Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Слово учителя (частично под запись). Несказочная проза в русском фольклоре
Несказочная проза в русском фольклоре. До середины ХIХ столетия считалось, что устная народная проза существовала и бытует только в форме сказки. Иначе говоря, что сказывалось, то и называлось сказкой. Однако в процессе дальнейшего изучения фольклора учёные пришли к выводу, что эпос русского народа состоит не только из сказочной, но и из несказочной прозы. О сказочной прозе вы знаете уже немало: много сказок слышали в раннем детстве, прочитали сами в более позднем возрасте, много нового узнали о фольклорных сказках на уроках литературы. В 7 классе более подробно вы познакомились с несказочной народной прозой, в основном с преданиями. Однако в устном поэтическом творчестве русского народа существовали также и легенды, а еще былички, бывальщины и героические сказания. Древняя несказочная народная проза дошла до нас не в устной форме, а в записях, чаще всего летописных. Уже автор первой русской летописи счел необходимым записать ряд преданий и легенд, широко распространенных среди русского народа, тем самым признавая их достоверность. Если бы исторические предания, передававшиеся из уст в уста не были зафиксированы в летописях и фольклорных сборниках ХIХ—ХХ веков, мы бы потеряли бесценные свидетельства о прошлом, а наши представления об истории были бы скудными и неполными. Несказочная народная проза во многом помогла нам сохранить свою историческую память. Изначально несказочную народную прозу собирали и записывали вместе со сказочной, справедливо считая, что и в той и в другой сохранилась настоящая память народа о подлинном прошлом. Начало таким записям положил врач царя Алексея Михайловича — англичанин Самюэль Коллинз, пожелавший таким образом лучше узнать страну и людей, среди которых ему предстояло жить. Со временем написанные произведения устной народной прозы вошли в моду: их переписывали и перепечатывали, ими торговали в Москве на Красной площади[64], по ним учили детей читать. Однако и в ХVIII, и в ХIХ, и даже в ХХ столетиях чаще всего несказочная народная проза печаталась вместе со сказочной. Чем она отличается от сказочной, ученые смогли определить только в середине ХХ века. В процессе долгого изучения они раз делили всю несказочную прозу на несколько видов: на предания, легенды и героические сказания.
Предания и легенды. Устное предание — это рассказ, в основе которого лежат реальные или вполне допустимые факты. Многие предания возникли из рассказов очевидцев конкретных исторических событий. Однако события, поразившие современников, многократно пересказываясь, постепенно удалялись от первоначальной основы, В процессе пересказывания, т.е. реальные события передавались «из уст в уста» (отсюда приставка пре- в слове предание), они обрастали вымышленными событиями, в них появлялись выдуманные действующие лица или фантастические образы. Многие устные предания постепенно стали напоминать сказки и легенды, становясь «легендарной историей народа».
Вымысел в предании носит ограниченный характер. Так, например, люди всегда интересовались самым «началом» — тем, «откуда все началось»: историей своего и соседних народов, историей своего города или поселения, происхождением их названий, первых жителей и правителей. Все, что было известно, люди старались передать точно, хотя без вымысла обойтись не удавалось. А что-то просто забывалось по истечении времени. Иногда возникал слух о том, что могло быть, но на самом деле не происходило, а через некоторое время слух уже пересказывали как быль. Когда что-то казалось труднообъяснимым, объяснение домысливали, связывая его с реальными людьми, событиями, вещами. Так формировалась устная история края и народа, его населявшего. Основой для некоторых преданий стали не рассказы об исторических событиях, а повествования о взглядах на жизнь, мир и людей конкретных исторических деятелей, реально живших людей и даже целых народов. Поэтому-то предания стали своеобразной памятью народной: они сообщают нам сведения о реальных людях и народах, реальных событиях и происхождении названий реальных, существовавших или существующих городов, сел, рек и местностей.
Отличить предания от других жанров фольклора можно еще по двум признакам. Все предания как бы обращены в прошлое, им присущ особый взгляд на прошлое с позиций более поздних времен. Предание характеризует также объяснение в них причин возникновения и существования того или иного факта, события, вещи или географического названия. Легéнда — это также устное повествование, в основе которого лежит фантастический рассказ, воспринимаемый слушателями в качестве достоверного, т. е. содержанием легенды является не историческое событие, не жизнь реальных людей прошлого, а нечто необыкновенное, фантастическое или мистическое. Легенды — наиболее красивые произведения устной народной прозы, среди них самыми распространенными в древности были суеверные рассказы: бывальщины и былички.
Многие предания и легенды внешне очень схожи. Порой трудно определить, где граница вымышленного и реального, но хочется надеяться, что вы сумеете отличить одно от другого, прочитав предложенные в учебнике тексты. Суеверные рассказы. Содержание легенды и даже суеверного рассказа имеет установку на достоверность. Однако в их сюжетах фантастика, волшебное играет основную роль. При этом сами сюжеты, действующие лица и их поступки узнаваемы, близки и понятны слушателям — жизнеподобны. В суеверных рассказах речь идет о существах народной демонологии. Чаще всего о встречах с «нечистой силой» рассказывает повествователь, где-то от кого-то услышавший об этом случае, сам, естественно, при этом не присутствовавший. Между собой бывальщины и былички отличаются всего лишь по одному признаку. Былúчка — это рассказ самого участника событий, встретившегося с «нечистой силой» или побывавшего в загробном мире, заколдованном царстве, как бы мы сегодня сказали, в параллельной реальности. Бывáльщина — повествование о встрече с «нечистой силой» рассказчика, а не самого героя событий поэтому здесь еще меньше доля достоверности в рассказе. Часто «автор», или рассказчик, основывает свой рассказ на каких-то «достоверных» сведениях («еще мой дед рассказывал», «в стародавние времена говаривали», «когда мой отец был маленьким, он слушал такой рассказ» и т. п.), легендарных источниках. Сверхъестественность описываемого как раз делала и делает суеверные рассказы столь притягательными для слушателей совершенно разного возраста. В Средние века были также широко распространены христианские легенды, часто представлявшие собой вольную переработку евангельских сюжетов. Бытовали и чисто славянские легенды о далеком прошлом. Вывод:
НАРОДНАЯ ПРОЗА
Работа с учебником. Чтение предания «О Пугачеве» в учебнике (с. 13) и беседа о прочитанном. — Расскажите, что вы знаете о преданиях. Почему их иногда называют сказаниями? — Как и почему возникли предания русского народа? — Как вы полагаете, существовали или существуют предания у других народов? Почему? Приведите примеры. — Какое место в предании занимает вымысел? В каких случаях в почему его использовали рассказчики? — Чем легенды отличаются о преданий? — Можно ли отвести суеверные рассказы к легендам? Почему? — Мы только что прочитали текст «О Пугачеве». Можно ли этот текст отнести к преданиям русского народа? Почему? Обоснуйте свой ответ. — Что на ваш взгляд, является в этом тексте исторической правдой, а что — художественным вымыслом? Объясните, почему вы так считаете. — Каким настроением проникнут рассказ «О Пугачеве»? Что этим настроением и самим содержанием произведения хотел передать безымянный автор? — Какую мысль повествования можно назвать главной? («Сошла она с престола и отдала ему стол... А сам на престоле остался. Это все точно было».)
Сообщения учащихся. Сообщение 1. Многообразный и причудливый мир русских преданий.
Сообщение 2. Предания русского народа о восстании Емельяна Пугачева.
Чтение произведения. Чтение предания «О покорении Сибири Ермаком» в учебнике (с. 14—16) по очереди или по ролям.
|
|||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.190.38 (0.013 с.) |