Глава 5. Развивая ограничения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 5. Развивая ограничения



 

Человек не должен быть заключенным своего Жизненного Мира. Каждый человек нуждается в возможности разбивать ограничения, которые навязываются другими или им самим. Это относится и к детям. Обычными для ребенка способами отбросить сковывающие его ограничения являются ходьба, карабканье и говорение. Мастерское овладение каждой из этих ступенек делает возможным новый уровень жизни.

Уже просто способность поговорить с другими открывает ребенку мир новых возможностей.

Жак — очень энергичный французский мальчик. Когда он пришел в детский сад, он не разговаривал по-английски. Игрушки очень стимулируют его, и он живо вступает в игру. Он отталкивает других детей. Когда они начинают плакать, он сильно возбуждается и говорит по-французски. Мальчики стали объединяться, чтобы защититься от него. После второго дня в детском саду я стала думать, что нужно немного выучить французский. Но на третий день, стоя на вершине горки, он сказал: «С дороги. Я качусь вниз.» Дети посмотрели на него. Я улыбнулась и кивнула. Они поняли и ушли с дороги.

Жак быстро научился английскому. Через две недели он уже общался и мог выразить то, что хотел. ети приняли его в свою игру. Им нравилась его живая творческая манера жизни.

Новый взрыв силы приходит к ребенку, который учится забираться на высоту и убеждается в том, что он цел и ничего плохого не случилось.

Когда Тед пришел в детский сад, он был слишком крупным для своего возраста и ходил, переваливаясь с боку на бок. Он был очень энергичен, и это мешало ему. Удары и падения не останавливали его, но добавляли напряжения, копившегося в нем, как пар.

Однажды Тед наблюдает за детьми, карабкающимися по гимнастической стенке, идущими по доске, прикрепленной к ней, а затем прыгающими с ее конца. Тед ухитряется вскарабкаться на стенку, но на доске ему нужна помощь. Я держу его за руку, пока он идет по доске и затем прыгает. С глухим стуком его большое тело ударяется об пол, но лицо сияет гордостью, и он немедленно идет проделать это опять. Два дня он карабкается и прыгает. В конце концов походка вразвалку исчезает, и он может держаться наравне с другими мальчиками.

Если воспитательница детского сада верит, что ребенку необходима возможность для разрушения задерживающих его развитие ограничений, — она владеет методом обучения, который позволяет этому произойти. Ее целью является достижение, поддержанное доверительностью. Она создает возможности с разнообразными приманками и оставляет за ребенком привилегию открытия, помогая при необходимости и в соответствующие моменты празднуя достижения.

 

Ложная идентичность

 

Нил — яркий и физически привлекательный мальчик, но он не может устанавливать отношения с другими. Иногда утром он делает из своего прихода представления, изображая Бэтмена или другого телевизионного персонажа и разговаривая грубым, омандным голосом. Он чувствует себя в безопасности, если контролирует других и является центром детского сада. В роли Бэтмена он вербует подчиненного ребенка быть его Робином, а затем обращается с другими детьми, как с плохими.

Однажды утром он мешает другим детям, говоря, что они плохие. Уисли огорчается.

 

Мис-с С: «Нил, ты спросил Уисли — хочет ли он играть в Бэтмена?»

Уисли: «Я не плохой и не хочу им быть».

Мис-с С: «Уисли, ты не хочешь играть плохого мальчика и тебе не нравится, что Нил называет тебя таким. Нил, Уисли не нравится играть в плохих мальчиков».

Нил: «Но, миссис Снайдер, нельзя быть Бэтме-ном и не командовать кем-то».

Мис-с С: «Если ты можешь играть в Бэтмена, никого не огорчая — хорошо. Если нет, придумай для игры что-нибудь другое, что не доставляет другим людям огорчений».

 

Насилие казалось Нилу правильным, когда он видел его по телевидению. Его чувства отвечали роли. Жестокость и пытки становились справедливыми, когда он, будучи хорошим, настигал плохих. Плохими были те мальчики, которых он не мог контролировать, или те, которые казались слабыми. Помощь воспитателя, в которой Нил, похоже, нуждался, это помощь в постижении пределов, до которых он может доходить. И теперь он достиг одного из них.

Нил был силен, когда мог контролировать. Если что-то шло не так, его мир разрушался, и он сдавался. Тогда он пытался отбиться словами, особенно от взрослых. Мы работали с ним над выстраиванием силы Эго и выражении словами чувств других детей. Частью проблемы была помощь детям увидеть, что телевизионные образы не реальны.

Однажды дети приготовились пить сок.

 

Уисли: «Я собираюсь быть Лоном Рейнджером, когда вырасту».

Нил: «Я буду Суперменом»

Дункан: «Я буду Бэтменом».

Мис-с С: «Вы знаете, они не настоящие люди. Они только притворяются людьми на телевидении».

Скотт: «Нет, они настоящие. Я видел, как они двигаются».

Мис-с С: «Они не могут быть настоящими, ведь иначе бы им не разрешили так обижать людей, как они это делают».

Дункан: «Они обижают только плохих парней».

Мис-с С: «Настоящий полицейский не обижает никого, даже плохих. Он обязан арестовать их и доставить в тюрьму. Затем судья решает, сделали они что-нибудь плохое или нет. Если сделали, то их приговаривают к тюремному заключению».

Нил: «Я буду астронавтом. Они настоящие».

 

Эти образы уже были не очень важны для детей, поэтому они смогли принять объяснение.

В конце зимы Нил принял роль Гиганта. На этот раз он был Гигантом, который помогал людям. Когда дети представляли, что они застряли в снегу, Гигант шел спасать их. Позже он стал просто Нилом, которого дети призывали на помощь в игре.

Нил — лидер. Он рос от потребности контролировать других через распространение на них своей власти к открытию, что более приятным является власть вместе с людьми. Он нашел более реальную лидерскую идентичность, которая включала заботу о других.

 

Мир как препятствие

Тед — мальчик, очень часто раздувающийся от гнева, который блокирует его рациональное поведение. Каждый встречающийся на его пути человек оказывается препятствием, которое он должен одолеть. Лео — мальчик полный враждебности. Ему нравится обижать других. Тед и Лео дерутся друг с другом с первой встречи в детском саду. Но вот происходит следующая ситуация и приносит новые роли и любящие отношения.

Тед играет в песочнице, я сижу на краю и разговариваю с ним. Лео катается на трехколесном велосипеде по тротуару. Случайно, он опрокидывается на повороте, больно падает и начинает плакать.

 

Мис-с С: «Лео ушибся».

(Я встаю, чтобы помочь ему).

Тед: «Я помогу ему, миссис Снайдер. Он подбегает первым). Лео, не плачь, я помогу».

 

Тед наклоняется и нежно его обнимает. Он помогает Лео подняться на ноги, все еще обнимая его, затем поднимает велосипед. Все это очень утешает Лео. Он садится на велосипед и уезжает.

Мне кажется, что Тед очень удовлетворен своим поступком, и любое замечание с моей стороны может отвлечь его от этого. Мы возвращаемся назад в песочницу, но вскоре Лео опять на земле около нас, притворяясь плачущим.

 

Тед: «Я помогу Лео».

 

Он выходит из песочницы и повторяет всю процедуру заново. Очевидно, она очень значима для Лео. Они продолжают. Это становится игрой. Затем Тед садится на велосипед, падает и плачет. И теперь Лео заботится о нем. Эта игра продолжается до конца недели. Вскоре она становится больше, чем игрой только Теда и Лео: где бы ни заплакал ребенок, Тед и Лео являются на помощь.

Эти два мальчика обладали большими потенциальными возможностями. Каждому из них мешало неразрешенное внутреннее напряжение, перекрывавшее путь продуктивной игре. В их играх вместе возникало много трений, потому что оба были сильны и привлекательны друг для друга. Этот эпизод очень изменил отношения между мальчиками. Лео ударился, и я хотела помочь ему, но Тед почувствовал мою озабоченность. Он любил меня и поэтому уловил мое отношение. После того, как он помог Лео, он чувствовал себя хорошо, а Лео воспринял Теда, как заботящегося о нем. Они нашли друг друга как товарищи по игре. Когда Тед смог символизировать свой гнев, он смог начать контролировать его. Лео перешел из Жизненного Мира, наполненного вызывавшими глубокую ненависть и возмущение врагами, в другой мир, где он мог позволить себе любить.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.24 (0.01 с.)