Слово учителя (частично под запись). Несказочная проза в русском фольклоре 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Слово учителя (частично под запись). Несказочная проза в русском фольклоре



Несказочная проза в русском фольклоре. До середины ХIХ столетия считалось, что устная народная проза существовала и бытует только в форме сказки. Иначе говоря, что сказывалось, то и называлось сказкой. Однако в процессе дальнейшего изучения фольклора учёные пришли к выводу, что эпос русского народа состоит не только из сказочной, но и из несказочной прозы.

О сказочной прозе вы знаете уже немало: много сказок слышали в раннем детстве, прочитали сами в более позднем возрасте, много нового узнали о фольклорных сказках на уроках литературы. В 7 классе более подробно вы познакомились с несказочной народной прозой, в основном с преданиями. Однако в устном поэтическом творчестве русского народа существовали также и легенды, а еще былички, бывальщины и героические сказания.

Древняя несказочная народная проза дошла до нас не в устной форме, а в записях, чаще всего летописных. Уже автор первой русской летописи счел необходимым записать ряд преданий и легенд, широко распространенных среди русского народа, тем самым признавая их достоверность. Если бы исторические предания, передававшиеся из уст в уста не были зафиксированы в летописях и фольклорных сборниках ХIХ—ХХ веков, мы бы потеряли бесценные свидетельства о прошлом, а наши представления об истории были бы скудными и неполными. Несказочная народная проза во многом помогла нам сохранить свою историческую память.

Изначально несказочную народную прозу собирали и записывали вместе со сказочной, справедливо считая, что и в той и в другой сохранилась настоящая память народа о подлинном прошлом. Начало таким записям положил врач царя Алексея Михайловича — англичанин Самюэль Коллинз, пожелавший таким образом лучше узнать страну и людей, среди которых ему предстояло жить.

Со временем написанные произведения устной народной прозы вошли в моду: их переписывали и перепечатывали, ими торговали в Москве на Красной площади[64], по ним учили детей читать.

Однако и в ХVIII, и в ХIХ, и даже в ХХ столетиях чаще всего несказочная народная проза печаталась вместе со сказочной. Чем она отличается от сказочной, ученые смогли определить только в середине ХХ века. В процессе долгого изучения они раз делили всю несказочную прозу на несколько видов: на предания, легенды и героические сказания.

Предания и легенды. Устное предание — это рассказ, в основе которого лежат реальные или вполне допустимые факты. Многие предания возникли из рассказов очевидцев конкретных исторических событий. Однако события, поразившие современников, многократно пересказываясь, постепенно удалялись от первоначальной основы, В процессе пересказывания, т.е. реальные события передавались «из уст в уста» (отсюда приставка пре- в слове предание), они обрастали вымышленными событиями, в них появлялись выдуманные действующие лица или фантастические образы. Многие устные предания постепенно стали напоминать сказки и легенды, становясь «легендарной историей народа».

 

  Предáние — это созданный устно рассказ, имеющий установку на достоверность, основное содержание которого составляет описание реальных или вполне возможных фактов. Предание сообщает сведения, представляющие интерес не для одного или нескольких людей, а для всей той общественной среды, в которой оно бытует.  

 

Вымысел в предании носит ограниченный характер. Так, например, люди всегда интересовались самым «началом» — тем, «откуда все началось»: историей своего и соседних народов, историей своего города или поселения, происхождением их названий, первых жителей и правителей. Все, что было известно, люди старались передать точно, хотя без вымысла обойтись не удавалось. А что-то просто забывалось по истечении времени. Иногда возникал слух о том, что могло быть, но на самом деле не происходило, а через некоторое время слух уже пересказывали как быль. Когда что-то казалось труднообъяснимым, объяснение домысливали, связывая его с реальными людьми, событиями, вещами. Так формировалась устная история края и народа, его населявшего.

Основой для некоторых преданий стали не рассказы об исторических событиях, а повествования о взглядах на жизнь, мир и людей конкретных исторических деятелей, реально живших людей и даже целых народов. Поэтому-то предания стали своеобразной памятью народной: они сообщают нам сведения о реальных людях и народах, реальных событиях и происхождении названий реальных, существовавших или существующих городов, сел, рек и местностей.

Отличить предания от других жанров фольклора можно еще по двум признакам. Все предания как бы обращены в прошлое, им присущ особый взгляд на прошлое с позиций более поздних времен.

Предание характеризует также объяснение в них причин возникновения и существования того или иного факта, события, вещи или географического названия.

Легéнда — это также устное повествование, в основе которого лежит фантастический рассказ, воспринимаемый слушателями в качестве достоверного, т. е. содержанием легенды является не историческое событие, не жизнь реальных людей прошлого, а нечто необыкновенное, фантастическое или мистическое. Легенды — наиболее красивые произведения устной народной прозы, среди них самыми распространенными в древности были суеверные рассказы: бывальщины и былички.

 

Легéнда, как и предание, — созданный устно рассказ, имеющий установку на достоверность, но, в отличие от предания, основным содержанием легенды является нечто необыкновенное. В легенде фантастика, чудесное находится в центре повествования, определяет обычно его структуру, систему образов и изобразительных средств.  

 

Многие предания и легенды внешне очень схожи. Порой трудно определить, где граница вымышленного и реального, но хочется надеяться, что вы сумеете отличить одно от другого, прочитав предложенные в учебнике тексты.

Суеверные рассказы. Содержание легенды и даже суеверного рассказа имеет установку на достоверность. Однако в их сюжетах фантастика, волшебное играет основную роль. При этом сами сюжеты, действующие лица и их поступки узнаваемы, близки и понятны слушателям — жизнеподобны.

В суеверных рассказах речь идет о существах народной демонологии. Чаще всего о встречах с «нечистой силой» рассказывает повествователь, где-то от кого-то услышавший об этом случае, сам, естественно, при этом не присутствовавший.

Между собой бывальщины и былички отличаются всего лишь по одному признаку.

Былúчка — это рассказ самого участника событий, встретившегося с «нечистой силой» или побывавшего в загробном мире, заколдованном царстве, как бы мы сегодня сказали, в параллельной реальности.

Бывáльщина — повествование о встрече с «нечистой силой» рассказчика, а не самого героя событий поэтому здесь еще меньше доля достоверности в рассказе. Часто «автор», или рассказчик, основывает свой рассказ на каких-то «достоверных» сведениях («еще мой дед рассказывал», «в стародавние времена говаривали», «когда мой отец был маленьким, он слушал такой рассказ» и т. п.), легендарных источниках.

Сверхъестественность описываемого как раз делала и делает суеверные рассказы столь притягательными для слушателей совершенно разного возраста.

В Средние века были также широко распространены христианские легенды, часто представлявшие собой вольную переработку евангельских сюжетов. Бытовали и чисто славянские легенды о далеком прошлом.

Вывод:

 

НАРОДНАЯ ПРОЗА

СКАЗОЧНАЯ НЕСКАЗОЧНАЯ
Волшебные сказки Предания
Сказки о животных Легенды
Социально-бытовые (новеллистические) сказки Суеверные рассказы: бывальщины; былички

 

Работа с учебником.

Чтение предания «О Пугачеве» в учебнике (с. 13) и беседа о прочитанном.

— Расскажите, что вы знаете о преданиях. Почему их иногда называют сказаниями?

— Как и почему возникли предания русского народа?

— Как вы полагаете, существовали или существуют предания у других народов? Почему? Приведите примеры.

— Какое место в предании занимает вымысел? В каких случаях в почему его использовали рассказчики?

— Чем легенды отличаются о преданий?

— Можно ли отвести суеверные рассказы к легендам? Почему?

— Мы только что прочитали текст «О Пугачеве». Можно ли этот текст отнести к преданиям русского народа? Почему? Обоснуйте свой ответ.

— Что на ваш взгляд, является в этом тексте исторической правдой, а что — художественным вымыслом? Объясните, почему вы так считаете.

— Каким настроением проникнут рассказ «О Пугачеве»? Что этим настроением и самим содержанием произведения хотел передать безымянный автор?

— Какую мысль повествования можно назвать главной? («Сошла она с престола и отдала ему стол... А сам на престоле остался. Это все точно было».)

 

Сообщения учащихся.

Сообщение 1. Многообразный и причудливый мир русских преданий.

 

Сообщение 2. Предания русского народа о восстании Емельяна Пугачева.

 

Чтение произведения.

Чтение предания «О покорении Сибири Ермаком» в учебнике (с. 14—16) по очереди или по ролям.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.190.38 (0.013 с.)