Дополнение 1. Методы индивидуальной социальной работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дополнение 1. Методы индивидуальной социальной работы



 

Впервые практика индивидуальной работы с клиентом была обобщена Мэри Ричмонд, которая в своей книге «Социальные диагнозы» (1917) описала процесс взаимодействия социального работника и клиента. Адаптируя медицинские подходы лечения больных, она развивает метод анализа социальных и психологических проблем клиентов в социальной работе. М. Ричмонд рассматривала социальную помощь как комбинацию мер, результатом которых являются изменения как самого клиента, так и его социальной среды. Социальная помощь включала последовательность следующих действий:

• получение информации о клиенте и его проблеме;

• диагноз (исследование состояния социального отклонения);

• прогноз (предложение перспективы улучшения);

• терапия или лечение (оказание помощи клиенту).

Успех социальной деятельности, по мнению М. Ричмонд, обеспечивался следующими принципами:

• симпатизирование клиенту;

• поощрение клиента;

• осуществление совместной деятельности с клиентом.

Эти принципы в дальнейшем составили основу этического кодекса социального работника.

В дальнейшем данная технология взаимодействия клиента и социального работника развивалась и дополнялась новыми идеями. Последовательница М. Ричмонд В. Робинсон предложила поставить в центр внимания социальной работы не ситуацию клиента, а ценности и смыслы его индивидуального опыта. Особое внимание в процессе взаимодействия социального работника и клиента уделялось прошлому опыту клиента, его детским переживаниям, наклонностям и ценностям. Понимание запросов клиента должно играть ведущую роль в процессе оказания помощи. Главная задача социального работника, по мнению В. Робинсон, состояла в осознании клиентом своих проблем, что способствует позитивным переменам в его жизни.

Дальнейшее развитие индивидуальной работы нашло продолжение в работах X. Перлман, который обосновывает важное понятие для практической работы – «индивидуальность клиента». Индивидуальность клиента проявляется через его модели поведения, двигательные реакции, размышления, речь. Благополучие человека определяется индивидуальностью клиента. Взаимодействие с окружающими может быть источником благополучия, но может также спровоцировать конфликт с самим собой и окружающей средой. Каждый человек в процессе своей жизнедеятельности вырабатывает определенные модели поведения, которые отражают его позиции по отношению к социальному окружению. Большинство людей умеют решать свои жизненные проблемы самостоятельно, однако на определенном этапе жизненного пути методы разрешения конфликтов становятся неэффективными. Чаще всего человек оказывается в положении клиента социальной службы из‑за отсутствия своевременной поддержки или утраты надежды на изменения. По мнению X. Перлман, клиенты социальных служб имеют нереализованные потребности, связанные с материальным обеспечением и эмоциональным напряжением. Клиент «сам несет в себе проблему». Под проблемой понимается ситуация, при которой индивид не в состоянии самостоятельно реализовать свои потребности, что осложняет его социальное функционирование.

Социальный работник должен помочь клиенту осознать свои проблемы и облегчить реализацию действий по их решению. Изучение психологического и ситуационного контекста проблемы является составной частью процесса решения проблемы. В процессе оказания помощи социальный работник вместе с клиентом формирует новое понимание проблемы и определяет новое к ней отношение. Далее социальный работник совместно с клиентом обсуждает и находит благоприятные возможности и средства, которые помогают в решении проблемы клиента, в реализации принятого плана [5].

Данные теоретические подходы реализуются и в современной практике оказания индивидуальной помощи. Социальный работник выступает как «человек помогающий», чьи действия и поступки направлены на разрешение трудных жизненных ситуаций клиента. Процесс оказания помощи строится на субъект‑субъектных отношениях, направленных на активизацию потенциальных возможностей клиента, потенциал его самопомощи. Важнейшими компонентами социального взаимодействия выступают профессиональные изменения и навыки социального работника, владение им методами психологической поддержки, умениями активно взаимодействовать с другими организациями, службами по решению проблем клиентов.

Социальный работник стремится выявить характер и суть проблемы, определить возможности, мотивацию и ресурсы, имеющиеся у клиента и у его окружения, установить основные внутриличностные, межличностные факторы, влияющие негативно на жизнедеятельность клиента. Для постановки верного диагноза проводится анализ отношений клиента с его ближайшим социальным окружением, а также с группами, к которым принадлежит клиент.

Социальный работник тщательно анализирует запросы клиента, выступая в роли фасилитатора, облегчающего его общение с социальным работником. В процессе взаимодействия с социальным работником клиент получает объективную картину своей ситуации, личностных и социальных зависимостей, отношений в социальных институтах, осложняющих его социальное функционирование.

Индивидуальная помощь клиенту (работа со случаем) осуществляется, как правило, в несколько этапов.

• Этап установления контакта.

• Этап определения и понимания проблемы.

• Этап осуществления интервенций (вмешательств).

• Этап контроля и оценки вмешательства.

Многообразие ситуаций клиентов, сложность помогающего процесса выдвигают перед социальным работником определенные требования с точки зрения его профессиональных знаний. Знания о клиенте включают достаточно большой набор знаний, к которым можно отнести: знания о специфике индивидуального психологического и социального развития индивида, о формах девиантного (отклоняющегося) поведения. Система знаний о социуме включает в себя информацию о законах общественного развития, о социальных системах и институтах (семья, группа, институты социальной поддержки), о роли человека в процессах его социализации. Необходимо иметь четкие представления о роли и возможности оказания поддержки нуждающимся клиентам. Все свои знания, умения и навыки специалисты по социальной работе обязаны направить на оказание помощи людям, находящимся в кризисной ситуации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.54 (0.006 с.)