Прослушивание аудиозаписи (по выбору учителя) и беседа по впечатлениям от прослушанного. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прослушивание аудиозаписи (по выбору учителя) и беседа по впечатлениям от прослушанного.



Выбор может быть обусловлен как наличием или отсутствием тех или иных записей, так и целенаправленным изучением творчества одного из авторов-исполнителей середины — конца ХХ столетия. При этом учителем и учащимися может быть заранее подготовлена литературно-музыкальная композиция либо обзорно по всей бардовской песне, либо по творчеству одного из бардов.

 

Сообщения учащихся.

Сообщение 1. Историческое развитие жанров фольклора.

Современный городской фольклор.

 

Сообщение 2. Авторская песня (на примере одного-двух произведений любого автора).

С начала 1960-х и до 1980-х годов песни самодеятельных авторов существовали как бы полулегально (их называли авторскими, бардовскими, самодеятельными). С одной стороны, авторская песня широко распространилась по стране уже с конца 60-х годов, проникая в различные слои общества, завоевывая сердца людей разных поколений. С другой стороны, ее не жаловали ни радио и телевидение, ни фирмы грамзаписи и устроители всевозможных эстрадных концертов, ни представители прессы и книжных издательств.

На рубеже ХХ—ХХI веков ситуация резко изменилась: как все запретное и полузапретное, песни современных бардов выплеснулись на экран и эстраду, появились многочисленные публикации в прессе и издания сборников песен, книг о самих авторах и их творчестве. Но при этом круг любителей авторской песни резко сузился, ограничившись возрастными и социальными рамками (приходят на концерты и слушают бардов чаще всего люди старшего и среднего поколений, в основном интеллигенция), последователей и учеников бардов становится все меньше. Объясняется такое явление просто: изменилась страна, изменилась жизнь в странах, которые были когда-то единой державой, изменилась психология людей и их духовные и материальные запросы — «иное время — иные песни». Авторская песня отражала духовные запросы большинства людей бывшего СССР, рассказывала об их жизни и проблемах, чаяниях и мечтах, поэтому живущие сейчас барды поют уже о новой действительности, иногда изменив себе, прежним.

Полемика о том, что такое авторская песня, возникла еще в начале 60-х годов прошлого столетия, ее пик приходится как раз на 1980—1990-е годы, но сегодня уже всеми признано, что авторская песня (бардовская) — самостоятельное направление в искусстве, возникшее на стыке двух его течений — фольклора и песенного направления современной эстрады.

Придя на смену утраченным или уходящим жанрам деревенского и городского фольклора, авторская песня отражала мировосприятие в основном городских жителей середины — конца ХХ столетия, была тесно связана с их бытом, с теми или иными национальными чертами, с мечтами и устремлениями представителей различных социальных слоев.

Авторы самодеятельных песен обычно объединяют в одном лице композитора, поэта и певца, аккомпанирующего себе на каком-либо инструменте, чаще всего на гитаре, поэтому эти песни называют авторскими или бардовскими, по аналогии с песнями английских бардов Средних веков, сочинявших и исполнявших собственные песни. Авторские песни являются непосредственным откликом на события, совершившиеся на глазах автора, или раздумьями о жизни и себе самом. Однако наряду с этим формальным определением жанра существует понимание авторской песни как жанра, к отличающегося особым доверительным обращением к слушателю, личностной окраской песен, социально обусловленным мотивом их написания»[60].

Доминирующим в жанре отечественной авторской песни, по мнению большинства авторов-исполнителей и слушателей, является текст, а не музыка. Признанные зачинатели данного жанра (Б. Окуджава, В. Высоцкий, Ю. Ким, Ю. Визбор, А. Городницкий и др.) выделяли в нем два основных момента, или доминаты, — поэтическую основу и практическое назначение, являющееся формой духовного общения людей. Владимир Высоцкий говорил:

 

«...Расчет в авторской песне всегда на одно: на то, что вас, как и меня, беспокоят те же проблемы, мысли. И так же, как и мне, вам скребут по нервам и рвут душу несправедливость, людское горе... Короче, все рассчитано на доверие...»[61]

 

Чаще всего песни того или иного барда срослись с авторской интонацией, следовательно, не допускают другой трактовки, яркий тому пример — творчество Владимира Высоцкого и Булата Окуджавы. Другие же песни быстро становятся «народными», допуская различную музыкальную обработку, изменение текста и расширяя сферу своего активного бытования, — это произведения Юрия Визбора, Олега Митяева, Дмитрия Сухарева, Александра Городницкого, Новеллы Матвеевой и др.

Лирически-светлое восприятие жизни было присуще всему творчеству Юрия Визбора (1934—1984), по праву считающегося одним из основоположников авторской песни. Так же как и Булату Окуджаве, Визбору был свойствен бьющий через край оптимизм, потрясающая жажда жизни, желание сделать жизнь лучше. Наиболее ярко его жизненная позиция отражена в песне «Наполним музыкой сердца!» к (прослушивание аудиозаписи или чтение произведения):

 

Наполним музыкой сердца!

Устроим праздники из буден.

Своих мучителей забудем.

Вот сквер — пройдемся ж до конца.

Найдем любимейшую дверь,

За ней — ряд кресел золоченых,

Куда, с восторгом увлеченных,

Внесем мы тихий груз своих потерь.

«Какая музыка была,

Какая музыка звучала!»

Она совсем не поучала,

А лишь тихонечко звала.

Звала добро считать добром

И хлеб считать благодеяньем,

Страданье вылечить страданьем,

А душу греть вином или огнем...

 

Жизнь Визбора в сегодняшнем представлении олицетворяет биографию поколения 1960-х годов в не меньшей степени, чем судьба Булата Окуджавы или Владимира Высоцкого, Дмитрия Сухарева или Ады Якушевой, Александра Городницкого или дуэта Сергея и Татьяны Никитиных. Их породило одно время — «оттепель» 60-х, это же время дало поколению удивительный заряд бодрости, активности и жизнестойкости. Слова Л. П. Беленького о Юрии Визборе, который «был строг и рационален во многом: в выборе занятий и увлечений, чередовании работы и отдыха, в совмещении приятного с полезным. Он не экономил себя в творчестве, расходовал нервные клетки и запас жизненных сил, следуя грузинской поговорке:,,То, что спрятал, — то пропало, то, что отдал, — то твое”...»[62], вполне могут быть отнесены к большинству бардов-«шестидесятников», немым укором стоящих перед глазами апатичного и во всем разуверившегося поколения их детей.

Будучи рационалистом, Визбор не был ни циником, ни прагматиком, а в душе всегда оставался верен романтике юности, поэтому таким сарказмом звучит начало его песни «Деньги»:

 

Теперь толкуют о деньгах

В любых заброшенных снегах,

В портах, постелях, поездах,

Под всяким мелким зодиаком...

 

(При наличии — прослушивание этой песни в аудиозаписи.)

Установка поколения 1960-х годов на духовность, на восстановление утраченных духовных и культурных связей с предыдущими поколениями, с прошлым России, сознательное или неосознанное стремление к гармонии форм, образов, душевных движений, к гармонии в социальной жизни выражены во многих песнях Ю. Визбора («Деньги», «Струна и кисть», «Наполним музыкой сердца!», «Функция заката», «Ты у меня одна», «Здравствуй, я вернулся!», «Распахнутые ветра», «Домбайский вальс», «Вот это для мужчин», «Солнышко лесное» и др.).

(Прослушивание 1—2 песен.)

В поэзии Визбора на передний план постоянно выступает опыт его духовной жизни — это могут быть стихотворения о любви, природе или же песни-репортажи («Функция заката», «Песенный дневник Арктики», «И пять океанов Земли», «Ракетный часовой», «И до вершины бой», «Антенны ожидания полны» и др.). Например:

 

А функция заката такова:

Печаля нас, возвысить наши души,

Спокойствия природы не нарушив,

Переиначить мысли и слова.

И выяснить при тлеющей звезде,

Зажатой между солнцем и луною,

Что жизнь могла быть, в общем-то, иною,

Да только вот не очень ясно — где.

(«Функция заката», стихи Ю. Визбора и

         А. Медведенко, музыка Ю. Визбора)

 

Современники отмечали, что песни у Визбора рождались в самых неожиданных местах: в тамбуре вагона, на гребне горного хребта, за штурвалом комбайна во время уборочной страды, в мокрых палатках или на дне океана, в подводной лодке. Будучи журналистом, Визбор создавал и прозаические репортажи «с места событий», и песенные репортажи («Песенный дневник Арктики», «Военный песенник Эльбруса», «Песня-путешествие» («Я линейный летчик»), «Песни с траулера “Кострома”» и др.). Именно поэтому тематика дальних дорог и человеческого одиночества пронизывает и патриотические песни Визбора, и его песни о войне, работе, смысле жизни («Леди», «Солнышко лесное», «Домбайский вальс», «А будет это так...», «Ах, какая пропажа...» и др.).

Жизнь духовная соседствует у Визбора не только с работой, творчеством, являясь их основой, их идейным стержнем, но и с жизнью сердца. Не боясь показаться сентиментальным и смешным, поэт откровенно говорит о своих чувствах — глубоких, человечных, искренних («Ты у меня одна», «Солнышко лесное», «Здравствуй, я вернулся!» и др.):

 

Вот поворот какой

Делается рекой.

Можешь отнять покой,

Можешь махнуть рукой,

Можешь раздать долги,

Можешь любить других,

Можешь совсем уйти —

Только свети, свети!

            («Ты у меня одна»)

 

Не правда ли, напоминает пушкинское: «Я Вас любил...»? Здесь явно напрашивается эта параллель: «...Я Вас любил так искренно, так нежно, / Как дай Вам Бог любимой быть другим», — а также возникает ощущение идейной и духовной общности творчества большого поэта прошлого и народного барда середины ХХ века. Нежность и доброта, оптимизм и человеколюбие, реализм и по-юношески светлое восприятие жизни с большой долей романтики — вот те качества, которые авторская песня середины — конца ХХ века взяла у классической русской литературы и, творчески переработав, принесла нам, чтобы согреть наши «зачехленные, зажатые сердца».

 

«Юрий Визбор — личность в искусстве яркая, многогранная. Я уже не говорю о его первоклассных запоминающихся ролях в кинематографе, о его документальных фильмах для телевидения, этих коротких рассказах о трудовых буднях — всегда маленьких открытиях человеческих характеров, о его прозе...[63] Все это всегда было визборовским, органичным, — писал в 1987 году в,,Книжном обозрении” Булат Окуджава. — Но главное все-таки, с чем он вошел в наше искусство, — авторская песня, движение, одним из зачинателей которого он по праву является».

 

Установка на хорошие, глубокие по содержанию, умные и духовные песни, стремление искоренить с их помощью песни посредственные определили лидерство Визбора в движении самодеятельной песни. Именно поэтому для бардов девизом стали визборовские слова:

 

Неоконченный век

             превращается в старый,

Но не все его песни, увы,

                            хороши.

И сама по себе не играет

                                гитара,

И дана человеку, как

                        голос души...

 

(Прослушивание полной записи 1—2 песен либо вокальное исполнение учителем или учащимися.)

О Визборе можно говорить и писать бесконечно, настолько глубока и многогранна была его личность, настолько многопланово и ярко его творчество, во многом ставшее уже народным. И в чем-то можно согласиться с бардом Александром Городницким, написавшим:

 

Вместе с Юрой Визбором

Кончилась эпоха —

Время нашей юности,

Песен и стихов.

 

Но с чем-то можно и нужно поспорить:

 

Нас не вспомнят в «Избранном»:

мы писали плохо...

 

«Печальная участь первых петухов» не только породила целую эпоху бардовской песни и открыла многим людям глаза на мир и самих себя, но и помогла сформироваться воистину талантливым и самобытным поэтам, дав толчок к развитию как самой авторской песни, так и новых современных песенных жанров.

 

4. Домашнее задание.

Для всего класса:

— подобрать две-три песни бардов 1960—1980-х годов, подготовить их выразительное чтение или вокальное исполнение (по желанию);

— объяснить, почему именно эти песни затронули душу.

 

ПРЕДАНИЯ РУССКОГО НАРОДА

 

(2 часа)

 

УРОКИ 10—11

 

Это всё точно было.

«О Пугачеве»

 

Цели уроков:

— повторение и закрепление исторических и культурологических сведений, полученных учащимися на уроках истории, краеведения, МХК и литературы;

— повторение сведений по теме «Предания и легенды»;

— закрепление знаний восьмиклассников по истории России;

— углубление представления школьников о жанровом своеобразии русского фольклора;

— развитие эмоционального восприятия подростками исторического прошлого страны;

— воспитание уважительного отношения к прошлому русского народа.

 

Форма уроков: синтетические уроки с элементами интеграции знаний по истории, этнографии, культурологии, географии и литературе, включающие в себя слово учителя, работу с учебником или сообщения учащихся (возможна презентация), чтение произведений, беседу о прочитанном и услышанном.

 

СОДЕРЖАНИЕ УРОКОВ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.55.42 (0.077 с.)