Экономическая и социальная функции занятости 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическая и социальная функции занятости



Как экономическая категория занятость представляет собой совокупность отношений по по­воду участия населения в трудовой деятельности. Она отражает меру его включения в труд, степень общественных потребнос­тей в работниках, а также личных потребностей и интересов в оплачиваемых экономически целесообразных местах. Важ­нейшей экономической функцией занятости является создание материального и духовного богатства посредством обеспечения работников экономически целесообразными рабочими места­ми. Другими словами, экономическая функция занятости зак­лючается в создании предпосылок для удовлетворения личных и общественных потребностей.

От того, насколько полно члены общества вовлечены в тру­довой процесс, выполнение сложных видов деятельности и насколько эффективно использует их труд, зависят темпы эко­номического роста, величина ВВП и доходов граждан, степень удовлетворения платежеспособного спроса и потребностей об­щества. Поэтому обеспечение тружеников экономически целе­сообразным рабочим местом, достижение полной, продуктив­ной и эффективной занятости является важнейшей задачей со­циально-экономической политики в широком смысле, вклю­чая и политику занятости, доходов и инвестиций.

Под экономически целесообразным рабочим местом понимает­ся физическое рабочее место, обеспеченное оборотными сред­ствами (предметами труда, энергией, заработной платой и т.д.), позволяющее труженику реализовать свой интерес, добиваться высокой производительности труда и иметь достойный зарабо­ток, дающий возможность нормально жить и развиваться ра­ботнику и его семье.

Рабочие места должны заполняться подготовленной рабочей силой. Лучших результатов можно достигнуть только тогда, когда профессионально-квалификационная структура рабочей силы соответствует структуре рабочих мест, создаваемых с уче­том научно-технического прогресса. Поэтому, если спрос на такие рабочие места удовлетворен соответствующим предло­жением рабочей силы, можно говорить о состоянии равнове­сия рабочей силы и рабочих мест, т.е. о полной занятости.


422                   Государственное регулирование рыночной экономики

Экономически целесообразные рабочие места должны быть производительными, нормально оплачиваемыми и обществен­но полезными. Только в этом смысле можно утверждать, что они являются продуктивными. Ибо бывают рабочие места и вы­соко производительные и высокооплачиваемые, но не продук­тивные. Таковы рабочие места в производстве и реализации наркотиков, где занятость не является общественно полезной. У рассматриваемой проблемы есть и еще один аспект. Это обес­печение не просто полной и продуктивной, но и экономически эффективной занятости.

Под экономически эффективной понимают такую занятость, которая обеспечивает достойный доход, сохранение здоровья, рост образовательного и профессионального уровня каждому члену общества на основе роста общественной производитель­ности труда. Снижение затрат самого труда обеспечивается за счет внедрения достижений НТП. Отметим, что данное опреде­ление дает характеристику экономической эффективности с качественной стороны. Его недостаток состоит в количест­венной неопределенности, невозможности измерить экономи­ческую эффективность с помощью одного показателя. Эта трудность в значительной мере устраняется с помощью систе­мы показателей. Наиболее подходящими в этом плане являют­ся следующие:

Первый показатель — уровень (коэффициент) занятости насе­ления профессиональным трудом. Он определяется как отно­шение числа занятых к общей численности населения, выра­женное в процентах. В 2000 г. он равнялся 44,5% (64,6 млн чело­век: 145,0 млн человек х 100). Доля трудоспособного населения в общей его численности составила на этот год 57,5%. В 1990 г. доля трудоспособного населения России составляла 56,7%, т.е. на 1% меньше, а коэффициент занятости равнялся 50%. Для сравнения в США в 1989 г. коэффициент занятости был равен 62%. Более высокий уровень занятости в этой стране отчасти объясняется тем, что верхняя граница трудоспособного возрас­та составляет не 60, а 65 лет. Таким образом, судя по рассматри­ваемому коэффициенту, в Российской Федерации уровень за­нятости населения снизился более чем на 5 процентных пунк­тов, и сегодня уже нет сверхзанятости, которая была характер­на для 80-х гг. Разумеется, снижение указанного коэффициента


Глава XX. Кадровый ресурс экономики и занятость населения      423

отнюдь не говорит о том, что созданы условия для увеличения свободного времени, для занятия другими видами деятельнос­ти. Требуется дальнейший анализ, касающийся действительно­го вовлечения населения в другие виды деятельности, состоя­ния здоровья нации. Указанный коэффициент может быть ис­пользован для международных сравнений.

Второй показатель — уровень занятости трудоспособного насе­ ления в общественном хозяйстве. Он рассчитывается как проце­нтное отношение численности населения, занятого профессио­нальным трудом, к численности всего трудоспособного населе­ния или трудовых ресурсов. На конец 2000 г. он составил 56,6% (64,6 млн человек: 87,8 млн человек х 100). Между тем в 1986—1987 гг. данный коэффициент перевалил за 85%, а по не­которым оценкам приближался к 90%. По данным выборочных обследований Госкомстата Российской Федерации уровень за­нятости населения в возрасте 15—72 лет составлял в 1992 г. — 66,7%, а в трудоспособном возрасте 79,9%. В 1999 г. соответ­ственно — 55,6% и 67,9%, т.е. за 7 лет уровень занятости пони­зился соответственно на 11,1 процентных пункта и 10 процент­ных пунктов. Следовательно, за указанные годы произошло столь значительное снижение занятости, что уже имеются осно­вания говорить о неэффективном использовании рабочей силы.

Третий показатель — оптимальное распределение населения по сферам общественно полезной деятельности. В 2000 г. по срав­нению с 1986—1987 гг. занятость в народном хозяйстве умень­шилась на 10,3 млн человек (с 74,9 млн в 1987 г. до 64,6 млн в 2000 г.). Если до начала радикальных реформ уменьшение шло за счет части занятых, выбывавших из состава рабочей силы и пополнявших число занятых домашним хозяйством, то с 1992 г. стало быстро увеличиваться число безработных. В 2000г. общее число ищущих работу составило 7,6 млн человек или 10,5% (по методологии МОТ), в том числе зарегистрированных в службе занятости — 1,1 млн или 1,5%. Как видим, общее число безра­ботных является слишком большим, чтобы говорить об опти­мальной занятости в экономике. Большое число ищущих рабо­ту подтверждает основательность вывода о неэффективном ис­пользовании рабочей силы.

Занятость в Вооруженных силах Российской Федерации сок­ратилась, что является позитивным шагом до тех пределов, по-


424                   Государственное регулирование рыночной экономики

ка не подрывается обороноспособность страны. Занятость уче­бой приблизилась к дореформенному уровню, хотя и тогда чис­ленность учащихся высших и средне-специальных учебных за­ведений на 10000 жителей была меньше такой же численности в наиболее развитых странах. Поэтому в 90-х гг. распределение трудоспособного населения по сферам общественно-полезной деятельности нельзя признать оптимальным.

Четвертый показатель — рациональность структуры распре­деления населения по профессиям, отраслям и секторам эко­номики. Об этом показателе можно судить по изменению спро­са на те или иные профессии. В частности, с начала рыночных реформ резко возрос спрос на специалистов в области финан­сов, рыночной экономики, юриспруденции и сократился на специалистов технического профиля. В этом отчасти проявил­ся процесс устранения серьезного перекоса в подготовке спе­циалистов в дореформенный период. По сравнению со специа­листами для гуманитарной сферы выпускалось слишком много "технарей". Теперь же стал ощущаться недостаток и в инженер­ных кадрах. В конце 90-х гг. возрос прием в технические ВУЗы. Рынок специалистов постепенно приходит в равновесие.

Численность и доля занятых в отраслях экономики, согласно статистическим данным, претерпела за годы реформ сущест­венные изменения. Наибольшей трансформации подверглась сфера материального производства. Уменьшилось число и доля занятых в промышленности, особенно в машиностроении и металлообработке (сокращение почти в 2 раза). Еще большее в процентном отношении, по сравнению с промышленностью произошло уменьшение численности в строительстве. Сокра­тилось число занятых на транспорте, в сельском хозяйстве, хо­тя доля занятых там осталась без изменения.

На фоне общего снижения занятости в экономике, непроиз­водственная сфера сохранила свою численность и, следова­тельно, увеличила свою долю среди занятых в экономике. В этой сфере наибольший урон понесла отрасль "наука и науч­ное обслуживание", где численность персонала уменьшилась по сравнению с 1990 г. почти в 2 раза, что связано в первую оче­редь с сокращением финансирования науки. Массовый отток ученых и специалистов из этой отрасли негативно отразился на научно-техническом прогрессе страны в целом. Снизилась эф-


Глава XX. Кадровый ресурс экономики и занятость населения      425

фективность использования квалифицированных кадров. Поэ­тому сегодняшнюю отраслевую структуру нельзя признать ра­циональной. Явно виден, в частности перекос в сторону добы­вающих отраслей.

Пятый показатель — норма безработицы, ее соотношение с ес­тественным уровнем безработицы. Данный показатель широко используется в западных странах для анализа эффективности занятости. Это стало возможно после того, как было дано науч­ное определение естественного уровня безработицы. Отклоне­ния от него в ту или иную сторону показывают, что рабочая си­ла используется неэффективно и экономика несет потери из-за инфляции или недопроизводства ВВП. В США во второй поло­вине 90-х гг. естественной нормой безработицы считается уро­вень в 5,5—6%.

В России такую норму правильно рассчитать невозможно из-за отсутствия данных по производительности труда, высоко­го уровня инфляции, ввиду высокой скрытой безработицы и те­невой занятости и т.п. Есть экспертные оценки естественной нормы безработицы для России в размере 3—5%. В качестве до­полнительного этот показатель также можно использовать. Вы­сокая норма безработицы в России в настоящий момент говорит о неэффективном использовании совокупной рабочей силы.

Таким образом, опираясь на всю совокупность показателей можно сделать общий вывод, что в 90-х гг. рабочая сила в Рос­сии использовалась в целом неэффективно. Одним из послед­ствий такого положения стало снижение производства ВВП (в 2000 г. до 60% к уровню 1990 г.). Возникла также напряженность в решении социальных проблем. Явно необходима корректи­ровка реформ, в сторону более активного участия государства в структурной перестройке экономики, опирающейся на уве­личение инвестиций, использование достижений науки и тех­ники для обеспечения полной, продуктивной и эффективной занятости.

Социальная функция занятости показывает зависимость всес­тороннего развития человека от занятости в различных ее ви­дах, но прежде всего от занятости в экономике. Вместе с тем она раскрывает и обратную связь. Ведь сама занятость ориенти­рована не только на достижение экономических и политичес­ких задач, но и на развитие самого человека как высшей цен-


426                   Государственное регулирование рыночной экономики

ности, как цели жизнедеятельности общества. Всесторонне развитой человек обычно более активно и плодотворно участ­вует в управлении производством и обществом, в защите окру­жающей среды, в принятии решений, затрагивающих его жизнь.

Все виды человеческой деятельности имеют социальную функцию, но особая роль принадлежит профессиональному труду в экономике. Труд является источником материального и духовного богатства, социального прогресса и развития челове­ка. Обесценение труда, сведение его только к обеспечению ус­ловий существования обедняет жизнедеятельность человека, снижает его потребности, стимулы. Ослабление трудовой моти­вации было зарегистрировано социологами в 90-х гг. Оно нега­тивно отражается на развитии производства, человека и обще­ства. Об этом свидетельствуют падение ВВП, рост теневой эко­номики, криминогенной ситуации в стране. Поэтому возвышая значение всех видов человеческой деятельности, нельзя недо­оценивать роль профессионального труда. Понятно при этом, что труд не должен быть принудительным, а стимулироваться атмосферой уважительного отношения к труду, достойным его вознаграждением.

В переходный период происходят изменения в формах собственности, а вместе с тем и определенная трансформация социальной функции труда. Об этом можно судить по тому, что появились новые секторы в экономике, связанные с частной собственностью и с частными собственниками, лицами нена­емного труда. Господствовавший в течение многих десятилетий государственный сектор уступил первенство частному сектору по числу занятых в нем. Более чем в три раза увеличилась чис­ленность занятых в общественных организациях, фондах, предприятиях, созданных совместно с фирмами зарубежных стран, и при смешанной форме собственности.

В результате реформ, изменения структуры занятости появи­лись новые классы и социальные слои населения. Возник класс капиталистов, олицетворяющий крупный (прежде всего фи­нансовый и торговый капитал) и мелкий капитал (частные ра­ботодатели, владельцы мелких предприятий, торговых фирм, зажиточные фермеры), и класс наемных работников в традици­онном (классическом) смысле этого слова, а также крестьяне и


Глава XX. Кадровый ресурс экономики и занятость населения      427

ремесленники, существующие за счет собственного труда. Роль этих классов в трудовой деятельности изменилась. Так, капита­листы выступают в качестве организаторов производства, тор­говли, финансов, а наемные работники — в качестве исполни­теля воли первого. Имеется и третий слой населения — самоза­нятые (крестьяне, ремесленники, лица свободных профессий). Они совмещают обе эти роли.

Переход к рыночным отношениям характеризуется также значительным увеличением доли населения, занятого в режиме неполного рабочего времени (неполной недели). Частные, осо­бенно мелкие предприятия стараются уменьшить свои финан­совые издержки, экономя на оплате труда. Подобная практика ведет к ухудшению условий воспроизводства рабочей силы, к снижению ее качества. Вместе с тем для части населения (женщины, учащаяся молодежь, пенсионеры) такой режим ра­боты позволяет участвовать в производстве, пополнять свои до­ходы, зарабатывать средства к существованию.

Происходят изменения в сфере образования, среди лиц заня­тых учебой. В 1992—1995 гг. имела место тенденция к сокраще­нию числа обучающихся в трудоспособном возрасте (до 5,3 млн человек). Во второй половине 90-х гг. наметилась тенденция к росту их числа (7,1 млн человек в 2000 г.), особенно в ВУЗах. Увеличился прием в аспирантуру и докторантуру. Появились частные учебные заведения, лицеи, гимназии. Эти изменения связаны как с высоким статусом образования, дающим более устойчивое положение в обществе, так и с проявившейся у об­разования новой функции — временной социальной защиты (от безработицы на 4—5 лет и от непопулярной в настоящее вре­мя службы в Вооруженных Силах России). Этим можно объяс­нить факты получения образования по специальностям, не ко­тирующимися сегодня на рынке труда. Определенную социаль­ную функцию выполняет занятие домашним хозяйством, осо­бенно воспитанием детей.

Новым социальным явлением для России за последние де­сятилетия стала безработица. Частично она выполняет пози­тивную социальную функцию. Перерыв в работе используется для переподготовки, повышения квалификации в целях заня­тости на новом рабочем месте. В целом же безработица имеет тяжелые социальные последствия. Все увеличивающаяся доля


428                   Государственное регулирование рыночной экономики

граждан (более 23% безработных в 2000 г. стояли на учете больше года) занимает маргинальное положение. Оставаясь без определенных занятий, она живет случайными заработка­ми, прозябает в крайней нищете. Возвращение таких безра­ботных к полноценной жизни весьма затруднительно. Это значит, что отсутствие занятости (выполняемой ей социаль­ной функции) ведет к негативным последствиям и для челове­ка и для общества.

Таким образом, социальная функция разнообразных видов занятости способствует развитию человека и общества и, нао­борот, отсутствие занятости тормозит их развитие. Рынок труда самостоятельно не справляется с решением проблемы занятос­ти. В этих целях нужна активная политика государства.

4. Государственное регулирование занятости и рынка труда

Государственное регулирова­ние занятости и рынка труда в России вновь приобретает все более важную роль. Оно имеет свои направления. Прежде все­го нужно указать на проведение государственной макроэконо­мической политики содействия экономическому росту на ос­нове развития реального сектора и рационализации занятости.

Большое значение отводится оптимизации соотношений за­нятости трудоспособного населения различными видами дея­тельности (наемный труд, самозанятость, учеба, служба в ар­мии, воспитание детей, домашнее хозяйство и др.). Государ­ственное регулирование предполагает активизацию деятель­ности институтов рынка труда.

Государственная политика занятости и рынка труда в России характеризуется в основном преобладанием пассивных мер. Проводится сдерживание массовой открытой безработицы, ве­дется регистрация безработных, выплачиваются пособия по безработице, разрабатываются программы трудоустройства безработных. Активная и превентивная политика по стимули­рованию занятости и самозанятости населения, профилактика безработицы, переподготовка безработных и повышение их конкурентоспособности носят пока явно второстепенный ха­рактер. Поэтому в рамках указанных направлений регулирова-


Глава XX. Кадровый ресурс экономики и занятость населения      429

ния занятости и рынка труда следовало бы обратить особое внимание на формы и методы активной политики занятости.

Так, важную роль в решении задачи перехода к экономическо­му росту могут сыграть формирующиеся финансово-промышленные группы российского национального капитала, объединяющие банки, промышленные, торговые, транспортные компании, стра­ховые и другие институты. Подобающее по мировым меркам мес­то в развитии экономики должно занять малое предприниматель­ ство. По данным ООН, в мировой экономике на малых предпри­ятиях занято более 50% населения и создается около 60% ВВП.

Российское государство пока недостаточно уделяет внима­ния малому предпринимательству. Населению и, в частности безработным, нужна помощь в открытии собственного дела: обучение их основам ведения бизнеса в различных отраслях, выделение льготных кредитов и субсидий, предоставление не­жилых помещений на основе льготной аренды, помощь в тех­ническом оснащении на основе лизинга и в составлении биз­нес-планов, защита от организованной преступности, льготное налогообложение на длительный период их деятельности. Осо­бенно нуждается в налоговых льготах прибыль, инвестируемая в развитие производства и создание новых рабочих мест.

Важную роль среди мер активной политики занятости должно играть поощрение работодателей, сохраняющих и создающих но­вые эффективные рабочие места в перспективных сферах дея­тельности и производства. Сюда относится сфера услуг (особен­но туризм), жилищное строительство, страхование, сельское хо­зяйство, легкая и пищевая промышленность, машиностроение. Целесообразно шире использовать такие рычаги, как налоговые и кредитные льготы, государственные заказы, ускоренная амор­тизация активной части основных производственных фондов.

Одним из главных направлений поддержки занятости и расши­рения числа рабочих мест в условиях структурных преобразова­ний является конверсия военно-промышленного комплекса. Конверсионная программа должна стать одним из мощных "по­люсов роста", технико-технологического перевооружения отече­ственной экономики на основе развития гражданского машино­строения, современных средств связи, компьютерной техники.

Апробированным в мировой практике и эффективным нап­равлением активной политики занятости является организация


430                    Государственное регулирование рыночной экономики

общественных работ. Их целесообразно использовать для фор­мирования современного муниципального хозяйства, его соци­альной, транспортной, дорожной и экологической инфраст­руктуры. Это позволит создать на местах условия для развития предпринимательской деятельности. Организовывать и финан­сировать общественные работы необходимо на программно-целевой основе путем паритетного участия в ее разработке и финансовом обеспечении региональных, местных органов власти и государственной службы занятости.

Более пристального внимания требует такое направление ре­гулирования социально-трудовых отношений как оптимизация пропорций распределения трудовых ресурсов между экономи­чески активным и неактивным населением, между различными видами деятельности в народном и домашнем хозяйстве. Осо­бое значение имеет пропорция между численностью населе­ния, занятого в экономике, на военной службе, на учебе, а так­же находящегося на пенсии, и числом безработных. Приближе­ние уровня минимальных доходов неработающих граждан (пенсий, стипендий, пособий) к величине прожиточного мини­мума является важным условием снижения напряженности на рынке труда и обеспечения социальной стабильности в общест­ве, баланса интересов различных слоев населения. Однако дос­тижение такого баланса зависит от возможностей государства. Необходим также высокий уровень производительности труда в экономике. В России не созданы подходящие условия для этого, и работа в этом направлении является самой настоятель­ной необходимостью.

Определяющим направлением в политике занятости является подготовка и переподготовка кадров в соответствии с требовани­ями времени. А для этого необходима модернизация всего обра­зования, в том числе профессиональной подготовки и перепод­готовки безработных, повышения их конкурентоспособности на рынке труда. Для обеспечения потребностей в подготовке и пе­реподготовке кадров необходимо ускоренное развитие террито­риальных образовательных комплексов в субъектах Российской Федерации. В этом процессе должны участвовать предприятия, вузы, средние профессиональные учебные заведения, институты повышения квалификации, в том числе негосударственные службы занятости на договорной основе. Зарубежный опыт по-


Глава XX. Кадровый ресурс экономики и занятость населения      431

казывает, что только кооперация профессиональных учебных за­ведений и предприятий реального сектора, развитие системы непрерывного образования позволяет успешно реализовать зада­чи подготовки современных кадров для рыночной экономики.

Особое место в борьбе с безработицей должны занять целевые программы: региональные, отраслевые и специальные для наи­более уязвимых категорий граждан (инвалидов, женщин, име­ющих детей, молодежи, длительно безработных и др.). Ведущее место среди них должно принадлежать программам професси­ональной подготовки и переподготовки.

Региональные программы необходимы прежде всего для тех территорий, где уровень безработицы превышает предельно до­пустимые нормы. Там целесообразно создавать приоритетные условия для привлечения отечественного и иностранного капи­тала, размещения государственных заказов и инвестиционных проектов, стимулирования самозанятости населения, а также его территориальной мобильности.

Отраслевые программы поддержки занятости необходимы в стагнирующих депрессивных отраслях (ВПК, легкая про­мышленность, угледобыча, машиностроение и др.). Эти сферы нуждаются в структурной перестройке, техническом перево­оружении, ресурсной поддержке, массовой переподготовке и повышении квалификации кадров, стимулировании экспорта и импортозамещающих производств. В отраслях с высоким по­тенциалом скрытой безработицы для профилактики ее перехо­да в открытую форму необходимо иметь программу опережаю­щей переподготовки для лиц, находящихся в вынужденных ад­министративных отпусках и под угрозой увольнения.

Таким образом, разрозненные меры государства в области за­нятости и рынка труда целесообразно объединить в рамках еди­ного раздела социально-экономической политики, придать ему приоритетное направление в деятельности Правительства Рос­сии и администраций субъектов Российской Федерации.

Вопросы и задания

1. Кадры представляют собой... {продолжите фразу).

2. Что является исходной и определяющей фазой воспроиз­водства рабочей силы (а следовательно и кадров)?


432                   Государственное регулирование рыночной экономики

3. Дайте определение экономической категории "рынок труда".

4. Какой товар реализуется на рынке труда (выберите пра­вильный ответ): а) труд, трудовая услуга; б) рабочая сила; в) ра­ботник; г) рабочие места.

5. Политика занятости в широком смысле охватывает систе­му... (продолжите фразу).

6. Назовите принципы занятости.

7. Что является экономической функцией занятости?

8. Под экономически целесообразным рабочим местом пони­мается... (продолжите фразу).

9. Назовите систему показателей характеризующих экономи­ческую эффективность занятости?

10. В чем суть социальной функции занятости?

11.Перечислите и дайте краткие характеристики основным направлениям регулирования занятости и рынка труда в Рос­сийской Федерации.

© Буланов В.С., 2002 ©ПлаксяВ.И.,2002


XXI

Глава

Налоги

в системе

государственного

регулирования

1. Налоги и налоговая политика

В общей системе государствен­ного регулирования рыночной экономики особое место при­надлежит налогам. Налоги — сложная социально-экономичес­кая категория, отражающая динамику определенной сферы экономических отношений государства, а также структур мест­ного самоуправления1 с конкретными производителями това­ров и услуг — юридическими лицами, а также физическими ли­цами, получающими доходы и владеющими имуществом. Под налогом принято понимать обязательный безвозмездный пла­теж, взимаемый с организаций и физических лиц в целях фи­нансового обеспечения деятельности государства и муници­пальных образований и наиболее полного выполнения ими своих функций2.

Налогообложение как комплексная система взимания налогов возникло и развивалось одновременно с государством. По мере развития общества на государство возлагаются все новые функ-

' В соответствии с Конституцией Российской Федерации муниципальные образования не являются государственными. — Прим. авт.

2 См.: Налоговый кодекс Российской Федерации. М., 2001. Ст.8.


434                   Государственное регулирование рыночной экономики

ции. В условиях преобладания частной собственности и пере­хода крыночным отношениям налоги выступают основным ис­точником финансового обеспечения деятельности государства.

Будучи финансовой категорией, характеризующей финансо­вые отношения (денежные потоки), налоги обеспечивают об­разование централизованных (общегосударственных) фондов финансовых ресурсов. Таковы бюджет, пенсионный фонд, фонд социального страхования и др. Следует отметить нрав­ственно-этические аспекты налогообложения, что предполага­ет возможно более полный учет особенностей отдельных соци­альных групп налогоплательщиков (предпринимателей разного уровня и сфер деятельности, пенсионеров, лиц с низким уров­нем доходов др.).

Социально-экономическое содержание налогов раскрывает­ся в их функциях. Обычно выделяют четыре основных функции налогов: фискальную, перераспределительную, контрольную и регулирующую (стимулирующую). Полнота осуществления го­сударством своих функций зависит от величины главного фи­нансового фонда страны — консолидированного бюджета Рос­сийской Федерации, равномерности и полноты его формиро­вания за счет налогов. Фискальная функция налогов проявляет­ся в изъятии части доходов налогоплательщиков, в уровне это­го изъятия и в его организации, а также в использовании раз­личных принудительных мер с целью своевременного и полно­го формирования бюджета и других общегосударственных и муниципальных фондов финансовых ресурсов.

Реализация фискальной функции налогов сопровождается осуществлением других функций, прежде всего — перераспреде­ лительной. Поступившие в централизованные финансовые фонды налоги перераспределяются и в виде финансирования из бюджета направляются на те или иные цели — просвещение и науку, оборону, здравоохранение, содержание органов управ­ления и т. д. В процессе взимания налогов осуществляется и контрольная их функция. Государство заинтересовано в полном и своевременном получении налоговых сумм. Поэтому оно ор­ганизует систему контроля за поступлением налогов через орга­ны Министерства по налогам и сборам, налоговую полицию, финансовые департаменты администраций и т. д. Собирае­мость налогов в последние годы в России достигает 70—80%


Глава XXI, Налоги в системе государственного регулирования     435

к суммам, которые возможны к поступлению, что является по­ложительным показателем функционирования налоговой сис­темы.

Особая роль в налогообложении отводится регулирующей (стимулирующей) функции. Именно она придает налоговым отношениям качественное содержание, позволяющее им выс­тупать в виде комплексного экономического рычага, который активно используется государством в целях регулирования мак­ро- и микроэкономических пропорций развития экономики, стимулирования предпринимательской деятельности, насыще­ния рынка товарами и экономического роста. Реализоваться эта функция должна через изменение налогового законодатель­ства, которое призвано создавать субъектам рыночной эконо­мики (прежде всего предприятиям) благоприятные условия для развития производства путем использования новейших техно­логий и активизации инвестиционной стратегии.

Кроме указанных функций налогов, следует выделить также воспроизводственную функцию. Она вытекает из рассмотрен­ных выше. Процесс воспроизводства на основе реализации ин­новационно-инвестиционной стратегии развития имеет в нас­тоящее время для России особое значение. Налогообложение должно стимулировать инвестиции в новейшие технологии и наукоемкие производства с целью повышения конкурентоспо­собности отечественных товаров, как на внутреннем, так и на внешнем рынках, а также увеличения объема производства тех из них, которые пользуются повышенным спросом.

И, наконец, социальная функция налогов. Она реализуется путем воздействия на формирование совокупного интеллекта и нравственности человека. А это проявляется прежде всего через обеспечение качества жизни — ее продолжительности, достой­ных условий существования (медицина, жилищные условия, образование и др.). С помощью налогов осуществляется регу­лирование этого процесса.

Функции налогов активно используются государством для разработки и реализации налоговой политики. Налоговая поли­тика представляет собой систему мер государства по целенап­равленному использованию налогового механизма в интересах развития производства, роста доходов предприятий и физичес­ких лиц, а также обеспечения на этой основе формирования


436                   Государственное регулирование рыночной экономики

централизованных фондов финансовых ресурсов (консолиди­рованного бюджета и других).

В условиях трансформируемой экономики налоговая поли­тика государства нужна прежде всего, чтобы активизировать переход к рыночным принципам хозяйствования и устойчиво­му экономическому росту, развивать эффективные формы хо­зяйствования на основе такой структуры собственности, кото­рая адекватна динамике рыночной экономики. Она призвана обеспечивать рост рентабельности и снижение затрат, накопле­ние финансовых ресурсов для инвестиций в целях реализации необходимых структурных изменений в экономике. Налоговая политика должна создавать благоприятные условия для прив­лечения иностранных инвестиций. Наконец, ей надлежит га­рантировать социальную устойчивость и решение наиболее важных социальных задач, формировать достаточные центра­лизованные фонды финансовых ресурсов (государственного бюджета и других) для реализации общегосударственных соци­ально-экономических программ развития.

Налоговая политика выступает одной из важнейших состав­ных частей общей экономической политики государства. Она во многом определяет ее успех, поскольку система налогообло­жения является важнейшим комплексным рычагом государ­ственного регулирования рыночной экономики. Именно вы­полнением этой комплексной функции характеризуются сис­темы налогообложения в странах с развитой рыночной эконо­микой (США, Германия, Англия и др.). При этом реализуется принцип адекватности построения налоговых систем. Он сос­тоит в том, что формы и методы налогообложения должны быть динамичны и соответствовать конкретным условиям формиро­вания рыночной экономики. Налоговая политика государства во многом определяет формирование эффективного рыночно­го механизма. Именно эту цель надлежит реализовывать в ходе налоговой реформы в России.

Через налоговую политику государство реализует основные макро- и микроэкономические пропорции развития. Опыт США, Японии, ФРГ и других развитых стран свидетельствует, что налоговая система — наиболее активный рычаг государ­ственного регулирования социально-экономического разви­тия, инвестиционной и инновационной стратегии, внешнеэко-


Глава XXI. Налоги в системе государственного регулирования      437

номической деятельности, структурных изменений в производ­стве, ускоренного развития приоритетных отраслей.

С самого начала построения новой налоговой системы (1992 г.) был взят преимущественно фискальный ориентир. В результате налоговая система стала выполнять конфискаци-онные функции. Известно, что у предприятий изымается сей­час через различные налоги более °/\о прибыли. Обследование промышленных предприятий показало, что они направляют на инвестиции всего лишь 5—10% прибыли, тогда как до перехода на новую налоговую систему эта доля составляла не менее 20%. И это происходит в условиях, когда износ оборудования на предприятиях ведущих отраслей материального производства составляет 65% и более.

В результате неэффективной налоговой политики, уже в бли­жайшее время потребуются огромные дополнительные инвес­тиции в производство. Но эту задачу современная российская бюджетно-налоговая система решить не в состоянии. Она ли­шена стимулирующего начала, которое в современных услови­ях имеет исключительно важное значение для развития эконо­мики России.

Стимулирование приоритетных направлений развития через налоговый механизм, создание условий налогового протекцио­низма характерно для экономик переходного периода. Через это прошли такие страны, как Япония, Тайвань, Республика Корея и другие страны. Эта политика активно применяется в Китае. И только в России налоговая система все еще не име­ет достаточной связи с реальными целями функционирования экономики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.89 (0.063 с.)