Методы реализации структурной политики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы реализации структурной политики



Важнейшей составной частью структурной политики является механизм ее выработки и реа­лизации, формы и методы деятельности государственных орга­нов в области структурных преобразований народного хозяйст­ва. В условиях смешанной экономики России они должны со­четаться с регулирующими возможностями рынка.

Современная схема реформирования структуры в отдельных сферах экономики привлекает пристальное внимание ученых. Вот одно из решений. Финансово благополучные крупные и сред­ние предприятия и самоокупающиеся малые фирмы, корпора­ции, банки и теневая экономика должны трансформироваться в режиме рыночного саморегулирования. Низкорентабельные и убыточные предприятия и компании с большими суммами задол­женности и неплатежей необходимо держать в режиме трудного приспособления к рыночным регуляторам. Оборонные отрасли, наука, сельское хозяйство, социальная сфера осуществляют структурные изменения с помощью государственной поддержки1.

Такое видение механизма отражает реальность, но сущест­венно упрощает государственное регулирование структурных преобразований, сужает сферу его воздействия. Сегодня струк­тура и пропорции народного хозяйства, отдельных его эконо­мик складываются не в результате плановых решений государ­ственных органов, не в режиме автоматически действующего

1 См.: Плышевский Б. Структура производства // Экономист. 1997. № 12. С. 33.


228                   Государственное регулирование рыночной экономики

механизма рыночной самоорганизации, а преимущественно как итог стихийного приспособления субъектов хозяйственной деятельности к условиям кризиса несбалансированной эконо­мики, неразвитого рынка и существенных ограничений конку­ренции. Эти процессы протекают в обстоятельствах ярко выра­женного в ряде сфер и секторов хозяйства монополизма с кри­минальным оттенком, а также взаимодействия несовершенно­го рыночного механизма с ослабленным, бессистемным и неот-лаженным государственным регулированием.

Государственное воздействие на структурные преобразова­ния в условиях смешанной экономики должно учитывать тре­бования рынка. Но полностью ориентироваться на рыночную самоорганизацию при проведении структурной перестройки нельзя. Все рыночные процессы и явления, вызывающие структурные изменения в экономике, влияют на разные аспек­ты структуры народного хозяйства как в положительном, так и в отрицательном (с точки зрения интересов общества) направ­лениях. Поэтому вполне естественно, что совокупность мето­дов государственной структурной политики не может пассивно сосуществовать с факторами рыночной самонастройки про­порций и структурных связей. Она призвана своим влиянием усиливать позитивные и приглушать негативные действия ры­ночных рычагов структурной трансформации на основе крите­рия динамичной оптимальности структуры.

В экономике федерального государства сталкиваются не про­сто интересы производителей, потребителей и собственников. Конфликтуют прежде всего интересы различных уровней влас­ти, ориентирующихся на наиболее общие потребности того или иного сообщества, исходя из своих функций и задач. Ведь в ре­зультате процесса федерализации* общественно-экономических отношений основными субъектами выступают властные госу­дарственные органы различного уровня — федерального и ре­гионального. Экономика же федерального государства по сво-

1 Под федерализацией здесь понимается процесс разграничения полити­ческих, социальных, экономических и прочих прав, обязанностей, ответ­ственности между различными различными уровнями государственной влас­ти в целях создания человеку оптимальной совокупности условий для полно­ценной жизнедеятельности. — Прим. авт.


Глава XI. Государственная структурная политика              229

ей структуре и взаимозависимостям — более сложная конст­рукция, чем это представляют некоторые исследователи, низ­водя ее до расплывчатого экономического рыночного прост­ранства со свободным движением товаров, капиталов, рабочей силы, информации и пр.

Учитывая объем и удельный вес социально-экономической ответственности субъекта Федерации перед людьми, можно считать, что основой конструкции экономической базы феде­рализма является народнохозяйственный комплекс субъекта Фе­дерации. Он создает данному уровню государственной власти многие предпосылки для выполнения системы разнообразных функций. В числе этих предпосылок — внутренние ресурсные факторы саморазвития и условия их воспроизводства. Следова­тельно можно считать, что государственная структурная поли­тика вырабатывается и на региональном уровне. Но это значит, что федеральная структурная политика должна иметь в своем арсенале методы направленные на формирование региональ­ных социально-экономических комплексов.

Вся совокупность форм и методов реализации государствен­ной структурной политики по критерию преимущественной направленности воздействия на тот или иной объект условно может быть подразделена на четыре блока.

Первый, макроэкономический, блок включает совокупность методов, воздействующих на основные макроэкономические пропорции и структурные связи, а также формирующие струк­турные взаимодействия национальной экономической систе­мы с суперсистемой мирового хозяйства.

Методы макроэкономического блока призваны гарантиро­вать успешную деятельность государственных органов по ряду направлений структурной политики. Прежде всего это опти­мизация отраслевой структуры экономики, обеспечение про­грессивных структурных сдвигов в ней. Для этого необходимы опережающий рост наукоемких производств, приоритетное своевременное научно-технологическое обновление машино­строения, развитие различных инфраструктур, полноценное качественное обеспечение экономики энергоресурсами, а, следовательно, пропорциональное развитие топливно-энерге­тического комплекса по сравнению со всей экономикой и т.п. Важно далее добиваться оптимизации соотношения таких эко-


230                   Государственное регулирование рыночной экономики

номических пропорций, как накопление и потребление, про­изводство товаров и услуг, предпроизводственной и производ­ственной стадий, рациональное сочетание всех восьми секто­ров экономики, реального и финансового секторов экономики и др. Большое значение имеют также приоритетное развитие образовательной и научно-технической сфер, стимулирование спроса на продукцию приоритетных отраслей, сфер деятельно­сти, содействие росту экспорта и прежде всего высокотехноло­гичного и т.д.

Первый блок методов реализации государственной структур­ной политики в определенной степени нацелен на решение проблемы макроэкономической трансформации, ориентиро­ванной на обеспечение экономической, технологической, про­довольственной, экологической, энергетической безопасности национальной экономики.

В числе методов макроэкономического блока — прогнозиро­вание, программирование, нормативно-правовые, протекцио­нистские меры, дифференцированное налогообложение, выра­ботка и реализация системы приоритетов, государственные ин­вестиции, прямые субсидии и др. методы инвестиционной по­литики. Немаловажны дифференцированные таможенные та­рифы, концентрация и координация экспорта, ограничения импорта, государственные гарантии и инвестиционное страхо­вание, государственные субвенции, целевые кредиты и др.

Во в т о р о м, региональном, блоке сосредоточены методы, позволяющие государственным органам Федерального центра перестраивать экономическую структуру народного хозяйства с учетом развития федеративных отношений в России, т.е. фор­мировать экономическую базу субъектов Федерации, выравни­вая их социально-экономический уровень развития.

Если структурная государственная политика не содействует формированию социально-экономических комплексов регио­нов как базы постепенного, поэтапного выравнивания в них ус­ловий для жизнедеятельности человека (с учетом различий природно-климатических, географических и национальных), то ее нельзя считать достаточно эффективной.

Среди основных методов регионального блока реализации структурной политики отметим прогнозирование, программи­рование, становление правовой базы развития федерализма


Глава XI. Государственная структурная политика              231

в России, налоги, государственные инвестиции, смешанное финансирование научно-технических приоритетов. Огромное значение имеют методы поддержания уровня занятости, повы­шения мобильности рабочей силы и капиталов, а также меры по структурированию собственности, созданию свободных экономических зон.

В третий блок входит группа методов, связанных с повы­ шением экономической устойчивости, особой активности во всех процессах основных субъектов рынка, т.е. предприятий, корпо­раций, научных учреждений, прочих первичных хозяйственных систем. Эти методы призваны реализовать такие важные на­правления структурной политики, как реструктурирование первичного производственного и научного звена, формирова­ние устойчивого корпоративного каркаса экономики, интегра­ция науки, производства и рынка, оптимизация соотношения крупных и малых форм в производстве и рыночном распреде­лении, выведение из хозяйственного оборота неэффективных производств, приоритетное развитие высокотехнологичных, формирующих собственные сегменты в мировом рынке произ­водств.

Третий блок механизма государственного регулирования структурных преобразований народного хозяйства России стал с 1997 г. основным, наиболее важным. Он призван обеспечить определяющие ориентиры властных государственных органов по селективной поддержке базисных элементов экономичес­кой конструкции народного хозяйства. Именно поддержка этих своеобразных "точек роста" и вывод из хозяйственного оборота неэффективных предприятий и производств составля­ют смысл структурной перестройки, задуманной Правительст­вом Российской Федерации в середине 90-х гг.

Найти в современной российской кризисной экономической действительности достаточное число таких готовых "точек рос­та", способных стать ядром народного хозяйства, темпы роста которого превзойдут размеры спада неэффективных произ­водств и таким образом обеспечат экономический рост1, невоз­можно. Поэтому необходимо целенаправленное "выращива-

1 См.: Концепция среднесрочной программы на 1997-2000 годы. "Структурная перестройка и экономический рост". М., 1997. С. 11.


232                   Государственное регулирование рыночной экономики

ние" государством такой структуры первичного производст­венного звена со строго определенным отраслевым набором, который был бы способен решать вышеозначенные задачи, а также быть конкурентоспособным на мировых рынках.

В этой связи полезен опыт ряда стран, в том числе Франции, целенаправленно осуществивших формирование корпоратив­ного каркаса экономик путем структурной политики, направ­ленной на создание нескольких крупных компаний в каждой отрасли ("национальные чемпионы")2- Оптимизируя подоб­ный каркас в сочетании с развитием малых и средних предпри­нимательских структур, возможно создать гибкий националь­ный экономический организм, способный к эффективному функционированию в системе мирохозяйственных связей.

Критерием оптимизации производственной сферы служит формирование из малых форм эффективных хозяйственных зон вокруг каждой крупной компании, обеспечивает устойчивость тех и других. В каждой отрасли мировая практика уже выработа­ла примерные соотношения этих форм в условиях рынка.

В состав основных методов третьего блока входят программи­рование, индикативное планирование, налогообложение, пря­мые субсидии, государственные субвенции, меры по осуществ­лению банкротства, меры антимонопольной деятельности, го­сударственные инвестиции, государственные гарантии, ис­пользование свободных экономических зон, национализация, регрессивные импортные пошлины, скупка иностранных пред­приятий, защита инвестиций, целевые международные креди­ты, развитие международной хозяйственной кооперации, раз­нообразные нормативы, ускоренная аммортизация, временный протекционизм, льготное кредитование, международный ли­зинг, регулирование цен, осуществление контрольных функ­ций, работа с ценными бумагами и прежде всего с акциями, госзаказ, все меры поддержки малого предпринимательства, меры по формированию и развитию конкурентоспособного финансового сектора, административно-правовые методы.

Четвертый, институциональный, блок методов реализа­ции государственной структурной политики призван решить три задачи. Он должен создать общие наиболее благоприятные

1 См.: Российский экономический журнал. 1996. № 2. С. 12.


Глава XI. Государственная структурная политика              233

условия для структурных преобразований, включая формиро­вание наиболее привлекательного инвестиционного климата дифференцированно по отраслям, регионам, экономическим зонам. Ему надлежит далее внедрить предпосылки для разви­тия позитивных рыночных регуляторов структурных трансфор­маций с одновременным гашением негативных воздействий рынка на пропорциональные и структурные связи. Наконец, предстоит обеспечить социальную ориентацию всех структур­ных преобразований в национальной экономике, контроль об­щества за социальными последствиями структурной трансфор­мации.

Совокупность институциональных методов самым тесным образом связана методами третьего блока, дополняет и обога­щает их. В число институциональных методов можно включить нормативно-правовые, методы регулирования инвестицион­ных потоков и формирования инвестиционных ресурсов, сово­купность рамочных условий для активизации действия рыноч­ных рычагов самоорганизации (конкуренция, цены, спрос), ан­тимонопольные меры, методы социального контроля общества над хозяйственной и финансовой деятельностью, дифференци­рованные методы стимулирования отдельных видов труда (на­учного, наемного, предпринимательского, управленческого и т.д.), меры по поддержанию уровня занятости, методы сближе­ния условий конкуренции в регионах, отраслях, государствен­ные гарантии, информационное обеспечение, подготовка уп­равленческих кадров, набор методов развития инновационного предпринимательства, прогнозирование, методы стимулирова­ния инновационной и инвестиционной деятельности, учет групповых интересов, установление социальных стандартов, долгосрочное программирование развития, конверсия и др.

Итак, государственная структурная политика, будучи частью общей социально-экономической политики, играет особую роль в системе государственного регулирования экономики. Структурные преобразования являются частью промышлен­ной, инвестиционной, научно-технической, инновационной, финансовой, денежно-кредитной политики и др. Поэтому ее выработка и реализация не могут быть лишь заботой какого-то одного государственного образования. Однако координирую­щий орган в системе исполнительной власти необходим.


234                   Государственное регулирование рыночной экономики

Структурную политику характеризует видение, понимание и знание властными органами государства структурной конст­рукции национальной экономики, ее элементов, блоков, их пропорциональных зависимостей и структурных связей, а так­же закономерностей их взаимодействия и использование этих знаний в практической деятельности регулирования экономи­ки для наиболее эффективного достижения основных тактиче­ских и стратегических целей социально-экономического раз­вития общества. С этой точки зрения структурная политика вы­ступает как механизм использования структурных факторов в экономическом реформировании народного хозяйства.

В современных условиях России одновременно с выравнива­нием структурной деформации, проведением структурной пе­рестройки в соответствии с требованиями внутреннего и внеш­них рынков должны постепенно создаваться объективные (ре­сурсные) и субъективные предпосылки для оживления эконо­мической динамики и экономического роста. Сама по себе структурная государственная политика этого сделать не может. Нужны согласованные усилия по различным направлениям: структурному, инновационному, инвестиционному, промыш­ленному, социальному. Но прогрессивные структурные измене­ния создают базу, основные условия для нарастания положи­тельной экономической динамики. Поэтому не совсем кор­ректно оценивать результативность структурной политики в том или ином периоде только по изменениям социальных ин­дикаторов. На них следует ориентироваться при проведении структурных перестроек. Но необходимо иметь в виду наличие временного лага между структурными изменениями и социаль­ными результатами, на которые оказывают воздействие мно­гие, а не только структурные, факторы.

Вопросы и задания

1.Чем предопределяется структурная сложность националь­ной экономики как системы?

2. Верно ли утверждение, что понятия экономика и хозяйст­венная система — синонимы?

3. Верно ли мнение, что сильные экономики регионов гаран­тируют сильную национальную экономику?


Глава XI. Государственная структурная политика              235

Выберите правильный ответ: а) да; б) не всегда; в) нет.

4. Справедливо ли утверждение, что пропорция и структур­
ная связь в экономике разные понятия?

Выберите правильный ответ: а) да; б) нет.

5. Какой вариант определения наиболее полно отражает со­
держание государственной структурной политики:

а) структурная политика — это обоснование и выбор приори­
тетных направлений развития общественного производства
или отдельных его звеньев (отраслей, сфер и т.п.), соотношения
между ними;

б) структурная политика — это комплекс мероприятий пра­
вительства в отношении элементов народного хозяйства с уче­
том их взаимовлияния.

6. Должна ли государственная структурная политика закреп­ляться законодательными актами или достаточно совокупнос­ти практических действий для обеспечения структурных преоб­разований?

7. Можно ли результативность государственной структурной политики измерять с помощью социальных индексаторов?

8. Правомерны ли утверждения:

а) механизм реализации структурной политики и механизм
структурной трансформации один и тот же;

б) методы государственной структурной политики дополня­
ют рыночные рычаги структурных изменений.

9. Назовите основные блоки методов государственного регу­
лирования структурной трансформации. Какой блок "ответст­
венен" за социальные последствия и использование социаль­
ных методов структурных сдвигов?

©ФоломьевА.Н.,2002


Глава

Управление

устойчивым развитием

экономики*

Государственное влияние на жизнь общества обусловливается способностью властных структур управления в конкретных макроэкономических об­стоятельствах обеспечить достижение таких базовых целей, как высокий уровень жизни населения, гармоничные социальные отношения, устойчивая динамика развития экономики.

Объективными предпосылками решения формулируемых на основе этих целей хозяйственных задач служат темпы эффек­тивного экономического роста, опирающиеся на деловую ак­тивность и инициативу, на национальные интересы и экономи­ческую политику обеспечения благополучия и общественного согласия. В рыночных отношениях они приобретают форму ме­ханизма государственного регулирования с использованием правовых и экономических методов.

1.В чем смысл устойчивого развития

В современном представлении хозяйственная деятельность экономически связывает звенья тех­нологических процессов жизни общества в ходе разрешения

* В подготовке главы XII принимала участие И.Ю.Степаненко.


Глава XII. Управление устойчивым развитием экономики        237

возникающих противоречий между возрастающими потребно­стями и объективными реальными возможностями их удовле­творения. Соответственно возникает необходимость в знаниях и практических приемах осуществления поставленных хозяйст­венных целей через складывающиеся формы экономических отношений как динамичной системы взаимосвязей и мотивов поведения с порождаемыми ею стимулами активизации дейст­вий в приобретении тех или иных преимуществ. Они способст­вуют развитию взглядов и представлений о механизме удовле­творения потребностей и определяемых ими мотивов поступ­ков и поведения, что можно обобщить понятием "интересы". Совокупность последних определяет круг жизненно важных обстоятельств и ситуаций, фокусирующих усилия органов уп­равления хозяйственной деятельностью на формирование и ре­ализацию положений экономической политики.

Условием реализации актуальных задач экономики является переход на модель устойчивого развития хозяйственной систе­мы при прагматичном уровне государственного регулирования экономических процессов. При этом должно быть гарантиро­вано и обеспечено сбалансированное решение социально-эко­номических задач в интересах удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений.

Концептуально экономическая устойчивость — это состояние автономной хозяйственной системы, которое обеспечивает ее способность к целенаправленному функционированию (ста­бильно развивающейся деятельности) в обозримом временном периоде.

Появление понятия устойчивости в публикациях второй по­ловины 80-х гг., связанных с документами ООН по проблемам окружающей среды и развитию, явилось логичным уточнением взглядов на проблемы долговременного прогресса, сопровожда­емого оценками источников поддержания цивилизованного уровня жизнедеятельности и приумножения капитала. При этом подразумевается развитие хозяйственной системы, связан­ное с регулированием состояния экономической, социальной и экологической сфер. Такое регулирование призвано предупре­дить переход экономики в состояние необратимой деградации.

Словосочетание "устойчивое развитие" — "8и81атаЫе с!еуе1-ортепс" имеет в переводе на русский язык несколько смысло-


238                   Государственное регулирование рыночной экономики

вых значений: "устойчивое, обеспеченное, поддерживаемое развитие". Это позволяет расширенно трактовать постановку практических задач, акцентируя внимание на стабильном со­стоянии движения. Тем самым определяется его восприятие как опорного, универсального в понятии прогресса, как новая парадигма модели развития цивилизации.

В концепции перехода Российской Федерации к устойчиво­му развитию, утвержденной Указом Президента РФ от 4 февра­ля 1994 г. № 236 "О государственной стратегии Российской Фе­дерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчи­вого развития", подчеркнуто, что переход предполагает форми­рование эффективной экономики, которая использует мини­мум ресурсов для получения единицы результата. Влияние фак­тора экологизации на устойчивое развитие хозяйственной дея­тельности проявляется в "обычном бизнесе", но при условии, что этот бизнес экологически ориентирован и тем самым обес­печивает стабильность хозяйственных ситуаций технологичес­ки, а среду обитания — по качественным характеристикам.

Структурно экономическая устойчивость синтезирует ряд аспектов общего хозяйственного назначения. Среди них ре­сурсное обеспечение (сырье, капитал и рабочая сила) и техно­логические возможности создания необходимой номенклатуры товаров и услуг. Важную роль играют интеллектуальный потен­циал как источник новаций и достижений научно-техническо­го прогресса, а также должная стабильность финансовых пото­ков как фактор цивилизованных экономических отношений. Необходима и достаточная защищенность хозяйственной сис­темы от негативных воздействий внутренних и внешних источ­ников.

Процесс развития можно представить как эволюционно-по-следовательное изменение состояния хозяйственной системы с переходом на новые, качественно отличающиеся уровни, ил­люстрирующие рост и изменение ее социально-экономических характеристик. Особенностью такого процесса является нео­братимость, невозможность обратного движения. Устойчивость национальной экономики зависит от согласованности таких стратегически важных характеристик, как совокупность эконо­мических интересов хозяйствующих субъектов, динамика мак­роэкономических показателей и направленность их измене-


Глава XII. Управление устойчивым развитием экономики        239

ния, состояние институтов управления экономикой, обстанов­ка во внешней среде экономических отношений.

Материальной основой устойчивого развития экономики слу­жат природные ресурсы и технологические процессы их ис­пользования. При этом приходится считаться с возможностью и вероятностью потери устойчивости хозяйственной системы. Ведь разрушение одной ее структуры и создание другой — не­пременные атрибуты экономических параметров ее состояния. Их нужно оценивать на доступных для этого этапах ожидаемых или внезапных воздействий внутренних или внешних источни­ков. При анализе обращается внимание на ряд условий. Так, хо­зяйственная деятельность не может быть оправдана, если полу­чаемые от нее выгоды не превышают вызываемого ею ущерба. Сам причиняемый ущерб желательно снижать до самого, низко­го уровня по сравнению с его разумно допустимым размером. В процедурах принятия решений должен быть предусмотрен комплекс экономически оправданных превентивных мер, ко­торые необходимо осуществить при достижении поставленной хозяйственной цели.

Логическим завершением формирования концепции и стра­тегии устойчивого развития экономики будет разработка меха­низма, органически вписывающегося в хозяйственную струк­туру рыночных отношений. Осуществимость государственного регулирования обеспечивается создаваемой системой правовых и экономических рычагов через институционально сочетаю­щиеся политические, социальные и экономические условия структуры управления хозяйственной деятельностью. При этом учитываются тактические и стратегические задачи, необходи­мость и возможность сочетания интересов государства и хозяй­ствующих субъектов, совмещения всего того ценного из насле­дия прошлого, что люди ценят и к чему привыкли.

Каждая страна обладает весьма изменчивым и нередко субъективно определяемым потенциалом экономической ус­тойчивости. Этот потенциал включает в себя ресурсы и резер­вы национального хозяйства, уровень эффективности хозяй­ственной деятельности, проводимую экономическую полити­ку, институциональную организацию управления, способ­ность адекватно реагировать на изменения внешней конъ­юнктуры и поведение мировых экономических лидеров, сте-


240                   Государственное регулирование рыночной экономики

пень участия в международных финансовых, политических и общественных организациях.

Основополагающим методологическим принципом исследо­вания структурных преобразований экономики с постановкой задачи устойчивого развития следует считать их обусловленность содержанию экономической действительности. Простое логи­ческое рассмотрение экономической действительности позво­ляет выделить ряд звеньев (или принципов второго порядка), которые могут быть положены в основу методики исследова­ний. Таковы формирование объективных жизненно важных потребностей в пространственно-временном измерении, фор­мулирование основных экономических интересов как базовая обусловленность оценок удовлетворения потребностей, близ­кое к оптимальному сочетание общего социального благополу­чия с экономическими интересами хозяйствующих субъектов.

В новой парадигме экономических отношений механизм го­сударственного регулирования включает инструментарий пра­вовых и экономических методов.

Правовые методы управления опираются на основные законо­дательные положения государства и условия международных со­глашений, формирующих "правила игры" мирового рынка. Правовое поле заполняется требованиями, рекомендациями, обязательствами, трансформирующими процессы достижения хозяйственных целей в стране через принципы открытости на­циональной экономики и изменение отношений собственности. Передел прав собственности путем приватизации-национализа­ции и купли-продажи приобретает цивилизованные, соответст­вующие положениям действующего законодательства, формы.

Экономические методы управления включают инструмента­рий возмездности-платности, экономической ответственнос­ти, финансовой дисциплины. Они предполагают действенную систему налоговых отношений, регулирование товарообмена и ценообразование. В целях экономической устойчивости хозяй­ствующих субъектов и обеспечения равновесной справедливо­сти используются различные формы страхования, лицензиро­вание по видам деятельности и аудит как способ периодичес­кой проверки независимыми экспертами состояния хозяйст­венного процесса для определения путей его совершенствова­ния и устранения возможных осложнений.


Глава XII. Управление устойчивым развитием экономики        241

Институты государственной власти, находясь в центре меха­низма политического, экономического и социального влияния на хозяйственную деятельность, призваны обеспечивать опера­тивно-аналитические задачи при выработке правовых норм и правил принятия решений и практических действий. Наличие такого рода рекомендательных материалов позволит хозяйству­ющим субъектам любого уровня и сферы деятельности рассма­тривать состояние и оценивать уровень экономической устой­чивости, исходя из установившихся экономических интересов и складывающейся хозяйственной обстановки.

2. Критерии и индикаторы устойчивого развития

Детерминированность удовле­творения потребностей рационального и достаточного обеспе­чения ресурсами хозяйствующих субъектов конкретной сферы деятельности, провозглашение экономической самостоятель­ности и свободы пользования духовными, общечеловеческими ценностями вынуждают определиться во взглядах на "измеряе-мость" устойчивого развития. На первый план выступает здесь возможность использования методов и средств статистическо­го анализа отчетных показателей хозяйственной деятельности. В выборе соответствующих задачам методов измерения следует исходить из возможности количественного определения такой качественной характеристики, как экономическая устойчи­вость. Тем самым в хозяйственной деятельности появляются ориентиры и для слабых, и для сильных хозяйствующих субъек­тов, поскольку динамизм присущ современной экономике в принципе.

В научной литературе и популярных публикациях обозначи­лись тенденции оценивать процессы развития на принципах пороговой и беспороговой логики с большей склонностью к первым. Критическая, пороговая величина экономических по­казателей прежде всего свидетельствует о необходимости опе­ративного вмешательства органов управления для изменения нежелательных тенденций. Поэтому установление общеприз­нанных предельных, по возможным последствиям, значений как нормативных способствует взаимопониманию хозяйствую­щих субъектов и политических сил в оценках уровня динамич-


242                   Государственное регулирование рыночной экономики

ности экономики. Нормы экономической устойчивости нару­шаются в тех случаях, когда меры, принимаемые против угрозы и силового давления (блокада, эмбарго, санкции), чреваты опасностью подрыва стабильности развития экономики.

Поскольку хозяйственная деятельность является выражени­ем трудового участия человека, выполняющего главную роль, постольку экономическая устойчивость как результат экономи­ческих отношений зависит от человеческого фактора — ответ­ственности и профессионализма. Ответственность приобретает большую значимость в регулировании процесса развития как явления многоаспектного и масштабного. Повышение уровня ответственности в этом случае неизбежно, а значит, неизбежна перестройка нормативной базы, переход к комплексным инте­гральным показателям и, в конечном счете, к иному представ­лению о ценностях в ситуациях жизнедеятельности.

Экономическая устойчивость характеризуется интегральным свойством хозяйственной системы. Тем не менее, его предпо­читают анализировать с помощью частичных либо устаревших признаков и критериев. Для обобщения чаще всего предлага­ются методы экспертных оценок и используются формулы предпочтения. К обобщенным характеристикам экономичес­кой устойчивости можно отнести: гибкость производства как восприимчивость к модернизации и диверсификации, конку­рентоспособность при ориентации на новизну и новации, эф­фективность коммерческой деятельности в параметрах доход­ности и финансовая стабильность. Последняя суммирует ха­рактеристики общей стоимости имущества, величины активов, коэффициентов ликвидности, объема прибыли и структуры ее распределения, соотношения заемных и собственных средств.

Для сопоставления состояния экономики по временным пе­риодам целесообразно использовать шкалы приоритетов про­гнозных характеристик. Приемлемы также приобретающие на­иболее прагматический смысл соотношения, складывающиеся в коммерческой сфере внутри государства и во внешнеэконо­мической деятельности.

Диапазон пропорций и соотношений элементов и факторов экономической деятельности в процессах создания, обмена и потребления ценностей с воспроизводственных позиций доста­точно велик и разнообразен. Ретроспективные обобщенные


Глава XII. Управление устойчивым развитием экономики        243

данные позволяют получить оценочные значения пределов из­менений изучаемых характеристик, за которыми состояние ус­тойчивости экономики проблематично. Показатели благопри­ятных значений по шкале приоритетов могут быть проанализи­рованы с целью выявления предпочтительных тенденций в из­менениях характеристик. Мониторинг текущих изменений от­четных экономических показателей служит источником допол­нительной информации для обоснования предложений при принятии корректирующих решений.

Наличие инструментария оценочных процедур предоставля­ет практические возможности по разработанному алгоритму и программному обеспечению сопоставлять варианты предпо­ чтительных решений. Особое место в них отводится анализу ри­сков в прогнозных оценках хозяйственных ситуаций. Своевре­менное выявление отклонений от устойчивого развития и соот­ветствующая реакция на них становятся залогом успеха в до­стижении поставленных хозяйственных целей. Возможные или ожидаемые изменения в функционировании хозяйственных систем на перспективу обусловливаются объективными или си­туационными причинами и обстоятельствами технико-техно­логического, организационного, экономического, социально-политического характера. Каждое из направлений в причинно-следственных зависимостях опирается на определенные мето­ды прогноза. Их применение позволяет дать качественные и количественные оценки будущих результатов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.237.255 (0.082 с.)