Педагогические аспекты профессиональной деятельности врача. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогические аспекты профессиональной деятельности врача.



Рассмотрим педагогические задачи, направляющие действия врача в ситуации, которую обозначили как педагогическую.

Построение пространства встречи. В педагогике большое значение придается, встрече с Учителем, благодаря которой перед учеником открывается образовательное пространство как пространство изменений его возможностей, место его будущего успеха. В глубинном педагогическом общении рождаются взаимопонимание, доверие, взаимная поддержка, готовность к совместному творчеству. «Врач должен владеть двумя искусствами, - подчеркивает Б. Лоун, - искусством, лечить, которое немыслимо без обладания научными знаниями, и искусством исцелять. Наука никогда не сможет полностью подменить человеческие отношения, как не сможет подменить искусство».

Планирование совместных действий. В педагогике давно укрепилось положение о том, что осуществление людьми совместных действий является залогом успешности продолжительного общения, связанного с передачей знаний и опыта. Для того чтобы совместные действия врача с пациентом служили одной цели и проходили в реально достигнутом контакте, врач должен взять на себя задачу «открытого планирования»: регулярное проговаривание с больным хода лечения и возможных последствий, комментирование действий, которые совершает врач, обсуждение ожиданий пациента.

Диагностика первоначального уровня обучения. Эта задача тесно связана с работой по составлению психологического портрета пациента. Понять, насколько пациент готов к работе с вами, и определить, каких именно умений и знаний ему не хватает, можно, опираясь на представление об общем социально-культурном уровне пациента. Важно не только приблизительно понять, какой это человек, но и привлечь особые средства для анализа той ситуации, в которой он находится. Такими наиболее очевидными средствами являются беседа и наводящие вопросы. Выполняя педагогическое действие по отношению к родственникам пациента, с которыми приходится встречаться в процессе лечения, врач может воспользоваться прямыми методами контроля, привлекая, например, в случае ухода за тяжелобольным службу патронажа.

Мотивация (побуждение) ученика к деятельности и обучению.

Потребность в здоровье – одна из самых основных для человека в любой момент его жизни. И, кажется, излишне говорить о необходимости объяснять пациенту важность действий врача и стоящей за его плечами индустрии здоровья. Однако в опыте почти всех медицинских работников найдется немало случаев «упрямого пациента» - отказа человека от назначений, игнорирования методик лечения и т. д. Именно в такой проблемной ситуации у врача могут возникнуть закономерные вопросы к педагогическому знанию: что делать? Где найти основания для убеждения? Как повлиять на человека? В педагогике сложилось представление о двух основных типах мотивации, используемой в обучении. Первый тип мотивов условно можно назвать предметным, а второй – социальным. В педагогической психологии соответственно этому делению речь идет о внутренних и внешних мотивах человека.

В практике работы врача задача мотивации (побуждения) пациента должна быть реализована через связывание картины болезни с образом жизни пациента и процессами жизнедеятельности, которые для конкретного человека актуальны в настоящее время.

Самым распространенным приемом мотивации, к сожалению, считается запугивание пациента. Подобная тактика лишает надежды, и это – самый худший из эффектов ее влияния. Когда страх берет верх над здравым смыслом, принятие разумных решений сильно затрудняется. Кроме того, отрицательные эмоции усиливают проявления симптомов заболевания, замедляют процесс выздоровления и подавляют настроение пациента.

Определение содержания обучения. Эта задача в профессионально-педагогической деятельности является центральной, важнейшей и одновременно наиболее сложной. Ее решение осуществляется как ситуативно, т. е. в опоре на понимание, складывающееся в ходе взаимодействия педагога и ученика, так и в процессе общей ориентировки и подготовки к предстоящей встрече.

Выделим основные адресаты обучающего воздействия врача: пациент или группа пациентов, коллеги или другие работники индустрии здоровья (младший и средний медицинский персонал, врачи смежных специальностей, студенты-медики), родственники пациентов и потенциальные пациенты. Основной направленностью взаимодействия врача с пациентами, их родственниками и т.д. являются идеи сохранения и улучшения здоровья, поддержания здорового образа жизни, приоритетов продолжительной и активной жизнедеятельности человека.

Составление и возможности употребления учебно-методических материалов. В работе педагога решение этой задачи занимает наибольшее место, так как направлено на оснащение процесса обучения реальными средствами воздействия и потому предопределяет его эффективность. Врачу в его работе приходится пользоваться наглядными средствами и потому важно знать основные принципы их подбора и составления:

  • компенсаторность облегчение процесса обмена информацией, уменьшение затрат времени и сил как обучающего так и ученика;
  • информативность – наполненность сведениями необходимого объема;
  • интегративность – рассмотрение изучаемого объекта в многообразии связей и закономерностей;
  • инструментальность – обеспечение рационального выполнения учащимися определенных действий.

Средства наглядности, применяемые врачом: рекламные проспекты лекарственных средств, памятки выполнения процедур или других действий, схемы, таблицы или графики, муляжи и элементы экспериментирования с фантомами. Справочные материалы, присутствующие на столе врача, всегда окажут ему действенную информационную поддержку. В них должны содержаться сведения о смежных структурах – диагностических центрах, отделениях, лабораториях и пр. Это только самые распространенные средства наглядности, привлекаемые для эффективного взаимодействия с пациентом. Их круг может быть значительно расширен, если учеником, на которого направлено образовательное влияние врача, оказывается студент-медик или коллега по работе. Для обучения специалистов сегодня применяют видеосъемки и мультимедийные технологии, в большей степени могут быть использованы анкеты, тезаурусы и пр.

Человековедческая подготовка будущего врача требует фундаментализации и интеграции социально-педагогических, психологических и естественно - научных знаний. Но особенно велика роль педагогических знаний, которые не только способствуют овладению технологиями профессионального обучения, но и усиливают общекультурный блок подготовки будущих врачей. Во врачебной практике существенное место занимает способность специалиста отслеживать, анализировать, критически оценивать и корректировать собственные действия и намерения.

 

Вопросы для контроля знаний:

  1. Дайте общее понятие педагогики.
  2. Назовите объект, предмет и функции педагогики.
  3. Какие основные категории педагогики вы знаете?
  4. Что такое педагогическая деятельность?
  5. Что входит в педагогические аспекты деятельности врача?
  6. Каковы основные принципы подбора и составления учебно-методических материалов во врачебной практике?

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.203.68 (0.007 с.)