Ответственная (надлежащая) бюджетная политика в документах международных организаций и Минфина России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ответственная (надлежащая) бюджетная политика в документах международных организаций и Минфина России



Кодексы лучшей практики МВФ ОЭСР:введен термин «надлежащая бюджетная политика», которая позволяет оценить степень соответствия целей и задач бюджетной политики принципам эффективного и ответственного управления.

 

Одна из основных целей деятельности Минфина России - реализация надлежащей бюджетной политики, направленной на долгосрочную устойчивость, результатом которой должно стать «… финансовое обеспечение всех действующих обязательств государства в долгосрочном периоде, сохранение возможностей их реализации в различных макроэкономических условиях, высокий уровень доверия к реализуемой бюджетной политике».

(Публичные цели Министерства финансов Российской Федерации)

 

Ответственная бюджетная политика должна обеспечить:

• проведение контрциклической или циклически нейтральной политики;

• рациональное и результативное использование бюджетных средств;

• формирование резервов для обеспечения макроэкономической и бюджетной устойчивости в неблагоприятных условиях;

• доступ всех экономических субъектов к общественным благам, реализацию принципов справедливого распределения доходов;

• формирование оптимального по объему и рационального по структуре государственного долга.

 

Правила разработки и реализации бюджетной политики:

Правило: Установление системы долгосрочных целевых бюджетных показателей с целью обеспечения преемственности и антицикличности бюджетной политики.

Механизм реализации: Разработка долгосрочного бюджетного прогноза для оценки и выбора благоприятного варианта развития (изменения) параметров бюджетов публично-правовых образований.

Ограничения:

• цели и задачи государственной политики, четко (однозначно и количественно) определенные и реально достижимые;

• макроэкономические параметры, влияющие на формирование бюджетов бюджетной системы;

• бюджетные риски.

 

Правило: Формирование системы финансовых резервов.

Механизм реализации: Формирование долгосрочных стабилизационных бюджетных резервов для преодоления длительных шоков.

Критерии формирования:

• согласованность целей и задач формирования и инвестирования средств фондов с макроэкономическими целями;

• возможность реализации стратегии с учетом ресурсного потенциала и вероятного исчерпания средств фонда;

• приемлемость уровня риска.

 

Правило: Повышение эффективности бюджетных инвестиций.

Механизм реализации:

• объем бюджетных инвестиций определяется в зависимости от оптимального уровня государственного капитала;

• разграничивать бюджетные инвестиции, направленные на увеличение темпов экономического роста, и капвложения, преследующие другие цели.

Ограничения: ограничение пределов государственных (муниципальных) заимствований объемом бюджетных инвестиций, утвержденных законом (решением) о бюджете на очередной финансовый год.

 

Правило: Реализация принципов социальной справедливости при разработке и реализации бюджетной политики.

1) Ориентация государственных пенсий и пособий на прожиточный минимум.

2) Различия в возможностях финансового обеспечения территориальных программ государственных гарантий в субъектах РФ.

3) Экстенсивная модель развития сферы образовательных услуг.

Правило: Идентификация бюджетных рисков и их источников:

• источники рисков;

• замедление темпов роста экономики;

• ухудшение торгового и платежного баланса;

• рост разрыва между динамикой реального и номинального эффективных валютных курсов рубля;

• изменение возрастной структуры населения;

• изменение условий и стоимости государственных и муниципальных заимствований.

Виды рисков

- риски снижения доходов бюджета;

- риски неисполнения расходных обязательств публично-правовых образований;

- риски межбюджетных отношений;

- риски несбалансированности бюджетов.

 

Бюджетная политика должна быть нацелена на стимулирование развития национальной экономики, создание условий и поддержание макроэкономической устойчивости, а не ориентироваться только на обеспечение устойчивости бюджетной системы.

 

3. Содержание и значение финансового планирования и прогнозирования в общественном секторе экономики, принципы бюджетного планирования, методы финансового планирования и прогнозирования.

 

Финансовое планирование - разработка целевых установок по формированию и использованию финансовых ресурсов в соответствии с целями и задачами, поставленных в прогнозах социально-экономического развития, бизнес-планах, документах, определяющих финансовую политику.

Финансовое прогнозирование - научное предположение о будущем развитии финансовых отношений. Нередко финансовое прогнозирование носит многовариантный характер.

 

Существующие подходы в научной литературе к соотношению понятия «планирование» и «прогнозирование»:

• планирование и прогнозирование – синонимы

• планирование, прогнозирование и программирование – разные понятия

• в условиях рыночной экономики, характерной большим количеством неопределенностей, может быть только прогнозирование

• прогнозирование носит средне- и долгосрочный характер, а планирование – краткосрочный

• планы носят характер целевых установок, обязательных к исполнению (утверждаются в форме закона, приказа и др.), прогнозы используются как справочная информация

         Также существуют разные позиции в отношении того, как соотносятся между собой процессы бюджетного планирвания и бюджетного прогнозирования.

Согласно Бюджетному кодексу РФ «долгосрочное бюджетное планирование осуществляется путем формирования бюджетного прогноза Российской Федерации на долгосрочный период, бюджетного прогноза субъекта Российской Федерации на долгосрочный период, а также бюджетного прогноза муниципального образования на долгосрочный период». (БК РФ Статья 170.1).

Основные проблемы финансового плаирования и прогнозировани я:

• отсутствие стабильности законодательства;

• отсутствие сопоставимости показателей за ряд лет (частое изменение бюджетной класификации);

• проблема достоверности первичной информации;

• нестабильность экономической ситуации;

• проблемы применения зарубежных методик планирования (в том числе в результате несопоставимости финансовой информации, собираемой в рамках действующих систем бухгалтерского учета, используемых в разных странах);

• не вполне ясен вопрос о допустимости отклонений фактических показателей от плановых (прогнозных).

 

Факторы, влияющие на качество прогнозов:

• бесконечное множество взаимосвязей в экономике (сложно учесть, трудно прогнозировать влияние новых решений);

• качество статистики;

• качество методик (моделей) прогнозирования;

• наличие мотивации для составления реалистичного прогноза.

 

Основные методы финансового планирования:

- Программно-целевой

- Экстаполяции (трендовый)

 - Индексный (метод коэффициентов)

- Нормативный

- Метод денежных потоков

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.113.188 (0.026 с.)