Формирование коммуникативного поведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование коммуникативного поведения



Рабочая программа по коррекционному курсу «Формирование коммуникативного поведения» для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (далее – РАС) 2 класса составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, от 19 декабря 2014 г. № 1598; адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.2).

Вследствие крайней неоднородности состава детей с РАС диапазон различий в требуемом уровне и содержании их программ обучения должен быть максимально широким, каждый педагог, ориентируясь на примерное содержание рабочих программ, адаптирует их к особенностям конкретного обучающегося с РАС, исходя из его индивидуальных особенностей. Даже наиболее благополучные дети с РАС нуждаются в специальной поддержке, гарантирующей удовлетворение их особых образовательных потребностей.

Необходимо учитывать особые образовательные потребности детей с РАС, зафиксированные в примерных АООП при проведении уроков:

для детей, не получивших опыта дошкольного образования, в начале обучения возникает необходимость постепенного и индивидуально дозированного введения ребенка в ситуацию обучения в классе.

необходима специальная поддержка детей (индивидуальная и при работе в классе) в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации: обратиться за информацией и помощью, выразить свое отношение, оценку, согласие или отказ, поделиться впечатлениями;

необходимо создание особенно четкой и упорядоченной временно-пространственной структуры уроков и всего пребывания ребенка в школе, дающее ему опору для понимания происходящего и самоорганизации;

необходима специальная работа по подведению ребенка к возможности участия во фронтальной организации на уроке: планирование обязательного периода перехода от индивидуальной вербальной и невербальной инструкции к фронтальной; в использовании форм похвалы, учитывающих особенности детей с РАС и отработке возможности адекватно воспринимать замечания в свой адрес и в адрес соучеников;

в организации обучения такого ребенка и оценке его достижений необходим учёт специфики освоения навыков и усвоения информации при аутизме особенностей освоения «простого» и «сложного»;

необходима специальная коррекционная работа по осмыслению, упорядочиванию и дифференциации индивидуального жизненного опыта ребенка, крайне неполного и фрагментарного; оказание ему помощи в проработке впечатлений, воспоминаний, представлений о будущем, развитию способности планировать, выбирать, сравнивать;

ребенок с РАС нуждается в специальной помощи в упорядочивании и осмыслении усваиваемых знаний и умений, не допускающей их механического формального накопления и использования для аутостимуляции;

ребенок с РАС на уроке нуждается в создании условий обучения, обеспечивающих обстановку сенсорного и эмоционального комфорта (отсутствие резких перепадов настроения, ровный и теплый тон голоса учителя в отношении любого ученика класса), упорядоченности и предсказуемости происходящего;

необходима специальная установка педагога на развитие эмоционального контакта с ребенком, поддержание в нем уверенности в том, что его принимают, ему симпатизируют, в том, что он успешен на занятиях;

педагог должен стараться транслировать эту установку соученикам ребенка с РАС, не подчеркивая его особость, а, показывая его сильные стороны и вызывая к нему симпатию своим отношением, вовлекать детей в доступное взаимодействие;

необходимо развитие внимания детей к проявлениям близких взрослых и соучеников и специальная помощь в понимании ситуаций, происходящих с другими людьми, их взаимоотношений;

 для социального развития ребёнка необходимо использовать существующие у него избирательные способности;

ребенок с РАС уже в период начального образования нуждается в индивидуально дозированном и постепенном расширении образовательного пространства за пределы класса и образовательного учреждения в целом.

С учётом этих особенностей педагогам рекомендуется:

 - четкое деление на этапы урока, логическая связь этапов;

 - подача нового материала небольшими дозами; постоянное повторение в различных вариантах.

При определении методик обучения особое внимание уделяется повышению уровня интеллектуального развития обучающихся с РАС. Характерной особенностью учебно-воспитательного процесса должно стать активное воздействие на умственное развитие детей с РАС в целях максимального использования потенциальных возможностей каждого.

В целях успешного решения задач обучения в этих классах активно используются организационно-педагогические технологии:

1) сочетание индивидуальной и дифференцированной работы с обучающимися с РАС на уроке и коррекционном занятии, с целью устранения причин, вызывающих труд­ность в обучении, оказание индивидуальной помощи обучающимся с РАС;

2) информационно - коммуникационная технология в целях развития коммуникативной культуры, развития речи, памяти и т.д.

3) из предметных технологий используются игровая технология, метод проектов и т.д. для развития познавательных интересов обучающихся с РАС в соответствии с возрастными особенностями.

С целью достижения планируемых результатов освоения АООП НОО обучающихся с РАС используются:

формы организации учебного процесса: работа в группах и в парах, проектная работа, дидактические игры, дифференциация процесса.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-репродуктивный, проблемно-ситуативный, рассказ, объяснение, беседа и др.

Формы определения уровня развития УУД обучающихся с РАС: рефлексия работы, самооценка (с помощью учителя или тьютора), проекты, тесты, и др.

При использовании примерной программы необходимо помнить о крайнем разнообразии проявлений расстройств аутистического спектра и о том, что каждому конкретному обучающемуся необходим индивидуальный подход в выборе форм и видов деятельности, отборе содержания программы.

 

Основные виды учебной деятельности, применяемые на уроке: наблюдение, эксперимент, работа с книгой, систематизация знаний, решение познавательных задач (проблем) (совместно с учителем и другими обучающимися класса, возможно, в паре с другим учеником, не имеющим ОВЗ), разыгрывание речевых и проблемных ситуаций.

Часть уроков можно проводить в соответствии с выбором детей, на материале актуальных и значимых для них впечатлений, связанных с мультфильмами, художественными фильмами, книгами, конкретными социальными ситуациями их совместным просмотром (при возможности), (частичным или полным) и обсуждением. Возможна организация совместного проигрывания коротких сценок, озвучивание по ролям мультфильмов и т.п.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.108.236 (0.005 с.)