Дополнение. Социальные права как основа социальной политики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дополнение. Социальные права как основа социальной политики



 

Становление социального государства к середине XIX в. начиналось с признания социальных прав как неотъемлемых естественных прав человека наряду с гражданскими правами. Социальные права как идеи свободы, равенства, справедливости, солидарности являются основой современной социальной политики и присутствуют в любых моделях общественного устройства. Являясь базовыми потребностями личности и общества, справедливость, равенство, солидарность и свобода имеют различные формы проявления.

В настоящее время сложились следующие представления о равенстве: равенство людей и онтологическое равенство; равенство возможностей при достижении целей; равенство условий – когда условия жизни выравниваются с помощью законодательства; фактическое равенство. При равенстве условий государство законодательно устанавливает единые культуры и образовательные стандарты и берет на себя ответственность за экономическое обеспечение равных условий, компенсирующих неблагоприятное социальное положение отдельных категорий людей.

Основой понимания справедливости, начиная с Аристотеля, является выделение двух ее типов – коммуникативной и распределительной. Коммуникативная справедливость заключается в формальном равенстве прав. В социальной политике коммуникативная справедливость реализуется в механизмах индивидуального страхования, когда выплата пособий рассматривается как возмещение взносов в предоставлении дополнительных социальных благ за услуги, например, социальная поддержка участников военных конфликтов.

Распределительная справедливость направлена на обеспечение реального равенства, прежде всего экономического, и предлагает перераспределение благ между богатыми и бедными. В настоящее время распределительная справедливость часто отождествляется с справедливостью.

Солидарность как вид социальных прав связана с понятием долга по отношению к отдельным людям со стороны общества. Принцип солидарности базируется на взаимозависимости всех членов общества, проявляющейся во взаимопомощи. Этот принцип был заложен в основу системы социального страхования.

Сформировавшиеся представления о естественных социальных правах человека во второй половине XX в. получили закрепление как в конституциях ряда стран, так и в международных документах [9].

Важнейшей целью развития социальной сферы является усиление социального потенциала как отдельной личности, так и всех социальных групп. Под социальным потенциалом личности и группы понимаются накапливаемые ими возможности, ресурсы для роста жизненных сил, повышения благосостояния, уровня и качества жизни. Возрастающему социальному потенциалу личности и группы должен соответствовать потенциал социальной сферы, выступающий как интегральный показатель возможностей удовлетворения растущих потребностей членов общества.

Социальная сфера в России исторически развивалась преимущественно в лоне государственной опеки и в значительной мере за счет казны. Социальная сфера формировалась в направлении организации попечения, призрения и взаимопомощи в интересах бедных и других групп, которые не могли самостоятельно обеспечить свое существование. Поиск баланса между требованиями рыночных реформ и комплексом социальных проблем обусловил новую идеологию развития социальной сферы как сочетание государственного регулирования и активизации защитных функций населения.

В новой России активно развиваются различные формы гражданского самоуправления, разворачивают свою деятельность социальные организации и политизированные гражданские движения. Субъектами социальной политики выступают различные партии, общественные движения и объединения, отстаивающие интересы различных социальных групп, а также сами граждане (гражданские инициативы), которые активно взаимодействуют для решения возникающих социальных проблем.

 

Модели социальной политики

 

Опираясь на исследования истории, философии, социологии, социальная политика выступает как междисциплинарная область познания. Ее целью является разработка научных подходов к регулированию общественных отношений для снижения риска возникновения социальных конфликтов.

Безопасность и устойчивое развитие общества – это два взаимосвязанных понятия, имеющих важное значение для достижения социального благополучия государства. Они особенно актуальны для многих стран в связи с ухудшающимся состоянием окружающей среды, истощением природных ресурсов и недостаточными усилиями общества по решению этих проблем.

Система социальной безопасности рассматривается как многоуровневая структура, которая включает в себя систему жизнедеятельности всего общества в целом, различных социальных групп населения и каждого индивида. Государство обеспечивает социальное равенство, поддержку наиболее уязвимых групп и категорий населения, дифференцированно ее организуя.

Обязательства перед гражданами осуществляются путем компетентного вмешательства государства в социально‑экономические процессы для поддержания благосостояния населения в соответствии с существующим законодательством. Уровень социального благосостояния граждан зависит от размера бюджетных ассигнований на социальную сферу (включая внебюджетные фонды и социальное страхование), от обеспечения нормативно‑правовой базы социальной работы, от эффективности взаимодействия учреждений социальной сферы с различными гражданскими и частными инициативами, от степени развитости социальных служб, от числа занятых в социальной сфере (так, например, в Швеции – 35, в США – 20, во Франции – 25, в Германии – 21 % от числа работающих).

В экономически развитых странах затраты на различные социальные программы составляют от 20 до 30 % валового национального продукта.

Исторический путь различных государств показывает возможности различных механизмов по созданию благоприятных социальных отношений в обществе. В каждом государстве на содержание политики влияют национальная культура, образ жизни, религия, политические, экономические традиции и многие другие факторы.

Можно выделить несколько исторических моделей социальной политики.

Модель социальной политики рассматривается как система взаимосвязанных принципов и направлений деятельности, регулирующих общественное развитие и качество жизни населения.

Основой для выделения моделей социальной политики являются особенности социального законодательства, специфика регулирования и распределения ресурсов для повышения качества жизни населения, степень развитости и участия в социально‑защитных отношениях институтов гражданского общества и т. д. Комиссия Европейского Сообщества (ЕС) выделяет две основные модели социальной политики – «Бисмарковскую», основанную на социальном страховании граждан от различных социальных рисков, и «бевериджскую», которая исходит из того, что любой человек имеет право на минимальную защищенность (по отношению к заболеваниям, старости или иной причине сокращения своих материальных ресурсов).

В странах с промышленно развитой экономикой выделяются следующие модели социальной политики:

• социал‑демократическая,

• консервативная,

• либеральная.

Социал‑демократическая модель наиболее распространена в настоящее время в скандинавских странах. Социальные права граждан обеспечиваются всеми видами ресурсов: экономических, правовых, организационных. Социальное обеспечение охватывает всех граждан за счет средств государственного бюджета. Социальные программы финансируются государственным сектором через систему налогообложения. Активная перераспределительная политика направлена на решение проблем бедности и малообеспеченности. Каждому гражданину по достижении 65 лет выплачивается социальная пенсия, размер которой устанавливается государством и выплачивается из бюджета. Трудовая пенсия зависит от характера профессиональной деятельности и трудового стажа. Социальные услуги гражданам предоставляются на добровольных началах. Они могут быть принудительными, если клиенты не могут нести за себя ответственность. Финансирование социальных программ является приоритетным направлением государственной политики, что позволяет охватывать социальными услугами практически всех нуждающихся лиц.

Основными целями социальной политики являются повышение уровня государственных гарантий (минимальной заработной платы, пенсий, пособий), регулирование и индексация социальных выплат в соответствии с ростом потребительских цен. Все социальные стандарты приняты как обязательные.

Основными принципами данной модели социальной политики являются:

• главенствующая роль государства в решении социальных проблем населения;

• социальное равенство, которое достигается путем перераспределения доходов населения;

• развитие системы социального обслуживания и социального страхования;

• осуществление социальной помощи, исходя из конкретной жизненной ситуации клиента;

• финансирование социальных программ из общественных фондов;

• высокий уровень затрат на социальное обслуживание;

• стимулируемая государством высокая занятость;

• введение обязательного социального страхования;

• налоговое перераспределение денежных средств;

• главный источник финансирования – государство;

• обеспечение широкого спектра льготных и социальных услуг. Социальная политика ориентирована на обеспечение равного (бесплатного) доступа всего населения к системе государственного образования, здравоохранения.

Консервативная модель социальной политики строится на основе обеспечения равновесия между различными имущественными и профессиональными группами. В ее основе лежит идея социального партнерства между государством, общественными и благотворительными организациями и бизнесом. В основе социальной политики – адресные социальные программы широкой направленности, финансируемые из различных источников. Социальная защита населения осуществляется через разнообразные страховые фонды. Уровень социальной защищенности граждан зависит от трудового стажа и заработной платы. Для слабых слоев населения из бюджета финансируются социальные программы, которые обеспечивают минимальный гарантированный доход. Социальная политика ориентирована в основном на выплату пособий по социальному страхованию, дифференцированную по видам деятельности под контролем государства. Государство предоставляет каждому гражданину равные стартовые возможности, а не качество жизни. Результат зависит от усилий каждого конкретного человека.

Либеральный тип социальной политики был господствующим в последние десятилетия в различных странах. Идеи «общества всеобщего благоденствия» основывались на ведущей роли государства в регулировании социальной сферы (вопросы жилищного строительства, социального обеспечения, здравоохранения, образования и т. д.). В то же время помощь престарелым, инвалидам, бедным и другим слабым группам населения считалась делом родственников и благотворительных организаций.

Для сравнения различных моделей социальной политики рассмотрим их действенность при решении проблем бедности и занятости (табл. 5).

 

Таблица 5. Сравнительный анализ моделей социальной политики[4]

 

Либеральное государство обеспечивает равные шансы гражданам и исходит из остаточного принципа финансирования малообеспеченных, стимулируя активный поиск ими работы. Социал‑демократическое социальное государство предоставляет гражданам равные условия и льготы. Равенство социальных условий для населения позволяет эффективно решать проблемы малообеспеченности и занятости. Консервативное социальное государство исходит из необходимости обеспечения социальными программами различных профессиональных и имущественных групп населения, обеспечивая тем самым умеренный уровень бедности и занятости.

Либеральная модель социальной политики зафиксирована в Конституции Российской Федерации 1993 г.

Из статьи 7 Конституции РФ следует, что:

1) Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

2) в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Понятие «социальное государство» тесно связано с понятием «социальная рыночная экономика». В социальном рыночном хозяйстве уровень развития человека рассматривается в качестве важнейшего критерия государственной политики.

Социальное государство заботится о благосостоянии своих граждан путем компетентного вмешательства государства в социально‑экономические процессы, когда это нужно для обеспечения необходимого уровня благосостояния граждан. Социальное государство – это политический союз рыночной экономики и социальной справедливости в интересах всего общества.

В условиях рыночных отношений функция государства состоит в выполнении комплекса социально‑защитных задач, среди которых:

• социальное обеспечение всех членов общества вне зависимости от их участия в производстве материальных благ, а также возраста, пола, состояния здоровья;

• обеспечение общедоступного здравоохранения и образования;

• социальная защита нуждающихся граждан;

• сглаживание социального неравенства в обществе посредством перераспределения социальных благ и активной социальной политики;

• обеспечение занятости;

• предоставление социальных услуг.

В узком смысле понятие социального государства включает в себя такой государственно‑правовой порядок, при котором государственная власть подчинена правам человека и гражданина. В нем обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан. Оно не ставит перед собой задачу достижения всеобщей социальной справедливости, призвано лишь обеспечить такую социальную компенсацию, которая позволила бы исключить возможность социальных конфликтов, вследствие неравномерного распределения ресурсов.

Основными параметрами любого социального государства считаются:

1) развитая система страховых социальных отчислений и высокий уровень налогов, формирующих размеры бюджетных отчислений на социальную сферу;

2) разветвленная система услуг и социальных служб для всех групп населения;

3) правовая система, где осуществлены разделение властей, четкая реализация функций каждой ветви власти, отработаны нормативно‑правовая база социальной работы, взаимодействие государственных органов, гражданского общества и частных инициатив.

Социальное государство обеспечивает разумный баланс между саморегулированием рынка и государственным вмешательством, определяет объем экономической свободы граждан и государственных социальных гарантий.

Социальная рыночная экономика основана на принципе саморегулирования, однако его использование приводит к серьезным социальным издержкам. Поэтому социальные государства берут на себя заботу о социальной справедливости, благоденствии граждан, их социальной защите, развивают солидарность и заботу членов общества о социальном состоянии этого общества. Социальные государства не полагаются на стихию рынка и не уходят из экономической и социальной жизни.

Практика социальных государств опирается на ряд принципов:

• принцип экономической свободы человека;

• принцип признания права предпринимателей и их объединений, лиц наемного труда и их профсоюзов на тарифную автономию на основе социального партнерства;

• принцип доверия к регулирующей роли рынка через спрос, предложение, ценообразование, конкуренцию;

• принцип ответственности государства за игру рыночных сил и создание условий для упорядочения течения экономической и социальной жизни, направленной на обеспечение благополучия своих граждан;

• принцип социальной справедливости и солидарности общества, в том числе путем налогового перераспределения доходов от богатых к бедным и загрузки трудоспособных, чтобы помочь еще или уже нетрудоспособным;

• принцип участия работников в управлении производством и распределении, в общественной и государственной жизни, развивая при этом различные формы экономической демократии.

В функционировании социальных государств возникает множество проблем. Рынок как механизм хозяйствования приводит к социальной дифференциации населения по качеству жизни и уровню доходов. В качестве амортизаторов негативных рыночных механизмов используются гибкая налоговая система, ценовая политика, активная социальная работа. Социальное государство в разных странах в первую очередь ориентировано на стимулирование инициативы, творчества, способностей нуждающихся, создание условий для самостоятельного удовлетворения ими своих потребностей. Помощь, благотворительность рассматриваются как временная мера, так как помощь одной группе населения не должна ухудшать положения других.

Эффективной для российского общества может стать модель государственной социальной помощи малоимущим, где органически сочетаются государственная социальная помощь, обеспечивающая минимальные гарантии поддержки по всей территории в равных для однотипных случаев размерах, и ее региональная форма – адресная социальная помощь, имеющая целевой охват получателей.

Правительством Российской Федерации намечен комплекс мер, направленных на повышение благосостояния населения. В результате реализации политики финансовой стабилизации в экономике должны быть созданы предпосылки для повышения уровня занятости и уровня доходов населения и увеличения средств, направляемых на социальные нужды и развитие социальной сферы. Эти меры отражены в Программе социально‑экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу. Исходным принципом всех социальных преобразований должен стать прожиточный минимум при расчете минимальной заработной платы, социальных пособий, пенсий, стипендий, субсидий, а также их корректировок под влиянием инфляции. Индексирование пенсий и пособий необходимо производить на основе потребительской корзины с учетом региональных и демографических особенностей. Важное место в социальных преобразованиях на уровне территорий отводится:

• формированию рыночного (корпоративного) сектора социальной политики в виде обязательного социального страхования и развития негосударственного страхования;

• расширению различных форм социального партнерства, власти, бизнеса, НКО в социальной сфере, в устойчивом социальном развитии регионов;

• усилению роли социальных служб в устранении последствий природных, техногенных катастроф и террористических актов;

• освоению новых информационных технологий и социальной рекламы в развитии гражданского общества;

• развертыванию социальной работы в сельской местности в рамках национальных проектов;

• внедрению новых технологий оценки индивидуальной нуждаемости клиентов социальных служб;

• совершенствованию социального законодательства с учетом общемировых подходов к социальной защите населения;

• созданию системы стандартизации в области социального обслуживания.

Дальнейшее развитие социальной политики возможно на основе приоритетов общественного развития, признанных мировым сообществом.

13 сентября 2000 г. Россия подписала Европейскую Социальную Хартию. Выполнение взятых на себя обязательств вносит существенные коррективы в социальную политику, которая становится более реалистичной, обращенной к реальным повседневным проблемам жизни людей.

Социальная политика, реализуемая с 2005 г., с полным основанием может быть названа финансовой социальной политикой, поскольку затрагивает прежде всего систему финансирования социальной сферы. Основной формой финансовой поддержки являются дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности субъектов РФ, большинство из которых являются дотационными. На принципах софинансирования предоставляются субсидии на оплату жилья, на осуществление мер социальной поддержки различным группам населения.

Новым направлением в государственной социальной политике России стало провозглашение в сентябре 2008 г. реализации четырех национальных проектов: в сфере здравоохранения, образования, строительства жилья и сельского хозяйства.

Приоритетные национальные проекты – это целенаправленная и скоординированная деятельность государства, всех его органов по решению самых острых социальных проблем в стране. В ходе реализации национальных проектов планируется осуществить инновационные и инфраструктурные преобразования в различных сферах. Так, национальный проект «Здоровье» направлен на улучшение ситуации в области охраны здоровья. Он включает в себя два направления:

• развитие первичной медико‑санитарной помощи,

• обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью.

Национальный проект «Образование» направлен на улучшение ситуации в области образования населения и включает следующие направления:

• поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования;

• внедрение современных образовательных технологий;

• создание национальных университетов и бизнес‑школ мирового уровня;

• повышение уровня воспитательной работы в школах,

• сельский школьный автобус (программа),

• развитие системы профессиональной подготовки в армии.

Национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» включает четыре направления:

• повышение доступности жилья;

• увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования;

• увеличение объемов жилищного строительства и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры;

• выполнение государственных обязательств по предоставлению жилья категориям граждан, установленным федеральным законодательством.

Национальный проект «Развитие агропромышленного комплекса (АПК)» направлен на улучшение ситуации в области сельского хозяйства.

Приоритетные национальные проекты являются важнейшим направлением социальной политики современной России. Их реализация должна существенно улучшить ситуацию в социальной сфере.

 

Библиография и рекомендованная литература

 

1. Волгин Н. А. Усиление социальной направленности экономики России. М., 1998.

2. Гонтмахер Е. Ш. Социальная политика России: уроки 90‑х. М., 2000.

3. Григорьева И. А. Социальная политика и социальное реформирование в России в 90‑х годах. СПб., 1998.

4. Калашников С. В. Очерки теории социального государства. М., 2006.

5. Основные направления социально‑экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу. Стратегия развития Российской Федерации до 2010 г. // Коммерсантъ. 2000. 12 мая.

6. Социальная политика: парадигма и приоритеты / под общ. ред. В. И. Жукова. М., 2000.

7. Социальная работа. 2008. № 5.

8. Социальное государство – концепция и сущность. М., 2004.

9. Храмцов А. В. Социальное государство. Практики функционирования в Европе и России // Социологические исследования. 2007. № 2. С. 21–31.

 

Вопросы и задания

 

1. Охарактеризуйте роль государства как ведущего субъекта социальной политики.

2. Каковы основные задачи социальной политики на современном этапе развития?

3. Дайте характеристику различным моделям социальной политики.

4. Каковы основные приоритеты социальной политики в условиях реформирования российского общества?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.60 (0.05 с.)