Социальная работа в системе научного знания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная работа в системе научного знания



 

Социальная работа – довольно молодая отрасль знания. В качестве области научного знания социальная работа сложилась лишь в первой половине XX столетия. Ее отличительной чертой является то, что она получила свое собственное развитие после признания социальной работы как профессии.

Теория социальной работы создавалась как результат осмысления и анализа потребности общества в оказании социальных услуг людям, находящимся в сложных жизненных ситуациях. В Европе в период становления социальной помощи как профессиональной деятельности (конец XIX начало XX в.) появляются первые научно‑практические исследования, связанные с изучением практики помощи нуждающимся как общественного феномена.

За небольшой период истории своего развития как научной области уже накоплен достаточно большой теоретический объем знаний как в зарубежной (М. Ричмонд, М. Вебер, Г. Хамильтон, Дж. Таффт, Дж. Адамс, Н. Луман), так и отечественной литературе (Е. И. Холостова, М. В. Фирсов, П. Д. Павленок, В. И. Курбатов, В. Н. Келасьев, В. И. Жуков, Н. Б. Басов и др.).

Тематика исследований в области социальной работы достаточно широка и определяется рамками системы «человек – социальная среда». В число ее проблем входят специфические исследования, связанные с соотношением социальной работы и социальной политики, а также с ответственностью общества за адекватное развитие личности.

В широком плане теория социальной работы представляет собой систему взглядов и представлений, возникающих на базе анализа деятельности социальных служб и органов социальной защиты и помощи населению.

Общепризнанным является представление теории социальной работы как сферы человеческой деятельности, функция которой состоит в разработке и систематизации объективных знаний об определенной действительности – социальной сфере и специфической социальной деятельности (профессиональная и общественная деятельность, направленная на решение социальных проблем) [4, – с. 18].

Теория социальной работы как науки изучает закономерности и принципы зарождения, развития и регулирования конкретных социальных процессов и явлений. Структура социальной работы как науки включает в себя следующие компоненты:

• информационный – теория социальной работы содержит сведения о реально происходящих социальных процессах;

• объяснительный – наука призвана описывать процессы и явления;

• эвристический – научная теория описывает действительность;

• практический – она порождается потребностями практики, развивается на ее основе;

• прогностический – научная теория выявляет тенденции, предсказывая направленность развития социальных процессов, объектов социальной работы и обеспечивая упреждающее воздействие на развитие социальных явлений и процессов [8, – с. 24].

В зависимости от ориентации в решении практических задач научные знания могут быть условно разделены на фундаментальные и прикладные науки. Задачей фундаментальных наук является познание законов, действующих в природе, обществе, безотносительно к возможности их практического использования. Прикладные науки ориентированы на решение проблем социальной действительности.

С этих позиций социальная работа относится к группе прикладных наук, так как получаемые в ней результаты используются для решения практических проблем, которые возникают в повседневной жизни людей.

К теоретическим задачам социальной работы как прикладной науки относят:

• разработку эффективных методов диагностики социальных проблем;

• обоснование и внедрение моделей гуманизированной социальной среды;

• осуществление различных процедур экспертизы и социального контроля;

• проектирование организационных структур социальной работы;

• обобщение и анализ существующих форм и методов социальной работы и т. д.

По своему содержанию социальную работу можно отнести к общественным наукам. В качестве общественной науки она касается повседневной жизни людей, исследование которой становится важным источником получения научных данных. Мониторинг социальной работы как специфического гуманитарного института позволяет обеспечить целостность и разносторонность научного сопровождения этой деятельности.

По своей природе социальная работа представляет собой интегративную науку, которая тесно связана с ведущими гуманитарными науками, такими, как социология, психология, правоведение, педагогика, медицина. С социологией ее связывает исследование конкретных социальных процессов и явлений, порождаемых межличностными отношениями и жизнедеятельностью сообществ, социальных групп. Однако она фокусирует свое внимание на проблемах людей, попавших в трудную жизненную ситуацию и нуждающихся в социальной поддержке или защите. Она имеет общие границы в исследовании проблем человека с социальной философией, антропологией, социальной психологией, политологией и рядом других общественных наук.

Характер проблем социальной работы требует их философского осмысления. Философия выступает методологической основой социальной работы, так как определяет общие принципы и подходы к пониманию возникающих в обществе социальных проблем. Большое значение для понимания проблем социальной работы имеет социальная философия. Для социальной работы актуальны связи практически со всеми областями общественного знания.

В социальной работе не существует единой теории. Как область научного знания социальная работа представлена разнообразными общественными, социальными научными школами, в рамках которых формируются исследовательские традиции.

Многогранность личностных и социальных проблем обусловливает интегративность теории социальной работы, которая не может опираться на какую‑либо модель практики. Например, для научного обоснования социальной защиты населения используются различные философские, социологические, экономические, медицинские подходы.

В социальной работе как науке выделяют две части: теоретико‑методологическую (объект, предмет, категориальный аппарат науки, методология) и прикладную (научное обеспечение решения практических социальных задач).

Методология – это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Методологический анализ в науке предполагает выделение объекта и предмета науки, определение общих закономерностей и понятийно‑категориального аппарата, методов и принципов организации исследований. Объект и предмет науки определяют границы изучаемых явлений, место конкретной науки в системе других наук.

Под объектом той или иной науки понимается та сторона реальности (природная и социальная), на изучение которой данная наука направлена. Любая наука ограничена в своем подходе к объекту той традицией, в которой она формировалась, и тем понятийным языком, который в нем сложился. Поэтому от объекта науки отличают предмет – изучение явления под определенным углом зрения. Определение предмета науки зависит от уровня достигнутых в этой области знаний, развития социальной практики [3, – с. 130].

Объектом социальной работы как научного знания является процесс помощи и взаимопомощи в системе социокультурных и психосоциальных взаимодействий и отношений.

Предметом социальной работы как самостоятельной науки являются закономерности, обусловливающие характер и направленность социальных процессов в обществе, которые имеют непосредственное отношение к жизнедеятельности личности или социальных групп.

В теории социальной работы представлено описание различных социальных явлений, что дает возможность для их типизации, выявления различных закономерностей.

Закономерности – это связи явлений, действие которых проявляется в виде тенденций, определяющих основную линию развития той или иной сферы деятельности. Важной задачей исследователей является обобщение выявленных закономерностей и их экспериментальное подтверждение. Это становится базой для теоретических концепций.

В теории социальной работы закономерности как прочные, объективно обусловленные связи между сущностями явлений и процессов разделяются на следующие группы:

• закономерности функционирования и развития субъекта социальной работы;

• закономерности, характеризующие связь между субъектом и объектом социальной деятельности.

Эти наиболее общие закономерности проявляются в более конкретных связях:

• взаимосвязи социальной политики и социальной работы в обществе;

• обусловленности содержания, форм и методов социальной работы конкретными обстоятельствами жизнедеятельности различных групп, общностей, индивидов;

• решении социальных проблем через личностные проблемы [4].

Действительно, содержание социальной работы носит социально‑детерминированный характер. Многие страны сегодня идут по пути создания максимально благоприятных условий для социального развития общества за счет деятельного участия граждан, социальных групп и специализированных социальных служб для достижения благополучия в обществе в целом и благосостояния каждого человека в отдельности. Социальная помощь предоставляется не только социально‑уязвимым группам, но направлена на удовлетворение базовых потребностей населения на уровне повседневной жизни.

Существенные связи между субъектом и объектом социальной деятельности можно наглядно представить на основе анализа практики индивидуальной помощи клиентам. Качество социального взаимодействия между клиентом и социальным работником определяется: заинтересованностью клиента в изменении своего положения; наличием у социального работника ресурсов, соответствующих проблеме клиента; взаимной ответственностью клиента и социального работника при формировании программы изменений. Формирование индивида происходит по «социальной программе» под воздействием общественной среды при выделяющей роли активности личности в собственном развитии [3, – с. 46].

Чем глубже специалист осознает и учитывает существующие закономерности в практической деятельности, тем выше эффективность его деятельности. Закономерности, объективно существующие в реальной действительности, могут отличаться от тех закономерностей, которые утверждаются наукой. Это связано с тем, что социальная работа как научная дисциплина находится в стадии своего становления, развития и совершенствования понятийного аппарата, углубления методов познания реальных социальных явлений и процессов.

В настоящее время представления о закономерностях социальной деятельности значительно расширяются за счет прогностической деятельности. Социальный прогноз связывается с профилактической социальной работой.

Основополагающими правилами практической деятельности выступают принципы социальной работы. Они отражают структурные элементы ее научной теории. Через применение принципов осуществляется непосредственное соотнесение теоретических положений, воплощенных в закономерностях, с практикой социальной работы.

Выделяются следующие группы принципов социальной работы.

Общефилософские принципы, лежащие в основе всех наук об обществе и человеке: принципы детерминизма, единства деятельности, сознания и развития; принцип историзма.

Социально‑политические принципы отражают зависимость содержания социальной работы от социальной политики государства (единство государственного подхода в сочетании с региональными особенностями социальной работы): учет конкретных условий жизнедеятельности групп при выборе методов социальной работы, принцип универсальности, профилактической направленности, принцип максимизации социальных ресурсов.

Организационные принципы, фиксирующие многообразие функциональных и иерархических связей в системе социальных отношений: принцип единства прав и обязанностей, полномочий и ответственности специалиста, контроля и проверки реализации управленческих решений, компетентности кадрового состава социальных служб.

Специфические принципы, определяющие требования к профессиональной деятельности в сфере оказания социальных услуг: гуманизма, справедливости, гармонизации общественных, групповых и личных интересов, конфиденциальности, толерантности и др.).

Для выявления специфики социальной работы как синтеза научного и практического знания рассмотрим значение некоторых принципов более подробно.

Принцип детерминизма показывает причинную обусловленность социальных явлений комплексом политических, экономических, демографических, этнических, культурно‑исторических и других факторов, которые определяют состояние общества, динамику развития общественных отношений.

Принцип неразрывной связи индивида с социальной средой формирует определенные подходы к клиенту и его запросам, устанавливая границы восприятия проблемы, для определения технологии помощи.

Принцип универсальности требует при оказании социальной помощи исключить любые формы дискриминации (расовой, возрастной, религиозной, политической).

Принцип профилактической направленности предполагает принятие мер по превенции возникающих социальных проблем.

Принцип максимизации социальных ресурсов исходит из понимания того, что каждая социальная система выделяет минимум средств на оказание помощи своему населению.

Социальные работники обязаны прилагать усилия для привлечения дополнительных возможностей за счет ресурсов добровольческих, благотворительных учреждений, групп взаимопомощи при оказании помощи клиентам.

Принцип клиентоцентризма означает признание приоритета прав клиента во всех случаях, где это не противоречит правам и интересам других людей. В рамках этого же принципа можно рассматривать суверенность и автономность клиента, который вправе принимать или не принимать помощь социальных работников, а также имеет право оградить свою личную жизнь от постороннего вмешательства в той мере, в какой оно не наносит ущерба правам и интересам других лиц.

Принцип опоры на собственные силы подчеркивает активную позицию клиента в разрешении собственных проблем (речь идет о клиентах, достаточно дееспособных с точки зрения своих интеллектуальных, психических и физических ресурсов). Социальный работник должен консультировать клиента в выборе стратегии выхода из кризиса, оказывая ему психологическую помощь, побуждая к самопомощи, способствуя объединению людей со сходными проблемами для совместного преодоления трудностей.

Принцип конфиденциальности предусматривает неразглашение личной информации о клиентах, исключая случаи, предусмотренные законом и связанные с возможностью насилия, нанесения ущерба какому‑либо лицу.

Принцип толерантности обусловлен тем, что социальная работа ведется с самыми различными категориями клиентов. Профессиональная толерантность специалиста по социальной работе означает признание закономерности разнообразия клиентов и терпимости к проявлению этого разнообразия [5].

За рубежом принципы социальной работы отражают научные школы социальной работы, которые в результате исторического развития стали едиными принципами в подходах к теории и практике. Их различия свидетельствуют о многообразии форм исследовательской практики, исторически сложившихся научных подходах к анализу реальной действительности. Например, ситуативная теория социальной работы основывается на концепции поведения, которое рассматривается в качестве функции ситуации. Ситуация реализуется через персональное развитие. Данный принцип объясняет такие ситуации как индивидуальные, семейные групповые кризисы и конфликты. Теория ролей исходит из детерминированности поведения клиентов статусом, их позицией в межличностных отношениях. Принцип ролевой дополнительности определяет модели помощи и поддержки клиентам в пределах изменения социально‑ролевого репертуара.

Практика взаимодействия с клиентами позволила выработать операциональные принципы, которые сегодня рассматриваются как аксиологические:

• клиент всему начало;

• начало контакта с клиентом – начало лечения, причем процесс «лечения» или поддержки может иметь различные формы: обучение, адаптация, расширение социальной компетентности [6, 7].

Междисциплинарный характер социальной работы находит свое выражение в ее понятийно‑категориальном аппарате – совокупности понятий, с помощью которых появляется возможность в обобщенной форме отразить и выразить явления, присущие социальной работе, а также связи между ними путем фиксации их существенных свойств и признаков.

Развитие понятийного (категориального) аппарата социальной работы происходит на двух уровнях: эмпирическом и теоретическом. Практический опыт социальной работы формирует поле теоретических категорий и понятий через интеграцию историко‑логического анализа и операциональной обработки первичных практических понятий. Категории как структурообразующие элементы любой науки представляют наиболее общие фундаментальные понятия, отражающие существенные связи и отношения. Понятия, характерные для тех или иных дисциплин, приобретают в социальной работе новое звучание и понимание. Основание для переосмысления понятий и придания им новых смыслов дают практика оказания социальной помощи, идеология и ценности профессиональной работы. Так, понятие «клиент» в теории социальной работы выступает как синтез представлений о личности и ее жизненном сценарии. В связи с этим содержание понятия «клиент» видоизменяется и определяется расширением сфер практики, претерпевая так называемое культурно‑историческое изменение. Сегодня клиент – это любой субъект (индивид, группа, сообщество), имеющий проблемы. Типология клиентов связана со спецификой запроса субъекта и видом помощи, которая оказывается ему социальным работником. А понятие «социальная сеть» стало одной из базовых категорий современной социальной работы, оно обозначает социальное пространство, в котором выделены основные социальные инструменты, с помощью которых обеспечивается жизнь конкретно‑исторического субъекта: семья, система образования, здравоохранения, социальное обеспечение.

Анализ различных подходов к выделению групп понятий показывает, что в основу классификаций положен междисциплинарный подход, когда заимствованные понятия из других наук, таких, как социология, социальная философия, медицина, психология, в совокупности с терминами социальной работы образуют понятийные кластеры, которые включают в себя следующие группы категорий:

• категории, не являющиеся специфическими для теории социальной работы, которые широко используются другими науками: «социализация», «социальное», «социальные отношения» и др.;

• категории, являющиеся собственно понятиями социальной рабо ты: «социальные сети», «социальная биография», «социальное обслуживание» и т. д.;

• категории социальной работы, используемые и другими отраслями знаний: «социальная реабилитация», «психосоциальная работа», «социальная диагностика» и т. д.

В понятийном поле отражаются опыт исследования и практика социальной работы, что обусловливает размытость границ между категориями. Например, очень часто такие понятия, как «теория социальной работы», «парадигма социальной работы», «концепция социальной работы», исследователями употребляются как идентичные, несмотря на их различную интерпретацию.

Таким образом, категории социальной работы весьма специфичны, многоаспектны и неоднозначно трактуются различными отраслями научного знания. В качестве постоянных категорий выступают понятия, имеющие отношение к человеку и общности, заимствованные, например, из философии, социологии, психологии, педагогики и других наук, из которых был сформирован понятийный аппарат социальной работы. Выступая в качестве универсальных постоянных, они выполняют роль организующих структур языкового пространства социальной работы.

Социальная работа как профессиональная деятельность отражает многообразные связи и явления окружающего мира, постоянно расширяет и обогащает свой научный язык новыми понятиями. Как научная теория социальная работа находится в стадии становления и оформления научного аппарата. На него влияют и процессы адаптации зарубежного опыта в расширении профессионального языка. Необходимо иметь в виду, что новые понятия возникают только в рамках определенных научных концепций, выполняя объяснительную функцию для практики социальной работы, чтобы избежать употребления обыденных понятий, снижающих научный статус социальной работы.

 

Библиография и рекомендуемая литература

 

1. Павленок П. Л. Теория, история и методика социальной работы: учеб. пособие. М., 2004.

2. Рузанов В. И., Гончарова А. Н. Актуальные проблемы теории социальной работы: моногр. Красноярск, 2005.

3. Социальная работа: введение в профессиональную деятельность: учеб. пособие / отв. ред. А. А. Козлов. М., 2004.

4. Социальная работа: история, теория, технологии. (Научная школа профессора Е. И. Холостовой). М., 2004.

5. Теория социальной работы: учебник / под ред. проф. Е. И. Холостовой. М., 1998.

6. Фирсов М. В. Введение в теоретические основы социальной работы (историко‑понятийный аспект). М., 1997.

7. Фирсов М. В., Студенова Е. Г. Теория социальной работы: учеб. пособие. М., 2001.

8. Якушев А. В. Социальная защита. Социальная работа: конспект лекций. М., 2007.

 

Вопросы и задания

 

1. Выделите отличительные черты социальной работы как области научного знания.

2. Перечислите закономерности, характеризующие социальную работу как научную дисциплину.

3. Назовите основные группы принципов социальной работы и дайте им характеристику.

4. Выделите принципы социальной работы как научной теории.

5. Охарактеризуйте поле социальной работы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 488; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.47.253 (0.055 с.)