Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Беседа с классом с элементами пересказа и словесного рисования
— Что это: предание или легенда? По каким признакам вы это определили? А может это повествование быть мифом? — Как вы полагаете, о каких реальных исторических фактах повествует это предание? (Поход Ермака в Сибирь, победы над ханом Кучумом, население Сибири русскими.) — Для чего наши предки передавали это повествование из поколения в поколение? Какова его главная мысль? («Вот и появились русские на сибирской земле и посейчас живут, а добра в ней всем хватит».) — Согласны ли вы с тем, что в данном предании есть еще одна важная мысль, которая красной нитью проходит через все повествование? Какова эта мысль? (Патриотическое содержание текста, напрямую выраженное в словах слуги царя: «Ничего мне, царь-батюшка, от тебя не надо, а службу верную для Руси святой отслужу». И Ермак в предании царю не перечит, не боится наказания за разбойные дела, а молча идет исполнять службу цареву на благо Отечества.) — Можно ли на основании текста данного предания представить историю освоения русскими Сибири? — На какие композиционные части делится это произведение? Чем это обусловлено? — Каким предстает русский царь Иван в данном предании? Персонажа какого жанра народной прозы он более напоминает? (Сказочного царя-батюшку, часто слабовольного и нерешительного, не знающего, с кем совет держать и кого на подвиг послать.) — Кстати, в предании не уточняется, что царь — Иван Грозный. Да и грозен ли он в этом повествовании? Обоснуйте свой ответ. — Как вы думаете, для чего в текст предания введен образ слуги? Кого напоминает этот персонаж? (Волшебных помощников или Ивана-дурака в волшебных сказках. Умного, но бедного крестьянина в социально-бытовых сказках. Сметливого слугу-помощника в западной средневековой литературе.) — Что можно рассказать о самом Ермаке на основании текста данного предания? — Почему Ермак является к царю «без поклона, в шапке»? («Без поклона» — не признает власти царя над собой и казаками, однако «не стал перечить царю» и отправился покорять хана Кучума во славу Родины. «В шапке» — также знак неуважения к человеку, к которому пришел, и дома, в который вошел. К тому же все православные мужчины снимают головной убор, входя в помещение, — это знак уважения Бога, так как в красном углу каждого терема и его светлиц, дома или избы висели иконы. Ермак здесь предстает как явный нарушитель неписаных законов, однако признает неписаный закон служения своему Отечеству.)
— Мешает ли вашему восприятию произведения искажение исторических фактов и реалий, например то, что Ермака искали на Дону? Почему? Так уж важны в предании такие «исторические мелочи»? Аргументируйте свой ответ. — Как заканчивается данное предание? Почему конец как бы смазан: быстро отмечено, что Ермак в Москву не поехал, а царь стал людей посылать в Сибирь? С чем это связано? (Главное не это, а то, что «появились русские на сибирской земле и посейчас живут, а добра в ней всем хватит».)
6. Домашнее задание. Для всего класса: — вопросы и задания на с. 16—17. — «Читаем, думаем, спорим... дидактические материалы по литературе. 8 класс». — С. 12—13.
Индивидуальные задания (по желанию и выбору учащихся): — сочинить предание о возникновении города или поселения, его названии, об открытии новых земель, о происхождении названия какого-либо дерева или кустарника, ягоды или фрукта; — сочинить легенду — христианскую или славянскую — на основе известных фактов (вариант: сочинить рассказ-фэнтези или повесть—фэнтези на христианской или славянской основе); — проиллюстрировать предание «О покорении Сибири Ермаком».
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ Р. П. НЕЙМАНТАС. «ПО СЛЕДАМ СОЛНЕЧНОГО КАМНЯ» (2 часа)
УРОКИ 12—13
Гордиться славою своих предков не только можно, но и дóлжно. не уважать оной есть постыдное малодушие А. С. Пушкин
Цели уроков: — знакомство учащихся с произведением на историческую тему, созданным в конце ХХ века; — раскрытие перед восьмиклассниками специфики и художественных особенностей отечественной исторической прозы[65]; — закрепление знаний учащихся по истории Отечества; — повторение и закрепление знаний учеников о научно-художественной литературе; — развитие читательских умений школьников; — пробуждение интереса к изучению географии, истории, этнографии, культурологии и литературы.
Форма уроков: интегрированные уроки с элементами интеграции знаний по истории, культурологии, этнографии, географии, русскому языку и литературе, включающие в себя работу с эпиграфом к уроку, слово учителя и сообщения учащихся, работу с текстом, пересказ фрагмента текста, рассказ о прочитанном дома из списка внеклассного чтения, творческую работу школьников.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКОВ
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.142.146 (0.007 с.) |