Функции клинико–психологической интервенции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции клинико–психологической интервенции.



1. Психогигиена есть комплекс психолого-социальных мероприятий, направленных на повышение психологической культуры населения в вопросах само- и взаимоотношений в рамках семьи и общества, способствующих психическому, физическому и социальному здоровью.

2. Психопрофилактика бывает первичной, вторичной и третичной. Первичная психопрофилактика – это комплекс известных и формализованных клинико-психологических мероприятий, способствующий предотвращению конкретных расстройств. Например, внутрисемейная профилактика неврозов. Индивидуально-профилактическое обучение пользованию тонометром для контроля АД, и т.д. Вторичная психопрофилактика, называемая иногда психологической реабилитацией – комплекс клинико-психологических мер, способствующих восстановлению соматического и психического здоровья после перенесённого психического или соматического заболевания с целью предотвращения рецидива. Третичная психопрофилактика есть комплекс мер, направленных на поддержание качества жизни уже больного человека с целью недопущения усугубления расстройства и развития инвалидизации.

3. Психокоррекция есть устранение посредством психологических методов существующих внутри- и межличностных дисгармоний. Является основной работой психолога-консультанта. Например, преодоление неэффективной модели межличностной коммуникации; изменение негативного паттерна самоотношения и т.п.

4. Психотерапия есть патогенетическая терапия ряда пограничных психических расстройств с использованием специализированных психологических интервенций с возможным присоединением психофармакологических средств. Осуществляется врачом психиатром-психотерапевтом. Например, лечение острой реакции на стресс у жертвы преступления.

Клинико–психологические интервенции строятся в соответствии с психологическими теориями (психология научения, психоанализ, гуманистическая психология и т.д.) Различные теоретические подходы объединяют точки приложения, или плоскости, интервенций:

1. Плоскость психических функций (память, эмоции, мышление, интеллект и т. д.) при их неадекватности обстоятельствам клиента или болезненном нарушении.

2. Плоскость устойчивых моделей поведения (паттернов) при их неадекватности или патологичности (представлена психопатологическими синдромами).

3. Плоскость межличностных систем (семья, школа, предприятие и т. д.) для поддержки клиента или при неадекватности и нарушениях отношений в них.

 

Таблица 2.2.

Плоскости интервенций

  Психические функции Паттерны поведения Межличностные системы
Психогигиена Тренинг памяти для здоровых пожилых людей Тренинг общения; тренинг уверенного поведения Тренинг образования команды на предприятии
Психопрофилактика Аутотренинг радости Тренинг совладания со стрессом Родительский тренинг для молодых пар
Психотерапия Лечение бессоницы методом депривации Гештальт-терапия депрессивного эпизода Семейная терапия детей, страдающих анорексией
Вторичная психопрофилактика (реабилитация) Тренинг речевой способности после инсульта Программа лечения при хроническом алкоголизме Семейная профилактика рецидивов у пациентов с шизофренией

 

К плоскости психических функций относятся, например, профилактические тренинги памяти для пожилых людей или программы психологической интервенции для устранения нарушений чтения и письма. Целью такого рода интервенции не обязательно является обширная реорганизация личности. Что же касается плоскости паттернов поведения, то здесь требуется координированное влияние на тот или иной синдром. Например, в когнитивной плоскости человек, страдающий депрессивным расстройством, должен научиться исправлять ошибки в переработке информации и одновременно стремиться к реализации определенных видов активности и т. д. При интервенциях в плоскости межличностных систем имеются в виду изменения в паре или в большой группе.

Психологические интервенции у больных с психическими и соматическими расстройствами представляют исконную область психологии здоровья, куда входит охрана психического и физического здоровья, а также профилактика психических расстройств и соматических болезней. Используются интервенции, направленные на изменение жизненного стиля (например, переработка стресса) в целях предотвращения сердечных заболеваний, или профилактические интервенции в плоскости школы, коллектива и т. д.

Психологические интервенции у больных с соматическими заболеваниями нередко относят к поведенческой медицине. Поведенческая медицина понимается как междисциплинарная область, которая занимается биопсихосоциальными аспектами этиологии, эпидемиологии, диагностики, профилактики, терапии и реабилитации соматических болезней. Вот некоторые примеры: интервенция при избыточном весе, курении, хронических болях, головных болях, нарушениях сна, поведении типа А или интервенции в целях повышения жизненного уровня при хронических болезнях, таких как рак или СПИД, и т. д..

 

Вопросы для контроля знаний.

1. Зачем знание психологии необходимо врачу?

2. Определение психологической интервенции.

3. На что направлены психологические интервенции?

4. Каковы функции психологической интервенции?

5. Чем отличаются психокоррекция и психотерапия?

6. Каковы виды психопрофилактики, и чем они отличаются?

7. Каковы теоретические основы психологических интервенций?

8. Как осуществляется контроль качества психологической интервенции?

9. Каковы плоскости применения психологических интервенций?

10. Чем отличаются интервенции при психических и соматических заболеваниях?

 

 

Тема №18. Педагогика.

Общее понятие педагогики.

Профессиональное и личностное становление студента-медика, принятие им гуманистических ценностей врачевания и овладение в процессе высшего медицинского образования основами культуры врачебной деятельности и профессионального общения опираются на те же пласты общей культуры общества, которые отражены в педагогике.

Что такое педагогика в высшем медицинском образовании? Ответы на этот вопрос могут быть самыми различными: педагогика-это педагогическая составляющая в медицинском образовании; педагогика – это искусство врачевания и общения с пациентом, искусство, которому необходимо научить студентов; педагогика – это разнообразные методические рекомендации по разработке учебных планов и программ, учебных пособий, задач, тестов.

Такая многозначность определений диктуется, прежде всего, особенностями педагогической науки, в которой совмещаются две направленности – изучать, описывать педагогическую действительность и конструировать, предсказывать ее.

Педагогика одновременно и теоретическая и прикладная наука.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.1.136 (0.006 с.)