Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теории кейнсианства. Кейнсианская экономическая политика
Основы кейнсианского направления экономической мысли были заложены английским экономистом Дж.М.Кейнсом (1883-1946) в его книге "Общая теория занятости, процента и денег", опубликованной в 1936 г. Как и неоклассики, экономисты этого направления являются сторонниками рыночной экономики, т.е. экономики, жизнь которой организует, координирует и направляет преимущественно рынок — механизм свободных цен, прибылей и убытков, равновесия спроса и предложения. Однако оценка возможностей этого механизма у них другая. По этой причине отличается и точка зрения на место, цели, роль, функции государства в экономике. " Провалырынка". Кейнс и его последователи создали стройную концепцию экономической системы, регулируемой как рынком, так и государством. Эту систему нередко называют кейнсианской смешанной экономикой. Концепция кейнсианцев включает следующие основные положения: а) оценка стихийного рыночного механизма и причин государственного вмешательства в экономику; б) формирование целей такого вмешательства; в) определение направлений, форм и методов государственного регулирования экономики. Оценивая плюсы рыночной системы, кейнсианцы, как и большинство экономистов других направлений, отмечают, что рынок — это один из самых удивительных общественных институтов, созданных историей человеческого общества. Рыночная система чрезвычайно динамична, дает широкий простор изменениям, восприимчива к нововведениям, гибко приспосабливается к новым потребностям. Однако, как убеждены кейнсианцы, это не означает, что рыночному механизму удается эффективно решать абсолютно все экономические проблемы и что рыночная система не имеет минусов. Во-первых, рыночная экономика внутренне неустойчива. Для нее характерны циклический характер воспроизводства, когда бурный рост сменяется кризисным спадом, а также безработица, особенно увеличивающаяся в годы кризиса. Во-вторых, (и этот аспект кейнсианцы выделяют особо), рыночная система безразлична к социальному результату. В рыночной экономике 76 Государственное регулирование рыночной экономики царствуют богатство и доход. Только они дают доступ к товарам и услугам. Те, кто не имеет богатства и по тем или иным причинам не может производить, не в состоянии получить доход при помощи, рыночного механизма. Но и у тех, кто имеет доход и способен производить, возникают проблемы. Унаследовавшие большие состояния имеют доступ к доходам, хотя сами ничего не произвели. Да и удачливость в рыночной экономике определяет размер дохода в не меньшей степени, чем трудолюбие, квалификация или талант. Это значит, подчеркивают кейнсианцы, что распределение дохода, обусловленное действием рыночных сил, отнюдь не соответствует представлениям общества о социальной справедливости.
К тому же не все блага и услуги могут быть оценены рынком. К их числу относятся, прежде всего, так называемые общественные блага: национальная оборона, охрана общественного порядка, прогнозы погоды, уличное освещение, результаты фундаментальных научных исследований и др. Рынок оказывается неэффективным и в случае с так называемыми внешними эффектами, связанными прежде всего с загрязнением окружающей среды. Преодоление "провалов рынка" требует активного вмешательства государства, которому надлежит выполнять функцию "встроенного стабилизатора", ликвидируя (или нивелируя) неустойчивость — как экономическую, так и социальную. Оно призвано стать необходимым дополнением к рынку, заполняя бреши, решая вопросы, которые оказываются не по силам рыночному регулированию. Известный американский экономист лауреат Нобелевской премии П.Самуэльсон считает, что в результате создается смешанная экономика, которая фактически является гигантской системой общего страхования от наихудших бедствий экономической жизни. На основе общей концепции кейнсианцы разработали конкретные формы и методы государственной экономической политики в смешанной системе. Наибольшее признание в практике государственного регулирования экономики получили теории антициклического (сейчас его чаше называют конъюнктурным) регулирования и экономического роста. Антициклическое (конъюнктурное) регулирование. Главное направление государственной антициклической политики, по мнению кейнсианцев, — это воздействие на инвестиции. Ос-
Глава IV. Теории государственного регулирования экономики 77 новными ее инструментами являются государственный бюджет, налоговая политика, регулирование нормы процента. В условиях экономического спада предлагается стимулировать расширение инвестиций, во-первых, с помощью увеличения государственных расходов на закупки товаров и услуг в целях компенсации недостающего частного спроса; во-вторых, путем влияния на норму банковского процента. В целях расширения инвестиций она не должна быть слишком высокой. Это влияние, по мнению кейнсианцев, государство обеспечивает за счет выпуска в обращение дополнительных денег, в результате чего возможна умеренная инфляция. И, наконец, в-третьих, воздействие на инвестиционный процесс государство осуществляет, регулируя ставки налогообложения, с тем, чтобы повысить как производственный, так и потребительский спрос (см. схему 3). Уровень процента Норма прибьши Инвестиции Объем производства, занятость Государственные расходы Схема 3. Концепция Дж.М.Кейнса: пути стимулирования спроса Такова система государственных мер, стимулирующих расширение производства в условиях спада. В периоды же начинающегося бума, грозящего кризисом перепроизводства, предлагаются государственные мероприятия, ограничивающие рост инвестиций, а, следовательно, и производства. Стимулирование экономического роста. Большой интерес на Западе вызвали концепции экономического роста. Именно благодаря теориям роста кейнсианские рекомендации широко использовались правительствами всех развитых капиталистичес- 78 Государственное регулирование рыночной экономики ких стран в 50-60-х гг. XX века. Важнейшим фактором экономического роста в рассматриваемых теориях считается объем инвестиций. Из методов регулирования решающее значение придается государственным расходам, расширение которых обеспечивается в определенной степени дефицитным финансированием. Основная цель роста государственных расходов — увеличение эффективного спроса со стороны самого государства и создание благоприятных условий для частных капиталовложений. Важнейшие направления государственных расходов, согласно этой концепции, — научные исследования, производственная и социальная инфраструктура (образование, подготовка и переподготовка кадров, медицинское обслуживание). И теории роста, и антициклическое регулирование экономики отводят главную роль государственному воздействию на инве стиции. Кейнс и его последователи обосновывают свой подход принципом мультипликации. Согласно ему, инвестиции, осуществляемые правительством, благоприятно сказываются на динамике национального дохода, занятости и потребления. Механизм его действия следующий. Отрасли, получившие первоначальный толчок, способствуют расширению производства в сырьевых отраслях и в смежных производствах. Это в свою очередь приводит к росту занятости и повышению спроса на потребительские товары, что вызывает расширение производства в отраслях, производящих предметы потребления. Так возникает цепная реакция, в результате которой происходит возрастание национального дохода, обеспечивается полная занятость ресурсов труда и капитала.
Использование кейнсианских концепций в практике государственного регулирования экономики США и большинства стран Западной Европы породило у многих западных обществоведов и политиков уверенность в том, что найдена почти идеальная модель смешанной экономики. В ней рыночные рычаги обеспечивают эффективность, а государство — дополняет, поправляет, заполняет ниши, оставленные частным предпринимательством и рынком, добиваясь экономической и социальной стабильности. Многие факты экономического развития свидетельствовали о том, что удалось в определенной степени сгладить цикл. Политика экономического роста стимулировала НТР и использование ее достижений в самых различных сфе- Глава IV. Теории государственного регулирования экономики 79 рах экономики. Этому способствовали также государственные вложения в отрасли производственной инфраструктуры. Расходы правительства на образование, подготовку и переподготовку кадров сделали возможным формирование совокупного работника новой, обусловленной требованиями НТР квалификации. И все же на каком-то витке своенравные законы рыночной экономики вырвались из-под власти кейнсианства. Ярким свидетельством тому был мировой экономический кризис середины 70-х гг. Стало очевидным, что выдвинутые кейнсианской теорией задачи — ликвидировать "вредные" для общества последствия рыночной капиталистической экономики, сохранив ее положительные черты, — в длительной перспективе трудно разрешимы. За предпринимательскую инициативу и эффективность приходится расплачиваться и неустойчивостью, и безработицей, и неравенством, и другими нежелательными последствиями. Но расплачиваться необходимо ради того, чтобы не потерять импульса к непрерывному движению, без которого капитал перестает быть капиталом. Так считают неоклассики. Для кейнсианцев же альтернатива "экономическая эффективность" или "социальная справедливость" скорее решается в пользу последней. Цели государственной экономической политики, с их точки зрения, — это высокий уровень занятости рабочей силы, стабильность экономического развития, стимулирование экономического роста, социальная политика, обеспечение социальной справедливости в распределении. 3. Концепция индикативного планирования. Государственный дирижизм
После окончания Второй мировой войны многие страны Западной Европы обратились к государственному планированию экономики как к ведущему методу послевоенных преобразований и дальнейшего стимулирования развития народного хозяйства. Главную роль в создании принципиально новой концепции, предполагающей введение элементов управления рыночны ми процессами, играли экономисты институционального направления. В их числе наиболее заметными были французский экономист Фр.Перру, лауреаты Нобелевской премии голландец Я.Тинберген и швед Г.Мюрдаль. 80 Государственное регулирование рыночной экономики В разработке концепции государственного планирования экономики, получившего название "индикативного", приняли участие специалисты многих западноевропейских стран, поэтому возможно представить ее в наиболее общем виде. При этом необходимо помнить, что в каждой стране концепция отличалась определенным своеобразием, отражающим особенности исторических, социально-экономических, культурных и других условий этого государства. Основные принципы индикативного плана. Основу концепции составляет идея "согласованного хозяйства", предполагающая добровольное согласие всех заинтересованных субъектов на осуществление задач, содержащихся в плане. При этом предоставляется свобода выбора и принятия решений, сохраняется конкуренция, возможность конфликтов. План назван индикативным. Это означает что он рекоменда тельный, указывающий, не предполагающий какой-то специальной ответственности за невыполнение. В то же время, по отношению к рынку, это волевое вмешательство государства, его большее или меньшее влияние на поведение хозяйствующих субъектов, на их выбор. Для государственного сектора применяются и элементы обязательности. Концепция индикативного плана включает следующие позиции: а) прогнозирование важнейших процессов на длительную, б) составление более или менее детальных программ, ориен в) определение средств реализации плана. В их числе предус Глава IV. Теории государственного регулирования экономики 81 г) выработка экономических, политических и администра
д) перманентная корректировка планов и модификация ме После Второй мировой войны концепция индикативного планирования экономики претворялась в жизнь в двенадцати странах Европы и в Японии. Во Франции с 1947 г. осуществлялись пятилетние планы. В Голландии с 1948 г. составлялись пятилетние планы, кроме того был разработан долгосрочный прогноз на 1950-1970 гг., а на 1960-1980 проведено "исследование экономических возможностей" страны. В Норвегии с 1949 г. действовали четырехлетние планы, в Швеции с 1948 — пятилетние. Япония с 1948 г. планировала пятилетки. Помимо этих стран, использовали национальное программирование и индикативное планирование экономики после Второй мировой войны Греция, Португалия, Италия, Ирландия, Бельгия, Англия, Исландия, Испания. Вера в неограниченные возможности научно —технического прогресса, его способность преобразовать общество, государство и самих людей придавала идеям планирования, разрабатываемым институционалистами, необыкновенную привлекательность, сделала их научные труды исключительно популярными в самых широких кругах населения Европы середины XX века. Французский государственный дирижизм. Создатели французской системы планирования, широко известной как "государственный дирижизм", нашли целый ряд новых дополнительных подходов к проблеме государственного планирования в условиях рыночной экономики. Они сумели учесть особенности социально — экономического и политического положения Франции после Второй мировой войны. Восстановление экономики, ее модернизация, реконструкция старых и создание новых отраслей производства, ускорение темпов экономического роста и преодоление отставания от уровня производства других развитых стран — все эти задачи невозможно было решить только при помощи прогнозирования, планирования и программирования экономики. Понадобилось государственное участие в формировании новой струк- 82 Государственное регулирование рыночной экономики туры экономики, государственное управление всем процессом перестройки хозяйства. Государство должно было стать дириже ром экономической игры. Так считали французские экономисты, сторонники социологической школы, близкой по основным идеям к институционализму. Значительную роль в обосновании самой возможности государственного дирижизма в рыночной экономике сыграла кон цепция рынка, которую разработал глава социологической школы Фр.Перру. В своих работах он отмечал, что современный реально существующий рынок не соответствует идеальным представлениям либеральных экономистов. Механизм свободной конкуренции не выполняет более роли регулятора равновесия, ибо рынок структурно преобразован монополиями и вмешательством других институтов. Поведение экономических агентов обусловлено правилами игры, порождаемой не механизмом обмена товаров, а соотношением сил партнеров по экономической деятельности. Ведя настойчивый поиск истинных дирижеров экономической игры, Перру обосновал необходимость заметного усиления воздействия государства на экономику. Для претворения в жизнь идей французских экономистов существовали благоприятные объективные условия. В результате послевоенной национализации ряда отраслей промышленности (угольная, железнодорожный транспорт, электроэнергетика и др.), пяти крупных коммерческих банков и целого ряда других объектов в стране сложился значительных размеров государственный сектор, который мог стать и основой, и средством экономических преобразований. Создавая теоретическую основу для принятия экономических решений в практике планирования, главную задачу сторонники социологической школы видели в том, чтобы добиться структурной перестройки французской экономики, роста кон центрации производства и капитала в целях приспособления к внешней конкуренции, обеспечения конкурентоспособности французских товаров на мировом рынке. Одной из важнейших теоретических "находок" Перру и его сподвижников, получивших эффективное применение в практическом построении индикативных планов, был принцип избирательности государственной политики, положенный в основу концепции "привиле- Глава IV. Теории государственного регулирования экономики 83 гированных точек применения силы". Современные, новейшие отрасли, — считали ее приверженцы, — отрасли тяжелой промышленности, химии, общего машиностроения, нефтепереработки — это моторы, движущие силы прогресса. Они или совершенствуют другие отрасли (например, электроника), или подготавливают массовые нововведения в будущем (такова роль атомной энергетики). Именно развитие этих отраслей-моторов и должно быть целью избирательной политики правительства, ибо они увеличивают масштабы и темпы экономической экспансии нации, модифицируют структуру всей национальной экономики. В результате подобных действий правительства мог быть обеспечен, по мысли французских экономистов, гармонизированный рост. Однако его непременным условием являлось согласие с экономическими ориентирами правительства всех групп населения, смягчение всех социальных напряжений. Концепции Фр.Перру и его единомышленников использовались при формировании системы индикативного планирования экономики. В1946 г. был издан декрет о создании во Франции Генерального комиссариата планирования, а в следующем 1947 г. принят план ("Монне") на 1947-1950 гг., который был продлен до 1952 г. включительно. Затем в 1953-1957 гг. действовал второй план ("Гирша"). Потом последовали третий (1957-1961), четвертый (1962-1965), пятый (1966-1970), шестой (1971-1975) и седьмой (1976-1980) планы. В 60-х — 70-х гг. начался отход государственной экономической политики от ее первоначальных теоретических позиций дирижизма. Исключительную роль в этом сыграли участие Франции в ЕЭС и отказ от традиционного протекционизма. Введение конвертируемости валюты, увеличение свободного движения капитала и рабочей силы существенно затрудняли прежнюю экономическую политику. Усиливалось воздействие конъюнктуры рынка на экономику страны, что ухудшало возможности прогнозирования и предвидения. Но самое главное — укрепились (с большой помощью государства) позиции крупного капитала, который все менее был заинтересован в существенной государственной регламентации. Конъюнктурная политика получила значительное преимущество перед политикой долгосрочного роста. 34 Государственное регулирование рыночной экономики В последней уже не было особой необходимости. Главные стратегические задачи, связанные с перестройкой структуры экономики и повышением конкурентоспособности французского капитала на мировом рынке были, в основном, решены. Новое время, иные социально-экономические и политические условия, требовали и новой государственной экономической политики. Как и другие страны, Франция в последние десятилетия XX в. предпочла неоклассические концепции, хотя и сохранила некоторые механизмы индикативного планирования. 4. Условия эффективного применения теорий в практике государственного регулирования экономики В предыдущем изложении рассмотрены не только экономические теории государственного регулирования, но и опыт их применения в практике реформ США и Западной Европы. Все это государства с развитой рыночной экономикой. Какие же выводы можно сделать относительно условий, определивших как успех, так и неудачи преобразований? Во всех случаях, когда реформы оказывались эффективными, в их основе лежала тщательно обоснованная стратегия. Последняя, в свою очередь, опиралась на экономическую теорию (или ряд взаимосвязанных теоретических позиций). Это позволяло четко определить цели реформ, возможности и границы использования рыночного механизма, место, роль и функции государства, его взаимодействие с законами рынка. Успех приносило применение тех теоретических принципов, которые наиболее точно отражали не только экономические закономерности, но и специфику страны, т. е. исторические, социально-экономические особенности, своеобразие менталитета населения, своеобразие этапа развития. Таким образом, важнейшим условием эффективности реформ был правильный вы бор концепции из многих альтернатив, предлагаемых современной наукой. В то же время опыт длительного использования государством определенных теорий свидетельствует об ограниченности научных знаний. Теории не свободны от ошибок, которые обычно выявляются лишь с течением времени. Кроме того, даже са- Глава IV. Теории государственного регулирования экономики 85 мые передовые научные знания рано или поздно устаревают, особенно в таком быстро меняющемся мире, как рыночная экономика. Ошибок не избежали ни кейнсианство, ни монетаризм, ни институционализм. В частности, кейнсианцы, научив государство непомерно расходовать бюджетные средства, не учли опасность, которую несет рыночной экономике инфляция, и не предусмотрели мер ее ограничения. Монетаристы настаивали в 70-х гг. на повышении банковского процента как одной из существенных мер антиинфляционной политики, не учитывая возможного отрицательного воздействия этой меры на предпринимательскую активность в условиях имевшей место в тот период стагнации экономики. Французские "дирижис-ты" предлагали усилить государственное вмешательство в экономику в условиях растущей интернационализации капитала и развития европейской интеграции, требующей, напротив, либерализации экономики. Очень большое значение как для практики государственного регулирования экономики, так и для ее теоретического отражения, имеет опыт российских реформ начала 90-х гг. Опыт, к сожалению, неудачный. Мировая экономическая наука в то время не имела (и не могла иметь) теории перехода от командно-административной системы к рыночной. В ее арсенале были концепции преодоления инфляции, экономического кризиса, структурной перестройки экономики, но все они касались развитой рыночной системы, предлагали пути стимулирования столетиями действующего рыночного механизма. В России же рыночный механизм едва начал формироваться. Он, как показал опыт, был не способен самостоятельно, без помощи государства, решать задачи, которые поставили реформаторы. Большинство институтов, необходимых для функционирования рынка, в стране отсутствовало. Экономика была поражена тяжелейшими деформациями структуры. Этого не способен был преодолеть самый высоко развитый рыночный механизм. Быть может, в этих условиях стоило вспомнить о французском государственном дирижизме, сумевшем преодолеть структурные диспропорции французской экономики, сложившиеся после Второй мировой войны. Но в 80-90-е гг. мир западных экономистов поклонялся не государству, а рынку. Теоретической основой российских реформ 86 Государственное регулирование рыночной экономики было избрано самое популярное в то время течение западной науки — монетаризм. Перенесение на российскую почву весьма эффективно работавшей на Западе теории сослужило плохую службу не только России, но и самой теории монетаризма, которая стала быстро утрачивать свою былую популярность. Односторонне избранная монетарная ориентация недостаточно учитывала опыт реформирования экономики на Западе. Для преодоления кризиса и инфляции во второй половине 70-х — начале 80-х гг. в западных странах использовались не только антиинфляционные предложения монетаризма в области денежной политики, но и концепции стимулирования производст ва при помощи кардинального изменения налоговой политики, разработанные сторонниками теории предложения. Монетарная ориентация не учитывала и чрезвычайно низкого жизненного уровня россиян в тот период, что было несовместимо с осуществлением двух важных предложений монетаризма: ограничением заработной платы и сокращением бюджетных расходов на социальные нужды. Не был принят во внимание и весьма специфический менталитет россиян, прежде всего, воспитанная десятилетиями привычка к государственному патернализму. Культура экономических преобразований должна опираться на глубокое и всестороннее знание того богатства, которое накоплено современной наукой. Она предполагает и умение распорядиться этим богатым арсеналом, т.е. осуществить правильный выбор из предлагаемых наукой альтернатив. Это, в свою очередь, требует глубокого всестороннего знания социально-экономических условий страны, психологии населения, его готовности принять предложенную экономическую стратегию и ее цели. Только тогда в стране будет достигнут консенсус, необходимый, как считают создатели теорий государственного регулирования экономики всех без исключения направлений, для эффективного осуществления реформ. Вопросы и задания 1. Согласно современной неоклассической теории рыночный механизм обеспечивает эффективное развитие экономики. Выберите правильный ответ: Глава IV. Теории государственного регулирования экономики 87 а) только при активной поддержке государства; б) в условиях полностью конкурентной экономики; в) и в том, и в другом случае. 2. Для обоснования государственной конъюнктурной (анти а) государственного дирижизма; б) денежного правила М. Фридмена; в) мультипликационного эффекта воздействия государствен 3. Объясните, почему в 80-х гг. правительства разных стран отказались от использования кеинсианства как теоретической основы государственной экономической политики. 4. В конце XX в. правительства развитых стран предпочли применять в государственном регулировании экономики синтез идей различных направлений экономической мысли. Каковы причины этого? © Сорви на Г.Н., 2002 Глава V Формирование и функционирование рыночной экономики 1. Причины возникновения и этапы формирования В основе развития рыночных отношений лежит товарное производство — производство продуктов для обмена, продажи. Система экономических отношений между производителями и потребителями по поводу купли-продажи товаров, в результате чего формируется спрос и предложение, колеблются цены товаров выражается понятием "рынок". Характеристика рынка как совокупности экономических отношений по поводу купли-продажи товаров отражает прежде всего его основную функциональную роль в хозяйственной системе — обеспечение связи, контакта между продавцами и покупателями. Определение рынка многими учеными различных стран связано именно с его функциональной ролью. Авторы популярного учебника "Экономикс" К.Макконнелл и С.Брю пишут: "Рынок — это просто механизм или приспособление, осуществляющее контакт между покупателями, или предъявителями спроса, и продавцами, или поставщиками товара или услуги"1. Р.Пиндайк и 1 Макконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемыи и политика. М.: Республика, 1992. С. 23-24. Глава V. Формирование и функционирование рыночной экономики 89 Д.Рубинфельд в своем труде "Микроэкономика" определяют рынок как "совокупность покупателей и продавцов, взаимодействие которых приводит в итоге к возможности обмена"1. Авторы учебника "Экономика" С.Фишер, Р.Дорнбуш и Р.Шмалензи считают, что "рынок — это совокупность условий, благодаря которым покупатели и продавцы товара (услуги) вступают в контакт друг с другом с целью покупки или продажи этого товара (услуги)"2. Авторы российского учебника "Курс экономической теории" пишут: "Рынок — это способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном, безличностном механизме ценовых сигналов"1. Хотя приведенные выше определения рынка отличаются друг от друга, но общим в них остается указание на отношения купли — продажи товаров. Отношения по поводу движения товаров возникли несколько веков назад и прошли сложный путь развития. До возникновения капитализма товарно-денежные отношения и обмен имели подчиненное значение в рамках натурального хозяйства. Становление рыночных связей как системы, отличительными чертами которой являются целостность, всеобъемлемость и самовоспроизводство, произошло в условиях капиталистического машинного производства. Рыночные отношения стали господствующими, что обусловило формирование такого специфического явления, как система "рыночного хозяйства". Рыночное хозяйство представляет собой исторически определенную форму организации экономической жизни общества. Его основа — отношения купли-продажи между субъектами этой системы. В условиях функционирования такого хозяйства рынок правомерно характеризовать не только с точки зрения его функционального назначения, но и как особую экономическую систему, способную к самовоспроизводству. Становление рыночных отношений — объективно обусловленный процесс. Он связан с поисками наиболее рационального поведения людей в условиях недостатка экономических ресурсов, стесненности производственных возможностей ' Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. М.: Экономика, 1992. С. 21. 2 Фишер С.,Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М.: Дело, 1993. С. 778. 3 Курс экономической теории. Учебник/ Ред. М.Н.Чепурин, Е.А.Киселева. 90 Государственное регулирование рыночной экономики человека и безграничности его потребностей в разнообразных благах. Ограниченность присуща любому виду ресурсов: труду, земле, сырью, капитально-техническим средствам. В целях более полного удовлетворения потребностей человека и общества люди преодолевали ее в процессе развития и углубления общественного разделения труда. На это обстоятельство указывал еще А.Смит в своей работе "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1776 г.)1.Общественное разделение труда обусловило его специализацию. Появлялись и появляются все новые и новые виды хозяйственной деятельности, что обеспечивает рост производительности труда, снижение затрат на производство продукта. С углублением и совершенствованием общественного разделения труда, с ростом специализации производства формировался новый тип (по сравнению с продуктообменом) экономических связей между производителями и потребителями. Они приобретали все более устойчивый и постоянный характер. Производство продукта специально для обмена превратило его в товар. Общественное разделение труда и развитие на его основе производительных сил послужили имущественному обособлению субъектов хозяйственной деятельности и возникновению частной собственности. Частная собственность — одна из исторически развившихся видов производственной обособленности и финансово-хозяйственной самостоятельности товаропроизводителей. Частная собственность на условия и результаты производства позволяет производителю самостоятельно решать, какие товары и в каком количестве производить, как и каким способом это делать, для кого производить. Самостоятельное решение производственных и сбытовых проблем, свобода в рамках объективных обстоятельств самостоятельно принимать решения, составляют элементы хозяйственной обособленности и экономической независимости товаропроизводителей. Следовательно, решающими условиями возникновения рыночных отношений является общественное разделение труда и экономическое обособление товаропроизводителей. Каждое из 1 См.: Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1962. С. 21. Глава V. Формирование и функционирование рыночной экономики 91 этих условий в отдельности, будучи необходимым, не может считаться достаточным. В самом деле, истории известны древние сообщества, где труд был довольно глубоко разделен, но рыночных отношений там не было, поскольку продукты создавались сообща и принадлежали всем. Иное дело, когда появилась экономическая обособленность производителей. Началось с того, что обособились друг от друга общины, роды, племена. Между ними и возникли первые отношения обмена, как между обособленными собственниками продукта. Однако поначалу обмен носил случайный характер, поскольку серьезного разделения труда между общинами не было. Это говорит о том, что сама по себе экономическая обособленность — также не причина для товарно-денежных отношений. Она становится таковой лишь в сочетании с общественным разделением труда. История свидетельствует, что по мере углубления разделения труда и развития экономической обособленности в ее частную форму укреплялись и рыночные связи. С возникновением частной собственности экономическая обособленность приобрела более зрелые черты. Купля-продажа, рынок встали на прочные ноги. Наибольшего развития рыночное общество достигает при капитализме, ибо здесь общественное разделение труда имеет гигантские масштабы, а производители отделены друг от друга прочным барьером частновладельческих отношений. Поэтому здесь единственно возможной формой связи является связь рыночная. Продавец, реализуя товар, теряет на него право собственности, а покупатель, уплатив за него становится его собственником.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.234.83 (0.086 с.) |