Рост, над которым ребенок работает. Ребенок — это вера в жизнь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рост, над которым ребенок работает. Ребенок — это вера в жизнь



 

Ребенок — это вера в жизнь. С момента рождения он двигает руками и ногами, работает ртом. Все системы включены. Он начинает двигаться в жизнь. Почти сразу он над чем-то работает. Он начинает разгадывать пугающий и волнующий мир, частью которого является он сам.

Чтобы помочь ребенку в какой-то конкретный момент, воспитателю необходимо обнаружить — над чем ребенок работает. А это не всегда очевидно. Часто потребности ребенка скрыты ложными знаками — такими, как избегание или враждебность. Когда ребенок охвачен этими чувствами, он существует в мире самопоражения. Это неприятный мир. Но ребенок не хочет, чтобы кто-то вместо него жил его жизнью. Он хочет только, чтобы ему создали возможность действовать.

Поведение некоторых детей трудно понять. Оно непонятно до тех пор, пока взрослый не видит — над каким моментом роста происходит работа.

Берт — подвижный трехлетка, поведение которого указывает на конфликты. Он никогда не дерется с другими детьми, но будет хватать игрушки и убегать на другую половину комнаты прежде, чем потеря обнаружится. Часто, если он думает, что его никто не видит, он ломает игрушку. Во дворе он выбрасывает игрушки за забор после того, как поиграет. У него достаточная сила Я, но он не играет с другими детьми.

Вначале я думала, что Берт не научился контролировать свои импульсы. Но, в конце концов, две беседы с ним дали мне ключ к росту, над которым он работал.

Дождливым днем я веду группу детей в зал кататься на маленьких самокатах. Берт сияет от радости, когда он на большой скорости катается по залу. Вдруг он останавливается.

Берт: «Миссис Снайдер, вы знаете, мой брат не может делать так. Он не может бегать». (У Берта есть девятилетний брат-калека, который передвигается в инвалидном кресле. Берт никогда раньше не говорил о брате).

 

Мис-с С: «Да, Берт, твой брат — калека, и он не может бегать и играть и получать удовольствие как ты, не так ли?»

Берт: «Ник всегда в своей каталке».

Мис-с С: «Это печально, что Ник не может бегать и что другим приходится ухаживать за ним».

Берт: «Да».

 

И он уезжает кататься на самокате.

Вторая беседа случилась несколькими неделями позже. Дети в ванной комнате. Один из детей замечает, что у Вуди на штанишках пуговица с Винни-Пухом. Все дети восхищаются ею.

 

Берт: «У меня нет пуговицы с Винни-Пухом».

Мис-с С: «Тебе нравится пуговица Вуди, Берт?»

Берт: (с завистью) «У меня нет. А у Ника есть».

Мис-с С.: «У твоего брата, наверное, много всяких вещей, Берт?»

Берт: «У него много игрушек».

Мис-с С: «Больше, чем у тебя, Берт?»

Берт: «Да, у него много». (С сильным чувством).

Мис-с С: «Берт, ты ведь знаешь, что Ник — калека и вынужден все время находиться инвалидном кресле».

Берт: «Он не может ходить».

Мис-с С: «Когда человек не может ходить, ему нужно много игрушек»

Берт: «Да».

(Его лицо становится расслабленным и мягким).

Постепенно разрушительное поведение Берта исчезает. Он может играть со сверстниками. В день его рождения родители постарались, чтобы он получил подарки, которые были для него важны. Он принес игрушки в детский сад и играл вместе с другими детьми. Они бережно отнеслись к его игрушкам, что вызвало у него добрые чувства.

Пока Берт чувствовал, что брата предпочитают, его Жизненный Мир состоял из нежеланного, отвергнутого Я, стремящегося протестовать и мстить несправедливому миру. Это влияло на все его поведение. Его стратегией было ломать игрушки Ника, когда никто не видит, и быстро убегать. Такие восприятие и стратегия блокировали взаимоотношения и мешали правильному пониманию его родителями.

Берт работал над взаимоотношениями с матерью и отцом. Он отчаянно хотел быть близок с ними и в своей незрелой манере говорил: «Посмотрите на меня. Я тоже ваш сын. Я хочу быть вашим сыном. Мне нужны игрушки. Мне нужна любовь.» То, что у Ника было много игрушек, означало для Берта, что его не любят. Я помогла ему увидеть, что потребности Ника в игрушках соответствовали его нуждам и его физическому недостатку. Это вовсе не означало, что Берта не любили. Его чувства по поводу обоих родителей и его самого изменились, создавая возможность для него организовать более конструктивный Жизненный Мир.

В каждом ребенке есть нечто, побуждающее его бороться не только за выживание, но и за осуществление себя, за то, чтобы кому-то принадлежать, быть близким. Он постоянно работает над этим. Потребность осуществить себя и находиться во взаимоотношениях заставляет его постоянно перестраивать Жизненный Мир. Когда ребенок не находится во взаимоотношении, воспитатель должен спросить себя — почему? Что мешает ребенку? Воспитатель может быть очень полезен ребенку в отношении его сегодняшних потребностей, — в противном случае он будет реагировать только на симптомы.

Ллойд — чрезвычайно замятый маленький мальчик с сияющим счастливым лицом. С первой минуты в детском саду он в постоянном движении. Если он попадает в неприятность, то оставляет эту ситуацию и находит еще кого-нибудь для игры.

В конце первой недели его мама говорит, что Ллойд очень счастлив в детском саду, но приходит домой усталым и долго спит. Позднее мы узнали, что Ллойд болел, когда был младенцем. Врач вставлял трубочку в его мозг для откачивания жидкости, чтобы давление не поднялось и не разрушило ткань мозга. Он также носил специальную обувь для помощи недоразвитым мускулам ног.

Ллойд вынужден был во многом догонять и он торопился сделать это. Как только мы поняли рост, над которым он работает, мы смогли помочь его очень пытливому уму. До тех пор, пока мы не увидели те громадные усилия, которые он делал, в центре нашей работы с ним были попытки ослабить его «бешеную» энергию.

Рост, над которым ребенок работает, всегда является важным фактором в его поведении. Это постоянный организатор его Жизненного Мира и стимул его активности.

 

Чувства по поводу себя

 

Чувства ребенка по поводу себя также организуют его Жизненный Мир. Они определяют климат и погоду этого мира.

Картина переживания себя всегда является центром мира, который ребенок соединяет с жизнью. Когда чувства по поводу себя очень плохи, возникает тенденция действовать компульсивно, стремясь нарушить игру или статус другого ребенка. Или ребенок уходит в себя, воспринимая себя как слабого, нежеланного, жертву. Он старается организовать мир, который бы симпатизировал ему. Его деморализация приводит к тому, что он все делает равнодушно. Ему становится скучно. Когда больше нет удовольствия быть собой, мир становится скверным и удушливым. Когда чувства ребенка по поводу себя дурны, весь мир дурен. Если он не любит себя, то едва ли может любить других. И наоборот. Свободный уважать себя, ребенок может объединять наполненный уважением мир.

 

Самооценка

 

Все переживания оставляют память в структуре чувств ребенка. Самооценка — это смесь тех способов, которыми жизнь касается ребенка. Оно приходит из его переживаний оценки значимыми людьми и из реализации того, к чему ребенок способен.

В пятницу первой недели занятий Бетти вприпрыжку вбегает в комнату. Я сижу на полу, и она садится мне на колени.

 

Бетти: «Понюхайте, понюхайте меня, я больше ничем не пахну».

Мис-с С: (немного озадаченная, почему это важно для нее) «Бетти...»

Бетти: «Я надевала мою новую желтую ночную рубашку, я не обмочила постель, я ничем не пахну».

 

Я хотела сказать, что это хорошо и что она научится тому, чтобы ее постель была сухой. Но она продолжала говорить. Она прижалась к моему носу.

 

Бетти: «Понюхайте меня, понюхайте меня. Я больше ничем не пахну». (Она вприпрыжку убегает играть).

 

Все шло хорошо до следующей пятницы, когда Бетти не пришла. Ее мама объяснила, что Бетти опять обмочила постель, и она сказала Бетти, что если она недостаточно взрослая, чтобы не мочиться в постель, то, значит, она недостаточно взрослая, чтобы ходить в детский сад.

Что делает подобное обращение с чувствами Бетти по поводу ее собственной ценности? Один изолированный эпизод может не повредить ребенку. Но если это продолжительный способ отношений, ее представление о себе будет постепенно самообесцениваться.

Что это может сделать с ее силой по формированию энергичного Жизненного Мира? Пойдя в первый класс, не будет ли она чувствовать, что с ней что-то не в порядке, что она — это прежде всего неприятный запах.

Самооценка ребенка может быть чувством слабости и уверенности, что другие дети лучше. Она может быть чувством, что мир враждебен и единственный способ выжить — захватить инициативу первого удара. Или она может быть чувством своих возможностей — чувством, что жизнь хороша.

Карл — трехлетний мальчик, чьи представление о себе и чувства по поводу себя изменились в течение года. В начале года он был агрессивным и шумным, действовал грубо и неуступчиво. Но на самом деле он был слаб и испуган. Он постоянно попадал в неприятные ситуации. Но если ребенок протестовал и сильно суетился, то Карл отступал, говоря: «Извини», как будто это было надежным выходом. К весне благодаря многим успешным игровым ситуациям, он обнаружил, что может доверять активным мальчикам и сохранять свое достоинство. Его самооценка изменилась.

Однажды весенним утром все дети играют во дворе, в то время как я накрываю стол для сока. Карл входит и наблюдает. Он облокачивается локтем на стол и говорит задумчиво.

 

Карл: «Знаете, мне нравится этот стол, мне нравятся эти стулья, мне нравятся умывальные раковины. Мне нравится все в этом детском саду.»

Мис-с С: «Я рада, что тебе нравится наш детский сад, Карл, мне нравится, что ты ходишь в наш детский сад».

Карл: «Знаете, когда-то давно я играл только с одним мальчиком сразу. Но это было раньше, чем я узнал этот хороший детский сад».

Мис-с С: «Сейчас ты любишь ходить в детский сад и играть со многими детьми».

Карл: «Да».

 

Теперь Карл включил всех детей детского сада в число своих друзей и чувствовал себя хорошо с ними. Он любил себя. Он чувствовал себя сильным.

Когда ребенок чувствует себя хорошо, он может без усилий выдержать даже серьезные испытания.

Весной некоторые из детей делают бумажных змеев и запускают их во дворе. Карл очень доволен, когда бежит со своим змеем, а он летит за ним. Потом я вижу его стоящим на крыше трейлера. Держа змея, он прыгает и падает на живот. Его рот набит грязью, а нос кровоточит. Он оглядывается, улыбаясь.

 

Мис-с С.: «О, Карл! Тебе надо было приземлиться на ноги».

Карл: «Но у меня змей».

Мис-с С: «Карл, у тебя змей, но он не может выдержать тебя. Даже парашютисты приземляются на ноги».

 

Мы идем умываться. Затем он берет змея и опять идет играть.

Это было большим контрастом по сравнению с тем временем, когда он чувствовал себя слабым, а каждый небольшой удар заканчивался долгим плачем.

 

Компетентность и сила ЭГО [6]

 

Сила Эго тесно связана с самооценкой. Сила Эго — это внутренняя власть, происходящая из многочисленных опытов — таких, как «Я могу», «У меня есть возможность», «Я нахожусь во взаимоотношении».

Обучение ходить, ездить на трехколесном велосипеде, быть желанным для друзей зажигает внутренний свет уверенности в себе. Каждый успех прибавляет силы, которой достаточно для следующих попыток достижения. Это позволяет ребенку в процессе попыток много раз выстоять под ударами.

Ребенок, который обладал свободой исследования, когда учился ходить, склонен быть уверенным в себе. Те дети, которых держали в манеже и наказывали, если они пытались выбраться, склонны воздерживаться от активных действий. Другие, которых слишком контролировали, могут обладать выработанной потребностью доминировать во всех ситуациях или избегать близких взаимоотношений из-за страха быть подавленными. Дети сильно различаются по выраженности силы Эго, когда они приходят в детский сад.

Весенним утром Робин подбегает к воспитателю-практиканту.

 

Робин: «Посмотрите, маленькие листочки появляются, тепло, я собираюсь накопать червей, и вы можете мне помочь. Я собираюсь играть в аллигатора и тигра. Вы можете быть маленьким... нет, папой тигром». (И он убегает, чтобы начать еще что-нибудь).

 

Вот мальчик, который осознает мир вокруг него, замышляющий различные дела, стремящийся к социальным отношениям. Но блестящий ребенок — не всегда компетентный ребенок.

Элвин — трехлетний мальчик, маленький для своего возраста. Он блестящий мальчик и говорит на двух языках, но не может играть с другими детьми или игрушками. Однажды утром он смотрит на маленький грузовик.

 

Элвин: «Грузовик желтый, миссис Снайдер». (И не думая касаться его).

Мис-с С: «Он желтый, Элвин, но он может перевозить большой груз кирпичей для строительства домов. Посмотри, вот так». (Я строю дорогу для грузовика, он наблюдает, но не трогает грузовик).

 

Элвин не переживает игрушки как что-то, с чем играют. Чтобы научить его названиям цвета, использовались изображения игрушек. Когда я посетила Элвина в его доме прошлой весной, у нас установились хорошие взаимоотношения. Его мама сказала мне, что они не преуспели в воспитании гигиенических привычек, но она была уверена, что они добьются этого к осени.

Когда начались занятия, Элвин пришел одетый в две пары штанишек: верхние и специальные с прокладками и пеленками. Он продолжал каждое утро пачкать штанишки. Жидкое содержимое его кишечника сбегало по ногам и на обувь. Это то, что невозможно не заметить — особенно в группе, где другие дети могут относиться к нему как к младенцу. Но это не беспокоило его. Понадобилось две недели, чтобы помочь ему научиться опорожнять кишечник в туалете. Каждое утро, как только он приходил, мы шли в туалет.

 

Мис-с С: «Элвин, давай пойдем в туалет, чтобы ты не опорожнил кишечник в штанишки». (Он охотно идет со мной).

Мис-с С: «Опорожняйся в туалете, Элвин, чтобы ничего не было в твоих штанишках».

 

Я обнаружила, что в первый раз, когда мы пошли в туалет, он не опорожнил кишечник. Если я вела еще раз через 15 минут, он делал это, но чаще просто сидел, ничего не делая, и повторял то, что я говорила ему.

 

Элвин: «Опорожни кишечник в туалете. Миссис Снайдер не нравится чистить штанишки». (Он мог смеяться, но ничего не делал).

 

Все следующие дни по утрам я особенно тщательно создавала ему возможности делать то, что он хотел, чтобы он почувствовал, что он для меня что-то значит, и у нас поддерживались хорошие отношения.

В конце концов, однажды утром он опорожнил кишечник в туалете.

 

Элвин: «Миссис Снайдер, миссис Сиайдер. посмотрите! Это в туалете».

Мис-с С: «Элвин, ты сделал это в туалете! Теперь ты знаешь, как это делать!» (Он подпрыгивает от возбуждения).

 

Хорошее чувство перешло на другие виды активности. Этим же утром он пошел к кубикам, построил дорогу и начал играть с грузовиком. Сила Эго прибывает с каждым новым достижением. В один из дней он борется со своими подтяжками.

 

Элвин: «Эти старые подтяжки надоели. Они все время расстегиваются. Они мешают. Я могу держать штанишки».

Мис-с С: «Правильно, Элвин, ты уже устал от того, что тебе мешает».

 

У Элвика была очень маленькая сила Эго, когда он пришел в детский сад, но когда ему дали возможность и немного помогли, он принял свой Жизненный Мир и оказался способным к контролю. Чем большего успеха он добивался, тем большую силу Эго он имел для следующего шага.

 

Идентичность

 

Идентичность — это открытие, которое человек делает, когда говорит: «Это я. Я неповторим и ценен. У меня есть будущее».

Однажды утром Рон и Джилл играют, изображая Геккль-берри Хаунда и Йога Бие. В то время, когда мы льем сок, мы разговариваем.

 

Рон: «Я Геккльберри Хаунд, лучше я сниму мою ковбойскую шляпу»,

Рон: (позже, с чувством удовлетворения) «Миссис Снайдер, я больше никто. Я просто Рон».

Мис-с С: «Хорошо быть Роном, не так ли? Ты знаешь, что в целом мире нет больше никого, кто был бы похож на тебя?» (Он кажется удовлетворенным).

Джилл: «И я больше не кто-то. Я просто Джилл. Есть ли кто-нибудь еще, как я?»

Мис-с С: «Нет, Джилл, в целом мире нет больше никого, как ты».

 

Каждый ребенок в детском саду спрашивает, есть ли кто-нибудь как он или она и каждому ребенку надо сказать, что в целом мире нет никого похожего на него. Сказав это всем по очереди, я заключаю:

 

Мис-с С: «Не чудесный ли это мир! В нем нет даже двух одинаковых людей».

 

Через свои действия маленький ребенок постоянно задает самый решающий вопрос жизни: «Кто я? Действительно ли вы любите меня? Как вы думаете — какой я человек? Хотите ли вы, чтобы я вырос? Могу ли я делать то, что я хочу, или это неправильно? Это я прогоняю других или они меня не любят? Делаю ли я то, что нужно, или я плохой?»

Идентичность зависит также от того, принимает ли ребенок то, что он девочка или мальчик. Цель каждого мальчика, и каждой девочки — хорошо чувствовать себя как представителя своего пола и быть свободными войти в мир на равных.

Девочки кажутся получающими больше удовольствия от игр с домашней утварью, потому что они наблюдали своих матерей, когда те ведут домашнее хозяйство. Некоторым мальчикам нужна помощь в принятии правильности того, что они получают удовольствие от ухода за куклами и игры в дом. Некоторым девочкам требуется помощь в том, чтобы они разрешили мальчикам играть в домашнем уголке. В начале года игра сводится к приготовлению пищи, кормлению и купанию младенцев. По мере того, как мальчики включаются в игру, возникает большое количество семейных игр, в которых опробуются различные роли. Обычно игра включает маму, папу, младенца, а иногда сиделку, старшую сестру или двух и братьев.

Некоторым девочкам необходима помощь в том, чтобы играть не только в домашнем уголке. Девочкам необходимо развивать силу, потому что это тоже часть женской роли. Девочки нуждаются в поддержке, чтобы забираться на высоту, строить из кубиков, играть с мячом, бегать, кататься на велосипеде, играть с глиной, копать червяков, быть не только няней, но и доктором, по очереди быть машинистом в поезде. Некоторые названия игр делают их неудобными для девочек.

 

Джилл: «Я девочка-ковбой».

Салли: «Дай мне шляпу. Я хочу быть пожарником».

 

Девочки не должны чувствовать себя исключенными из деятельности только потому, что они девочки.

Некоторые мальчики нуждаются в помощи, чтобы обрести требуемую для маскулинности[7] силу. Это дает мальчику возможность бороться и поддерживать свое достоинство в общении с мальчиками его возраста.

В спортивном азарте Джек, самый маленький мальчик в детском саду, нападает на Роя, самого большого и счастливого, и сбивает его с ног. Рой удивлен, и чтобы защитить себя, бьет Джека в лицо.

 

Мис-с С: «Джек, ты хочешь играть с Роем? Рой, Джек учится бороться. Он хочет получить удовольствие, а не удар в лицо». (Рой понимает и они продолжают. Затем Джек, довольный своим успехом, бьет Роя в лицо).

Мис-с С: «Эй, Джек, без ударов в лицо».

(Рой улыбается, Джек чувствует себя большим, и они продолжают бороться).

 

Мальчики нуждаются в том, чтобы развивать и чувствовать свою силу. Они также нуждаются в том, чтобы научиться контролировать ее. Дальнейшее развитие облегчается для мальчика, который чувствует свою возможность быть с ровесниками равным среди равных. Возможность карабкаться на деревья и рисковать — это строительство Эго. Важно быть компетентным во всем, что делают другие мальчики. Чувство безопасности возникает при успехах в играх и спорте.

Из слабого мальчика, которому трудно устанавливать взаимоотношения с мальчиками и который достигает эмоциональной безопасности рядом с воспитателем, вырастает не очень привлекательный мужчина. Если мальчик чувствует свою неадекватность, это слабое основание для превращения в мужчину.

В конце утренних занятий в детском саду мужчина-практикант начинает вытряхивать песок из обуви Кларка. Сразу же пять других детей садятся на край песочницы и вытряхивают песок. Фред — последний, кто это сделал.

 

Фред: (очень слабым, ноющим голосом) «Я не хочу быть папой».

Практикант: «Никогда не хочешь становиться папой, Фред?»

Фред: «Да, им слишком много приходится делать».

Практикант: «Папам слишком много приходится делать, Фред?»

Фред: «Да».

Практикант: «Например, вытряхивать песок из обуви».

Фред: «Нет, например, прыгать из окон». (Он кажется огорченным).

Практикант: «Тебе не понравилось, как я играл на волынке сегодня утром, Фред?» (В этом месте беседы воспитатель-практикант потерял его, не поддержав тему беседы).

Фред: «Нет, мне нравится волынка». (Он очень обижен). «Я не чувствую, что я могу быть папой». (Фред уходит).

Фред работал над тем, чтобы стать мужчиной. Он пытался интегрировать это в свою идентичность. Но неприятные предчувствия вставали у него на пути. Мы не знаем, относится ли его ссылка на мужчин, прыгающих из окна, к какой-то особой ситуации, телевизионной программе или буквально воспринятой жалобе усталого отца. Должно быть, это захватило его чувства в тот момент и поэтому стало таким реальным для него. Воспитатель-практикант не сумел уловить переживаний Фредом того, что папы слишком много работают, не имеют удовольствий и, возможно, делают что-то саморазрушительное. Эта беседа дала нам ключ к тому, что Фред нуждается в помощи для построения Эго и компетентности.

Быть маскулинным означает также участвовать в необходимой работе по поддержанию порядка в доме и заботе о детях. Мы помогаем мальчикам получить удовольствие от игры в домашнем уголке.

Мы не побуждаем мальчиков переодеваться в платья и не запрещаем этого. Платья могут быть привлекательны для мальчика, потому что они яркие, мягкие, из них можно сделать что-то еще. Но побуждение носить платье, так чтобы мальчик мог действовать, исходя из женской идентичности, может приводить его к чувству, что он — не мальчик, и что его воспринимают как девочку. Некоторые матери, поощряющие мальчика одеваться, как девочки, мешают и другим способам становления маскулинности. А потом они огорчаются или сердятся, если мальчик следует фемининной идентичности или использует ее, чтобы огорчить их.

Идентичность мальчика частично связана с его пенисом. Сензитивный мальчик с маленьким пенисом склонен обижаться на сравнения, сделанные другими мальчиками.

 

Кларк: «У Тима пенис маленький, а у меня большой».

Мис-с С: «У некоторых мальчиков большие пенисы, у некоторых — маленькие. Маленький пенис действует точно так же хорошо, как и большой».

 

Когда мальчики начинают хвастать своим пенисом, идя в туалет, я не хочу, чтобы девочки чувствовали себя хуже их, и поэтому говорю: «У мальчиков есть пенис, у девочек есть матка». Так как некоторые девочки чувствуют себя хуже из-за того, что матка не видна, я поясняю: «Матка находится внутри, и поэтому младенец может расти в ней в тепле и безопасности».

И девочкам и мальчикам нужна помощь в принятии их биологической роли. Основные личностные потребности одинаковы. Каждый пол нуждается в утверждении. Девочка нуждается в том, чтобы чувствовать себя хорошо в качестве девочки. Мальчик нуждается в том, чтобы чувствовать себя хорошо в качестве мальчика. Это не происходит просто с наших слов. Это становится реальностью, когда приходит через переживание собственного опыта[8].

 

Люди и вещи в мире ребенка

 

Каждый ребенок выбирает определенные вещи в своем окружении и делает их своим миром. Воспитателю необходимо знать, что включает ребенок в этот мир. В какой деятельности ребенок участвует? С кем играет? Кого избегает? Почему? Каких детей ребенок рассматривает как помощников в своих планах? Каких считает мешающими? Какие игрушки важны? Как ребенок их использует? Какими творческими фантазиями он охвачен?

Какие у него отношения со взрослыми? Как он чувствует свою семью и свое место в ней? Как он принимает своих братьев и сестер в отношениях с матерью и отцом?

Определение ребенком своего места в семье может быть причиной больших трудностей и требовать работы на протяжении всего года. Трудности обычно исходят из двух источников. Ребенок не может делать то, что могут более старшие братья и сестры, и часто ощущает себя хуже них. Новый младенец в семье может стать причиной того, что ребенок чувствует себя оттесненным на второй план в привязанностях и внимании родителей.

Некоторые дети чувствуют себя ущемленными даже до рождения младенца. Одна девочка обижалась на еще неродившегося малыша потому, что он ходил на работу вместе с мамой. Другая хотела малыша, но все время чувствовала, что родители хотят мальчика. Ей, очевидно, казалось, что с ней что-то не в порядке, раз родители так сильно хотят мальчика.

 

Анабел: «Если родится девочка, то я скажу вам, миссис Снайдер, но если мальчик...» (Она сжимает кулак и машет им).

 

Ее родители не понимали, каким глубоким было это чувство. Когда родился мальчик, то с самого начала у Анабел появились трудности.

Другой мальчик испытывал настоящие личностные страдания во время трудной беременности его матери.

В один из дней Фред говорит и даже кричит хнычущим голосом. Его мама «болеет», и ребенок должен вот-вот родиться.

В домашнем уголке вместе с Фредом у стола еще трое детей. В центре стола маленькая кукла. Фред берет куклу и с неподдельным волнением в голосе говорит: «Давайте съедим младенца. Я съем голову. Ты съешь ногу. Ты съешь руку». Другие дети продолжают свои игры.

 

Фред: «Давайте съедим младенца. Я съем голову, ты можешь съесть ногу. Ты ешь руку. Давайте».

 

Никто не присоединяется к игре Фреда, поэтому он не продолжает. Эту ситуацию можно истолковать по-разному. Мне кажется, что Фред старался избавиться от младенца, который уже доставил много беспокойства, чтобы больше не было никаких неприятностей. В его голосе не злость, а настоящее волнение.

После рождения младенца старший ребенок часто чувствует, что младенца предпочитают ему. Мама теперь отдает всю любовь и время новорожденному. То место, которое он занимал в семье, теперь занимает младенец. Родители уже не принадлежат ребенку. Ласки дарятся кому-то другому[9].

Чувства лишения и отверженности перемешиваются в ребенке. Но что хуже всего — разбивается жизненный мир ребенка. Многое из того, что все время поддерживало его как личность, отступило — включая доверие к родителям и другим людям и зависимость от них и даже чувства по поводу себя самого. Многие из возможностей ребенка разрушаются. Желание отомстить может быть обнадеживающим стремлением ребенка выжить. Неправильно называть его «ревнивым».

Ребенку надо помочь собрать новый Жизненный Мир. Прошлый Жизненный Мир больше невозможен. Ребенку нужно чувствовать, что его любят, даже если любовь и забота распространяются и на новорожденного. Сила Эго ребенка нуждается в восстановлении через опыт, увеличивающий чувство компетентности. Ему мало обнять новую игрушку — нужно, чтобы его мир расширился. Жизнь должна открываться перед ребенком новыми возможностями будущего, потому что будущее является решающей частью Жизненного Мира любой личности.

Часто ребенок, у которого есть старший брат или сестра, идентифицирует себя с ними, когда младший занимает его место. Это может помочь ему принять новый мир семьи. Мальчик нуждается в том, чтобы чувствовать, что он может стать старшим братом, а девочка — что она может стать старшей сестрой. Для ребенка с достаточной силой Эго это не очень трудная проблема.

Тем не менее, для некоторых трех- и четырехлетних детей, которые уже почувствовали, что они не могут делать то, что могут старшие брат или сестра, это трудно. Когда они пытаются и не достигают такого же успеха, как старший, они переживают свое отличие и скорее прекратят попытки, чем станут выглядеть неудачниками, особенно если новый уровень выполнения навязывается им. 4-летний малыш сказал мне как-то, когда я проходила мимо него по тротуару: «Но я не хочу ждать, когда вырасту, чтобы кататься на роликовых коньках». Это выглядит так легко, когда он наблюдает за катанием брата или сестры. Но каждый раз, когда он пытается, ролики выскальзывают из-под него.

Мы в детском саду говорим о младенцах — о том, как они беспомощны. Они не могут сидеть. Они ходят в штанишки. Их нужно кормить. Они не умеют разговаривать. Они не могут сами одеваться, гулять или куда-то идти. За младенцами нужен большой уход. Через некоторое время они смогут ходить и заботиться о себе. Мы говорим о том, что дети из детского сада когда-то тоже были младенцами, и о том, как их мамы и папы вынуждены были все делать для них. Но теперь они могут многое из того, что младенец не может. Они даже могут ходить в детский сад. Конечно, есть риск переоценить беспомощность младенца, так как младенцы растут и становятся силой, с которой приходится считаться. Роль каждого человека в семье должна обсуждаться. Ребенку необходимо знать, что его папа делает дома и на работе. Детям нравятся книги о папах и о том, что они делают. Папы очень важны в развитии ребенка. Они привносят нечто особенное.

Однажды утром Дейл прибывает, въезжая на плечах своего папы. Они оба сияют, как будто победили в забеге. Позднее утром, во время игры мы разговариваем:

 

Дейл: «У нас дома вкусные маринованные огурцы»

Мис-с С: «Вкусные огурцы, Дейл?»

Дейл: «Да, мы ели их сегодня утром».

Мис-с С: «За завтраком?»

Дейл: «Нет, мы ели яичницу с беконом».(Он кажется огорченным моей интерпретацией). «Но папа и я ели их по дороге в детский сад».

Мис-с С: «Они были особенно хорошими».

Дейл: «Да».

 

Папы расширяют жизненный мир ребенка.

Папа может и приводить в замешательство 3-4-летнего ребенка, особенно если начинает устанавливать границы. Большинство пап весь день отсутствуют, поэтому малыш не так знаком с ними, как с мамами. Папино требование дисциплины кажется ему гораздо более пугающим.

Следующая ситуация показывает, как мальчик нуждается в помощи, чтобы понять поведение отца.

Однажды утром мистер Блейк приехал с плачущим Нэ-дом.

 

Мистер Блейк: «Нэд хочет о чем-то поговорить с вами. Он долго плакал и хочет рассказать вам об этом».

Мис-с С: «Хорошо, Нэд, о чем ты хотел рассказать мне?»

Нэд: «Папа побил меня».(Он сильно ударяет себя по лицу и по попке).«Я сломал радио».

Мис-с С: «Папа ударил тебя и ты чувствуешь себя плохо».

Нэд: «Было больно, и я плакал».

Мис-с С: «Тебе кажется неправильным, что папа ударил тебя?»

Нэд: «Да».

Мис-с С: «Нэд, ты знаешь, радио стоит дорого. Твой папа хотел объяснить тебе, как мог, что нельзя ломать радио, чтобы ты не сделал этого снова».

Нэд: «Но у нас их два. А это было маленькое».

Мис-с С: «Ты думал, что маленькое не так важно. Но твой папа не хочет, чтобы какое-нибудь из них было сломано».

Нэд: «Да».

 

Он говорит это твердым голосом, выходя. Кажется, он обретает зрелость по мере того, как ходит в детский сад.

Иногда дети нуждаются в помощи, чтобы понять маму, когда она огорчена. С ребенком нужно разговаривать о работе мамы. Она помогает заботиться о доме и готовит пищу, посещает собрания, следит за тем, чтобы у всех была одежда, делает то, что дети не могут сделать сами, и получает удовольствие от всех в семье. Некоторые мамы выбирают работу вне дома или учатся, и если рядом с ребенком будет один и тот же хороший человек, то он может не страдать. Работа, которую мама выбирает, не должна быть настолько физически или эмоционально утомительной, чтобы затруднять ее общение с ребенком после работы.

Качество отношений между ребенком и матерью — это важный фактор. Некоторые мамы могут поддерживать эти отношения и в то же время работать. Сущностью отцовства и материнства является созидательная верность росту ребенка и отношениям с ним. И он должен иметь возможность чувствовать это. Любые важные отношения требуют времени и не могут быть установлены в атмосфере увлечения чем-то другим или людьми, которые могут составлять реальное значение жизни для родителя. Ребенку необходимо чувствовать, что мама неравнодушна к нему, участвует во всем, что для него важно.

Ребенка никогда нельзя оставлять с тем, кто делает что-то разрушительное для его развития. Если нужный человек найден, мать должна понимать, что маленький ребенок может привязаться к этому удовлетворяющему его потребности человеку и даже начать называть его «мамой». Является ли замещение матери даже хорошим человеком адекватной заменой фундаментального отношения матери — остается спорным вопросом.

      Ребенок, чья мама работает, должен знать — почему это так, чтобы не чувствовать, что она его отвергает или бросает. Некоторые дети очень болезненно воспринимают, когда мамы не приходят за ними в детский сад, если видят с какой любовью встречают своих детей другие мамы.

Работа по уходу за домом и детьми — это важная часть жизни семьи, — она должна быть как-то распределена между мужем и женой. Каждая семья должна посмотреть, как это лучше сделать. Разные семьи делают это по-разному, исходя из того, кому какая работа больше нравится. Все семьи различны.

Добрые счастливые взаимоотношения между мужем и женой — основной фактор развития ребенка. Муж и жена, которые довольны друг другом, разговаривают, планируют, чувствуют, что вместе делают общее дело их жизни, вместе заботятся о детях и понимают — как они растут, радостно принимают родительскую судьбу.

Доброе чувство ребенка к семье — огромный вклад в работу со всеми детскими чувствами. Оно влияет на весь Жизненный Мир.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 35; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.154.103 (0.132 с.)