Слово учителя с элементами беседы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Слово учителя с элементами беседы.



Сегодня мы снова встречаемся с современной литературой на историческую тему. И хотя повесть «По следам солнечного камня»[66] была впервые опубликована Ромуальдасом Неймантасом в 1990 году, она считается современной произведением литературы рубежа ХХ—ХХI веков.

Для живущих в этот период данная литература всегда современна.

Сегодня, как никогда, популярна литература на исторические темы: художественная, мемуарная, научно-познавательная, массовая и даже собственно научная.

Наверное, взрослым и взрослеющим хочется осмыслить историю своей страны, те или иные события, но не все и не всегда готовы к чтению и изучению научной литературы.

Потребность рождает спрос. Одним из первых произведений, отвечающих на запросы подрастающего поколения 1990-х годов, была повесть Р. Неймантаса «По следам солнечного камня».

Одна из социально-культурных функций литературы — нравственно-эстетическая — реализуется, как правило, через художественную литературу для детей и взрослых, иногда через литературу духовную, иначе говоря, религиозную, которая на данный исторический момент не является частью нравственно-эстетического постижения мира большинством народонаселения России.

Исследования последних лет показали, что на фоне нежелания читать вообще многие дети 8—13 лет, так же как и взрослые, с интересом читают литературу научно-познавательную, отдавая предпочтение ее двум разновидностям — энциклопедической литературе и научно-художественной. При этом две последние, как это ни странно, взяли на себя нравственно-эстетическую функцию художественной литературы.

Именно поэтому мы и решили сегодня на уроке познакомиться с одним из произведений научно-художественной литературы конца прошлого столетия.

Давайте вспомним, что мы знаем о научно-познавательной литературе.

Научно-познавательная литература — специфическая область искусства слова, стремящаяся в доступной и образной форме отразить те или иные факты науки, истории, развития общества и человеческой мысли, расширяющая кругозор читателя при помощи как самих научных данных, так и средств художественной образности[67].

Если художественная литература раскрывает духовные и эстетические запросы времени, тем или иным образом пытается разрешить проблемы современной действительности, отображает их в художественной форме, помогает читателю определиться в своих нравственных и эстетических предпочтениях, то познавательная литература должна удовлетворять потребности иного рода: желание совершенно разных и по воспитанию, и по образованию, и по мировосприятию читателей в доступной форме расширить свой кругозор, приобрести научные знания не из специальной литературы, к чтению и изучению которой они, как правило, еще не готовы, а из книг, понятных и доступных для восприятия человека с начальными знаниями в той или иной области науки. Ребенок чаще всего ищет в такого рода литературе ответы на свои многочисленные вопросы, читатель-ученик — дополнительный материал к изученному в школе, к докладу или сообщению.

В России, начиная с ХVIII века, вполне осознанно и целенаправленно создавалась научно-познавательная литература для детей и подростков. В 1960—1970-е годы даже возникла дискуссия по поводу классификации познавательной литературы для детей, потому что уже существовали ее разновидности: вся научно-познавательная литература в середине ХХ столетия явно разделилась на два направления — научно-популярные и научно-художественные книги.

Научно-популярная литература — разновидность научно-познавательной литературы для детей и взрослых, доступно и иллюстративно рассказывающая читателям об основах мироздания, о фактах истории и науки, достижениях человеческой мысли и дающая первичные сведения из области научного знания[68]. Мы все хорошо знаем такие книги, например объемный труд Бориса Путилова «Древняя Русь в лицах: Боги, герои, люди»[69], ставший его научным завещанием, или книгу поэта Сергея Наровчатова «Необычное литературоведение»[70], доступно и доходчиво объясняющую школьникам основы сложной науки литературоведения.

Научно-художественная литература — разновидность научно-познавательной литературы для детей и взрослых, при помощи вымысла и средств художественной образности вводящая читателей в мир науки[71]. Примером здесь может стать повествование о мальчике Томеке, путешествующем по разным континентам, в книгах А. Шклярского «Томек в стране кенгуру», «Томек на тропе войны», «Приключения Томека на Черном континенте», «Таинственное путешествие Томека», «Томек у истоков Амазонки» или книги С. Лурье «Письмо греческого мальчика», «Путешествие Демокрита».

Целью научно-популярной литературы является пробуждение познавательного интереса читателей, расширение их кругозора, а целью научно-художественной — формирование литературного воссоздающего воображения, фантазии, а также познавательного интереса читателей, расширение их кругозора и литературных предпочтений[72].

В конце ХХ — начале ХХI века научно-познавательная литература для детей и подростков уже четко подразделялась на научно-художественную, научно-популярную и энциклопедическую.

— Вспомните, что еще мы с вами узнали о научно-познавательной литературе в 7 классе. Приведите свои примеры такой литературы.

— Расскажите, каковы особенности научно-художественной литературы. Можно ли к ней отнести роман Ю. П. Вронского «Странствие Кукши за тридевять морей»? Если да, то по каким критериям?

— Относится ли к данной литературе повесть Р. П. Неймантаса «По следам солнечного камня»?

Давайте разбираться в прочитанном.

 

МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Специфика научно-художественной литературы для детей и подростков рубежа ХХ—ХХ I веков. Приобретя четкие формальные признаки, детская и подростковая научно-художественная литература рубежа ХХ—ХХI веков практически мало отличается от своих аналогов 1970—1980-х годов, более того, на данном этапе явно отмечается процесс замедления в ее развитии, а некоторые ее формо- и стилеобразующие черты внешне как бы окостенели.

Например, во второй половине ХХ века сложилась традиционная форма научно-художественной книги для детей.

1. Большинство авторов данных книг эксплуатируют жанр повести. Жанр достаточно емкий и в то же время компактный, предполагающий развитие как одной, так и нескольких сюжетных линий, а также разный объем произведений.

2. Одним из основных средств изображения здесь, как и во всем эпическом роде литературы, является повествование.

 

«Между временем действия и временем повествования существует определенное расстояние. В отношении к повествователю изображаемое выступает как прошедшее. Для повествователя (рассказчика) характерна позиция человека, вспоминающего о случившемся»[73].

 

Описания предметного мира также играют немалую роль, так как помогают воочию увидеть не только картины природы или наружность персонажей произведения, но и архитектурные сооружения, бытовой уклад и образ жизни людей далекого прошлого, разных стран и народов.

В научно-художественных произведениях доля высказываний персонажей превалирует над долей авторских рассуждений. Как правило, позицию автора выражает один из персонажей, не всегда главный, реже два или несколько.

3. При внимательном анализе компонентов предметной изобразительности можно выделить следующее. Акцент в данных книгах сделан на изображении поступков персонажей — основу повествования составляют характеристики действий героев.

Крайне редко в научно-художественной литературе можно встретить внутренние монологи персонажей, возможно, из-за того, что в большинстве своем она рассчитана на подростковый или ранний юношеский возраст, а молодые люди в основном мало склонны вчитываться и вдумываться во внутреннюю речь и, следовательно, в переживания героев произведения.

Высказывания персонажей научно-художественных книг так или иначе взаимодействуют с авторскими психологическими характеристиками, например:

 

«А´йстису всегда нравилось в кузнице. Он охотно помогал плавить металл, лить его в форму, вдавленную в землю. Ему нравилось ковать лемех, меч, брошь.

Почему, размышлял он во время работы, твердое железо боится огня, а камень не боится? Однажды он задал этот вопрос Жвáйгждикису, который умел что угодно вырезать из дерева, янтаря, даже из камня, лепить из глины.

— Железо — пришелец, а камень всегда жил здесь, — объяснил Жвайгждикис. — Пришельцы всего боятся...

Вспомнив о Жвайгждикисе, мастерская которого была расположена недалеко от отцовской кузницы, Айстис решил навестить старика. Войдя к нему, он увидел, что тот что-то вырезает.

— Жвайгждикис, эй, Жвайгждикис! — юноша подергал за рукав маленького, сморщенного старичка, который давно уже ничего не слышал. Мало кто мог с ним сговориться, только Айстис умел: они изъяснялись движениями губ и взглядами»[74].

 

Внутренние монологи персонажей и авторские психологические характеристики «как бы сливаются в несобственно-прямой речи. Это речь повествователя, пронизанная вместе с тем лексикой, семантикой, синтаксическими конструкциями речи персонажа, его интонациями, чувствами и мыслями. В несобственно-прямой речи воссоздаются слова и речевые обороты того, о ком говорится в третьем лице. Повествователь-автор здесь как бы приспосабливает собственную манеру высказывания к речевой манере своего героя»[75].

Портреты персонажей в отечественной научно-познавательной литературе, в рамках традиций реализма, близки к характеристикам действий, реже такой портрет сопровождается психологическим анализом.

Описания мира вещей служат «воссозданию социально-исторического колорита изображаемой жизни»[76], ведя свою традицию от исторических романов В. Скотта и В. Гюго и литературы реализма:

 

«...Вода падала в мраморный сосуд под высоким деревом. От сосуда мраморная тропинка вела в сверкающий покой.

Пол покоя был выложен черным блестящим камнем. Посередине его, как и во дворике, в мраморный сосуд текла кристально чистая вода. Потолок подпирали колонны из такого же искрящегося черного камня, украшенные невиданными фигурами птиц и зверей, от которых трудно было оторвать взгляд, редкими камнями, изделиями из золота и серебра»[77].

 

Пейзаж, с одной стороны, является фоном действия произведения, с другой стороны, знакомит читателя с флорой и фауной неизвестной ему местности, особенностями различных климатических зон, континентов, стран и областей. Традиционно, как и в большинстве произведений реализма середины — конца ХХ века, пейзажи в научно-художественной литературе не являются доминирующим средством освоения жизни (если только это не касается произведений о флоре и фауне, например, таких, как роман-сказка В. Г. Брагина «В Стране Дремучих Трав»), хотя пейзажи — важный компонент предметной изобразительности. Соответственно и композиция предметно-изобразительных деталей традиционно проста: пейзажи, портреты, психологические характеристики и высказывания персонажей отделены друг от друга, одно сменяет другое, «последовательно и неторопливо характеризуются то одни, то другие группы фактов, предметов, явлений»[78].

К началу ХХ века сложились разнообразные способы повествования. В научно-художественной литературе для детей и подростков взят на вооружение наиболее распространенный из них: повествователь смотрит на окружающий мир глазами одного (реже — более чем одного, если в произведении 2—3 сюжетные линии) персонажа, как бы проникаясь его чувствами и мыслями, часто точки зрения на изображаемые события автора-повествователя и персонажа совмещаются. «Совмещение точек зрения повествователя и персонажей в литературе ХIХ—ХХ веков вызвано возросшим художественным интересом к своеобразию внутреннего мира людей, а главное — пониманием жизни как совокупности непохожих одно на другое отношений к реальности, качественно различных кругозоров и идейно-нравственных позиций»[79].

4. Во многих научно-художественных повестях прошлого столетия важным композиционным элементом является вводная часть, некоторыми авторами представленная одной или несколькими главами произведения, другими данная во «Введении». Во вводной части действует рассказчик, высказывающийся от своего собственного лица. Рассказчик — наш современник, как правило ученый, от чьего имени дается научное, социальное и психологическое объяснение тех фактов, документов или событий, которые послужили толчком к научному исследованию, результатом же их и явилась изложенная далее история.

В самом повествовании рассказчик уже не действует: повествование ведется от третьего лица, т. е. от лица повествователя, именно им в основном описываются события и действия персонажей, внешние проявления их чувств и переживаний. Иногда голос повествователя сливается с голосом главного героя. В то же время оценка большинства событий, а также историко-культурологический комментарий явно даны человеком ХХ столетия.

Вводная часть — это важный художественный прием, вводящий читателя как в описываемую эпоху, так и в тот научный контекст, который дается на протяжении всего произведения. Например, введение к повести «По следам солнечного камня» Р. Неймантаса называется «Легенда о солнечном камне», оно посвящено объяснениям рассказчика, как и почему древняя хакасская легенда подтолкнула его к научным изысканиям, посвященным янтарю и его истории, чьи труды он изучал, где побывал и к каким выводам пришел.

Задача вводной части — заинтересовать, даже заинтриговать юного читателя, привлечь к научным изысканиям, доступным его возрасту, и расширить его читательский кругозор.

5. В основном композиция научно-художественных произведений проста, в ее основе четкая сюжетная линия. В повестях для старшего школьного возраста появляются вставные элементы — мифы, легенды, рассказы о народах и государствах, о географии местностей, о территориях и выдающихся людях той или иной эпохи. Так, в повести Р. П. Неймантаса «По следам солнечного камня» встречаются рассказы второстепенных персонажей или повествователя о странах и народах, а также мифы и легенды этих народов.

Реже используется авторами научно-художественных книг другой композиционный прием: иногда в произведении переплетаются две сюжетные линии — линия «современной жизни», о которой ведет речь рассказчик, и линия «прошлого», описываемая повествователем (С. Лурье «Письмо греческого мальчика».).

6. В научно-художественной литературе большую роль играют сноски. В них доступным для данного возраста и уровня интеллектуального развития образом объясняются термины, понятия, меры длины и веса, иностранные слова и их лексическое значение, этимология знакомых читателям или общеупотребительных слов. Также в сносках разъясняются некоторые социальные взаимоотношения и понятия. Велика доля сносок, в которых рассказывается о пантеоне богов того или иного языческого народа, о самом божестве или о религии. По ходу повествования в сносках даются какого-либо рода пояснения или дополнения, необходимые с точки зрения автора.

Иногда в сносках дается современное географическое название и/или объясняется, где располагается описываемая местность или географический объект.

Реже в сносках выражена точка зрения автора на тот или иной факт истории, на религиозные воззрения какого-либо народа или мировоззрение персонажа произведения, а также на те или иные достижения науки.

Однако меньше всего в сносках научно-художественной литературы для детей и подростков указывается сама литература, т. е. те произведения, на которые ссылается автор, которые изучил для написания данной повести или которые советует прочитать.

Содержание научно-художественных произведений для детей и подростков также имеет свои особенности.

1. Сюжет научно-художественных повестей, как правило, приключенческий, что соответствует интересам и предпочтениям подросткового возраста: учащиеся 5—9 классов увлекаются книгами с динамичным сюжетом, в приключенческих произведениях иного сюжета и быть не может, к тому же приключенческие произведения расширяют умственный горизонт подростков картинами жизни в далеких странах далекого прошлого, исторических событий, а также природы разных климатических зон и в различные периоды существования Земли. Например, младшие подростки воспринимают приключенческие книги как непосредственный источник жизненного опыта, предлагающий четкие поведенческие образцы, — юные читатели склонны видеть в книге хранилище опосредованного и систематизированного опыта жизни.

Большое значение учащиеся 5—9 классов придают герою-сверстнику, предпочитая, чтобы тот представлял собой либо прямой пример для подражания, либо четко очерченный негативный пример. Ясность эмоционально-оценочного восприятия, чистота оценки — важная категория для подростков. Чувство симпатии или антипатии к литературному герою читатель полностью распространяет на оценку его нравственных качеств.

2. Как правило, в научно-художественных произведениях сюжетная линия одна.

3. Главный персонаж научно-художественного произведения — обязательно положительный герой, часто носитель авторской идеи и соответственно авторских оценок и точек зрения. Таков, например, Айстис в повести Р. П. Неймантаса «По следам солнечного камня», очень похож на него герой-рассказчик Димитрий из повести А. Каждана «У стен Царьграда»[80] — в этом произведении голос рассказчика из ХI века так тесно переплетается с интонациями, мыслями и чувствами автора, что иногда забываешь, кто строит все повествование.

4. В научно-художественных повестях, как правило, один главный персонаж, вокруг которого выстраиваются второстепенные и на судьбе которого должно быть сосредоточено внимание читателя-подростка. Так или иначе все второстепенные персонажи вовлекаются в орбиту движения главного, взаимодействуют с ним, а затем уходят из нашего поля зрения.

5. Как уже отмечалось, рассказчик — наш современник — действует в вводной части, а затем появляется в самом конце произведения; рассказ в самом произведении ведется от лица повествователя. Однако в некоторых научно-художественных повестях действует рассказчик, вспоминающий о каких-то своих приключениях детства или юности, и тогда в процессе повествования постоянно переплетаются мысли, чувства и оценки юного героя и взрослого рассказчика — того же героя по истечении определенного времени.

6. Чаще всего научно-художественные книги повествуют о истории или географии, тем самым расширяя представления читателей-школьников о мире, реже о естественных науках. Эти произведения отличаются друг от друга индивидуальным стилем повествования, но их объединяет общая тема — жизнь народов Европы, Азии и Африки, далеких предков современных этносов, в различные эпохи, показанная с максимальной научной точностью и беспристрастием, а также современный мир с точки зрения различных наук.

Ценность данных произведений заключается в том, что большинство из них создали ученые с мировым именем, всю свою сознательную жизнь занимавшиеся изучением какой-то одной отрасли науки, даже ее части, и соответственно представившие детям научный взгляд на описываемое. В то же время книги эти поистине художественны, они дают образное представление о мире читателю и одновременно формируют его воссоздающее воображение и творческое мышление.

 

Работа с эпиграфом.

— Прочитайте эпиграф к данному уроку. Как вы думаете, прав ли А. С. Пушкин?

— Как вы понимаете слова поэта: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и дóлжно...»? Почему именно дóлжно? Аргументируйте свой ответ.

— Почему Пушкин неуважение к истории своего народа называет постыдным малодушием?

— Какие значения имеет слово малодушие? Приведите примеры к своему толкованию слова.

— Если толковать прямо, дословно, то это просто мало души у человека, неразвитость какая-то. Согласны ли вы с этим? Если согласны, то определите: какая неразвитость?

(Неразвитость духовная и душевная. У индивида практически нет жизни Духа, естественных движений души, вызванных окружающим миром, да и эмоциональная сфера неразвита: человек не умеет и не хочет радоваться чужим успехам, даже успехам историческим, совершенным в прошлом, не желает сочувствовать и сопереживать. В принципе для окружающих он уже мертв, так же как и для государства: подобные люди живут только для себя по принципу «моя хата с краю — ничего не знаю», главное для них — материальное благосостояние и душевный комфорт.)

— Можно ли слово малодушие трактовать как трусость? Если да, то в чем заключается эта трусость?

— Почему тогда Пушкин к такому емкому слову дает еще и не менее четкий, лаконичный эпитет — постыдный? В чем, по его мнению, заключается стыд? Обоснуйте свой ответ, приведя примеры из жизни или из художественных произведений.

— Согласны ли вы с точкой зрения А. С. Пушкина? Полностью или частично? Почему?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.175.164 (0.051 с.)