предание?

(Поход Ермака в Сибирь, победы над ханом Кучумом, население Сибири русскими.)

— Для чего наши предки передавали это повествование из поколения в поколение? Какова его главная мысль?

(«Вот и появились русские на сибирской земле и посейчас живут, а добра в ней всем хватит».)

— Согласны ли вы с тем, что в данном предании есть еще одна важная мысль, которая красной нитью проходит через все повествование? Какова эта мысль?

(Патриотическое содержание текста, напрямую выраженное в словах слуги царя: «Ничего мне, царь-батюшка, от тебя не надо, а службу верную для Руси святой отслужу». И Ермак в предании царю не перечит, не боится наказания за разбойные дела, а молча идет исполнять службу цареву на благо Отечества.)

— Можно ли на основании текста данного предания представить историю освоения русскими Сибири?

— На какие композиционные части делится это произведение? Чем это обусловлено?

— Каким предстает русский царь Иван в данном предании? Персонажа какого жанра народной прозы он более напоминает?

(Сказочного царя-батюшку, часто слабовольного и нерешительного, не знающего, с кем совет держать и кого на подвиг послать.)

— Кстати, в предании не уточняется, что царь — Иван Грозный. Да и грозен ли он в этом повествовании? Обоснуйте свой ответ.

— Как вы думаете, для чего в текст предания введен образ слуги? Кого напоминает этот персонаж?

(Волшебных помощников или Ивана-дурака в волшебных сказках. Умного, но бедного крестьянина в социально-бытовых сказках. Сметливого слугу-помощника в западной средневековой литературе.)

— Что можно рассказать о самом Ермаке на основании текста данного предания?

— Почему Ермак является к царю «без поклона, в шапке»?

(«Без поклона» — не признает власти царя над собой и казаками, однако «не стал перечить царю» и отправился покорять хана Кучума во славу Родины.

«В шапке» — также знак неуважения к человеку, к которому пришел, и дома, в который вошел. К тому же все православные мужчины снимают головной убор, входя в помещение, — это знак уважения Бога, так как в красном углу каждого терема и его светлиц, дома или избы висели иконы. Ермак здесь предстает как явный нарушитель неписаных законов, однако признает неписаный закон служения своему Отечеству.)

— Мешает ли вашему восприятию произведения искажение исторических фактов и реалий, например то, что Ермака искали на Дону? Почему? Так уж важны в предании такие «исторические мелочи»? Аргументируйте свой ответ.

— Как заканчивается данное предание? Почему конец как бы смазан: быстро отмечено, что Ермак в Москву не поехал, а царь стал людей посылать в Сибирь? С чем это связано?

(Главное не это, а то, что «появились русские на сибирской земле и посейчас живут, а добра в ней всем хватит».)

 

6. Домашнее задание.

Для всего класса:

— вопросы и задания на с. 16—17.

— «Читаем, думаем, спорим... дидактические материалы по литературе. 8 класс». — С. 12—13.

 

Индивидуальные задания (по желанию и выбору учащихся):

— сочинить предание о возникновении города или поселения, его названии, об открытии новых земель, о происхождении названия какого-либо дерева или кустарника, ягоды или фрукта;

— сочинить легенду — христианскую или славянскую — на основе известных фактов (вариант: сочинить рассказ-фэнтези или повесть—фэнтези на христианской или славянской основе);

— проиллюстрировать предание «О покорении Сибири Ермаком».

 

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ

Р. П. НЕЙМАНТАС. «ПО СЛЕДАМ

СОЛНЕЧНОГО КАМНЯ»

(2 часа)

 

УРОКИ 12—13

 

Гордиться славою своих предков

не только можно, но и дóлжно.

не уважать оной есть постыдное малодушие

А. С. Пушкин

 

Цели уроков:

— знакомство учащихся с произведением на историческую тему, созданным в конце ХХ века;

— раскрытие перед восьмиклассниками специфики и художественных особенностей отечественной исторической прозы[65];

— закрепление знаний учащихся по истории Отечества;

— повторение и закрепление знаний учеников о научно-художественной литературе;

— развитие читательских умений школьников;

— пробуждение интереса к изучению географии, истории, этнографии, культурологии и литературы.

 

Форма уроков: интегрированные уроки с элементами интеграции знаний по истории, культурологии, этнографии, географии, русскому языку и литературе, включающие в себя работу с эпиграфом к уроку, слово учителя и сообщения учащихся, работу с текстом, пересказ фрагмента текста, рассказ о прочитанном дома из списка внеклассного чтения, творческую работу школьников.

 

СОДЕРЖАНИЕ УРОКОВ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.142.146 (0.007 с.)