Теории кейнсианства. Кейнсианская экономическая политика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теории кейнсианства. Кейнсианская экономическая политика



Основы кейнсианского направления экономической мысли были заложены английским экономистом Дж.М.Кейнсом (1883-1946) в его книге "Общая теория занятости, процента и денег", опубликованной в 1936 г. Как и неоклассики, экономи­сты этого направления являются сторонниками рыночной эко­номики, т.е. экономики, жизнь которой организует, координи­рует и направляет преимущественно рынок — механизм сво­бодных цен, прибылей и убытков, равновесия спроса и предло­жения. Однако оценка возможностей этого механизма у них другая. По этой причине отличается и точка зрения на место, цели, роль, функции государства в экономике.

" Провалырынка". Кейнс и его последователи создали строй­ную концепцию экономической системы, регулируемой как рынком, так и государством. Эту систему нередко называют кейнсианской смешанной экономикой. Концепция кейнсианцев включает следующие основные положения: а) оценка стихий­ного рыночного механизма и причин государственного вмеша­тельства в экономику; б) формирование целей такого вмеша­тельства; в) определение направлений, форм и методов госу­дарственного регулирования экономики.

Оценивая плюсы рыночной системы, кейнсианцы, как и большинство экономистов других направлений, отмечают, что рынок — это один из самых удивительных общественных ин­ститутов, созданных историей человеческого общества. Рыноч­ная система чрезвычайно динамична, дает широкий простор изменениям, восприимчива к нововведениям, гибко приспо­сабливается к новым потребностям. Однако, как убеждены кейнсианцы, это не означает, что рыночному механизму удает­ся эффективно решать абсолютно все экономические пробле­мы и что рыночная система не имеет минусов.

Во-первых, рыночная экономика внутренне неустойчива. Для нее характерны циклический характер воспроизводства, когда бурный рост сменяется кризисным спадом, а также безработи­ца, особенно увеличивающаяся в годы кризиса. Во-вторых, (и этот аспект кейнсианцы выделяют особо), рыночная система безразлична к социальному результату. В рыночной экономике


76                     Государственное регулирование рыночной экономики

царствуют богатство и доход. Только они дают доступ к товарам и услугам. Те, кто не имеет богатства и по тем или иным причи­нам не может производить, не в состоянии получить доход при помощи, рыночного механизма. Но и у тех, кто имеет доход и способен производить, возникают проблемы. Унаследовавшие большие состояния имеют доступ к доходам, хотя сами ничего не произвели. Да и удачливость в рыночной экономике опреде­ляет размер дохода в не меньшей степени, чем трудолюбие, ква­лификация или талант. Это значит, подчеркивают кейнсианцы, что распределение дохода, обусловленное действием рыночных сил, отнюдь не соответствует представлениям общества о соци­альной справедливости.

К тому же не все блага и услуги могут быть оценены рынком. К их числу относятся, прежде всего, так называемые обществен­ные блага: национальная оборона, охрана общественного поряд­ка, прогнозы погоды, уличное освещение, результаты фундамен­тальных научных исследований и др. Рынок оказывается неэф­фективным и в случае с так называемыми внешними эффектами, связанными прежде всего с загрязнением окружающей среды.

Преодоление "провалов рынка" требует активного вмеша­тельства государства, которому надлежит выполнять функцию "встроенного стабилизатора", ликвидируя (или нивелируя) не­устойчивость — как экономическую, так и социальную. Оно призвано стать необходимым дополнением к рынку, заполняя бреши, решая вопросы, которые оказываются не по силам ры­ночному регулированию. Известный американский экономист лауреат Нобелевской премии П.Самуэльсон считает, что в ре­зультате создается смешанная экономика, которая фактически является гигантской системой общего страхования от наихуд­ших бедствий экономической жизни.

На основе общей концепции кейнсианцы разработали кон­кретные формы и методы государственной экономической по­литики в смешанной системе. Наибольшее признание в прак­тике государственного регулирования экономики получили те­ории антициклического (сейчас его чаше называют конъюнк­турным) регулирования и экономического роста.

Антициклическое (конъюнктурное) регулирование. Главное на­правление государственной антициклической политики, по мнению кейнсианцев, — это воздействие на инвестиции. Ос-


Глава IV. Теории государственного регулирования экономики         77

новными ее инструментами являются государственный бюд­жет, налоговая политика, регулирование нормы процента.

В условиях экономического спада предлагается стимулиро­вать расширение инвестиций, во-первых, с помощью увеличе­ния государственных расходов на закупки товаров и услуг в це­лях компенсации недостающего частного спроса; во-вторых, путем влияния на норму банковского процента. В целях расши­рения инвестиций она не должна быть слишком высокой. Это влияние, по мнению кейнсианцев, государство обеспечивает за счет выпуска в обращение дополнительных денег, в результате чего возможна умеренная инфляция. И, наконец, в-третьих, воздействие на инвестиционный процесс государство осуще­ствляет, регулируя ставки налогообложения, с тем, чтобы повы­сить как производственный, так и потребительский спрос (см. схему 3).

Уровень процента


Норма прибьши


Инвестиции


Объем

производства, занятость


Государствен­ные расходы

Схема 3. Концепция Дж.М.Кейнса: пути стимулирования спроса

Такова система государственных мер, стимулирующих рас­ширение производства в условиях спада. В периоды же начина­ющегося бума, грозящего кризисом перепроизводства, предла­гаются государственные мероприятия, ограничивающие рост инвестиций, а, следовательно, и производства.

Стимулирование экономического роста. Большой интерес на Западе вызвали концепции экономического роста. Именно бла­годаря теориям роста кейнсианские рекомендации широко ис­пользовались правительствами всех развитых капиталистичес-


78                     Государственное регулирование рыночной экономики

ких стран в 50-60-х гг. XX века. Важнейшим фактором экономи­ческого роста в рассматриваемых теориях считается объем инве­стиций. Из методов регулирования решающее значение прида­ется государственным расходам, расширение которых обеспе­чивается в определенной степени дефицитным финансирова­нием. Основная цель роста государственных расходов — увели­чение эффективного спроса со стороны самого государства и создание благоприятных условий для частных капиталовложе­ний. Важнейшие направления государственных расходов, со­гласно этой концепции, — научные исследования, производст­венная и социальная инфраструктура (образование, подготовка и переподготовка кадров, медицинское обслуживание).

И теории роста, и антициклическое регулирование экономи­ки отводят главную роль государственному воздействию на инве­ стиции. Кейнс и его последователи обосновывают свой подход принципом мультипликации. Согласно ему, инвестиции, осуще­ствляемые правительством, благоприятно сказываются на ди­намике национального дохода, занятости и потребления. Меха­низм его действия следующий. Отрасли, получившие первона­чальный толчок, способствуют расширению производства в сырьевых отраслях и в смежных производствах. Это в свою очередь приводит к росту занятости и повышению спроса на потребительские товары, что вызывает расширение производ­ства в отраслях, производящих предметы потребления. Так воз­никает цепная реакция, в результате которой происходит воз­растание национального дохода, обеспечивается полная заня­тость ресурсов труда и капитала.

Использование кейнсианских концепций в практике госу­дарственного регулирования экономики США и большинства стран Западной Европы породило у многих западных общест­воведов и политиков уверенность в том, что найдена почти иде­альная модель смешанной экономики. В ней рыночные рычаги обеспечивают эффективность, а государство — дополняет, по­правляет, заполняет ниши, оставленные частным предприни­мательством и рынком, добиваясь экономической и социаль­ной стабильности. Многие факты экономического развития свидетельствовали о том, что удалось в определенной степени сгладить цикл. Политика экономического роста стимулировала НТР и использование ее достижений в самых различных сфе-


Глава IV. Теории государственного регулирования экономики         79

рах экономики. Этому способствовали также государственные вложения в отрасли производственной инфраструктуры. Расхо­ды правительства на образование, подготовку и переподготовку кадров сделали возможным формирование совокупного работ­ника новой, обусловленной требованиями НТР квалификации. И все же на каком-то витке своенравные законы рыночной экономики вырвались из-под власти кейнсианства. Ярким сви­детельством тому был мировой экономический кризис середи­ны 70-х гг. Стало очевидным, что выдвинутые кейнсианской те­орией задачи — ликвидировать "вредные" для общества по­следствия рыночной капиталистической экономики, сохранив ее положительные черты, — в длительной перспективе трудно разрешимы. За предпринимательскую инициативу и эффек­тивность приходится расплачиваться и неустойчивостью, и без­работицей, и неравенством, и другими нежелательными по­следствиями. Но расплачиваться необходимо ради того, чтобы не потерять импульса к непрерывному движению, без которого капитал перестает быть капиталом. Так считают неоклассики. Для кейнсианцев же альтернатива "экономическая эффектив­ность" или "социальная справедливость" скорее решается в пользу последней. Цели государственной экономической по­литики, с их точки зрения, — это высокий уровень занятости рабочей силы, стабильность экономического развития, стиму­лирование экономического роста, социальная политика, обес­печение социальной справедливости в распределении.

3. Концепция индикативного планирования. Государственный дирижизм

После окончания Второй мировой войны многие страны За­падной Европы обратились к государственному планированию экономики как к ведущему методу послевоенных преобразова­ний и дальнейшего стимулирования развития народного хозяй­ства. Главную роль в создании принципиально новой концеп­ции, предполагающей введение элементов управления рыночны­ ми процессами, играли экономисты институционального на­правления. В их числе наиболее заметными были французский экономист Фр.Перру, лауреаты Нобелевской премии голландец Я.Тинберген и швед Г.Мюрдаль.


80                     Государственное регулирование рыночной экономики

В разработке концепции государственного планирования экономики, получившего название "индикативного", приняли участие специалисты многих западноевропейских стран, по­этому возможно представить ее в наиболее общем виде. При этом необходимо помнить, что в каждой стране концепция от­личалась определенным своеобразием, отражающим особенно­сти исторических, социально-экономических, культурных и других условий этого государства.

Основные принципы индикативного плана. Основу концепции составляет идея "согласованного хозяйства", предполагающая добровольное согласие всех заинтересованных субъектов на осуществление задач, содержащихся в плане. При этом предо­ставляется свобода выбора и принятия решений, сохраняется конкуренция, возможность конфликтов.

План назван индикативным. Это означает что он рекоменда­ тельный, указывающий, не предполагающий какой-то специ­альной ответственности за невыполнение. В то же время, по от­ношению к рынку, это волевое вмешательство государства, его большее или меньшее влияние на поведение хозяйствующих субъектов, на их выбор. Для государственного сектора приме­няются и элементы обязательности.

Концепция индикативного плана включает следующие пози­ции:

а) прогнозирование важнейших процессов на длительную,
среднюю или ближайшую перспективу;

б) составление более или менее детальных программ, ориен­
тирующих экономическое развитие в определенных целях. Це­
лями являются, как правило, прирост национального продукта
в определенных размерах с учетом социальной и экологической
платы за прирост, увеличение занятости, улучшение структуры
платежного баланса, преодоление диспропорций (региональ­
ных, отраслевых), перестройка структуры национальной эко­
номики и т.п.;

в) определение средств реализации плана. В их числе предус­
матриваются государственное финансирование капиталовло­
жений, система преференций (кредиты, субсидии, налоговые
льготы), т.е. использование закона прибыли. Применяются
также заниженные тарифы на государственный транспорт и
электроэнергию;


Глава IV. Теории государственного регулирования экономики         81

г) выработка экономических, политических и администра­
тивных мер и создание учреждений (институтов), т.е. механиз­
ма,
с помощью которого государству предстоит реализовать
принятые планы;

д) перманентная корректировка планов и модификация ме­
ханизма их осуществления.

После Второй мировой войны концепция индикативного планирования экономики претворялась в жизнь в двенадцати странах Европы и в Японии. Во Франции с 1947 г. осуществля­лись пятилетние планы. В Голландии с 1948 г. составлялись пя­тилетние планы, кроме того был разработан долгосрочный про­гноз на 1950-1970 гг., а на 1960-1980 проведено "исследование экономических возможностей" страны. В Норвегии с 1949 г. действовали четырехлетние планы, в Швеции с 1948 — пяти­летние. Япония с 1948 г. планировала пятилетки. Помимо этих стран, использовали национальное программирование и инди­кативное планирование экономики после Второй мировой войны Греция, Португалия, Италия, Ирландия, Бельгия, Анг­лия, Исландия, Испания.

Вера в неограниченные возможности научно —технического прогресса, его способность преобразовать общество, государст­во и самих людей придавала идеям планирования, разрабатыва­емым институционалистами, необыкновенную привлекатель­ность, сделала их научные труды исключительно популярными в самых широких кругах населения Европы середины XX века.

Французский государственный дирижизм. Создатели француз­ской системы планирования, широко известной как "государ­ственный дирижизм", нашли целый ряд новых дополнитель­ных подходов к проблеме государственного планирования в ус­ловиях рыночной экономики. Они сумели учесть особенности социально — экономического и политического положения Франции после Второй мировой войны.

Восстановление экономики, ее модернизация, реконструк­ция старых и создание новых отраслей производства, ускорение темпов экономического роста и преодоление отставания от уровня производства других развитых стран — все эти задачи невозможно было решить только при помощи прогнозирова­ния, планирования и программирования экономики. Понадо­билось государственное участие в формировании новой струк-


82                     Государственное регулирование рыночной экономики

туры экономики, государственное управление всем процессом перестройки хозяйства. Государство должно было стать дириже­ ром экономической игры. Так считали французские экономис­ты, сторонники социологической школы, близкой по основным идеям к институционализму.

Значительную роль в обосновании самой возможности госу­дарственного дирижизма в рыночной экономике сыграла кон­ цепция рынка, которую разработал глава социологической школы Фр.Перру. В своих работах он отмечал, что современ­ный реально существующий рынок не соответствует идеаль­ным представлениям либеральных экономистов. Механизм свободной конкуренции не выполняет более роли регулятора равновесия, ибо рынок структурно преобразован монополия­ми и вмешательством других институтов. Поведение экономи­ческих агентов обусловлено правилами игры, порождаемой не механизмом обмена товаров, а соотношением сил партнеров по экономической деятельности. Ведя настойчивый поиск ис­тинных дирижеров экономической игры, Перру обосновал не­обходимость заметного усиления воздействия государства на экономику.

Для претворения в жизнь идей французских экономистов су­ществовали благоприятные объективные условия. В результате послевоенной национализации ряда отраслей промышленнос­ти (угольная, железнодорожный транспорт, электроэнергетика и др.), пяти крупных коммерческих банков и целого ряда дру­гих объектов в стране сложился значительных размеров госу­дарственный сектор, который мог стать и основой, и средством экономических преобразований.

Создавая теоретическую основу для принятия экономичес­ких решений в практике планирования, главную задачу сторон­ники социологической школы видели в том, чтобы добиться структурной перестройки французской экономики, роста кон­ центрации производства и капитала в целях приспособления к внешней конкуренции, обеспечения конкурентоспособности французских товаров на мировом рынке. Одной из важнейших теоретических "находок" Перру и его сподвижников, получив­ших эффективное применение в практическом построении ин­дикативных планов, был принцип избирательности государст­венной политики, положенный в основу концепции "привиле-


Глава IV. Теории государственного регулирования экономики         83

гированных точек применения силы". Современные, новейшие отрасли, — считали ее приверженцы, — отрасли тяжелой про­мышленности, химии, общего машиностроения, нефтеперера­ботки — это моторы, движущие силы прогресса. Они или со­вершенствуют другие отрасли (например, электроника), или подготавливают массовые нововведения в будущем (такова роль атомной энергетики). Именно развитие этих отраслей-мо­торов и должно быть целью избирательной политики прави­тельства, ибо они увеличивают масштабы и темпы экономиче­ской экспансии нации, модифицируют структуру всей нацио­нальной экономики.

В результате подобных действий правительства мог быть обеспечен, по мысли французских экономистов, гармонизиро­ванный рост. Однако его непременным условием являлось со­гласие с экономическими ориентирами правительства всех групп населения, смягчение всех социальных напряжений.

Концепции Фр.Перру и его единомышленников использова­лись при формировании системы индикативного планирова­ния экономики. В1946 г. был издан декрет о создании во Фран­ции Генерального комиссариата планирования, а в следующем 1947 г. принят план ("Монне") на 1947-1950 гг., который был продлен до 1952 г. включительно. Затем в 1953-1957 гг. действо­вал второй план ("Гирша"). Потом последовали третий (1957-1961), четвертый (1962-1965), пятый (1966-1970), шестой (1971-1975) и седьмой (1976-1980) планы.

В 60-х — 70-х гг. начался отход государственной экономичес­кой политики от ее первоначальных теоретических позиций дирижизма. Исключительную роль в этом сыграли участие Франции в ЕЭС и отказ от традиционного протекционизма. Введение конвертируемости валюты, увеличение свободного движения капитала и рабочей силы существенно затрудняли прежнюю экономическую политику. Усиливалось воздействие конъюнктуры рынка на экономику страны, что ухудшало воз­можности прогнозирования и предвидения. Но самое главное — укрепились (с большой помощью государства) позиции крупного капитала, который все менее был заинтересован в су­щественной государственной регламентации. Конъюнктурная политика получила значительное преимущество перед полити­кой долгосрочного роста.


34                     Государственное регулирование рыночной экономики

В последней уже не было особой необходимости. Главные стратегические задачи, связанные с перестройкой структуры экономики и повышением конкурентоспособности француз­ского капитала на мировом рынке были, в основном, решены. Новое время, иные социально-экономические и политические условия, требовали и новой государственной экономической политики. Как и другие страны, Франция в последние десяти­летия XX в. предпочла неоклассические концепции, хотя и со­хранила некоторые механизмы индикативного планирования.

4. Условия эффективного применения теорий

в практике государственного регулирования

экономики

В предыдущем изложении рассмотрены не только экономи­ческие теории государственного регулирования, но и опыт их применения в практике реформ США и Западной Европы. Все это государства с развитой рыночной экономикой. Какие же выводы можно сделать относительно условий, определивших как успех, так и неудачи преобразований?

Во всех случаях, когда реформы оказывались эффективны­ми, в их основе лежала тщательно обоснованная стратегия. Последняя, в свою очередь, опиралась на экономическую тео­рию (или ряд взаимосвязанных теоретических позиций). Это позволяло четко определить цели реформ, возможности и гра­ницы использования рыночного механизма, место, роль и функции государства, его взаимодействие с законами рынка. Успех приносило применение тех теоретических принципов, которые наиболее точно отражали не только экономические за­кономерности, но и специфику страны, т. е. исторические, со­циально-экономические особенности, своеобразие менталите­та населения, своеобразие этапа развития. Таким образом, важ­нейшим условием эффективности реформ был правильный вы­ бор концепции из многих альтернатив, предлагаемых современ­ной наукой.

В то же время опыт длительного использования государст­вом определенных теорий свидетельствует об ограниченности научных знаний. Теории не свободны от ошибок, которые обыч­но выявляются лишь с течением времени. Кроме того, даже са-


Глава IV. Теории государственного регулирования экономики         85

мые передовые научные знания рано или поздно устаревают, особенно в таком быстро меняющемся мире, как рыночная экономика. Ошибок не избежали ни кейнсианство, ни монета­ризм, ни институционализм. В частности, кейнсианцы, научив государство непомерно расходовать бюджетные средства, не учли опасность, которую несет рыночной экономике инфля­ция, и не предусмотрели мер ее ограничения. Монетаристы на­стаивали в 70-х гг. на повышении банковского процента как од­ной из существенных мер антиинфляционной политики, не учитывая возможного отрицательного воздействия этой меры на предпринимательскую активность в условиях имевшей мес­то в тот период стагнации экономики. Французские "дирижис-ты" предлагали усилить государственное вмешательство в эко­номику в условиях растущей интернационализации капитала и развития европейской интеграции, требующей, напротив, ли­берализации экономики.

Очень большое значение как для практики государственного регулирования экономики, так и для ее теоретического отраже­ния, имеет опыт российских реформ начала 90-х гг. Опыт, к со­жалению, неудачный. Мировая экономическая наука в то вре­мя не имела (и не могла иметь) теории перехода от командно-административной системы к рыночной. В ее арсенале были концепции преодоления инфляции, экономического кризиса, структурной перестройки экономики, но все они касались раз­витой рыночной системы, предлагали пути стимулирования столетиями действующего рыночного механизма.

В России же рыночный механизм едва начал формироваться. Он, как показал опыт, был не способен самостоятельно, без по­мощи государства, решать задачи, которые поставили реформа­торы. Большинство институтов, необходимых для функциони­рования рынка, в стране отсутствовало. Экономика была пора­жена тяжелейшими деформациями структуры. Этого не спосо­бен был преодолеть самый высоко развитый рыночный меха­низм. Быть может, в этих условиях стоило вспомнить о фран­цузском государственном дирижизме, сумевшем преодолеть структурные диспропорции французской экономики, сложив­шиеся после Второй мировой войны.

Но в 80-90-е гг. мир западных экономистов поклонялся не го­сударству, а рынку. Теоретической основой российских реформ


86                     Государственное регулирование рыночной экономики

было избрано самое популярное в то время течение западной науки — монетаризм. Перенесение на российскую почву весь­ма эффективно работавшей на Западе теории сослужило пло­хую службу не только России, но и самой теории монетаризма, которая стала быстро утрачивать свою былую популярность.

Односторонне избранная монетарная ориентация недоста­точно учитывала опыт реформирования экономики на Западе. Для преодоления кризиса и инфляции во второй половине 70-х — начале 80-х гг. в западных странах использовались не только антиинфляционные предложения монетаризма в области де­нежной политики, но и концепции стимулирования производст­ ва при помощи кардинального изменения налоговой политики, разработанные сторонниками теории предложения.

Монетарная ориентация не учитывала и чрезвычайно низко­го жизненного уровня россиян в тот период, что было несовме­стимо с осуществлением двух важных предложений монетариз­ма: ограничением заработной платы и сокращением бюджет­ных расходов на социальные нужды. Не был принят во внима­ние и весьма специфический менталитет россиян, прежде все­го, воспитанная десятилетиями привычка к государственному патернализму.

Культура экономических преобразований должна опираться на глубокое и всестороннее знание того богатства, которое на­коплено современной наукой. Она предполагает и умение рас­порядиться этим богатым арсеналом, т.е. осуществить правиль­ный выбор из предлагаемых наукой альтернатив. Это, в свою очередь, требует глубокого всестороннего знания социально-экономических условий страны, психологии населения, его го­товности принять предложенную экономическую стратегию и ее цели. Только тогда в стране будет достигнут консенсус, необ­ходимый, как считают создатели теорий государственного регу­лирования экономики всех без исключения направлений, для эффективного осуществления реформ.

Вопросы и задания

1. Согласно современной неоклассической теории рыночный механизм обеспечивает эффективное развитие экономики. Вы­берите правильный ответ:


Глава IV. Теории государственного регулирования экономики         87

а) только при активной поддержке государства;

б) в условиях полностью конкурентной экономики;

в) и в том, и в другом случае.

2. Для обоснования государственной конъюнктурной (анти­
циклической) политики используются теоретические принци­
пы. Найдите правильный ответ:

а) государственного дирижизма;

б) денежного правила М. Фридмена;

в) мультипликационного эффекта воздействия государствен­
ных инвестиций на производство, занятость, национальный до­
ход.

3. Объясните, почему в 80-х гг. правительства разных стран отказались от использования кеинсианства как теоретической основы государственной экономической политики.

4. В конце XX в. правительства развитых стран предпочли применять в государственном регулировании экономики син­тез идей различных направлений экономической мысли. Како­вы причины этого?

© Сорви на Г.Н., 2002


Глава V

Формирование

и функционирование

рыночной

экономики

1. Причины возникновения и этапы формирования

В основе развития рыночных отношений лежит товарное производство — производство про­дуктов для обмена, продажи. Система экономических отноше­ний между производителями и потребителями по поводу куп­ли-продажи товаров, в результате чего формируется спрос и предложение, колеблются цены товаров выражается понятием "рынок". Характеристика рынка как совокупности экономиче­ских отношений по поводу купли-продажи товаров отражает прежде всего его основную функциональную роль в хозяйст­венной системе — обеспечение связи, контакта между продав­цами и покупателями.

Определение рынка многими учеными различных стран связа­но именно с его функциональной ролью. Авторы популярного учебника "Экономикс" К.Макконнелл и С.Брю пишут: "Рынок — это просто механизм или приспособление, осуществляющее контакт между покупателями, или предъявителями спроса, и про­давцами, или поставщиками товара или услуги"1. Р.Пиндайк и

1 Макконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемыи и политика. М.: Республика, 1992. С. 23-24.


Глава V. Формирование и функционирование рыночной экономики     89

Д.Рубинфельд в своем труде "Микроэкономика" определяют ры­нок как "совокупность покупателей и продавцов, взаимодействие которых приводит в итоге к возможности обмена"1. Авторы учеб­ника "Экономика" С.Фишер, Р.Дорнбуш и Р.Шмалензи считают, что "рынок — это совокупность условий, благодаря которым по­купатели и продавцы товара (услуги) вступают в контакт друг с другом с целью покупки или продажи этого товара (услуги)"2. Авторы российского учебника "Курс экономической теории" пи­шут: "Рынок — это способ взаимодействия производителей и по­требителей, основанный на децентрализованном, безличностном механизме ценовых сигналов"1. Хотя приведенные выше опреде­ления рынка отличаются друг от друга, но общим в них остается указание на отношения купли — продажи товаров.

Отношения по поводу движения товаров возникли несколь­ко веков назад и прошли сложный путь развития. До возникно­вения капитализма товарно-денежные отношения и обмен имели подчиненное значение в рамках натурального хозяйства. Становление рыночных связей как системы, отличительными чертами которой являются целостность, всеобъемлемость и са­мовоспроизводство, произошло в условиях капиталистическо­го машинного производства. Рыночные отношения стали гос­подствующими, что обусловило формирование такого специ­фического явления, как система "рыночного хозяйства".

Рыночное хозяйство представляет собой исторически опре­деленную форму организации экономической жизни общества. Его основа — отношения купли-продажи между субъектами этой системы. В условиях функционирования такого хозяйства рынок правомерно характеризовать не только с точки зрения его функционального назначения, но и как особую экономиче­скую систему, способную к самовоспроизводству.

Становление рыночных отношений — объективно обуслов­ленный процесс. Он связан с поисками наиболее рационально­го поведения людей в условиях недостатка экономических ресурсов, стесненности производственных возможностей

' Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. М.: Экономика, 1992. С. 21.

2 Фишер С.,Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М.: Дело, 1993. С. 778.

3 Курс экономической теории. Учебник/ Ред. М.Н.Чепурин, Е.А.Киселева.
Киров, 1994. С. 76


90                     Государственное регулирование рыночной экономики

человека и безграничности его потребностей в разнообразных благах. Ограниченность присуща любому виду ресурсов: труду, земле, сырью, капитально-техническим средствам. В целях бо­лее полного удовлетворения потребностей человека и общества люди преодолевали ее в процессе развития и углубления обще­ственного разделения труда. На это обстоятельство указывал еще А.Смит в своей работе "Исследование о природе и причи­нах богатства народов" (1776 г.)1.Общественное разделение тру­да обусловило его специализацию. Появлялись и появляются все новые и новые виды хозяйственной деятельности, что обес­печивает рост производительности труда, снижение затрат на производство продукта.

С углублением и совершенствованием общественного разде­ления труда, с ростом специализации производства формиро­вался новый тип (по сравнению с продуктообменом) экономи­ческих связей между производителями и потребителями. Они приобретали все более устойчивый и постоянный характер. Производство продукта специально для обмена превратило его в товар.

Общественное разделение труда и развитие на его основе про­изводительных сил послужили имущественному обособлению субъектов хозяйственной деятельности и возникновению част­ной собственности. Частная собственность — одна из историче­ски развившихся видов производственной обособленности и финансово-хозяйственной самостоятельности товаропроизво­дителей. Частная собственность на условия и результаты произ­водства позволяет производителю самостоятельно решать, ка­кие товары и в каком количестве производить, как и каким спо­собом это делать, для кого производить. Самостоятельное реше­ние производственных и сбытовых проблем, свобода в рамках объективных обстоятельств самостоятельно принимать реше­ния, составляют элементы хозяйственной обособленности и экономической независимости товаропроизводителей.

Следовательно, решающими условиями возникновения ры­ночных отношений является общественное разделение труда и экономическое обособление товаропроизводителей. Каждое из

1 См.: Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1962. С. 21.


Глава V. Формирование и функционирование рыночной экономики                   91

этих условий в отдельности, будучи необходимым, не может считаться достаточным. В самом деле, истории известны древ­ние сообщества, где труд был довольно глубоко разделен, но рыночных отношений там не было, поскольку продукты созда­вались сообща и принадлежали всем. Иное дело, когда появи­лась экономическая обособленность производителей. Нача­лось с того, что обособились друг от друга общины, роды, пле­мена. Между ними и возникли первые отношения обмена, как между обособленными собственниками продукта.

Однако поначалу обмен носил случайный характер, посколь­ку серьезного разделения труда между общинами не было. Это говорит о том, что сама по себе экономическая обособлен­ность — также не причина для товарно-денежных отношений. Она становится таковой лишь в сочетании с общественным разделением труда. История свидетельствует, что по мере углуб­ления разделения труда и развития экономической обособлен­ности в ее частную форму укреплялись и рыночные связи.

С возникновением частной собственности экономическая обособленность приобрела более зрелые черты. Купля-прода­жа, рынок встали на прочные ноги. Наибольшего развития ры­ночное общество достигает при капитализме, ибо здесь обще­ственное разделение труда имеет гигантские масштабы, а про­изводители отделены друг от друга прочным барьером частно­владельческих отношений. Поэтому здесь единственно воз­можной формой связи является связь рыночная. Продавец, ре­ализуя товар, теряет на него право собственности, а покупатель, уплатив за него становится его собственником.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.234.83 (0.086 с.)