Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема № 15. Психология общения.
Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, в котором реализуются социальные отношения людей (Столяренко Л.Д., 2004). В психологии под общением обычно понимают процесс, включающий в себя передачу информации и обмен ею, взаимодействие и взаимопонимание людей в сложившейся системе общественных отношений (Андреева, 1975, Новикова, 1977). Функции общения (Б.Ф. Ломов): · информационно-коммуникативная, · регуляторно-коммуникативная, · аффективно-коммуникативная Социальные функции общения: планирование и координация совместной деятельности; социальный контроль; формирование и развитие межличностных отношений и др. Структура общения В структуре общения выделяют три взаимосвязанных стороны: - коммуникативная сторона – обмен информацией; - интерактивная сторона – организация взаимодействия; - перцептивная сторона – восприятие и взаимопонимание. Коммуникативная сторона общения включает следующие элементы: а)коммуникатор - субъект, передающий информацию; б)коммуникант- субъект, принимающий информацию; в)коммуникативное поле - ситуация в целом, при которой может быть передана информация; г)собственно информация; д)каналы коммуникации - средства передачи информации (вербальные и невербальные). Совокупность средств, помогающих принятию информации и ослабляющих действие фильтров «доверия-недоверия», называют фасцинацией (А.А. Брудный). К ним относят музыкальное, цветовое сопровождение речи и пр. Интерактивная сторона общения (интеракция) заключается в организации взаимодействия между общающимися. Выделяют следующие виды взаимодействия: · кооперация – координация единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, согласование); · конкуренция – соревновательное взаимодействие между участниками общения, при которой одна из сторон проигрывает; · конструктивный конфликт – конфликтное взаимодействие, которое приводит к более полному пониманию проблемы, мотивации и целей участников общения, признанию законности требований, нахождению оптимального решения; · деструктивный конфликт – приводит к повышению агрессивности участников общения, наращиванию напряженности, увеличению числа задействованных лиц (эскалация конфликта), росту предубежденности и, в крайнем выражении, к полному разрыву отношений между участниками конфликта.
Перцептивная сторона общения представляет собой процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимоотношений и взаимопонимания. Взаимопонимание может быть истолковано как: а) понимание целей, мотивов, установок партнера; б) не только понимание, но и принятие этих целей и установок, что приводит к установлению особого рода отношений - близости, выраженной в чувствах симпатии, дружбы и других явлений аттракции. Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Анализ осознания себя через другого включает идентификацию, эмпатию и рефлексию. Идентификация - уподобление себя другому. Идентификация тесно связана с эмпатией, которая определяется как особый способ понимания другого человека, который предполагает не рациональное осмысление проблемы другого человека, а стремление и способность к эмоциональному отклику. Рефлексия - осознание индивидом того, как он воспринимает партнера по общению. Этапы процедуры общения: 1. Потребность в общении. 2. Ориентировка в целях и ситуации общения. 3. Ориентировка в личности собеседника. 4. Планирование содержания (часто бессознательно). 5. Выбор средств и поведения (часто бессознательно). 6. Восприятие и оценка ответной реакции, контроль эффективности. 7. Корректировка направления, стиля, методов общения. Стратегии общения: 1) Открытое – закрытое общение; 2) Монологическое – диалогическое общение; 3) Ролевое – личностное общение. Открытое общение – желание и умение подать информацию, готовность учесть позицию собеседника. Закрытое общение – нежелание или неумение подать информацию (оправдано при некомпетентности собеседника, при конфликтах). Отдельно выделяют «одностороннее выспрашивание» и «истерическое предъявление проблемы». Рис. 15.1. Позиции в общении
Виды общения:
· «Контакт масок» (формальное общение). · Примитивное общение (оценка собеседника как «нужного-ненужного»). · Формально-ролевое общение (согласно социальной роли). · Деловое общение (с кооперативностью, достаточностью информации, целесообразностью, учетом качества и убедительности, учетом интересов дела, умением слушать). · Духовное общение (между близкими людьми, может быть невербальным). · Манипулятивное общение (извлечение скрытых выгод). · Светское общение (беспредметное, вежливое, соглашательское, формально-доброжелательное). Тактика общения: реализация коммуникативных стратегий на основе владения техниками и правилами общения в каждой конкретной ситуации. Различают вербальную и невербальную коммуникацию. По оценке Мерабяна (1972), только 7% содержания сообщений передается смыслом слов, 38% информации определяется тем, как эти слова произносятся, и 55% выражением лица, жестами, движениями тела. Вербальное общение включает: значение и смысл слов; голосовое поведение (интонация, темп, громкость, произношение, ритм, тембр); выразительные звуки (хмыкание, смех, плач и т.п.). Невербальное общение составляют: кинестетика (мимика, жесты, пантомимика, как движения всего тела); таксика (прикосновения при общении); проксемика (расположение людей в пространстве при общении). Выделяют следующие зоны дистанции при контакте: · интимная (15-45 см) – допускаются только близкие люди, общение характеризуется доверительностью; вторжение в интимную зону всегда воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность; · личная (45-120 см) – предназначена для обыденной беседы с друзьями или коллегами, предполагает только визуально-зрительный контакт; · социальная (120-400 см) – соблюдается во время официальных встреч; · публичная (более 400 см) – подразумевает общение с большой группой людей (лекционная аудитория, митинг). Важным личностным качеством, обеспечивающим эффективность общения с другими людьми является коммуникативная компетентность (социальный интеллект, практически-психологический интеллект, коммуникабельность), как способность устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми; система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации при межличностном взаимодействии. Коммуникативная компетентность развивается только в процессе взаимодействия с другими людьми и напрямую зависит от количества и разнообразия контактов.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.169 (0.007 с.) |