Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Беседа с классом с элементами пересказа и словесного рисования.
— Расскажите, есть ли в повести Н. М. Карамзина экспозиция. О чем в ней повествуется? — Кто такой боярин Матвей? Что о нем рассказывает автор?
— Какие еще герои произведения появляются в экспозиции? Почему? — Что рассказывает автор о взаимоотношениях царя и его советников-бояр? За какие качества ценит государь боярина Матвея? — Как это характеризует самого царя Алексея Михайловича? Реалистичен ли образ царя или в нем присутствует элемент идеализации? — Опишите юную боярышню Наталью. Почему ею так любуется автор произведения? — Только ли внешне хороша боярышня Наталья? — Расскажите, как проводила свой день русская боярышня. Почему Карамзин так подробно останавливается и на ее поступках и делах, и на ее мыслях и чувствах? — Почему старый боярин Матвей был лучшим другом московских боярских дочерей? О чем он разговаривал с юными девами? Почему они его слушали? Обоснуйте свой ответ. — Опишите ту Москву, которую видит в окно юная боярская дочь. — Сильно ли отличается Москва ХVII века от нашей столицы ХХI века? Что особенно вас поразило в описании Москвы Н. М. Карамзина? — Как вы считаете, когда происходит завязка действия в этой повести? («Так жила боярская дочь, и семнадцатая весна жизни ее наступила...» — с. 42.) — Поделитесь своими мыслями и впечатлениями о языке произведения. Что вам понравилось? Что вызвало затруднения? А что кажется устаревшим? Приведите примеры из текста повести Н. М. Карамзина. — Нравятся ли вам обращения к читателю? Почему? Что кажется нарочúто вы´спренным, искусственным? — Можно ли тем не менее язык прозы Н. М. Карамзина назвать современным, доступным нашим современникам? Почему? Обоснуйте свой ответ. — Чем эпитеты и сравнения Карамзина-прозаика отличаются от церковнославянского «велеречия»? — Выберите любой абзац из прочитанного фрагмента и найдите в нем изобразительно-выразительные средства языка. Определите, как они помогают создать образ либо персонажа, либо города. — Найдите в данном фрагменте постоянные эпитеты, лишенные реального содержания в повести. — Отметьте здесь же сравнения, которые считаются отличительным признаком сентиментальной прозы Карамзина. — Если вы прочитали повесть «Наталья, боярская дочь» дома, то расскажите, как произошла встреча героини со своим избранником. Как описывается будущий жених Натальи? Какие изобразительно-выразительные средства использует автор?
— Опишите переживания боярышни. Как вы думаете, для чего автор так подробно, даже многословно рассказывает о всех нюансах переживаний своей героини? Нужно ли это читателю? Если нужно, то для чего? (Раскрывается духовный мир героини с ее душевными переживаниями — это было внове в русской литературе рубежа ХVIII—ХIХ веков. Сентиментальные чувства барышни раскрывали внутренний мир сотен таких же барышень, показывали, что и женщина может чувствовать и переживать, любить и страдать. Мужчины в ХVIII столетии утверждали, что женщина — существо второго сорта, не способная так тонко чувствовать и умно думать, как мужчина — существо высшего порядка.) — Что говорит писатель о сердце юной девушки, имея в виду всех юных дев? («Но сердце красной девушки есть удивительная вещь: чем оно довольно ныне, тем недовольно завтра — все более и более, и желаниям конца нет.) Можно ли утверждать, что Н. М. Карамзин заложил основы психологического подхода к созданию образа персонажа? Докажите свою точку зрения. — Зачитайте эпизод первой встречи двух влюбленных в тереме Натальи (в присутствии няни). Как показана степень переживаний боярышни? Какими словами говорят влюбленные? Над чем при этом иронизирует автор? (Тогда молодой человек начал говорить — не языком романов, но языком истинной чувствительности; сказал простыми, нежными, страстными словами, что он увидел и полюбил ее... — Как развивается действие в повести — стремительно, динамично или замедленно, поступательно, неторопливо? С чем это связано? — Когда действие начинает убыстряться, события меняться одно за другим? (После объяснения молодых друг другу в любви.) — Почему это происходит? — Можно ли утверждать, что чувства героини показаны в движении, или, как принято говорить в литературоведении, в динамике? Изменяется ли при этом сам характер боярышни? Приведите примеры из текста. — Как вы полагаете, почему богомольная боярышня, любящая дочь Наталья сразу же решает бежать со своим суженым? Как это объясняет автор?
(Сцена с письмом.) — Почему старушка няня изменила своим жизненным принципам? Есть ли у автора на это свои объяснения? Как вы думаете, верны ли они психологически? — Зачитайте эпизод в церкви. Что говорит молодым после венчания священник? Можно ли сказать, что в уста этого персонажа автор вложил свои слова, отражающие свое мировоззрение? — Когда и где происходит кульминация действия повести? (Венчание в загородной темной и холодной церкви.) — Как автор рассказывает о переживаниях отца Натальи — боярина Матвея? Какие использует художественные средства, чтобы передать степень его отчаяния от потери любимой дочери? — Чем решает заняться боярин Матвей, чтобы отмолить грехи сбежавшей дочери? Как вы можете объяснить такое его решение? — Когда наступает развязка действия повести? Чем данный поворот событий отличается от классических литературных приемов? (Молодой муж Натальи — боярин Алексей Любославский — отправляется на войну, чтобы победить литовцев и заслужить милость царя Алексея Михайловича. Юная жена переодевается отроком и идет с ним.) — Для чего в повести дан рассказ о битве с литовцами? Как показан в этой битве Алексей Любославский? Как ведет себя Наталья? — Какова концовка произведения? Почему в конце все счастливы? (Счастливый конец характерен для сентиментального произведения.) — Каким представлен царь Алексей Михайлович в повести Н. М. Карамзина? Почему его образ идеален? — Какие нравственные уроки можно вынести из этого сентиментального произведения? — Что напоминает нам концовка произведения? (Концовку предания: «...Больше я ничего не слыхал от бабушки моего дедушки (явная ирония!); «...Старые люди сказывали мне, что...» и т. д.)
5. Домашнее задание. Для всего класса: — прочитать и составить план статьи учебника «Поразмышляем над прочитанным...» (с. 71—75); — проработать вопросы и задания на с. 75—76.
Индивидуальные задания: — прочитать историческую повесть Н. М. Карамзина «Марфа Посадница» — написать сочинение «Герои русской истории в зеркале литературы рубежа Х V III—ХIХ веков» (по желанию).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ХIХ ВЕКА И. А. КРЫЛОВ — ЯРКИЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ. БАСНИ
(2 часа)
УРОКИ 24—25 [116]
Поэт и мудрец слились в нем воедино. Н. В. Гоголь
Цели уроков: — продолжение знакомства учащихся с жизнью и творчеством И. А. Крылова; — раскрытие перед восьмиклассниками специфики и художественных особенностей басен И. А. Крылова; — развитие читательских умений школьников; — продолжение формирования навыка осмысленного выразительного чтения. Форма уроков: синтетические уроки, включающие в себя слово учителя, работу с учебником, чтение и анализ произведений, беседу о прочитанном и услышанном.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКОВ
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.94.187 (0.01 с.) |