Банковское кредитование реального сектора 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Банковское кредитование реального сектора



Экономики

В промышленно развитых стра­нах общий объем кредитов реальному сектору экономики сопо­ставим с размером валового внутреннего продукта. В россий­ских же условиях доля всех банковских активов в течение трех


374                   Государственное регулирование рыночной экономики

последних лет не превышает трети ВВП1. Что же касается креди­тов, то их доля в общем объеме инвестиций в основной капитал составляет менее 5%. Это конечно же свидетельствует о слабос­ти российской банковской системы, не располагающей доста­точным капиталом для масштабного кредитования предприя­тий и имеющей структуру пассивов, не способствующую долго­срочным инвестициям. Но это указывает и на неготовность предприятий получать инвестиции. Она выражается, прежде всего, в отсутствии эффективного собственника и необходимой квалификации для разработки обоснованных инвестиционных предложений, представляемых в кредитные комитеты банков.

В сложившихся условиях перспективы увеличения объемов долгосрочного банковского кредитования предприятий реально­го сектора экономики или предоставления гарантий возврата привлекаемых инвестиций неразрывно связаны с интеграцией банковского, промышленного и торгового капиталов. Отметим, что процесс такой интеграции обусловлен объективными потреб­ностями создания (а в ряде случаев — восстановления) замкну­тых диверсифицированных циклов. Такие циклы должны вклю­чать все основные стадии производства пользующейся платеже­способным спросом продукции и ее доведения до потребителя. Именно формирование подобных циклов лежит в основе процес­са формирования финансово-промышленных групп (ФПГ)2.

В условиях неудовлетворительного финансового состояния предприятий, работающих в сфере материального производст­ва, роль жизнеспособных банков (как правило — из первой сот­ни ведущих банков России) в повышении эффективности та­кой интеграции значительно увеличивается. Она далеко не ис­черпывается финансовой подпиткой цикла "ресурсное обеспе­чение — производство — сбыт — послепродажное сервисное обслуживание". Предполагается, что банки в состоянии ока­зать содействие предприятиям, входящим в ФПГ, в улучшении

1 См.: Специальное обозрение. Российские банки // Эксперт. 2000. № 46.

2 Финансово-промышленная группа — совокупность юридических лиц,
действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частич­
но объединивших свои материальные и нематериальные активы на основе до­
говора в целях технологической или экономической интеграции для реализа­
ции инвестиционных и иных проектов и про-грамм. — Прим. авт.


Глава XVIII. Стимулирование инвестиционной активности субъектов хозяйствования 375

менеджмента (в первую очередь — финансового), выработке маркетинговой стратегии, в бизнес-планировании.

Следует отметить два основных направления формирования финансово-промышленных групп. Первое из них предполагает официальную регистрацию ФПГ на условиях, предусмотренных законодательством. Второй путь — организационное и экономи­ческое сращивание банковского, промышленного и торгового ка­питала без внесения создаваемых таким образом ФП Г в государст­венный реестр. Типичный пример первого направления — ФПГ "Интеррос", ключевыми элементами которой являются Росбанк и РАО "Норильский никель", второго — ОАО "Газпром".

Для официально зарегистрированных финансово-промыш­ленных групп законом предусмотрен набор инвестиционных льгот. Их участников признают консолидированной группой налогоплательщиков. Задолженности участника ФПГ, акции которого реализуются на инвестиционных конкурсах, включа­ются в объем инвестиций, предусмотренных условиями конкур­са, для той же ФПГ — покупателя. Участники группы получают возможность самостоятельного определять сроки амортизации оборудования, получать инвестиционные кредиты и иметь госу­дарственные гарантии по инвестициям ФПГ Центральному банку Российской Федерации дано право снижать нормы обяза­тельного резервирования для банков, входящих в ФПГ, с целью стимулирования их инвестиционной деятельности.

Отметим, что при высокой концентрации производства и кон­солидации налогоплательщиков внутри крупнейших ФПГ велика вероятность усиления неравномерности налоговых поступлений. Могут, следовательно, возникать текущие кассовые разрывы, при­водящие к росту потребности в бюджетных заимствованиях и воз­можному увеличению процентных ставок. Поэтому, при переходе на консолидированную бухгалтерскую отчетность соответствую­щий налоговый кредит целесообразно предоставлять участникам ФПГ только под ожидаемый прирост налоговых выплат.

Существуют и иные механизмы стимулирования интеграции банковского, промышленного и торгового капитала. К их чис­лу относится умеренный протекционизм, создающий отечест­венным финансово-промышленным группам временной задел для приведения своего производственного аппарата в конку­рентоспособное (по отношению к транснациональным корпо-


376


Государственное регулирование рыночной экономики


рациям) состояние. Довольно эффективен метод передачи в трастовое управление акций предприятий, способствующих формированию в ФПГ замкнутых цепочек "ресурсное обеспе­чение — производство — сбыт", с правом их последующего вы­купа в зависимости от достигнутой эффективности функцио­нирования таких предприятий. Может также применяться ме­ханизм стимулирования синдицированного кредитования1 рос­сийскими банками крупных проектов. Возможным направле­нием совершенствования законодательства является предо­ставление ФПГ реальных прав гарантийного залогового обес­печения привлекаемых инвестиций в обновление производства входящих в них предприятий консолидированными активами. Следует отметить, что лишь мощные отечественные ФПГ, име­ющие в своем составе крупные и хорошо капитализированные банки, могут выступить либо в качестве самостоятельных внутрен­них инвесторов, либо в качестве равноправных партнеров трансна­циональных корпораций при разработке различных сырьевых ме­сторождений на условиях соглашений о разделе продукции (СРП)2. Экономическое содержание СРП рассмотрим на примере финансовой схемы освоения Приобского нефтяного месторожде­ния (см. схему 73). Из нее видно, что основные идеи СРП, нашед­шие свое отражение в действующем законодательстве, состоят

1 Синдицированные банковское кредитование — объединение капиталов несколь­
ких банков для кредитования крупных инвестиционных проектов, позволяющее
преодолеть недостаточность собственного капитала и снизить инвестиционные
риски банка, вошедшего в синдикат. — Прим. авт.

2 Соглашение о разделе продукции — договор, в соответствии с которым Российс­
кая Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности на воз­
мездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, развед­
ку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ве­
дение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение ука­
занных работ за свой счет и на свой риск. Особенности СРП: а) нормативное регу­
лирование распределения всех видов экономического эффекта от природопользо­
вания между инвесторами и го-сударством на основе закрепления за каждой из за­
интересованных сторон доли добы-ваемого сырья; б) обязательное закрепление за
российскими предприятиями определенной соглашением доли в производстве тех­
нологического оборудования для добычи полезных ископаемых. — Прим. авт.

3 Составлено поданным: Конопляник А. Раздел продукции выгоден всем: инвес­
торам, правительству и регионам — как "сырьевым", так и "машиностроительным"
// Финансо-вые известия. 1995. №51.


Глава XVIII. Стимулирование инвестиционной активности субъектов хозяйствования 377

Выручка в пункте доставки — 170


1  
Распределяемая продукция -148
" "

Платежи за

право пользования недрами — 22


 


Компенсационная продукция — 114


Прибыльная продукция — 34


 


                         
         



Доходы российских подрядчиков и субподряд-чиков(произ-водителей то­варов и услуг) 60-80


Доходы российских подрядчиков и субподряд-чиков(произ-водителей то­варов и услуг) 34-54


Доля

инвестора

по разделу

продукции -

30


Доля

государства

по разделу

продукции —

4


 


Чистая прибыль инвесторов — 20


Налог на прибыль— 10


 


Чистая

прибыль

'Амоко"—

10


Чистая

прибыль

"Юкоса"-

10


 


Доходы иностранной стороны — 44-64


Чистая прибыль Российского государства и российского инвестора — 46


Общий суммарный доход российской стороны — 106 - 126

Схема 7. Финансовая структура проекта освоения



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.108.236 (0.019 с.)