Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Педагогические аспекты профессиональной деятельности врача.⇐ ПредыдущаяСтр 33 из 33
Рассмотрим педагогические задачи, направляющие действия врача в ситуации, которую обозначили как педагогическую. Построение пространства встречи. В педагогике большое значение придается, встрече с Учителем, благодаря которой перед учеником открывается образовательное пространство как пространство изменений его возможностей, место его будущего успеха. В глубинном педагогическом общении рождаются взаимопонимание, доверие, взаимная поддержка, готовность к совместному творчеству. «Врач должен владеть двумя искусствами, - подчеркивает Б. Лоун, - искусством, лечить, которое немыслимо без обладания научными знаниями, и искусством исцелять. Наука никогда не сможет полностью подменить человеческие отношения, как не сможет подменить искусство». Планирование совместных действий. В педагогике давно укрепилось положение о том, что осуществление людьми совместных действий является залогом успешности продолжительного общения, связанного с передачей знаний и опыта. Для того чтобы совместные действия врача с пациентом служили одной цели и проходили в реально достигнутом контакте, врач должен взять на себя задачу «открытого планирования»: регулярное проговаривание с больным хода лечения и возможных последствий, комментирование действий, которые совершает врач, обсуждение ожиданий пациента. Диагностика первоначального уровня обучения. Эта задача тесно связана с работой по составлению психологического портрета пациента. Понять, насколько пациент готов к работе с вами, и определить, каких именно умений и знаний ему не хватает, можно, опираясь на представление об общем социально-культурном уровне пациента. Важно не только приблизительно понять, какой это человек, но и привлечь особые средства для анализа той ситуации, в которой он находится. Такими наиболее очевидными средствами являются беседа и наводящие вопросы. Выполняя педагогическое действие по отношению к родственникам пациента, с которыми приходится встречаться в процессе лечения, врач может воспользоваться прямыми методами контроля, привлекая, например, в случае ухода за тяжелобольным службу патронажа. Мотивация (побуждение) ученика к деятельности и обучению. Потребность в здоровье – одна из самых основных для человека в любой момент его жизни. И, кажется, излишне говорить о необходимости объяснять пациенту важность действий врача и стоящей за его плечами индустрии здоровья. Однако в опыте почти всех медицинских работников найдется немало случаев «упрямого пациента» - отказа человека от назначений, игнорирования методик лечения и т. д. Именно в такой проблемной ситуации у врача могут возникнуть закономерные вопросы к педагогическому знанию: что делать? Где найти основания для убеждения? Как повлиять на человека? В педагогике сложилось представление о двух основных типах мотивации, используемой в обучении. Первый тип мотивов условно можно назвать предметным, а второй – социальным. В педагогической психологии соответственно этому делению речь идет о внутренних и внешних мотивах человека.
В практике работы врача задача мотивации (побуждения) пациента должна быть реализована через связывание картины болезни с образом жизни пациента и процессами жизнедеятельности, которые для конкретного человека актуальны в настоящее время. Самым распространенным приемом мотивации, к сожалению, считается запугивание пациента. Подобная тактика лишает надежды, и это – самый худший из эффектов ее влияния. Когда страх берет верх над здравым смыслом, принятие разумных решений сильно затрудняется. Кроме того, отрицательные эмоции усиливают проявления симптомов заболевания, замедляют процесс выздоровления и подавляют настроение пациента. Определение содержания обучения. Эта задача в профессионально-педагогической деятельности является центральной, важнейшей и одновременно наиболее сложной. Ее решение осуществляется как ситуативно, т. е. в опоре на понимание, складывающееся в ходе взаимодействия педагога и ученика, так и в процессе общей ориентировки и подготовки к предстоящей встрече. Выделим основные адресаты обучающего воздействия врача: пациент или группа пациентов, коллеги или другие работники индустрии здоровья (младший и средний медицинский персонал, врачи смежных специальностей, студенты-медики), родственники пациентов и потенциальные пациенты. Основной направленностью взаимодействия врача с пациентами, их родственниками и т.д. являются идеи сохранения и улучшения здоровья, поддержания здорового образа жизни, приоритетов продолжительной и активной жизнедеятельности человека.
Составление и возможности употребления учебно-методических материалов. В работе педагога решение этой задачи занимает наибольшее место, так как направлено на оснащение процесса обучения реальными средствами воздействия и потому предопределяет его эффективность. Врачу в его работе приходится пользоваться наглядными средствами и потому важно знать основные принципы их подбора и составления:
Средства наглядности, применяемые врачом: рекламные проспекты лекарственных средств, памятки выполнения процедур или других действий, схемы, таблицы или графики, муляжи и элементы экспериментирования с фантомами. Справочные материалы, присутствующие на столе врача, всегда окажут ему действенную информационную поддержку. В них должны содержаться сведения о смежных структурах – диагностических центрах, отделениях, лабораториях и пр. Это только самые распространенные средства наглядности, привлекаемые для эффективного взаимодействия с пациентом. Их круг может быть значительно расширен, если учеником, на которого направлено образовательное влияние врача, оказывается студент-медик или коллега по работе. Для обучения специалистов сегодня применяют видеосъемки и мультимедийные технологии, в большей степени могут быть использованы анкеты, тезаурусы и пр. Человековедческая подготовка будущего врача требует фундаментализации и интеграции социально-педагогических, психологических и естественно - научных знаний. Но особенно велика роль педагогических знаний, которые не только способствуют овладению технологиями профессионального обучения, но и усиливают общекультурный блок подготовки будущих врачей. Во врачебной практике существенное место занимает способность специалиста отслеживать, анализировать, критически оценивать и корректировать собственные действия и намерения.
Вопросы для контроля знаний:
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.203.68 (0.007 с.) |