Средства массовой информации как способ формирования стереотипов массового сознания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Средства массовой информации как способ формирования стереотипов массового сознания.



Средства массовой информации оказывают сильное влияние на формирование общественного мнения уже на протяжении многих лет. В современном обществе СМИ являются основными манипуляторами мнения общества, которые навязывают обществу различные стереотипы.

Стоит подробно рассмотреть такие понятия как «массовое сознание» и «стереотипы». Массовое сознание появилось в научной литературе в середине века, но только в 20-30-е годы оно обрело «звание» научного термина. В современном мире массовое сознание означает – это сознание большого количества людей, масс, которая проявляется под влиянием определенных средств, в частности средств массовой информации.

В 20-е годы XX века стали появляться многочисленные теории происхождения стереотипа. Например, Г. Оллпорт подчёркивает высокоэкономичность человеческих усилий, которые направлены на знание предметов, явлений через обычное и общее как причину возникновения стереотипа. Или, например, Т.Шибутани определяет социальный стереотип как «популярное понятие, обозначающее приблизительную группировку людей, с точки зрения какого-то легко различимого признака, поддерживаемое широко распространенными представлениями относительно свойств этих людей». (ссылка)

Одними из главных стереотипов, навязываемых средствами массовой информации людям считаются гендерные стереотипы. [3]

Гендерные стереотипы – это сложившиеся в обществе общие представления или убеждения о поведении женщин и мужчин в различных местах или ситуациях. В большинстве случаев гендерные стереотипы в СМИ можно встретить на телевидении, телевизионной рекламе, различных семейных сериалах, где женские персонажи выступают в качестве домохозяек или бизнес – women. В таких ситуациях женщины имеют большое преимущество над мужчинами. Роль мужчины больше представлена в более низком свете. Они инфантильны, принимают лидерство женщин, «переступая через себя и свое эго». К таким сериалам можно отнести, например, «СашаТаня», «Воронины», «Кухня» и так далее.

Также стереотипами, которые чаще всего нам навязывают СМИ, являются политические, этнические, религиозные.

Политическими стереотипами считаются некоторые шаблоны, которые создают определенное мнение в адрес политических деятелей. Как правило, в новостях мы слышим информацию о военных действиях, конфликтах между правителями разных стран. Например, на протяжении продолжительного времени информация в официальных СМИ умалчивала факт о том, что в Чечню внедрялись крупнейшие российские формирования. Вместо этого были рассмотрены ничем не примечательные детали хода кампании. Таким образом, можно сделать вывод о том, что, пользуясь политическими стереотипами, СМИ умышленно пытается скрывать реальный ход военных конфликтов или преувеличивать государственные достижения и победы.

Этнические стереотипы показывают отношение к той или иной этнической группе людей. Утверждения журналистов в СМИ о каких-либо недостатках какой-нибудь этнической группы, менталитете, складе ума о специфичных чертах стиля жизни и поведения формирует одну из главных форм выражения негативных этнических стереотипов. 

Стоит отметить некоторые важные факторы, которые влияют на медиаобраз:

 

- личные взгляды журналиста

 

- формат самого издания, редакционная политика

 

- социальные стереотипы

 

Исследователи многих стран считают, что сообщение не может абсолютно точно нейтральным. Оно при любых обстоятельствах отражает индивидуальное сознание журналиста, особенности социального контекста, показывает преимущества его издания и, конечно, влияет на общественное мнение, тем самым создает некие стереотипы.

Насаждение стереотипа человека-приобретателя, обладателя вещей, символизирующих его богатство и процветание, – характерная черта рекламы в СМИ.       

Таким образом, создается способ управления жизнью через сознание, которое наполняется смысловыми матрицами, оживающими в нужных идеях и образах. Наполнение, структурирование, организация сознания становится специальным видом властных технологий: меняя одну матрицу на другую, можно заменить содержание «жизни», протекающей в заданных матрицей рамках.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.100 (0.006 с.)