Социальный работник как профессия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальный работник как профессия



 

Социальная работа как профессия впервые обрела свой социальный статус в США, затем в странах Западной Европы в начале XX в. В настоящее время социальная работа в России переживает период активного становления и развития, анализа и обобщения собственного и зарубежного опыта. Все более широкое распространение получает как профессиональная, так и непрофессиональная социальная работа, причем ее отдельные формы и виды имеют длительное историческое развитие, традиции милосердия и благотворительности. В советский период функции социальных работников в определенной мере выполняли педагоги, практические психологи, работники культуры, спорта, здравоохранения, а также различные общественные организации. И в настоящее время в такой деятельности активное участие принимают представители различных профессий. Подобное своеобразное рождение профессиональной социальной работы в России предопределяет «размытость поля» деятельности социального работника в ее классическом понимании.

В России социальная работа как профессиональная деятельность институировалась в 1991 г. постановлением Госкомтруда СССР от 23 апреля 1991 г. Квалификационный справочник для системы образования был дополнен новой специальностью – «специалист по социальной работе», – эквивалентной принятой в международной практике должности социального работника с высшим образованием. С этого периода времени в современной России начала создаваться современная система социальной защиты населения, которая в Европе существовала уже в течение столетия. В настоящее время в социальной сфере работают более полумиллиона человек, среди которых – специалисты по социальной работе с семьей, социальные работники в системе здравоохранения и образования, социальные педагоги, организаторы социальной работы, специалисты, работающие с различными группами (инвалидами и пенсионерами, семьей и детьми). Остро востребованными являются специалисты по социальной работе, занятые управленческим трудом, а также профилактической социальной работой.

В Федеральном законе «Об основах социального обслуживания Российской Федерации» социальная работа характеризуется как «многоплановая и трудоемкая сфера профессиональной деятельности, включающая в себя функции организации и обеспечения психологической поддержкой, правовой и административной защиты, консультирования, социальной реабилитации, посреднические услуги и т. д.» [7].

Профессиональная социальная работа различается должностными обязанностями и квалификационными требованиями, но объединяет в себе призвание и профессию. Профессиональное призвание – это сложное явление, которое характеризуется комплексом личностных качеств специалиста, его социально‑психологической готовностью к реализации функций социальной работы.

По своей природе социальная работа представляет собой один из самых многоплановых и трудоемких видов профессиональной деятельности, отличается разнообразием решаемых проблем и задач.

Профессиональные умения социального работника охватывают спектр, типичный для гуманитарных профессий, и включают:

• коммуникативные умения (владение культурой общения, навыками оптимизации общения и т. д.),

• деятельностно‑ролевые умения (установление партнерских отношений, смена ролевых позиций);

• организаторские умения (координация усилий различных социальных служб по решению проблем клиента);

• проектировочные умения (способность эмоционального и когнитивного познания других людей);

• эмпатические умения и владение средствами воздействия на других людей и др.

Однако успех социальной работы зависит не только от усвоенной системы знаний и умений, но и определяется личностными качествами. К ним относят такие качества, как эмоциональная устойчивость, интуиция, эмпатия, коммуникабельность, доброжелательность, креативность, способность длительное время заниматься решением одной проблемы, высокий уровень социальных притязаний и т. д.

В число обязательных качеств и умений социального работника включают такие, которые по опросам клиентов в большей степени оказывают положительное влияние на социальное обслуживание. К ним относят: способность к сопереживанию, терпеливость, доброжелательность, готовность помочь другим, психологическую чуткость, деликатность и тактичность; человечность и гуманизм; милосердие; высокую духовную культуру и нравственность; умение быть интересным для окружающих и неформальным в работе с клиентом; способность защитить человеческое достоинство клиента; стремление к постоянному повышению профессиональных знаний; честность, моральную чистоту в профессиональных делах; соблюдение этики взаимоотношений с людьми и т. п. [8, 9].

По мнению зарубежных специалистов, хорошими социальными работниками могут стать люди разных интересов, умений и возможностей, если они могут:

• сознательно и разумно использовать собственные личностные качества и дифференцированно применять навыки общения в профессиональных целях;

• поддерживать такие ценности, как гуманность, справедливость, самоопределение, конфиденциальность, честность в профессиональной деятельности;

• осуществлять анализ конкретной ситуации и проблем клиента, защищать его интересы;

• оценить ситуацию по степени возможного риска, максимально обеспечить интересы клиента;

• взять ответственность за свои действия.

Эти качества в значительной степени обусловлены жизненным опытом человека. В разных странах мира (Великобритания, Германия, Швеция) подготовка специалистов для социальной сферы нацелена на формирование способности к перенесению больших моральных затрат, высокого уровня интеллектуального развития, хорошей саморегуляции, чуткости и чувствительности, здравого смысла, умения создавать эффект личного обаяния. Психическое здоровье социального работника рассматривается как важное условие эффективности его деятельности. Большинство практиков к оптимальному набору личностных качеств социального работника относят: ответственность, принципиальность, наблюдательность, коммуникабельность, корректность (тактичность), интуицию, адекватность в самооценке и оценке других, способность к самообразованию, оптимистичность, мобильность, гибкость, гуманистическую направленность личности, сочувствие к проблемам других людей, толерантность, терпимость [6].

Очень часто социальную работу рассматривают как профессию подвижников. Действительно, социальные работники способствуют социальному возрождению личности, снижают дискомфорт и стрессы, оптимизируют отношения между людьми и окружающей их средой. В связи с этим важное значение имеют эмоциональная устойчивость социального работника и его положительная самооценка, или высокая степень принятия себя.

Современный социальный работник осуществляет все многообразие функций обеспечения психологической поддержки, коррекции поведения, правовой и административной защиты. Он может работать на разных уровнях реализации социальной политики государства.

Наиболее обобщенный перечень функций специалиста по социальной работе появился в тарифно‑квалификационной характеристике этой должности в 1994 г. К обобщенным функциям, характеризующим специфику социальной работы как профессиональной деятельности, были отнесены:

• аналитико‑гностическая (выявление и учет на территории обслуживания семей и отдельных граждан, в том числе и несовершеннолетних детей, нуждающихся в различных видах и формах социальной поддержки и патронажа);

• диагностическая (установление причин трудностей, возникающих у граждан);

• системно‑моделирующая (определение характера, объема, форм и методов социальной помощи);

• активизационная (содействие активизации потенциала собственных возможностей отдельного человека, семьи и социальной группы);

• действенно‑практическая (помощь и улучшение взаимоотношений между отдельными людьми и их окружением, консультация по вопросам социальной защиты и т. д.);

• организаторская (координация деятельности государственных и негосударственных учреждений, участие в работе по формированию социальной политики; развитие сети учреждений социального обслуживания);

• эвристическая (повышение своей квалификации и профессионального мастерства).

Известный исследователь Е. И. Холостова предложила типологию функций, которые позволили более развернуто представить практическую социальную работу [6]. Так, правозащитная функция предполагает использование законов и правовых актов, направленных на оказание помощи и поддержки населению. Реализация предупредительно‑профилактической функции приводит в действие различные механизмы предупреждения и преодоления негативных явлений, организует оказание помощи нуждающимся. Социально‑медицинская функция связана с организацией работы по профилактике заболеваний. Социально‑педагогическая функция направлена на выявление интересов и потребностей людей в культурно‑досуговой, спортивно‑оздоровительной, художественной, творческой деятельности, привлечение их к работе в различных учреждениях. Психологическая функция предполагает наличие у социального работника умений в консультировании населения, оказания индивидуальной помощи. Социально‑бытовая функция направлена на оказание необходимой помощи и поддержки (различных категорий населения) в улучшении быта и жилищных условий. Коммуникативная функция способствует установлению контактов с нуждающимися.

Ведущее место в социальной деятельности занимает прогностическая функция, которая реализуется как на уровне практической работы с клиентом, так и на административно‑управленческом уровне. На основании поставленного «социального диагноза» специалист по социальной работе определяет вероятность позитивного разрешения проблем клиента, дает прогноз на позитивный результат. На административно‑управленческом уровне анализируется деятельность социальных служб с точки зрения качества и эффективности социальных услуг. Дается прогноз на развитие социальной ситуации на конкретной территории с точки зрения потребностей различных групп населения и возможности их социального обслуживания.

Посредническая функция обеспечивает связь клиента со всеми необходимыми ему социальными службами. Специалист по социальной работе, выступая как «проводник социальных перемен», дает клиенту оперативную информацию о видах и формах социальных услуг, оказывает помощь во взаимодействии с социальными организациями, нужными специалистами, которые могут помочь клиенту изменить его жизненную ситуацию. Специалист может выступать в качестве инициатора судебного разбирательства по установленному факту нарушения прав и свобод клиента, свидетеля на судебном заседании, а также, если это необходимо, в качестве общественного защитника (защитная функция).

Инновационная функция реализуется в творческом подходе к социальной деятельности, в поиске новых технологий, обобщении практического опыта, освоении новых технологических и методических приемов, в анализе слабых и сильных сторон деятельности социального учреждения [2, 5, 7, 8].

В зарубежной практике функции социального работника строго квалифицируются и дифференцируются на административные, организаторские, терапевтические. Терапевтическая функция социальной работы связана с реализацией личностной формы социальной работы. Терапевтическая модель социальной работы основана на медицинской модели, согласно которой «проблемы» клиента помогает «социально излечивать» компетентный специалист, обладающий специальными знаниями и навыками.

Деятельность специалистов на этом уровне базируется на принципах: соучастия и понимания; открытости и конфиденциальности; своевременной социальной помощи и поддержки; приоритетности профилактики психосоциальных проблем; признания ценности личности клиента и значимости его проблем.

Профилактические функции включают: диагностику, анализ и прогноз, правовое и организационное обслуживание, нравственно‑гуманистическую деятельность, рекламно‑пропагандистскую работу.

К промежуточным функциям социальной работы относят защиту социально уязвимых людей, которые нуждаются в защите от эксплуатации, насилия или в оказании социальных услуг.

Понимание социальной работы как «социального развития» особенно характерно для развивающихся стран, где для решения социальных проблем подготавливаются специалисты в «области социальных изменений». Задачи отстаивания интересов наиболее уязвимых групп населения делегируют специалистам по социальной адвокатуре, социальной рекламе и социальным менеджерам. Таким образом, в структуру профессиональной деятельности социального работника входят ее разнообразные виды, причем «управление и координация систем социальной поддержки» выступает ведущей. Наличие такого системообразующего звена, как посредническая деятельность позволяет наиболее эффективно функционировать социальным службам.

Уровни труда социального работника достаточно сложно определить однозначно. Для этой деятельности характерны как динамичность, так и монотонный, рутинный труд, обусловленный подчас психологической «типажностью» клиентов, большими объемами работы с вынужденным выходом за пределы профессиональной компетенции.

Субъект‑субъектный характер социальной работы требует соблюдения ролевых границ, которые зависят от специфики социального запроса и особенностей клиентов. Осуществляя какую‑либо услугу, социальный работник может одновременно исполнять одну или несколько ролей. Профессиональные роли рассматриваются как культурно‑детерминированные модели поведения, которые установлены для личности, занимающей особое общественное положение.

Существуют различные классификации профессиональных ролей социальных работников (североамериканский, европейский подходы), в которых выделяется от пяти до двадцати ролей. Это связано с характером социальной работы и ее содержанием в практике конкретной страны [8].

В отечественном опыте выделяют следующие профессиональные роли социальных работников:

• роль «учителя» – социальный работник обучает клиентов рациональным навыкам поведения, общения, деятельности, помогает устанавливать обратную связь, применяет ролевые игры, обучает социальным технологиям;

• роль «помощника» – социальный работник интерпретирует поведение клиентов, обсуждает с ними альтернативные направления действий, объясняет ситуации, подбадривает и нацеливает на мобилизацию внутренних ресурсов;

• роль «адвоката» – социальный работник подбирает документально обоснованные факты для усиления аргументации с целью защиты клиента, активно использует законы и правовые акты, направленные на оказание помощи и поддержку населения, взаимодействуя с соответствующими службами;

• роль «практического психолога» – социальный работник осуществляет различные виды консультирования и коррекции межличностных отношений с целью повысить социальную адаптацию клиентов в условиях трудной жизненной ситуации.

Рост потребности населения в социальных услугах расширяет ролевой репертуар социальных работников, а также требования к уровню их профессиональной компетентности. В зарубежном опыте представление о профессиональной компетентности социальных работников строится на истории возникновения социальной работы. Для того чтобы отделить социальную работу как профессиональную деятельность от близких ей по функциям благотворительной, религиозной и светской деятельности, было введено понятие «профессионализм», как определенный стандарт поведения.

В отечественной литературе профессиональную компетентность рассматривают как систему научно‑практических знаний, умений, ценностей, влияющих на качество решения профессиональных задач.

Профессионализм как стандарт профессиональной деятельности характеризуется объективными и субъективными показателями. В качестве объективного показателя выступает решение проблемы клиента и те виды помощи, которые были ему предложены. Субъективный показатель – степень удовлетворенности социального работника процессом оказания помощи.

Социальную работу связывают с различными видами профессиональной компетентности:

• концептуальную или научную компетентность как владение базовыми профессиональными знаниями;

• интегративную компетентность как способность специалиста сочетать теорию и практику;

• контекстуальную компетентность как понимание социальной, экономической и культурной среды, в которой осуществляется практика;

• адаптивную компетентность, которая выражается в умении предвидеть изменения и быть к ним готовым;

• управленческую компетентность в виде знания научных основ организации соответствующих государственных структур, знания технологии социальной работы, основ теории организации управления, в частности труда руководителя, этики, психологии руководства;

• коммуникативную компетентность как умение эффективно пользоваться письменными и устными средствами общения [5, 6, 8].

В содержании профессиональной компетентности иногда выделяют личностный, ролевой и функциональный аспекты компетентности как обобщенной квалификационной характеристики. В этом случае квалификационная характеристика включают в себя следующие компоненты:

• профессиональную позицию (мировоззрение);

• инструментальную компетентность (призвание или ремесло);

• интеграцию энергетических возможностей (способность сочетания теории и практики);

• синдром профессионально‑эмоционального «сгорания» (понимание объективных социальных условий);

• адаптивность и готовность к социальным и политическим изменениям (сила воли);

• компетентность в межличностной коммуникации (организационные способности);

• уровень профессиональных притязаний (принятие профессиональных норм, обычно через процесс профессиональной социализации);

• способность к самоопределению (мотивация к самосовершенствованию);

• психологическую зрелость «Я‑концепции» (освоение психолого‑этических норм профессии).

Требования, предъявляемые к социальному работнику, наиболее полно формулируются в модели специалиста.

Модель специалиста – это не только основа проектирования процесса подготовки, но и критерий развития личности специалиста как субъекта профессиональной деятельности (табл. 4).

Критериями эффективности деятельности социального работника могут быть: позитивные изменения в решении проблем клиентов; динамика включенности клиентов в различные виды социальной деятельности; динамика в отношении детей, подростков, молодежи, старшего поколения к базовым социальным ценностям; результаты включенности взрослого населения в деятельность по улучшению условий в социуме; оценка социально‑психологической обстановки, микроклимата в социуме; уровень профессионального роста социального работника как специалиста.

Показателями профессионализма социального работника в процессе взаимодействия с клиентом выступают:

• профессиональная объективность и нейтралитет. Профессионализм в данном случае выражается в том, чтобы сохранить баланс контролируемого эмоционального включения в практическую ситуацию. В случае слишком сильной «солидаризации» социального работника с ситуацией клиента возможна потеря перспективы и объективности в отношениях. Если же социальный работник не проявит достаточную заинтересованность в решении проблемы клиента, то соответственно он не будет способен реализовать ту эмоциональную энергию, которая необходима для изменения, разрешения существующей ситуации;

• предвидение, активизация и использование возможностей самого клиента. Профессионализм социального работника реализуется не только в привлечении помощи нуждающемуся человеку извне, но и в умении помочь активизировать его собственные ресурсы с целью выхода из сложившейся трудной жизненной ситуации;

• оптимальный уровень взаимоотношений с клиентом. Характер взаимоотношений между клиентами и социальным работником должен быть адекватным и соответствовать этическим нормам и принципам. В этом случае можно говорить не только о качестве оказанной услуги, но и об оптимальном уровне взаимоотношений, складывающихся между клиентом и социальным работником.

 

Таблица 4. Модель специалиста

 

К характеристикам профессионализма относятся: высокая продуктивность в работе; высокий уровень квалификации и профессиональной компетентности; оптимальная интенсивность и напряженность; владение современным содержанием и современными средствами решения профессиональных задач; стабильность высоких показателей качества социальной деятельности; профессиональное признание; глубокая мотивация социального работника к выполнению труда в различных его модификациях; духовно‑нравственные качества; склонность к работе с людьми; объективно‑критическое отношение к своей деятельности и т. д.

В практике работы с клиентами в зарубежном опыте большое внимание уделяется анализу социокультурной среды, в которой осуществляется социальная работа. Выделяется культурологическая компетентность как понимание социальным работником отличительных черт культуры (как собственной, так и клиентов) и их влияние на психологические, мировоззренческие, социальные характеристики населения. Существует практика создания «реестра культуры» того региона или населенного пункта, на территории которого работает конкретная социальная служба, и учета культурного состава населения при комплектовании учреждений социальной помощи и защиты.

Различные грани профессионализма в социальной работе позволяют более полно представить требования к качеству подготовки, к системе необходимых знаний и умений, выявить перспективные направления профессионального обучения специалистов социального профиля.

Профессиональное мастерство как составная часть профессионализма в социальной работе представляет собой совокупность следующих качеств специалиста, отражающих степень его квалификации:

• практического опыта;

• высокой «техники общения», коммуникативных навыков;

• умения завоевывать доверие клиентов и коллег;

• специализированного обучения;

• способности действовать с этическими нормами.

В практической социальной деятельности профессиональное мастерство социального работника проявляется в реальном содействии людям в разрешении их жизненных проблем.

 

Библиография и рекомендуемая литература

 

1. Диагностика профессиональных способностей, система профессионального отбора социальных педагогов и социальных работников: сб. статей / под. ред. В. Н. Келасьева. М., 1994.

2. Лаврененко И. М. Личность и профессиональная деятельность социального работника (международный опыт) // Российский журнал социальной работы. 1996. № 2.

3. Профессиональная деятельность социальных работников: содержание и организация. – М., 1993.

4. Сидоров А. Н. Деятельность социального работника: роли, функции и умения. М., 2000.

5. Теория социальной работы: учебник / под. ред. Е. И. Холостовой. М., 1998.

6. Тетерский С. В. Введение в социальную работу: учеб. пособие. М., 2004.

7. Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» № 122‑ФЗ // СЗ РФ от 02.08.1995 г.

8. Холостова Е. И. Профессиональный и духовно‑нравственный портрет социального работника. М., 1993.

9. Шмелева Н. Б. Профессионализм личности социального работника – показатель его деятельности // Российский журнал социальной работы. 1998. № 1. С. 100–104.

 

Вопросы и задания

 

1. Перечислите профессиональные умения социального работника.

2. Какими факторами определяется успешность социальной деятельности?

3. Раскройте особенности различных профессиональных ролей.

4. Перечислите уровни труда социальных работников.

5. Выделите показатели профессионализма социальных работников.

6. Какие факторы определяют профпригодность к социальной работе?

 

Практическое задание

 

Напишите сочинение‑размышление, в котором эпиграфом стало бы следующее высказывание: «Все социальные работники равны как граждане, но не все равны в профессиональном мастерстве и нравственности поступков» (Л. В. Топчий).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.146.184 (0.068 с.)