Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы реализации структурной политики
Важнейшей составной частью структурной политики является механизм ее выработки и реализации, формы и методы деятельности государственных органов в области структурных преобразований народного хозяйства. В условиях смешанной экономики России они должны сочетаться с регулирующими возможностями рынка. Современная схема реформирования структуры в отдельных сферах экономики привлекает пристальное внимание ученых. Вот одно из решений. Финансово благополучные крупные и средние предприятия и самоокупающиеся малые фирмы, корпорации, банки и теневая экономика должны трансформироваться в режиме рыночного саморегулирования. Низкорентабельные и убыточные предприятия и компании с большими суммами задолженности и неплатежей необходимо держать в режиме трудного приспособления к рыночным регуляторам. Оборонные отрасли, наука, сельское хозяйство, социальная сфера осуществляют структурные изменения с помощью государственной поддержки1. Такое видение механизма отражает реальность, но существенно упрощает государственное регулирование структурных преобразований, сужает сферу его воздействия. Сегодня структура и пропорции народного хозяйства, отдельных его экономик складываются не в результате плановых решений государственных органов, не в режиме автоматически действующего 1 См.: Плышевский Б. Структура производства // Экономист. 1997. № 12. С. 33. 228 Государственное регулирование рыночной экономики механизма рыночной самоорганизации, а преимущественно как итог стихийного приспособления субъектов хозяйственной деятельности к условиям кризиса несбалансированной экономики, неразвитого рынка и существенных ограничений конкуренции. Эти процессы протекают в обстоятельствах ярко выраженного в ряде сфер и секторов хозяйства монополизма с криминальным оттенком, а также взаимодействия несовершенного рыночного механизма с ослабленным, бессистемным и неот-лаженным государственным регулированием. Государственное воздействие на структурные преобразования в условиях смешанной экономики должно учитывать требования рынка. Но полностью ориентироваться на рыночную самоорганизацию при проведении структурной перестройки нельзя. Все рыночные процессы и явления, вызывающие структурные изменения в экономике, влияют на разные аспекты структуры народного хозяйства как в положительном, так и в отрицательном (с точки зрения интересов общества) направлениях. Поэтому вполне естественно, что совокупность методов государственной структурной политики не может пассивно сосуществовать с факторами рыночной самонастройки пропорций и структурных связей. Она призвана своим влиянием усиливать позитивные и приглушать негативные действия рыночных рычагов структурной трансформации на основе критерия динамичной оптимальности структуры.
В экономике федерального государства сталкиваются не просто интересы производителей, потребителей и собственников. Конфликтуют прежде всего интересы различных уровней власти, ориентирующихся на наиболее общие потребности того или иного сообщества, исходя из своих функций и задач. Ведь в результате процесса федерализации* общественно-экономических отношений основными субъектами выступают властные государственные органы различного уровня — федерального и регионального. Экономика же федерального государства по сво- 1 Под федерализацией здесь понимается процесс разграничения политических, социальных, экономических и прочих прав, обязанностей, ответственности между различными различными уровнями государственной власти в целях создания человеку оптимальной совокупности условий для полноценной жизнедеятельности. — Прим. авт. Глава XI. Государственная структурная политика 229 ей структуре и взаимозависимостям — более сложная конструкция, чем это представляют некоторые исследователи, низводя ее до расплывчатого экономического рыночного пространства со свободным движением товаров, капиталов, рабочей силы, информации и пр. Учитывая объем и удельный вес социально-экономической ответственности субъекта Федерации перед людьми, можно считать, что основой конструкции экономической базы федерализма является народнохозяйственный комплекс субъекта Федерации. Он создает данному уровню государственной власти многие предпосылки для выполнения системы разнообразных функций. В числе этих предпосылок — внутренние ресурсные факторы саморазвития и условия их воспроизводства. Следовательно можно считать, что государственная структурная политика вырабатывается и на региональном уровне. Но это значит, что федеральная структурная политика должна иметь в своем арсенале методы направленные на формирование региональных социально-экономических комплексов.
Вся совокупность форм и методов реализации государственной структурной политики по критерию преимущественной направленности воздействия на тот или иной объект условно может быть подразделена на четыре блока. Первый, макроэкономический, блок включает совокупность методов, воздействующих на основные макроэкономические пропорции и структурные связи, а также формирующие структурные взаимодействия национальной экономической системы с суперсистемой мирового хозяйства. Методы макроэкономического блока призваны гарантировать успешную деятельность государственных органов по ряду направлений структурной политики. Прежде всего это оптимизация отраслевой структуры экономики, обеспечение прогрессивных структурных сдвигов в ней. Для этого необходимы опережающий рост наукоемких производств, приоритетное своевременное научно-технологическое обновление машиностроения, развитие различных инфраструктур, полноценное качественное обеспечение экономики энергоресурсами, а, следовательно, пропорциональное развитие топливно-энергетического комплекса по сравнению со всей экономикой и т.п. Важно далее добиваться оптимизации соотношения таких эко- 230 Государственное регулирование рыночной экономики номических пропорций, как накопление и потребление, производство товаров и услуг, предпроизводственной и производственной стадий, рациональное сочетание всех восьми секторов экономики, реального и финансового секторов экономики и др. Большое значение имеют также приоритетное развитие образовательной и научно-технической сфер, стимулирование спроса на продукцию приоритетных отраслей, сфер деятельности, содействие росту экспорта и прежде всего высокотехнологичного и т.д. Первый блок методов реализации государственной структурной политики в определенной степени нацелен на решение проблемы макроэкономической трансформации, ориентированной на обеспечение экономической, технологической, продовольственной, экологической, энергетической безопасности национальной экономики. В числе методов макроэкономического блока — прогнозирование, программирование, нормативно-правовые, протекционистские меры, дифференцированное налогообложение, выработка и реализация системы приоритетов, государственные инвестиции, прямые субсидии и др. методы инвестиционной политики. Немаловажны дифференцированные таможенные тарифы, концентрация и координация экспорта, ограничения импорта, государственные гарантии и инвестиционное страхование, государственные субвенции, целевые кредиты и др. Во в т о р о м, региональном, блоке сосредоточены методы, позволяющие государственным органам Федерального центра перестраивать экономическую структуру народного хозяйства с учетом развития федеративных отношений в России, т.е. формировать экономическую базу субъектов Федерации, выравнивая их социально-экономический уровень развития.
Если структурная государственная политика не содействует формированию социально-экономических комплексов регионов как базы постепенного, поэтапного выравнивания в них условий для жизнедеятельности человека (с учетом различий природно-климатических, географических и национальных), то ее нельзя считать достаточно эффективной. Среди основных методов регионального блока реализации структурной политики отметим прогнозирование, программирование, становление правовой базы развития федерализма Глава XI. Государственная структурная политика 231 в России, налоги, государственные инвестиции, смешанное финансирование научно-технических приоритетов. Огромное значение имеют методы поддержания уровня занятости, повышения мобильности рабочей силы и капиталов, а также меры по структурированию собственности, созданию свободных экономических зон. В третий блок входит группа методов, связанных с повы шением экономической устойчивости, особой активности во всех процессах основных субъектов рынка, т.е. предприятий, корпораций, научных учреждений, прочих первичных хозяйственных систем. Эти методы призваны реализовать такие важные направления структурной политики, как реструктурирование первичного производственного и научного звена, формирование устойчивого корпоративного каркаса экономики, интеграция науки, производства и рынка, оптимизация соотношения крупных и малых форм в производстве и рыночном распределении, выведение из хозяйственного оборота неэффективных производств, приоритетное развитие высокотехнологичных, формирующих собственные сегменты в мировом рынке производств. Третий блок механизма государственного регулирования структурных преобразований народного хозяйства России стал с 1997 г. основным, наиболее важным. Он призван обеспечить определяющие ориентиры властных государственных органов по селективной поддержке базисных элементов экономической конструкции народного хозяйства. Именно поддержка этих своеобразных "точек роста" и вывод из хозяйственного оборота неэффективных предприятий и производств составляют смысл структурной перестройки, задуманной Правительством Российской Федерации в середине 90-х гг.
Найти в современной российской кризисной экономической действительности достаточное число таких готовых "точек роста", способных стать ядром народного хозяйства, темпы роста которого превзойдут размеры спада неэффективных производств и таким образом обеспечат экономический рост1, невозможно. Поэтому необходимо целенаправленное "выращива- 1 См.: Концепция среднесрочной программы на 1997-2000 годы. "Структурная перестройка и экономический рост". М., 1997. С. 11. 232 Государственное регулирование рыночной экономики ние" государством такой структуры первичного производственного звена со строго определенным отраслевым набором, который был бы способен решать вышеозначенные задачи, а также быть конкурентоспособным на мировых рынках. В этой связи полезен опыт ряда стран, в том числе Франции, целенаправленно осуществивших формирование корпоративного каркаса экономик путем структурной политики, направленной на создание нескольких крупных компаний в каждой отрасли ("национальные чемпионы")2- Оптимизируя подобный каркас в сочетании с развитием малых и средних предпринимательских структур, возможно создать гибкий национальный экономический организм, способный к эффективному функционированию в системе мирохозяйственных связей. Критерием оптимизации производственной сферы служит формирование из малых форм эффективных хозяйственных зон вокруг каждой крупной компании, обеспечивает устойчивость тех и других. В каждой отрасли мировая практика уже выработала примерные соотношения этих форм в условиях рынка. В состав основных методов третьего блока входят программирование, индикативное планирование, налогообложение, прямые субсидии, государственные субвенции, меры по осуществлению банкротства, меры антимонопольной деятельности, государственные инвестиции, государственные гарантии, использование свободных экономических зон, национализация, регрессивные импортные пошлины, скупка иностранных предприятий, защита инвестиций, целевые международные кредиты, развитие международной хозяйственной кооперации, разнообразные нормативы, ускоренная аммортизация, временный протекционизм, льготное кредитование, международный лизинг, регулирование цен, осуществление контрольных функций, работа с ценными бумагами и прежде всего с акциями, госзаказ, все меры поддержки малого предпринимательства, меры по формированию и развитию конкурентоспособного финансового сектора, административно-правовые методы. Четвертый, институциональный, блок методов реализации государственной структурной политики призван решить три задачи. Он должен создать общие наиболее благоприятные 1 См.: Российский экономический журнал. 1996. № 2. С. 12. Глава XI. Государственная структурная политика 233 условия для структурных преобразований, включая формирование наиболее привлекательного инвестиционного климата дифференцированно по отраслям, регионам, экономическим зонам. Ему надлежит далее внедрить предпосылки для развития позитивных рыночных регуляторов структурных трансформаций с одновременным гашением негативных воздействий рынка на пропорциональные и структурные связи. Наконец, предстоит обеспечить социальную ориентацию всех структурных преобразований в национальной экономике, контроль общества за социальными последствиями структурной трансформации.
Совокупность институциональных методов самым тесным образом связана методами третьего блока, дополняет и обогащает их. В число институциональных методов можно включить нормативно-правовые, методы регулирования инвестиционных потоков и формирования инвестиционных ресурсов, совокупность рамочных условий для активизации действия рыночных рычагов самоорганизации (конкуренция, цены, спрос), антимонопольные меры, методы социального контроля общества над хозяйственной и финансовой деятельностью, дифференцированные методы стимулирования отдельных видов труда (научного, наемного, предпринимательского, управленческого и т.д.), меры по поддержанию уровня занятости, методы сближения условий конкуренции в регионах, отраслях, государственные гарантии, информационное обеспечение, подготовка управленческих кадров, набор методов развития инновационного предпринимательства, прогнозирование, методы стимулирования инновационной и инвестиционной деятельности, учет групповых интересов, установление социальных стандартов, долгосрочное программирование развития, конверсия и др. Итак, государственная структурная политика, будучи частью общей социально-экономической политики, играет особую роль в системе государственного регулирования экономики. Структурные преобразования являются частью промышленной, инвестиционной, научно-технической, инновационной, финансовой, денежно-кредитной политики и др. Поэтому ее выработка и реализация не могут быть лишь заботой какого-то одного государственного образования. Однако координирующий орган в системе исполнительной власти необходим. 234 Государственное регулирование рыночной экономики Структурную политику характеризует видение, понимание и знание властными органами государства структурной конструкции национальной экономики, ее элементов, блоков, их пропорциональных зависимостей и структурных связей, а также закономерностей их взаимодействия и использование этих знаний в практической деятельности регулирования экономики для наиболее эффективного достижения основных тактических и стратегических целей социально-экономического развития общества. С этой точки зрения структурная политика выступает как механизм использования структурных факторов в экономическом реформировании народного хозяйства. В современных условиях России одновременно с выравниванием структурной деформации, проведением структурной перестройки в соответствии с требованиями внутреннего и внешних рынков должны постепенно создаваться объективные (ресурсные) и субъективные предпосылки для оживления экономической динамики и экономического роста. Сама по себе структурная государственная политика этого сделать не может. Нужны согласованные усилия по различным направлениям: структурному, инновационному, инвестиционному, промышленному, социальному. Но прогрессивные структурные изменения создают базу, основные условия для нарастания положительной экономической динамики. Поэтому не совсем корректно оценивать результативность структурной политики в том или ином периоде только по изменениям социальных индикаторов. На них следует ориентироваться при проведении структурных перестроек. Но необходимо иметь в виду наличие временного лага между структурными изменениями и социальными результатами, на которые оказывают воздействие многие, а не только структурные, факторы. Вопросы и задания 1.Чем предопределяется структурная сложность национальной экономики как системы? 2. Верно ли утверждение, что понятия экономика и хозяйственная система — синонимы? 3. Верно ли мнение, что сильные экономики регионов гарантируют сильную национальную экономику? Глава XI. Государственная структурная политика 235 Выберите правильный ответ: а) да; б) не всегда; в) нет. 4. Справедливо ли утверждение, что пропорция и структур Выберите правильный ответ: а) да; б) нет. 5. Какой вариант определения наиболее полно отражает со а) структурная политика — это обоснование и выбор приори б) структурная политика — это комплекс мероприятий пра 6. Должна ли государственная структурная политика закрепляться законодательными актами или достаточно совокупности практических действий для обеспечения структурных преобразований? 7. Можно ли результативность государственной структурной политики измерять с помощью социальных индексаторов? 8. Правомерны ли утверждения: а) механизм реализации структурной политики и механизм б) методы государственной структурной политики дополня 9. Назовите основные блоки методов государственного регу ©ФоломьевА.Н.,2002 Глава Управление устойчивым развитием экономики* Государственное влияние на жизнь общества обусловливается способностью властных структур управления в конкретных макроэкономических обстоятельствах обеспечить достижение таких базовых целей, как высокий уровень жизни населения, гармоничные социальные отношения, устойчивая динамика развития экономики. Объективными предпосылками решения формулируемых на основе этих целей хозяйственных задач служат темпы эффективного экономического роста, опирающиеся на деловую активность и инициативу, на национальные интересы и экономическую политику обеспечения благополучия и общественного согласия. В рыночных отношениях они приобретают форму механизма государственного регулирования с использованием правовых и экономических методов. 1.В чем смысл устойчивого развития В современном представлении хозяйственная деятельность экономически связывает звенья технологических процессов жизни общества в ходе разрешения * В подготовке главы XII принимала участие И.Ю.Степаненко. Глава XII. Управление устойчивым развитием экономики 237 возникающих противоречий между возрастающими потребностями и объективными реальными возможностями их удовлетворения. Соответственно возникает необходимость в знаниях и практических приемах осуществления поставленных хозяйственных целей через складывающиеся формы экономических отношений как динамичной системы взаимосвязей и мотивов поведения с порождаемыми ею стимулами активизации действий в приобретении тех или иных преимуществ. Они способствуют развитию взглядов и представлений о механизме удовлетворения потребностей и определяемых ими мотивов поступков и поведения, что можно обобщить понятием "интересы". Совокупность последних определяет круг жизненно важных обстоятельств и ситуаций, фокусирующих усилия органов управления хозяйственной деятельностью на формирование и реализацию положений экономической политики. Условием реализации актуальных задач экономики является переход на модель устойчивого развития хозяйственной системы при прагматичном уровне государственного регулирования экономических процессов. При этом должно быть гарантировано и обеспечено сбалансированное решение социально-экономических задач в интересах удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений. Концептуально экономическая устойчивость — это состояние автономной хозяйственной системы, которое обеспечивает ее способность к целенаправленному функционированию (стабильно развивающейся деятельности) в обозримом временном периоде. Появление понятия устойчивости в публикациях второй половины 80-х гг., связанных с документами ООН по проблемам окружающей среды и развитию, явилось логичным уточнением взглядов на проблемы долговременного прогресса, сопровождаемого оценками источников поддержания цивилизованного уровня жизнедеятельности и приумножения капитала. При этом подразумевается развитие хозяйственной системы, связанное с регулированием состояния экономической, социальной и экологической сфер. Такое регулирование призвано предупредить переход экономики в состояние необратимой деградации. Словосочетание "устойчивое развитие" — "8и81атаЫе с!еуе1-ортепс" имеет в переводе на русский язык несколько смысло- 238 Государственное регулирование рыночной экономики вых значений: "устойчивое, обеспеченное, поддерживаемое развитие". Это позволяет расширенно трактовать постановку практических задач, акцентируя внимание на стабильном состоянии движения. Тем самым определяется его восприятие как опорного, универсального в понятии прогресса, как новая парадигма модели развития цивилизации. В концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, утвержденной Указом Президента РФ от 4 февраля 1994 г. № 236 "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития", подчеркнуто, что переход предполагает формирование эффективной экономики, которая использует минимум ресурсов для получения единицы результата. Влияние фактора экологизации на устойчивое развитие хозяйственной деятельности проявляется в "обычном бизнесе", но при условии, что этот бизнес экологически ориентирован и тем самым обеспечивает стабильность хозяйственных ситуаций технологически, а среду обитания — по качественным характеристикам. Структурно экономическая устойчивость синтезирует ряд аспектов общего хозяйственного назначения. Среди них ресурсное обеспечение (сырье, капитал и рабочая сила) и технологические возможности создания необходимой номенклатуры товаров и услуг. Важную роль играют интеллектуальный потенциал как источник новаций и достижений научно-технического прогресса, а также должная стабильность финансовых потоков как фактор цивилизованных экономических отношений. Необходима и достаточная защищенность хозяйственной системы от негативных воздействий внутренних и внешних источников. Процесс развития можно представить как эволюционно-по-следовательное изменение состояния хозяйственной системы с переходом на новые, качественно отличающиеся уровни, иллюстрирующие рост и изменение ее социально-экономических характеристик. Особенностью такого процесса является необратимость, невозможность обратного движения. Устойчивость национальной экономики зависит от согласованности таких стратегически важных характеристик, как совокупность экономических интересов хозяйствующих субъектов, динамика макроэкономических показателей и направленность их измене- Глава XII. Управление устойчивым развитием экономики 239 ния, состояние институтов управления экономикой, обстановка во внешней среде экономических отношений. Материальной основой устойчивого развития экономики служат природные ресурсы и технологические процессы их использования. При этом приходится считаться с возможностью и вероятностью потери устойчивости хозяйственной системы. Ведь разрушение одной ее структуры и создание другой — непременные атрибуты экономических параметров ее состояния. Их нужно оценивать на доступных для этого этапах ожидаемых или внезапных воздействий внутренних или внешних источников. При анализе обращается внимание на ряд условий. Так, хозяйственная деятельность не может быть оправдана, если получаемые от нее выгоды не превышают вызываемого ею ущерба. Сам причиняемый ущерб желательно снижать до самого, низкого уровня по сравнению с его разумно допустимым размером. В процедурах принятия решений должен быть предусмотрен комплекс экономически оправданных превентивных мер, которые необходимо осуществить при достижении поставленной хозяйственной цели. Логическим завершением формирования концепции и стратегии устойчивого развития экономики будет разработка механизма, органически вписывающегося в хозяйственную структуру рыночных отношений. Осуществимость государственного регулирования обеспечивается создаваемой системой правовых и экономических рычагов через институционально сочетающиеся политические, социальные и экономические условия структуры управления хозяйственной деятельностью. При этом учитываются тактические и стратегические задачи, необходимость и возможность сочетания интересов государства и хозяйствующих субъектов, совмещения всего того ценного из наследия прошлого, что люди ценят и к чему привыкли. Каждая страна обладает весьма изменчивым и нередко субъективно определяемым потенциалом экономической устойчивости. Этот потенциал включает в себя ресурсы и резервы национального хозяйства, уровень эффективности хозяйственной деятельности, проводимую экономическую политику, институциональную организацию управления, способность адекватно реагировать на изменения внешней конъюнктуры и поведение мировых экономических лидеров, сте- 240 Государственное регулирование рыночной экономики пень участия в международных финансовых, политических и общественных организациях. Основополагающим методологическим принципом исследования структурных преобразований экономики с постановкой задачи устойчивого развития следует считать их обусловленность содержанию экономической действительности. Простое логическое рассмотрение экономической действительности позволяет выделить ряд звеньев (или принципов второго порядка), которые могут быть положены в основу методики исследований. Таковы формирование объективных жизненно важных потребностей в пространственно-временном измерении, формулирование основных экономических интересов как базовая обусловленность оценок удовлетворения потребностей, близкое к оптимальному сочетание общего социального благополучия с экономическими интересами хозяйствующих субъектов. В новой парадигме экономических отношений механизм государственного регулирования включает инструментарий правовых и экономических методов. Правовые методы управления опираются на основные законодательные положения государства и условия международных соглашений, формирующих "правила игры" мирового рынка. Правовое поле заполняется требованиями, рекомендациями, обязательствами, трансформирующими процессы достижения хозяйственных целей в стране через принципы открытости национальной экономики и изменение отношений собственности. Передел прав собственности путем приватизации-национализации и купли-продажи приобретает цивилизованные, соответствующие положениям действующего законодательства, формы. Экономические методы управления включают инструментарий возмездности-платности, экономической ответственности, финансовой дисциплины. Они предполагают действенную систему налоговых отношений, регулирование товарообмена и ценообразование. В целях экономической устойчивости хозяйствующих субъектов и обеспечения равновесной справедливости используются различные формы страхования, лицензирование по видам деятельности и аудит как способ периодической проверки независимыми экспертами состояния хозяйственного процесса для определения путей его совершенствования и устранения возможных осложнений. Глава XII. Управление устойчивым развитием экономики 241 Институты государственной власти, находясь в центре механизма политического, экономического и социального влияния на хозяйственную деятельность, призваны обеспечивать оперативно-аналитические задачи при выработке правовых норм и правил принятия решений и практических действий. Наличие такого рода рекомендательных материалов позволит хозяйствующим субъектам любого уровня и сферы деятельности рассматривать состояние и оценивать уровень экономической устойчивости, исходя из установившихся экономических интересов и складывающейся хозяйственной обстановки. 2. Критерии и индикаторы устойчивого развития Детерминированность удовлетворения потребностей рационального и достаточного обеспечения ресурсами хозяйствующих субъектов конкретной сферы деятельности, провозглашение экономической самостоятельности и свободы пользования духовными, общечеловеческими ценностями вынуждают определиться во взглядах на "измеряе-мость" устойчивого развития. На первый план выступает здесь возможность использования методов и средств статистического анализа отчетных показателей хозяйственной деятельности. В выборе соответствующих задачам методов измерения следует исходить из возможности количественного определения такой качественной характеристики, как экономическая устойчивость. Тем самым в хозяйственной деятельности появляются ориентиры и для слабых, и для сильных хозяйствующих субъектов, поскольку динамизм присущ современной экономике в принципе. В научной литературе и популярных публикациях обозначились тенденции оценивать процессы развития на принципах пороговой и беспороговой логики с большей склонностью к первым. Критическая, пороговая величина экономических показателей прежде всего свидетельствует о необходимости оперативного вмешательства органов управления для изменения нежелательных тенденций. Поэтому установление общепризнанных предельных, по возможным последствиям, значений как нормативных способствует взаимопониманию хозяйствующих субъектов и политических сил в оценках уровня динамич- 242 Государственное регулирование рыночной экономики ности экономики. Нормы экономической устойчивости нарушаются в тех случаях, когда меры, принимаемые против угрозы и силового давления (блокада, эмбарго, санкции), чреваты опасностью подрыва стабильности развития экономики. Поскольку хозяйственная деятельность является выражением трудового участия человека, выполняющего главную роль, постольку экономическая устойчивость как результат экономических отношений зависит от человеческого фактора — ответственности и профессионализма. Ответственность приобретает большую значимость в регулировании процесса развития как явления многоаспектного и масштабного. Повышение уровня ответственности в этом случае неизбежно, а значит, неизбежна перестройка нормативной базы, переход к комплексным интегральным показателям и, в конечном счете, к иному представлению о ценностях в ситуациях жизнедеятельности. Экономическая устойчивость характеризуется интегральным свойством хозяйственной системы. Тем не менее, его предпочитают анализировать с помощью частичных либо устаревших признаков и критериев. Для обобщения чаще всего предлагаются методы экспертных оценок и используются формулы предпочтения. К обобщенным характеристикам экономической устойчивости можно отнести: гибкость производства как восприимчивость к модернизации и диверсификации, конкурентоспособность при ориентации на новизну и новации, эффективность коммерческой деятельности в параметрах доходности и финансовая стабильность. Последняя суммирует характеристики общей стоимости имущества, величины активов, коэффициентов ликвидности, объема прибыли и структуры ее распределения, соотношения заемных и собственных средств. Для сопоставления состояния экономики по временным периодам целесообразно использовать шкалы приоритетов прогнозных характеристик. Приемлемы также приобретающие наиболее прагматический смысл соотношения, складывающиеся в коммерческой сфере внутри государства и во внешнеэкономической деятельности. Диапазон пропорций и соотношений элементов и факторов экономической деятельности в процессах создания, обмена и потребления ценностей с воспроизводственных позиций достаточно велик и разнообразен. Ретроспективные обобщенные Глава XII. Управление устойчивым развитием экономики 243 данные позволяют получить оценочные значения пределов изменений изучаемых характеристик, за которыми состояние устойчивости экономики проблематично. Показатели благоприятных значений по шкале приоритетов могут быть проанализированы с целью выявления предпочтительных тенденций в изменениях характеристик. Мониторинг текущих изменений отчетных экономических показателей служит источником дополнительной информации для обоснования предложений при принятии корректирующих решений. Наличие инструментария оценочных процедур предоставляет практические возможности по разработанному алгоритму и программному обеспечению сопоставлять варианты предпо чтительных решений. Особое место в них отводится анализу рисков в прогнозных оценках хозяйственных ситуаций. Своевременное выявление отклонений от устойчивого развития и соответствующая реакция на них становятся залогом успеха в достижении поставленных хозяйственных целей. Возможные или ожидаемые изменения в функционировании хозяйственных систем на перспективу обусловливаются объективными или ситуационными причинами и обстоятельствами технико-технологического, организационного, экономического, социально-политического характера. Каждое из направлений в причинно-следственных зависимостях опирается на определенные методы прогноза. Их применение позволяет дать качественные и количественные оценки будущих результатов.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.237.255 (0.082 с.) |