Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этапы и модели развития малой группы
Группа формируется под влиянием внешних причин – учебные группы сформированы деканатом, группы больных формируются нахождением внутри одной палаты, поступлением именно в это отделение, и внутренних причин – мотивы обучения в институте, мотивы лечения. Совокупность динамических процессов («групповая динамика») знаменует собой движение группы от стадии к стадии. Впервые исследование групповой динамики начались на базе психодинамических тренинг-групп. Здесь были выделены 2 фазы развития группы, на каждой из которых группа решает определенные задачи. Группа может реализовывать общую модель развития или она распадается, если цель не достигается. С точки зрения Б. Такмен (двухмерная модель развития) жизнедеятельность группы рассматривается в двух измерениях: а) эмоциональная активность; б) инструментальная активность. В каждой из этих сфер выделяется четыре последовательных этапа. В сфере эмоциональной активности это: 1) стадия знакомства («проверка и зависимость»), предполагающая ориентировку в характере действий друг друга и поиска взаимоприемлемого поведения в группе; 2) стадия «внутреннего конфликта»(агрессии и распределения ролей), когда нарушается взаимодействие и отсутствует единство между членами группы; 3) стадия «развития групповой сплоченности», когда достигается гармония отношений в группе, исчезают межличностные конфликты; 4) стадия «сформированных ролей» (устойчивости группы), когда образуется ролевая структура группы, являющаяся своеобразным «резонатором», посредством которого «проигрывается» групповая задача. В сфере инструментальной активности это: 1) стадия «ориентировки в задаче», связанная с поиском группой оптимального способа решения задачи; 2) стадия «эмоционального ответа», связанная с противодействием группы требованиям задачи в силу несовпадения личных намерений каждого члена группы; 3) стадия «открытого обмена решениями», когда происходит максимальный и адекватный обмен информацией, предлагаются альтернативные трактовки информации; 4) стадия «принятия решений», когда возникают конструктивные попытки успешного решения задачи. Эти две сферы активности взаимосвязаны, изменения в одной сфере сопровождаются изменениями в другой.
Согласно параметрическому подходу в качестве признаов развития группы выступают: - нравственная направленность группы (цели, мотивы, ценности); - организационное единство группы; - групповая подготовленность в определенной сфере деятельности; - психологическое единство группы (эмоциональные контакты, межличностное познание, стрессоустойчивость группы как целого). В зависимости от выраженности каждого из параметров группа располагается на различных уровнях развития. Номинальная группа – случайно и временно существующее объединение людей. Ассоциация – намечаются контуры группы, взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями (группа приятелей). Конгломерат – добровольное объединение людей на основании общности пространства или сходства интересов. Кооперация – отличается реально действующей организационной структурой, высоким уровнем деловой компетентности, межличностные отношения носят деловой характер и подчинены достижению конкретной задачи. Корпорация – группа, объединенная только внутренними целями, групповым эгоизмом. Стремится осуществить свои цели любой ценой, в том числе и за счет других групп, изолирована от более широкой социальной общности. Коллектив – устойчивая во времени организованная группа со специфическими органами управления, объединенная целями совместной общественно полезной деятельности и сложной динамикой формально-деловых и неформальных взаимоотношений внутри группы. Открыта для взаимодействия с внешним миром. По другим классификациям, группа проходит три основных стадии: ознакомления, дискуссий и ролевых ориентации. Ознакомительная стадия обычно непродолжительная и связана с ориентировочными реакциями членов группы. Стадия дискуссий достаточно продолжительна и при ее завершении возникает структура группы с первыми признаками групповой сплоченности. На стадии ролевых ориентации группа складывается в некую целостную систему.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.72.224 (0.006 с.) |