Дополнение 2. Основные постулаты Европейской Социальной Хартии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дополнение 2. Основные постулаты Европейской Социальной Хартии



 

В 1961 г. была принята Европейская Социальная Хартия, которая регламентирует механизмы защиты прав человека в Европе. Хартия гарантирует права, затрагивающие повседневную жизнь большинства граждан.

Жилищные вопросы:

• строительство жилья в соответствии с потребностями семьи;

• сокращение числа бездомных;

• доступ каждого к жилью, отвечающему санитарным нормам, по доступным ценам;

• принцип равного доступа иностранных лиц к социальному жилью.

Вопросы здравоохранения:

• доступное и эффективное социальное обслуживание каждого;

• политика, направленная на предупреждение заболеваний, прежде всего путем защиты окружающей среды;

• устранение рисков профессиональных заболеваний, для того чтобы гарантировать в законодательстве и на практике безопасные и здоровые условия труда.

Вопросы образования:

• запрещение работы для лиц, не достигших 15‑летнего возраста;

• бесплатное начальное и среднее образование;

• бесплатные службы профессиональной ориентации;

• профессиональная подготовка и переподготовка;

• доступ к высшему университетскому образованию исключительно на основе личных способностей.

Вопросы занятости:

• социальная и экономическая политика, призванная гарантировать полную занятость;

• право зарабатывать на жизнь свободно избранным трудом;

• создание справедливых условий труда в плане продолжительности рабочего дня и размера вознаграждения;

• борьба против сексуальных домогательств и моральных унижений;

• запрет принудительного труда;

• свобода создания профсоюзов и других организаций трудящихся для защиты своих экономических и социальных интересов, свобода каждого вступать или не вступать в такие организации;

• поощрение совместных консультаций, коллективных переговоров, механизма примирения и добровольного арбитража;

• право на забастовку.

Вопросы социальной защиты:

• право на социальное обеспечение, социальную помощь;

• право на защиту от бедности и маргинализации;

• принятие особых мер для защиты семьи и лиц пожилого возраста.

Вопросы свободы передвижения:

• упрощение иммиграционного режима для европейских трудящихся;

• право на воссоединение семьи;

• право иностранцев‑нерезидентов на получение экстренной помощи, вплоть до их репатриации;

• наличие процедурных гарантий в случае высылки из страны [7, – с. 8].

[Извлечения из статьи: Европейская Социальная Хартия // Социальная работа. 2008. № 5. с. 8–9].

 

Социальная защита населения

 

Социальная защита населения – это система правовых гарантий и охранительных мер, реально защищающих любого члена общества от экономической, социальной и физической деградации, которая может наступить вследствие внезапного и резкого ухудшения условий жизни по не зависящим от него причинам, например, отсутствием возможности реализовывать свой трудовой и гражданский потенциал.

Социальная защита выступает как процесс обеспечения государственными или иными органами существующих в обществе гарантий и прав, охраняющих личность, ее экономические, социально‑политические, социальные потребности и интересы во всех сферах жизнедеятельности общества. В своем действии она распространяется на всех членов общества, однако функциональное проявление по отношению к различным группам неодинаково.

Право граждан на социальную защиту гарантировано Конституцией и регламентировано законодательством. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантийный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается постоянная поддержка семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В первоочередном порядке в социальной защите нуждаются следующие категории граждан:

• граждане пожилого возраста, особенно одинокие и одиноко проживающие (в том числе и одинокие супружеские пары);

• инвалиды Великой Отечественной войны и семьи погибших военнослужащих;

• инвалиды, в том числе инвалиды с детства, и дети‑инвалиды;

• инвалиды из числа воинов‑интернационалистов;

• граждане, пострадавшие от последствий аварии на Чернобыльской АЭС и радиоактивных выбросов в других местах;

• безработные;

• вынужденные беженцы и переселенцы;

• дети – круглые сироты;

• дети с девиантным поведением;

• семьи, в которых проживают дети‑инвалиды, дети – круглые сироты, семьи алкоголиков и наркоманов;

• малообеспеченные семьи;

• многодетные семьи;

• одинокие матери;

• молодые, студенческие семьи;

• граждане, инфицированные ВИЧ или больные СПИДом;

• лица с ограниченными возможностями;

• лица без определенного места жительства.

Всем нетрудоспособным и социально‑уязвимым слоям и группам населения социальная защита обеспечивает в установленном законом порядке преимущества и льготы в пользовании общественными фондами потребления, прямую социальную поддержку, снижение налогов. Социальная защита не только имеет выраженную адресную направленность, но и отличается многообразием своих методов и форм, носит комплексный характер. Наряду с денежными выплатами и льготами используются различные формы социальной поддержки, включая обеспечение товарами по льготным ценам, различные формы социального обслуживания, консультирование и психологическую помощь.

Трудоспособным гражданам социальная защита призвана гарантировать равные возможности жизнеобеспечения за счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности и предпринимательства.

Принципы социальной защиты объединяют правила, которыми руководствуются социальные работники в своей практической работе.

Ведущими принципами социальной защиты выступают гуманизм и социальная справедливость, в соответствии с которыми всем членам общества на правовой основе обеспечиваются равнодоступные социальные блага и гарантии.

Адресность социальной защиты является средством обеспечения социальной справедливости, так как учитывает индивидуальную трудную жизненную ситуацию конкретного человека. Критериями предоставления адресной социальной помощи являются:

• размер совокупного семейного или среднедушевого дохода;

• отсутствие средств к существованию;

• одиночество и неприспособленность к самообслуживанию;

• материальный ущерб или физические повреждения (вследствие стихийных бедствий, катастроф).

Контингент людей, защищаемых в обществе, должен быть строго ограничен теми категориями населения, которые полностью или частично лишены способности к труду и самообеспечению. Нарушение данного принципа ведет к ослаблению или полному угасанию трудовой мотивации, росту числа иждивенцев. Адресная помощь нуждающимся предоставляется в соответствии с социальными критериями. Критерии базируются на социальных нормативах, представляющих собой научно обоснованные показатели уровня потребления важнейших благ и услуг, размера денежных доходов и других данных, характеризующих условия жизнедеятельности человека.

Принцип экономической эффективности ориентирует социальных работников на выполнение социальных нормативов. Объем социальных расходов и размер отчислений должны находиться в оптимальном соотношении, чтобы получение пособия не стало предпочтительнее заработной платы. Отчисления на финансирование социальной сферы должны соотноситься со всеми экономическими показателями, включая ВВП, фонд оплаты труда, доходы населения и т. д.

Принцип комплексности. На основе комплексного подхода наиболее эффективно решаются задачи поддержки слабых слоев населения и стабилизации экономического и социального развития – ведущих целей социальной политики. Комплексность обеспечивается:

• сочетанием исторического опыта, традиции оказания помощи с современной практикой социальной деятельности;

• координацией и согласованностью действий субъектов социальной политики, единством целей и направлений их деятельности.

Принцип социального партнерства ориентирован на решение практических социальных проблем государством совместно с бизнесом, общественными организациями, представителями различных форм власти.

Принцип адаптивности предполагает способность системы социальной защиты к саморазвитию и самосовершенствованию.

Принцип экономической справедливости заключается в обеспечении защитой всех участников экономической деятельности за счет поддержания соотношения размера оплаты труда между бюджетными организациями и остальными субъектами рыночных отношений. Этот принцип реализуется в двух формах: справедливого обмена и справедливого распределения. Социальная справедливость предполагает социально‑экономическую поддержку тех, кто не может участвовать в экономических отношениях по объективным причинам (инвалиды, дети, подростки, учащиеся, беременные, многодетные матери и т. д.) или утратил трудоспособность по различным обстоятельствам.

Принцип приоритета государственных начал предполагает, что государство должно выступать гарантом экономического обеспечения социально‑приемлемого уровня жизни тем, кто не может достичь этого самостоятельно.

Принцип экономической самостоятельности местных органов власти выделяет роль местных органов власти. Социальные пособия и другие выплаты на федеральном уровне гарантированы в минимальном размере. Все выплаты сверх этого уровня производятся из местного бюджета и местных фондов для того, чтобы население региона и его администрация были заинтересованы в развитии экономики собственного региона.

Принцип превентивности мер по социальной защите дает возможность прогнозировать социальные риски на региональной стадии для более эффективного их устранения. Предупреждение социальных рисков осуществляется разными методами (например, в случае потери работы – помощь в ее нахождении). Сочетание платных и бесплатных услуг позволяет удовлетворить широкий спектр социальных потребностей людей.

Принцип многосубъектности социальной защиты выделяет субъекты социальной ответственности за качество жизни населения.

Важнейшим субъектом социальной защиты населения является государство, которое разрабатывает и осуществляет социозащитные мероприятия. Оно обеспечивает минимальный уровень социальных гарантий, создает условия для жизнедеятельности людей, разрабатывает правовую основу социальной защиты и организует работу общественных фондов.

Общественные организации активно оказывают влияние на повышение социальной защищенности граждан. По оценкам экспертов, в России уже в 1999 г. функционировало свыше 40 тыс. общественных объединений, среди которых 49 % были организациями, осуществляющими свою деятельность в социальной сфере.

Возрастает роль работодателей в системе социальной защиты населения, что связано с развитием отечественной экономики. Успешные предприятия и фирмы, располагающие значительными финансовыми ресурсами, все активнее предоставляют своим работникам дополнительные социальные блага: оплату отдыха, лечения, выдачу долгосрочных беспроцентных кредитов, питание, оплату транспорта [3].

Современная концепция социальной защиты исходит из того, что она не должна сводиться к бесплатной помощи и поощрению ее пассивного ожидания. Главным субъектом социальной защиты должен быть человек, реализующий свои потребности и интересы в сфере социально‑трудовых отношений. Задача государства – создавать в обществе относительно равные стартовые возможности для всех его членов.

Средствами социальной защиты являются:

• постоянно действующие ограничители, не позволяющие последствиям рыночных механизмов достичь социально опасного уровня. Для этого государство регулирует минимальный уровень оплаты труда, гарантирует минимально допустимые ставки налогов, гарантирует минимальное бесплатное образование, медицинское обслуживание и т. д.;

• система социальных компенсаторов в виде льгот, субсидий, рассрочек, бесплатно или частично оплачиваемых услуг и стимуляции благотворителей.

Долгосрочная программа развития системы социальной защиты включает следующие направления:

• учет результатов комплексного анализа уровня социальных и экономических условий жизни нуждающихся в поддержке групп населения;

• организацию пенсионного обеспечения граждан, в том числе создание негосударственной системы пенсионного обеспечения;

• разработку мероприятий по материально‑бытовому обслуживанию нетрудоспособных и иных граждан, нуждающихся в социальной защите;

• создание адресной, дифференцированной системы поддержки на государственной и благотворительной основе;

• организацию и внедрение новых форм и видов натуральной помощи, гуманитарной, технической, экстремальной помощи.

Ведущими организационно‑правовыми формами социальной защиты населения являются:

• пенсионное обеспечение;

• обеспечение социальными пособиями, льготами особо нуждающихся категорий населения;

• государственное социальное страхование;

• социальное обслуживание [3].

Конституционное право гарантирует пенсионное обеспечение граждан в старости, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Пенсионные отношения в России регулируются законом «О государственных пенсиях в РСФСР» от 20 ноября 1990 г. Данный закон устанавливает единую систему республиканских государственных пенсий в РСФСР. Основаниями для пенсионного обеспечения выступают достижение соответствующего пенсионного возраста, наступление инвалидности и т. д. Статья 3 закона подразделяет пенсии: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет. В соответствии с законодательством пенсии подразделяются на государственные и негосударственные. Законом устанавливаются трудовые и социальные пенсии. Гражданам, не имеющим по каким‑либо причинам права на пенсию в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, устанавливается социальная пенсия. Пенсии подлежат индексации в связи с повышением стоимости жизни в установленном законом порядке.

Право на пенсию по возрасту имеют мужчины по достижении 60 лет со стажем работы не менее 25 лет, женщины по достижении 55 лет со стажем работы не менее 20 лет. Определенным категориям работников (шахтеры, военные) пенсии назначают на льготных условиях (при меньшем возрасте и стаже работы).

Согласно законодательству основным критерием условий и норм пенсионного обеспечения признается труд и его результаты. Пенсионное законодательство обеспечивает право граждан на выбор одного из видов государственной пенсии. Исключение установлено только для лиц, ставших инвалидами вследствие военной травмы, которые могут получать одновременно два вида государственной пенсии: по старости и по инвалидности. Работающим пенсионерам пенсия выплачивается в полном объеме, а также предусматривается надбавка за каждый проработанный год. Установлены определенные правила и для перерасчета других видов пенсий.

В круг лиц, которым адресована социальная пенсия, входят: инвалиды, в том числе инвалиды с детства; дети в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей, граждане, достигшие пенсионного возраста. Социальная пенсия не зависит от участия граждан в общественно полезном труде и устанавливается в размере, который зависит от минимальной трудовой пенсии и начисляется в определенном соотношении.

Финансирование выплаты пенсий осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации за счет страховых взносов работодателей и граждан, а также за счет федерального бюджета России.

В августе 1995 г. правительство утвердило Концепцию реформы пенсионного обеспечения в Российской Федерации, в которой утверждена прежняя основа финансирования пенсий – солидарность (включая солидарность поколений, субъектов РФ и отраслей экономики). Данная концепция предусматривает усиление страховых принципов пенсионного обеспечения.

Планируется создание следующей трехуровневой системы пенсионного обеспечения:

• первый уровень – базовая пенсия, в перспективе должна заменить социальную пенсию;

• второй уровень – трудовая (страховая) пенсия;

• третий уровень должны составлять негосударственные пенсии.

Негосударственное пенсионное обеспечение может осуществляться как в форме дополнительных профессиональных программ, так и в форме личного пенсионного страхования граждан.

Важным этапом реализации концепции стало принятие Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования». В ближайшее время планируется:

• внедрение дополнительного пенсионного обеспечения через негосударственные пенсионные фонды (НПФ);

• обеспечение стабильности реальной стоимости пенсии, достижение справедливой дифференциации размеров пенсий на основе трудового вклада;

• установление постоянного механизма индексаций пенсий;

• обеспечение своевременного финансирования выплаты пенсий за счет стабильных источников формирования финансовых ресурсов пенсионной системы.

По данным Пенсионного фонда России, по итогам 2006 г. коэффициент замещения пенсией утраченного заработка (показатель соотношения средней пенсии с размером заработной платы) составил 27 %. Однако практически во всех странах, за исключением совсем слаборазвитых, наблюдается постоянный рост коэффициента замещения пенсией утраченного заработка. В частности, в Италии и Испании в настоящее время он достиг 90 % (пенсионеры фактически получают свою зарплату). В Германии и Швеции коэффициент замещения равен 65 %, во Франции, США и Японии – 60 %.

По международным нормам коэффициент замещения до 20 % считается грубым нарушением пенсионных прав гражданина. Конвенция Международной организации труда № 102 требует, чтобы этот показатель был не ниже 40 %. Россия данный документ до сих пор не ратифицировала.

Важной организационно‑правовой формой социальной защиты населения является снабжающая пособиями, льготами особо нуждающиеся категории населения система социального обеспечения. Она состоит из двух подсистем государственного вспомоществования и социального страхования, которые различаются между собой по объектам, размерам социальных выплат и источникам финансирования. Эти подсистемы действуют на основе принципа солидарности, суть которого заключается в перераспределении доходов от одних социально‑демографических групп другим.

Финансовым источником социального обеспечения являются текущие доходы участников общественного производства, изымаемые через налогообложение (подоходный налог, доходы с предприятий и др.) и целевые взносы предприятий и работающих. Эти налоги и взносы образуют общественные фонды, которые составляют финансовую основу социальных пособий.

Объектами государственного вспомоществования являются экономически неактивное население и работающие граждане, не имеющие дохода с точки зрения общепринятых стандартов. Для них предусматриваются регулярные денежные выплаты, разнообразная социальная помощь и индивидуальные социальные услуги.

В качестве государственных социальных стандартов в области пенсионного обеспечения устанавливаются минимальные размеры государственных пенсий. Концепция реформы системы пенсионного обеспечения, принятая Правительством России в 1995 г., нацелена на введение пенсионной системы России в русло общепринятых мировых стандартов.

Государственные стандарты в области образования предполагают:

• набор общедоступных и бесплатных учреждений, финансируемых за счет средств бюджетов различных уровней;

• нормы и нормативы предельной наполненности классов и групп в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и обеспеченности населения общедоступными бесплатными услугами;

• нормы и нормативы социально‑экономической поддержки обучающихся;

• норматив числа студентов, получающих бесплатное высшее профессиональное образование в государственных учебных заведениях, и размер стипендии.

Стандарты определяются федеральными законами или устанавливаются Правительством РФ.

Организация социального обеспечения принимает на себя заботу о тех категориях граждан, которые в законодательном порядке располагают правом на длительную или постоянную помощь в связи с возрастом, инвалидностью, ограниченной трудоспособностью, отсутствием иных источников существования. Эти люди, находящиеся на длительном постоянном иждивении, живут в основном за счет государственного обеспечения.

Право на социальное обеспечение является одним из основных социально‑экономических прав населения. Оно выражено следующим образом: «Каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом» (Конституция РФ, ст. 39).

Практическая деятельность в сфере социального обеспечения осуществляется органами социальной защиты, органами здравоохранения, образования, предприятиями и организациями. К основным видам социального обеспечения относят:

• пенсии (по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные);

• пособия (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком по достижении им полутора лет, по безработице, ритуальные, семейные);

• социальное обслуживание престарелых нетрудоспособных граждан и семей, имеющих детей (содержание в детских учреждениях, престарелых и инвалидов в учреждениях социального обслуживания, бесплатная медицинская и лекарственная помощь, профобучение и трудоустройство инвалидов, протезная помощь, различные льготы и преимущества для инвалидов, участников Великой Отечественной войны, семей, потерявших кормильцев, и др.).

Для проведения активной социальной защиты перед государством в первую очередь встает проблема определения круга граждан, нуждающихся в его поддержке. В настоящее время предоставляются следующие виды социальной поддержки:

• поддержка личной и общественной безопасности граждан на допустимом уровне;

• поддержка состояния здоровья граждан, профилактика болезней и состояния социальной санитарии на допустимом уровне;

• поддержка материнства и детства, воспроизводство населения на допустимом уровне;

• поддержка старости как достойного образа жизни;

• поддержка системы общего и профессионального образования на допустимом уровне;

• поддержка материального благополучия нуждающихся граждан и групп населения на допустимом уровне;

• поддержка системы социальной и профессиональной реабилитации.

Пособия и выплаты могут носить длительный и временный характер. Возможно предоставление разовой, одномоментной социальной помощи (например, в виде кредита на приобретение дорогостоящих товаров).

Задача предоставления всех существующих в законодательстве и нормативно‑правовых документах льгот, дотаций и пособий в настоящее время является достаточно сложной. На федеральном уровне установлено более 150 видов пособий и выплат, которые оказываются более чем 200 категориям населения. Доля населения, которая имеет право на получение социальных гарантий, льгот, выплат в России, составляет около 70 % населения, т. е. примерно 100 млн. человек могут претендовать на получение социальных льгот и выплат.

К нуждающимся гражданам относят тех лиц, чей средний доход ниже прожиточного минимума. Проверка нуждаемости предусматривает только два вида социальных выплат – ежемесячное пособие на ребенка и жилищные субсидии. Проверка степени нуждаемости осуществляется по результатам проверки материального положения заявителя на основе увязки с доходами соответственно прожиточному минимуму.

Потребительская корзина прожиточного минимума учитывает фактически сложившееся потребление непродовольственных товаров, услуг и питания. Корзина дифференцирована как по основным социально‑демографическим группам населения (дети младшего школьного возраста, лица нетрудоспособного возраста), так и по регионам России.

В странах с высокоразвитой экономикой уровень малообеспеченности определяется как медиана (примерно 50–60 % от фактического среднего дохода по стране или региону). При предоставлении социальной помощи используется среднедушевой доход семьи, и пособие по малообеспеченности предоставляется вне зависимости от причин бедности. В рыночных странах действует специальная система распределения предметов первой необходимости и вспомоществования для неимущих, социально уязвимых слоев. Это и предоставление особых талонов для бесплатного или льготного приобретения продуктов питания, одежды и обуви, и скидки к ценам на товары, сеть особых общепитовских точек, бесплатное питание для детей в школах, дешевые дома для проживания престарелых, недорогое муниципальное жилье для бедняков. Социальная помощь оказывается также в виде предоставления семьям кредитов на строительство жилья, благоустройство, приобретение домашнего имущества.

В последние годы в России разворачиваются различные формы кредитования нуждающихся граждан как государственными, так и негосударственными учреждениями и организациями. Однако в этой области существуют значительные социальные риски в связи с правовой неурегулированностью отношений между гражданами и финансовыми институтами.

Социальное страхование выступает как институт защиты экономически активного населения от рисков утраты дохода (заработной платы) из‑за потери трудоспособности (болезнь, несчастный случай, старость) или места работы. Проблема содержания граждан, утративших трудоспособность в связи с трудовой деятельностью, существовала всегда. Их защиту в форме социальной помощи традиционно обеспечивали семья, сельская община, а для ремесленников – корпоративные структуры (цеха, гильдии).

С развитием капитализма обостряется социальный конфликт между трудом и капиталом. Возникают массы людей, которым требуются новые формы поддержки при несчастном случае на производстве, в случае болезни, по старости. В ряде стран Западной Европы создается система социальных компенсаций для рабочих на случай утраты трудоспособности. Страховая часть заработной платы зависит от размеров текущей оплаты труда и периода трудовой деятельности.

Социальное страхование первоначально сформировалось в Германии в конце 1890–1900 гг., затем получило широкое распространение в странах Западной Европы и большинстве стран мира. Социальное страхование в некоторых европейских странах существует как государственный институт, в других – как общественный, который постепенно переходит под контроль государства.

В России, как и в Западной Европе, вопрос о страховании работающих и обеспечении членов их семей в случае потери кормильца возникает вследствие политической активности пролетариата. В 1912 г. Российская социал‑демократическая рабочая партия (РСДРП) выдвигает требование создать государственную систему страхования рабочих и служащих, так называемую страховую рабочую программу. После октября 1917 г. на базе этой программы создается советская система государственного страхования трудящихся.

В качестве социальных страховых рисков выделяются:

• необходимость получения медицинской помощи;

• временная нетрудоспособность;

• трудовое увечье и профессиональное заболевание;

• материнство;

• инвалидность;

• наступление старости;

• потеря кормильца;

• признание безработным;

• смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Формирование современной системы социального страхования происходит на основе принятия целого ряда законов: «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (1991), «О занятости населения в Российской Федерации» (1991), «Об основах обязательного социального страхования» (1999), «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (1998), «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (2001).

В настоящее время существуют две формы социального страхования: обязательное (по закону для субъектов страхования – государственное) и добровольное. Типичные виды социального страхования – пенсионное, медицинское от несчастных случаев на производстве и в связи с безработицей.

Государственное пенсионное страхование – вид страхования, осуществляемого за счет взносов работодателей и работников с целью обеспечения граждан трудовыми пенсиями по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца.

Закон «О медицинском страховании граждан в РСФСР» определили правовые, экономические и организационные основы данного института социальной защиты. Цель медицинского страхования – гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств. Медицинское страхование представлено двумя видами:

• обязательное;

• добровольное.

Обязательное медицинское страхование является всеобщим для населения РФ и реализуется в соответствии с программами, которые гарантируют объем и условия оказания медицинской помощи гражданам. Добровольное медицинское страхование осуществляется на основе программ, обеспечивающих гражданам услуги сверх установленных в программах обязательного медицинского страхования.

В системе здравоохранения появляются новые субъекты – страховые медицинские организации, которые выбирают медицинские учреждения и оплачивают лечебно‑профилактическую помощь, предоставленную застрахованным лицам. Начиная с 1993 г., обязательное медицинское страхование вошло в систему социального страхования России, финансирование которой в виде уплаты взносов осуществляется большинством работодателей всех форм собственности, а также государством непосредственно из бюджета. Медицинское страхование стало рассматриваться как наиболее адекватная рыночной экономике система здравоохранения, улучшающая качество медицинских услуг. В 1993 г. были приняты Положения о федеральном и территориальном фондах обязательного медицинского страхования.

Система социального страхования от безработицы является основой для реформирования трудовых отношений, перехода к эффективной занятости и формирования цивилизационного рынка труда. Страховые взносы большинства предприятий до 1991 г составили 26 % фонда оплаты труда, затем они были повышены до 38 %. Законодательно были утверждены размеры следующих взносов по отдельным видам социального страхования по отношению к начисленной оплате труда (конец 2000):

• в Пенсионный фонд – 28 %;

• в Фонд социального страхования – 5,4 %;

• в государственный Фонд занятости населения РФ – 2 %;

• в Фонд обязательного медицинского страхования – 3,6 %.

В Швеции социальные фонды формируются за счет государства. В Японии платежи на социальное страхование составляют 7 % от зарплаты работника. Средства из этих фондов распределяются специальными советами, в которые входят представители трудящихся и предпринимателей.

В качестве государственных минимальных стандартов в области оплаты труда устанавливаются:

• минимальный размер оплаты труда (МРОТ);

• единая тарифная сетка оплаты труда работников бюджетной сферы (ETC).

Минимальные социальные гарантии в области оплаты труда не будут действительны, пока не будет восстановлена экономическая функция зарплаты. В плане социальной защиты это важно, поскольку заработная плата – категория не только экономическая, но и нравственная, призванная обеспечить человеку определенный социальный статус.

Одним из важных аспектов минимальных социальных гарантий является гарантия защиты от безработицы. В решении этой проблемы две стороны: создание экономических условий для максимальной занятости и самозанятости населения – с одной стороны и государственная поддержка – с другой стороны. На снижение уровня безработицы направлены государственные программы содействия занятости, ежегодно принимаемые правительством, а также реализация федеральной целевой программы создания рабочих мест.

Государство гарантирует безработным:

• выплату пособий по безработице;

• выплату стипендий в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости;

• возможность участия в оплачиваемых общественных работах и др.

Пособие по безработице предоставляется из специальных страховых фондов. Размер выплат зависит, во‑первых, от длительности периода безработицы, во‑вторых, от специфических условий той или иной страны. В первом случае максимальная сумма выплат (от 50 до 70 % средней зарплаты) выплачивается в первые месяцы безработицы в течение определенного периода. В дальнейшем суммы выплат уменьшаются. В разных странах выплаты по безработице сильно разнятся. Так, в европейских странах пособие по безработице может составлять 70–80 % от предыдущего заработка.

Важным звеном социальной защиты населения являются программы трудоустройства и переквалификации, направленные, прежде всего, на молодежь. Специальные исследования показывают, что рост безработицы среди молодого населения ведет к углублению бедности и обнищанию молодых семей, как следствие – увеличение разводов, абортов, снижение рождаемости, увеличение числа беспризорных и брошенных детей, социальных сирот и детей‑инвалидов. Кроме того, низкая оценка молодежного труда приводит к оттоку наиболее талантливой молодежи в другие страны, способствуя снижению национального патриотизма, усугубляя криминогенную обстановку в стране, увеличивая количество экономических и уголовных преступлений. На этом фоне расцветают алкоголизм и наркомания, сокращается продолжительность жизни, увеличивается смертность, что способствует естественному вырождению нации.

Для стимулирования экономической самостоятельности молодежи предлагаются профессиональное обучение или переобучение и социально‑психологическая подготовка к вхождению в роль экономически самостоятельных налогоплательщиков. Данная политика приводит не только к снижению численности безработных, но и другим положительным эффектам. Для уменьшения числа безработных активно используются «политика доходов», кредитно‑денежная политика. В ряде государств для снижения уровня безработицы среди населения проводится политика сокращенного рабочего дня. За последние 100 лет в большинстве развитых стран продолжительность рабочего дня сократилась вдвое. В Российской Федерации законодательная основа программ социальной защиты населения при переходе к рыночной экономике заложена в Законе о занятости. В нем предусмотрен комплекс мер, направленных на сохранение высокого уровня занятости, увеличение занятости в сфере нематериального воспроизводства, повышение квалификационного уровня рабочей силы.

В различных международных конвенциях обосновывается важность достижения высоких стандартов социальной защищенности граждан, которая вытекает из наличия общественной потребности в каждой стране иметь систему законов, компенсирующих социальное неравенство в сфере производства материальных благ и их распределения. Высокий уровень социальной защищенности обеспечивается:

• эффективной экономикой,

• совершенным социальным законодательством,

• результативной деятельностью властных структур,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.154.208 (0.107 с.)