Беседа с классом с элементами пересказа и словесного рисования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Беседа с классом с элементами пересказа и словесного рисования.



— Расскажите, есть ли в повести Н. М. Карамзина экспозиция. О чем в ней повествуется?

— Кто такой боярин Матвей? Что о нем рассказывает автор?

 

— Какие еще герои произведения появляются в экспозиции? Почему?

— Что рассказывает автор о взаимоотношениях царя и его советников-бояр? За какие качества ценит государь боярина Матвея?

— Как это характеризует самого царя Алексея Михайловича? Реалистичен ли образ царя или в нем присутствует элемент идеализации?

— Опишите юную боярышню Наталью. Почему ею так любуется автор произведения?

— Только ли внешне хороша боярышня Наталья?

— Расскажите, как проводила свой день русская боярышня. Почему Карамзин так подробно останавливается и на ее поступках и делах, и на ее мыслях и чувствах?

— Почему старый боярин Матвей был лучшим другом московских боярских дочерей? О чем он разговаривал с юными девами? Почему они его слушали? Обоснуйте свой ответ.

— Опишите ту Москву, которую видит в окно юная боярская дочь.

— Сильно ли отличается Москва ХVII века от нашей столицы ХХI века? Что особенно вас поразило в описании Москвы Н. М. Карамзина?

— Как вы считаете, когда происходит завязка действия в этой повести?

(«Так жила боярская дочь, и семнадцатая весна жизни ее наступила...» — с. 42.)

— Поделитесь своими мыслями и впечатлениями о языке произведения. Что вам понравилось? Что вызвало затруднения? А что кажется устаревшим? Приведите примеры из текста повести Н. М. Карамзина.

— Нравятся ли вам обращения к читателю? Почему? Что кажется нарочúто вы´спренным, искусственным?

— Можно ли тем не менее язык прозы Н. М. Карамзина назвать современным, доступным нашим современникам? Почему? Обоснуйте свой ответ.

— Чем эпитеты и сравнения Карамзина-прозаика отличаются от церковнославянского «велеречия»?

— Выберите любой абзац из прочитанного фрагмента и найдите в нем изобразительно-выразительные средства языка. Определите, как они помогают создать образ либо персонажа, либо города.

— Найдите в данном фрагменте постоянные эпитеты, лишенные реального содержания в повести.

— Отметьте здесь же сравнения, которые считаются отличительным признаком сентиментальной прозы Карамзина.

— Если вы прочитали повесть «Наталья, боярская дочь» дома, то расскажите, как произошла встреча героини со своим избранником. Как описывается будущий жених Натальи? Какие изобразительно-выразительные средства использует автор?

— Опишите переживания боярышни. Как вы думаете, для чего автор так подробно, даже многословно рассказывает о всех нюансах переживаний своей героини? Нужно ли это читателю? Если нужно, то для чего?

(Раскрывается духовный мир героини с ее душевными переживаниями — это было внове в русской литературе рубежа ХVIII—ХIХ веков. Сентиментальные чувства барышни раскрывали внутренний мир сотен таких же барышень, показывали, что и женщина может чувствовать и переживать, любить и страдать. Мужчины в ХVIII столетии утверждали, что женщина — существо второго сорта, не способная так тонко чувствовать и умно думать, как мужчина — существо высшего порядка.)

— Что говорит писатель о сердце юной девушки, имея в виду всех юных дев?

(«Но сердце красной девушки есть удивительная вещь: чем оно довольно ныне, тем недовольно завтра — все более и более, и желаниям конца нет.)

Можно ли утверждать, что Н. М. Карамзин заложил основы психологического подхода к созданию образа персонажа? Докажите свою точку зрения.

— Зачитайте эпизод первой встречи двух влюбленных в тереме Натальи (в присутствии няни). Как показана степень переживаний боярышни? Какими словами говорят влюбленные? Над чем при этом иронизирует автор?

(Тогда молодой человек начал говорить — не языком романов, но языком истинной чувствительности; сказал простыми, нежными, страстными словами, что он увидел и полюбил ее...

— Как развивается действие в повести — стремительно, динамично или замедленно, поступательно, неторопливо? С чем это связано?

— Когда действие начинает убыстряться, события меняться одно за другим?

(После объяснения молодых друг другу в любви.)

— Почему это происходит?

— Можно ли утверждать, что чувства героини показаны в движении, или, как принято говорить в литературоведении, в динамике? Изменяется ли при этом сам характер боярышни? Приведите примеры из текста.

— Как вы полагаете, почему богомольная боярышня, любящая дочь Наталья сразу же решает бежать со своим суженым? Как это объясняет автор?

(Сцена с письмом.)

— Почему старушка няня изменила своим жизненным принципам? Есть ли у автора на это свои объяснения? Как вы думаете, верны ли они психологически?

— Зачитайте эпизод в церкви. Что говорит молодым после венчания священник? Можно ли сказать, что в уста этого персонажа автор вложил свои слова, отражающие свое мировоззрение?

— Когда и где происходит кульминация действия повести?

(Венчание в загородной темной и холодной церкви.)

— Как автор рассказывает о переживаниях отца Натальи — боярина Матвея? Какие использует художественные средства, чтобы передать степень его отчаяния от потери любимой дочери?

— Чем решает заняться боярин Матвей, чтобы отмолить грехи сбежавшей дочери? Как вы можете объяснить такое его решение?

— Когда наступает развязка действия повести? Чем данный поворот событий отличается от классических литературных приемов?

(Молодой муж Натальи — боярин Алексей Любославский — отправляется на войну, чтобы победить литовцев и заслужить милость царя Алексея Михайловича. Юная жена переодевается отроком и идет с ним.)

— Для чего в повести дан рассказ о битве с литовцами? Как показан в этой битве Алексей Любославский? Как ведет себя Наталья?

— Какова концовка произведения? Почему в конце все счастливы?

(Счастливый конец характерен для сентиментального произведения.)

— Каким представлен царь Алексей Михайлович в повести Н. М. Карамзина? Почему его образ идеален?

— Какие нравственные уроки можно вынести из этого сентиментального произведения?

— Что напоминает нам концовка произведения?

(Концовку предания: «...Больше я ничего не слыхал от бабушки моего дедушки (явная ирония!);

«...Старые люди сказывали мне, что...» и т. д.)

 

5. Домашнее задание.

Для всего класса:

— прочитать и составить план статьи учебника «Поразмышляем над прочитанным...» (с. 71—75);

— проработать вопросы и задания на с. 75—76.

 

Индивидуальные задания:

— прочитать историческую повесть Н. М. Карамзина «Марфа Посадница»

— написать сочинение «Герои русской истории в зеркале литературы рубежа Х V III—ХIХ веков» (по желанию).

 

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ХIХ ВЕКА

И. А. КРЫЛОВ —

ЯРКИЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ

ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ. БАСНИ

 

(2 часа)

 

УРОКИ 24—25 [116]

 

Поэт и мудрец слились в нем воедино.

Н. В. Гоголь

 

Цели уроков:

— продолжение знакомства учащихся с жизнью и творчеством И. А. Крылова;

— раскрытие перед восьмиклассниками специфики и художественных особенностей басен И. А. Крылова;

— развитие читательских умений школьников;

— продолжение формирования навыка осмысленного выразительного чтения.

Форма уроков: синтетические уроки, включающие в себя слово учителя, работу с учебником, чтение и анализ произведений, беседу о прочитанном и услышанном.

 

СОДЕРЖАНИЕ УРОКОВ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.94.187 (0.01 с.)