Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Государственное регулирование собственности
Анализируя отношения собственности в их правовом и экономическом преломлении, следует обратить внимание еще на три принципиально важных обстоятельства. Во-первых, частная собственность с момента своего возникновения не носила, не носит поныне и не может носить абсолютного характера. Во-вторых, отношения собственности в целом, в том числе и частной, весьма динамичны. В-третьих, наряду с тенденцией приватизации как основы разгосударствления экономики имеет место и постоянно усиливается тенденция к социализации частной собственности. Наложение векторов отмеченных тенденций образует вектор демократизации отношений собственности. Заметим, что уже в римском праве во времена, когда право частной собственности еще только формировалось, имел место институт сервитута. Это было либо установленное законом или договором право пользования чужим имуществом в определенных пределах (напр., право прохода, проезда через принадлежащий кому-либо участок), либо ограничение чьих-либо прав собственности (напр., запрет на сооружение строений, которые могут затенять соседний участок); либо право государства прокладывать инфраструктурные сети по земельным участкам, находящимся в частной собственности. "Собственность каждого человека, — заявлял еще в 1910 г. тогдашний президент США Теодор Рузвельт, — подчинена общему праву коллектива регулировать ее использование в той степени, в какой этого может потребовать общественное благо"1. Все это означает, что отношения собственности есть отношения не только по поводу прав, но и обязанностей собственни ка. "Собственность, — замечал в данной связи Н.А.Бердяев, — по природе своей есть начало духовное. Она предполагает не только потребление материальных благ, но и более устойчивую и преемственную духовную жизнь личности в семье и роде. Начало собственности связано с метафизической природой личности, с ее внутренним правом совершать акты, преодолевающие ' Цит. по: Шлезингер А.М. Циклы американской истории. М.: Прогресс-Академия, 1992. С. 340. 118 Государственное регулирование рыночной экономики быстротечное время. Собственность развивалась в борьбе человеческой личности со стихийными силами природы. Свободный дух человека налагает свою волю на стихийную природу и от этого акта рождаются неотъемлемые права и обязанности..."1.
Исходя из соображений приоритетности общественного блага, государство и призвано постоянно приводить отношения собственности в соответствие с этими объективно обусловленными требованиями. И прежде всего оно достигается через законодательно закрепленный механизм регулирования права собственности. Как отмечалось выше, тенденция к приватизации объектов государственной и муниципальной собственности в условиях современного социально ориентированного рыночного хозяйства объективно обусловлена. Нормативно она закрепляется в соответствующем законодательстве страны. Вместе с тем, как это ни парадоксально звучит, закрепление приватизационных тенденций органически сопряжено с диаметрально противоположной стороной правового регулирования отношений собственности — национализацией, а точнее, с законодательно закрепленными порядком и процедурами ее осуществления. В чем заключена логика данной взаимосвязи? Во-первых, осуществляя приватизацию, соответствующие государственные и муниципальные структуры вполне объективно не в состоянии предвосхитить во всех нюансах экономическую ситуацию и общественные потребности завтрашнего дня. Во-вторых, в ходе самого процесса приватизации могут быть приняты не только скоропалительные, но и явно ошибочные решения, зачастую идущие вразрез с национальными интересами страны или явно носящие криминальный характер. Наконец, в-третьих, любой потенциальный инвестор также должен просчитать свои риски, связанные с вероятностью и порядком отчуждения его капитала в случае национализации данного предприятия. Отсутствие прозрачного законодательства, регламентирующего деприватизационные процессы, вполне естественно, усиливает предпринимательские риски и тем самым явно не стимулирует инвестиционную активность на внутреннем рынке страны. 1 Бердяев Н.А. Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии. Письмо двенадцатое. О хозяйстве. / Русская философия собственности (18-20 вв.). СПб.: СП "Ганза", 1993. С. 303-304.
Глава VI. Рыночные отношения и преобразование собственности \ 19 В первом приближении можно утверждать, что национализация — это правовой акт, являющийся проявлением суверенитета государства, на основе которого осуществляется переход прав собственности частных лиц в собственность государства в целях обеспечения общенациональных интересов на условиях и в порядке, определяемых государством. В современных условиях проведение национализации предполагает соблюдение определенных принципов. Таковы наличие общественного интереса, бессрочный характер, соблюдение процессуальных гарантий, обязательность возмещения стоимости имущества и других убытков. Государство определяет время, форму и размер компенсации, устанавливает сроки и порядок ее выплаты. Оно определяет вопросы налогообложения и возможности вывоза компенсации за границу. В ряде стран Запада компенсация, как правило, осуществляется ценными бумагами со сроком погашения до 50 лет. Как экономическое, а не узко правовое явление, национализация далеко не ограничивается рамками изменений имущественных отношений частной собственности на экономические ресурсы в общественных интересах, осуществляемых на компенсационной основе. В ее экономическом значении к ней относятся любые действия государства, направленные на расширение государственного сектора экономики. Это может быть покупка блокирующего, контрольного (частичная национализация) или полного пакета акций соответствующего предприятия. Возможно учреждение, строительство государственных предприятий в тех или иных отраслях и сферах производственной, хозяйственной и финансовой деятельности. Таковы основные составляющие государственного регулирования права собственности. Вместе с тем такого рода регулированию подвержено не только право собственности, но в еще большей мере ее содержательные моменты социально-экономического характера. В данном контексте следует рассматривать такие ограничения, накладываемые государством на собственника капитала в ходе его предпринимательской деятельности, как законодательно закрепленная продолжительность рабочего дня, требования к условиям труда и технике безопасности, обязательное соответствие применяемых технологий экологическим нормативам. Государство требует ]20 Государственное регулирование рыночной экономики также соблюдения международных стандартов, качества товаров и услуг, производимых и реализуемых на соответствующих рынках, а также их непосредственно потребительской направленности. Оно вводит жесткую регламентацию землепользования собственниками в соответствии с земельным кадастром, а при эксплуатации земель сельскохозяйственного назначения предписывает иметь документально подтвержденную профессиональную подготовку в области сельскохозяйственного производства1. С нынешними основаниями к таким ограничениям следует отнести практику регулирования доходов и регламентирования управленческой деятельности (управленческих возможностей) собственника, вытекающую из концепции социального партнерства. Прежде всего это относится к обязательности заключения генеральных тарифных соглашений между союзами работодателей (предпринимателей) и соответствующими профессиональными структурами, представляющими наемный труд. В соответствии с заключенным соглашением предприниматель не может оплачивать труд определенной профессии и квалификации ниже оговоренного в нем уровня. В число ограничений входят и все действия государства в рамках выполнения им социальной функции перераспределения дохода и богатства, осуществляемого за счет прогрессивного налогообложения, с одной стороны, и социальных трансфертов для малоимущих — с другой.
Считается, что разрыв денежных доходов 20% самых богатых и самых бедных слоев населения не должен превышать 12-тик-ратной величины. Превышение этого предела, как правило, сопряжено с серьезной социально-политической дестабилизацией общества. Именно этот факт далеко не в последнюю очередь и вызвал необходимость перераспределения доходов и богатства. Об этом свидетельствует, в частности, практика регулирования соответствующих процессов в США. К примеру, в восьми- 1 Даже в "самых чистых" капиталистических экономиках существуют ограничения на права собственности. Например, люди не являются полностью свободными в использовании своей собственности в соответствии со своими желаниями. Так, строительство фабрики на территории жилых массивов является, как правило, незаконным актом. См.: Фишер С, Дорнбуш Р., Шмален-зи Р. Экономика. М.: Дело, 1993. С. 58. — Прим. авт. Глава VI. Рыночные отношения и преобразование собственности 121 десятые годы без учета государственного регулирования доходы 20% самых богатых были бы в 52,4 раза выше чем 20% самых бедных. С учетом же государственного воздействия (т.е. после вычета налогов и включая трансфертные платежи) разрыв оказался ниже, составив 9,7 раза1. И это при том, что, как свидетельствуют К.Макконнелл и С.Брю, "в СШАдоход распределяется менее равномерно, чем в большинстве других промышлен-но развитых стран"2. К примеру, если в США на 20% самых богатых приходилось 43,7% доходов, а на 20% самых бедных — 4,6%, то в Швеции соответственно 37,5 и 12%3. Наконец, ограничения на монополию собственника владеть, пользоваться и распоряжаться своим капиталом накладываются и через законодательно закрепленную в ряде стран Запада практику обязательного участия представителей наемного труда в управлении предприятием. Лица наемного труда и профсоюзы наделены широкими правами по участию в принятии решений по социальным, кадровым, а также экономическим вопросам. К примеру в ФРГ имеется шесть законодательно установленных вариантов такого участия, которое охватывает порядка 20 млн занятых.
Упомянем в связи с этим закон 1951 г. об участии рабочих и служащих предприятий горнодобывающей промышленности в принятии решений. Он обеспечивает равное представительство работников предприятий горнодобывающей и сталелитейной промышленности в наблюдательных советах этих предприятий. Это позволяет им контролировать политику, проводимую предпринимателями. Или, скажем, закон о правах и обязанностях предпринимателей и коллективов рабочих и служащих предприятий от 1972 г. Он распространяется на все предприятия частного сектора экономики, на которых трудится по крайней мере пять человек, достигших избирательного возраста. Согласно этому закону, право на участие в управлении и принятии решений реализуются через производственный совет. Лицам наемного труда предоставлено также 30% мест в наблюдательном ' См.: Макконнелл К., Брю С. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2-х томах. Т.2. М.: Республика, 1992. С. 280. 2 Там же. С.278. 3 См.: Волков А.М. Швеция: социально-экономическая модель. М., 1991. С.89. ]22 Государственное регулирование рыночной экономики совете. Весьма значим от 1976 г. закон о соучастии в управлении предприятием. Он затрагивает на предприятия с числом занятых более 2 тыс. человек. В отличие от закона 1972 г., положения которого также находят применение на упомянутых предприятиях, места в наблюдательном совете крупного предприятия распределяются между работодателями и наемными работниками поровну. В случае возникновения патовой ситуации председатель наблюдательного совета, наделенный дополнительным голосом, решает вопрос в пользу одной из сторон. К числу важнейших направлений государственного и общественного регулирования отношений частной собственности следует отнести и сознательно направляемый процесс ее диффузии посредством ускорения роста числа акционеров в обществе. Какие цели преследуются при этом? Видимо, прежде всего речь идет об укреплении социально-политической стабильности, путем расширения слоя собственников — хозяев. Акционер как собственник ценной бумаги, именуемой акцией, даже если он одновременно и наемный работник данного предприятия, конечно же, никак не может эффективно влиять на положение дел своего предприятия и реально реализовывать себя как его "сохозяин". Более того, фактически таковым он и не является. Он всего лишь собственник ценной бумаги, но отнюдь не части (доли) предприятия. Собственнический интерес акционера реализуется фактически не на данном предприятии, а на фондовой бирже, где осуществляется свободная котировка, в том числе и его собственных акций. Их рыночная цена (рыночный курс) находится, как известно, в прямой зависимости не только от хозяйственных успехов данного предприятия. На нее во все возрастающей год от года мере влияет общая экономическая и социально-политическая ситуация в стране. Это находит свое количественное отражение, к примеру для США, в индексе Доу-Джонса. Зависимость элементарно проста. Чем хуже общеэкономическая и социально-политическая ситуация в стране, тем ниже курс национальных ценных бумаг, включая и акции данного владельца. Отсюда его кровная заинтересованность в социально-политической стабильности общества, в укреплении господствующих экономического строя и политического режима. Именно в этом прежде всего и проявляется его положение сохозяина. Глава VI. Рыночные отношения и преобразование собственности 123
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.204.208 (0.009 с.) |