Подходыкопределениюсущностисоциальнойработы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подходыкопределениюсущностисоциальнойработы



 

Социальная работа, или социономия представляет собой специфическое общественное явление. В широком смысле социальной работой можно назвать любое воздействие, направленное на преобразование общества. Социальная работа выступает как универсальный социокультурный механизм поддержки и безвозмездной социальной помощи, услуг, патронажа различных социальных групп населения, оказавшихся в сложных жизненных условиях.

В более узком смысле понятие социальной работы обычно связывается с деятельностью по разрешению и предупреждению социальных патологий, проблем и конфликтов. По аналогии с технической сферой социальную работу определяют как социальную инженерию, которая выполняет в обществе:

• социально‑инновационную работу, создающую механизмы решения социальных проблем;

• работу по обеспечению функционирования уже существующих механизмов решения социальных проблем.

В рамках цивилизационного подхода социальная работа характеризуется как социокультурный институт, деятельность которого направлена на гармонизацию общественных отношений через оказание помощи индивидам и группам с учетом сложившихся традиций, норм и ценностей. Вне анализа культурного контекста невозможно понимание логики развития современной социальной работы как в теоретическом, так и в прикладном аспекте. Сфера социальной работы расширяется одновременно с расширением и усложнением характера и масштабов социальных связей в обществе. В различные исторические периоды социальная работа принимала формы милосердия, благотворительности, призрения, осуществляемых частными лицами, обществом и государством. Цивилизационный подход позволяет рассматривать роль института социальной работы в системе общественных отношений, выявляя основные противоречия, источники и движущие силы его развития.

Как профессиональная деятельность социальная работа возникла в начале XX в. и активно развивается в большинстве стран. Изучение специфики данной профессиональной деятельности связано с так называемым ведомственным подходом, в котором анализируется и обобщается международный опыт развития данной профессии. Для координации деятельности социальных работников различных стран в 1928 г. в Париже был создан Международный секретариат, который после Второй мировой войны приобрел статус Международной Федерации социальных работников. В 2000 г. данная организация определила современную социальную работу как деятельность, которая способствует реализации социальных изменений в обществе, решению проблем человеческих взаимоотношений, укреплению свободы человека и его прав на достойную жизнь. В современных условиях социальная работа становится критерием цивилизованности общества и отражает проявление принципов демократии. Важнейшим показателем уровня гуманизации общества выступает социальная справедливость как величайший общечеловеческий идеал. Социальная работа утверждает новое представление о системе социальных связей и взаимоотношений, включающее в себя понимание необходимости социальной солидарности как важнейшей предпосылки стабильного и устойчивого развития современного общества.

В настоящее время профессиональная социальная работа осуществляется в государственных, некоммерческих и частных социальных службах и организациях. В ряде европейских стран основную нагрузку несут государственные службы, оказывающие услуги людям с ограниченными возможностями, обслуживающие в стационарах инвалидов и престарелых, выполняющие различные виды надомной работы, включая надзор над детьми, которые остались без попечения родителей. В благополучной Европе количество инвалидов составляет более 15 %, причем причинами инвалидности являются не только заболевания, но и условия жизни, особенно пожилых людей.

Другие страны пошли по пути создания благоприятных условий для деятельности отдельных граждан, социальных групп, добровольческих организаций по организации помощи всем нуждающимся для достижения социального мира и согласия. В значительной мере смягчить возникающие противоречия в развитых странах мира помогают такие мероприятия как: установление высоких налогов на прибыль предпринимателей, государственное регулирование условий труда, исполнение разнообразных социальных программ. В ряде стран для решения социальных проблем используются такие меры, как сокращение сектора предоставления бесплатных услуг, расширение общественного сектора для удовлетворения нужд населения.

В опыте большинства стран профессиональная социальная работа реализуется как:

• индивидуальная (семейная) социальная работа;

• групповая социальная работа;

• общественная работа, или работа с сообществом (социальное администрирование и планирование).

Общими принципами социальной работы для всех уровней социальной деятельности являются:

• законность;

• кооперация усилий (в том числе с некоммерческими организациями);

• целенаправленность;

• профессионализм (постоянно поддерживаемые на высоком уровне знания, умения, навыки специалиста, обеспечивающие фициронное оказание социальных услуг);

• комплексный подход;

• реализм.

В международном опыте в социальной работе сосуществуют две основные модели помощи, в основу которых легло различное понимание природы человека, его возможностей и социальных проблем. Для одной из них характерен «исправительный», «карающий», «подстегивающий» стиль работы с индивидом, а для другой – «поощряющий» или «поддерживающий» стиль. Первую модель условно можно назвать «через человека к обществу», так как основная ответственность за благосостояние возложена на самого человека. Вторую – «через общество к человеку», когда достаточно велика доля ответственности общества за благополучие отдельной личности. Тяготение в сторону «карающей» или, наоборот, «поощряющей» модели характерно для социальной практики любой страны.

Большинство специалистов, однако, считают, что необходима переоценка влияния государства и общества на социальную работу перед угрозой нового явления современной цивилизации – «заброшенности человека в мире». В связи с этим в научной литературе развернулась дискуссия об общественной роли профессиональной социальной работы, о необходимости расширения частной социальной практики. Коммерческий подход к социальной работе, при котором она рассматривается как средство прибыли, имеет своих сторонников в различных странах. Например, в США около 23 % социальных работников занимаются частной практикой, которая стала в последние годы самым быстрорастущим сектором социальной работы и в ряде других стран. Частная социальная практика приносит профессиональное признание и предоставляет возможности для улучшения финансового положения самих социальных работников.

Тема добровольного неоплачиваемого труда в социальной сфере постоянно обсуждается и идет в условиях дискуссии о повышении статуса и общественного признания социальной работы как важнейшего социального института в современном мире.

Восприимчивость многих стран к институтам социальной работы связана с общей и глобальной тенденцией социализации экономики и государства, гуманизацией общественных и межличностных отношений.

Роль института социальной работы в реальной общественной практике, в системе социально‑экономических отношений изучается в рамках глобалистского подхода. Социальная работа рассматривается как общественно необходимая деятельность по профилактике негативных явлений, социальных проблем и рисков социального неблагополучия, связанных с развитием человеческой цивилизации.

Во многом проблемы, осложняющие развитие современного общества, обусловлены техногенной сферой, разрушающей традиционный природный и социальный порядок. Поэтому разработка социальных программ активно ведется как на региональном, так и на международном уровне. Проблемы человечества рассматриваются как комплекс глобальных проблем, затрагивающих жизненные интересы народов и всего человечества: сохранение прочного мира, природной среды, гарантированное обеспечение всех жителей Земли продовольственными, энергетическими и другими ресурсами.

По данным ООН, более 3 млрд. человек живут ниже официально определенного порога нищеты. Как подчеркивал знаменитый английский философ Джон Локк, «бедность разрушает человечество точно так же, как война». По мнению политиков и общественных деятелей, воспроизводство бедности в современном мире связано с неоколониальной политикой промышленно развитых стран, которая приводит к социальному неравенству, ухудшению качества жизни большинства населения земного шара. Нежелание западных стран активно помогать слаборазвитым и развивающимся странам создает условия для роста терроризма, религиозного фанатизма и экстремизма. Глобальными вызовами человечеству в XXI в. стали развязывание социально‑экономических войн и конфликтов за природные ресурсы.

Для решения актуальных социальных проблем, стоящих перед человечеством, сегодня необходимо не только созидательное сотрудничество в масштабах планеты, но и учет социальных факторов при принятии конкретных управленческих решений, определяющих политику государств. Необходимы согласованные действия правительств, международных и общественных организаций и института социальной работы по предупреждению социальных катаклизмов.

Во многих странах мира можно найти сходные социальные проблемы, поэтому обобщение мирового опыта по преодолению социальных и гуманитарных катастроф приобретает особую актуальность. Социальные катастрофы могут быть вызваны как непродуманными управленческими решениями, так и целенаправленной деятельностью, приводящей к вымиранию населения и разрушению существующего социального порядка.

В этом ракурсе социальную работу рассматривают как управленческую деятельность, которая направлена на изменение социальных процессов с целью достижения их соответствия интересам и потребностям всего общества, отдельных социальных групп, конкретной личности.

В условиях глобализации на первый план выходят вопросы социального развития и интеграции, развития социальной работы в различных сферах жизнедеятельности людей в системе образования, здравоохранения, производства, культуры для осуществления позитивной социализации общества. В каждой отдельной стране складывается собственная уникальная социальная ситуация, которая требует активной социальной политики государства для улучшения положения населения. Во всем мире растет спрос на различную социальную помощь и поддержку.

Традиционным направлением социальной работы является разработка специализированных программ помощи проблемным группам населения. Направления исследования в рамках глобалистского подхода связаны с изучением причин возникновения социального неравенства, различных социальных патологий, например, влияния урбанизации на образ жизни населения. Исторически социальная работа возникла как деятельность по работе с маргинальными слоями населения. В связи с этим в практике социальной работы остро стоит вопрос о том, кому помочь в первую очередь, кого считать более бедными и угнетенными. В практике современной социальной работы не существует «иерархической лестницы категорий нуждающихся». Сегодня важной тенденцией развития социальной работы как социального института во многих странах мира является отход от проблем маргиналов и перенос внимания социальных работников на представителей «среднего класса», удовлетворение их разнообразных потребностей (сервисная социальная работа).

В настоящее время социальная работа осуществляется на институциональном, профессиональном и добровольческом уровнях. Филантропический подход связан с изучением добровольческой или благотворительной деятельности как формы непрофессиональной социальной работы.

Добровольческая деятельность граждан и юридических лиц представляет собой оказание бескорыстной (безвозмездной) или на льготных условиях поддержки, включая денежные средства, предоставление услуг и т. д. Непрофессиональная добровольческая благотворительная деятельность изучается в рамках филантропического подхода.

Благотворительная деятельность в настоящее время в большинстве стран реализуется в следующих направлениях: обеспечение «общественного здоровья», организация системы помощи нуждающимся, практическая социализация и социальный патронаж и т. д.

В последние годы в России также активно развивается сеть благотворительных и добровольных обществ, которые активно занимаются проблемами оказания социальной помощи нуждающимся. Благотворительные организации имеют свои социальные программы, систему финансирования, а в отдельных случаях и производственные мощности для решения социальных задач. Благотворительные добровольческие объединения (ассоциации) распространены во всем мире, их численность постоянно возрастает.

Ширится и волонтерское движение как форма благотворительной деятельности. Волонтерство выступает как добровольное принятие личностью обязанностей по оказанию защиты и помощи другим индивидам независимо от социального статуса, национальности, религии, расы, пола, возраста и т. д. Волонтерство как движение получает все более широкое распространение среди учащихся и студентов. Мотивы для вступления в ряды волонтеров могут быть самыми разными: убеждения нравственного и религиозного характера, потребность в общении, активности, реализации своих способностей, общественном и государственном признании, желание приобрести новую работу или профессию и т. д.

Дальнейшее развитие добровольческой социальной работы в России может оказать существенное влияние на повышение качества социального обслуживания населения за счет создания негосударственного сектора социального обслуживания и конкуренции с государственными (муниципальными) социальными службами.

Социальные задачи, которые решаются социальными организациями на уровне международного сотрудничества, включают в себя:

• оздоровление среды обитания;

• искоренение бедности;

• социальную интеграцию;

• равенство между мужчиной и женщиной;

• доступ к качественному образованию и здравоохранению;

• эффективное использование ресурсов для социального развития;

• совершенствование различных форм международного сотрудничества в области социального развития;

• построение системы международной безопасности от природных и техногенных катаклизмов;

• формы межгосударственных отношений в интересах социального благосостояния;

• поддержку со стороны правительств различных государств.

Деятельность неправительственных организаций социальной направленности позитивно влияет на социальные отношения, способствуя развитию гражданского общества. Постоянно растет число международных неправительственных организаций (Гринпис, Красный Крест и др.), выступающих в защиту прав человека, окружающей среды, за глобальную социальную безопасность.

Основными проблемами благотворительной деятельности являются ограниченный круг получателей социальной помощи, недостаточные ресурсы, отсутствие у лиц, которые занимаются непрофессиональной социальной работой, профессиональных и специальных знаний, спонтанный характер деятельности и т. д. Однако при всей важности добровольческой деятельности по мере развития института социальной работы будет постоянно расти спрос на профессиональные социальные услуги.

В рамках системного подхода социальная работа рассматривается как сложная открытая система. В переводе с греческого «система» – это целое, составленное из частей или элементов. Каждый элемент системы выполняет определенную функцию и, взаимодействуя с другими элементами, образует некоторое целостное единство. Социальная работа является исторически сложившейся общественной системой, состоящей из подсистем меньшего уровня, которые в свою очередь могут характеризоваться как определенные системы. К ним относят:

• социальную работу как науку;

• социальную работу как вид деятельности;

• социальную работу как учебную дисциплину.

Система социальной работы как науки проявляется в том, что она имеет междисциплинарный характер, содержит органически взаимосвязанные части: теоретическую и прикладную (см. главу 3).

Социальная работа как вид специфической деятельности также имеет системный вид: это система с точки зрения сочетания профессиональной и непрофессиональной деятельности. Кроме того, это система, в которой взаимосвязаны такие элементы как:

• субъект и объект;

• содержание и средства;

• управление, функции и цели (см. разд. 2.2).

Социальная работа как учебная дисциплина также может быть рассмотрена как система, задачами которой являются:

• формирование целостного представления о специфике социальной работы как профессии и обучение методам этой деятельности будущих социальных работников;

• разработка современных технологий подготовки специалистов социального профиля.

Как учебная дисциплина социальная работа представляет собой систему положений, которые общепризнаны в теории. Эти положения касаются всех уровней деятельности социальной работы, в том числе:

• проблем государственно‑правовых основ,

• методов и технологии социальной работы,

• форм ее организации,

• способов и схем финансирования.

Данная область знания призвана сформировать у студентов целостное представление о сущности и содержании процесса помощи и взаимопомощи, методах поддержки различных категорий населения, что позволит им стать настоящими профессионалами. Социальная работа как учебная дисциплина преподается в высших, средних специальных учебных заведениях, а также в системе повышения квалификации работников социальной сферы. Основные цели социального образования – получение теоретических знаний, приобретение практических и исследовательских навыков, освоение профессиональных этических стандартов профессии. Главная задача заключается в формировании таких личностных качеств будущего социального работника, которые ориентированы на постоянное профессиональное самосовершенствование.

В настоящее время в разных странах насчитывается несколько тысяч высших школ социальной работы, а также факультетов университетов, ведущих специализированную подготовку социономов. В Российской Федерации подготовкой социальных работников занимаются сотни средних специальных учебных заведений и вузов. Ежегодно в мире проводится более 100 национальных и международных конференций, на которых обсуждаются вопросы подготовки социальных работников и их профессиональной деятельности.

 

Библиография и рекомендуемая литература

 

1. Демидова Т. Е. Актуальные проблемы социальной работы в современном обществе. М., 2007.

2. Костина Е. Ю. Социальная работа в России: взаимосвязь истории и современного состояния // Социальная работа: традиции и инновации. 2006. № 1. С. 84–88.

3. Кузьмина К. В., Сутырин Б. А. История социальной работы за рубежом и в России. М., 2002.

4. Павленок П. Л. Теория, история и методика социальной работы: учеб. пособие. М., 2004.

5. Социальная работа: история, теория, технологии (научная школа профессора Е. И. Холостовой). М., 2004.

6. Социальная работа: учеб. пособие / под ред. В. И. Курбатова. Ростов н/Д, 2005.

7. Фирсов М. В. История социальной работы в России. М., 1999.

8. Хухлина В. Ф. Некоммерческий сектор: сущность и особенности // Отечественный журнал социальной работы. 2005. № 3. С. 19–26.

 

Вопросы и задания

 

1. Раскройте основные подходы к определению сущности социальной работы.

2. Охарактеризуйте возможности социальной работы в решении глобальных проблем человечества.

3. Покажите роль профессиональной социальной работы.

4. Раскройте роль социальной работы как сферы общественной деятельности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.194.84 (0.035 с.)