Социально-бытовая ориентировка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-бытовая ориентировка



Рабочая программа по коррекционному курсу «Социально-бытовая ориентировка» для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (далее – РАС) 3 класса составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, от 19 декабря 2014 г. № 1598; адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.2).

Занятия по курсу проводятся 2 часа в неделю (68 часов в год).

В процессе обучения в рамках данного курса соблюдаются принципы систематичности и последовательности. Программой предусматривается опора на уже имеющиеся у обучающихся представления с последующим формированием на их базе новых, за счет расширения и углубления ранее изученных тем. Содержание программного материала определяется требованиями реальной социальной ситуации, окружающей детей. В связи с этим учитель может исключить те или иные темы как неактуальные для конкретного региона/ города/ деревни/ ПГТ и вместо них внести новые.

Цель: обучение социальным правилам и нормам, принятым в обществе; создание условий для успешной социальной адаптации и интеграции, подготовки к доступной трудовой деятельности.

Задачи:

- углублять знания и умения детей в части ведения семейного хозяйства, самообслуживания и обслуживания членов семьи; понимания норм нравственного поведения, норм этики в ближайшем (семейном) и школьном окружении;

- учить пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи;

- вырабатывать навыки общения с людьми в различным социальных ситуациях;

- расширять и закреплять знания обучающихся по темам: «Одежда и обувь», «Питание», «Семья», «Торговля», «Почта. Телеграф», «Транспорт», «Служба быта», «Личная гигиен», «Больницы, поликлиники».

Требования к контролю и оценке знаний определены двумя уровнями – в зависимости от индивидуальных особенностей, психофизических возможностей учащихся.

Категория детей с РАС крайне неоднородна, в связи с чем диапазон различий в требуемом уровне и содержании программ обучения должен быть максимально широким, а каждому педагогу, ориентируясь на примерное содержание рабочих программ, следует адаптировать их к особенностям конкретного обучающегося с РАС, исходя из его индивидуальных особенностей. Все дети с РАС, вне зависимости от их успешности при освоении основных дисциплин, нуждаются в специальной поддержке, гарантирующей удовлетворение их особых образовательных потребностей.

 

В обучении детей с РАС в рамках данного курса можно выделить два основных направления, которые раскрываются в конкретных темах:

- формирование у детей тех навыков, которые необходимы в повседневной жизни, навыки обращения с различными предметами быта, формирования навыков культуры поведения в быту;

- ознакомление обучающихся со сферой социально-бытовой деятельности человека (службами, учреждениями и организациями), воспитание культуры социально одобряемого поведения в школе, в семье, в общественных местах, формирование навыков общения.

Специфическими способами, требующими специальных знаний, умений и навыков, лежащих в основе успешной социально-бытовой ориентировки и адаптации детей с РАС являются следующие:

 - Специальный навык предполагает достаточно эстетичное, точное и быстрое выполнение практического действия.

- Овладение комплексом таких навыков позволяет частично компенсировать имеющиеся у детей с РАС дефициты в части понимания социальных ситуаций.

В результате занятий в рамках данного коррекционного курса необходимо стремиться формировать осознанное стремление познавать социально одобряемые способы и приемы поведения, овладевать ими и применять на практике.

С учётом этих особенностей педагогам рекомендуется:

 - четкое деление на этапы урока, логическая связь этапов;

 - подача нового материала небольшими дозами; постоянное повторение и закрепление в различных вариантах, начиная с работы в паре/ малых группах/ в конкретных жизненных ситуациях.

С целью достижения планируемых результатов освоения АООП НОО обучающихся с РАС используются:

- формы организации учебного процесса: работа в группах, и в парах, проектная работа, дидактические игры, дискуссии, элементы тренинга и др.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-репродуктивный, проблемно-ситуативный, рассказ, объяснение, беседа и др.

Формы определения уровня развития УУД обучающихся с РАС: рефлексия работы, самооценка (с помощью учителя или тьютора), оценка и самооценка с помощью чек-листов, проекты, тесты, и др.

При использовании примерной программы необходимо помнить о необходимости индивидуального подхода в выборе форм и видов деятельности, отборе содержания программы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты

Знать:

- виды одежды и обуви, их сезонные отличия;

- общепринятые нормы и правила поведения в семье;

- основные средства связи (почта, телеграф, телефон), их назначения и правила посещения;

- маршрут проезда до школы, название ближайших улиц;

- правила хранения продуктов при наличии холодильника и без него;

- правила покупки товаров в продуктовом магазине;

- правила ведения простого диалога в магазине, на почте, в поликлинике;

- правила личной гигиены в течение дня;

- нахождение поликлиники по месту жительства, номер участка.

У меть:

- выбрать подходящую одежду и обувь для улицы;

- ухаживать за обувью и одеждой после прогулки;

- назвать свой домашний адрес;

- отправить письмо с адресом на почте (в почтовый ящик);

- оплачивать проезд в общественном транспорте;

- приготовить простейшие бутерброды;

- купить хлеб, молоко и др.;

- совершать утренний и вечерний туалет.

Личностные результаты

1) осознание себя как гражданина России;

2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, культуре других народов;

3) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

4) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

5) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

6) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

7) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нра­вственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

9) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

10) проявление готовности к самостоятельной жизни.

Универсальные учебные действия:

Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, занятиями, как члена семьи, одноклассника.

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей, и социальных ролей.

Уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности.

Включаться в общеполезную, социальную деятельность.

Соблюдать правила безопасного поведения в обществе.

Положительное отношение к окружающей действительности.

Вступать в контакт и работать в коллективе.

Обращаться за помощью и принимать помощь.

Слушать и принимать инструкцию к учебному заданию.

Сотрудничать с взрослыми и сверстниками.

Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем.

Принимать цели, следовать предложенному плану, работать в общем темпе.

Действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач.

Соотносить свои действия с заданными образцами, корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов.

Передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Работать с учебными принадлежностями и организовывать своё рабочее место.

Использовать логические действия: (сравнение, анализ, синтез) на наглядном и доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями.

Выделять отличительные свойства предметов

Использовать в жизни межпредметные знания.

Воспринимать окружающий мир, его пространственную организацию.

Самым значимым и эффективным методом изучения программного материала на коррекционных занятиях по курсу «Социально-бытовая ориентировка» является собственная предметно-практическая деятельность обучающихся.

Особое внимание на уроках следует уделять стимулированию активности детей, не проявляющих интереса к занятиям по курсу «СБО». Как правило, они привыкают в быту пользоваться помощью родителей или тьюторов.

Если дети в рамках других предметов используют визуальные расписания, карточки Pecs и др., эти системы должны применяться и на уроках СБО.

Кроме того, для занятий по СБО должны быть оснащены специальные помещения — кабинеты (или комплекс помещений). В помещения или помещении должно быть выделено место для проведения теоретической части занятий, место (или отдельное помещение) в котором можно было бы тренировать навыки, необходимые человеку на кухне/ в ванной комнате/ в гостиной и т.д. У обучающихся должна быть возможность не только тренироваться, например, в готовке, но и в уборке помещения, мытье посуды и обуви и т.д.

По возможности, следует заключить договора о сотрудничестве, или хотя бы достичь устной договоренности с предприятиями и организациями, находящимися в том же микрорайоне и доступными для посещения в соответствии с программой. Следует уточнить более удобное время для начала посещений, когда будет меньше других людей и у сотрудников будет возможность уделить внимание обучающимся с РАС. В дальнейшем, следует учить детей посещать организации при наличии в них большого количества посетителей (по мере формирования навыков, в том числе, связанных со снижением страхов от общения с незнакомыми людьми).

Формы контроля:

текущее оценивание;

тематическое оценивание;

индивидуальные задания;

учет личных достижений обучающихся с РАС.

Формы учебной деятельности, применяемые на уроке: фронтальная работа, индивидуальная, групповая, погрупповая, работа в парах, тренинги, ролевые игры. При проведении фронтальной работы на уроке, ребенку с РАС может требоваться поддержка со стороны тьютора.

Виды учебной деятельности обучающихся и формы организации учебных занятий, применяемые в рамках данной дисциплины отбираются учителем исходя из индивидуальных возможностей ребенка к освоению конкретной темы в связи с чем не уточняются дополнительно в тематическом планировании программы.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

№ п/п Раздел Количество часов Краткое содержание курса
I Техника безопасности и культура поведения  12 ПТБ на уроках СБО. Личная гигиена. Правила поведения в семье. Культура поведения в школе, дома.
II Одежда и обувь 9 Поддержание одежды и обуви в чистоте и порядке. Значения одежды, обуви, головных уборов для сохранения здоровья человека. Их виды и назначения. Выбор одежды и обуви по сезону.
III Питание  8 Разнообразие продуктов. Режим и рациональное питание. Экскурсии в продуктовый магазин. Наблюдение за выбором продуктов. Самостоятельный выбор продуктов исходя из своего режима питания, диеты. Приготовление простейших блюд (бутербродов, отваривание овощей, других, исходя из требований диеты); заварка чая.
IV Семья 3 Адрес, год рождения, день рождения. ФИО членов семьи, их профессии и обязанности. Мой род.
V Торговля  6 Специализированные магазины. Магазины самообслуживания. «Магазины у дома», супермаркеты и гипермаркеты. Работники торговли. Газетный киоск. Что продают в газетных киосках. Чтение вывесок «Магазин» и «Союзпечать». Практические покупки журналов, газет, открыток, конвертов, марок и др.
VI Почта. Телеграф 6 Почтовое отделение. Почтальон. Почтовые ящики. Почтовые ящики: индивидуальные, домовые. Конверты, почтовые карточки, открытки. Знаки почтовой оплаты. Марки. Отправление писем в адрес школы, дома, родственников, проживающих в других городах и получение их. Телеграммы деловые и поздравительные. Перевозка почты.
VII Транспорт 3 Виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, воздушный, водный. Правила поведения и безопасности.
VIII Служба быта 5 Служба быта. Мастерские службы быта: по пошиву обуви, одежды, по ремонту обуви, одежды. Прачечная, химчистка. Мастерские службы быта: по ремонту бытовых электрических приборов, часов и др. Посещение и обращение за предоставлением услуг.
IX Личная гигиена 8 Значение, способы закаливания. Уход за органами зрения, слуха. Уход за кожей рук, ногтями, волосами. Утренняя и вечерняя гигиена. Губительное влияние никотина, алкоголя, наркотиков.
X Больницы, поликлиники 8 Больницы для детей и взрослых. Поликлиники для взрослых для детей. Поликлиники по месту жительства, номер своего участка Запись в регистратуре и через интернет. Талон для посещения врача. Игра «На приеме у врача». Тренировка учащихся в умении вызвать врача на дом по телефону. Тренировка умения ждать в очереди и вести простой диалог с врачом.

 


 

Тематическое планирование

№ п/п Раздел, тема Количество часов по теме Дата Формы организации учебных занятий Виды деятельности обучающихся Предметные результаты   УУД Средства обучения  

I четверть (16 часов)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 34; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.227.69 (0.022 с.)