Способ встречи с жизнью: жизненный стиль 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Способ встречи с жизнью: жизненный стиль



 

Дети приходят в детский сад с как-то уже установившимся способом встречи с жизнью. Некоторые из них опережают других в развитии здоровых способов бытия в мире. Они научились получать удовольствие' от игры с другими детьми, хотят пробовать новое, могут! справляться с некоторыми конфликтами, не зависят от воспитателя в выборе занятий для себя, могут быстро осваивать новый опыт, обладают творческим подходом.

Другие дети развили такие непродуктивные способы бытия в мире, как драка, избегание отношений, воровство, плач, желание быть всегда в центре, зависимость, чувство преследуемого или жертвы, отступление, эксплуатация других и порхание по жизни.

Когда способ уже установился, изменить его трудно. Ребенок склонен прибегать к нему снова и снова вне зависимости от его эффективности, потому что он нимает напряжение, выражает гнев или поддерживается другими.

Мы можем понять способ встречи ребенка с жизнью, обращаясь к некоторым вопросам. Как ребенок взаимодействует с людьми и вещами? Какое переживание жизни руководит действиями ребенка? Может ли ребенок исследовать и рисковать? Может ли ребенок проявить инициативу в игре? Как он разрешает пробле-v мы и общается с людьми?

Уоррену около пяти лет; он высокий и сильный. Все дети в детском саду любят его. С той минуты, как он входит в детский сад, все преображается, как будто прибыл Пид Пайпер. Каждый ребенок хочет что-нибудь сказать ему или рассказать, во что они играют, или показать что-нибудь. Он отвечает каждому, кто обращается к нему, прежде чем начать делать то, что хочет сам, или присоединиться к уже происходящему.

Уоррен завоевал такую любовь и уважение в течение года. Кажется, что у него нет необходимости защищать себя (хотя он может), поэтому дети чувствуют, что он надежен в игре. Когда он присоединяется к игре других, они знают, что он никогда не перехватит инициативу, а только сделает игру интереснее. Он первым начинает играть с мальчиком, который не знает английского.

Однажды утром Сью плачет из-за того, что ей не достался голубой стул за столом, когда пили сок.

 

Мис-с С: «Тебе очень хочется этот стул. Тебе не хочется, чтобы он был у Тилли, но она села первой. Вот там есть другой стул».

 

Уоррен встает со своего стула, берет Сью за руку и ведетее к соседнему со своим стулу. Он обнимает ее за плечи, пока она рыдает.

Уоррен развил такой способ встречи с жизнью, который позволяет ему использовать творческие способности и в то же время устанавливать теплые дружеские взаимоотношения со сверстниками.

Четырехлетняя Корина развила стиль жизни, ведущий к самопоражению. Ее способ встречи с жизнью — это поиск безопасного места, в котором она может играть одна. Становится ясно, что она потеряла уверенность в том, что может создать мир для жизни. Она не очень довольна собой, и много времени проводит за столом, где может играть одна.

По мере работы с Кориной мы обнаруживаем, что жизнь поворачивается к ней слишком трудной стороной. Ее родители на грани развода. Она стала такой слабой отчасти из-за того, что ее папа и мама не могут больше поддерживать отношения друг с другом. Все потеряло смысл. Ее чувства подсказывают ей, что лучше спрятаться от всего. Однажды она рисует картину цветными мелками.

 

Корина: «Это мои папа и мама в день свадьбы. Они держатся за руки».

 

Это счастливая картина. Корина пытается вернуть свой мир. Чувствуя, что отношения с другими детьми могут помочь ей построить мир заново, мы входим в ее игру и расширяем ее, включая других детей. Когда другого воспитателя два дня нет, я прошу Корину помочь воспитателю-практиканту в другом конце комнаты, «так как они не будут знать, что делать». Она очень оживлена эти два дня. Развод она переживает очень глубоко. В пятницу она сидит одна во дворе детского сада. Я подхожу и сажусь рядом с ней.

 

Корина: «Мой папа придет за мной сегодня. Я пойду в его дом на две ночи».

Мис-с С: «Так ты собираешься повидать своего папу и ночевать у него?»

Корина: «Да, мой папа и мама не любят больше друг друга, поэтому они живут с кем-то еще».

Мис-с С: «Тяжело знать, что они живут с кем-то еще?»

Корина: «Да».

Мис-с С: «Ты будешь видеться с обоими даже если они живут с кем-то еще?»

Корина: «Да»

 

Благодаря помощи в построении успешных ситуаций в детском саду и продолжению бесед о ее домашней ситуации Жизненный Мир Корины Стал обретать такой вид, что она может в нем жить и становится возможным новый жизненный стиль. Она может доверять себе настолько, чтобы быть с другими людьми.

 

Стратегия создания мира

 

Понятие Жизненного Мира напоминает нам о том, что совесть человека — это не просто осознание. Совесть преднамеренна — в каждый конкретный момент она подразумевает особый стиль жизни Я в мире, который Я пытается построить. Это может быть мир, способный снять напряжение, или мир, годный для того, чтобы управлять другими и иметь свой собстве-ный путь, или годный для того, чтобы спрятаться и обезопасить свое ничтожество, или мир, годный для управления родителями, которые сами внутренне неуверенны и не определились в связях с тем, что для них истинно. Или намерение создать мир, годный для многочисленных игр. Любая такая стратегия по созданию своего мира — это всегда путь провозглашения «Я значу».

Постепенно, спустя какое-то время, у детей появляется склонность привноситть во множество ситуаций картину того жизненного мира, который они хотят создать. Они начинают определять стиль жизни. Они больше не принимают того, что происходит, не выступают жалующимися ж«ертвами никаких громких голосов, с которыми сталкиваются. У них есть целостность, исходя из которой они действуют — замысел Жизненного Мира, который, они верят, будет воплощаться в их долгом пути. У них есть картина мира, являющаяся, по словам Мид, «обобщением другого», дающая жизнь и защиту. И поэтому она считается высшей и лучшей.

 

Коммуникация

 

Коммуникация — это самый важный способ встречи с миром и придания значений опыту. Ребенку необходимо уметь объяснить то, что он делает, чтобы ему не приходилось нападать на других детей ради своей защиты. Ему необходимо рассказать людям, как он видит и чувствует ситуацию, чтобы другие считались с ним. Часто наиболее важная деятельность ребенка —
его воображение. Другим людям нужен доступ к нему.
Игра становится более захватывающей, когда обговаривается то, что происходит в воображении, и дети научаются доверять друг другу и получать друг от друга удовольствие.  *-**

Разговор — это главный способ, которым дети объединяют мир, придумывают себе занятия и продолжают управлять своим развитием. Жизненное богатство внутреннего мира открывается через жажду коммуникации и через удовольствие от чтения вслух.

Коммуникация имеет две фазы — выражение и слушание. Слушание — дело ощущения коммуникации через то, что кроется в звучащих словах и под ними, схватывание того, что мы называем «экзистенциальным условием» в другом человеке. Дети часто уже очень искусны в интуитивном постижении этого уровня коммуникации. Однако, некоторым из них недостает слов для обозначения интуитивно постигаемого так, чтобы сознательно оперировать им. Дети обнаруживают замечательный рост способности понимать происходящее глубоко внутри другого ребенка. Они могут научиться понимать затруднение и конфликт, намерения другого ребенка, рост, над которым он работает, план, который он старается осуществить. Они даже «понимают» своих родителей!

Они продвигаются и в возможности выразить то, что у них на уме, таким образом, что культура жизни постоянно продолжается. Открытия, которые они делают по поводу себя и жизни, рисуя большие цветные картины, почти невероятны — особенно, если они могут разговаривать с понимающим и уважаемым воспитателем, который не пытается вмешиваться.

Детский сад — это место, где экспериментируют со многими языками выражения и смакуются нюансы каждого образа — разнообразие музыки, слушание хорошо рассказанных сказок, великолепие композиций в цвете и линии, ритме мышечных движений в игре, исследованиях и столкновениях, в которых проверяют наибольшую силу. Это место, где дети создают свой мир одновременно красиво и сильно. Детский сад — это инкубатор коммуникации, коммуникации как стиля жизни.

 

Значения

 

Bce, что ребенок делает, имеет для него значение. Вещи, с которыми он играет, не просто игрушки — для каждого ребенка они означают что-то особенное. Каждый предмет и человек в мире ребенка имеют ореол значения, которое необходимо понять воспитателю и детям, играющим с ним.

Адель и Эндри — трехлетние близнецы. Эндри меньше, чем сестра, и некоторые думают, что она менее зрелая. Эндри — всегда занятая маленькая девочка, которая много играет. Хотя она играет несколько поодаль от детей и никогда ничего не берет у других, она получает то, что хочет.

Первые два месяца, как только мы выходили играть во двор, Эндри бежала к единственному двухколесному велосипеду. Ее ноги не достают до педалей, но она нажимает на них, как может, пока не научается легко ездить.

Двухколесный велосипед велик для Эндри. Но уже просто сидеть на нем доставляет ей удовольствие. Она хочет пробиться через Жизненный Мир, который постоянно напоминает ей, что она меньше и менее взрослая, чем ее сестра-близнец. Ее возможность кататься на двухколесном велосипеде доказывает ей и миру, что она такая же, как сестра. Двухколесный велосипед это больше, чем игрушка для Эндри. Катание на нем дает ей чувство роста Я, открывающее Мир.

Иногда ребенку нужна помощь, когда другой ребенок пытается навязать ложное значение ситуации способом, разрушающим Жизненный Мир ребенка.

Мама Джона умерла, когда ему был всего год, и он воспитывался отцом и другими взрослыми. Однажды в ванной комнате произошел такой разговор.

 

Терри: (враждебным тоном, указывая пальцем на Джона так, чтобы это задевало его) «У тебя нет мамы».

 (Джон опускает голову на грудь, как будто целый мир рухнул).

Мис-с С: «У Джона была мама. Она была очень доброй и очень красивой. Она очень любила Джона. Когда он только родился, она привозила его в детский сад в коляске, чтобы показать мне. Она любила его. Потом она умерла, и ее душа ушла к Богу».

Джон: (выпрямляясь) «Да».

 

Терри намекала, что с Джоном было что-то не в порядке, раз он не имел матери. В какой-то момент его Жизненный Мир зашатался под обвинениями Терри. Что-то с ним был не так. Возможно, он даже не заслуживал матери. Создание возможности позитивного понимания ее отсутствия и его собственного мира было достигнуто через помощь в том, чтобы увидеть ее как любящую и привлекательную, умершую из-за болезни.

 

Система значений

 

По мере того как из опыта ребенка возникают отдельные значения, они организуются в систему. В самой обычной игре ребенок может работать над важным развитием системы значений.

Адель — зрелая для ее возраста девочка. Она легко и хорошо играет с другими детьми. В течение первых двух месяцев она обычно шла к куклам и играла с ними. Она позволяет другим детям играть вместе с ней и следит за тем, чтобы у них были куклы. Когда их интерес перемещается на что-то другое, она продолжает играть с куклами. Очень нежно она заворачивает куклу в одеяло, садится в кресло-качалку и поет.

Ее мир соткан из забот материнства. Она проживает и распространяет любовь, которую получает от мамы. Эта любовь становится также ее способом взаимодействия с другими. Вначале она относите? к другим, как мать к ребенку, но постепенно из-за взаимных обменов с другими детьми, взаимоотношения становятся любовью между сверстниками. Адель играет с куклами, но она работает над чем-то более важным. Через опыт она открывает, что жизнь чаще означает работу с другими людьми как равными, чем материнские отношения.

Другая важная часть структуры значений ребенка представлена чувствами по поводу большого мира и отношений с ним. При хорошем чувстве ребенок может научиться справляться с тяжелыми моментами и страхами — громом и молниями, угрозами, смертью любимого человека.

Детский сад и дом могут помочь ребенку переживать мир как что-то находящееся в процессе создания, во что он может внести свой вклад. Когда мы читаем в детском саду про самолеты, я рассказываю детям, что когда-то самолетов не было, так как никто о них не думал. Затем у человека появилась мысль, что если сделать крылья и мотор к ним, то он сможет летать. Я показываю детям, как выглядели первые самолеты и как люди накапливали идеи до тех пор, пока самолеты не стали похожи на нынешние. Мы говорим о космических полетах и всех интересных проблемах, которые требуют разрешения. И возможно, они тоже придумают интересные идеи для создания важных вещей в будущем.

Система значений — важная часть Жизненного Мира ребенка. Значение — это гораздо больше, чем только когнитивное понятие. Значение включает оттенки чувств, выражения, память переживаний и картину мира. Оболочка значения соединяет все это вместе, в форме определенного образа — идеи. Ребенок символизирует этот «мир-в-котором-все-собрано-вместе» особыми словами и понятиями, развитыми через коммуникацию с другими людьми. Весь опыт помещается внутри этой системы и понимается в ее терминах.

Чрезвычайно важно, что ребенок придает раннему опыту значения, которые вводят его в здоровые отношения скорее, чем значения, которые диктуют чувство превосходства, вынуждая быть центром притяжения или нападать на других, чтобы отобрать то, что хочется. Когда основная система значений ребенка организована вокруг стремления понять других и конструктивно взаимодействовать с ними, ребенок будет идти навстречу другим гибко и творчески.

Тина — маленькая четырехлетняя девочка из Индии, которая пришла в детский сад весной. Она выглядит хрупкой и не играет, но когда она наблюдает за другими детьми, ее лицо оживляется. В остальное время она выглядит серьезной или очень усталой. Мы ей все объясняем и говорим, что она может играть всеми игрушками.

Однажды утром Тина осторожно дотрагивается до кассового аппарата. Эми сидит рядом с ней.

 

Эми: «В первый день в детском саду я тоже ни с чем не играла».

 

Эми продолжает объяснять словами и действиями все, что можно делать. Жестикулируя, подпрыгивая, она оживленно показывает Тине, что детский сад — это место, где можно получать удовольствие. Затем она начинает играть с Тиной и кассовым аппаратом. Эми хочет, чтобы Тина купила голубой телефон, но та не реагирует. Тогда она быстро меняет роли так, чтобы Тина поняла, как играть с ней. Она отдает Тине кассовый аппарат и говорит, что купит у нее телефон.

 

Эми: «Ты возьми кассовый аппарат, а я куплю телефон».

(Широко улыбаясь, Тина понимает и начинает играть).

Маргарет: (поблизости) «Эми, идем играть в куклы со мной».

Эми: «Мы сейчас говорим о Тине». (Она остается и играет с Тиной).

 

Эми разумно и гибко использовала самую суть значений. Она заботилась о Тине. Из своего собственного прошлого опыта она поняла, что чувствовала Тина, и передала это понимание ей. Для Эми детский сад был местом получения удовольствия. Она изо всех сил и с энтузиазмом передавала это Тине. Когда это не сработало, она изменила роли и стала покупательницей телефона. Это сработало. Она осуществила то, что считала возможным, и продолжала играть с Тиной даже тогда, когда другая подруга пыталась зазвать ее играть с ней в куклы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 32; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.0.25 (0.032 с.)